Самообразование.

Воронова Ксения Васильевна

Цель программы - Изучить особенности и возможности развития и активизации творческих способностей детей подготовительной группы в процессе занятий по обучению оригами. Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития творческих способностей детей. Расширить знания о приемах конструирования из бумаги

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx42.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Советский»

Дополнительная образовательная программа

Подготовительной группы №5 «Радужные лучики» по теме:

«Развитие творческих способностей детей подготовительной группы с помощью оригами»

Срок реализации дополнительной образовательной программы:

2019-2020 учебный год.

                                                                               Автор программы:

                                                          Воронова Ксения Васильевна

г. Советский 2019 год.

Пояснительная записка.

      В соответствии с пунктом 2.6 ФГОС ДО программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать 5 образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Все образовательные области взаимодополняют друг друга и в совокупности содействуют личностному развитию ребенка.

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Наколенный опыт познавательной, речевой, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого воображения и фантазии позволяет детям творчески использовать богатство родного языка.

Актуальность темы: Современному обществу необходимы люди, готовые к принятию и созданию принципиально новых идей.  Актуальность обусловлена большой значимостью ручного труда в развитии творческих способностей детей.

Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого творчества является оригами – создание фигурок из бумаги.

Складывая бумажные фигурки, дети отрабатывают точность и аккуратность. Ведь для того, чтобы фигурка получилась правильно, необходимо складывать лист так, чтобы углы и сгибы были идеально ровными. При создании бумажных игрушек и фигур, дети получают навыки работы ножницами (разрезание, надрезание, вырезание и так далее) и склеивания бумаги, навыками одно- или многократного сгибания бумажного листа с обязательным разглаживанием сгибов и углов Еще одним полезным качеством, которое помогают приобретать бумажные фигурки – это усидчивость. Бумажные игрушки требуют от своего создателя кропотливой работы, а у детей даже саамы простые модели не всегда получаются с первого раза. Чтобы сложить фигурку, ребенку придется постараться и потратить на работу некоторое время. Это учит ребенка концентрироваться на актуальной задаче, стараться и добиваться успеха.

Все эти качества пригодятся потом при обучении в школе, ускорят адаптацию ребенка к школьным требованиям, повысят его успеваемость. Кроме того, в процессе создания бумажных шедевров у детей развивается пространственное воображение и конструктивное мышление, формируется художественный вкус. Развитие памяти с помощью оригами связано не только с мелкой моторикой, но и происходит напрямую. Память ребенка тренируется при запоминании, какие действия, в какой последовательности нужно совершить, чтобы листок бумаги превратился в объемную фигурку.

Интерес детей к оригами объясняется не только волшебным превращением бумажного листа в игрушку. Полученные фигурки дети используют по прямому назначению – для игр, в том числе ролевых. При этом фигурки можно разукрасить красками или фломастерами, что само по себе является развивающим занятием.

Еще одной образовательной ценностью оригами является тот факт, что при работе над игрушкой ребенок в игровой форме изучает понятия геометрии. Дети получают представления о геометрических фигурах и различиях между ними, узнают новые понятия (сторона, угол, параллельная линия, диагональ). Оригами дает возможность объяснить детям наглядно, что такое целое и его части, а также учит разбивать целое пополам, на три, четыре и более частей. На примере сложенного листа бумаги педагог может легко объяснить детям, что такое половина, одна треть или четверть и как та или иная часть соотносится с целым.

Цель программы - Изучить особенности и возможности развития и активизации творческих способностей детей подготовительной группы в процессе занятий по обучению оригами. Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития творческих способностей детей. Расширить знания о приемах конструирования из бумаги

Начиная работу по театрализованной деятельности, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:

Образовательные:

  • Начальные основы оригами. Ребята знакомятся с терминологией оригами, учатся, как правильно работать с бумагой.
  • Развитие творческих способностей, воображения, художественного вкуса в результате изготовления поделок в технике оригами;
  • Овладение ребенком дошкольником изготовления поделок в технике оригами;
  • образовательной ценностью оригами является тот факт, что при работе над игрушкой ребенок в игровой форме изучает понятия геометрии.

Развивающие:

  • Развитие творчества, фантазии, художественного вкуса;
  • Развитие уверенности в своих силах и способностях;
  • Развивать желание  придумывать свои поделки;
  • Раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями.
  • Способствовать развитию мелкой моторики рук,

Воспитательные:

  • Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Создать условия, способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
  • Прививать детям любовь к оригами, сказкам.
  • Повышается общая культура ребенка, происходит приобщение к духовным ценностям.
  • Обыгрывание своих поделок, показ спектаклей (настольный театр), составление рассказов и сказок по своим поделкам.

Условия реализации образовательной программы.

 Программа предназначена для педагогов дошкольного учреждения, работающих с детьми подготовительной  группы.

Программа рассчитана на один учебный год:

2019-2020 учебный год подготовительная группа, дети 6-7 лет.

Наполняемость нашей группы – 31 ребенок, возраст детей от 6 до 7 лет. Норма наполняемости каждой группы и продолжительность обучения установлены в п.5 “Методических указаний” Приказа КО № 325 от 23.05.2001.

Продолжительность группового занятия:

- в подготовительной группе – 30 минут;

Формы и методы работы:

  • Проведение тематических занятий;
  • Оформление серии выставок для детей;
  • Изготовление поделок;
  • Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
  • Составление перспективного плана разработка конспектов, создание развивающей среды;
  • Проведение занятий, бесед;
  • Работа с методической литературой.

1.Словесные методы обучения - наиболее распространенная группа методов обучения, применяется на всех занятиях. Это устное изложение, беседа, рассказ, объяснение, инструктаж, работа с книгой, с картиной и т.д.

2. Индивидуальная работа:

Ещё одной из форм организации. Такое обучение часто называют индивидуальным. В процессе индивидуальной работы происходит тесный контакт между педагогом и ребенком. Это даёт воспитателю глубже изучить чувства ребёнка, понять, на что направлены его переживания, на сколько они глубоки и серьёзны; помогает воспитателю выявить пробелы в знаниях, ликвидировать их с помощью систематической работы. Также индивидуальная работа помогает подготовить ребёнка и к предстоящей деятельности (занятию). В процессе этой работы знания, умения, навыки в дальнейшей деятельности закрепляются, обобщаются, дополняются, систематизируются.

3. Самостоятельная деятельность детей:

   Чтобы интерес к самостоятельной деятельности у детей не угас, необходимо подкрепить его новшеством, что послужило бы мотивом развития дальнейшей деятельности. Таким новшеством служит предметно-пространственная среда, которая является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта, развития творческих способностей. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, следует учитывать особенности эмоционально-личностного развития ребенка, его интересы, склонности, любознательность, творческие способности, предпочтения и потребности, а также не следует забывать об индивидуальных социально-психологических особенностях ребенка.

Ожидаемые результаты.

К концу обучения у детей:

  • К концу учебного года дети должны знать  особенности и различные виды бумаги: калька, картон, бумага для принтера, цветная бумага для ксерокса, рифленый картон, обёрточная бумага, обои.
  • Принцип создания книг, коробок. Иметь начальное представление о дизайне, декоративно – прикладном искусстве.
  • Уметь ценить свой труд и труд другого человека. Бережно относиться книгам, картинам, предметам окружающего нас предметного мира. Заботиться о домашних животных.
  • Сотрудничать с товарищами при создании коллективной работы.

Перспективный план работы на 2019-2020 учебный год

Форма работы с детьми

Дата

Практические занятия

Кол-во

09.09.2019

Беседа-объяснение на тему «Что такое оригами».

1

14.10.2019

Занятие «Приметы осени».

1

11.11.2019

Коллективная работа «Грибная пора».

1

09.12.2019

Рассматривание альбома «Искусство оригами»

Коллективная композиция «Рябинушка».

1

20.01.2020

Изготовление фигурок домашних животных «Верные друзья»

1

10.02.2020

Композиция «Снеговик»

1

16.03.2020

Изготовление композиции «Открытка для мамы»

1

13.04.2020

Коллективная композиция «Цветочная поляна»

1

18.05.2020

Коллективная композиция «Пернатые друзья»

1

25.05.2020

Оформление альбома «Вот что мы умеем».

1

Итого часов

10

Форма работы с педагогами

Дата

Практические занятия

Кол-во

16.09.2019

Разработка планов-конспектов занятий.

1

15.10.2019

Подготовка консультации для педагогов.

1

18.11.2019

Консультация для педагогов «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей».

1

16.12.2019

Мастер класс «Снежинка».

1

21.01.2020

Консультация «Оригами — искусство складывания из бумаги»

1

17.02.2020

«Влияние нетрадиционной, художественной деятельности (оригами) на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

1

23.03.2020

Консультация «Волшебный мир оригами».

1

27.05.2020

Совместное заседание с педагогами по итогам работы.

1

Итого часов

8

Форма работы с родителями

Дата

Кол-во

09.09.2019

Консультация для родителей «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей»

1

14.10.2019

Мастер класс для родителей «Бабочка-красавица»

1

11.11.2019

Консультация для родителей «Значение оригами для всестороннего развития ребенка».

1

09.12.2019

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей в семье».

1

20.01.2020

Проведение родительского собрания.

1

10.02.2020

Анкета для родителей «Знаю ли я сказки».

1

16.03.2020

Создание папки-передвижки, информационного стенда.

1

13.04.2020

Анкетирование «Изменился ли в положительную сторону ребенок за время пребывания в ДОУ».

1

18.05.2020

Создание памятки.

1

Итого часов

9

Самообразование:  

Дата

Кол-во

13.09.2019

Изучать теоретический материал по данной теме

1

25.10.2019

Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для

1

22.11.2019

Наметить основные формы работы

1

26.12.2019

Работа с родителями

1

28.01.2020

Создать картотеку скороговорок и чистоговорок

1

27.03.2020

Приобретение навыков работы с техникой оригами

1

23.04.2020

Разработать конспекты НОД с элементами оригамии.

1

26.05.2020

Работа с родителями

1

Итого часов

8

Формы оценки качества знаний могут быть различные: тестирование, викторина,

итоговое занятие, выставка, дидактические игры и упражнения, организация круглого стола с родителями и детьми и т.д.  

Литература:

  1. Соколова «Оригами для старших дошкольников», Санкт-Петербург, 2017
  2. Богатова И. «Чудесные поделки из бумаги», «Просвещение», 2016
  3. Черенкова Е.А.  «Оригами для малышей».  «АЙРИС ПРЕСС», 2018г.
  4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Игрушки из бумаги». Санкт-Петербург, 2017г.