РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка технической направленности «Робототехнический конструктор Старт Блок» на 2020 - 2021 ГОД

Гаврючкова Ирина Николаевна

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир конструирования  больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

Конструирование  объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а,  следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            УТВЕРЖДАЮ

                     Заведующий Детским садом  № 57 _____________

                                                 / Е.А. Качанова /

                                                                                       «02» сентября 2020  года

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

кружка

технической направленности

«Робототехнический конструктор Старт Блок»

                                                на   2020 -  2021 ГОД

Возраст обучающихся: 6 – 7 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель программы

                      Воспитатель  Гаврючкова  И. Н.

                                                                          Смоленск  2020

Оглавление

I Пояснительная записка ..........................................................................3

1.1 Нормативно-правовые документы. ...................................................3

1.2 Направленность программы, актуальность ......................................3

1.3 Педагогическая целесообразность. ...................................................3

1.4 Цель и задачи........................................................................................5

1.5. Организационно-педагогические условия. ......................................6

1.6 Ожидаемые результаты и формы контроля.......................................7

1.7. Материальные ресурсы.......................................................................8

2.Содержание программы..........................................................................8

3. Список литературы: ...............................................................................9 

I Пояснительная записка

1.1 Нормативно-правовые документы.

Программа технической направленности «Робототехнический конструктор Старт Блок» разработана на основе:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»,

- Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04сентября 2014года № 1726-р),

- Приказа Министерства Просвещения России от 9 ноября 2018года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая  разно уровневые  программы) от 18.11.2015 № 09 3242

1.2 Направленность программы.

Техническая.

Актуальность:

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир конструирования  больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

Конструирование  объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а,  следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

1.3 Педагогическая целесообразность.

Программа «Робототехнический конструктор Старт Блок» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно – эстетического, социально - коммуникативного.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено.

Конструирование любимый детьми вид деятельности, оно не только увлекательное, но и полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности  цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой моторики рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства.

Конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. В процессе конструирования дети учатся работать по инструкции, по схеме, учатся работать в коллективе. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.

Первый человекоподобный рыцарь был предложен Леонардо да Винчи в 1495 г., в 1738 г. французский механик Жак де Вакансон создал первого андроида, а в 1921 году чешский писатель Карел Чапек придумал слово «робот».

Бурными темпами робототехника вошла в мир в середине XX века. Это было одно из самых передовых, престижных, дорогостоящих направлений машиностроения. Основой робототехники были техническая физика, электроника, измерительная техника и многие другие, технические и научные дисциплины. В начале XXI века робототехника является одним из приоритетных направлений в сфере экономики, машиностроения, здравоохранения, военного дела и других направлений деятельности человека. Специалисты, обладающие знаниями в этой области, востребованы. В России существует такая проблема: недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Поэтому необходимо вести популяризацию профессии инженера, ведь использование роботов в быту, на производстве и поле боя требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами.

Важно организовывать условия, при которых участники совместной деятельности могли бы решать возникающие проблемы, общаясь и, советуясь друг с другом, а также учиться на своих ошибках. Как этого достичь? С чего начинать?

Детский сад – это первая ступень, где можно закладывать начальные знания и навыки в области робототехники, прививать интерес воспитанников к робототехнике и автоматизированным системам Основной набор Старт Блок– новое поколение образовательной робототехники, позволяющей изучать технологии (научно – технические достижения) в процессе увлекательных практических игр - занятий.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что работа с конструктором, «Старт Блок» позволяет обучающимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи конструирования, проектирования и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знаний - от механики до психологии, - что является вполне естественным.

Использование конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.

Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.

Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и простыми иллюстрациями в книжках их уже сложно удивить. Технологические наборы ориентированы на изучение базовых технических решений, лежащих в основе всех современных конструкций и устройств.

Итоги изученных тем можно подводить с направляющей помощью педагога созданием воспитанниками собственных автоматизированных моделей.

Работа с конструкторами способствует развитию пространственного мышления, так как объёмное конструирование существенно сложнее выкладывания каких-либо моделей на плоскости. При этом ребёнок уделяет внимание не только общему виду будущей конструкции, но и каждой её детали.

В процессе конструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, кнопки крепления на пластине или блоке, вычисляя необходимое количество деталей и их длину.

Конструирование развивает и речевые навыки: дети задают взрослым вопросы о различных явлениях или объектах. Это даёт также коммуникативные навыки.

При групповой деятельности дети могут не просто общаться, но и обмениваться советами о способах крепления, деталями или даже объединять свои модели для создания более масштабной конструкции.

В совместной работе дети развивают свои индивидуальные творческие способности, коллективно преодолевают творческие проблемы, получают важные фундаментальные и технические знания.

Они становятся более коммуникабельными, развивают навыки организации и проведения исследований, что, безусловно, способствует их успехам в дальнейшем школьном образовании, в будущей работе.

1.4 Цель и задачи.

Цель программы:

Развитие технического творчества и формирование научно – технической ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора Старт Блок.

Задачи:

Обучающие

 Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно – техническое творчество.

 Сформировать умение управлять готовыми моделями.

 Учить видеть конструкцию объекта, анализировать её основные части, их функциональное назначение.

Развивающие

 Развивать творческие способности и логическое мышление воспитанников

 Развивать мелкую моторику.

 Развивать память, внимание

Воспитательные

 Закреплять знания детей об окружающем мире.

 Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе распределении обязанностей.

 Выявить и обеспечить дальнейшее развитие одаренным ,талантливым детям, обладающим нестандартным мышлением, способностями в конструктивной деятельности

 Сформировать умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора.

Формы и методы,  используемые для реализации программы:

Наглядные (рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, дидактические игры)

Словесные (загадки, пословицы, дискуссии)

Познавательные (восприятие, осмысление и запоминание воспитанниками нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);

Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий);

Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов).

Проблемный - (постановка проблемы и поиск решения, творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.)

Игровой - (использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.)

1.5. Организационно-педагогические условия.

 Активная помощь педагога;

 Сотрудничество с родителями (законными представителями);

 Беседа, показ, объяснение;

 Игра – презентация;

 Практическое занятие с помощью педагога;

 Выставка

Продолжительность программы:  один год.

 34 занятия  по 30 минут (один раз в неделю)

Краткие сведения о группе:

  1. Будкевич Артём
  2. Бурцева Милана
  3. Глушенков Тимофей
  4. Костенков Артур
  5. Терещенкова Милана
  6. Новиков Миша
  7. Сёмченкова Лера
  8. Сёмкина Кристина
  9. Ткаченко Егор
  10. Трефилова Алиса

        

Форма занятий – подгрупповая, индивидуальная.

1.6 Ожидаемые результаты и формы контроля.

Планируемые итоговые результаты освоения Рабочей программы по робототехнике на базе конструктора Старт Блок:

1.Познавательные:

 определять, различать и называть детали конструктора;

 конструировать по условиям, заданным педагогом, по образцу, чертежу, схеме и самостоятельно строить схему;

 программировать по условиям, заданным педагогом, по образцу, чертежу, схеме и самостоятельно;

 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы, сравнивать и группировать предметы и их образы.

2.Регулятивные:

 работать по предложенным инструкциям;

 излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения,

 анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

3.Коммуникативные:

 работать в паре и коллективе; уметь рассказывать о постройке;

 работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Предметные результаты изучения курса, базовый уровень:

 знание простейших основ механики;

 виды конструкций, соединение деталей;

 последовательность изготовления конструкций;

 целостное представление о мире техники;

 последовательное создание алгоритмических действий;

 начальное программирование;

 умение реализовать творческий замысел;

 знание техники безопасности при работе в кабинете робототехники.

Иметь представление:

 о базовых конструкциях;

 о правильности и прочности создания конструкции;

 о техническом оснащении конструкции.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

 Проведения бесед с детьми;

 Организация конкурсов, игр.

1.7. Материальные ресурсы - основным содержанием данного курса являются игры-занятия по техническому моделированию, сборке и программирования роботов с использованием следующих материалов и источников:

1. Набор - Робототехнический конструктор Старт Блок.

2. Компьютер, проектор, сканер, принтер.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. Ознакомительная

Правило поведения, техника безопасности. Знакомство с конструктором, деталями, способы крепления.

Строительство по замыслу. Мотор, датчики расстояния и датчики наклона.

II. Для чего нужны машины?

Легковой автомобиль (спортивная машина, мотоцикл).

Конструирование спортивной машины, мотоцикла. Программирование, испытание моделей.

III. Машины специального назначения

Машины специального назначения.

Конструирование Экскаватора, машина с ковшом, пушка, поезд. Программирование, испытание моделей.

IV. Общество рыцарей и принцесс

Сформировать у дошкольников нормы и правила общения и поведения.

Конструирование рыцаря. Программирование и испытание модели.

V. Насекомые

Познакомить с насекомыми, чем полезны и вредны.

Конструирование кузнечика. Программирование и испытание модели.

VI. Свободное моделирование

Развитие фантазии и воображения детей. Навыки работы в паре и коллективе. Повторение  пройденного.

Оценочные материалы. Мониторинг.

Формами подведения итогов реализации программы и контроля деятельности являются:

 Наблюдение за работой детей на занятиях;

 Участие детей в проектной деятельности;

 В выставках творческих работ дошкольников.

Уровни развития:

-Навык подбора необходимых деталей (по форме, цвету)

Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.

Средний: может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь, присутствуют неточности.

Низкий: не может без помощи воспитателя выбрать необходимую деталь.

-Умение правильно конструировать поделку по замыслу

Высокий: ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат.

Средний: способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей .

Низкий: неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Объяснить способ построения ребенок не может.

-Умение проектировать по образцу и по схеме:

Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.

Средний: может самостоятельно, исправляя ошибки, в среднем темпе проектировать по образцу, иногда с помощью воспитателя

Низкий: не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать только под контролем воспитателя.

3. Список литературы:

1. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.

2. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2010, 195 стр.

3. Программное обеспечение ROBOLAB 2.9.

4. Интернет-ресурсы.

5. Интеграция образовательных областей как средство организации целостного процесса в дошкольном учреждении : коллективная монография / Под ред. Л.В. Трубайчук. – Челябинск : ООО «РЕКПОЛ». – 158 с.

6. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста : кн. для воспитателей дет. сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М. :Просвещение, 2001. – 124 с.

7. Емельянова, И.Е. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами конструирования и компьютерно - игровых комплексов : учеб._метод. пос. для самост. работы студентов / И.Е. Емельянова, Ю.А. Максаева. – Челябинск:ООО «РЕКПОЛ», 2011 –131 с.

8. Лусс Т.С.»Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего» пособие для педагогов- дефектологов.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003.

9. Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС:пособие для педагогов.-всерос.уч.-метод.центр образоват.робототехники._М.Изд.-полиграф.центр «Маска»-2013.