План по самообразованию! "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста."

Воронова Ксения Васильевна

План по самообразованию !

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Советский»

План самообразования педагога МАДОУ д/с «Родничок»

Воронова Ксения Васильевна

на 2021-2022 учебный год

2021 г.

План самообразования

Тема «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность:

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. 

      Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

     Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

     Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.

Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Задачи:

  • Способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;
  • Способствовать формированию первоначальных представлений о труде;
  • Способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;
  • Способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;
  • Способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике;
  • Понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
  • Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • Сознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
  • Признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
  • Рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
  • Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Срок реализации: 2021 – 2022 год

Предполагаемый результат:

Воспитатели:

  • Оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);
  • Повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
  • Участие в педсоветах, семинарах;
  • Повышен теоретический и педагогический уровень, компетентность по экономическому воспитанию старших дошкольников.

Родители:

Повышение интереса родителей к совместной работе по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Дети:

  • Знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
  • Знают российские деньги;
  • Знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
  • В случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
  • Бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
  • Проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство).

Форма отчета по проделанной работы:

Итоговое занятие (Подведение итогов, уточнение знаний детей).

Перспективный план на 2021 – 2022 учебный год по самообразованию на тему:

«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

Месяц

Содержание деятельности

Цель

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь

Изучение литературы, интернет – ресурсов.

Систематизация полученного материала по теме. Составление плана работы с детьми, родителями и педагогами.

Мониторинг, анализ знаний по теме.

Анкетирование родителей: « Мой ребенок и финансовая грамотность».

Консультация для педагогов «Дошкольник и экономика»

Октябрь

Беседа о профессиях мам и пап.

Воспитывать у детей бережное отношение к представителям различных профессий.

Электронная презентация «От куда появились деньги»?

Электронная презентация «Финансовая грамотность каждому дошкольнику».

Круглый стол для педагогов: «Развитие финансовой грамотности дошкольников»

Ноябрь

Чтение сказок, рассказов с содержанием основ  финансовой грамотности.

Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность.

Дидактическая игра: «Не ошибитесь».

Консультация: «Формирование основ финансовой грамотности дошкольников через произведения художественной литературы».

Создание электронной библиотеки произведения художественной литературы по финансовой грамотности для детей 5 – 7 лет.

Декабрь

Пополнение предметно – развивающей среды дидактическими играми.

Использование разнообразных форм дает воспитателю проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным.

Презентация: «Почему взрослые работают»?

Подборка игр по теме.

Интерактивный практикум по формированию финансовой грамотности у детей.

Педагогический час: «Формы работы с детьми по финансовой грамотности».

Январь

Составление картотеки сюжетно – ролевых игр по теме самообразования.

На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий.

Игры: «Где пригодится»? «Кто что производит»? «Кому что нужно»? «Назови монету»?

Консультация: «Что означает для ребенка быть финансово грамотным»?

Разработать на каждую возрастную группу картотеку игр по финансовой грамотности.

Февраль

Создание игры «Монополия» своими руками.

Ребенок узнает много нового, сможет улучшить память, стать более внимательным. Увлекательный игровой процесс поможет ребенку развить стратегическое мышление, умение анализировать ситуацию и находить логические связи между двумя явлениями.

Беседа: «Когда продукт труда превращается в товар». Знакомство с экономическим понятием товар. Просмотр презентации.

Буклет для родителей: «Финансовая грамотность начинается в семье».

Разработать на каждую возрастную группу картотеку сюжетно – ролевых игр по финансовой грамотности.

Март

Чтение сказки С.Я. Маршак «Кошкин дом». СРИ: «Сберегательный банк».

Выявление уровня сформированности представлений детей о потребностях, труде, товаре, деньгах и семейном бюджете.

Викторина: «Профессии».

Консультация: Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?

Консультация: Что означает для ребенка быть финансово грамотным?

Апрель

Формировать представление о  потребностях и возможностях: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И. Чуковский «Телефон».

Расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте (будь то предмет или нравственное качество, знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка.

Квест – игра: «Путешествие Буратино».

Практические советы родителям «Ребенок и карманные деньги».

Семинар для педагогов «Финансы и дошкольник: за и против».

Май

Подведение итогов, мониторинг знаний детей.

Самоанализ развития творческого потенциала.

Итоговое занятие.

Консультация: «Учить ребенка считать деньги».

Отчет для родителей в электронном виде.

Представление опыта по теме самообразования в виде электронной презентации.