Мои публикации

Сайфутдинова Рамзия Фаруковна

Конспект урока русского языка в 4 классе

Тема урока: Склонение имён существительных, употреблённых в косвенных падежах по сказкам А.С.Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_4_klasse.docx25.18 КБ
PDF icon publikatsiya.pdf135.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 4 классе

Тема урока: «Склонение имён существительных, употреблённых в косвенных падежах» по сказкам А.С.Пушкина

Автор: Сайфутдинова Рамзия Фаруковна

Цели:

  • обобщить знания учащихся по теме «Склонение имён существительных»;  
  • познакомить   с приёмом определения склонения имён существительных, употребленных в косвенных падежах;
  • развивать умение определять тип склонения имён существительных в косвенных падежах по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже;
  • учить правильному употреблению  их в речи;
  • учить детей исследовать и анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения 

Планируемые результаты

Метапредметные:

Личностные УУД:

- Устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала;
формировать способность к самооценке , оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения

Регулятивные УУД

- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку; корректировать и дополнять  план своего действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

- Сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в группе и паре, учится учитывать позицию собеседника формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

- Уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям; обобщать в виде правила; ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания.

Предметные:

- Уметь использовать в речи  речевые единицы,

- Уметь сравнивать разные  формы имен существительных;

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Применяемая технология: технология деятельностного метода, технология «Развитие критического мышления», ИКТ.

Приемы:  кластер, синквейн

Формы работы на уроке: индивидуальная; групповая, парная.

Ход урока:

Этапы урока

Требования к этапам

Ход урока

  1. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

Цели:

  • актуализировать требование к ученику со стороны учебной деятельности;
  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
  • уточнить тему урока;
  • определить содержательные рамки урока

1.Включение детей в деятельность

  1. Организация проговаривания приветствия учащихся. 

Учитель: «Один, два,  три работу на уроке начни!

 Работать будем дружно, весело!

И без поддержки соседа тут не обойтись!»

Приветствие:

«Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ!

Я хочу, чтобы ты не грустил.

И о чем-нибудь поговорить!» (хлопают в ладоши своих соседей)

  1. Сегодня главным помощником на уроке станет великий русский писатель, чье имя каждый из вас знает с детства, чье творчество любят и ценят все люди нашей страны. Послушайте строки, чьи они?

У лукоморья  дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том.

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

(Слайд 1. Портрет А.С.Пушкина)

II.Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности

Цели:

  • активизировать учебное содержание;
  • зафиксировать необходимые знания.

1.Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового материала.

2.Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

1)Чистописание. Запишем высказывание А.С.Пушкина (на доске запись):

Ска__ка – ложь, да в ней намёк.

(А.С.Пушкин)

- В какой части слова пропущена буква?

- Вставьте пропущенную букву и объясните её написание.

- Объясните смысл этого высказывания.

- Запишите предложение.

- Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете? (Слайд 2)

2) - Вернёмся к высказыванию А.С.Пушкина. Найдите имена существительные.

(сказка, ложь, намёк)

- Определите склонение имён существительных. Вспомним правило определения склонения имён существительных.

Слайд 3.

Сказка- 1 скл.

Намёк – 2 скл.

Ложь – 3 скл.  

1 скл.

2. скл.      

3 скл.

ж. р., м.р.

  - а,- я

м.р., с.р.

-□, -о,-е

ж. р.

ь

3)Просклоняйте  имена существительные, построив кластер. Работа в группах. 1,4 группы – слово сказка, 2,5 группы – слово намёк, 3,6 группы – слово ложь.

                             Д.п.

Р.п                                                  В.п      

      П.п.                                           Т.п.

Аналогично составляется кластеры со словами намёк, ложь.

Предлагаю вам выполнить самостоятельно индивидуальное задание на карточке.

- Определите склонение следующих существительных в предложении.

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Проверка ответов.  

III. Постановка проблемы

Цели:

  • организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость построения алгоритма для решения поставленной проблемы;
  • согласовать тему и цель урока.

1.Фиксирование в громкой речи

-Почему у вас разные ответы? (Задание новое для нас)

- Как вы думаете, почему возникло затруднение? (Не определяли склонение у существительных, употребленных в косвенных падежах)

- Сформулируем тему урока. Тема: определение склонения существительных, употребленных в косвенных падежах.

Цель урока: будем учиться определять склонения существительных, употребленных в косвенных падежах.

Слайд 4.

IV. Проектирование и фиксация знания

Цель:

  • организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость выведения алгоритма;
  • организовать выполнение самопроверки и работы над исправлением ошибок

1.Выбор детьми метода решения учебной задачи.

2.Решение детьми учебной задачи с помощью выбранного метода.

3.Фиксирование полученного алгоритма

- Одна голова – хорошо, а много – лучше.

Работа в группах. Попытайтесь, работая в группах, выработать алгоритм определения склонения существительных, употреблённых в косвенных падежах.

На листах составляют алгоритм из «четырех шагов». Составление кластера. Вывешиваются на доску.

        

        

        

Выступления детей. Выбор правильного решения.

Слайд 5. Давайте проверим по эталону.

Вернёмся к предложению.

Пушки – пушка – 1 скл.

С пристани – пристань – 3 скл.

Кораблю – корабль – 2 скл.

Ф И З М И Н У Т К А

V.Первичное закрепление

Цели:

  • организовать работу над совершенствованием знаний о маршруте доставки письма

1.Решение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2.Проговаривание способа решения в громкой речи.

Работа в паре по алгоритму. Будем применять, полученные знания в следующем задании. Определите склонение существительных.

Улетела лебедь – птица,

И царевич и царица,

Целый день проведши так,

Лечь решилась натощак. 

1 скл.               2скл.                  3 скл.

птица              царевич            лебедь

царица            день  

VI. Самоконтроль с самопроверкой по эталону

Цель:

  • тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
  • проверить умение использовать полученные знания в практической деятельности

1.Самостоятельное решение и самоконтроль детьми типовых знаний.

1)- Списать текст, вставить пропущенные буквы, определить склонение.

Слайд 6. Делать нечего. Она

Ч_рной зависти п_лна,

Бросив з_ркальце (под) ла_ку,

Позв_ла (к) себе Чернавку.

2)Дидактическая игра «Третий лишний».

-Какое слово «лишнее»?

царь, указ, ночь

повариха, царица, зверюшку

ночка, ночь, ноченька

орёл, орлица, орлёнок

VII. Рефлексия учебной деятельности

Цели:

  • оценить результаты собственной деятельности;

согласовать домашнее задание

1.Что нового узнали? Каким способом?

2.Самооценка учащимися собственной деятельности.

1)- Какую цель ставили на уроке?

- Как же определяется склонение существительных в форме косвенных падежей?

- Интересно ли было вам открывать новое на примерах, взятых из сказок А.С.Пушкина?

2)Составление синквейна.

                      падеж

         отвечает  указывает

именительный родительный винительный

                     изменение

3)Слайд 7. ВСТАВИТЬ

Слайд 8.

4) - Определим место для смайлика на лесенке успешности.

- Если выполнили задания самостоятельно, без ошибок, то поставьте на верхнюю ступеньку.

- Если допустили ошибку в одном задании, то поставьте на среднюю ступеньку.

- Если допустили ошибку более, чем в одном задании, то поставьте на нижнюю ступеньку. Дома нужно потренироваться по алгоритму.

Домашнее задание: выберите отрывок из произведений А.С.Пушкина с именами существительными, стоящими в косвенных падежах и определите по алгоритму склонение.


Предварительный просмотр: