Развитие творческих способностей посредством нетрадиционного рисования

Гаврючкова Ирина Николаевна

В жизни дошкольника очень важную роль играет воображение. Его проявления в дошкольном возрасте настолько ярки и интенсивны, что дало повод считать воображение изначально заданной детской способностью.

Дети фантазируют по самым различным поводам: сочиняют истории, выдумывают фантастические сюжеты, разговаривают с предметами и изображают невероятные рисунки. Поэтому и существует мнение, что воображение ребёнка намного богаче, чем у взрослого. Однако такая позиция ошибочна. Воображение – это не данная ребёнку врождённая способность, это центральное новообразование дошкольного возраста. (Выготский Л. С.)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект

НОД по художественно-эстетическому развитию

для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Мы ищем кляксу».

Интеграция образовательных областей: художественное творчество, коммуникация, познание.

Цель занятия: развитие творческого воображения через знакомство с нетрадиционными видами изобразительной деятельности (кляксография).

Задачи:

Развивающая:

- Развивать внимание, воображение и творческие способности.

- Развивать графические навыки, мелкую моторику рук, развитие связной речи.

Обучающая:

- Учить детей самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения.

Воспитательная:

- Воспитывать эмоционально-личностное отношение к изображаемому.

- Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.

Методы и приемы:

  1. Игровая ситуация, с использованием художественного слова.
  2. Показ и объяснение воспитателя.
  3. Наблюдение за работой детей.
  4. Анализ работ воспитателем и детьми.

Предварительная работа:

Просмотр мультипликационного фильма «Мы ищем кляксу» автор В. Г. Сутеев.

Материалы и оборудование:

 Демонстрационный:

- «волшебный» конверт с письмом;

- альбом Художника;

- изображение кляксы и силуэты клякс для упражнений на развитие воображения.

Раздаточный:        

Альбомный лист, карандаши, восковые мелки.

Структура и методические приемы:

I.Вводная часть.

Организационный момент. Знакомство с волшебным конвертом и письмом от Художника.

 Введение игрового момента. Рассказ об истории с кляксой.

II.Основная часть.

Введение в тему.  Чтение стихотворения Юнна Мориц «В каждой кляксе кто-то есть».

Упражнение на развитие творческого воображения «На что это похоже?»

Физкультминутка «Отдых наш – физкультминутка»

Практическая часть.

- показ и объяснение воспитателем выполнения хода практической работы

- самостоятельная работа детей.

III. Заключительная часть.

- обобщение воспитателя;

- анализ НОД (закрепление нового материала, с которым познакомились дети).

- вывешивание работ на демонстрационной доске.

Ход занятия.

I.        Вводная часть:

I. Введение игрового момента.

- Воспитатель: Здравствуйте ребята, ко мне с просьбой обратились мои знакомые мальчик и девочка Ваня и Маша, и рассказали такую историю.

Всё началось с неприятности. Ваня и Маша пришли к соседу Художнику посмотреть его рисунки. Вдруг Маша нечаянно опрокинула баночку с тушью прямо на альбом. Получилась большая безобразная клякса. Ребята заплакали, а Художник сказал:

— Ничего, сейчас достану кляксовыводитель, и мы её.

Художник ушёл в другую комнату, а Клякса, представьте себе, ожила, захихикала и спряталась где-то среди страниц альбома. Когда Художник принёс кляксовыводитель, кляксы уже не было…. Ваня и Маша открыли альбом и увидели, что все страницы клякса уже успела испортить. Ребята очень расстроились, а художник сказал: «Сейчас мы все эти безобразные кляксы превратим в красивые рисунки, только надо немного присмотреться и придумать, кем же они станут».

II. Основная часть.

  1. Введение в тему.

Воспитатель:

Чтение стихотворения Юнна Мориц «В каждой кляксе кто-то есть».

В каждой кляксе

Кто-то есть,

Если в кляксу

Пальцем влезть.

В этой кляксе -

Кот с хвостом,

Под хвостом -

Река с мостом,

Судоходная река

Для судов и судака.

На мосту -

Чудак с чудачкой.

Под мостом -

Судак с судачкой,

И плывут туда-сюда

Всевозможные суда:

Туда плывут с тудачками,

Сюда плывут с сюдачками,

Отражаются в реке

Судаки с чудачками,

Чудаки с судачками.

Этой кляксе - конец,

Надо сделать новую,

В ней - огромный дворец

И балкон с коровою!

Воспитатель: Ребята, про что это стихотворение. (Ответы детей). Правильно, про то, что из каждого пятна, из каждой кляксы можно выдумать какой-то новый образ. Вот и наш Художник взял кисточку и стал быстро что то рисовать, и из противной кляксы у него получились  рисунки, которые я сейчас вам продемонстрирую.

Дети, давайте поиграем в игру на развитие воображения. И попробуем, как Художник, исправить проказы кляксы. Называется наша игра «На что это похоже?»

Упражнение на развитие воображения «На что это похоже?»

Цель: развитие зрительного восприятия, творческого воображения, связной речи.

Воспитатель: Ребята посмотрите на эти кляксы (показ рисунков) как вам кажется, на что или на кого они похожи?

(Далее ответы детей)

Воспитатель: Какие вы молодцы, как много вы интересного придумали. Теперь давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку.

Физкультминутка «Отдых наш – физкультминутка»

Отдых наш -

физкультминутка,

Занимай свои места.

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите,

Раз и два, раз и два!

Практическая часть:

Воспитатель: К сожалению, клякса испортила практически все страницы альбома, и поэтому Художник, Маша и Ваня просят вас помочь им. И превратить кляксы в красивые рисунки. Они прислали альбом, где клякса испачкала все страницы.

(Показывается альбом с кляксой)

Воспитатель: Сейчас я каждому дам по листочку из этого альбома и вы дорисуете кляксы до красивых рисунков. Рисовать мы будем по плану:

- Придумать эскиз будущего рисунка.

- Выполнить рисунок при помощи выбранных карандашей.

4. Самостоятельная работа детей.

Дети, используя карандаши, самостоятельно дорисовывают картинки. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

III. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, посмотрите,  какой интересный альбом мы с вами сделали. У вас все получилось. Мы победили проказницу-кляксу. И художник обязательно возьмет нас в свою команду. Предлагаю сделать выставку нашего альбома для родителей, пусть они тоже за вас порадуются.

Воспитатель: Вы сегодня все молодцы. Давайте похлопаем друг другу.



Предварительный просмотр:

Детский сад № 57 ОАО «РЖД»

Конспект

НОД по художественно-эстетическому развитию

для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Весенние цветы».

Воспитатель: Гаврючкова И. Н.

г. Смоленск

Цель: знакомство детей с техникой рисования на сжатой бумаге.

Задачи:

Воспитательные:

- воспитывать у детей эстетическое отношение к явлениям окружающего мира;

 - воспитывать любовь к природе, создавать у детей радостное настроение;

- воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности;

Образовательные:

- учить использовать нетрадиционую технику при рисовании: рисование по сжатой бумаге.

Развивающие:

- развивать творческое воображение у детей старшего дошкольного возраста;

- развивать чувство цвета и композиции;

- развивать тонкие движения мелкой моторики руки.

Материалы и оборудование: 

Демонстрационный:

- презентация «Весна на картинах художников»;

- ноутбук;

- мультимедийная установка;

- экран.

Раздаточный:

- лист бумаги А-4

-набор гуашевых красок;

- кисть;

- стаканчик с водой;

- салфетки;

- палитра.

Предварительная работа:

- рассматривание репродукций с весенними мотивами.

- наблюдение за природой на участке детского сада;

- чтение стихов и рассказов, загадок о весне.

Структура и методические приемы:

I.        Вводная часть.

Организационный момент. Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года «Весна».

Введение игрового момента (загадка о весне).

II.        Основная часть.

Введение в тему.

-чтение стихов известных русских поэтов о весне;

- просмотр мультимедийной презентации «Весна на картинах художников», сопровождающийся объяснениями и пояснениями воспитателя;

- физическая минутка «Цветы»;

- дыхательная гимнастика «Аромат цветов».

Практическая часть.

- самостоятельная работа детей

- пальчиковая гимнастика «Мы сегодня рисовали»

III. Заключительная часть.

- обобщение воспитателя;

- анализ НОД (закрепление нового материала, с которым познакомились дети).

- игра «Передача настроения»

Ход НОД.

  1. Вводная часть.

Организационный момент. Звучит музыка А. Вивальди «Времена года. Весна».

Введение игрового момента.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в маленькое путешествие и попадем в замечательную страну, а вот кто хозяйка этой страны я предлагаю вам отгадать:

Зеленоглаза, весела, девица-красавица.

Нам в подарок принесла, то, что всем понравится:

Зелень - листьям, нам - тепло,

Волшебство- чтоб все цвело.

Вслед ей прилетели птицы - песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она? Эта девица - …. (весна)

Воспитатель:  Правильно,  Весна. Весну в народе называют весна - красна. Весной природа просыпается от зимних холодов. А можете вы мне сказать, что же происходит в природе с приходом весны?

Ответы детей

  1. Основная часть. Введение в тему

Воспитатель: Очень много художников, поэтов посвятили свои произведения весне. Вот так описал в своем стихотворении весну известный русский поэт Александр Блок.

А. Блока «На лугу»

Леса вдали виднее, синее небеса,

Заметней и чернее на пашне полоса,

И детские звончее над лугом голоса.

Весна идёт сторонкой, да где ж сама она?

Чу, слышен голос звонкий, не это ли весна?

Нет, это звонко, тонко в ручье журчит волна.

Воспитатель: а вот так изобразил весну еще один русский поэт в своем стихотворении

Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Весна»

Распустились почки, лес зашевелился,

Яркими лучами весь озолотился.

На его окраине из травы душистой

Выглянул на солнце ландыш серебристый,

И открылись кротко от весенней ласки

Милой незабудки голубые глазки.

Воспитатель: Нам надо продолжать путешествие и следующая наша остановка весна на картинах известных художников.

 Презентация «Весна на картинах художников». 

Слайд 1, 2.

Берггольц Ричард Александрович «Пробуждение весны». Рассматривая эту картину можно зачитать отрывок из книги Евгения Гришковец «Реки»:

«День был солнечный и ветреный, такой день, когда можно зайти за угол дома, спрятаться от ветра, прижаться спиной к чуть-чуть согретой солнцем стене и почувствовать всем сердцем радость прихода весны и тепла…Стоять, жмуриться и улыбаться».     Евгений Гришковец, «Реки»

Слайд 3.

Шишкин Иван Иванович «Лес весной». Великий русский живописец Иван Шишкин часто обращался  в своих работах к теме жизни русского леса, русских лугов и полей, он совершенствуется в передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Так рождается картина «Лес весной» (1884), которая соединяет в себе как величавость, так и теплые ноты.

Слайд 4.

Сирень в вазе Эдуарда Монэ, который всегда прекрасно передавал тонкие детали мира цветов.

Слайд 5.

«Одуванчики» работа художника Дмитрия Анненкова

Слайд 6. Художник Репин Дмитрий Петрович «Подснежники»

Слайд 7. Валентина Валевская «Тюльпаны».

Воспитатель: Какие прекрасные цветы на картинах художников мы увидели с вами.  Какие они все красивые. Подснежники, одуванчики, тюльпаны, сирень. Ребята, а какие еще весенние цветы вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель:- А вы любите цветы? А давайте с вами представим, что мы – цветочки

Физ. минутка «Цветы» (под музыку)

На лугах растут цветы небывалой красоты. (разведение рук в стороны)

К солнцу тянутся цветы, с ними потянись и ты. (потянуться вверх)

Ветер дует иногда, только это не беда. (махи руками вверху)

Наклоняются цветочки, опускают лепесточки. (наклоны вперед)

А потом опять встают и по- прежнему цветут. (потянуться на носочках вверх)

Воспитатель: Какие замечательные цветочки у вас получились! Давайте вдохнем аромат этих цветов.

Дыхательная гимнастика «Аромат цветов»

Воспитатель: Ребята, ведь у нас тоже весна наступила, а почему цветов нет?

Дети: Потому что у нас весна ранняя, она только начинается, пройдет совсем немного времени и начнут появляться цветочки, нужно немного подождать!

Практическая работа.

Показ и объяснение, выполнения работы сопровождаются музыкой П. И. Чайковского. Времена года. Апрель. Подснежник.

Воспитатель: Верно, нужно подождать, но ведь так хочется, чтобы цветов было много и сегодня на нашем необычном занятии мы с вами будем рисовать цветы, разные по цвету, по форме, по размеру. Рисовать мы будем необычным способом, на сжатой бумаге. Для этого сначала необходимо скомкать и сжать бумагу, затем лист расправить и на него нанести рисунок. Эта техника интересна, тем, что в местах изгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивной, темной - это называется эффектом мозаики. Сейчас каждый из вас подумает какие цветы вы бы хотели нарисовать. А может, вы хотите придумать свои цветы, необычного цвета, невероятной формы. А что же еще нам будет помогать? Наше безграничное воображение и фантазия.

Перед вами краски выбирайте сами нужные цвета и приступайте к рисованию. Дети выполняют задание.

Самостоятельная работа детей.

Дети самостоятельно выполняют рисунки. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь. В середине практической работы воспитатель проводит пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Мы сегодня рисовали"

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнём,

Рисовать опять начнём.

Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.

III. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, посмотрите как красиво, вы просто волшебники, давайте вместе полюбуемся вашими цветами. И конечно, предоставим возможность родителям  полюбоваться вашими работами на выставке.

Воспитатель: Нам надо возвращаться домой. Закроем глаза, повернемся вокруг себя и скажем слова-заклинания: "Раз, два, три! Вокруг себя повернись, в детский сад ты возвратись! "

Воспитатель: Ну вот мы и в детском саду! Ребята, вам понравилось в стране Весны? Что больше всего запомнилось? Весна вам понравилась? Что вам запомнилось о Весне? А рисовать вам понравилось? А путешествовать вам понравилось? Какое у вас настроение (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а давайте мы своё веселое, нежное, доброе настроение передадим друг-другу.

Игра «Передача настроения»

Воспитатель: Согрейте ладошки своим теплом (дети трут ладошкой о ладошку). А теперь передавайте тепло друг другу. Подходите, не стесняйтесь. Передайте своё тепло и нежность всем (передача тепла).

После нод оформили выставку.

Литература:

  1. Афонькина Ю.А. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой: диагностический журнал. Старшая группа.- Волгоград: Учитель, 2011.- 110 с.
  2. Венгер Н.Ю., Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.
  3. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27.
  4. Лимонова С. Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Весенние цветы».  [Электронный ресурс].URL: http://www.maam.ru (дата обращения: 01.04.2017).
  5. Нищева Н. В. Развивающие игры для детей 5-6 лет в детском саду. [Электронный ресурс].URL: http://www. ped-kopilka.ru (дата обращения: 10.04.2017)