Рабочая программа факультативных занятий по психологии «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (для 1-4 классов)

Фёдорова Елена Николаевна

Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
      —развитие моторики, графомоторных навыков;
      —тактильно-двигательное восприятие;
      —кинестетическое и кинетическое развитие;
      — восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

   — развитие зрительного восприятия;

      — восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
      —развитие слухового восприятия;
      — восприятие пространства;

      —восприятие времени

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skk1-4.docx81.4 КБ
Файл titulnyy.docx15.24 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Младший школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии, поскольку бóльшая часть из них в настоящее время, что подтверждается статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает квалифицированную коррекционную поддержку. Наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
      Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями, в свою очередь, требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.
      Теоретической основой данной программы коррекционных занятий явились концептуальные положения теории Л. С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, об учете зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы. В качестве базовых использованы подходы к сенсорному воспитанию детей, разработанные в отечественной психологии и педагогике В. Н. Аванесовой, Л. А. Венгер, А. В. Запорожцем, Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьяковым и др. Определению коррекционного пространства нашей программы способствовали научно-практические и методические рекомендации В. В. Воронковой, И. Ю. Левченко, В. Г. Петровой, В. В. Ткачевой, У. В. Ульенковой.
      Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
      Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
      Задачи:
      —формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
      —коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

      —формирование пространственно-временных ориентировок;
      —развитие слухоголосовых координаций;
      —формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
      —совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
      —обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
      —исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
      —формирование точности и целенаправленности движений и действий.
        В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. Заметим, что работа по формированию сенсорных действий не является самоцелью, а представляет лишь часть общей работы и занимает в ней определенное место.
      Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.
      Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Через все разделы программы в качестве обязательной прошла задача постепенного усложнения требований к речевому опосредованию деятельности учащихся: от овладения соответствующей терминологией до развернутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели и программы действий, т. е. планирования.
      Итак, структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
      —развитие моторики, графомоторных навыков;
      —тактильно-двигательное восприятие;
      —кинестетическое и кинетическое развитие;
      — восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

   — развитие зрительного восприятия;

      — восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
      —развитие слухового восприятия;
      — восприятие пространства;

      —восприятие времени

          В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:

1 класс

      — целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
      — правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;
      — анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
      — различать и называть основные цвета;
      — классифицировать геометрические фигуры;
      — составлять предмет из 2—3 частей;
      — определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов;
      — зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов;
      — классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения;
      — различать речевые и неречевые звуки;
      — ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;
      — выделять части суток и определять порядок дней недели.
      
2 класс
      — точно выполнять движения по трехзвенной инструкции педагога;
      — выполнять выразительные движения;
      — согласовывать движения руки и глаза, обеих рук;
      — рисовать и обводить по трафарету, штриховать;
      — определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом;
      — различать и называть основные цвета и их оттенки;
      — конструировать предметы из 3—4 геометрических фигур;
      — узнавать предмет по части;
      — определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их;
      — находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках;
      — делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений;
      — различать вкусовые качества;       

     — сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;
      — различать характер мелодии;
      — ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;
      — соотносить времена года с названиями месяцев;
      3 класс
      — целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога;
      — дорисовывать незаконченные изображения;
      — группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать их словом;
      — составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков;
      — конструировать предметы из 5—6 деталей, геометрических фигур;
      — определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;
      — зрительно дифференцировать 2—3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом;
      — классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;
      — различать запахи и вкусовые качества, называть их;
      — сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке;
      — действовать по звуковому сигналу;
      — адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов;
      — определять время по часам.
      4 класс
      — целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять план действий;
      — выполнять точные движения при штриховке двумя руками;
      — пользоваться элементами расслабления;
      — группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;
      — смешивать цвета, называть их;
      — конструировать сложные формы из 6—8 элементов;
      — находить нереальные элементы нелепых картинок;
      — определять противоположные качества и свойства предметов;
      — самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам;
      — распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;
      — определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;
      — моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
      — определять возраст людей.

        Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения.


            

Тематическое планирование «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 1 класс

 №

Название раздела

Количество часов

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

4.

 

5.

 

 

6.

 

7.

 

8.

 

9.

 

10.

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий.

 

 Развитие крупной и мелкой моторики рук, графомоторных навыков.

 

Тактильно – двигательное восприятие.

 

Кинестетическое и кинетическое развитие.

 

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.

 

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

 

Восприятие особых свойств  предметов.

 

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

 

Восприятие пространства.

 

Восприятие времени.

 

2

 

 

14

 

 

4

 

4

 

18

 

 

5

 

4

 

5

 

7

 

5

 

Общее количество часов.

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Тематическое планирование «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 2 класс

 

Название раздела

Количество часов

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

4.

 

5.

 

 

6.

 

7.

 

8.

 

9.

 

10.

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий.

 

 Развитие крупной и мелкой моторики рук, графомоторных навыков.

 

Тактильно – двигательное восприятие.

 

Кинестетическое и кинетическое развитие.

 

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.

 

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

 

Восприятие особых свойств  предметов.

 

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

 

Восприятие пространства.

 

Восприятие времени.

 

2

 

 

14

 

 

4

 

4

 

14

 

 

5

 

6

 

5

 

7

 

7

 

Общее количество часов.

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Тематическое планирование «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 3 класс

 №

Название раздела

Количество часов

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

4.

 

5.

 

 

6.

 

7.

 

8.

 

9.

 

10.

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий.

 

 Развитие крупной и мелкой моторики рук, графомоторных навыков.

 

Тактильно – двигательное восприятие.

 

Кинестетическое и кинетическое развитие.

 

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.

 

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

 

Восприятие особых свойств  предметов.

 

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

 

Восприятие пространства.

 

Восприятие времени.

 

2

 

 

14

 

 

4

 

4

 

14

 

 

5

 

6

 

5

 

7

 

7

 

Общее количество часов.

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Тематическое планирование «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 4 класс

 №

Название раздела

Количество часов

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

4.

 

5.

 

 

6.

 

7.

 

8.

 

9.

 

10.

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий.

 

 Развитие крупной и мелкой моторики рук, графомоторных навыков.

 

Тактильно – двигательное восприятие.

 

Кинестетическое и кинетическое развитие.

 

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.

 

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

 

Восприятие особых свойств  предметов.

 

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

 

Восприятие пространства.

 

Восприятие времени.

 

2

 

 

14

 

 

4

 

4

 

14

 

 

5

 

6

 

5

 

7

 

7

 

Общее количество часов.

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно - тематический план

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» - 1класс

2016 – 2017 учебный год

Темы    занятий

Кол-во

часов

Дата проведения

1.

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий.

 2

 02.09.2016

05.09-09.09.16

2.

Развитие крупной и мелкой моторики рук, графомоторных навыков.

 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель).

 12.09-16.09.16

2.

Развитие   крупной   моторики.  Целенаправленность выполнения  действий  и   движений    по инструкции педагога (повороты, перестроения).

 19.09-23.09.16

3.

Формирование чувства равновесия («дорожка следов»).

 26.09-30.09.16

4.

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела  (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления, т.д.).

 03.10-07.10.16

5.

Развитие  мелкой моторики пальцев и руки. Пальчиковая гимнастика.

 10.10-14.10.16

6.

Развитие навыков  владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой).

 10.10-14.10.16

7.

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка.

 17.10-21.10.16

8.

Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание).

 17.10-21.10.16

9.

Работа в технике  «рваной аппликации».

 24.10-28.10.16

10

Сгибание бумаги. Вырезание прямых полос.

 24.10-28.10.16

3.

Тактильно – двигательное восприятие.

 4

 

 

1.

Определение   на  ощупь  величины     предмета (большой – маленький – самый маленький). Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

 

 07.11-11.11.16

2.

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов.

 

 07.11-11.11.16

3.

Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение».

 

 14.11.-18.11.16

4.

Игра с крупной мозаикой.

 

 14.11.-18.11.16

4.

Кинестетическое и кинетическое развитие.

 4

 

 

 

 

 

 

1.

Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется».

 21.11-25.11.16

2.

Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра).

 21.11-25.11.16

3.

Движения и позы  головы по показу; вербализация собственных ощущений.

 28.11-02.12.16

4.

Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей).

 28.11-02.12.16

5.

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.

 

  18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

 05.12-09.12.16

2.

Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом.

 05.12-09.12.16

3.

Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные).

 12.12-16.12.16

4.

Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме».

 12.12-16.12.16

5.

Работа  с геометрическим конструктором (по показу: крупный, напольный «Лего»).

 12.12-16.12.16

6.

Дидактическая игра, «Какой фигуры не стало». (3-4) предмета.

 

 19.12-23.12.16

7.

Различие предметов по величине (большой - маленький).

 12.01-13.01.17

8.

Сравнение 2-х предметов по высоте и длине.

 16.01-20.01.17

9.

Сравнение 2-х предметов по ширине и толщине.

 16.01-20.01.17

10

Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу.

 23.01-27.01.17

11

Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, белый).

 30.01-03.02.17

12

Дидактическая игра «Назови цвет предмета».

 30.01-03.02.17

13

Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета нет?» 

 06.02-10.02.17

14

Конструирование объемных предметов из составных частей (2-3 детали).

 27.03-03.03.17

15

Конструирование целого из частей (2-3 детали) на разрезном наглядном материале.

 27.03-03.03.17

6.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

 5

 

 

 

 

 

 

1.

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога).

 06.03-10.03.17

2.

Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов, «Сравни предметы».

 06.03-10.03.17

3.

Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола-ножки, у стула-спинки, у ведра-ручки).

 13.03-17.03.17

4.

Дидактическая игра «Что изменилось» (2-3 предмета).

 13.03-17.03.17

5.

Упражнение для профилактики и коррекции зрения.

 20.03-24.03.17

7.

Восприятие особых свойств  предметов.

   4

 

 

 

 

 

1.

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный - горячий); обозначение словом.

 03.04-07.04.17

2.

Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу».

 03.04-07.04.17

3.

Развитие обоняния (приятный – неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху».

 10.04-14.04.17

 4.

Кинетические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый – легкий). Упражнение на сравнение различных предметов по тяжести.

 10.04-14.04.17

8.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

 5

 

 

 

 

 

1.

Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух».

                                   

 17.04-21.04.17

2.

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений.

 17.04-21.04.17

3.

 Различение речевых и музыкальных звуков.

 24.04-28.04.17

4.

Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных).

 24.04-28.04.17

9.

Восприятие пространства.

 7

 

1.

Ориентировка на собственном теле (правая/левая/рука/нога).

 

 

 

 

 

 

 

 02.05-05.05.17

2.

Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.).

 02.05-05.05.17

3.     

Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположение предметов в помещении.

 02.05-05.05.17

4.

Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте, т.д.).

 10.05-12.05.17

5.

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, правая/левая/ сторона).

 10.05-12.05.17

6.

Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур.

 15.05-19.05.17

7.

Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно».

 15.05-19.05.17

10

 Восприятие времени.

 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки».

 22.05-26.05.16

2.

Последовательность событий (смена времени суток).

 22.05-26.05.16

3.     

        

 Понятие «сегодня», «завтра», «вчера».

29.05-31.05.17

4.

Неделя. Семь соток. Порядок дней недели.

29.05-31.05.17

5.

Дидактическая игра «Веселая неделя».

 29.05-31.05.17

 Общее количество часов

  68

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематический план

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» - 2 класс

2016 – 2017 учебный год

 

Темы       занятий

Кол-во

часов

Дата

проведения

1.

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий.

     2

 02.09.2016

05.09-09.09.16

2.

Развитие  моторики, графомоторных навыков.  

    14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

1.

Развитие точности движений (метание в цель мяча, стрел, «Кольцеброс»).

 12.09-16.09.16

2.

Координация движений (игры с мячом, обручем).

 19.09-23.09.16

3.

Обучение  целенаправленным действиям по  двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперед – поворот направо, т.д.).

 26.09-30.09.16

4.

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

 03.10-07.10.16

5.

Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус).

 10.10-14.10.16

6.

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету.

 10.10-14.10.16

7.

Обводка по трафарету орнамента  из геометрических фигур.

 17.10-21.10.16

8.

Развитие координации движений руки и глаза (по инструкции педагога).

 17.10-21.10.16

9.

Графический диктант (по показу).

 24.10-28.10.16

10.     

Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм.

 24.10-28.10.16

11.

Работа в технике «объемной аппликации».

 24.10-28.10.16

3.

Тактильно – двигательное восприятие.

     4

 

 

 

 

 

1.

Определение     на    ощупь    предметов   с   разными     свойствами

(мягкие, жесткие, холодные, теплые).

 07.11-11.11.16

2.

Определение       на     ощупь    предметов.   Дидактическая      игра

« Волшебный мешочек».

07.11-11.11.16

3.

Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние).

14.11.-18.11.16

4.

Игра со средней мозаикой.

14.11.-18.11.16

4.

Кинестетическое и кинетическое развитие.

 

     4

 

 

 

 

    1.

Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога).

 21.11-25.11.16

    2.

Движения и позы головы (по инструкции педагога); вербализация собственных ощущений.

 21.11-25.11.16

    3.

Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало».

 28.11-02.12.16

    4.

Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений).

 28.11-02.12.16

5.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

    14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  1.

Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб).

 05.12-09.12.16

2.

 Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные).

 12.12-16.12.16

3.

Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине.

 12.12-16.12.16

4.

Сравнение 2-3 предметов по длине и ширине.

 12.12-16.12.16

5.

Группировка предметов по форме и величине по инструкции педагога.

 

 19.12-23.12.16

6.

Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога.

 12.01-13.01.17

7.

Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку.

 16.01-20.01.17

8.

Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета».

 16.01-20.01.17

9.

Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери предметы такого же цвета».

 23.01-27.01.17

10.

Конструирование предметов  из   геометрических  фигур (2- 4 детали).

 30.01-03.02.17

11.

Выделение  и  различение  частей  знакомых  предметов(стул – спинка, ножки, сиденье; шкаф – дверцы, стенки, т.д.).

 30.01-03.02.17

12.

Составление целого из частей  (3-4 детали)  на  разрезном наглядном материале.

 06.02-10.02.17

6.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

 

 

 

 

      5

 

 

1.

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3-4 деталей (по инструкции педагога).

 27.03-03.03.17

2.

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение 2-х картинок).

 27.03-03.03.17

3.

Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось» (4-5 предметов).

 06.03-10.03.17

4.

Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения).

 06.03-10.03.17

5.

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

 13.03-17.03.17

7.

Восприятие особых свойств предметов.

     6

 

1.

Развитие осязания (температурные ощущения).  Приборы измерения температуры  (градусник).

 20.03-24.03.17

2.

Различие вкусовых качеств (сладкое - горькое,  сырое – вареное). Дидактическая игра «Узнай на вкус».

 20.03-24.03.17

3.

Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий – мягкий; пищевые запахи), обозначение  словом ощущений.

 03.04-07.04.17

4.

Восприятие чувства тяжести от разных  предметов  (вата, гвозди, брусок, т.д.); словесное обозначение барических ощущений.

 03.04-07.04.17

8.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

      5

1.

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошки, бубен).

10.04-14.04.17

2.

Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки).

 10.04-14.04.17

3.

Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Прослушивание музыкальных произведений.

 17.04-21.04.17

 

IV  четверть

 17.04-21.04.17

4.

Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды).

 24.04-28.04.17

5.

Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу).

 24.04-28.04.17

9.

Восприятие пространства.

     7

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении; обозначение словом направления движения

 02.05-05.05.17

2.

Ориентировка в школьном помещении; понятие «дальше» - «ближе».

 02.05-05.05.17

3.

Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов).

 02.05-05.05.17

4.

Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа.

 10.05-12.05.17

5.

Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа; словесное обозначение пространственных отношений между предметами.

 10.05-12.05.17

6.

Пространственная ориентировка на поверхности парты.

 15.05-19.05.17

7.

Дидактическая игра «Определи положение предмета»; вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.

 15.05-19.05.17

10.

Восприятие  времени.

     7

 

1.

Порядок месяцев в году.

 22.05-26.05.16

2.

Времена года. Работа с графической  моделью  «Времена года».

 22.05-26.05.16

3.

Знакомство с часами (циферблат, стрелки).

29.05-31.05.17

4.

Меры времени (секунды, минута, час, сутки).

29.05-31.05.17

5.

Определение времени по часам. Игры  с  моделью  часов.

 29.05-31.05.17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематический план

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» – 3 класс

2016 – 2017 учебный год

                                         

   

Темы занятий

Кол-во

часов

Дата проведения

1.

Обследование вновь принятых детей.

 2

 02.09.2016

05.09-09.09.16

2.

Развитие  моторики, графомоторных навыков.

 14

 

1.

Упражнения на развитие меткости («Кольцеброс», «Дартс», «Тигр»).

 

 12.09-16.09.16

2.

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).

 

 19.09-23.09.16

3.

Обучение целенаправленным действиям по двух – трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед – поворот направо – один шаг назад, т.д.).

 

 26.09-30.09.16

4.

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

 

 03.10-07.10.16

5.

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание).

 

 10.10-14.10.16

6.

Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях.

 

 10.10-14.10.16

7.

Рисование бордюров по образцу.

 

 17.10-21.10.16

8.

Графический диктант (зрительный и на слух).

 

 17.10-21.10.16

9.

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений.

 

 24.10-28.10.16

10

Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации.

 

 24.10-28.10.16

3.

Тактильно – двигательное восприятие.

 4

 

1.

Определение предметов на ощупь; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие; крупные и мелкие предметы).

 

 07.11-11.11.16

2.

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает …(пушистое)».

 

 07.11-11.11.16

3.

Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи».

 

 14.11.-18.11.16

4.

Игры с сюжетной мозаикой.

 

 14.11.-18.11.16

4.

Кинестетическое и кинетическое развитие.

 4

 

1.

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы); вербализация собственных ощущений.

 

 21.11-25.11.16

2.

Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование  школьных событий).

 

 21.11-25.11.16

5.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

 14

 

1.

Сравнение и обозначение словом формы предметов (3-4 предмета).

 

 28.11-02.12.16

2.

Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала.

 

 28.11-02.12.16

3.

Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции.

 

 05.12-09.12.16

4.

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий, т.д.).

 

 05.12-09.12.16

5.

Дидактическая игра «Часть и целое».

 

 12.12-16.12.16

6.

Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов.

 

 12.12-16.12.16

7.

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку.

 

 12.12-16.12.16

8.

Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные.

 

 

 19.12-23.12.16

9.

Составление сериационного ряда из 4-5 кругов разной насыщенности одного цвета.

 

 12.01-13.01.17

 

III четверть

 

 16.01-20.01.17

10

Дидактическая игра «Цветик - семицветик».

 

 16.01-20.01.17

11

Узнавание предмета по его  отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов.

 

 23.01-27.01.17

12

Составление предмета или целой конструкции из мелких деталей (пазлы, напольный «Лего»).

 

 30.01-03.02.17

6.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

 5

 

1.

Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу.

 

 06.02-10.02.17

2.

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-х картинок).

 

  06.02-10.02.17

3.

Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами.

 

 27.03-03.03.17

4.

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось».

 

 27.03-03.03.17

5.

Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай также»).

 

 06.03-10.03.17

6.

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

 

 06.03-10.03.17

7.

Восприятие особых свойств предметов.

 6

 

1.

Развитие осязания (теплее – холоднее); словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник).

 

 13.03-17.03.17

2.

Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение.

 

 20.03-24.03.17

3.

Определение  различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость).

 

 20.03-24.03.17

4.

 

Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее - легче).

Взвешивание на ладони; определение веса «на глаз».

 

 03.04-07.04.17

8.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

 5

 

1.

Определение направление звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук».

 

 10.04-14.04.17

2.

Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный градус). Дидактическая игра «Прерванная песня».

 

 10.04-14.04.17

3.

Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона.

 

 17.04-21.04.17

4.

Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных отрывков.

 

 17.04-21.04.17

5.

Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы – барабанщики».

 

 17.04-21.04.17

9.

Восприятие пространства.

 7

 

1.

Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице); вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.

 

 24.04-28.04.17

2.

Развитие пространственного праксиса; словесный отчет о выполнении задания. 

 

 24.04-28.04.17

3.

Дидактическая игра «Куда пойдешь, то найдешь».

 

 02.05-05.05.17

4.

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату».

 

 02.05-05.05.17

5.

Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части.

 

 02.05-05.05.17

6.

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа.

 

 10.05-12.05.17

7.

Ориентировка на лисе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа).

 

 10.05-12.05.17

8.

Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты.

 

 15.05-19.05.17

10

Восприятие времени.

 7

 

1.

Определение времени по часам.

 

 15.05-19.05.17

2.

Длительность временных интервалов (1 секунда, 1 минута, 5 минут, 1 час).

 

 22.05-26.05.16

3.

Дидактическая игра «Успей за 1-2-5 минут».

 

 22.05-26.05.16

4.

Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год).

 

29.05-31.05.17

5.

Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает».

 

29.05-31.05.17

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематический план

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» – 4 класс

2016 – 2017 учебный год

 

Темы занятий

Кол-во

часов

Дата проведения

1.

Обследование вновь принятых детей.

 2

 02.09.2016

05.09-09.09.16

2.

Развитие моторики, графомоторных навыков.

 14

 

1.

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).

 

 12.09-16.09.16

2.

Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок - бег, два хлопка - бег назад, т.д.).

 

 19.09-23.09.16

3.

Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо – два шага вперед – один шаг назад); словесный отчет о выполнении.

 

 26.09-30.09.16

4.

Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку).

 

 03.10-07.10.16

5.

Графический диктант с усложненными заданиями.

 

 10.10-14.10.16

6.

Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник).

 

 10.10-14.10.16

7.

Дорисовывание симметричной половины изображения.

 

 17.10-21.10.16

8.

Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко).

 

 17.10-21.10.16

3.

Тактильно – двигательное восприятие.

 4

1.

Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий).

 

 24.10-28.10.16

2.

Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной.

 

 24.10-28.10.16

3.

Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами).

 

 07.11-11.11.16

4.

Игры с мелкой мозаикой.

 

 07.11-11.11.16

4.

Кинестетическое и кинетическое развитие.

 4

 

1.

Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога); вербализация поз и действий.

 

14.11.-18.11.16

2.

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

 

 14.11.-18.11.16

3.

Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье).

 

 21.11-25.11.16

5.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

 14

 

1.

Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом.

 

 21.11-25.11.16

2.

Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.

 

 28.11-02.12.16

3.

Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4-5 предметов.

 

 28.11-02.12.16

4.

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте).

 

 05.12-09.12.16

5.

Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки).

 

 05.12-09.12.16

6.

Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет».

 

 12.12-16.12.16

7.

Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы).

 

 12.12-16.12.16

 8.

Узнавание предметов по одному элементу.

 

 12.12-16.12.16

9.

Узнавание предметов по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию».

 

 

 19.12-23.12.16

6.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

 5

1.

Нахождение отличных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3 предметов/сюжетных/картинок).

 

 12.01-13.01.17

2.

Нахождение «нелепиц» на картинках.

 

 16.01-20.01.17

3.

Дидактическая игра «Лабиринт».

 

 23.01-27.01.17

4.

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти».

 

 30.01-03.02.17

5.

Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.

 

 30.01-03.02.17

7.

Восприятие особых свойств предметов.

 6

 

1.

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое – влажное – мокрое,   т.д.); их словесное обозначение.

 

06.02-10.02.17

2.

Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха.  

 

 27.03-03.03.17

3.

Восприятие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий – слаще, кислый – кислее, т.д.); словесное обозначение.

 

 27.03-03.03.17

4.

Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху».

 

 06.03-10.03.17

5.

Упражнения в измерении веса предметов на весах.

 

 06.03-10.03.17

6.

Определение противоположных качеств предметов (чистый – грязный, темный – светлый, вредный – полезный).

 

 13.03-17.03.17

7.

Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть – закрыть, расстегнуть – застегнуть, одеть – раздеть).

 

 13.03-17.03.17

8.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

 5

 

1.

Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных).

 

 20.03-24.03.17

2.

Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона  (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий /высокий/звук».

 

 03.04-07.04.17

3.

Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук».

 

 03.04-07.04.17

4.

Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит».

 

 10.04-14.04.17

5.

Формирование чувства ритма. Игровые упражнения.

 

 10.04-14.04.17

6.

Дидактическая игра «Угадай по голосу».  

 

 

9.

Восприятие пространства.

 7

 

1.

Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции.

 

 17.04-21.04.17

2.

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве.

 

 17.04-21.04.17

3.

Моделирование расположения предметов в пространстве; вербализация пространственных отношений.

 

 24.04-28.04.17

4.

Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате).

 

 24.04-28.04.17

5.

Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом).

 

 02.05-05.05.17

10

Восприятие времени.

7

 

1.

Определение времени по часам.

 

 02.05-05.05.17

2.

Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку».

 

 02.05-05.05.17

3.

Работа с календарем и моделью календарного года.

 

 10.05-12.05.17

4.

Дидактическая игра «Когда это бывает».

 

10.05-12.05.17

5.

Последовательность основных жизненных событий.

 

 15.05-19.05.17

6.

Возраст людей.

 

 15.05-19.05.17

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9  г. Усть-Кута Иркутской области

«Рассмотрена»

Руководитель МО

_____ /______________ /

ФИО

Протокол №____ от

«___» ______ 2016 г.

«Согласована»

Заместитель директора по УВР     МОУ СОШ №9

_____ /______________ /

ФИО

«___» ______ 2016 г.

«Утверждена» приказом
директора школы

 МОУ СОШ №9

_____ /______________ /

ФИО
 _________________________
№ _______ от_________

Рабочая программа

 факультативных занятий

по психологии

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

 (для 1-4 классов)

Разработана:

педагогом-психологом

Фёдоровой Е.Н.

на основе программы  курса "Психологический практикум" автора - И.М. Бгажнокова, пособия "Обучение жизненно важным навыкам в школе" авторов Н.П. Майорова, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт.

г. Усть-Кут

2016 г.