Урок по окружающему миру Тема: «Что это за листья?»

Марина Александровна Тарасова

Материалы к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok.ppt2.56 МБ
Файл tehnologicheskaya_karta.docx39.43 КБ
Файл tsel_zadachi.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Лицей №2» г.Нижневартовск Учитель начальных классов: Тарасова Марина Александровна

Слайд 2

ЦЕЛЬ УРОКА: учить распознавать листья наиболее распространённых пород деревьев

Слайд 3

Общеучебные Предметные Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Личностные

Слайд 4

Задачи: Общеучебные: Обучающийся будет знать: - название разных пород деревьев по листьям; строение листьев и их виды; внешние изменения в жизни растений с приходом осени ; Обучающийся будет уметь: - распознавать листья наиболее распространённых пород деревьев; - определять деревья по листьям; - моделировать букеты, составлять гербарий; - объяснять причины внешних изменений в организме растений

Слайд 5

Предметные: учить различать листья наиболее распространённых пород деревьев; познакомить с разнообразием форм, размеров, окраски листьев растений осенью; учить различать листья наиболее распространённых пород деревьев; познакомить со строением листьев и их видами; познакомить с понятием «листопад»

Слайд 6

Регулятивные УУД : Формируем умения организовывать свое рабочее место под руководством учителя; Формируем умения осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; 3. Формируем умения вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом); Формируем познавательный интерес учащихся; Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Слайд 7

Коммуникативные УУД: 1. Формируем умения соблюдать простейшие нормы речевого этикета. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); 2. Формируем умения сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; 3. Формируем умения участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы

Слайд 8

Личностные: Формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила; Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Воспитывать наблюдательность и умение слушать; Воспитывать стремление бережно относиться к природе Воспитывать эстетическое восприятие объектов живой природы через художественные произведения

Слайд 9

Методы используемые на уроке: Деятельностный, (метод проектов,исследовательский); Объяснительно-иллюстративный; Частично-поисковый Форма обучения : фронтальная, индивидуальная, работа в группах Оборудование: доска; видеопроектор; компьютер

Слайд 10

Средства обучения : мультимедийная презентация; учебник; рабочая тетрадь; тесты Этапы урока: Организационный момент; Актуализация знаний; Определение темы и целей; Постановка проблемы; Открытие новых знаний; Физкультминутка; Первичное закрепление. Самостоятельное применение знаний; Физкультминутка для глаз; Проверка понимания изученного ( CD ROM ); Итог урока; Рефлексия

Слайд 11

- Добрый день, друзья! Долгожданный дан звонок- начинается урок.

Слайд 12

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса.

Слайд 13

- Перечислите восемь изменений в природе.

Слайд 15

- Почему явление листопада происходит осенью?

Слайд 16

Осенние изменения Строение листьев Форма Листопад эмоций!

Слайд 17

Название Форма и края листовой пластинки Осенняя окраска Наличие черешка Берёзовый

Слайд 18

В природе все листья разные Чтобы расширить ваши знания стоит заметить, что если на черешке пластинка одна, то лист называется простой, а пластинок на черешке несколько, то лист называется сложный.

Слайд 19

Сложные листья Простые листья

Слайд 20

Ветер тихо клён качает, Вправо, влево наклоняет. Раз наклон И два наклон, Зашумел листвою клён.

Слайд 21

Выполнение работы из осенних листьев. 1-я группа - пейзажисты, ценители искусства 2-я группа - проектировщики осенних букетов 3-я группа - ботаники (гербарий)

Слайд 24

Тест - молчанка: «Узнай дерево по описанию». Ребята, сейчас мы немного поиграем. На мои загадки вы поднимаете «отгадки» образцы листьев, соответствующие определённым породам деревьям.

Слайд 25

Откройте учебники на странице 16. Обратите внимание на осенние лесные пейзажи, пёстрые деревья, яркую окраску осенних листьев. - Как вы думаете, отчего зависит окраска листьев, что служит причиной?

Слайд 26

- Если на деревьях листья пожелтели, - Если в край далёкий птицы улетели, - Если небо хмурое, если дождик льётся, - Это время года как друзья, зовётся? Это бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву. Как называется это явление? Эта особа зимой и летом одним цветом. Из каких листьев наряд на елочке?

Слайд 28

Оцени свою работу на уроке: Зелёный лист– мне было всё понятно. Жёлтый лист– я понял часть материала. Красный (сигнал опасности) – я ничего не понял.



Предварительный просмотр:

Этапы

урока

Содержание деятельности

Формирование

УУД

Ожидаемые результаты

учителя

учащегося

Орг.момент

Создание психологической комфортности.

Актуализация знаний.

-Добрый день, друзья!

Долгожданный дан звонок-

начинается урок.

А урок  у нас несколько необычный. Прислушайтесь!

- Где мы?  (Звучит аудиозапись: звуки леса).

- Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса.

-О каком времени года идёт речь?

 Про осень говорят: «Осень – изменений восемь.»

- А сможете ли вы назвать восемь изменений?

- Верно, ребята, на пороге осень.

(Звучит музыка «Мелодии осеннего леса»)

- Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой,

Вступает в  пёстрый терем свой…

Учащиеся стоя приветствуют учителя, глазами проверяют готовность к уроку.

Отвечают на поставленные вопросы

- об осени

Отвечают на поставленные вопросы

- идут дожди, животные готовятся к холодам, прячутся в норки, под кору деревьев. Дни стали короче, стало холодно, люди убирают огороды, урожай на полях, улетают птицы, желтеют листья.

В кабинет входит Осень (ученица) со словами:

-Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Весёлой пёстрою стеной,

Стоит над пёстрою поляной

Слова девочки «Осени»

- Запомните всё, как земля засыпает

А ветер листвою её засыпает.

А в роще берёз всё светлей и светлей

Всё новые листья слетают с ветвей.

Регулятивные:

Умение контролировать свою готовность к уроку;

Осознание себя как ученика;

Личностные:

нравственно-этическая ориентация;

Формирование положительного отношения к учению;

Коммуникатив-

ные: (здесь и далее)

Владение невербальными средствами общения;

самоконт-

роль, умение готовиться к уроку.

Определение темы и целей урока.

Поста-

новка проблемы

- о каком явлении в природе говорит осень?

- Верно. Попробуйте определить тему урока.

- Что же будем изучать сегодня на уроке?

- Правильно, дети. Тема урока приглашает обратить внимание на  изменения в жизни растений осенью, с разнообразием форм, строения, окраски листьев в осенний период.

- Почему явление  листопада происходит осенью?

- но весной и летом много ветреных дней, да ещё и с грозой!

-Верно, ребята.  С понижением температуры воздуха, в природе происходят  значительные перемены. Сбрасывая листья, растения спасаются от засухи, так как листья испаряют большое количество влаги. С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлаждённую воду корни растений не всасывают. Кроме того на зиму листья послужили бы для растений источником - бедствия: ветви ломались бы от снега, который бы налипал на листья.  После того как листья опадут, дерево  засыпает до весны.

- Ох, и умна матушка природа!

Отвечают на поставленный вопрос

- о листопаде

Предположения учащихся.

- какие перемены происходят с растениями.

- наблюдать за листьями.

Ответы на вопросы: сильный ветер.

- стало холоднее, меньше солнечного тепла.

Обучающиеся анализируют информацию, принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Коммуникативные:

Умение слушать и слышать учителя и собеседника.

Умение читать и понимать прочитанное.

Развитие монологической речи.

Познавательные:

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Развитие речи.

Умение принимать мнение другого ученика.

 

Поста-

новка проблемы

Практическая работа

в группе

 

Работа с табл-й

Физминутка

Практ-я работа –творч.проект-е

Первичное закрепление знаний

Работа с учебником

Физминутка для глаз

Проверка понимания изученного

Итого

вое

тестирование

- По самой лучшей из лесных дорожек,

Пофыркивая и наморщив нос,

Ежихе

Осторожный ёжик

Пять листиков на иглах нёс. (берёзовый, осиновый, кленовый, рябиновый, дубовый).

- Обратите, внимание на форму, цвет листьев. Назовите  одним словом, какие они?

- Почему?

- Верно.

- Определите, листья,  каких пород деревьев принёс  ёжик маме ежихе?

- Установите соответствие.

- Какие из указанных видов деревьев произрастают в нашей местности?

- Итак, мы с вами в лесной лаборатории Осени. На ваших столах не просто листочки, а настоящий исследовательский материал.  

- Ребята, обратите внимание на строение листа.

- Из каких частей состоит лист?

  - Все листья состоят из черешка и листовой пластинки. Сравните, к примеру, черешки листьев осины и  берёзы.

-Что увидели?

- Верно,  подметили. У осины черешок длинный и сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тонкий, поэтому при малейшем дуновении ветерка листья начинают дрожать, трепетать. Отсюда и выражение – «трепетная осинка»

Берёзовый

Форма и  края листовой пластинки

Осенняя окраска

Наличие черешка

- Занесите ваши наблюдения в таблицы. В первый  столбец поместите образец  указанного листа  и постарайтесь самостоятельно отобразить его признаки.

1-я группа исследует берёзовые листья

2-я – листья осины

3-я – листья рябины

- итак, какие результаты были получены?

-объявите полученные результаты.

-Какой вывод можно сделать исходя из сказанного?

- Молодцы. Чтобы расширить ваши знания стоит заметить,

 - Если на черешке пластинка одна, то лист называется простой.

-Если пластинок на черешке несколько, то лист называется сложный.

- Опираясь на наглядность, назовите простые и сложные листья? - Кто догадался?

- Возьмите в руки  зелёный листочек и жёлтый  внимательно рассмотрите ножки листьев, и найдите различия.

- что заметили?

- молодцы!

- это расширение – образование пробкового слоя, лубяного. Следовательно, вода не может проникнуть в лист. Умирающий лист меняет цвет, затем высыхает и отмирает. Ветер срывает его с дерева.

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз наклон

И два наклон,

Зашумел листвою клён.

- Как вы считаете, какую пользу принесут опавшие листья дереву?

- Опавшие листья, как тёплая перина, будут защищать корни дерева от морозов, а весной, перегнив под дождями, удобрят почву и дадут деревьям полезные вещества.

- А где люди могут использовать листья?

Для создания произведений искусства. Красота осенних листьев завораживает, вдохновляет, успокаивает, учит видеть прекрасное.  В других случаях обучает, наталкивает на открытия.

- А не поработать ли и  нам  творчески? Всё необходимое для работы находится на ваших столах. А результатом вашей работы будут осенние букеты, живописные картины, гербарии.

1-я группа – пейзажисты, ценители искусства

2-я  - проектировщики

осенних букетов

3-я – ботаники (гербарий)

(Звучит мелодия осеннего леса, звуки природы)

- Представьте, пожалуйста, полученные результаты.

- Молодцы, ребята. Порадовали не только Осень, но и друг друга.

Тест - молчанка:  «Узнай дерево по описанию».

- Ребята, сейчас мы немного поиграем. На мои загадки вы поднимаете «отгадки» - образцы  листьев, соответствующие определённым породам  деревьям.

- Клейкие листочки,

   зелёные почки.
С белой корой

стоит под горой.

- Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит.

Я из крошки  бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок.

Прилетели в гости к ней

Стайки алых снегирей.

По ветвям они снуют,

Красны ягодки клюют.

- Что вы можете рассказать о деревьях? Что это за организмы?

-Знаете ли вы, что дерево клёна выделяет в год 2 килограмма кислорода. А одному человеку в сутки требуется 17 кг чистого воздуха. Кто сможет определить, сколько кг чистого воздуха потребуется  на семью из двух человек? на вашу семью?

- Расчёты можете произвести на калькуляторе.

-Сделайте вывод: какое значение в природе имеют деревья?

Откройте учебники на странице 15. Обратите внимание на осенние лесные пейзажи, пёстрые деревья, яркую окраску осенних листьев.

- Как вы думаете, отчего зависит окраска листьев, что является причиной?

- Верно, ребята. С понижением температуры воздуха происходит изменение окраски листьев. Чем ниже температура, тем интенсивнее окраска.  В округ ножки листа нарастает лубяной слой. Вода не может проникнуть в лист. Умирающий лист меняет цвет, затем высыхает и отмирает. Ветер срывает его с дерева.

-  Какие деревья не сбрасывают на зиму листву, а остаются зелёными?

-Как вы думаете, почему?

- Пластинка листа имеет узкую форму, покрыта толстой кожицей, испаряет влаги гораздо меньше, чем широкая пластинка лиственного дерева

Листопад  Аннимация

- Если на деревьях листья пожелтели,

- Если в край далёкий птицы улетели,

- Если небо хмурое, если дождик льётся,

- Это время года как друзья, зовётся?

- Из каких листьев наряд на ёлочке?

 Учитель проводит тест, данный в презентации (0,5 м)

Разгадывание загадки:

Листья

- Разные

- Упали с разных деревьев

Ответ на вопрос:

- берёзовый, осиновый, кленовый, дубовый, рябиновый

Ответы на вопрос:

- берёза, осина, рябина.

:

Свободные высказывания мнений детей,

Ответы на вопросы

- стебелёк,

- не знаем.

- разные

Ответы обучающихся.

 - Края листа берёзы зубчатые, похожи на треугольную форму. Есть черешок.

- Форма листа осины округлая, с плавными волновыми зубчиками,

черешок длинный. Имеет красноватый, бордовый цвет.

-  У рябины лист как веточка, состоит из «нескольких листочков», черешок один, листики как бы сидят.

Ответы учащихся:

- у жёлтых и красных листьев – расширения на черешке.

Выполнение упражнений.

- наверное, будут утеплять дерево.

Высказывание предположений:

-лечиться, удобрять огородные участки

Выполнение работы из имеющихся материалов

Ребята представляют осенний букет, образцы гербариев, панно, демонстрируют варианты осенних букетов через документ камеру, читают стихи, исполняют песню.

Ответы на вопрос:

Дерево – это многолетнее растение. Дерево имеет корень, ствол, ветви и листья, служат домом для некоторых животных.

 

Предположения детей

 -холодно

- Хвойные

Предположения детей

Обучающ-ся выполняют тест

Познавательные:

Развитие логики, как способность к анализу и обобщению знаний, гибкости ума.

Коммуникатив-ные:

Умение свободно высказывать и отстаивать своё мнение.

Умение слушать и слышать.

.

Познавательные:

Логическое решение проблемы.

Регулятивные:

Умение высказывать своё суждение, видение мира, отношение к окружающему миру.

Умение работать в группе

Регулятивные:

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Умение сравнивать, делать выводы, заключения

Личностные:

Формирование мотива, реализующего потребность в знании поставленного вопроса.

Регулятивные:

Смена видов деятельности.

Регулятивные:

Высказывание своего суждения.

Общеучебные:

Умение высказывать свои cуждения,   Связь с математикой.

Регулятивные:

Умение выражать своё отношение к прочитанному

Коммуникатив-ные:

Умение слушать и слышать.

Коммуникатив-ные:

Умение слушать и слышать.

Ответы на вопросы, развитие устной речи.

Умение высказы-вать своё мнение, своё суждение.

Постановкаучебной задачи

Сличение данного предмета с полученными знаниями и образцом.

Умение сравнивать.

Самоконтроль за поведением. Бережное отношение к здоровью

Рефлексия

- На какие группы можно разделить листики?

- Что вы нового о листьях узнали сегодня?

- Почему опадают листья?

 

Осень-пониж-е t      охлаж-е почв

                                   Изм-е окраски

            листопад

- Что держит в руках наша гостья?

Оцени свою работу на уроке:

Зелёный лист мне было всё понятно.

Жёлтый лист я понял часть материала.

Красный – я ничего не понял.

Наша гостья осталась довольна  вашими успехами

Спасибо за урок!

Высказывание мнений учащихся:

Можно разделить на группы по цвету: коричневые, зелёные, жёлтые.

Можно разделить на группы по размеру: большие и маленькие.

Можно разделить на группы по форме: овальные, круглые.

Можно разделить на простые и сложные,

Можно разделить на берёзовые, осиновые, рябиновые, кленовые

Отвечать на итоговые вопросы:

Строение листа. Листопад. Окраска листьев меняется  осенью.

Листочки.

Оценка своим достижениям на уроке.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

 Регулятивные:

суждения.Личностные:

Формирование мотива, реализующего потребность в знании поставленного вопроса.

Личностные:

Формирование самооценки

Личностные:

Развитие понятийного мышления и оценка своей деятельности.

 (самооценка, мотивация, самостоя-тельность, ответственность

Умение работать в группе

Сличение данного предмета с полученными знаниями и образ

Умениеклассифици-ровать

Анализ, синтез.

Умение давать самооценку своей работе и оценить полученные знания на работе.




Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по окружающему миру

по разделу Сентябрь – первый месяц осени /программа ХХI век Н.Ф. Виноградова/

Тема: «Что это за листья?»

Цель: учить распознавать листья наиболее распространённых пород деревьев.

Задачи:

Общеучебные: 

Обучающийся будет знать:

- название разных пород деревьев по листьям;

- строение листьев и их виды;

Обучающийся будет уметь:

  - распознавать листья наиболее распространённых пород деревьев;

  - определять деревья по листьям;

На протяжении урока формировались следующие универсальные учебные действия:

Предметные:

  1. учить различать листья наиболее распространённых пород деревьев;
  2. познакомить с разнообразием форм, размеров, окраски листьев растений осенью;
  3. учить различать листья наиболее распространённых пород деревьев;
  4. познакомить со строением листьев и их видами;
  5. познакомить с понятием «листопад»;

Регулятивные УУД:

  1. Формируем умения организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
  2. Формируем умения осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

 3. Формируем умения вносить необходимые дополнения, исправления в свою    

     работу, если она расходится с эталоном (образцом);

  1. Формируем познавательный интерес учащихся;
  2. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Коммуникативные  УУД:

1. Формируем умения соблюдать простейшие нормы речевого этикета. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

2. Формируем умения сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

3. Формируем умения участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

Личностные:

  1. Формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
  2. Формируем  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 
  3. Воспитывать наблюдательность и умение слушать;
  4. Воспитывать стремление бережно относиться к природе;

Методы, используемые на уроке:

  • Деятельностный, (метод проектов,исследовательский);
  • Объяснительно-иллюстративный;
  • Частично-поисковый;

Форма обучения:

  • фронтальная, индивидуальная, работа в группах;

                

Оборудование:

  • доска;
  • видеопроектор;
  • компьютер;

Средства обучения:

  • мультимедийная презентация;
  • учебник;
  • рабочая тетрадь;
  • тесты;

Этапы урока:

  • Организационный момент;
  • Актуализация знаний;
  • Определение темы и целей;
  • Постановка проблемы;
  • Открытие новых знаний;
  • Физкультминутка;
  • Первичное закрепление.
  • Самостоятельное применение знаний;
  • Физкультминутка для глаз;
  • Проверка понимания изученного (CD ROM);
  • Итог урока;
  • Рефлексия;

Ход урока: