Трансляция педагогического опыта.

Керимов Магомед Керимович

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ

Часть1   (А)

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Вариант 5

Вариант 6

Вариант 7

Вариант 8

Вариант 9

Вариант 10

Дополнительные

консультации

А 1

А 2

А 3

А …36

Часть 2 (В)

В 1

В 2

В 3

В …8

Часть 3 (С)

С 1

С…6

Баллы

Отметка

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ (групповой)

ФИО учащихся, которые выйдут на ЕГЭ

1 ученик

2 ученик

3 ученик

4 ученик

КОДИФИКАТОР ЕГЭ

Отметка

Консультация

Отметка

Консультация

Отметка

Консультация

Отметка

Консультация

1. Биология как наука.

 1.1. Биология как наука

1.2. Признаки живого

1.3. Уровни организации

2. Клетка как биологическая система

2.1. Клеточная теория

2.2. Клетка. Многообразие клеток.

7 Экосистемы и присущие им закономерности.

7.1 Среды обитания организмов. Экологические факторы.

…7.5 Глобальные изменения в биосфере.

Тетрадь контроля. Диагностика знаний и умений учащихся по теме «Наследственность и изменчивость»

Список класса

                               Учащиеся должны знать (базовый уровень)

Учащиеся должны уметь  (базовый уровень)

Основы генетики

Закономерности  моногибридного скрещивания

Закономерности  ди- и полигибридного скрещивания

Сцепленное наследование

Генотипичекая среда

Объяснять сущность основных законов генетики

Решать генетические задачи на моно- и дигибридное скрещивание, сцепленное наследование и наследование сцепленное с полом.

Выявлять закономерности наследственности, тип наследования признаков.

Анализировать  результаты исследований, сравнивать  и находить причинно следственные связи.

Составлять родословные

Находить информацию о наследственности в различных информационных ресурсах.

Использовать приобретенные навыки и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Генетика как наука. Методы исследования. Вклад российских ученых.

Генетическая  терминология, условные обозначения

Особенности строения генов, хромосом, гамет.

Сущность гипотезы чистоты гамет

Первый закон Г. Менделя.

  Второй закон Г Менделя.

Неполное доминирование признаков.

Анализирующее скрещивание

Третий закон Г. Менделя. Закон независимого наследования

Цитологические основы  независимого наследования.

Сущность хромосомной теории Т. Моргана.

Сцепленное наследование признаков, Полное и неполное сцепление.

Генетика пола . Закономерности наследования сцепленного с полом.

Сущность взаимодействия  аалельных генов

Взаимодействие неаллельных генов: комплиментарность, эпистаз, полимерия, плейотропия.

Генетика человека. Методы и задачи.

1Мендаева Алсу

+

-

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

-

+

-

+

+

+

+

+

+

2Гулагаева Луиза

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

3Гурбанов Мирза

+

+

-

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

-

+

+

+

+

-

-

+

+

4.Заводчиков Вадим

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системно - деятельностный подход. Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.

Слайд 2

Новые подходы к образованию ЗУНовский Компетентностный Системно - деятельностный

Слайд 3

Собственная УД школьников – важная составляющая СДП Text Text Какова деятельность – такова и личность Вне деятельности нет личности деятельность личность УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Слайд 4

Для того чтобы учащиеся из урока в урок самостоятельно добывали знания, чтобы у учеников формировались навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению, на уроках необходимо использовать разнообразные типы деятельности: Исследовательский метод Игровой метод Проблемно-поисковый метод Метод коллективного решения проблем Метод управляемого открытия

Слайд 5

Принцип целостного представления о мире. у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук. Принцип деятельности. формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания. Принцип творчества (креативности). предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Принцип вариативности. предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов.

Слайд 6

Перед каждым уроком учитель стоит перед выбором: как организовать учебную деятельность учащихся; как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; какие методы и средства обучения выбрать; как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Слайд 7

Каждый учитель самостоятельно расставляет акценты в методике преподавания, пытаясь найти ответы на вопросы «Что?» и «Как?». Я использую в своей педагогической деятельности: Терминологические диктанты: вставить пропущенные в тексте термины, дать определения перечисленным терминам, подобрать к терминам определения и т.д. Задания на классификацию: составить классификацию объектов, признаков, процессов, свойств по значимому основанию, определить значимое основание или принцип предложенной классификации, дополнить классификацию примерами и т.д. Задания на сравнения и сопоставление: сравнивая отдельные объекты или группы организмов, найти сходства и отличия, выделить признаки для сравнения или сопоставления.

Слайд 8

Составление характеристик отдельных групп растений или животных, процессов, свойств, органов по аналогии с раннее изученными или по заданному плану; составление презентаций явлений или объектов по плану. Задания, связанные с мыслительными операциями синтеза: объединение в один тип разных классов животных, их графических изображений, растительных объектов в отдельные классы, на основе признаков разных классов выделение признаков вышестоящего таксона. Выделение причинно-следственных связей: определение связи между строением и выполняемыми функциями у органоидов клеток, тканей, органов, выделение причины и следствии явления или процесса. Задания на оценочную деятельность: найти допущенные ошибки при ответе, в тексте, рисунке, оценить ответ, презентацию.

Слайд 9

Пожалуйста, найдите лишнее, вычеркните и объясните свой выбор. Груздь, мукор , мухомор. опенок, масленок, дрожжи, пеницилл , подберезовик, лисичка.

Слайд 10

Правда ли что вычеркнутые нами организмы не являются грибами?

Слайд 11

К царству грибов относятся не только шляпочные грибы, но и другие, которые сразу вы бы не назвали грибами.

Слайд 12

Сравниваемые признаки Мукор Пеницилл На партах листок с таблицей. В таблице названы плесневые грибы, но нет признаков, по которым можно определить их особенности. Давайте вместе составим план изучения этих грибов. Что бы вы хотели о них узнать?

Слайд 13

План строение питание Размножение значение

Слайд 14

Проблемное объяснение нового знания 1)Зафиксировать причину затруднения. 2)Сформулировать и согласовать цели урока. 3)Организовать уточнение и согласование темы урока. 4)Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. 5)Организовать использование предметных действий с моделями, схемами, формулами, свойствами и пр. 6)Соотнесение нового знания с правилом в учебнике 7) Организовать фиксацию преодоления затруднения.

Слайд 15

План описания 1. Размеры животного 2. Окраска 3. Членение тела на отделы 4. Количество конечностей 5. Различия между конечностями 6. Количество усиков 7. Различия в длине усиков 8. Наличие органов чувств Затем описание сравнивается с описанием в учебнике, добавляется необходимая информация по внешнему строению животного. Обратное задание: составить план описания объекта. Описывать объекты, следуя предложенному плану.

Слайд 16

Выберите из перечня, что необходимо растению для фотосинтеза и объясните почему ? 1. Углекислый газ; 2 корень; 3. Образовательная ткань в кончике корня; 4. Клетки мякоти листа; 5. Органическое вещество- глюкоза; 6. Замыкающие клетки устьиц; 7 вода; 8. Годичные кольца древесины; 9. Цветок; 10. Эндосперм; 11. Свет; 12. Хлорофилл; 13 Корнеплод; 14. Кислород

Слайд 17

Роль растений в природе Какой процесс изображен на картинке? Что обозначено стрелками разного цвета ? В чем заключается роль этого процесса для атмосферы Земли? Какие вещества образуются и откладываются в растениях?

Слайд 18

Как могут распространяться плоды и семена?

Слайд 19

Сравните отделы растений. Какие черты предлагаете сравнить? Черты сравне-ния Водоросли Мхи Папорот ники Голосе-менные Покрыто-семен-ные Место обитания строение

Слайд 20

Дерево возможных вариантов Для чего нужно движенье Бег, прыжок, ходьба, скольженье Плаванье, полет………. Как знать- Может лучше полежать?

Слайд 21

Распределите 9 слов в 3 группы по 3 слова: окунь, крылья, бегать, ноги, летать, плавники, овца, плавать, орёл.

Слайд 22

Давайте обсудим…. Какое животное здесь лишнее? Почему?

Слайд 23

На графиках показана динамика изменений численности популяций разных типов: стабильный, взрывной, колеблющийся Для кого был более характерен взрывной тип изменения численности? пингвинов синиц 3) бабочек 4) жуков

Слайд 24

На диаграмме представлен рацион питания млекопитающего. В какой среде обитания должно жить животное, чтобы так питаться? 1) почвенной 2) организменной 3) наземно-воздушной 4) водной листья многолетних растений водные растения

Слайд 25

Надо признать, что не для всех биология станет смыслом жизни, но многим ученикам уроки с использованием системно – деятельностного подхода помогут: найти себя в этом бурном мире, научиться самостоятельно мыслить, принимать решения, быть уверенным в себе, правильно оценить свои интересы и способности.



Предварительный просмотр:

Из опыта работы

учителя биологии

МБОУ «СШ №8»

г.Нижневартовска.

Керимова Магомеда Керимовича.

Тема:

«Системно – деятельностный подход,

 как средство повышения качества обученности на уроках биологии»

Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. В основу разработки ФГОС ООО   положен системно - деятельностный подход.

     В основе Стандарта нового поколения лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает:

-  формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся на уроке.

     Актуальность моей работы состоит в том, что в последние годы особое внимание обращено на общекультурное, личностное и познавательное развитие ученика,  и необходимо вооружить детей таким важным умением, как умение учиться на примере системно – деятельностного  подхода в обучении биологии.

    В связи с этим необходимо переориентировать  учебную деятельность на уроках биологии с  передачи  знаний и социального опыта, на развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

     В новых документах  «Фундаментальное ядро содержания общего образования» говорится, что «развитие  личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса».

     

  1. Проблема

     Анализ  результатов моей педагогической деятельности до перехода на ФГОС ООО 2 поколения  показал, что, существуют  недостатки  в образовательной процессе:

 -  мало освоена практическая деятельность учащихся на уроке;

 - в основном образовательном процессе  не  развита познавательная активность, низкая активность учащихся в конкурсах и олимпиадах по биологии.

     Возникают противоречия:

 - между преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и   деятельностным характером учения;

  - между  необходимостью повышения уровня образования и  низким уровнем познавательной мотивации;

  - между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика.

     На основе проведенного анализа  можно сформулировать существующую профессиональную проблему:  отбор, методов, средств, форм организации образовательного процесса на уроке и во внеурочной  деятельности обучающихся.

Объектом исследования является курс биологии.

Предметом исследования является системно-деятельностный подход, как средство повышения качества обученности обучающихся на уроках биологии.

  1. Цель и задачи

     Для решения  существующей профессиональной проблемы необходимо выдвинуть  цель, поставить задачи и представить ожидаемые результаты по внедрению в образовательный процесс методики  «Система деятельности педагога, направленная на развитие познавательной активности».

     Цель данной работы – реализация технологии системно – деятельностного подхода для повышения качества обученности на уроках биологии в 5-6 классах.

     Задачи:

  1. Теоретически обосновать необходимость использования системно – деятельностного подхода для повышения качества обученности на уроках биологии;
  2. На основе теоретического анализа определить характер влияния различных видов деятельности на повышение качества обученности учащихся 5-6 класса на уроках биологии;
  3. Описать внедрение в образовательный процесс технологии  системно – деятельностного обучения на уроках биологии;
  4. Охарактеризовать контрольно – диагностические средства, позволяющие определить эффективность педагогической деятельности, направленной на достижение поставленной цели.

     Научная новизна исследования:

1) выявлена динамика развития познавательной активности детей на уроках биологии в 5-6 классе;

2) охарактеризованы методы системно – деятельностного   подхода  как средство повышения познавательной активности  детей 5-6 класса;

3) обоснована необходимость использования системно – деятельностного  подхода на уроках биологии в 5-6 классах.

    Средства оценки результатов проекта:

  • Проведение мониторинга по итогам;

  1. Ожидаемые результаты

 Применение  системно – деятельного подхода на уроках биологии позволит:

  -  развить  ценностно – смысловые, учебные и познавательные компетенции для повышения мотивации к изучению предмета;

 -   заинтересовать обучающихся в предмете;

 -  активизировать мыслительную деятельность.

  Обучающиеся станут более самостоятельными, уверенными, коммуникативными в приобретении общеучебных умений, навыков, а также опыта разнообразной деятельности,  познания и самопознания. Повысится интерес не только к предмету, но и к учению в целом.

  1. Реализация

   Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности. 
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познанием мира, (в специально организованных для этого условиях).

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Урок в рамках системно-деятельностного подхода имеет несколько обязательных стадий:

Стадия «Вызов» 

  • приём «Вставь пропущенное слово»;
  • эксперимент;
  • составление кластера;
  • «Мозаика».

Стадия урока «Осмысление»

   Текст задачи содержит указание на способ учебной деятельности, например:

  классифицируйте и укажите основание для классификации; сравните; обобщите объекты; продолжите ряд, фразу; дополните ряд, определение; определите лишний элемент в данном ряду, объясните причину выбора; установите соответствие между процессами, явлениями; установите последовательность этапов, процессов, явлений.

«Рефлексия»

1. «Вырази своё отношение к полученным знаниям».

2. «Задай вопрос, который остался невыясненным в ходе изучения нового материала».

3. «Тест «Я знаю (умею) / Я не знаю (не умею)».

При переходе от одного урока к другому, от курса к курсу я осуществляю преемственность между отдельными темами, чтобы сформировать целостное представление о сути живых организмов. В курсе ботаники, зоологии, анатомии человека изучается связь между строением и функцией на разных уровнях организации: клетка, ткань, органы, организм. Это прослеживается в 5 классе при изучении таких тем как: «Корень. Внешнее и внутреннее строение», «Побег и почки», «Стебель», «Лист. Внешнее и внутреннее строение» и др. В 6 классе «Систематика растений», «Эволюция растительного мира». Организацию образовательного процесса строю таким образом, чтобы сформировать общебиологические понятия, начиная с 5 класса, и в дальнейшем организую систему обучения, основываясь на выделенных общих закономерностях, ведущих биологических понятиях.

  1. Механизм реализации

  При организации системно–деятельного подхода на уроках биологии я использую следующие технологии:
   Технология личностно-ориентированного обучения, основанного на личностном подходе. Данная технология позволяет сформировать такие общеучебные умения как мыслить, анализировать, используется личностный опыт ученика. Так, в 6 классе при изучении гипотез эволюции растений, обучающиеся самостоятельно выдвигают гипотезы исходя из собственного опыта, объясняют, почему они являются гипотезой, а не теорией, отстаивают свою точку зрения.
     Технология разноуровневого обучения. Данное обучение  осуществляю на всех этапах урока. При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты двух, трех уровней (разрабатываю сама). При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Самостоятельные и проверочные  работы содержат задания обязательного уровня, задания повышенного уровня сложности.

Пример №1

 
 

 

Пример №2

 Что изображено на рисунках?

  Использую дифференцированное домашнее задание, даю возможность ученику выбрать задание самостоятельно, например, при изучении систематики в 6 классе «Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные» предлагаю приготовить карточку по систематики капусты огородной, приготовить сообщения о сортах капусты, приготовить рисунки, отражающие многообразие крестоцветных, составить кроссворд, используя материал учебника.

    Технология проблемно-диалогового обучения. Эмоционально насыщенными и продуктивными получаются уроки, где рассматривается проблемная, нестандартная  ситуация.

Данная технология позволяет осуществлять  не только обмен информацией, формирование познавательной мотивации, но и  установить взаимопонимание,    взаимодействие между всеми субъектами процесса обучения, обмен знаниями, мнениями, действиями, оценками деятельности

Создать ситуацию успеха на уроке, способствует развитию умений слушания, чтения, говорения, анализа и синтеза, самостоятельной работы;

Научить обучающихся мыслить раскованно, ярко, нестандартно, творчески, что пригодится им во взрослой жизни.
    Например, при изучении темы «Состав и строение семян» в 5 классе озвучиваю такой факт, что семена имеют различную форму и размеры, а как это зависит от распространения семян. Прошу объяснить данный факт. В беседе обучающиеся приходят к мнению о взаимосвязи состава,  строения и распространения семян. В процессе беседы я не комментирую высказывания учащихся.
   При изучении вирусов, говорю о том, что отношение к этим существам у ученого мира неоднозначное, они занимают пограничное положение между живой и неживой природой. После изучения, ответа на главный вопрос урока, задаю такой вопрос: «Можно ли выделить пятое царство живой природы – царство вирусов?». Это  вызывает дискуссию между учениками, где они доказывают, отстаивают свою точку зрения.

   Технология проектного обучения. Использование данной технологии позволяет ученику самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.
   Работа над проектом всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).
   Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью использования метапредметных знаний. Так в 5 классе обучающиеся выполняют долгосрочные проекты по теме «Мой любимый цветок» в рамках изучения строения и разнообразие цветков растений, в 6 классе по семействам цветковых растений.

Особое значение в изучении биологии имеет исследовательский метод. При использовании этого метода учащиеся выдвигают гипотезу, выбирают путь и отбирают материалы. Ученик становиться в позицию активного исследователя – активизируется продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению. Чаще всего этот подход реализуется при выполнении лабораторных и практических работ. Так, при выполнении лабораторной работы в 6 классе  «Влияние условий на прорастание семян» обучающиеся в ходе работы выдвигают предположения о том, как внешние факторы: вода, свет, тепло влияют на прорастание семян.
Для повышения мотивации к предмету, стимулирования учеников шестых классов, часто предлагаю проведения домашних экспериментов, опытов. Например, выращивание плесени и ведения дневника наблюдения, проращивание семян пшеницы и фасоли, наблюдения за ростом корня и др. В теме «Корень» вместо изучения параграфа «рост корня» предлагаю провести домашний эксперимент с дальнейшим сообщение результатов на уроке. Или опережающее задание «вырастить разные типы корневых систем» и сообщить результаты при выполнении лабораторной работы по данной теме, таким образом, формирую умение в устной и письменной форме представлять свои результаты.
С 5 класса ведется обучающимися биологический словарь терминов.
В 5-6 классах при изучении курса «Ботаники» обучающиеся заполняют  альбом, где зарисовывают изучаемый объект, записывают краткую характеристику растения, его систематику, интересные факты, научные данные. 

 

Контрольные работы составляю таким образом, чтобы они содержали задания разного уровня сложности. С 5 класса начинаю работу по подготовке к сдачи экзамена в формате ОГЭ и ЕГЭ, составляю работы таким образом, чтобы они содержали задания с выбором одного ответа из четырех, с выбором нескольких ответов, на соответствие, на умения давать краткий и полный ответ.

  1. Результаты проекта:

Мониторинг учеников показал значительное  повышение качества обученности при использовании  технологии системно – деятельностного подхода в преподавании  биологии.   Дети  активно участвуют в олимпиадах и конкурсах, успешно сдают ЕГЭ  по биологии.  Что указывает на более высокий уровень развития компонентов изучаемого феномена. При выполнении заданий ученики  объясняли свои действия, которые необходимо выполнить для достижения  результата.  

В результате использования методов, средств, сочетания различных технологий системно – деятельностного подхода наблюдается повышение мотивации обучающихся к предмету и динамика качества успеваемости.

Показатели успеваемости и качества обученности обучающихся 5-6 классов

за 1 полугодие 2017-2018 уч. года

Класс

Качество обученности

Класс

Успеваемость

5 «А» класс

                   83%

5 «А» класс

100%

5 «Б» класс

                   96%

5 «Б» класс

100%

5 «В» класс

                   88%

5 «В» класс

100%

6 «А» класс

                   72%

6 «А» класс

100%

6 «Б» класс

                    64%

6 «Б» класс

100%

6 «В» класс

                    58%

6 «В» класс

100%

Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дал мне возможность определить теоретические основы использования системно-деятельностного подхода в обучении биологии. Результаты моей работы выявляют повышение качества обучающихся на уроке.

Список литературы

  1. Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
  2. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.
  3. Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа:[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf]
  4. Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника. Режим доступа:[http://www.proshkolu.ru/user/UshakovaOU/file/754302/]
  5. Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/419748/]
  6. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]
  7. Деятельностный метод в школе. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/527236/]
  8. Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: [http://chel-siao.narod.ru/]
  9. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. Режим доступа: [http://school1884.ru/]
  10. Ярцева, С. В. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии / С. В. Ярцева // Биология в школе. - 2010. - N6. - С. 23-27.Хуторский, А. Деятельность как содержание образования /А. Хуторский //Народное образование.- 2003.- №8.-С.107-114
  11. Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.
  12. Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6. - С.
  13. Купавцев,А.В. Деятельностный аспект процесса обучения/А.В. Купавцева // Педагогика.- 2002.-№6.-С.44-66. 15. Леонтьев,А.А. Что такое деятельностный подход в образовании /А.А. Леонтьева //Начальная школа плюс.-2001.-№1-С.3-6.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системно - деятельностный подход. Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.

Слайд 2

Новые подходы к образованию ЗУНовский Компетентностный Системно - деятельностный

Слайд 3

Собственная УД школьников – важная составляющая СДП Text Text Какова деятельность – такова и личность Вне деятельности нет личности деятельность личность УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Слайд 4

Для того чтобы учащиеся из урока в урок самостоятельно добывали знания, чтобы у учеников формировались навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению, на уроках необходимо использовать разнообразные типы деятельности: Исследовательский метод Игровой метод Проблемно-поисковый метод Метод коллективного решения проблем Метод управляемого открытия

Слайд 5

Принцип целостного представления о мире. у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук. Принцип деятельности. формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания. Принцип творчества (креативности). предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Принцип вариативности. предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов.

Слайд 6

Перед каждым уроком учитель стоит перед выбором: как организовать учебную деятельность учащихся; как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; какие методы и средства обучения выбрать; как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Слайд 7

Каждый учитель самостоятельно расставляет акценты в методике преподавания, пытаясь найти ответы на вопросы «Что?» и «Как?». Я использую в своей педагогической деятельности: Терминологические диктанты: вставить пропущенные в тексте термины, дать определения перечисленным терминам, подобрать к терминам определения и т.д. Задания на классификацию: составить классификацию объектов, признаков, процессов, свойств по значимому основанию, определить значимое основание или принцип предложенной классификации, дополнить классификацию примерами и т.д. Задания на сравнения и сопоставление: сравнивая отдельные объекты или группы организмов, найти сходства и отличия, выделить признаки для сравнения или сопоставления.

Слайд 8

Составление характеристик отдельных групп растений или животных, процессов, свойств, органов по аналогии с раннее изученными или по заданному плану; составление презентаций явлений или объектов по плану. Задания, связанные с мыслительными операциями синтеза: объединение в один тип разных классов животных, их графических изображений, растительных объектов в отдельные классы, на основе признаков разных классов выделение признаков вышестоящего таксона. Выделение причинно-следственных связей: определение связи между строением и выполняемыми функциями у органоидов клеток, тканей, органов, выделение причины и следствии явления или процесса. Задания на оценочную деятельность: найти допущенные ошибки при ответе, в тексте, рисунке, оценить ответ, презентацию.

Слайд 9

Пожалуйста, найдите лишнее, вычеркните и объясните свой выбор. Груздь, мукор , мухомор. опенок, масленок, дрожжи, пеницилл , подберезовик, лисичка.

Слайд 10

Правда ли что вычеркнутые нами организмы не являются грибами?

Слайд 11

К царству грибов относятся не только шляпочные грибы, но и другие, которые сразу вы бы не назвали грибами.

Слайд 12

Сравниваемые признаки Мукор Пеницилл На партах листок с таблицей. В таблице названы плесневые грибы, но нет признаков, по которым можно определить их особенности. Давайте вместе составим план изучения этих грибов. Что бы вы хотели о них узнать?

Слайд 13

План строение питание Размножение значение

Слайд 14

Проблемное объяснение нового знания 1)Зафиксировать причину затруднения. 2)Сформулировать и согласовать цели урока. 3)Организовать уточнение и согласование темы урока. 4)Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. 5)Организовать использование предметных действий с моделями, схемами, формулами, свойствами и пр. 6)Соотнесение нового знания с правилом в учебнике 7) Организовать фиксацию преодоления затруднения.

Слайд 15

План описания 1. Размеры животного 2. Окраска 3. Членение тела на отделы 4. Количество конечностей 5. Различия между конечностями 6. Количество усиков 7. Различия в длине усиков 8. Наличие органов чувств Затем описание сравнивается с описанием в учебнике, добавляется необходимая информация по внешнему строению животного. Обратное задание: составить план описания объекта. Описывать объекты, следуя предложенному плану.

Слайд 16

Выберите из перечня, что необходимо растению для фотосинтеза и объясните почему ? 1. Углекислый газ; 2 корень; 3. Образовательная ткань в кончике корня; 4. Клетки мякоти листа; 5. Органическое вещество- глюкоза; 6. Замыкающие клетки устьиц; 7 вода; 8. Годичные кольца древесины; 9. Цветок; 10. Эндосперм; 11. Свет; 12. Хлорофилл; 13 Корнеплод; 14. Кислород

Слайд 17

Роль растений в природе Какой процесс изображен на картинке? Что обозначено стрелками разного цвета ? В чем заключается роль этого процесса для атмосферы Земли? Какие вещества образуются и откладываются в растениях?

Слайд 18

Как могут распространяться плоды и семена?

Слайд 19

Сравните отделы растений. Какие черты предлагаете сравнить? Черты сравне-ния Водоросли Мхи Папорот ники Голосе-менные Покрыто-семен-ные Место обитания строение

Слайд 20

Дерево возможных вариантов Для чего нужно движенье Бег, прыжок, ходьба, скольженье Плаванье, полет………. Как знать- Может лучше полежать?

Слайд 21

Распределите 9 слов в 3 группы по 3 слова: окунь, крылья, бегать, ноги, летать, плавники, овца, плавать, орёл.

Слайд 22

Давайте обсудим…. Какое животное здесь лишнее? Почему?

Слайд 23

На графиках показана динамика изменений численности популяций разных типов: стабильный, взрывной, колеблющийся Для кого был более характерен взрывной тип изменения численности? пингвинов синиц 3) бабочек 4) жуков

Слайд 24

На диаграмме представлен рацион питания млекопитающего. В какой среде обитания должно жить животное, чтобы так питаться? 1) почвенной 2) организменной 3) наземно-воздушной 4) водной листья многолетних растений водные растения

Слайд 25

Надо признать, что не для всех биология станет смыслом жизни, но многим ученикам уроки с использованием системно – деятельностного подхода помогут: найти себя в этом бурном мире, научиться самостоятельно мыслить, принимать решения, быть уверенным в себе, правильно оценить свои интересы и способности.



Предварительный просмотр:

 

Выступление на МО учителей области Естесствознание

«Использование цифровых образовательных

 ресурсов на уроках биологии»

Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет: 

- коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.

- рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.

- использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

- изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.

- представлять в удобном для изучения масштабе различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

В своей работе по информатизации преподавания предмета биологии я прошёл несколько этапов

1. Использование электронных образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями.

2. Использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий с помощью программ Microsoft Power Point и т.д.

3.Создание целостной методической системы, органично включающей все пройденные этапы.

1. Обеспечение наглядности

Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.

2. Контроль знаний

Мультимедийные технологии позволяют разнообразить формы организации контроля усвоения знаний, а использование интерактивной доски снижает страх перед публичным выступлением, вызывает у ребенка интерес к проверке, желание показать свои знания.

Основные направления: 

• Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить дальнейшее протекание процесса, попросить объяснить процесс. • Использование компьютера учениками: представляют свой ответ в виде презентации или другого продукта и выстраивают защиту. • Задания на распределение 9 класс «Критерии вида» «Критерии вида применительно к человеку»

3. Разнообразие форм, методов проведения урока

Организация урока с использование ИКТ сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации познавательной деятельности учащихся. Выстроенный ряд цифровых образовательных ресурсов, грамотно составленные к ним задания, смена деятельности – и урок пройдет в быстром темпе, учащиеся не утомятся и смогут получить больше положительных эмоций от урока.

4. Индивидуальная работа

Благодаря ИКТ активно организуется индивидуальная работа с учащимися, которая имеет следующие направления:

• имеющими пробелы в знаниях

• имеющими интерес к предмету

• при подготовке к олимпиадам

Индивидуальная работа может осуществляться как под непосредственной координацией педагога, так и как средство самообразования.

Систематическое использование ЦОР в собственной практике позволило мне добиться определенных результатов при обучении биологии. У них выработаны умения и навыки для самостоятельного приобретения званий, проведения наблюдений, опытов, экспериментов. У учащихся сформирована устойчивая мотивация к изучению предмета; прослеживается динамика роста учащихся, стремящихся к самореализации и самоопределению посредством предмета биологии.

Подводя итог, хочу сказать, что использование ЦОР в обучении биологии обеспечивает: 

1. интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса

2. многоаспектное развитие школьника

3. подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества

4. реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок «Бактерии»

Цель урока: раскрыть роль бактерий в природе и жизни человека, познакомить с болезнетворными бактериями и мерами предупреждения заболеваний, вызываемыми бактериями.

Задачи:

Образовательные:

Дать представление о многообразной роли бактерий в природе и жизни человека, о значении бактерий. 

Развивающие:

развивать логическое мышление ,познавательный интерес,  умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.

Воспитательные: 

воспитание коммуникативных качеств, навыков взаимопомощи.

Планируемые  результаты учебного занятия:

Предметные:  

- знать  роль бактерий в природе, положительное и отрицательное влияние бактерий на человека, меры предупреждения бактериальных заболеваний;

Метапредметные:

регулятивные: - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, высказывать свое мнение;

- самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

коммуникативные: 

 - слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

Личностные:  

- проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный труд.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

Продолжить формирование умения находить  отличия, работать с учебником, информационными текстами и таблицами, преобразовывать информацию из одного вида в другую.  

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
  2. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД        

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
  3. Продолжить формирование навыков самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
  4. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий  к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
  2. Проявлять интерес к новому содержанию
  3.  Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная и групповая.

 Оборудование:

Учебник: биология 5 класс – В. В. Пасечник.; раздаточные материалы, таблицы.

Ход урока:

Этап 1. Приветствие:

     Добрый день, я проведу у вас сегодня необычный урок.

    Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, повернемся к нашим гостям и скажим им « Добрый день»!

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок.

Тихо все за парты сели,

На меня все посмотрели.

Наши ушки- на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Не минуты не теряем.

Этап 2. Актуализация знаний:

 - Что бы  начать наш с вами  урок, для начала нужно определить тему. Давайте вспомним, с какими живыми организмами вы познакомились на прошлом уроке.

- Правильно, на прошлом уроке вы познакомились с царством БАКТЕРИИ. С их общей характеристико ,строением бактериальной клетки, формами бактерий, размножением.

    Я предлагаю вам выполнить небольшое задание, это биологический  диктант и вспомнить то, что мы уже знаем о бактериях. Так сказать , проверим вашу готовность к уроку.

    Перед вами  на партах лежат  индивидуальные  карты, которые мы будем заполнять во время урока. (учащиеся записывают на листе цифры от 1 до 10, учитель произносит понятия, а учащиеся отмечают верные утверждения плюсом, а неверные минусом).

Диктант

  1. Бактерии состоят из одной клетки?
  2. Бактерии имеют ядро?
  3. Бактерии размножаются спорами?
  4. Бактерии имеют разнообразную форму?
  5. Бактерии имеют оболочку?
  6. Бактерии, для которых кислород является смертельно опасным, называются аэробами?
  7. Бактерии не имеют хлорофилла?
  8. Округлые бактерии называют стрептококками?
  9. Бактерии имеют цитоплазму?
  10. Бактерии относятся к Царству Растений?

Поменяйтесь ответами со своим соседом и проверьте правильность выбранных утверждений. Номера правильных суждений: 1, 4, 5, 7, 9. Посчитайте, сколько утверждений отмечено правильно.

Выставите пожалуйста себе отметку в карту.

Этап 3. Открытие новых знаний

Форма работы: групповая

- И так, все мы с вами знаем о бактериях? Или еще чего то может быть не знаем?

Обратите внимание на экран. Что мы видим? Бактерии кругом, они повсюду. Хорошо это или плохо? Как вы считаете?

Как вы думаете о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Попробуйте сформулировать тему (учащиеся формулируют тему, учитель корректирует).

А как вы думаете , нужны ли нам  бактерии на Земле? Или может мы и без них замечательно проживем?

Вот на этот вопрос мы должны будем ответить в конце нашего урока.

 Сейчас мы с вами отправимся в мир бактерий.

    Ученые разделили все многообразие бактерий на несколько  групп. Вот мы сейчас и  познакомимся с  несколькими видами бактерий, узнаем их среды обитания, питание, роль в природе и жизни человека. По мере знакомства с  этими уникальными живыми организмами, будем заполнять таблицу но не просто заполнять, а работать в группах. обсуждать проблему, высказывать свое мнение , советоваться с товарищами. Так как мы будем рассматривать 4 основных группы бактерий, вы уже у меня тоже разделены на 4 группы. Каждая группа имеет свое название. Выберите пожалуйста руководителя группы, он и будет у нас самым ответственным в команде и он будет решать, кто выйдет представлять свою группу. В течении 5-7 минут вам нужно будет охарактеризовать вашу группу, внести данные в таблицу. А для остальных, пока  одна команда выступает, другие заполняют таблицу.

-У каждого из вас на столе есть информационные листы с таблицей, нужный для вас материал о группах бактерий и схемы.

И так, приступим..

Слайды, заполнение таблицы.        Оценивание.

Значение бактерий в природе и жизни человека

Бактерии 

Значение 

Среда обитания 

Положительное 

Отрицательное 

Гниения 

Перерабатывают органические вещества (листья, трупы животных) в перегной, повышают плодородие почвы. 

Портят продукты питания. 

Повсеместно 

Почвенные 

Разлагают перегной до неорганических веществ (минеральные вещества), необходимых растениям для жизни, повышают плодородие почвы. 

- 

Почва

Молочнокислые 

Бактерии-кулинары. Используются в производстве продуктов питания, кормов. 

Способствуют скисанию молока (участвуют в разрушении органических веществ). 

В различных органических веществах 

Болезнетворные 

- 

Вызывают инфекционные заболевания у живых организмов, в т.ч. у человека. 

В организмах 

Мы с вами узнали много нового и интересного о бактериях и наверное устали, так?

Сейчас небольшая физкультминутка.

Отдохнули, продолжим нашу работу.

Этап 4. Закрепление полученных знаний.

Форма работы: индивидуальная.

 Для закрепления полученных знаний , я предлагаю вам, сделать небольшой мини-проект, побыть  в роли бактерий. На ваших столах вы видите белые листы бумаги, на них  вы должны будите нарисовать бактерию, среду ее обитания, и практическое значение ( положительное или отрицательное) для человека или окружающей среды. И соответственно, представиться.

Оцените пожалуйста выполненную вами работу.

Сформулируем выводы урока.

Какой проблемный вопрос у нас был в начале урока? Сможем  мы теперь на него ответить?

  Вывод: 

Бактерии имеют большое значение в природе и жизни человека. Есть бактерии, поставляющие в атмосферу кислород, улавливающие из атмосферы азот, есть бактерии, разлагающие отмершее органическое вещество. Некоторые бактерии полезны для человека, другие вызывают опасные заболевания.

     Давайте немного пофантазируем и предположим, основываясь на нашей таблице, что все-таки случится на Земле, если вдруг пропадут все бактерии (Исчезновение азотофиксирующих бактерий, бактерий гниения и почвенных бактерий приведет к снижению плодородия, а далее и к полному истощению почвы, а также к «захламлению» окружающей среды непереработанной органикой: трупами животных, палой листвой, погибшими растениями и т.д..

Отсутствие молочнокислых бактерий влечет к полному изменению рациона человека. Исчезновение кишечной палочки, может повлечь за собой ряд проблем, связанных с пищеварением. Отсутствие болезнетворных бактерий, с одной стороны ведет к улучшению жизни из-за отсутствия многих болезней, однако, может привести к перенаселению животных, растений и человека, что также чревато рядом неприятных последствий).

     Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни? (да) Как именно? (Знания о бактериях помогают осознать, что бактерии могут быть полезные и вредные, и соответственно использовать данную информацию, используя бактерии полезные и защищаясь от вредных бактерий, разрабатывая и используя различные методы борьбы с ними).

 А теперь давайте оценим вашу работу на уроке.  Каждый из вас  в течении урока получал оценки ,посчитайте пожалуйста средний бал и выставите итоговую.

А сейчас оценим свое настроение  в конце урока. Нарисуйте смайлик у себя в карте.

Широкая улыбка - На уроке мне было интересно, я много узнал нового, тема мне понятна;  

Легкая улыбка На уроке мне было не всегда интересно, тема мне в целом понятна, но по некоторым вопросам я испытываю затруднения; 

Грустный - На уроке мне было неинтересно, я нового ничего не узнал, тема мне непонятна).

Домашнее задание: повторить знания о бактериях.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа №8»

Содержание

   Введение                                                                        

  1. Основная часть.
  1. Общее определение шума.                                                
  2. Источники шума и шумовое загрязнение в МБОУ СШ №8.        
  3. Влияние шума на организм человека.                                
  4. Влияние шума на учеников школ.                                        
  1.      Разработка здоровье сберегающих рекомендаций для учащихся.
  1. Практическая  часть
  1. Социологический опрос.                                                
  2. Опытно экспериментальная работа.                                

Заключение.                                                                        

Список литературы.                                                                

Приложения.                                                                        


«Особенности влияния шума на организм школьника»

Халиуллина Снежана Миннуровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа№8»

Класс 8Б

Школьное научное общество «Импульс»

Введение

Серьёзным фактором, ухудшающим жизненную среду, является шум.  Шум уникален как загрязнитель.Существенными источниками шума в жилых домах служат различные механические и электрические приборы, а также само поведение людей. В совокупности все эти источники создают постоянный звуковой (шумовой) фон, сопровождающий людей, как во время работы, так и во внерабочее время. Данная работа посвящена изучению шума и воздействию его на организм школьника.

Цель работы: изучить влияние шума на организм человека и найти способы уменьшения вредного влияния шума.

Объект исследования: шум как звуковое явление.

Предмет исследования: воздействие шума на организм школьника.

Гипотеза:исследование опирается на предположение о том, что учащиеся могутобезопасить себя от вредного воздействия шума и повысить умственную работоспособность, если:

 - получат знания об особенностях звука и его влиянии на слух человека;

 - понизят «шумовое загрязнение» на переменах;

 - внимательно отнесутся к моим рекомендациям, разработанным в ходе выполнения проекта.

Задачи:

 - Проанализировать научную литературу по проблеме исследования;

 - Выяснить влияние шума на организм человека.

 - Изучить санитарные нормы шума для образовательных учреждений.

 - Разработать здоровье сберегающие рекомендации для учащихся.

Виды работ: изучение литературы, изучение интернет ресурсов, проведение социологического опроса среди учеников школы, проведение экспериментальных исследований.

Актуальность данной работы в том, что нам необходимы знания о шуме, для дальнейшей жизни и полноценного развития.

«Особенности влияния шума на организм школьника»

Халиуллина Снежана Миннуровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа№8»

Класс 8Б

Школьное научное общество «Импульс»

Основная часть

  1. Общее определение шума.

К шумам относят звуки любого рода, воспринимаемые человеком, как неприятные, мешающие и даже вызывающие болезненные ощущения.

Шум как физическое явление — это колебание упругой среды. Он характеризуется звуковым давлением как функцией частоты и времени. С физиологической точки зрения шум определяется как ощущение, которое воспринимается органами слуха во время действия на них звуковых волн в диапазоне частот 16—20 000 Гц.

Децибел (дБ) – это логарифмическая единица измерения шума выражающая степень звукового давления. 1дБ – самый низкий уровень шума, который едва способен улавливать человек.

1.2. Источники шума и шумовое загрязнение в МБОУ СШ №8.

Шумовое загрязнение среды относится к категории чисто экологических факторов, поскольку оказывает непосредственное и исключительное воздействие на живые организмы. Нормальный шум окружающей человека среды варьирует в пределах 35-60 дБ. Источником шума в МБОУ СШ №8 являются  в основном обучающиеся  школы. Шумы возникают из-за  шагов, хлопанье дверей, передвижение мебели, разговоров,  из-за работы различных приборов. Согласно нашим исследованиям наибольшее шумовое загрязнение  характерно для столовой 82дБ,второе   место занимает спортзал  свыше 80дБ,для  рекреация 1,2,3 и 4 этажей во время перемен свыше 75 дБ, , и четвертое место мастерские мальчиков и девочек до 75дБ..

Основные источники шумового воздействия в МБОУ СШ №8 (Приложение №1).

1.3. Влияние шума на организм человека.

В настоящее время доказано, что шум – это общебиологический раздражитель, то есть он оказывает воздействие не только на орган слуха, но и на весь организм в целом. Человеческий организм по-разному реагирует на шум разного уровня. Шумы уровня 70-90 дБ при длительном воздействии приводят к заболеванию нервной системы, а более 100 дБ - к снижению слуха, вплоть до глухоты.

Шум способен увеличивать содержание в крови таких гормонов стресса, как кортизол, адреналин и норадреналин - даже во время сна. Чем дольше эти гормоны присутствуют в кровеносной системе, тем выше вероятность, что они приведут к опасным для жизни физиологическим проблемам.

При высоких уровнях шума слуховая чувствительность падает уже через 1 - 2 года, при средних - обнаруживается гораздо позже, через 5 - 10 лет, то есть снижение слуха происходит медленно, болезнь развивается постепенно. Поэтому особенно важно заранее принимать соответствующие меры защиты от шума. В настоящее время почти каждый человек, подвергающийся на работе воздействию шума, рискует стать глухим.

Шум, даже когда он невелик (при уровне 50—60 дБ), создает значительную нагрузку на нервную систему человека, оказывая на него психологическое воздействие. Это особенно часто наблюдается у людей, занятых умственной деятельностью. Воздействуя на кору головного мозга, шум оказывает раздражающее действие, ускоряет процесс утомления, ослабляет внимание и замедляет психические реакции. Таким образом, шум вызывает нежелательную реакцию всего организма человека. (Приложение №2).

1.4. Влияние шума на учеников школы.

Школа – сама по себе довольно шумное место. Школа – то место, где дети на каждой перемене бегают, галдят, кричат, смеются, плачут… В общем, в самом помещении довольно шумно. Плохая акустика в классе мешает детям учиться, часто приводит к нарушениям дисциплины. Согласно санитарным нормам, уровень звукового давления в классных помещениях, учебных кабинетах и аудиториях должен составлять около 40 дБ (± 10 дБ). В противном случае, качество восприятия детьми материала, который они обязаны знать, существенно ухудшается. Уровень интенсивности шума на некоторых уроках доходит до 50-60 дБ, а на переменах до 110 дБ и вызывает отрицательные изменения в организме человека.

Как многие детские учреждения, наша школа страдает от внутреннего шумового загрязнения, что наносит большой вред учащимся и учителям.

Когда в классе хлопают в ладоши все вместе – уровень шума будет 90 дб. Если хором кричать «УРА» - шум будет 100 дб. При шуме в 60дб на решение арифметических примеров требуется на 80% больше времени, чем до воздействия шума. Уровень шума свыше 80дб увеличивает количество орфографических ошибок на 20%.От чрезмерного уровня шума усиливается состояние дискомфорта и нервозности.

1.5.Разработка здоровье сберегающих рекомендаций для учащихся.

Громкие звуки чаще становятся причиной агрессивности, раздражительности, неуверенности и проблемы с мышлением. Важно хотя давать свой нервной системе отдых от всех звуков. Хотя бы на 20 минут в день отключайте телефон, телевизор и другие устройства, посидите в полной тишине. Это поможет быстро восстановить здоровье.

Рекомендации школьникам:

Не говорите слишком громко (не кричите) на переменах.

На уроках соблюдайте тишину, это важно для вашего здоровья.

Не включайте громко телевизор, музыкальные центры.

Не слушайте музыку через наушники продолжительное время, иначе с возрастом вы вынуждены будете пользоваться слуховыми аппаратами.

При выполнении шумной работы, через каждый час делайте 10 минутный перерыв или прослушивайте успокаивающую музыку.

Отдыхайте в выходные дни на природе («слушайте тишину»).

Терпимо относитесь к людям с пониженным слухом.

 Регулярно проходите медицинское обследование.

Рекомендации по ослаблению негативного влияния шума

(Приложение 3)

Наше здоровье – в наших руках!

          «Особенности влияния шума на организм школьника»

Халиуллина Снежана Миннуровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа№8»

Класс 8Б

Школьное научное общество «Импульс»

                                                 Практическая часть.

2.1 Социологический опрос.

Цель работы: определение количества учеников, у которых есть плеер или сотовый телефон с наушниками.

Ход работы:

Был проведён общешкольный опрос среди учеников 8-х классов. Определив количество людей, имеющих плееры или сотовые телефоны с наушниками.

Результаты оформили в виде таблицы

Вопрос

Результат

1.Какие направления в музыке вы предпочитаете?

Рок-10%;Реп-75%;Поп-10%;Класс.музыка-5%.

2.Включаете ли вы музыку, когда делаете уроки?

Да-3;Нет-1;Иногда-10.

3.Каким образом вы предпочитаете слушать музыку?

Колонки-20%;Наушники-80%

4.Раздражает ли вас посторонний шум?

Да-8%;Нет-12%;Иногда-80%

5.Можете ли вы отвлечься от окружающих шумов?

Да-10%;Нет-25%;Иногда-65%

6.Можете ли вы заснуть под громкий шум?

Да-75%;Нет-25%;

7.Просыпаетесь ли вы под звук будильника?

Да-80%;Нет-15%;Иногда-5%

Сделали выводы:

80% учащихся 8-х классов регулярно используют наушники;

85% учащихся 8-хклассов предпочитают слушать Реп или Рок;

75% учащихся 8-х классов могут засыпать под громкую музыку.

 Все это приводит к снижению слуха, которое может проявиться после 25 лет, если не изменить свои привычки учащимся.

2.2 Опытно экспериментальная работа.

Эксперимент №1

У двух групп учащихся – экспериментальной и контрольной – измерим давление и пульс. Контрольная группа отдыхает, слушает записи голосов птиц, шум моря. Экспериментальная группа в течение 20-30 минут через наушники слушает громкую музыку. У всех участников эксперимента измерить вновь давление и пульс. Определить средний показатель для каждой группы.

 До начала исследования у всех участников двух групп было измерено давление, пульс. В среднем у учащихся: пульс – 65 ударов в минуту, давление – 110/70. После того как группы послушали музыку были получены следующие результаты.

Вывод:

длительное пребывание экспериментальной группы в условиях интенсивного шума сопровождается изменением артериального давления и учащением пульса; у контрольной группы шумы природного происхождения (шум дождя, шелест листвы, ручей) благоприятно повлиял на организм.

Эксперимент №2.

Кроме того, выполняя работу, я провела исследование остроты слуха учащихся

8Б класса по тесту.

Острота слуха – это минимальная громкость звука, которая может быть

воспринята ухом испытуемого. Нормальным слухом считается такой, при котором тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см.

Тест «Определение остроты слуха»

Оборудование: механические часы, линейка.

Порядок работы:

1. Приближайте часы до тех пор, пока не услышите звук. Измерьте расстояние от уха до часов в сантиметрах.

2. Приложите часы плотно к уху и отводите от себя до тех пор, пока не исчезнет звук. Опять определите расстояние до часов.

3. Если данные совпадут, это будет приблизительно верное расстояние.

4. Если данные не совпадут, то для оценки расстояния слышимости нужно взять среднее арифметическое двух расстояний.

Оценка результатов эксперимента:

Нормальным слухом будет такой, при котором тиканье ручных часов среднего

размера слышно на расстоянии 10-15 см.

№ Испытуемого

L1 см.

L2 см.

(L1+L2)/2

Результаты

№ 1

7

9

8

ниже нормы

№ 2

12

10

11

норма

№ 3

9

12

10,5

норма

№ 4

13

12

12,5

норма

№ 5

9

12

10,5

норма

№ 6

10

14

12

норма

№ 7

8

9

8,5

ниже нормы

№ 8

14

17

15,5

выше нормы

№ 9

9

9

9

ниже нормы

№ 10

13

15

14

норма

№ 11

10

11

10,5

норма

№ 12

15

13

14

норма

Вывод: из 12 учащихся нормальный слух имеют 75%, у 25% - слух понижен. Т.е.у каждого четвёртого испытуемого восьмиклассника - слух ниже нормы

Заключение.

В ходе исследовательской работы  было изучено влияние шума на организм школьника. Шум оказывает вред на наш организм незаметно для нас. В работе представлены способы защиты от шума. Надеюсь, что ученики будут бережнее относиться к своему здоровью, стараться как можно меньше подвергаться вредному воздействию шума.

Список литературы

1. Громов С.В., Родина Н.А. «Физика. 8 класс». - М: Просвещение, 2000 .

2. Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. -    М: Дрофа, 2002.

3. Лучшие рефераты по экологии. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.

4. Носова Л.В.Шум и здоровье человека.// журнал «Биология в школе»  №2, 1999.

5. Плужников М. С., Рязанцев С. В. «Среди запахов и звуков». – М: Молодая гвардия, 1991.

6. Талютина О.А. Спаси и сохрани. // журнал «Биология в школе» №1, 2001.

7. Экологический практикум.// журнал «Биология в школе» №7, 2000.

                                               Интернет-ресурсы:        

1. Влияние шума на здоровье человека. – www. alfaland.ioso.ru

2. Защита от шума. - www.fizika.ru/theory

3. Конкурс «Я иду на урок» «Звуковые волны». - www.top.list.ru

4. Основные источники экологических загрязнений недвижимости - www.ecostandard.ru

5. Распространение звуковых волн в пространстве и веществе. –

www.edwardsemyonov.narod.ru

ПриложениеI.

        Шумовое загрязнение  в МБОУ СШ №8

Приложение II

Шкала уровня шума                                                                                    

 Уровень воздействия шума — Характерные шумопроизводители — Интенсивность шума, дБ:

Порог слуха — Полная тишина — 0

Допустимый уровень — Шум нормального дыхания — 10

Домашний комфорт — 20

Норма громкости звука — звук часов  — 30

Шорох листьев на лёгком ветру — 33

Норма громкости днём  — 40

Тихий шёпот на расстоянии 1-2 метров — 47

Тихая улица — 50

Работа стиральной машины — 60

Уличный шум — 70

Обычная речь или шум в магазине, где много покупателей — 73

Гул голосов в переполненном ресторане — 78

Пылесос, шум на шоссе с очень интенсивным движением, шум стакана — 80

Опасный уровень — спортивный автомобиль, максимальная норма громкости звука в производственном помещении — 90

Громкая музыка проигрывателя в большой комнате — 95

Мотоцикл, электропоезд метро — 100

Приложение III

Приложение IV

Вопрос

Результат

1.Какие направления в музыке вы предпочитаете?

Рок-10%;Реп-75%;Поп-10%;Класс.музыка-5%.

2.Включаете ли вы музыку, когда делаете уроки?

Да-3;Нет-1;Иногда-10.

3.Каким образом вы предпочитаете слушать музыку?

Колонки-20%;Наушники-80%

4.Раздражает ли вас посторонний шум?

Да-8%;Нет-12%;Иногда-80%

5.Можете ли вы отвлечься от окружающих шумов?

Да-10%;Нет-25%;Иногда-65%

6.Можете ли вы заснуть под громкий шум?

Да-75%;Нет-25%;

7.Просыпаетесь ли вы под звук будильника?

Да-80%;Нет-15%;Иногда-5%

Приложение V

ПриложениеVI

Приложение VII

№ Испытуемого

L1 см.

L2 см.

(L1+L2)/2

Результаты

№ 1

7

9

8

ниже нормы

№ 2

12

10

11

норма

№ 3

9

12

10,5

норма

№ 4

13

12

12,5

норма

№ 5

9

12

10,5

норма

№ 6

10

14

12

норма

№ 7

8

9

8,5

ниже нормы

№ 8

14

17

15,5

выше нормы

№ 9

9

9

9

ниже нормы

№ 10

13

15

14

норма

№ 11

10

11

10,5

норма

№ 12

15

13

14

норма

Оценка результатов эксперимента: Нормальным слухом будет такой, при котором тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Влияние шума на организм человека» АВТОР: Халиулина Снежана Миннуровна , Обучающаяся 10 «А» класса МБОУ №8 НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Керимов Магомед Керимович , Учитель химии и биологии

Слайд 2

Актуальность данной работы в том, что нам необходимы знания о шуме, для дальнейшей жизни и полноценного развития. Перед началом исследования мы поставили следующие задачи: - Проанализировать научную литературу по проблеме исследования; - Выяснить влияние шума на организм человека. - Изучить санитарные нормы шума для образовательных учреждений. - Разработать здоровье сберегающие рекомендации для учащихся.

Слайд 3

Гипотеза: Исследование опирается на предположение о том, что учащиеся могут обезопасить себя от вредного воздействия шума и повысить умственную работоспособность, если: - получат знания об особенностях звука и его влиянии на слух человека; - понизят «шумовое загрязнение» на переменах; - внимательно отнесутся к моим рекомендациям, разработанным в ходе выполнения проекта. Объект исследования: шум как звуковое явление. Предмет исследования: воздействие шума на организм школьника.

Слайд 4

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что теоретические данные, полученные в ходе исследования, могут представлять интерес для педагогов и администрации школы, родителей учащихся, самих учеников и послужить поводом для создания ещё более комфортной среды для всех участников образовательного процесса в МБОУ «СШ №8».

Слайд 5

Общее определение шума. Шум — один из важнейших факторов вредного влияния на окружающую среду и человека и опасен не менее чем загрязнение атмосферы и гидросферы. Процесс распространения колебательного движения в среде называется звуковой волной, а область среды, в которой она распространяется — звуковым полем. Децибел (дБ) – это логарифмическая единица измерения шума выражающая степень звукового давления.

Слайд 6

Источники шума и шумовое загрязнение в МБОУ СШ №8

Слайд 7

Влияние шума на организм человека и учеников школы. Шум – это общебиологический раздражитель, то есть он оказывает воздействие не только на орган слуха, но и на весь организм в целом. Одно из самых шумных мест – школа. А ведь ни один учащийся в ней ребёнок не может сидеть тихо, чинно сложа руки. Что касается территории школы, то, благодаря расположению на ней игровых площадок, где дети могут поиграть в различные игры, тишина на ней воцаряется только тогда, когда ученики покидают школу, прилежно уча уроки. Школьное здание гудит от невообразимого шума, дети бегают, раздаётся громкий смех, крики, визг. Тут не только отдохнуть – устать можно! К концу дня и ученики, и учителя чувствуют себя, совершенно усталыми.

Слайд 8

Рекомендаций для учащихся: На 20 минут в день отключайте телефон, телевизор и другие устройства; Не кричите на переменах; На уроках соблюдайте тишину, это важно для вашего здоровья; Не включайте громко телевизор, музыкальные центры; Регулярно проходите медицинское обследование; И так далее…

Слайд 9

Практическая часть.

Слайд 10

Опытно-экспериментальная работа Эксперимент №1.

Слайд 11

Эксперимент №2. № испытуемого L1 c м L 2 (L 1+ L 2 ) /2 Результаты № 7 9 8 Ниже нормы № 12 10 11 Норма № 9 12 10,5 Норма № 13 12 12,5 Норма № 9 12 10,5 Норма № 10 14 12 Норма № 8 9 8,5 Ниже нормы № 14 17 15,5 Выше нормы № 9 9 9 Ниже нормы № 13 15 14 Норма № 10 11 10,5 Норма № 15 13 14 норма

Слайд 12

Заключение: Ухо – единственный орган, при помощи которого мы можем почувствовать шум. Шум оказывает вред на наш организм незаметно для нас, т.е. мы не можем видеть воздействие шума на нас. Часто шум, воспроизводимый самим человеком, не беспокоит его, в то время как небольшой шум, вызванный соседями или каким-нибудь другим источником, оказывает сильный, раздражающий эффект.

Слайд 13

Спасибо за внимание!