Этапы урока | Требования к этапам | Ход урока |
- Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)
Цели: - актуализировать требование к ученику со стороны учебной деятельности;
- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
- уточнить тему урока;
- определить содержательные рамки урока
| 1.Включение детей в деятельность
| - Организация проговаривания приветствия учащихся.
Учитель: «Один, два, три работу на уроке начни! Работать будем дружно, весело! И без поддержки соседа тут не обойтись!» Приветствие: «Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ! Я хочу, чтобы ты не грустил. И о чем-нибудь поговорить!» (хлопают в ладоши своих соседей) - Сегодня главным помощником на уроке станет великий русский писатель, чье имя каждый из вас знает с детства, чье творчество любят и ценят все люди нашей страны. Послушайте строки, чьи они?
У лукоморья дуб зелёный, Златая цепь на дубе том. И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом. (Слайд 1. Портрет А.С.Пушкина) |
II.Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности Цели: - активизировать учебное содержание;
- зафиксировать необходимые знания.
| 1.Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового материала.
2.Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности. | 1)Чистописание. Запишем высказывание А.С.Пушкина (на доске запись): Ска__ка – ложь, да в ней намёк. (А.С.Пушкин) - В какой части слова пропущена буква? - Вставьте пропущенную букву и объясните её написание. - Объясните смысл этого высказывания. - Запишите предложение. - Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете? (Слайд 2) 2) - Вернёмся к высказыванию А.С.Пушкина. Найдите имена существительные. (сказка, ложь, намёк) - Определите склонение имён существительных. Вспомним правило определения склонения имён существительных.
Слайд 3. Сказка- 1 скл. Намёк – 2 скл. Ложь – 3 скл.
1 скл. | 2. скл. | 3 скл. | ж. р., м.р. - а,- я | м.р., с.р. -□, -о,-е | ж. р. ь |
3)Просклоняйте имена существительные, построив кластер. Работа в группах. 1,4 группы – слово сказка, 2,5 группы – слово намёк, 3,6 группы – слово ложь.
Д.п.
Р.п В.п
П.п. Т.п.
Аналогично составляется кластеры со словами намёк, ложь.
Предлагаю вам выполнить самостоятельно индивидуальное задание на карточке. - Определите склонение следующих существительных в предложении. Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. Проверка ответов.
|
III. Постановка проблемы Цели: - организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость построения алгоритма для решения поставленной проблемы;
- согласовать тему и цель урока.
| 1.Фиксирование в громкой речи | -Почему у вас разные ответы? (Задание новое для нас) - Как вы думаете, почему возникло затруднение? (Не определяли склонение у существительных, употребленных в косвенных падежах) - Сформулируем тему урока. Тема: определение склонения существительных, употребленных в косвенных падежах. Цель урока: будем учиться определять склонения существительных, употребленных в косвенных падежах. Слайд 4. |
IV. Проектирование и фиксация знания Цель: - организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость выведения алгоритма;
- организовать выполнение самопроверки и работы над исправлением ошибок
| 1.Выбор детьми метода решения учебной задачи.
2.Решение детьми учебной задачи с помощью выбранного метода. 3.Фиксирование полученного алгоритма | - Одна голова – хорошо, а много – лучше. Работа в группах. Попытайтесь, работая в группах, выработать алгоритм определения склонения существительных, употреблённых в косвенных падежах. На листах составляют алгоритм из «четырех шагов». Составление кластера. Вывешиваются на доску.
Выступления детей. Выбор правильного решения.
Слайд 5. Давайте проверим по эталону.
Вернёмся к предложению. Пушки – пушка – 1 скл. С пристани – пристань – 3 скл. Кораблю – корабль – 2 скл.
|
Ф И З М И Н У Т К А |
V.Первичное закрепление Цели: - организовать работу над совершенствованием знаний о маршруте доставки письма
| 1.Решение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
2.Проговаривание способа решения в громкой речи. | Работа в паре по алгоритму. Будем применять, полученные знания в следующем задании. Определите склонение существительных. Улетела лебедь – птица, И царевич и царица, Целый день проведши так, Лечь решилась натощак.
1 скл. 2скл. 3 скл. птица царевич лебедь царица день |
VI. Самоконтроль с самопроверкой по эталону Цель: - тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
- проверить умение использовать полученные знания в практической деятельности
| 1.Самостоятельное решение и самоконтроль детьми типовых знаний. | 1)- Списать текст, вставить пропущенные буквы, определить склонение. Слайд 6. Делать нечего. Она Ч_рной зависти п_лна, Бросив з_ркальце (под) ла_ку, Позв_ла (к) себе Чернавку. 2)Дидактическая игра «Третий лишний». -Какое слово «лишнее»? царь, указ, ночь повариха, царица, зверюшку ночка, ночь, ноченька орёл, орлица, орлёнок |
VII. Рефлексия учебной деятельности Цели: - оценить результаты собственной деятельности;
согласовать домашнее задание | 1.Что нового узнали? Каким способом?
2.Самооценка учащимися собственной деятельности. | 1)- Какую цель ставили на уроке? - Как же определяется склонение существительных в форме косвенных падежей? - Интересно ли было вам открывать новое на примерах, взятых из сказок А.С.Пушкина? 2)Составление синквейна. падеж отвечает указывает именительный родительный винительный изменение 3)Слайд 7. ВСТАВИТЬ Слайд 8. 4) - Определим место для смайлика на лесенке успешности. - Если выполнили задания самостоятельно, без ошибок, то поставьте на верхнюю ступеньку. - Если допустили ошибку в одном задании, то поставьте на среднюю ступеньку. - Если допустили ошибку более, чем в одном задании, то поставьте на нижнюю ступеньку. Дома нужно потренироваться по алгоритму.
Домашнее задание: выберите отрывок из произведений А.С.Пушкина с именами существительными, стоящими в косвенных падежах и определите по алгоритму склонение. |