Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов

Педюра Ольга Анатольевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Диагностика  речевого развития  (автор О.С. Ушакова)

Младший дошкольный возраст

(четвертый год жизни)

При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к четырем годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной структуры речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, заклинания).

Ребенок накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Превалирующее место в детском словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действие и состояние.

У ребенка активно формируются обобщающие функции слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами: появляется множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно–ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глагола, повелительное наклонение. У ребенка развиваются сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных, в речи отражаются причинные, целевые, условные и другие связи, выраженные через союзы.

Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями и подводятся к составлению связных высказываний описательного и повествовательного типа. Однако в речи многих детей четвертого года жизни отмечаются и другие особенности.

В этом возрасте дошкольники могут неверно произносить (или совсем не произносить) шипящие (ш,щ,ч,ж), сонорные (р,рь,л) звуки. Требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима работа как над развитием артикуляционного аппарата ребенка, так и над развитием таких элементов звуковой культуры как темп, дикция, сила голоса.

Овладение основными грамматическими функциями также имеет свои особенности. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе, падеже. В процессе построения простых распространенных предложений они опускают отдельные члены предложения. Очень ярко выступает и проблема детских новообразований, которые порождаются словообразовательной системой родного языка. Стремление к созданию новых слов диктуется ребенку творческим освоением богатств родного языка. Детям четвертого года жизни доступна простая форма диалогической речи, однако они часто отвлекаются от  содержания вопроса. Речь ребенка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение.

Диагностика речевого развития детей четвертого года жизни.

(критерии диагностики)

Словарная работа.

  1. Выявить умения:
  2. Называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кошка, собака, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы: «кто это», «что это»;
  3. Обозначать качества и признаки предмета, выраженные им. Прилагательным (пушистый, круглая, красивая) и отвечающая на вопросы «какой», «какая»;
  4. Называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «что делает», «что можно с ним делать»;
  5. Употреблять обобщающие слова «одежда», «игрушки»;
  6. Понимать противоположные значения слов (большой-маленький, громко-тихо, бежать-стоять).

Грамматический строй речи

  1. Выявить умения:
  2. Образовывать наименование животных и их детенышей в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (кот-кошка-котенок-котик-котята);
  3. Согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе (пушистый котенок, маленькая кошечка);
  4. Составлять простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым.

ЗКР

  1. Уточнить произношение звуков родного языка, четкое артикулирование их в звукосочетаниях и словах;
  2. Выявить умение отчетливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.

Связная речь

  1. Определить умение детей отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым;
  2. Выявить умение воспрозводить текст хорошо знакомой сказки;
  3. Предложить составление рассказа из личного опыта детей;
  4. Выявить умение пользоваться словами, обозначающими речевой этикет (спасибо, пожалуйста, здравствуйте).

Материал для обследования:

Игрушки: кукла (которая может сидеть, стоять, поднять руку, идти); мяч (яркой расцветки. резиновый); кошка (лучше всего мягкая игрушка); картинки – небольшого формата: кошка с котятами, изображение тгрушки, отдельные предметы-посуда, одежда, мебель.

Ход обследования:

Задание 1. Кукла

Вос-ль показывает ребенка куклу, задает вопросы в следующей последовательности:

1.Как зовут куклу. Придумай ей имя.

  1. Называет имя в предложении («Я хочу назвать ее Марина»).
  2. Дает имя (одним словом).
  3. Не дает имя (повторяет слово «кукла»).

2.Скажи, какая Марина?

  1. Называет два слова и более («красивая, нарядная»).
  2. Называет одно слово («хорошая»).
  3. Не называет качеств, признаков (повторяет слово «кукла»).

3.Что на ней надето?

  1. Самостоятельно называет более двух предметов одежды («в зеленом платье», «в белых носочках»).
  2. С помощью вопросов педагога: «что это? Покажи…» («это-носочки, это-платье»).
  3. Показывает предметы одежды, но не называет.

4.Как назвать одним словом? (педагог называет: платье, носки. Это…)

  1. Называет обобщающие слова («одежда», «вещи»).
  2. Называет другие вещи одежды (трусики, колготки, кофта…).
  3. Повторяет слова, которые назвал педагог (платье, носочки).

5.Какая одежда надета на тебе?

Называет более двух слов (рубашка, майка, брюки).

Называет два предмета оджежды.

Называет только одно слово («платье») или перечисляет обувь («тапочки, туфли»).

6.Что делает Марина? Педагог выполняет действия: кукла садится, встает, поднимает руку, машет ею.

  1. Ребенок называет все действия.
  2. Называет два действия («встала, подняла руку»).
  3. Называет одно слово-действие («стоит или сидит»)

7.Что можно делать с куклой?

  1. Более двух слов («укладывает спать, качать ее, играть»).
  2. Называет два действия («катать в коляске, кормить куклу»).
  3. Одно слово («играть»).

8.Саша, попроси Марину вежливо, чтобы она встала, села.

  1. Использование прямой речи и вежливых форм («Марина, встань пожалуйста»).
  2. Название двух глаголов в повелительной форме («встань, сядь»).
  3. Название действий не в требуемой форме («встать, сесть»).

9.Составление совместного рассказа по схеме:

Это…(кукла), она… (красивая). Ее зовут…(Марина). У нее  есть…(красное платье, белый бант). С куклой можно…(играть).

  1. Ребенок заканчивает все предложения.
  2. Заканчивает все предложения.
  3. Называет одно слово (или говорит о другом, рассказывает про свою куклу).

Задание 2. Мяч.

1.Какой мяч (дать в руки ребенка).

  1. Два признака и более (круглый, резиновый).
  2. Называет одно слово.
  3. Не называет качество, а другое слово («играть»).

2.Что с ним можно делать?

  1. Называет более двух слов (глаголов), (подбрасывать, в футбол играть).
  2. Два действия (бросать, играть).
  3. Одно слово (играть).

3.Взрослый задает вопрос после действия. Бросает мяч ребенку и говорит:

-Что я сделала? (бросает мяч, бросила).

-А ты что сделал? –Поймал.-Теперь ты бросай. Что ты сделал?. –Бросил. –А ты что сделала? –Поймала.

  1. Называет все глаголы в нужной форме.
  2. Называет 2-3 глагола правильно.
  3. Только одно действие.

4.Составим рассказ про мяч. Это…(мяч). Он…(круглый, синий). Мяч можно…катать, ловить, бросать. Я люблю…( играть с мячом).

  1. Ребенок заканчивает предложение, называя 2-3 признака и действия.
  2. Называет по одному слову, повторяя сказанное взолслым.
  3. Не может закончить предложение, начатое взрослым.

Задание 3. Картина «Кошка с котятами».

1.Кто это? (кошка). Какая она?

  1. Самостоятельно называет («Это кошка, у нее котята. Кошка черная»).
  2. Отвечает по вопросам педагога.
  3. Описывает своего кота. (из опыта). («У меня есть кот Васька. Он очень толстый»).

2.Как назвать детеныша кошки?

  1. Правильное выполнение (единственное число –котенок, котик).
  2. Вместо единственного называет множественное число (котенки, котята).
  3. Не выполнил задания.

3.Когда много детенышей, как сказать?

  1. Называет множественное число (котятки, много котят).
  2. Вместо множественного называет единственное число (котеночек, котик).
  3. Не выполнил задания.

4.Сравни кошку и котят, педагог называет:

-кошка большая, а котята…(маленькие).

-у кошки хвост длинный, а у котенка…(короткий).

-кошка бегает быстро, а котята…(медленно).

Кошка-мама мяукает громко, а котята…(тихо).

  1. Ответил на все задания.
  2. Выполнил 2-3 задания.
  3. Ответил на одно.

5.Совместное рассказывание.

Это…(кошка). Она…(большая). У кошки есть…(котята). Кошка любит…(своих котят, играть, лакать молоко).

  1. Ребенок заканчивает все предложения.
  2. Заканчивает 2-3 предложения.
  3. Называет одно слово.

Задание 4.

1.Как одним словом назвать куклу, мяч?

  1. Игрушки-дает обобщающее слово.
  2. Катя, мяч-перечисляет названия.
  3. Кукла-говорит одно слово.

2.Расскажи, какие игрушки есть у тебя дома, как ты с ними играешь, с кем.

  1. Дает рассказ из личного опыта («У меня есть дома машинки. Их много, все машинки разные. Я ставлю их в гараж»).
  2. Перечисляет игрушки.
  3. Называет одну игрушку.

Задание 5.

Взрослый предлагает ребенку рассказать сказку. («Ты знаешь сказку про курочку-рябу? Расскажи ее.»).

  1. Ребенок пересказывает сказку самостоятельно.
  2. Рассказывает по вопросам самостоятельно.
  3. Называет отдельные слова.

Задание 6.

Ребенку показывают картинки, он их называет (шар, шуба, жук, заяц, рыба, трамвай, лампа, лопата). Взрослый отмечает звуки, которые ребенок не произносит. Эта таблица по выявлению фонетической стороны речи составляется отдельно. (см. А.И. Максаков, М.Ф. Фомичева).

Оценку выполнения всех заданий дает воспитатель, подсчитав общее количество баллов (1 задание – 27-18-9; 2  - 12-8-4; 3 – 15-10-5; 4 – 8-4-2; 5 – 3-2-1).

83-48 – 1 (высокий уровень);

47-31 – 2  (средний уровень);

от 30 баллов 3 (ниже среднего).

Пример  оценки выполнения каждого задания.

Дата проведения____________

Задание

1

2

3

4

5

Всего

баллов

Ф.И, возраст

ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

3

4

1

2

3

4

5

1

2

-

Света

3

3

3

3

3

2

2

3

3

3

2

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

59

Ваня

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

43

Аня

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

24

По общему числу полученных баллов определяем уровень речевого развития каждого ребенка.

Суммарная оценка и распределение детей по уровням.

Ф.И.

возраст

задания

Всего баллов

уровень

1

2

3

4

5

Света

3.8

25

10

15

8

3

59

1

Ваня

3,9

10

8

9

4

2

43

2

Аня

3,7

10

8

5

2

1

24

3

Средний дошкольный возраст

(пятый год жизни)

Главное направление речевого развития на пятом году жизни – это освоение связной монологической речи. Происходят заметные изменения и в освоении способов словообразования, начинается взрыв словотворчества.

Дети получают начальное представление о слове как4 звуковом процессе (оно звучит, состоит из звуков, звуки произносятся друг за другом, последовательно).

У детей велико тяготение к рифме. Они подбирают слова, порой лишенные всякого смысла. Но само это занятие далеко не бессмысленное: оно способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию. Ребенок учится правильно понимать и употреблять термины «слово, звучит, звук», вслушиваться в звучащее слово, самостоятельно находить слова сходные и различные по звучанию, определять последовательность звучания звуков в слове, выделять определенные звуки.

Это период ознакомления детей со словами – его смысловой стороной (оно имеет смысл, обозначает какой то предмет, явление, действие, качество).

Активный словарь ребенка обогащается словами, обозначающими качество предметов. Производимые с ними действия, дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки («мяч – это игрушка: в него играют»). Дети начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют обобщающие слова (существительные с собирательным значением). Это период практического усвоения правил употребления грамматических средств. Речь детей изобилует грамматическими ошибками, неологизмами (детскими словами типа «машинский», «откнопил», «ползук»). Дети овладевают морфологическими средствами языка (согласование слов в роде, числе, падеже; чередование согласных в основах глаголов и существительных). Ребенок подводится к пониманию многозначности отдельных грамматических форм. Он усваивает способы словообразования существительных с суффиксами эмоционально-эксрессивной оценки; с суффиксами, обозначающими детенышей животных, а также некоторые способы образования глаголов с приставками, степеней сравнения прилагательных.

Дети осваивают умение строить разные типы высказывания – описание и повествование. При составлении рассказов совершенствуется понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, ЗКР, т.е все те умения, которые необходимы ребенку пятого года жизни для развития связной речи. Речевая активность возрастает и в связи с тем, что это возраст «почемучек».

Вместе с тем, в речи детей встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность.

Имеются недостатки и в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде, числе, употребление Р.п.  мн.ч).

Речь детей отличается подвижностью и неустойчивостью. Они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако, точное употребление слова вызывает у многих детей затруднение.

Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, не владеют умением связывать между собой предложения и части высказывания.

Эта характеристика приблизительна. Уровни речевого развития детей одного возраста бывают очень различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Во-первых, многие дети усваивают слово и звукопроизношение. Во-вторых, ребенок овладевает связной речью и начинает строить самостоятельное высказывание, состоящее на первых порах лишь из нескольких предложений.

Уровень речевого развития детей пятого года жизни можно выявлять по методике, разработанной для младшей группы. Однако добавляются и усложняются некоторые задания.

Диагностика речевого развития детей пятого года жизни

(критерии диагностики).

Словарная работа.

1. Понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова;

2. Понимать и употреблять обобщающие слова («мебель», «овощи», «посуда»);

3. Подбирать признаки, качества и действия к названию предметов;

4. Сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.

Грамматический строй речи.

1. Соотносить названия животных и их детенышей (лиса-лисенок, корова-теленок).

2. Употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши).

3. Правильно согласовывать существительные и прилагательные в р, ч, п, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик).

4. Составлять предложения разных типов.

ЗКР.

  1. Правильно произносить звуки родного языка.
  2. Находить слова сходные и различные по звучанию.
  3. Правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности.

Связная речь.

  1. Определить умение детей пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым ранее содержанием.
  2. Составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым.
  3. Выявить умение описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, выражая свою оценку.
  4. Выявлять умение пользоваться разнообразными вежливыми формами речи.

Детям среднего дошкольного возраста даются такие же задания, что и детям четвертого года жизни, однако они усложняются тем, что ребенку, помимо называния игрушек и домашних животных, выделения признаков и качеств предметов, предлагается определить значение слова, обозначающего предмет.

Ход обследования:

1 серия заданий (словарь и грамматика).

Кукла. Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности:

1. Скажи, что такое кукла?

  1. Ребенок дает определение («кукла – это игрушка, с куклой играют»).
  2. Называет отдельные признаки («кукла красивая») и действия («она стоит»).
  3. Не принимает задания, повторяет слово «кукла».

2. Какая на кукле одежда?

  1. Ребенок называет более 4-ех слов.
  2. Называет более 2-ух вещей.
  3. Показывает, не называя.

3. Дай задание кукле, чтобы она побегала, помахала рукой.

  1. Ребенок дает правильные формы: «Катя, побегай пожалуйста, помаши рукой»
  2. Дает только глаголы- побегай, помаши.
  3. Дает неправильные формы.

4. К кукле пришли гости, что нужно поставить на стол?

  1. Ребенок называет слово «посуда».
  2. Перечисляет отдельные предметы посуды.
  3. Называет один предмет.

5. Какую посуду ты знаешь?

  1. Ребенок называет более четырех предметов.
  2. Перечисляет отдельные предметы посуды.
  3. Называет один предмет.

6. Куда кладут:

хлеб           (в хлебницу)

сахар          (в сахарницу)

масло         (в масленку)

соль            (в солонку)

  1. Правильно отвечает на все вопросы
  2. Ответил на 3 задания
  3. Выполнил только одно

7. Сравнение предметов посуды. Чем отличаются эти предметы? (показать картинку с разной посудой).

  1. Называет по цвету (или форме и величине)
  2. Перечисляет отдельные признаки («эта-зеленая, эта чашка-красная, эта-высокая»).
  3. Называет одно отличие.

8. Назови что это? (стеклянный, прозрачный-это стакан или ваза; металлическая, блестящая-это вилка или нож; глиняное, расписное-это блюдо или тарелка).

  1. Выполняет все задания.
  2. Выполняет два задания.
  3. Выполняет одно задание.

9. Подскажи (подбери слово): одна тарелка глубокая, а другая …(мелкая); один стакан высокий, а другой…(низкий); эта чашка чистая, а другая…(грязная).

  1. Правильно подобрал все слова.
  2. Выполнил два задания.
  3. Выполняет одно задание.

10. У чашки есть ручка. Какие ручки ты еще знаешь?

  1. Называет ручку у 3-4 предметов (у чайника, утюга, сумки, зонтика).
  2. Называет две ручки (у кастрюли, сковородки).
  3. Показывает ручку у чашки.

11. Что такое мяч?

  1. Ребенок дает определение (мяч-это игрушка; он круглый, резиновый).
  2. Называет какой-то признак.
  3. Повторяет слово «мяч».

12. Что значит «бросать», «ловить»?

  1. Ребенок объясняет «бросать - это я кому-то кинул мяч, а другой поймал».
  2. Показывает движение и нацеливает «бросил»
  3. Только показывает движение (без слов).

13. Сравни два мяча, чем они отличаются и чем они похожи?

  1. Ребенок называет признаки: оба круглые, резиновые, мячами играют.
  2. Называет только различие по цвету.
  3. Говорит одно слово.

14. Какие игрушки ты знаешь?

  1. Ребенок называет более 4-ех игрушек.
  2. Называет более 2-ух.
  3. Говорит одно слово.

Картина «Собака со щенятами».

15. Ты видел собаку? Кто такая собака? Какая она?

  1. Ребенок обобщает: «Собака-это животное; собака лает, она пушистая».
  2. Называет: «Это собака, она черная».
  3. Повторяет за взрослым одно слово.

16. Как зовут детенышей собаки? Как их назвать ласково? Собака бегает быстро, а щеночки…(медленно), собака лает громко, а ее детеныши…(тихо).

  1. Ребенок называет детеныша, заканчивает предложения.
  2. Называет детеныша словом «собачонок».
  3. Говорит одно слово.

17. Что умеет делать собака (лаять, бегать, прыгать, грызть косточку). Если собака увидит кошку, она…(залает, побежит за ней).

  1. Ребенок называет 3-4 действия.
  2. Называет 2 действия.
  3. Говорит одно слово.

18. сравни собаку и щенка, найди чем они похожи и чем отличаются.

Загадки: «Большая и лохматая – это собака или щенок?», «Маленький и пушистый – это щенок или собака?».

  1. Ребенок отвечает на все вопросы.
  2. Выполняет только одно задание.
  3. Называет 1-2 слова.

2 серия заданий. (ЗКР).

1. Проверка звукопроизношения.

Это задание проводится аналогично, как и для младших дошкольников, отмечаются звуки, которые ребенок не произносит.

  1. Ребенок произносит все звуки.
  2. Не произносит сложные звуки, сонорные или шипящие.
  3. Не произносит и сонорные и шипящие.

2. Выявляется сила голоса, темп речи, дикция и интонационная выразительность. Ребенку предлагается произнести потешку (чистоговорку, скороговорку) быстро, медленно, громко, тихо.

  1. Ребенок произносит текст отчетливо.
  2. Нечетко произносит фразы, недостаточно регулирует силу голоса.
  3. Имеет серъезные недостатки в произнесении текста.

3.Воспитатель спрашивает: «Все ли звуки ты произносишь правильно?»

  1. Ребенок произносит все звуки и осознает это.
  2. Не произносит некоторые звуки, но осознает это.
  3. Не произносит и не осознает.

3 серия заданий (развитие связной речи).

Выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку), составить описание без наглядности. Для этого ему сначала предлагается кукла.

1. опиши куклу. Расскажи,  какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.

  1. Ребенок самостоятельно описывает куклу (Это Катя, она красивая. С Катей можно играть).
  2. Рассказывает по вопросам педагога.
  3. Называет отдельные слова, не связывая их в предложение.

2. Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?

  1. Ребенок описывает: «Это мяч, он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. С мячом играют».
  2. Ребенок перечисляет признаки (красный, резиновый).
  3. Называет отдельные слова.

3. Опиши мне собаку, какая она. Придумай про нее рассказ.

  1. Ребенок составляет описание (рассказ).
  2. Перечисляет качества и действия.
  3. Называет 2-3 действия.

4. Составить рассказ из личного опыта. Ребенку предлагают рассказать на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».

  1. Составляет рассказ самостоятельно.
  2. Рассказывает с помощью взрослого.
  3. Отвечает на вопросы односложно.

5. Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки (см. книгу «Занятия по развитию речи в детском саду») и предлагает пересказать.

  1. Пересказывает самостоятельно.
  2. Взрослый подсказывает слова.
  3. Говорит отдельные слова.

Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка под первую рубрику – он получает 3 балла, если ответы соответствуют №2 – 2 балла; если они оценивают как ответы представленные под №3 – 1 балл.

В целом, если 2/3 ответов оцениваются в 3 балла – это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла – это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу – это средний (или ниже среднего) уровень.

Дата проведения__________________________

1 серия заданий (словарь и грамматика). 

Задание

Ф.И. возраст

Задания

Всего

баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Света

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

53

Ваня

2

2

3

3

2

2

2

2

2

2

2

2

3

2

2

2

2

2

38

Аня

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

18

2 и 3 серия заданий (ЗКР и развитие связной речи)

Ф.И.

возраст

Задание 1

Задание 2

Всего

баллов

1

2

3

1

2

3

4

5

Света

4,8

3

3

3

3

3

3

3

3

24

Ваня

4,9

2

2

2

2

2

2

2

2

16

Аня

4,7

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Ребенок, правильно выполнивший все задания, получает 78 баллов, частично выполнивший – 52 балла, отвечавший недостаточно хорошо – 28 баллов. По количеству полученных баллов выводим уровень речевого развития каждого ребенка.

От 78-52 баллов – высокий уровень (1).

От 52 – 31 – средний (11).

От 26 баллов – ниже среднего (111) 

Старший дошкольный возраст

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжая решать задачу обогащения лексики (словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком): увеличение лексического запаса словами, сходными (синонимы) или противоположными (антонимы) по смыслу,  многозначными словами.

Таким образом, развитие словаря характеризует не только увеличение количества используемых слов, но и понимание различных значений одного и того же слова (многозначного). Движение в этом плане чрезвычайно важно, поскольку связано с более полным осознанием детьми семантики слов, которыми они уже пользуются.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей – усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является освоение или построение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).

В процессе освоения связной речи дети начинают активно пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая его структуру (начало, середина, конец).

Вместе с тем можно отметить и такие особенности в речи старших дошкольников.

Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации.

Допускают дети ошибки и в образовании разных грамматических форм (это снова родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование их с прилагательными, это разные способы словообразования). И, конечно же, вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.

Что касается развития связной речи, основные недостатки относятся к неумению построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середина, конец) и соединять части высказывания.

Речевые задачи по отношению к детям старшего дошкольного возраста включают те же разделы, что и в предыдущих возрастах, однако усложняется каждая задача, как по содержанию, так и по методике обучения.

Словарная работа

 выявляются умения:

  1. активизация прилагательных и глаголов, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации;
  2. подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;
  3. понимать и употреблять разные значения многозначных слов;
  4. дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные).

Грамматический строй речи

  1. образовывать название детенышей животных (лиса- лисенок, корова-теленок); подбирать однокоренные слова, согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе;
  2. образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься! потанцуй! искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят);
  3. строить сложные предложения разных типов.

ЗКР

  1. дифференцировать пары с-з, с-ц, ш-х, ч-щ, л-р.- различать свистящие, шипящие, и сонорные звуки, твердые и мягкие.
  2. изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания;
  3. подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.

Связная речь

  1. в пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей;
  2. составлять описание, повествование или рассуждение;
  3. развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.

Ход обследования

I серия заданий (словарь и грамматика)

1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово «кукла», «мяч», «посуда»

  1. Правильно объясняет значение слов (из нее едят и пьют, это игрушки);
  2. Называет отдельные признаки, действия;
  3. Называет 1-2 слова.

2. Что бывает глубоким? Мелким? Высоким? Низким? Легким? Тяжелым?

  1. Выполнят все задания, называет одно-два слова к прилагательному (глубокая яма, глубокое море);
  2. Подбор слов 1-3 прилагательных;
  3. Выполняет одно задание, подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).

3. Что называют словом «ручка»?

  1. Называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка);
  2. Называет 1-2 значения этого слова;
  3. Перечисляет предметы, у которых есть ручка (1-2 слова).

4. Придумай предложение со словом «ручка»:

  1. Составляет грамматически правильно предложение из этих трех слов;
  2. Называют два слова (словосочетания);
  3. Называет только одно слово (повторяет «ручка»).

5. Ручка нужна, чтобы …(писать, держать чашку, держать сумку и т.п.). Ручкой можно…(писать, открывать дверь)

  1. Правильно заканчивает разные типы предложений.
  2. Называет два слова.
  3. Подбирает только одно слово.

6. Взрослый дает ребенку ситуацию. Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой…(радостный, оживленный, довольный). А если ребенок был веселый и радостный, то он не просто шел, а…(мчался, несся, летел).

  1. Ребенок правильно подбирает слова близкие по смыслу (синоним).
  2. Называет 2-3 слова.
  3. Подбирает только одно слово.

Педагог дает другую ситуацию. Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову «веселый» подберите слова, противоположные по смыслу «грустный, печальный, обиженный». А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а…(плелся, тащился, брел).

  1. Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы).
  2. Называет 2-3 слова.
  3. Подбирает только одно слово.

7. Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка, лису (убежал бы, спрятался бы, испугался бы).

  1. Правильно называет все слова в сослагательном наклонении.
  2. Подбирает два слова.
  3. Называет только одно слово.

8. скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.

  1. Правильно называет слова в повелительном наклонении.
  2. Подбирает два слова.
  3. Называет только одно слово.

9. Скажи, кто детеныш у зайца (зайчонок), детеныши (зайчата), у зайца много (зайчат). Аналогичные вопросы задаются про других животных. У лисы…волка…медведя…ежа…

  1. Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме.
  2. Называет правильно только одну форму.
  3. Не выполняет задания.

10. Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака-щенок-щенки, много щенят; корова-теленок-телята-двое телят; лошадь-жеребенок-жеребята-много жеребят; овц-ягненок-ягнята-много ягнят).

  1. Ребенок называет все слова правильно.
  2. Называет два-три слова.
  3. Говорит одно слово.

11. Где живут звери? (в лесу). Какие слова можно образовать со словом «лес»? (лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, лесовичок).

  1. Называет более двух слов.
  2. Называет два слова.
  3. Повторяет заданное слово.

12. Что называют словом «игла». Какие иглы ты еще знаешь?

  1. Ребенок называет иглы (у елки, ежа, сосны, швейную и медицинскую иглу).
  2. Называет только одно значение слова.
  3. Повторяет слово за взрослым.

13. Какая игла у ежа? (острая). Про что мы говорим «острый», «острая», «острые».

  1. Ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы).
  2. Правильно подбирает два слова.
  3. Называет одно слово.

14. Что можно делать иглой? Для чего она нужна?

  1. Ребенок называет разные действия (шить, вышивать, уколоться).
  2. Называет два действия (накалывать грибы, шить).
  3. Называет одно действие (шить).

15. Составь предложение со словом «игла».

  1. Ребенок составляет сложное предложение («игла нужна чтобы шить»).
  2. Составляет простое предложение («иглой делают укол»).
  3. Называет одно слово.

16. Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа,  иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?

  1. Ребенок правильно исправляет по смыслу предложение: «папа, иди тихо», «мамочка, я тебя сильно люблю», «я надел ботинки не на ту ногу».
  2. Правильно исправляет два предложения.
  3. Повторяет предложения без изменения.

2. Серия заданий. (ЗКР)

1. В названии каких животных слышится звук «л» (лошадь, волк, слон, белка); «ль» (лев, лиса, леопард).

2. В названии каких животных слышится звук «р» (тигр, корова, баран, жираф), «рь» (черепаха, курица).

3. Назови слова, в которых есть звуки «с», «ш» (старушка, Саша, сушка), «ж» и «з» (железо).

  1. Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки.
  2. Называет более двух слов.
  3. Называет одно слово.

4. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро-медленно, тихо-громко-шепотом «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» (или любую другую).

  1. Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса.
  2. Недостаточно четко произносит.
  3. Не владеет умением замедлять, убыстрять темп.

5. Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет, или ты об этом спрашиваешь.

  1. Ребенок передает заданные интонации.
  2. Передает только вопросительную интонацию.
  3. Повторяет повествовательную интонацию.

6. Придумай окончание фразы, чтобы получилось складно.

Ежик-ежик, где гулял? (я грибочки собирал).

Ежик-ежик, где ты был? (я все по лесу бродил).

  1. Ребенок ритмично заканчивает фразу.
  2. Отвечает, нарушая ритм.
  3. Говорит одно слово.

111 серия занятий (связная речь)

1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).

  1. Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец. «Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах».
  2. Рассказывает, опуская начало.
  3. Перечисляет отдельные качества.

2. Воспитатель предлагает ребенку серию картинок (3-4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.

  1. Раскладывает в правильной последовательности, составляет связный рассказ.
  2. Рассказывает с помощью взрослого.
  3. Перечисляет нарисованное на картинках.

3. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.

  1. Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название.
  2. Составляет рассказ с помощью взрослого.

Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин  или на самостоятельно выбранную тему).

Напомним эти показатели:

  1. Содержательность (в повествовании – умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической  последовательности; в описании – раскрытие микротем:  признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет. Он получает 3 балла; если сюжет заимствован – 2 балла, если идет перечисление признаков – 1 балл.
  2. Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начало, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности – 3 балла, наличие 2-ух структурных частей (начало и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения – 2 балла, отсутствие начала и конца – 1 балл.
  3. Грамматическая правильность построения предложений, простых и сложных, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях -3 балла, использование только простых предложений – 2 балла, однотипные конструкции (назывные предложения) – 1 балл.
  4. Разнообразные способы связей между предложениями – 3 балла; использовании е способов формально – сочинительной связи (через союзы «а», «и», наречие «потом») – 2 балла, неумение связывать между собой предложения – 1 балл.
  5. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов – определений, сравнений, синонимов, антонимов) – 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления – 2 балла;  однообразие лексики, повторение одних и тех же слов – 1 балл.
  6. Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) – 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы – 2 балла, монотонное, невыразительное излрожение – 1 балл.

Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов. Приведем приме оценки выполнения отдельных заданий (на предложенные детям вопросы).

Дата проведения______________________

1 серия – словарь, грамматика (количество баллов по заданиям).

Ф.И.

возраст

Задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

всего

Света 6,0

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

47

Ваня 6,1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

1

2

31

Аня 6,1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

16

 

2 серия – ЗКР (количество баллов по заданию)

Ф.И.

возраст

Задания

всего

1

2

3

4

5

6

Света 6,0

3

3

3

3

3

3

16

Ваня 6,1

2

2

2

2

2

1

11

Аня 6,1

1

1

1

1

1

1

6

3 серия – связная речь (количество баллов по заданиям)

Ф.И.

возраст

Описание

Рассказ по картинкам

Самостоят. рассказ

всего

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

Света 6,0

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

53

Ваня 6,1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

35

Аня 6,1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

16

Итак, максимальное количество баллов, которое может получить ребенок в первой серии – 48; во второй – 18; в третьей – 54, всего 120 баллов (если за все задания каждой серии ребенок получает по три балла).

В таблицу 4 заносятся суммарные данные по всем сериям заданий в целом, а не по отдельным заданиям. На основе полученных ребенком баллов выводится уровень речевого развития.

Высокий уровень – от 120 до 90 баллов.

Хороший уровень – от 90 баллов до 60 баллов.

Средний (и ниже среднего) – от 60 баллов.

Суммарная оценка и распределение детей по уровням

Ф.И.

возраст

1 серия

2 серия

3 серия

всего

уровень

Количество баллов

Света

6,0

47

18

53

118

1

Ваня

6,1

31

11

35

79

11

Аня

6,1

16

6

18

40

111

Вариативные формы написания календарного плана педагогами ДОУ.

Таблица 1.

дата

1-е занятие

2-е занятие

3-е занятие

1 половина дня

прогулка

2 половина дня

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Таблица 2.

дата

Вид деятельности

Формы, методы, приемы

Место в режиме

анализ

Занятие

Игра

Виды игры, цель, приемы, организация и руководство, создание условий

Труд

Разные виды и формы, цель, оборудование

Работа с родителями

Консультации, беседы, собрания.

Таблица 3.

Режимные моменты

1 пол. дня (виды деят-ти)

занятия

Дневная прогулка.

2 пол. дня (виды деят-ти)

Вечерняя прогулка.

дата

Игров.

Познав.

труд

игров

позн

труд

Таблица 4.

Дата

Занятия

Вне занятий

Прогулка

Индив. работа

Таблица 5.

1 пол. дня

понед.

вторник

среда

четверг

пятница

примечание

Занятия

Прогулка

2 пол. Дня


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: