Методическая копилка

Педюра Ольга Анатольевна

   Picture background

                               

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon программа наставничества 875.55 КБ
PDF icon Программа робототехники 896.78 КБ
PDF icon Педагогическая находка Дидактическое пособие "Волшебный путеводитель"2.96 МБ
PDF icon Деловая игра для педагогов «Мы знаем права ребенка»204.22 КБ
PDF icon Мастер – класс «Использование ТРИЗ игр по развитию речи с детьми раннего дошкольного возраста»2.42 МБ
PDF icon Консультация «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»264.79 КБ
PDF icon Консультация для воспитателей Виды пальчиковой гимнастики331.67 КБ
PDF icon Мастер – класс для педагогов «Профессиональная ориентационная работа с детьми дошкольного возраста»273.53 КБ
Microsoft Office document icon Методические рекомендации для педагогов ДОУ на тему Игры с песком для дошкольника105 КБ
PDF icon ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ СКАЗОК И РАССКАЗОВ КОНСТАНТИНА УШИНСКОГО288.04 КБ
Файл КОНСУЛЬТАЦИЯ «Функциональная грамотность дошкольников» (в рамках педагогического часа)17.58 КБ
PDF icon Презентация к консультации2.57 МБ
Файл МАСТЕР-КЛАСС «Проектно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»17.66 КБ
PDF icon Презентация к выступлению 2.24 МБ
PDF icon Семинар практикум для учащихся старших классов по преемственности со школой в рамках профессионально ориентированной работы на т225.25 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов ДОУ на тему:

 «Игры с песком для дошкольника»

Игры с песком для детей являются их первой созидательной деятельностью, позволяющей проявлять выдумку, творчество и фантазию. Такие игры в соответствии с этапом развития ребенка предполагают собой выполнение разнообразных игровых действий: совместные действия взрослого и малыша; действия по подражанию и по образу, которое предложил взрослый; самостоятельные действия, отражающие собственную задумку ребенка.

По утверждению психологов детские игры с песком являются очень полезными, потому что песчинки выступают в роли релаксанта, а также способны забирать от человека часть негативной энергии. Помимо этого, для детей любого возраста песок является бесплатным тренажером для пальчиков, а так же средством сохранения и крепления здоровья детей.

Игры с песком, или «песочная терапия» использовались М. Монтессори, основателем аналитической психотерапии К.Юнгом, английским педиатром М. Ловенфельд и другими. Педагоги считают, что игры с песком снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом развивают фантазию, позитивно влияют на эмоциональное состояние детей и взрослых и являются прекрасным средством для развития и саморазвития. Строя и разрушая, а затем снова строя сказочные замки или просто рисуя картинку, ребёнок гармонизирует своё внутреннее состояние.

Таким образом, игры с песком позволяют решать педагогические задачи:

-развитие коммуникативных навыков, познавательных и творческих способностей детей, его эмоционально-волевой сферы и сенсорики;

- развитие тактильной чувствительности, сенсорного восприятия, воображения;

- снижение психофизического напряжения;

- регуляция мышечного напряжения, расслабление;

-развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации;

- стабилизация эмоционального фона у детей; формирование умения справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение;

-  воспитание самостоятельности, уверенности в себе;

- развитие мышления, моторики.

К песочной игротерапии в последнее время стали обращаться многие психологи, педагоги. Появляются интересные игры по работе с песком, создаются специальные программы коррекционно – развивающей направленности, включающие игры и тренинги с песком.

Для целенаправленной и систематической работы по развитию детей занятия с песком должны продолжаться круглый год: в песочнице на улице в теплое время года и в группе, в специально организованных уголках в холодное время года.  

Педагог определяет форму проведения и методические приемы в соответствии с педагогической задачей, направленной на развитие, профилактику или коррекцию определенных качеств или свойств личности ребенка.

        

Методы и приемы:

  1. формирования сознания  (рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование и др.);
  2. формирования поведения (упражнение, тренировка, самостоятельная деятельность по определенным условиям);
  3. формирования чувств (одобрение, похвала, порицание, контроль и др.).

Формы:

- сюжетные игры (построим дом, забор, норки);

- игры-забавы («Найди предмет», «Повтори рисунок»);

- дидактические игры и упражнения;

- релаксационные тренинги и упражнение на развитие эмоционально-волевой сферы (под словесное и/или музыкальное сопровождение);

- рисование песком (на поддоне, песочнице с бортами, световом планшете);

- аппликация с использованием песка, в том числе цветного (применение песка в творчестве);

- конструирование (строительство домов, башен, с использованием камней, кубиков и т.д.);

- опыты и эксперименты, практическая работа по выявление свойств песка (предполагает использование разнообразного раздаточного материала: это совочки, формочки, кисточки, трубочки, лейки и т.д.);

- игра с элементами театрализации (инсценировка ситуаций, сказок, сценариев) и т.д.

Методические особенности организации игр с песком

  1. Создание условий

При организации игр с песком необходимо учитывать некоторые рекомендации, которые помогут создать благоприятную атмосферу для реализации поставленных задач. Вначале необходимо выделить специальное место, где будет стоять песочница (световой планшет) контейнер с песком и остальные атрибуты для игр. Не стоит помещать лоток с песком в угол помещения, так как к нему должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон.

Для организации процесса песочной игры потребуются:

- песочница (ящик для песка);

- небольшие поддоны с бортиками для индивидуальной работы;

- песок;

- вода;

- коллекция миниатюрных фигурок;

- световой планшетный стол;

- коллекция предметов: трубочки, совки, формочки, палочки, камни и т.д. предметы данной коллекции могут быть разнообразны и предложены самими детьми.

Чтобы не возникло вопросов, связанных с уборкой рассыпанного песка, необходимо сразу определить с детьми, где находятся инструменты для уборки рассыпанного песка.

Песочница.

Размер: для игр с песком обычно используют деревянный ящик, традиционно его размер в сантиметрах: 50х70х8 (где 50х70 — размер поля, а 8 сантиметров — глубина). Этот размер предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы подойдет песочница размером 100х140х8см. В условиях детского сада для игр с песком можно использовать и пластиковые контейнеры, и деревянные ящики, надувные песочницы из наборов для домашних игр с песком.

Цвет: традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно борта окрашивают в голубой цвет. Дно символизирует воду, а борта небо.

Песок должен быть чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу. Песок время от времени необходимо менять или очищать (не реже одного раза в месяц). Также для игр с песком можно использовать «волшебный песок» (кинетический песок), который не требует специальных условий в содержании.

Коллекция миниатюрных фигурок может состоят из таких как:

  • Человеческие персонажи — разного пола и возраста, представителей различных исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персонажи сказок, легенд, мифов, боги и богини разных народов, колдуны, ведьмы и пр.
  • Животные — наземные, летающие, водные обитатели) как дикие, так и домашние, а также вымершие и доисторические представители фауны, фантастические животные (единорог, грифон, пегас и т.п.).
  • Транспортные средства — наземные, водные, воздушные.
  • Дома, другие жилища, мебель, мосты, лестница, заборы, ворота, здания, имеющие специальное предназначение (вокзалы, больницы, школы и т.п.), храмы различных религий.
  • Растения, деревья, кусты, цветы.
  • Природный материал — камешки, мох, кора деревьев, плоды деревьев, ракушки, кораллы, перышки, сухие ветки, засушенные цветы.
  • Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры.
  • Другие предметы, предложенные детьми или взрослыми. Главные условия для их отбора – безопасность, эстетичность, практическая целесообразность (возможность использования в играх с песком).

  1. Техника безопасности

Главное и единственное правило, которое должен соблюдать педагог- это всегда находится рядом с детьми, которые играют с песком, чтобы предупредить нарушение правил детьми:

- не обсыпаться;

- не сыпать песок в глаза;

- не брать песок в рот;

- после игры с пеком вымыть руки, 

- не сдувать песчаную пыль ртом (исключить образование пыли);

-  не играть с подбрасыванием песка вверх, с бросанием его друг в друга;

- не сыпать песок за ворот рубашки, в штаны, в волосы, в обувь;

- не жевать песок, либо имитировать употребление его в пищу;

- не нюхать песок;

- переносить песок весом до 2-х кг - мальчикам, до 1,5 кг - девочкам.

Также дети должны четко знать, какими атрибутами можно пользоваться, играя с песком. При работе со световым планшетом следует исключить использование воды и предметы, которые могут поцарапать стеклянное дно планшета.

Еще важным моментом соблюдения безопасности является то, что все используемые при игре с песком предметы можно было легко помыть или обработать иным способом.

  1. Общие рекомендации по организации игр с песком

Выбирая  игры с песком необходимо учитывать характер влияния данных игр на ребенка в соответствии с возрастом. Так для детей в возрасте до 3-х лет песочная игра носит познавательный характер. Играя малыш формирует первые представления об окружающем мире.

Для детей старше 3-х лет игры с песком уже носят коррекционно-развивающий характер.

При организации песочных игр должны соблюдаться три правила:

1. Согласие и желание ребенка.

2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.

3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

В случае если ребенок отказывается играть с песком по каким-либо причинам, педагогу не стоит  настаивать, нужно дать время присмотреться и включиться в общий процесс по мере появления интереса.

Причины отказа могут быть различные:

  • нежелание вымазать руки или одежду,
  • неуверенность в себе и результате деятельности,
  • плохое настроение или самочувствие,
  • нежелание работать рядом с каким-либо ребенком или с контейнером именно этого цвета,
  • слишком частое использование педагогом однотипных заданий (надоело, неинтересно),
  • отсутствие мотивации к конкретной деятельности (педагогической установки) и т.д.

Предпринимаемые педагогом меры в таком случае будут исходить из причины.

 

Организация работы с песком включает пять шагов по обеспечению игрового процесса:

- демонстрация песочницы;

- демонстрация коллекции фигурок;

- знакомства с правилами игр на песке;

-формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия;

- завершение занятия.

При проведении игр с песком педагог должен соблюдать основные правила, ориентированные на поддержку детской индивидуальности и инициативы, его внутреннего мира и потребностей, а также развитие его познавательных процессов и различного рода способностей:

  • педагог должен проявлять искреннюю заинтересованность тем, что происходит в песочнице (сюжетом, событиями, которые создает ребенок);
  • так как «песочная игра» содержит информацию о внутреннем мире ребенка, о его состоянии, то педагог должен прочувствовать суть песочной картины, понять ребенка, то есть всецело присоединиться к нему;
  • педагог не может без согласия ребенка или в его присутствии разрушить созданный им сюжет, переставить фигурки, высказывать оценочные суждения;
  • педагог должен поощрять желания создавать что-либо по собственному замыслу, а так же  рассказы ребенка о своем рисунке (конструкции, творчестве) как уникальном продукте детского замысла;  
  • педагог должен учить детей анализировать и грамотно объяснять свои успехи и неудачи, соотносить задумку и полученный результат;
  • педагог не должен торопить ребенка. Ребенок имеет право работать в своем, индивидуальном темпе;
  • педагог должен учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
  • педагог должен поддерживать детскую активность, инициативу, исследовательский интерес и любопытство, чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами, отмечать и публично поддерживать любые успехи детей.

Общая структура игры с песком

Психологи рекомендую начинать игру ритуалом «вхождения». Например, педагог от имени феи просит «нежно», а потом сильно поздороваться с песочком», то есть различными способами дотронуться до песка:

  • ребёнок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
  • ребёнок легко / с напряжением сжимает кулачки с песком; затем медленно высыпает его в песочницу;
  • ребёнок дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;
  • ребёнок перетирает песок между пальцами, ладонями;

Песочек в ответ тоже хочет поздороваться – посыпает на пальчики детей «песочный дождь».

В последнем случае можно ввести сюрпризный момент – спрятать в песке маленькую плоскую игрушку «с тобой захотел поздороваться один из обитателей песка - ….»

По возможности дети описывают свои ощущения: тепло-холодно, приятно-неприятно, колючее, шершавое, мягкое и т.д.

Игра обычно заканчивается ритуалом прощания.

Например: В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты нам смелее стать помог!

Действия детей с песком условно можно разделить на три типа:

1) совершение определенных манипуляций с песочной поверхностью (дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной поверхности, делают отпечатки, собирают песок в комочки и создают горки);

2) проникновение в толщу песка, рытье ямок и тоннелей, прятанье в песок предметов с их последующим извлечением;

3) организация сюжетов, создание композиции.

При создании песочных композиций песочница позволяет использовать три формы художественного творчества: скульптуру, рисунок и отпечатки на песке, а также работу с предметами. Добавление в песок воды позволяет создать весьма пластичный природный материал, который может использоваться для моделирования трехмерных форм.

По педагогическому назначению и применению с детьми комплексы игр и упражнений с песком  можно разделить на группы:

  1. Игры и упражнения, направленные на установление психологического комфорта и положительных установок, положительного эмоционального состояния, снижение психофизического и эмоционального напряжения; регуляция мышечного напряжения, расслабления.

  1. Игры и упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности,  регуляцию мышечного напряжения:
  • развитие мелкой моторки и координации движений;
  • формирование умения согласовывать движения пальцев рук со словами.

  1. Игры и упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы детей:
  • знакомство детей с основными эмоциями;
  • обучение определению эмоционального состояния и его отражению вербально и невербально, осознанию переживаемых эмоций.
  • формирование адекватной самооценки детей;
  • формирование умения детей описывать свои ощущения при взаимодействии с песком;
  • формирование умения детей с помощью пальчиков изображать на песке различное настроение, менять свое настроение в процессе игр с песком.

  1. Игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов:
  • развитие образного и творческого мышления, речи, зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения, мелкой моторики.
  • развитие слуховой, тактильной и зрительной памяти, произвольности;.
  • развитие зрительного, сенсорного и тактильного восприятия.
  • развитие тактильной чувствительности,

  1. Игры и упражнения, направленные на познавательное, интеллектуальное, речевое развитие детей:
  • развитие и расширение кругозора, представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы (например, формировать знания о свойствах песка) о рукотворном мире человека.
  • формирование элементарных математических представлений о форме, множестве предметов, числе, объеме, пространственных и временных понятиях, сенсорных эталонах,
  • формирование умения устанавливать закономерности.
  • развитие умения представлять предметы по их словесному описанию;
  • развитие умения классифицировать предметы по заданным признакам;
  • формирование умения считать движения, звуки, предметы и обозначать количества сосчитанных объектов последним произнесенным числом;
  • формирование умения определять количество предметов на основе слухового, тактильного восприятия, прятать это количество в песок, располагая по всей плоскости песочного ящика, а затем доставать заданное количество из песка;
  • формирование умения понимать и использовать в речи слова-антонимы: сухой - мокрый, много - мало песка; называть обобщающие слова (например, овощи – в соответствии с формочками и реальными овощами);
  • закрепление, отработка умения употреблять единственное и множественное число имен существительных;
  • формирование умения различать буквы по внешнему виду, выделять заданные символы (буквы, цифры, фигуры и т.д.) из общего числа символов, составлять заданные фигуры и символы из составных частей;
  • закреплять умение находить в песке фигурки и отбирать те из них, название которых начинается на заданный звук, придумывать предложени с этими словами;
  • закрепление умения писать буквы на песке;
  • развитие творчества, фантазии детей, умение пальцами изображать задуманное;
  • формирование умения абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя в рисунке основное;
  • формировать умение моделировать из песка сказочные сюжеты с использованием мелких фигурок, составлять и рассказывать сказки, рассказы о них;
  • другое.

При этом каждая группа игр способствует решению следующих дополнительных задач:

  • развитие различных способностей детей (творческих, изобразительных, математических, познавательных, исследовательских
  • совершенствование речевой активности;
  • формирование коммуникативных навыков и социальной активности;
  • развитие умения поддержать беседу, делиться своими впечатлениями и ощущениями.

Игры, предполагающие работу в парах или подгруппе могут решать задачи:

  • развитие умения договариваться друг с другом, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать и т. д.;
  • развитие чувства взаимопомощи;
  • развитие у детей духа соревнования, стремления добиваться поставленной цели;
  • воспитание чувства сопереживания за своих товарищей, умения достойно побеждать и проигрывать.

Нужно отметить, что эта классификация весьма условна, так как в большинстве случаев одна игра решает комплекс педагогических задач коррекционно-развивающего и образовательного характера.

Таким образом, через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи эмоционального развития младших дошкольников:

1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.

2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения ребенка.

3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает различные психотравмирующие ситуации, осваивает позитивные способы поведения.

5. Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире [12, с. 32-33].

В целом мы считаем, что игры с песком могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах младшего дошкольного возраста. Игры с этим материалом оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т.к. помогают создать радостное настроение, установить контакты педагога с ребенком и детей друг с другом, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.

Данные методические рекомендации имеют практическую значимость для педагогов дошкольных образовательных организаций, внедряющих современные педагогические технологии в воспитательно-образовательном процессе с дошкольниками.

Используемая литература, источники:

1. Андрунь, С. Чудеса из песка / С. Андрунь // Обруч. - 2007. - № 3. - С. 18-21.

2. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия: метод. пособие для педагогов, психологов, родителей / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - С-Пб: Речь, 2007. - 98 с.

3.  Ратникова Е. В., Гаврик А. В. Игры на песке. Работа с семьей и детьми. СПБ.: Речь, 2013.

4.  Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПБ.: Речь, 2008.

5.  Мешавкина, Т. Ф. Использование песочной психотерапии в работе с дошкольниками / Т. Ф. Мешавкина [Электронный ресурс]. - http://e-school.karelia.ru


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Колокольчик»

КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Функциональная грамотность дошкольников»
(в рамках педагогического часа)

Подготовила:
воспитатель Педюра Ольга Анатольевна

г. Когалым,2024г.

Современный ребенок — это житель XXI века, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени, и, прежде всего, проникновение в повседневную жизнь информационных технологий, глубина распространения которых непрерывно увеличивается, а динамика внедрения ускоряется с течением времени. С самого рождения дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями.

Поэтому важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с дошкольного возраста т. к. функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах его деятельности, потребностью активной личности дошкольника, для формирования высокого уровня общения и социальных отношений.

Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями:

  • готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования;
  • возможность решать различные, в том числе нестандартные учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
  • способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими требованиями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
  • совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и дальнейшему развитию, умением прогнозировать свое будущее.

 Функционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества.

Функциональная грамотность связана с готовностью:

- добывать знания;

- применять знания и умения;

- оценивать знания и умения;

- осуществлять саморазвитие.

Международные образовательные стандарты нацелены на три основных ключевых грамотности. Это математическая грамотность, естественно научная и читательская грамотность. Из которых формируются глобальные компетентности.

Так что такое глобальные компетенции - это способность действовать индивидуально в зависимости от различных ситуаций, которые могут быть связаны и с математической грамотностью, и с читательской, естественнонаучной грамотностью и умением работать, конечно же, в команде.

 Выделяют следующие компетенции, определяющие функциональную грамотность: система 4К (базовые навыки и умения)

Коммуникативность: навыки общения, умение выражать и отстаивать свою точку зрения, вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству, осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей;

Креативность: способность к творчеству, нестандартно, неформально мыслить и действовать, любопытство, инновации, самовыражение. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Критическое мышление: решение проблем, рассуждение, анализ, интерпретация, обобщение информации, способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

Координация (кооперация): лидерство, работа в команде, сотрудничество.

Что же нужно для формирования функциональной грамотности?

  • Cоздание учебных ситуаций, инициирующих практическую деятельность детей, мотивирующих их на познавательно-активную деятельность и проясняющих смыслы этой деятельности.
  • Оценочная самостоятельность дошкольников, задания на само и взаимооценку: кейсы, ролевые игры, диспуты и др.
  • Поисковая активность – задания поискового характера, учебные исследования, проекты.
  • Приобретение опыта успешной деятельности, разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения.
  • Учение в общении, или совместное сотрудничество (работа в парах или малых группах).

Формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные педагогические технологии, которые мы успешно используем в своей работе:

  • Технология метода проектов
  • Технология развивающих игр
  • Технология художественно-творческого развития
  • Технология элементарного детского экспериментирования
  • Технология проблемного обучения
  • Квест-технология
  • ТРИЗ-технологии
  • Конструирование и т.д.

Конечно, для достижения детьми максимальных результатов необходимы:

  • высокий уровень теоретической и практической подготовки воспитателя,
  • организация и совершенствование предметно- развивающей среды,
  • грамотный, продуманный подход к организации всех режимных моментов с уместным использованием развивающих методик проблемного обучения и учетом индивидуального подхода к ребенку.

Функциональная грамотность - это не просто норма, но и обязанность педагога, наше с вами самообразование и саморазвитие.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Колокольчик»

Выступление в рамках городского семинара среди образовательных организаций города Когалыма: «Преемственность организации проектно-исследовательской деятельности на разных уровнях развития и обучения»

МАСТЕР-КЛАСС

 «Проектно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»

Подготовили:
воспитатель Педюра О.А.

воспитатель Попова О.Л.

г. Когалым, 2023 год.

О.А.: Добрый день уважаемые коллеги. Мы воспитатели детского сада «Колокольчик» Педюра Ольга Анатольевна и Попова Ольга Леонидовна, сегодня познакомим Вас с реализацией проектно-исследовательской деятельности в нашем дошкольном учреждении.

Организация проектно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста ненамного отличается от этого вида деятельности с младшими школьниками.

Что такое проектная деятельность? Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.

Наш детский сад 3 года являлся региональной инновационной площадкой по Развитию познавательной активности детей дошкольного возраста через детское экспериментирование посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ" в познавательно-исследовательской деятельности. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам.  

Экспериментирование в дошкольном возрасте играет важную роль в развитии ребенка. Ведь ни для кого, ни секрет, что исследовательская деятельность  способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности и творческих способностей. Ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Расширяется кругозор детей. Поддерживается у детей инициатива, сообразительность, пытливость, самостоятельность. Обогащается словарный запас. Происходит воспитание у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.

Структура проектов реализованных в дошкольных образовательных учреждениях имеет те же этапы, что и проекты реализованные с младшими школьниками в общеобразовательных учреждениях.

1 этап: Подготовительный

Мотивация детей.

Определение цели и задач проекта.

Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.

Разработка комплексно - тематического плана работы.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей: создание центра экспериментально-поисковой деятельности;

Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;

2 этап: Основной

Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности.

Самостоятельная практическая деятельность детей по проекту.

Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей.

3 этап: Заключительный

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно- исследовательской деятельности детей.

Продукт проекта.

Сроки реализации таких проектов разнообразен. Они могут быть от недельных до годовых.

Вашему вниманию реализация проекта с детьми старшего дошкольного возраста «Юные исследователи»

Но Мы не ограничиваемся основными темами и экспериментами в проектной деятельности, а выходим за рамки традиционного экспериментирования и этим самым увеличиваем интересы детей в данном направлении. Сегодня мы хотим поделиться с вами нашей формой работы с дошкольниками старшего дошкольного возраста по нетрадиционному экспериментированию.

Почему бы в доступной дошкольному возрасту форме не уточнить понятие «химия», как процесса превращения веществ одного в другое, своеобразной «научной магией»?

Для того чтобы проводить химические и физические опыты и попытаться изучить законы природы, не обязательно ждать, когда наступит пора идти в школу.

Ребята с удовольствием проделывают эксперименты, учатся делать выводы, умозаключения. Детям особенно   интересны опыты, в результате которых получаются вещества ярких цветов, выделяются газы или выпадают осадки.

Я не буду останавливаться на теоретической части таких проектов, представлю практические результаты.

А сейчас я предаю слово Ольге Леонидовне, которая продемонстрирует практический мастер-класс по нетрадиционному экспериментированию со старшими дошкольниками.

О.Л.:

Всем добрый день. У нас собрана так называемая копилка разнообразных нетрадиционных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка.

Цель мастер-класса:

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста посредством использования приемов нетрадиционного экспериментирования с объектами окружающей действительности.

Эти опыты не требуют никакой специальной подготовки, дорогостоящего оборудования вполне можно ограничиться доступными приборами и материалами. В этом нам помогают родители, которые так же заинтересовались нашей работой. Те опыты, которые мы не имеем возможности показать в дет. саду предлагаем родителям совместно с детьми выполняют их дома. А затем они с нами делятся фото и видео материалами.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: