Рабочие программы

Керимов Магомед Керимович

Рабочие программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_rabochaya_programma_po_shahmatam_2_gruppa.docx55.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского и юношеского технического творчества «Патриот»

Рекомендована решением                                                        УТВЕРЖДАЮ:

методического совета                                       Директор МБУ ДО «ЦДиЮТТ «Патриот»

МБУ ДО «ЦДиЮТТ «Патриот»                          _______________Ф.М.Кадров

 Протокол от _____2016 г.                              Приказ от ______2016  г. №___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2016 – 2017уч. год

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Шахматы»

Форма реализации программы – очная;

Год обучения – первый;

Номер группы – №2.

Возраст обучающихся –10-11лет.

Составитель: Керимов Магомед Керимович,

педагог дополнительного образования

2016 год

Приложение 2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

физкультурно - спортивная;

Вид дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы

общеразвивающая

Уровень дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

базовый

Особенности обучения в текущем учебном году по дополнительной общеобразователь ной  общеразвивающей программе: особенности реализации  содержания, подготовка к знаменательным датам,  юбилеям детского объединения, учреждения, реализация тематических программ, проектов, причины  замены тем по сравнению с дополнительной   общеобразовательной общеразвивающей программой и т.д.).Изменения, необходимые для обучения в текущем  учебном году и их обоснование (информация об  изменении содержательной части дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей программы, обоснование изменений.

Программа по форме групповая и индивидуальная, по способу реализации алгоритмическая, по контингенту обучающихся – для детей 10-11 лет.

 Срок реализации 1 год.

Особенности организации образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программе с указанием:

  • количества учебных часов по программе;
  • количества учебных часов согласно расписанию;
  • информации об изменении сроков и/или времени изучения отдельных тематических блоков(разделов) с указанием причин и целесообразностиизменений, описание резервов, за счет которых онибудут реализованы.

Количество учебных часов по программе – 160ч

Количество учебных часов согласно расписанию – 160ч

Цель

рабочей программы на текущий учебный год

Развитие специальных способностей ребенка, развитие ключевых компетенций посредством игры в шахматы. На протяжении всего периода обучения необходимо усвоить ключевые компетенции: мыслительные (рассчитывать позицию на несколько ходов вперёд, составлять долговременный план действий, умение считать разветвлённые варианты, составлять дерево расчёта), информационные (работа с компьютерными шахматными обучающими программами), коммуникативные (общение во время соревнований, обмен мнениями и обсуждение злободневных вопросов теории  через интернет с квалифицированными шахматистами со всего мира в режиме он-лайн и через социальные сети), организационные (закрепление основ судейства и проведения соревнований, умение вести запись партии, знакомство с тонкостями компьютерной жеребьёвки), продуктивные (формирование умения действовать в уме, развитие логики, фантазии, изобретательности), здоровьесбережение (знание  техники безопасности, гигиены, овладение навыками поведения в чрезвычайных ситуациях).  Это позволит ему стать саморазвивающейся личностью.

Задачи на текущий учебный год для конкретной учебной группы

  • формирование потребности в регулярных занятиях шахматами, воспитание осмысленного отношения к игре, как к способу самореализации интеллектуальных способностей
  •  повышение работоспособности, совершенствование интеллектуальных и психических качеств, необходимых для овладения секретами шахматной игры
  • компенсация отсутствующих в школьных программах знаний, умений и навыков в области интеллектуального спорта.
  • обучение основам компьютерной грамотности

Режим занятий в текущем учебном году (указать продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта, продолжительность учебного часа, если она  отличается от академического часа)

Продолжительность занятий 45 мин

3 раза в неделю 2 занятия по 45 мин,

между занятиями перерыв 10 мин

Формы занятий и их сочетание (пояснить, чем  обусловлен выбор конкретных форм учебных занятий)

Групповая, индивидуально-групповая,парная,индивидуальная.

Ожидаемые результаты и способы их оценки в текущем учебном году (результаты и способы  измерения результатов для текущего года обучения, форма проведения промежуточной (годовой) аттестации.

Формирование способности грамотно начинать партию, уверенное владение основными тактическими приемами, умение ставить мат тяжелыми фигурами и проводить пешку в ферзи, решение элементарных задач на мат в 1  и 2 хода

Тематическое планирование.

1-й год обучения.

п\п

ТЕМЫ

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие.

Инструктаж по Т.Б

1

1

2

2

История развития шахмат.

Первые упоминания о шахматах в нашем крае. Шахматы в нашем городе (по материалам соцпроекта)

1

1

2

3

Первоначальные понятия.

13

13

26

4

Тактика

18

18

36

5

Стратегия

11

11

22

6

Дебют

11

11

22

7

Миттельшпиль.

10

10

20

8

Эндшпиль

10

10

20

9

Квалификационные соревнования.

3

3

6

10

Сеансы одновременной игры.

3

3

6

11

Конкурсы решения задач.

3

3

6

12

Заключительное занятие.

1

1

2

85

85

170

Календарный учебно-тематический план

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Компьютерные шахматы»на 2016-2017 учебный год

п/п

Раздел программы,

Тема

занятия

Количество часов

Форма

занятия

Форма

контроля

Дата

проведения

занятия

Теория

практика

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

1

Групповая

Фронтальный опрос

1.11

История шахмат.

1

Групповая

Фронтальный опрос

1.11

Шахматы в Древней Руси.

1

Групповая

Фронтальный опрос

3.11

Первые упоминания о шахматах в нашем крае. Шахматы в нашем городе (по материалам соц.проекта)

1

Групповая

Фронтальный опрос

3.11

       Первоначальные понятия(26 часов)

Доска

1

Групповая

Тест

5.11

Фигуры

1

Групповая

Фронтальный опрос

5.11

Фигуры

1

Групповая

Фронтальный опрос

8.11

Фигуры

1

Групповая

Фронтальный опрос

8.11

Фигуры

1

Групповая

Тест

10.11

Ладья

1

Групповая

Фронтальный опрос

10.11

Ладья

1

Групповая

Фронтальный опрос

12.11

Ладья

1

Групповая

Фронтальный опрос

12.11

Ладья

1

Групповая

Тест

15.11

Слон

1

Групповая

Фронтальный опрос

15.11

Слон

1

Групповая

Фронтальный опрос

17.11

Слон

1

Групповая

Фронтальный опрос

17.11

Слон

1

Групповая

Тест

19.11

Ферзь

1

Групповая

Фронтальный опрос

19.11

Ферзь

1

Групповая

Фронтальный опрос

22.11

 Король. Пешка.

1

Групповая

Фронтальный опрос

22.11

Конь.

1

Групповая

Фронтальный опрос

24.11

Нотация. Запись партии.

1

Групповая

Фронтальный опрос

24.11

Мат. Ничья. Пат. Вечный шах.

1

Групповая

Фронтальный опрос

26.11

Относительная ценность фигур.

1

Групповая

Фронтальный опрос

26.11

Тяжелые и легкие фигуры. Мат различными фигурами.

1

Групповая

Фронтальный опрос

29.11

Понятие о центре и флангах.

1

Групповая

Фронтальный опрос

29.11

Понятие о дебюте, миттельшпиле, эндшпиле.

1

Групповая

Фронтальный опрос

1.12

Упражнения на овладение нотацией.

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

1.12

Упражнения на усвоение шахматных правил. Упражнения на мат различными фигурами.

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

3.12

Решение задач в программе «Шахматная школа для начинающих».

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

3.12

                     Тактика (36 часов)

Понятия о тактике и комбинации.

1

Групповая

Фронтальный опрос

6.12

Понятия о тактике и комбинации.

1

Групповая

Фронтальный опрос

6.12

Основные тактические приемы;

1

Групповая

Фронтальный опрос

8.12

Основные тактические приемы;

1

Групповая

Фронтальный опрос

8.12

Связка.

1

Групповая

Фронтальный опрос

10.12

Связка.

1

Групповая

Фронтальный опрос

10.12

Двойной удар.

1

Групповая

Фронтальный опрос

13.12

Двойной удар.

1

Групповая

Фронтальный опрос

13.12

Открытое нападение.

1

Групповая

Фронтальный опрос

15.12

Открытое нападение.

1

Групповая

Фронтальный опрос

15.12

Вскрытый шах.

1

Групповая

Фронтальный опрос

17.12

Вскрытый шах.

1

Групповая

Фронтальный опрос

17.12

Двойной шах.

1

Групповая

Фронтальный опрос

20.12

Двойной шах.

1

Групповая

Фронтальный опрос

20.12

Отвлечение.

1

Групповая

Фронтальный опрос

22.12

Отвлечение.

1

Групповая

Фронтальный опрос

22.12

Завлечение.

1

Групповая

Фронтальный опрос

24.12

Завлечение.

1

Групповая

Фронтальный опрос

24.12

Комбинации с мотивом спертого мата.

1

Групповая

Фронтальный опрос

27.12

Комбинации с мотивом спертого мата.

1

Групповая

Фронтальный опрос

27.12

Использование слабой последней горизонтали.

1

Групповая

Фронтальный опрос

29.12

Использование слабости последней горизонтали.

1

Групповая

Фронтальный опрос

29.12

Разрушения пешечного прикрытия

1

Групповая

Фронтальный опрос

31.12

Разрушения пешечного прикрытия

1

Групповая

Фронтальный опрос

31.12

Освобождение поля.

1

Групповая

Фронтальный опрос

10.01

Освобождение линии, перекрытия.

1

Групповая

Фронтальный опрос

10.01

Комбинации блокировки.

1

Групповая

Фронтальный опрос

12.01

Комбинации блокировки.

1

Групповая

Фронтальный опрос

12.01

Превращения пешки.

1

Групповая

Фронтальный опрос

14.01

Превращения пешки.

1

Групповая

Фронтальный опрос

14.01

Уничтожение защиты.

1

Групповая

Фронтальный опрос

17.01

Уничтожение защиты.

1

Групповая

Фронтальный опрос

17.01

Сложные комбинации на сочетание идей.  

1

Групповая

Фронтальный опрос

19.01

Сложные комбинации на сочетание идей.  

1

Групповая

Фронтальный опрос

19.01

Упражнения на овладение основными тактическими идеями.

1

Групповая

Фронтальный опрос

21.01

Тест по ПК программе «Шахматная школа для начинающих»

1

Индивидуальная

Тестирование

21.01

Стратегия(22 часа)

Фронтальный опрос

Определение стратегии.

1

Групповая

Фронтальный опрос

24.01

Определение стратегии.

1

Групповая

Фронтальный опрос

24.01

Принципы реализации материального преимущества.

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

26.01

Принципы реализации материального преимущества.

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

26.01

Принципы реализации материального преимущества.

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

28.01

Простейшие принципы разыгрывания середины партии(целесообразное развитие фигур)

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

28.01

Простейшие принципы разыгрывания середины партии(целесообразное развитие фигур)

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

31.01

Простейшие принципы разыгрывания середины партии(целесообразное развитие фигур)

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

31.01

Простейшие принципы разыгрывания середины партии (мобилизация сил, выбор плана, определение ближайшей и последующей задачи)

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

2.02

Простейшие принципы разыгрывания середины партии (мобилизация сил, выбор плана, определение ближайшей и последующей задачи)

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

2.02

Простейшие принципы разыгрывания середины партии (создание слабостей в лагере противника).

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

4.02

Простейшие принципы разыгрывания середины партии (создание слабостей в лагере противника).                                              

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

4.02

Простейшие принципы разыгрывания середины партии (создание слабостей в лагере противника).                                              

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

7.02

Централизация.

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

7.02

Централизация.

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

9.02

Практические занятия: разбор специально подобранных примеров, иллюстрирующих простейшие способы ведения середины партии.

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

9.02

Практические занятия: разбор специально подобранных примеров, иллюстрирующих простейшие способы ведения середины партии.

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

11.02

Практические занятия: разбор специально подобранных примеров, иллюстрирующих простейшие способы ведения середины партии.

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

11.02

Практические занятия: разбор специально подобранных примеров, иллюстрирующих простейшие способы ведения середины партии.

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

14.02

Практические занятия: разбор специально подобранных примеров, иллюстрирующих простейшие способы ведения середины партии.

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

14.02

Практические занятия: разбор специально подобранных примеров, иллюстрирующих простейшие способы ведения середины партии.

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

16.02

Тест по ПК программе «Шахматная школа для начинающих»

1

Индивидуальная

Тестирование

16.02

Дебют(22 часа)

Фронтальный опрос

Определение дебюта, как подготовительной стадии к середине игры.

1

Групповая

Фронтальный опрос

18.02

Влияние дебюта на середину игры.

1

Групповая

Фронтальный опрос

18.02

Классификация дебютов.

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

21.02

Классификация дебютов.

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

21.02

Классификация дебютов.

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

25.02

Классификация дебютов.

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

25.02

Классификация дебютов.

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

28.02

Классификация дебютов.

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

28.02

Классификация дебютов.

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

2.03

Классификация дебютов.

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

2.03

Классификация дебютов.

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

4.03

Классификация дебютов.

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

4.03

Основные принципы разыгрывания дебютов.

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

7.03

Основные принципы разыгрывания дебютов.

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

7.03

Основные принципы разыгрывания дебютов.

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

9.03

Основные принципы разыгрывания дебютов.

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

9.03

Основные принципы разыгрывания дебютов.

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

11.03

Основные принципы разыгрывания дебютов.

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

11.03

Основные принципы разыгрывания дебютов.

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

14.03

Основные идеи итальянской партии.

1

Групповая

Фронтальный опрос

14.03

Основные идеи итальянской партии.

1

Групповая

Фронтальный опрос

16.03

Тест по ПК программе «Шахматная школа для начинающих»

1

Групповая

Тестирование

16.03

                                                                                           Миттельшпиль.(20 часов)

Миттельшпиль как основная часть  шахматной партии.

1

Групповая

Фронтальный опрос

18.03

Задачи миттельшпиля.

1

Групповая

Фронтальный опрос

18.03

Выбор плана действий пешечная или фигурная атака.

1

Групповая

Фронтальный опрос

21.03

Как готовить атаку на позицию короля.

1

Групповая

Фронтальный опрос

21.03

Как готовить атаку на позицию короля.

1

Групповая

Фронтальный опрос

23.03

Как готовить атаку на позицию короля.

1

Групповая

Фронтальный опрос

23.03

Как готовить атаку на позицию короля.

1

Групповая

Фронтальный опрос

25.03

Как готовить атаку на позицию короля.

1

Групповая

Фронтальный опрос

25.03

Как готовить атаку на позицию короля.

1

Групповая

Фронтальный опрос

28.03

Создание слабостей в стане соперника.

1

Групповая

Фронтальный опрос

28.03

Создание слабостей в стане соперника.

1

Групповая

Фронтальный опрос

30.03

Создание слабостей в стане соперника.

1

Групповая

Фронтальный опрос

30.03

Создание слабостей в стане соперника.

1

Групповая

Фронтальный опрос

1.04

Размены.

1

Групповая

Фронтальный опрос

1.04

Размены.

1

Групповая

Фронтальный опрос

4.04

Эквивалентный размен.

1

Групповая

Фронтальный опрос

4.04

Эквивалентный размен.

1

Групповая

Фронтальный опрос

6.04

Эквивалентный размен.

1

Групповая

Фронтальный опрос

6.04

Эквивалентный размен.

1

Групповая

Фронтальный опрос

8.04

Тест по ПК программе «Шахматная школа для начинающих»

1

Групповая

Фронтальный опрос

8.04

                                                                                            Эндшпиль.(20 часов)

Определение эндшпиля.

1

Групповая

Фронтальный опрос

11.04

Роль короля в эндшпиле.

1

Групповая

Фронтальный опрос

11.04

Значение активности фигур в эндшпиле.

1

Групповая

Фронтальный опрос

13.04

Пешечные окончания: король и пешка против короля.

1

Групповая

Фронтальный опрос

13.04

Правило квадрата.

1

Групповая

Фронтальный опрос

15.04

Оппозиция. Цугцванг.  

1

Групповая

Фронтальный опрос

15.04

Король и пешка против короля и пешки.

1

Групповая

Фронтальный опрос

18.04

Отдаленная проходная пешка.  

1

Групповая

Фронтальный опрос

18.04

Защищенная проходная пешка.

1

Групповая

Фронтальный опрос

20.04

Пешечный прорыв.

1

Групповая

Фронтальный опрос

20.04

Ферзь против пешки.  

1

Групповая

Фронтальный опрос

22.04

Ладейные окончания: король, ладья и крайняя пешка против короля и ладьи.

1

Групповая

Фронтальный опрос

22.04

Принцип Тарраша (ладья сзади пешки).

1

Групповая

Фронтальный опрос

25.04

Позиция Филидора. «Мостик».

1

Групповая

Фронтальный опрос

25.04

Упражнения на овладение простейшими эндшпильными приемами посредством расчета и нахождения типичных эндшпильных идей в специально подобранных примерах.

1

Групповая

Фронтальный опрос

27.04

Упражнения на овладение простейшими эндшпильными приемами посредством расчета и нахождения типичных эндшпильных идей в специально подобранных примерах.

1

Групповая

Фронтальный опрос

27.04

Упражнения на овладение простейшими эндшпильными приемами.

1

Групповая

Фронтальный опрос

29.04

Упражнения на овладение простейшими эндшпильными приемами.

1

Групповая

Фронтальный опрос

29.04

Упражнения на овладение простейшими эндшпильными приемами.

1

Групповая

Фронтальный опрос

4.05

Тест по ПК программе «Шахматная школа для начинающих»

1

Групповая

Фронтальный опрос

4.05

                                                                           Классификационные соревнования.(6 часов)

6.05

Анализ сыгранных партий и типовых позиций.

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

6.05

Анализ сыгранных партий и типовых позиций.

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

6.05

Анализ сыгранных партий и типовых позиций.

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

11.05

Анализ сыгранных партий и типовых позиций.

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

11.05

Разбор сыгранных партий с преподавателем.

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

13.05

Разбор сыгранных партий с преподавателем.

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

13.05

                                                                                         Сеансы одновременной игры (6 часов)

Сеанс одновременной игры с кружковцами.

1

Индивидуальная

Фронтальный опрос

16.05

Разбор партий с кружковцами.

1

Групповая

Фронтальный опрос

16.05

Сеанс одновременной игры с кружковцами.

1

Индивидуальная

Фронтальный опрос

18.05

Разбор партий с кружковцами.

1

Групповая

Фронтальный опрос

18.05

Сеанс одновременной игры с кружковцами.

1

Индивидуальная

Фронтальный опрос

20.05

Разбор партий с кружковцами.

1

Групповая

Фронтальный опрос

20.05

                                                                                Конкурсы решения задач.(6 часов)

Понятие о шахматной композиции.

1

Групповая

Фронтальный опрос

23.05

Правила проведения конкурсов решений задач, этюдов и нахождения комбинаций.

1

Групповая

Фронтальный опрос

23.05

Решение задач, этюдов, нахождение комбинаций, связанных по своему содержанию с темами «Тактика, эндшпиль».

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

25.05

Решение задач, этюдов, нахождение комбинаций, связанных по своему содержанию с темами «Тактика, эндшпиль».

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

25.05

Решение задач, этюдов, нахождение комбинаций, связанных по своему содержанию с темами «Тактика, эндшпиль».

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

27.05

Решение задач, этюдов, нахождение комбинаций, связанных по своему содержанию с темами «Тактика, эндшпиль».

1

Индивидуально-групповая

Фронтальный опрос

27.05

Заключительное занятие.

1

Групповая

Фронтальный опрос

30.05

Заключительное занятие.

1

Групповая

Фронтальный опрос

30.05

                                    Учебно-методические материалы

Перечень методических пособий для педагога и обучающихся,

обеспечивающих учебный процесс (конспекты учебных занятий, методические

указания, рекомендации, учебные пособия, методический, дидактический,

информационный, справочный материал на различных носителях,

образовательные ресурсы, специальная литература и т. д.)

1. Сухин И.Г. Программы курса «Шахматы - школе»: для начальных классов общеобразовательных учреждений. – Обнинск: Духовное возрождение, 2010.

2. Алексеев Н.Г. Шахматы и развитие мышления. Шахматы: наука, опыт, мастерство; Практическое пособие – М.; Высшая школа, 1990.

3.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения, М.:Интор,1996.

4.Гальперин П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий(Учительская газета)№49. ; 2005.

5. Зак  А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет, 8-9лет. – М .,1996

6. Ким Е.С.Азы и буки шахматного информационного пространства: Методическое пособие для учителей шахматного всеобуча. – Томск, 2008.

7. Тимофеев А.А. Шахматный всеобуч – за и против. – Томск, 2009.

Перечень творческих заданий, тем проектов, исследований, наблюдений, игр и т.д. на текущий учебный год

Перечень методических материалов по индивидуальному сопровождению

достижения личных результатов обучающихся (методики психолого-

педагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей и т. п.)

Литература

1. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской

Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской

Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 –р.

2. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации» - М. : 2013. – 238 с.

3. Буйлова, Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ / Л. Н. Буйлова //

Молодой ученый. — 2015. — № 15. — С. 567 - 572.__