Инновационная деятельность на базе Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан»

Сергеева Елена Алексеевна

Инновационная деятельность в республиканской инновационной площадке (РИП) «Организационно-методическое обеспечение внедрения инновационных образовательных технологий и форм, методов, средств обучения и воспитания» по теме: "Опыт эффективного использования современных проектных технологий при обучении биологии в интеграции с предметами естественно-математического цикла".

Участник Всероссийской экспериментально - творческой группы педагогов ЦПИ им. К.Д.Ушинского «Новое образование» - тема «Применение современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ЭКОЛОГО-ТУРИСТСКИХ ПРОЕКТОВ

Е.А.Сергеева

МБОУ «Гимназия №94», г. Казань, Российская Федерация

Исследователи долгие годы спорят о целях образования и воспитания ребенка, о значении знаний и опыта в современной образовательной системе. Наша главная цель – помочь ребятам найти себя. Мы хотим, чтобы обучение для наших учеников стало потребностью, а не тяжкой обузой, чтобы оно способствовало развитию личности ребенка. Ведь в понятие «умственное развитие» входят не сами знания, а возможность человека их приобретать и применять, переносить имеющиеся знания в относительно новые условия. Мы вовсе не отрицаем, важность знаний, а наоборот, считаем, что их следует собирать отовсюду, как пчелы собирают мед. Но ценны не только сами знания, но и процесс их получения, который определяется используемой технологией обучения

По определению, педагогическая технология – совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка. На наш взгляд, педагогические технологии – это многообразие методов и приемов, которые позволяют достичь высокого результата в образовательной деятельности.

С 1998 года коллектив нашей гимназии работает в системе развивающего обучения по Д.Б. Эльконину - В.В. Давыдову. Сознательное отношение к учению основано на познавательном интересе как основном мотиве учебной деятельности. Он в свою очередь возникает как реакция на новизну и полезность усваиваемых знаний, приобретаемого умения анализировать и оценивать реальные события и увереннее ориентироваться в них. С познавательным интересом развивается и новая потребность – потребность в постоянном духовном росте. Учитель, осуществляя правильную организацию учебной деятельности, управляет действиями ученика, стимулируя их активность, благодаря чему ученик сам обучается и сам воспитывается, а учитель своим умелым управлением способствует этому и, тем самым, его развитию. Таким образом, используя технологии развивающего обучения, учитель должен научить учиться, научить мыслить от абстрактного к конкретному, развить у учащихся основы теоретического мышления, способность к рефлексии, позволяющей им заниматься самоанализом, уверенно отделять известное от неизвестного, определять самостоятельно, каких знаний или какой информации им не хватает для решения новой учебной задачи.

В современном обществе меняются приоритеты образования: в новом Федеральном государственном образовательном стандарте 2009 г. был продекларирован главный приоритет современного образования – воспитание человека развивающегося. Именно благодаря используемой технологии развивающего обучения наша гимназия достаточно легко перешла на обучение в рамках ФГОС.

В гимназии создана комфортная развивающая образовательная среда, в которой раскрываются творческие возможности учащихся. Одним из ее компонентов является туристско-краеведческая деятельность, которая развивается у нас в гимназии и благодаря  межпредметным связям.

Накопленный опыт стал основой программы «Разработка и реализация эколого-туристских проектов с использованием математических методов исследования». Данная экспериментальная программа была апробирована в 2014-2016 годах.

Актуальность данной программы определяется требованиями ФГОС и  к воспитанию личности выпускника. Известно, что стандарт ориентирован на становление таких личностных характеристик ученика как любовь к родному краю и Отечеству, активное и заинтересованное познание мира, социальная активность, уважение к людям, выполнение правил здорового и экологически целесообразного образа жизни. Программа внеурочной деятельности, предлагаемая нами, основанная  на  разработке социальных и исследовательских проектов, которые реализуются в активной туристической деятельности,  наилучшим образом позволяет нам воспитать именно такого выпускника

Цель программы: развитие творческой и социальной активности учащихся через вовлечение их в разработку и реализацию эколого-туристических проектов.

Задачи:

- Создать условия для формирования у учащихся интереса к туристической деятельности.

- Организовать занятия для получения необходимых знаний на основе  развивающих  технологий.

- Оказать помощь учащимся в разработке и реализации проектов.

- Воспитывать социальную активность и неравнодушное отношение к окружающей среде, ответственное отношение к своему здоровью.

- Провести презентацию проектов учащихся на разных уровнях.

Данная программа была  разработана для внеурочной деятельности по биологии и математике в   8-9 классах Программа соответствует уровню предметной подготовки учащихся данного возраста, их опыту туристической деятельности, возрастным психологическим особенностям. Программа опирается на такие психологические характеристики подростка как нацеленность его на масштабные перспективы, стремление к новому, неизведанному, желание приобщиться к разным сторонам деятельности, приобрести новые качества и умения. Подростки хотят знать и уметь что-то по-настоящему, поэтому они часто выходят за рамки школьной программы. В то же время туристическая и проектная деятельность на основе  межпредметных связей обеспечивает реализацию индивидуальных  стремлений учащихся, в т.ч. интеллектуальных и  лидерских. Как только подросток испытает ситуацию успеха во внеурочной деятельности, там, где он может быть успешным, тогда он может данный опыт попробовать перенести в учебную деятельность. Любое достижение, любой успех дает подростку чувство уверенности и чувство «нужности», так необходимое в подростковом возрасте. Так же любая ситуация успеха помогает подростку стать значимым в обществе сверстников. Проектно-исследовательская деятельность в союзе с туризмом способствует полному развитию всех способностей подростков данного возраста.

Работа по этой программе дает нам возможность максимально активизировать мыслительную и познавательную активность учащихся во внеурочной деятельности, поставить основной акцент в обучении на самостоятельную поисковую и творческую деятельность учащихся, позволяет формировать активную жизненную позицию.

Главные идеи программы:

- вовлечение учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую деятельность, занятие проектно-исследовательской деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, и это происходит зачастую на высоком уровне трудности;

- самостоятельное определение учащимися объектов исследования, целей и задач будущих проектов, рождающихся в туристских походах, так как тема исследования, за которую берётся обучающийся, не должна быть надуманной взрослым, она должна быть интересной и настоящей, а значит, реально выполнимой;

- поэтапная подготовка учащихся к разработке, реализации и защите экологических проектов;

- интегрирование знаний из разных предметных областей, в том числе из экологии и математики;

- разработка оригинальных методов исследовательской деятельности, обучающийся привносит в работу что-то своё, неповторимое, пронизанное своими мироощущением и мировосприятием;

- выбор собственной предметной деятельности позволяет школьнику самостоятельно анализировать результаты и последствия своей деятельности, порождает рефлексию, что приводит к появлению новых планов и замыслов, которые в дальнейшем конкретизируются и воплощаются в новые исследования;

- формирование культуры общения обучающихся, осознание обучающимися необходимости позитивного общения как с взрослыми, так и со сверстниками; они становятся партнёрами и сотрудниками взрослого в решении той или иной проблемы;

- воспитание стремления обучающихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.

О результативности нашей многолетней работы можно судить по отношению учащихся к учителям, предметам, к совместным коллективно-творческим делам, а также по факту включенности учащихся в работу. Об этом свидетельствуют многочисленные награды, полученные нашими ребятами на конкурсах и конференциях.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Развитие творческой активности учащихся методами

проектно-исследовательской деятельности

Е.А.Сергеева, О.В.Сырова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №94» Московского района города Казани

По определению, педагогическая технология – совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка. На наш взгляд, педагогические технологии – это многообразие методов и приемов, которые позволяют достичь высокого результата в образовательной деятельности.

Поиск активных форм обучения привел к интеграции туризма, математики, биологии, экологии. Это способствовало повышению познавательного интереса учащихся, их творческой активности, развитию рефлексии. Накопленный опыт стал основой программы «Разработка и реализация эколого-туристских проектов с использованием математических методов исследования». Данная экспериментальная программа была апробирована в 2014-2016 годах.

Работа по этой программе дает нам возможность максимально активизировать мыслительную и познавательную активность учащихся во внеурочной деятельности, поставить основной акцент в обучении на самостоятельную поисковую и творческую деятельность учащихся, позволяет формировать активную жизненную позицию.

Данный курс представляет собой важное и интересное начало во включении регионального компонента в образовательный процесс изучения математики и биологии. Нам кажется, нет предела творчеству учителя, но, главное, сохранить дух малой Родины, ощущение сопричастности к родному краю. О результативности нашей многолетней работы можно судить по отношению учащихся к учителям, предметам, к совместным коллективно-творческим делам, а также по факту включенности учащихся в работу. Об этом свидетельствуют многочисленные награды, полученные нашими ребятами на конкурсах и конференциях.

Данная программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся, формирование у них основ культуры исследовательской и проектной деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта применения методов и технологий этих видов деятельности, развитие умения обучающихся самостоятельно определять цели и результаты.

В современных условиях наблюдается возрастающий интерес учащихся к экологии, глубокое освоение которой невозможно без математического компонента и реальных природных условий. Все большие достижения в современной науке происходят на стыке образовательных дисциплин. Интеграция математики, экологии и туристской деятельности лишь на первый взгляд выглядит парадоксально. Введение данного курса в учебный процесс обусловлено требованиями современной жизни и нацелено на формирование у учащихся нового мышления, новой психологии, умения осмысливать и интерпретировать информацию.

Основной акцент в нашей программе ставится на проектно-исследовательскую деятельность учащихся. Деятельность - основа развития человека, формирования в нем ценных личностных качеств, активной жизненной позиции. Исследовательская деятельность - особый вид работы. Она включает в себя анализ получаемых результатов, оценку, прогнозирование, а также моделирование своих действий. Курс направлен на непосредственное овладение учащимися знаниями и умениями  в различных областях, что делает его оправданным и необходимым. Он включает в себя математическое моделирование  экологических проблем, геометрический метод их решения. Положительному отношению к исследованию способствует удовлетворение потребности в самоутверждении, реализуемой при успешном осуществлении деятельности. В процессе активной творческой деятельности полученные знания, умения, эмоции преобразуются в продукт собственного творчества.

Главные идеи программы:

- вовлечение учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую деятельность, занятие проектно-исследовательской деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, и это происходит зачастую на высоком уровне трудности;

- самостоятельное определение учащимися объектов исследования, целей и задач будущих проектов, рождающихся в туристских походах; тема исследования, за которую берётся обучающийся, не должна быть надуманной взрослым, она должна быть интересной и настоящей, а значит, реально выполнимой;

- поэтапная подготовка учащихся к разработке, реализации и защите экологических проектов;

- интегрирование знаний из разных предметных областей, в том числе из экологии и математики;

- разнообразие форм внеурочной деятельности: походы, экспедиции, дискуссии, семинары, выставки, конференции, разработка и защита проектов, экологические акции, выездные практикумы и др.;

- разработка оригинальных методов исследовательской деятельности, обучающийся привносит в работу что-то своё, неповторимое, пронизанное своими мироощущением и мировосприятием;

- выбор собственной предметной деятельности позволяет школьнику самостоятельно анализировать результаты и последствия своей деятельности, порождает рефлексию, что приводит к появлению новых планов и замыслов, которые в дальнейшем конкретизируются и воплощаются в новые исследования;

– формирование культуры общения обучающихся, осознание обучающимися необходимости позитивного общения, как с взрослыми, так и со сверстниками; они становятся партнёром и сотрудниками взрослого в решении той или иной проблемы, в котором они, взрослый и ученик, становятся равными – воспитание стремления обучающихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.

Основными методами интерактивного обучения являются учебные диалоги, коллективные дискуссии, учебно – ролевые игры, совместное решение творческих задач. Формы проведения занятий различны. Особой популярностью пользуются походы и экспедиции. Наша задача - пропагандировать туристскую деятельность как активную форму духовного и физического оздоровления.

Организационной особенностью модели проектов является развертывание проектов последовательно в течение учебного года.

Содержание проекта может быть, как реализовано в первый год обучения (8 класс или 9 класс), так и спланировано в целом на несколько лет с учетом достижения школьниками различных уровней результатов (8-9-10 классы). Такое проектирование деятельности предусматривает его реализацию, как для класса, так и для групп детей из разных классов.

Занятия в рамках данной программы по всем ее направлениям последовательно проходит по определенным уровням обучения. Например, в туристской деятельности – 1 уровень обучения – «туризм для себя», 2 уровень – «социально-значимый туризм», 3 уровень – поход - экспедиция; в проектной деятельности: 1 уровень обучения – социальные проекты, 2 уровень обучения – исследовательские проекты, 3 уровень – социально-значимые исследовательские проекты; в математике – 1 уровень – статистические методы обработки информации, 2 уровень – геодезические методы исследования, 3 уровень – математическое моделирование.

Данная программа в полной мере обеспечивает формирование у учащихся стремления к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Работа в рамках данного курса позволяет воспитывать  у ребят способность  самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение и желание учиться.

Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности исследовательской деятельности.

Сотрудничество математика и биолога оказалось необходимым для подготовки одаренных детей к олимпиадам по экологии, конференциям и конкурсам городского, республиканского и Всероссийского уровней, на которых ребята занимают призовые места.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №94» Московского района города Казани Республики Татарстан

Программа внеурочной деятельности учащихся 8-9 классов

Разработка и реализация эколого-туристских проектов

с использованием математических методов исследования

Направление программы -  научно-познавательное

Срок реализации программы

2 года (2014-2016)

Авторский коллектив

Сырова Ольга Варсонофьевна, учитель математики высшей квалификационной категории

Сергеева Елена Алексеевна, учитель биологии высшей квалификационной категории

Казань, 2016 год


Содержание

Пояснительная записка

3

Особенности организации образовательного процесса, логики формирования содержания курса

7

Планируемые результаты

11

Учебно-тематический план

13

Методическое обеспечение образовательного процесса

17

Список литературы

20

Приложения

1

Особенности организации образовательного процесса, логики формирования содержания курса

21

2

Подтверждение высоких результатов учащихся по программе внеурочной деятельности

24

3

Подтверждение достижений учителей – авторов программы внеурочной деятельности

28

4

Содержание программы

32

5

Условия реализации программы

35

6

Прогнозируемые воспитательные результаты

37

7

Формы аттестации

38

8

Оценочные материалы, общие требования к проекту как форме учебной деятельности и оценки компетенций

40

9

8 класс. Конференция «Загрязнение окружающей среды»

43

10

9 класс. Практикум на полигоне Старое Аракчино. Практическая работа – измерение высоты, расстояния до недоступной точки

45

11

9 класс. Практическая выездная работа - составление экологической карты берегов озера Изумрудное. Геодезическая съемка

50


Пояснительная записка

Программа «Разработка и реализация эколого-туристских проектов с использованием математических методов исследования» обеспечивает реализацию требований ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы, конкретизирует методы формирования универсальных учебных действий учащихся на этой ступени образования в части повышения мотивации и эффективности учебной деятельности обучающихся.

Актуальность данной программы определяется требованиями ФГОС. Известно, что стандарт ориентирован на становление таких личностных характеристик ученика как любовь к родному краю и Отечеству, активное и заинтересованное познание мира, социальная активность, уважение к людям, выполнение правил здорового и экологически целесообразного образа жизни. Программа внеурочной деятельности, основанная  на  разработке социальных и исследовательских проектов, которые реализуются в активной туристической деятельности,  наилучшим образом позволяет нам воспитать именно такого выпускника

Цель программы: развитие творческой и социальной активности учащихся через вовлечение их в разработку и реализацию эколого-туристических проектов.

Задачи: 

- Создать условия для формирования у учащихся интереса к туристической деятельности.

- Провести занятия для получения необходимых знаний на основе  развивающих  технологий.

- Оказать помощь учащимся в разработке и реализации проектов.

- Воспитывать социальную активность и неравнодушное отношение к окружающей среде, ответственное отношение к своему здоровью.

- Организовать презентацию проектов учащихся на разных уровнях.

Данная  программа  разработана для внеурочной деятельности в   8-9 классах. Программа соответствует уровню предметной подготовки ребят данного возраста по математике и экологии, их опыту туристской деятельности, возрастным психологическим особенностям. Программа опирается на такие психологические особенности подростка как нацеленность его на масштабные перспективы, стремление к новому, неизведанному, желание приобщиться к разным сторонам  деятельности, приобрести новые качества и умения. Подростки хотят знать и уметь что-то по-настоящему, поэтому они часто выходят за рамки школьной программы. В то же время туристическая и проектная деятельность  на основе  межпредметных связей обеспечивает реализацию индивидуальных  стремлений учащихся, в т.ч. интеллектуальных и  лидерских. Как только подросток испытает ситуацию успеха во внеурочной деятельности, там, где он может быть успешным, тогда он может данный опыт попробовать перенести в учебную деятельность. Любое достижение, любой успех дает подростку чувство уверенности и чувство «нужности», так необходимое в подростковом возрасте. Так же любая ситуация успеха помогает подростку стать значимым в обществе сверстников.

Курс рассчитан на 68 часов, из них 34 часа – 8 класс, 34 часа – 9 класс. Программа была апробирована в 8-9 классах в МБОУ «Гимназия №94» Московского района города Казани в 2014-2016г.г. Апробация дала положительный результат.

 Основной акцент в нашей программе ставится на проектно-исследовательскую деятельность учащихся. Деятельность - основа развития человека, формирования в нем ценных личностных качеств, активной жизненной позиции. Исследовательская деятельность - особый вид работы. Она включает в себя анализ получаемых результатов, оценку, прогнозирование, а также моделирование своих действий. Курс направлен на непосредственное овладение учащимися знаниями и умениями  в различных областях, что делает его оправданным и необходимым. Он включает в себя математическое моделирование  экологических проблем, геометрический метод их решения. Положительному отношению к исследованию способствует удовлетворение потребности в самоутверждении, реализуемой при успешном осуществлении деятельности. В процессе активной творческой деятельности полученные знания, умения, эмоции преобразуются в продукт собственного творчества.

Главные идеи программы:

- вовлечение учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую деятельность, занятие проектно-исследовательской деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, и это происходит зачастую на высоком уровне трудности;

- самостоятельное определение учащимися объектов исследования, целей и задач будущих проектов, рождающихся в туристских походах; тема исследования, за которую берётся обучающийся, не должна быть надуманной взрослым, она должна быть интересной и настоящей, а значит, реально выполнимой;

- поэтапная подготовка учащихся к разработке, реализации и защите экологических проектов;

- интегрирование знаний из разных предметных областей, в том числе из экологии и математики;

- разнообразие форм внеурочной деятельности: походы, экспедиции, дискуссии, семинары, выставки, конференции, разработка и защита проектов, экологические акции, выездные практикумы и др.;

- разработка оригинальных методов исследовательской деятельности, обучающийся привносит в работу что-то своё, неповторимое, пронизанное своими мироощущением и мировосприятием;

- выбор собственной предметной деятельности позволяет школьнику самостоятельно анализировать результаты и последствия своей деятельности, порождает рефлексию, что приводит к появлению новых планов и замыслов, которые в дальнейшем конкретизируются и воплощаются в новые исследования;
– формирование культуры общения обучающихся, осознание обучающимися необходимости позитивного общения, как с взрослыми, так и со сверстниками; они становятся партнёром и сотрудниками взрослого в решении той или иной проблемы, в котором они, взрослый и ученик, становятся равными – воспитание стремления обучающихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.

Курс представлен разработанной программой, методическими рекомендациями для учителей, учебно-тематическим планом, мониторинговой картой определения личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, учебным пособием на примере экспериментальной программы гимназии. Предлагаются различные формы занятий внеурочной деятельности по ФГОС ООО – конференция, дискуссии, мозговой штурм, фотовыставки, полевой практикум.

Основными методами интерактивного обучения являются учебные диалоги, коллективные дискуссии, учебно – ролевые игры, совместное решение творческих задач. Формы проведения занятий различны. Особой популярностью пользуются походы и экспедиции. Наша задача - пропагандировать туристскую деятельность как активную форму духовного и физического оздоровления.

Организационной особенностью модели проектов является развертывание проектов последовательно в течение учебного года.

Содержание проекта может быть, как реализовано в первый год обучения (8 класс или 9 класс), так и спланировано в целом на несколько лет с учетом достижения школьниками различных уровней результатов (8-9-10 классы). Такое проектирование деятельности предусматривает его реализацию, как для класса, так и для групп детей из разных классов.

Занятия в рамках данной программы по всем ее направлениям последовательно проходит по определенным уровням обучения. Например, в туристской деятельности – 1 уровень обучения – «туризм для себя», 2 уровень – «социально-значимый туризм», 3 уровень – поход - экспедиция; в проектной деятельности: 1 уровень обучения – социальные проекты, 2 уровень обучения – исследовательские проекты, 3 уровень – социально-значимые исследовательские проекты; в математике – 1 уровень – статистические методы обработки информации, 2 уровень – геодезические методы исследования, 3 уровень – математическое моделирование.

Особенности организации образовательного процесса,

логики формирования содержания курса

Продукт деятельности по программе

Особенности проектного метода

Водный поход – сплав – Республика Марий Эл – река Большая Кокшага – июнь, 2014

(1 уровень обучения – «туризм для себя» - поход)

2011-2014 - учащиеся стали активными участниками туристских походов и экологических акций

2014-2015 - 1 год обучения 8 класс

Проблематика. Разработка проектного задания

Поход на Голубые озера. Экологическая проблема «Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами»

направленность на удовлетворение личных интересов и наклонностей учащихся

Разработка проекта - планирование и организация деятельности

Социально-экологический проект «Мир изменится. Голубые озера»

(1 уровень обучения – социальные проекты)

выстраивание логики перехода от результатов одного уровня к результатам другого

Технологическая стадия - осуществление деятельности

Работа по проекту (1 уровень обучения - Математика как средство обработки результатов исследования экологических проблем – статистические методы обработки информации)

формирование мотивации изучения естественных наук, апробация полученных теоретических знаний, приобретение опыта решения реальных проблем, имеющих личную или социальную значимость

Заключительная стадия -  оформление результатов, общественная презентация, оценка и обсуждение, рефлексия

Участие в конференциях и конкурсах, создание портфолио, заполнение диагностических карт

ориентация учащихся на достижение ситуации успеха

результатов

Результаты деятельности 1 года обучения

(1 уровень обучения – результаты на муниципальных этапах участия)

II школьная конференция исследовательских работ и творческих проектов «Шаг в науку», победитель

Городской конкурс проектов по здоровому образу жизни «Планета молодых», социально-экологический проект «Мир изменится. Голубые озера», призер, проект вошел в библиотеку лучшего опыта по формированию здорового образа жизни среди учреждений образования

Районный этап всероссийского конкурса социальных проектов «Я – гражданин России», социально-экологический проект «Мир изменится. Голубые озера», победитель

Муниципальный этап всероссийского конкурса социальных проектов «Я – гражданин России», социально-экологический проект «Мир изменится. Голубые озера», призер

Республиканский этап всероссийского конкурса социальных проектов «Я – гражданин России», социально-экологический проект «Мир изменится. Голубые озера», участник

II Межрегиональный конкурс детских и юношеских творческих проектов «Хочу все знать», социально-экологический проект «Километры чистых дорог», победитель

Республиканский конкурс «Сохраним природу Татарстана!», победитель

Заключительная стадия -  оценка и обсуждение, рефлексия

Водный поход – сплав - экологический десант в составе туристской группы - Республика Марий Эл – река Большая Кокшага – июль

Фотовыставка – отчет о походе «Туризм для меня это…»

(2 уровень обучения – социально-значимый туризм)

практическая деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанная с решением экологических проблем

2015-2016 -  2 год обучения 9 класс

Проблематика. Разработка проектного задания

В туристских походах по реке Большая Кокшага учащиеся наблюдают сильные обрушения берегов реки - экологическая проблема эрозии почв

направленность на удовлетворение личных интересов и наклонностей учащихся

Разработка проекта - планирование и организация деятельности

Исследовательский проект «Исследование интенсивности эрозионных процессов геометрическими методами геодезической съемки»

выстраивание логики перехода от результатов одного уровня к результатам другого (2 уровень обучения – исследовательские проекты)

Технологическая стадия - осуществление деятельности

Работа по проекту

(2 уровень обучения – геодезические методы исследования экологических проблем)

формирование мотивации изучения естественных наук, апробация полученных теоретических знаний, приобретение опыта решения реальных проблем, имеющих личную или социальную значимость

Заключительная стадия - оформление результатов, общественная презентация, оценка и обсуждение, рефлексия

Участие в конференциях и конкурсах, создание портфолио

(3 уровень обучения – математическое моделирование)

ориентация учащихся на достижение ситуации успеха

Высокие результаты деятельности 2 года обучения

(2 уровень обучения – результаты на муниципальных, республиканских и федеральных этапах участия)

Открытая  городская научно-практическая конференция учащихся «Мир науки», исследовательская работа «Изучение эрозии почвы геометрическими методами геодезической съемки», победитель

Х Республиканская научно-практическая конференция учащихся «Глобализация – реальность современного мира», исследовательская работа «Исследование интенсивности эрозийных процессов геометрическими методами геодезической съемки», призер

IX Конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Нобелевские надежды КНИТУ – 2016», научно – исследовательская работа «Геометрические методы в изучении экологических проблем берегов озера Изумрудное», победитель

Региональный этап  XI Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле» исследовательский проект «Исследование интенсивности эрозионных процессов геометрическими методами геодезической съемки», победитель

Федеральный  этап  XI Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле», дипломы «Хранители Земли»

Заключительная стадия - оценка и обсуждение, рефлексия

Водная экспедиция - Южный Урал – река Юрюзань – июль

Фотовыставка – отчет о походе «Философия жизни» (3 уровень обучения – поход – экспедиция)

Проблематика

возможность для учащихся обсудить новый проект в 10 классе, а для учителей создать программу 3 года обучения (3 уровень обучения – социально-значимые исследовательские проекты)

В туристском походе по реке Юрюзань учащиеся наблюдают карстовые отложения, участвуют в экскурсии по пещере – экологическая проблема «Карстовые отложения, образование пещер»

Полный вариант в Приложении 1. Подтверждение высоких результатов учащихся по программе внеурочной деятельности в Приложении 2, подтверждение достижений учителей – авторов программы внеурочной деятельности в Приложении 3.

Планируемые результаты

Ученик научится:

• планировать и выполнять исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

• выбирать и использовать методы по решению проблемы;

• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования; отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

• применять такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство;

• использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование;

• использовать некоторые методы получения знаний: постановка проблемы, опрос, описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Ученик получит возможность научиться:

• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проекты;

• использовать догадку, озарение, интуицию;

• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;

• использовать научные методы и приёмы;

• использовать некоторые методы получения знаний: анкетирование, моделирование;

• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

У учеников будут заложены:

• потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, жизненный опыт;

• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;

• основы ценностных суждений и оценок;

• основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред.

Учебно-тематический план (v – вне программы)

Этапы обучения по ФГОС

Этапы проектной деятельности

Тема занятия

Направленность

Кол. часов

Формы организации деятельности учащихся

экология

математика

туризм

Теория

практика

1 год обучения - 8 класс, тема «Социально-экологический проект»

1 раздел - Этап мотивации, актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии – Проблематика, разработка проектного задания

Поход по реке Большая Кокшага (июль)

*

v

поход

Изучение актуальности проблемы. Конференция «Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами». Определение путей решения экологической проблемы

*

1

1

конференция

Поиск знаний, необходимых учащимся для разработки социально-экологического проекта «Мир изменится. Голубые озера»

*

*

*

2

v

дискуссия

Математическое моделирование

*

2

лекция

2 раздел - Этап построения проекта выхода из затруднения,  выявления места и причины затруднения - Разработка проекта

Техника безопасности на практикумах и выездных мероприятиях. Инструктаж

*

1

лекция

Поход как средство воспитания, обучения, становления коллектива. Объект исследования – Голубые озера

*

6

поход

Статистические методы обработки информации

*

1

1

лекция

3 раздел - Этап самостоятельной работы и реализации построенного проекта - Технологическая стадия проекта

Разработка экологического проекта «Мир изменится. Голубые озера»

*

2

2

семинар

Экологическая акция «Сохраним чистоту Голубых озер».  Практическая выездная работа на местности

*

*

*

5

акция

Подведение итогов. Анализ результатов. Прогноз и программа действий

*

*

2

семинар

4 раздел - Этап включения в систему знаний и повторения - Заключительная стадия проекта

Оформление социально-экологического проекта

*

6

Презентация проекта. Школьная конференция исследовательских работ. Конкурсы социально-экологических проектов. Олимпиады (экологические вопросы)

*

*

v

портфолио

5 раздел - Этап мотивации и рефлексии учебной деятельности - Проблематика

Учебно-тренировочный поход – экологический десант в составе туристской группы - Республика Марий Эл – река Большая Кокшага. Цель: очистка туристических стоянок заповедника от бытового мусора. Рефлексия: определение причин обрушения берегов реки, постановка новой проблемы

*

*

*

v

экспедиция

Фотовыставка – отчет о походе – экологической экспедиции в Республике Марий Эл по реке Большая Кокшага «Туризм для меня это…»

*

2

выставка

2 год обучения - 9 класс, тема «Исследовательский проект»

1 раздел - Этап мотивации, актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии – Проблематика, разработка проектного задания

Эрозия почв и ее последствия для планеты - изучение актуальности проблемы

*

2

лекция

Поиск знаний, необходимых учащимся для решения проблемы, разработки экологического проекта «Исследование интенсивности эрозионных процессов геометрическими методами геодезической съемки»

*

*

*

1

v

дискуссия

Математическое моделирование

*

1

поиск

Техника безопасности на практикумах и выездных мероприятиях. Инструктаж

*

1

лекция

2 раздел - Этап построения проекта выхода из затруднения,  выявления места и причины затруднения - Разработка проекта

Поход как средство воспитания, формирования исследовательских навыков учащихся. Объект исследования -  берег озера Изумрудное

*

*

4

поход

Методы исследования. Решение прикладных задач

*

1

1

семинар

Измерительные работы на местности (теория). Геодезия. Инструменты для съемки

*

1

1

лекция

Практикум на полигоне Старое Аракчино. Практическая работа – измерение высоты, расстояния до недоступной точки

*

*

5

практикум

3 раздел - Этап самостоятельной работы и реализации построенного проекта - Технологическая стадия проекта

Практическая выездная работа - составление экологической карты берегов озера Изумрудное. Геодезическая съемка оврага на берегах озера Изумрудное

*

*

*

4

практикум

Расчеты, чертежи, планы, компьютерное моделирование. Результаты исследования

*

*

2

v

лекция

Анализ результатов. Прогноз и программа действий

*

2

семинар

4 раздел - Этап включения в систему знаний и повторения - Заключительная стадия проекта

Оформление исследовательского проекта

*

6

Презентация проекта. Научно-практические конференции. Конкурсы исследовательских проектов. Олимпиады (экологические вопросы)

*

*

v

портфолио

5 раздел - Этап мотивации и рефлексии учебной деятельности - Проблематика

Учебно-тренировочный поход – Водная экспедиция - Южный Урал – река Юрюзань. Цель: измерение высоты горы, расстояний до уральских склонов, отработка методов исследования. Рефлексия: определение причин карстовых отложений, образования пещер,  постановка новой проблемы

*

*

*

v

экспедиция

Фотовыставка – отчет о походе – водной экспедиции на  Южный Урал по реке Юрюзань «Философия жизни»

*

2

выставка

Содержание программы в Приложении 4.

Программа внеурочной деятельности учащихся разрабатывалась по всем направлениям развития личности с учетом наличия условий для их реализации. Условия реализации программы представлены в Приложении 5.

При составлении программы курса внеурочной деятельности учителя должны быть ориентированы на результат реализации намеченной деятельности. В программе результаты и формы аттестации учащихся представлены в Приложениях 6, 7 оценочные материалы – в Приложении 8.

Методическое обеспечение образовательного процесса

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими: лекции, поисковые занятия, дисскуссии; исследовательская практика учащихся; образовательные экспедиции, походы, поездки, экскурсии; выездные практические занятия; занятия - семинары, предполагающие углублённое изучение предмета; выступления учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях; фотовыставки.

8 класс. Разработка проектного задания.

Цель: создать условия для вовлечения учащихся в разработку проектного задания. Форма: обсуждение с элементами дискуссии.

1. Определение учащимися целей и задач проекта.

2. Определение основных направлений практической деятельности.

3. Формирование групп, ответственных за определенное направление.

4. Сбор необходимой информации о проблемах Голубых озер.

5. Определение источников материальных ресурсов для проведения акции.

Основные направления экологической акции.

- Проведение десанта по очистке берегов Голубых озер и туристических стоянок от мусора.

- Изготовление информационных щитов, изготовление кормушек для птиц.

- Разработка вопросов экологической направленности для  проведения в рамках проекта акции «Зеленая Ленточка», направленной на распространение экологических знаний среди населения.

- Организация сбора макулатуры с целью получения средств для  проведения акции  «Сохраним Голубые озера».

8 класс. Конференция  (Разработка в  Приложении 9).

Цель: формирование экологического мировоззрения в ходе разработки, обсуждения и реализации экологических проектов.

1.        Исходя из актуальности проблемы, учащиеся в ходе обсуждения самостоятельно определяют тематику конференции и проектов. Темы проектов должны быть актуальны и интересны и для самих выступающих и для всех участников конференции.

2.        Проекты должны содержать не только теоретическую часть, но и практическую работу исследовательской направленности.

3.        Проекты могут выполняться индивидуально или в группах, в которые учащиеся объединяются по интересу.

Тема проекта

Исследование

1

Путь бытовых отходов        

Зависимость скорости разложения бумаги от ее качества и условий среды

2

Проблема утилизации мусора в Казани

Изучение состава мусорных пакетов семей одноклассников и возможности их раздельной утилизации

3

Проблема гибели лесов на реке Кокшага

Изучение возможности самовосстановления еловых и лиственных лесов

4

Проблемы Голубых озер

Изучение распространения свалок на берегах Голубых озер

5

Экология в жизни современного человека

Социологический опрос учащихся гимназии и их родителей о значимости экологических знаний

8 класс. Экологические акции и мероприятия,

проводимые в рамках проекта «Мир изменится. Голубые озера».

1.  Экологический десант по очистке берегов Голубых озер от мусора «Сохраним чистоту Голубых озер».

2. Экологическая акция «Зеленая Ленточка» проводится с туристами и посетителями Голубых озер, учащимися гимназии младшего и среднего звеньев, за ответ на каждый вопрос участник викторины получает зеленую ленточку.

3. Экологическая акция «Вторая жизнь пластиковой бутылки»

4. Разработка и презентация экологических буклетов.

5. Создание и просмотр видеоролика об акции «Сохраним чистоту Голубых озер».

6. Презентация движения «Зеленая планета» по материалам экологических стендов и фотовыставки.

7. Участие в экологических форумах на портале администрации Казани.

Выездные практические занятия.

В соответствии с требованиями современных образовательных стандартов основной чертой современного обучения становится его практическая ориентированность и творческая направленность. Надлежит готовить не только и не столько «человека познающего», сколько «человека действующего». Выездные практические занятия как активная форма практических занятий позволяет реализовать учащемуся знания, полученные на лекционных занятиях.

9 класс. Практикум на полигоне Старое Аракчино.

Практическая работа – измерение высоты, расстояния

до недоступной точки (Фотоотчет о практикуме в Приложении 10).

Учебно-тренировочный поход. Деятельность участников похода: реальные измерения, математические подсчеты, методы и приемы измерений. Местность: Казань, Кировский район, Старое Аракчино, берег р.Волги, туристический центр, место проведения российских, республиканских, городских соревнований по туризму. Задание директора туристического центра: провести измерения склонов, выяснить крутизну, высоту, расстояния для утверждения уровня соревнований.

9 класс. Практическая выездная работа - составление

 экологической карты берегов озера Изумрудное.

Геодезическая съемка (Разработка в Приложении 11).

Изучение эрозии оврага на берегу озера Изумрудное проводилось весной (март 2015 года) и осенью (октябрь 2015года). В ходе исследования дважды была проведена геодезическая съемка. В работе представлены чертежи, планы, расчеты с учетом весенней и осенней съемок.

Этапы геодезической съемки оврага

Разбивка на местности прямого угла для глазомерной съемки; разбивка на местности прямого угла с помощью астролябии для инструментальной съемки; установка вешек, закрепление точек на местности; провешивание прямой на местности; измерение расстояний от точек на одном крае оврага до точек на другом крае оврага; измерение углов с помощью астролябии; вычисление  расстояний до недоступных точек геометрическими методами; выполнение чернового плана оврага – абриса – чертежа, нарисованного во время измерений, без масштаба; фотосъемка; выполнение графического рисунка оврага.

Список литературы        

- Алексеевский Н.И., Беркович К.М. Транспорт влекомых наносов и его связь с устойчивостью русла // Водные ресурсы, 1992, № 6

- Мингазова Н.М., Деревенская О.Ю., Палагушкина О.В. Инвентаризация и экологическая паспортизация водных объектов как способ сохранения и оптимизации их состояния  // Астраханский вестник экологического образования, 2014, № 2 (28)

- Егоров И.Е. Полевые методы изучения почвенной эрозии // Вестник Удмуртского университета, 2009, № 6-1

- Геометрия, 7-9: Учеб. Для общеобразоват. учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2004

- Общий основной курс Топографии или Низшей Геодезии: издание 3-е, без изменений / С.Беликов – Москва: Типография Э.Лисснера и Ю.Романа, Арбат, д. Платонова, 1888

- Шигапов И.С. Особенности формирования и развития малых озер урбанизированных территорий, кандидатская диссертация, 2014

- Игнатьева А.С. , Кокарева З.А. Проектирование  уроков и внеурочных занятий с позиций системно-деятельностного подхода. Учебно-методическое пособие. – Вологда, 2013. – С.120-125.

- www.agroekonomika.ru


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: