Для Вас, родители, советует логопед!

Махнина Елена Геннадьевна

Предварительный просмотр:

                                                                         

                                 АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

                                         (Общие положения)

_________________________________________________________________

 Консультация для  родителей

                                                       

Речь человека не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых - глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеют те или иные нарушения звукопроизношения.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. 

Правильное произнесение звуков речи, как изолированно, так и в речевом потоке возможно благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Она является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения.

          Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

В любом упражнении движения органов артикуляции осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребенок - ощущать и запоминать свои действия. Вначале упражнения выполняются в медленном темпе с использованием  зрительного самоконтроля, перед зеркалом. Когда ребенок научится выполнять упражнения, зеркало убирают, и функцию контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата).

Каждому упражнению соответствует название, к нему подбирается картинка - образ. При выполнении упражнений картинка служит ребенку образцом для подражания.

Артикуляционную гимнастику, как правило, выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, а руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

Сначала при выполнении упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Эффективность логопедической работы по развитию артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе ее проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности.



Предварительный просмотр:

                                                                         

ВИДЫ И ПРИЧИНЫ НЕПРАВИЛЬНОГО НАВЫКА ПИСЬМА

Консультация для родителей

ВСЕ  частные случаи неправильного навыка письма можно разделить на несколько видов:

  • неправильное положение пальцев: например, ребенок держит пишущий предмет «щепотью», рука сжата в кулак, большой палец значительно ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце и др.;
  • неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета: слишком близко (или слишком далеко)  к нижнему концу ручки;
  • неправильное положение руки: кисть вывернута таким образом, что верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя; кисть при письме или рисовании зависает над столом,  зависает локоть, зависает локоть и кисть и др.;
  • слишком сильный (чаще) или слабый (реже) нажим при письме или рисовании;
  • неправильное положение тела: ребенок принимает неправильную позу, слишком изгибая тело в сторону, подкладывает под себя ногу, приподнимается со стула и др.  

                       

Возможны различные варианты неправильного двигательного навыка при письме, а также их сочетание. В результате на листе получаются неровные,

извилистые линии, возникают трудности с изображением мелких деталей письма и рисунка, плохо выдерживается нужное направление линий.

Обнаружить у дошкольника неправильный навык работы с пишущим предметом можно не только наблюдая за его изобразительной  деятельностью, но в некоторых случаях при помощи специальных заданий. Провести такой контроль желательно не позднее четырехлетнего возраста, чтобы иметь достаточный запас времени для исправления неправильно сформированного навыка перед поступлением в школу.

Родителей должен насторожить такой явный признак недостаточный работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Такие виды изобразительной деятельности как рисование и  закрашивание вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение  менять направление при помощи  тонких движений пальцев. Достигая тех же движений при поворачивании листа, ребенок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.

Показателем является и изображение на листе слишком маленьких предметов: как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток хорошо выявляется при попытке нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3 см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует овал вместо окружности, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать эту фигуру в несколько приемов, периодически передвигая руку. Для того,  чтобы правильно и своевременно воздействовать на навык письма, необходимо знать факторы, осложняющие становление этого навыка.

        Одним из таких факторов является недостаточный опыт работы за столом и отсутствие представления о том, как надо правильно держать карандаш или ручку. Речь идет о недостаточном опыте изобразительной деятельности, когда неправильный навык обращения с пишущим предметом и неправильная поза еще не закрепились.

        Основной формой исправления неправильно сформированного  навыка и одновременно необходимым профилактическим приемом является систематический контроль взрослого за изобразительной деятельностью дошкольника. Показав как правильно нужно держать пишущий предмет и действовать с ним, взрослый должен систематически проверять, выполняет ли ребенок эти требования.

        Если ребенок держит ручку слишком близко к нижнему кончику (или, наоборот, слишком высоко), можно нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец (или не должен подниматься выше – во втором случае).

        Когда имеет место жесткая фиксация на плоскости листа, может помочь обведение  (а затем и рисование) крупных фигур, размером примерно в одну треть листа, без отрыва руки.

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок cистематически занимался разными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из

некрупных деталей. Для девочек (а возможно и для мальчиков) полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитье, вышивание, вязание, макраме.

        Развитие ручной умелости невозможно без овладения навыками самообслуживания. К старшему дошкольному возрасту у ребенка не должно быть  затруднений в застегивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и др. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения и т. п. Эти постоянные нагрузки дают не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой  для пальцев рук.

Развитию тонких движений рук способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти (лазание, переходы со снаряда на снаряд, раскачивание на лиане, занятия на трапеции и т.п.).

                         

        



Предварительный просмотр:

                                                   

                        ВЫБОР ИГРУШЕК

(информация для родителей)

                                                                                                                                

ИГРУШКИ- не пустяки, не просто дорогостоящие ломкие «штучки». Они имеют существенное значение, являются орудием развития ребенка. Решите, есть ли необходимость в  нескольких десятках однообразных игрушек. Не покупайте первые попавшиеся игрушки. Избыток игрушек рассеивает внимание!

Постарайтесь, чтобы у ребенка были игрушки, которые доставляют ему удовольствие и веселье и, кроме того,  содержат познавательные элементы. Без таких игрушек развитие ребенка будет неполным. Для того чтобы организовать игры с развивающими игрушками, взрослые должны в какой-то мере экспериментировать. На первых порах определите, что ребенку интересно, а что пока кажется не очень привлекательным. Любая игра требует соотнесения игрового задания с реальными возможностями малыша. Важно добиться сочетание занимательности, эмоциональной и игровой привлекательности занятия с его развивающим эффектом. Если игра не требует помощи или обучения  взрослого, значит возможности ребенка значительно шире того занятия, которое вы ему предлагаете. Нет ничего плохого в том, что ребенок поиграет в игру, которая ему легка и приятна, но для развития нужны игры, требующие умственного и волевого усилия, они дарят радость открытия  и преодоления.

Недостаточно наблюдать за игрой ребенка и хвалить его, будьте активным участником игры.

Обучающие игрушки следует менять, как только ребенок утрачивает к ним интерес. Чаще используйте настольные игры. Они  развивают зрительное, слуховое, тактильное восприятие, улучшают память, способствуют расширению словарного запаса, формированию мыслительных операций.



Предварительный просмотр:

                                                                                                              

   З В У К И    И    Б У К В Ы

         ПАМЯТКА  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

 Дорогие родители, эти специальные знания помогут Вам    

   избежать  типичных ошибок  и помогут дать ребенку

   правильные представления  о   родном  языке.

  •  ЗВУКИ мы произносим и слышим, а  БУКВЫ  мы видим и    

    пишем. Правильно  говорить: «Ребенок не произносит  звук Р»  

    (а не букву Р).   Занимаясь с малышом, взрослому важно понять,    

    что ребенок не умеет читать и воспринимает слово только на    

     слух, поэтому следует отвлечься от графического изображения слова и  

     настроиться только на его звуковую  оболочку.

 

  • В русском языке 6 гласных звуков: А, О, У, И, Ы, Э  и 10 гласных букв: А, О, У, И,  Ы, Э, Я,  Е, Ё, Ю. В названиях последних  четырех букв содержится по 2 звука. Я =Й+А,  Ё =Й+О,  Ю =Й+У,  Е =Й+Э. Поэтому они и называются йотированными!

          Слова с йотированными гласными не следует предлагать детям на начальных    

          этапах формирования звукового анализа.

             

  • Из 6 гласных звуков – один звук Э - встречается  крайне редко. Даже там, где пишется буква Э, слышится так называемый  редуцированный (измененный) звук. Слов, где звук Э слышится и пишется одинаково не более 10 (Эмма, Элла, мэр, сэр…). Все они – редко употребляемые. Таким образом, анализ слов со звуком Э, а также слова, где звук Э представлен буквой Е (лес, мел, день…), следует исключить. Так как это может внести путаницу в представления детей о звуковой форме слова.

  • Алфавит родного языка содержит 33 БУКВЫ, а  ЗВУКОВ в русском языке намного больше- 42,  в основном за счет мягких согласных (НЬ, ПЬ, ТЬ, ВЬ, СЬ…). Они не имеют отдельного графического изображения, а наряду с парными звуками изображаются общей буквой.

          На письме мягкость отражается буквами, следующими  за согласным:

          И, Е, Ё, Ю, Я, Ь- мягким знаком. Если ребенок еще не различает согласные по  

          мягкости и  твердости, то  для анализа слова с мягкими согласными не даются.

  • В русском языке нет полного соответствия  между звуками и буквами. Зачастую звуковой и буквенный варианты слов значительно расходятся  (дуб, кадка). В связи с этим  в упражнениях на полный звуковой анализ и синтез следует предлагать  слова с одинаковым произношением и написанием.

  • Называть согласные звуки при анализе  и синтезе следует  коротко, без добавления гласных. А привычные взрослым ЭМ, ЭР,  ТЭ - названия букв в алфавите.

                                                                      



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                           

                 

 

ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ  И КООРДИНАЦИИ  ДВИЖЕНИЙ РУК  В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

__________________________________________________________________

Консультация для родителей

                                 

     

                                                                                                 

УЧЕНЫМИ доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления  ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой  моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память и внимание, связная речь. Часто дети испытывают серьезные трудности в овладении навыками письма. Письмо – сложный навык, который  во многом зависит от степени развития мелкой моторики и координации движений руки. Техника письма требует слаженной  работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное

развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к

возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в     

школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы,  необходимые  для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного опыта, развития навыков ручной умелости.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам, в основном, заканчивается созревание соответствующих  зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

        И.М.Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного  взаимодействия с окружающей средой.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Родители, которые уделяют должное  внимание упражнениям, играм, заданиям по развитию мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во – первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во–вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Взрослых должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае он заменяет умение менять направление  линии при  помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                             

         

КОМПЛЕКС МЕР,  СПОСОБСТВУЮЩИЙ    

РАЗВИТИЮ ДВИЖЕНИЙ  РУК  И  РУЧНОЙ  УМЕЛОСТИ

__________________________________________________________________

          Консультация для родителей

                                                                                

ИССЛЕДОВАНИЯМИ института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие в пределах возрастной нормы. Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовки кисти руки к письму и что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость и  удовольствие, не допускайте переутомления и скуки.

Помните, что в младшем дошкольном возрасте упражнения даются в упрощенном варианте. Более  старшим детям задания можно усложнить.

Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость?

  • Запускать пальцами  мелкие волчки.
  • Разминать  пластилин, глину.
  • Катать каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
  • Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
  • Наматывать тонкую проволоку на катушку, шерстяную нить в клубок.
  • Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.
  • Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки.

  • Закручивать крышки, заводить механические игрушки.
  • Закручивать шурупы, гайки.
  • Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
  • Складывать матрешек.
  • Игра с вкладышами.
  • Игры с песком, водой.
  • Мять руками поролоновые шарики, губку.
  • Рисовать, раскрашивать.
  • Обводить шаблоны.
  • Резать ножницами.
  • Рисовать различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, углем и т. д.).
  • Пальчиковый театр.
  • Складывать фигуры  из бумаги (оригами).
  • Массаж пальцев рук (пассивный, активный).
  • Массаж пальцев рук  с предметами (природный материал - шишки, желуди, грецкие орехи).
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Игры с прищепками (механическое сдавливание  подушечек пальцев рук).
  • Графические упражнения:

-проведение прямых линий по середине дорожки

-соединение предметов прямой линией

-обводка рисунка по точкам

-обводка рисунка по линиям

-штриховка рисунка

-рисование фигур по точкам в соответствии с образцом

-продолжение узора

-рисование фигур, картин по клеточкам в соответствии с образцом

-дорисовывание половинок фигур

  • Шить, вязать на спицах.

        К пяти годам возможность точных произвольных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности кистей рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги,  ткани и тесьмы. Старшим дошкольникам вполне доступны и простейшие приемы плетения макраме. Этот вид труда можно рекомендовать для совместных занятий родителей и детей в семье.

        Особую роль в развитии ручной умелости играет занятия рукоделием: вышивка, шитье, вязание; умение уверенно пользоваться ножницами. Рукоделие приучает детей к аккуратности, точности, внимательности, настойчивости. К занятию рукоделием могут привлекаться дети на шестом году жизни. Опыт показывает, что детям шести лет доступны и простейшие виды вязания крючком и на спицах.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                               

МОТОРНЫЙ  АНАЛИЗАТОР  И  

ОПЕРАЦИИ  ПРОЦЕССА  ПИСЬМА

_______________________________________

(Вопросы теории для родителей)

                                                                                                                                                                                           

ПИСЬМО   представляет собой сложную форму речевой деятельности,

многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, обще двигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Структура этого процесса определяется этапом овладения навыком, задачами и характером письма.

Человек пишет кистью руки с участием плечевого сустава, плеча (до локтя), локтевого сустава, предплечья, суставов кисти и пальцев. В этой деятельности различается грубая моторика руки и тонкая моторики кисти и пальцев.

Процесс письма взрослого человека является автоматизированным и отличается от характера письма ребенка, овладевающего этим навыком. Так, у взрослого письмо является целенаправленной деятельностью. Графический образ слова воспроизводится не по отдельным элементам (буквам), а как единое целое. Слово воспроизводится единым моторным актом.

Письмо является особой двигательной функцией. Письмом нужно овладевать, т.е. довести навыки до автоматизма. У натренированного в письме человека в основном работают суставы пальцев, а не руки.

Письмо состоит из основных и целевых движений. В основных движениях заметна тенденция к ритмичности, а целевые движения направлены на начертания графем.

Процесс письма осуществляется не только благодаря деятельности периферических органов, он связан с соответствующими кортикальными и субкортикальными областями. Письмо как двигательный процесс возможен благодаря

функционированию кортикальных пирамидных, экстрапирамидных и церебеллярных областей мозга.

Речевая моторика в большей или меньшей степени подкрепляет моторику письма. Поэтому начинающие (обычно) проговаривают то, что пишут. Моторика активизирует мышление. А моторный компонент письма, в свою очередь, повышает уровень внимания.

Внутренняя речь присутствует при всех видах письменной деятельности, больше всего при спонтанном письме, меньше – при списывании. Благодаря внутренней речи, смысловой связности происходит управление процессом письма, обеспечивается последовательность написания графем.

Овладение письменной речью зависит от развития устной. И осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.

Процесс письма имеет многоуровневую структуру, включает большое количество операций. У взрослого человека они носят сокращенный, свернутый характер. При овладении письмом эти операции представляются в развернутом виде.

А.Р. Лурия в работе «Очерки психофизиологии письма» определяет следующие операции письма.

Письмо начинается с побуждения, мотива, задачи. В процессе письма пишущий должен сохранить нужный порядок написания фразы, сориентироваться на том, что он уже написал и что предстоит написать. Одной из сложнейших операций письма является анализ звуковой структуры слова. Чтобы правильно написать слово, нужно определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Большую роль при определении характера звуков и их последовательности в слове играет проговаривание: громкое, шепотное или внутреннее.

Следующая операция - соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, которая должна быть отдифференцирована от всех других, особенно от сходных графически. Для различения графически сходных букв необходим достаточный уровень сформированности зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Затем следует моторная операция процесса письма – воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль. По мере написания букв, кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного. Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико – грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Несформированность какой – либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                           

О РОЛИ ФИЗИЧЕСКОГО КОНТАКТА

В ГАРМОНИЧНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

                                      Страничка  для  родителей

   Накоплено большое количество научных и практических данных о том, что психическое и физическое здоровье ребенка во многом зависит от того, насколько тепло и уютно он чувствует себя  на руках у мамы в самый ранний период своего детства. 

Доказано также, что чем младше ребенок, тем более длительный телесный контакт с матерью ему необходим; ласкающие прикосновения благоприятно влияют на биохимию животных и человека, повышая сопротивляемость различным болезням. От того, как взрослые, особенно мать,  прикасаются  к ребенку, зависит его способность быть ласковыми со своими детьми, успешность в выполнении супружеской роли в собственной семье.

        Многие родители понимают, что частый физический контакт – вовсе не блажь малыша, а нормальная физиологическая и психическая потребность. Чтобы обеспечить ребенку максимальную защищенность от внешнего мира, когда он плачет, напуган, взрослый использует позу наибольшего соприкосновения, вертикально располагает ребенка лицом к себе и обнимает. Малыш может спрятать лицо, уткнувшись в грудь или шею мамы или папы. При этом его покачивают из стороны в сторону.

        Многократный физический контакт на ранних этапах развития ребенка вовсе не ведет к избалованности и зависимости от матери. Напротив, чем теснее и полнее контакт с матерью, тем богаче его опыт, тем быстрее он испытывает насыщение близостью со взрослыми, возрастает потребность быть более самостоятельным. Если  же контакт со взрослыми слишком ограничен, в нем нет достаточной теплоты и поддержки, присутствует эмоциональная холодность, ребенок менее склонен проявлять активность и самостоятельность, более тревожен и зависим.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                 

ОСОБЕННОСТИ  ЖИЗНЕННОГО  И  РЕЧЕВОГО

ДЫХАНИЯ  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

                                                      Консультация для родителей

 ПРОЦЕССЫ жизненного и речевого дыхания  значительно отличаются друг от друга.

Процесс жизненного дыхания протекает ритмично, в одной и той же последовательности: вдох – выдох- остановка, вдох – выдох- остановка. Вдох является наиболее активным звеном всего процесса. Сразу после него наступает расслабление дыхательных мышц, их возвращение в состояние покоя, в котором они остаются  до нового вдоха. У взрослого здорового человека в минуту происходит 16-18 полных дыхательных движений. Время, затрачиваемое на вдох и выдох приблизительно одинаково (4:5); вдох происходит через нос, выдох - через рот. Количество выдыхаемого за  один раз воздуха равняется примерно 500см3, но  легкие никогда не освобождаются от воздуха  полностью, всегда остается  так называемый остаточный воздух. Ритмичная смена фаз дыхания происходит непроизвольно, рефлекторно вне нашего сознания.

Особенности речевого дыхания связаны с тем, что речевое дыхание включено в процесс речи, обнаруживает его, является основой голосообразования, формирования речевых звуков,  речевой мелодии.

Дыхание в речи связано с ее разнообразным течением  и чередованием речевых звеньев (группы слов от паузы до паузы),  которые в зависимости от содержания могут быть длинными и короткими, медленными и быстрыми, напряженными и эпически спокойными. Таким образом, моменты выдоха (речевой паузы), количество забираемого воздуха, интенсивность его расходования не могут следовать в однообразной ритмической последовательности друг за другом.

В речевом дыхании выдох является  самым главным и активным звеном всего процесса, он значительно длиннее вдоха (1:20) или даже (1:30);  последовательность

фаз изменяется  следующим образом: вдох – остановка – выдох. Вдох будет происходить главным образом через рот. Путь вдыхаемого воздуха через рот короче и шире, чем через нос, поэтому происходит быстрее и незаметнее. Кроме того, при вдохе через рот, небная занавеска остается поднятой, что соответствует ее положению при произнесении большинства речевых звуков.

Весь процесс дыхания становится произвольным. Во время остановки происходит задержка воздуха в груди, а затем постепенный управляемый выдох. Важна не только длительность выдоха, но и его плавность и легкость. Для того чтобы то или другое движение было плавным, эластичным, необходимо, чтобы  в этом движении одновременно принимали участие  как агонисты (в данном случае вдыхатели, которые остаются по окончании вдоха напряженными), так и антагонисты, т.е. мышцы, действующие в противоположном направлении (в данном случае - выдыхатели). Описанное явление носит название опоры дыхания.

Выдыхаемая воздушная струя проходит через голосовую щель (сомкнутую  или разомкнутую),  попадая в надставную трубку, формируется там в виде того или иного речевого звука. Таким образом, артикуляционный  отдел является верхним резонатором.

Ребенок сначала пользуется в речи навыками жизненного дыхания, и только в процессе речевого развития под влиянием речи окружающих у него вырабатывается речевое дыхание. В случаях рано возникающей речевой патологии дыхание часто остается на уровне жизненного. 

 

                           



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                   

       ПАЛЬЧИК - МАЛЬЧИК,  ГДЕ ТЫ БЫЛ?

                                          Консультация для родителей

  

Д ВИЖЕНИЕ  пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как Вы  помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки,  и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша даже можно немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.

Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное  развитие малыша.

                                                                                                        

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека  было известно еще во 2 веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки - белобоки» и других) приводят в

гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На

кистях рук расположено множество  акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка,  среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

В Китае распространены упражнения  ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно – сосудистой  и пищеварительной систем,  развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

В Японии широко используются упражнения для ладоней  и пальцев рук с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

Талантом нашей народной педагогики  созданы игры «Ладушки»,  «Сорока - белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее  воздействие.

Исследования отечественных физиологов  также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы  В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны  улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Исследования  М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство  в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости  от тренированности пальцев.

Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями (держать чашку, ложку, карандаши, умываться). Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у ребенка отстает  в развитии мелкая мускулатура.

Обнаружив это - не огорчайтесь. Занимайтесь с малышом всевозможными упражнениями и играми регулярно и с удовольствием.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                   

ПЕРВЫЕ   ШАГИ   К   УСПЕХАМ

В  ЧТЕНИИ

____________________________________________________________________________________________________________________________

                                            Консультация для родителей

                                                                 

ПО   мнению М. Коула а также известных отечественных авторов Д. Б. Эльконина, Е. А. Бугрименко, Г.А. Цукерман  и др., в домашней обстановке умение читать может прийти к ребенку также естественно,  как умение ходить и говорить.

Чтение – это не просто механическое складывание букв в слова, а слов в предложения. Чем больше к моменту освоения чтения у ребенка накопилось собственного жизненного опыта, с которым он может связать смысл прочитанных слов, тем больше эти слова для него значат.  

Чтение можно сравнить с главной дорогой в стране знаний. Освоение математики, биологии, географии, истории и всех других наук будет основано на умении ребенка понимать написанное, пользоваться устной и письменной речью, способности выделять смысл прочитанного текста. В связи с этим можно

рассматривать обучение дошкольника чтению  как фундамент к его будущей грамотности.

Помочь ребенку научиться читать и полюбить книжки, можно создав следующие условия:

  • родители должны подавать пример детям, читая  газеты, книги, журналы;
  • время от времени детей желательно водить в библиотеку, где они могут полистать, посмотреть и выбрать  интересные для них книги;
  • хорошо, если дома будет своя библиотека, либо достаточное количество  материалов для чтения: книг, журналов, обучающих игр;
  • регулярно читайте малышу. Выбирайте книги с хорошими иллюстрациями, яркими картинками;
  • при отборе материала для чтения нужно учитывать интересы ребенка: рассказы о животных,  цирке,  путешественниках;
  • используйте любую возможность для общения с ребенком, отвечайте на все  вопросы о книгах, героях произведений;
  • для содержательного общения с ребенком устраивайте нечто вроде экскурсий, прогулок, выходов в театр, музей, цирк, на выставки. При этом обсуждайте увиденное.
  • способствуйте речевому творчеству ребенка. Записывайте сочиненные им рассказы;
  • приобретите для  малыша азбуку, кассу букв, кубики с буквами;

Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет проявлять любознательность, интерес к разнообразной и содержательной информации. А большую часть интересной информации, знаний об окружающем мире можно почерпнуть,  главным образом,  из книг.

           



Предварительный просмотр:

                                                                                             

ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ

(Родителям  на заметку)

Профилактика  нарушений речи так же, как и профилактика любых заболеваний или патологических состояний, строится на устранении, по возможности из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к возникновению  нарушений. К сожалению, иногда все же не удается полностью предупредить возникновения речевой патологии, и в этих случаях задача профилактики сводится к возможно большему смягчению неблагоприятных последствий уже  подействовавших вредоносных факторов и к предупреждению появления вторичных и третичных нарушений речи на основе уже имеющихся.

         

Поскольку многое в развитии ребенка может предопределить наследственность, то будущим родителям нужно очень серьезно подойти к этому вопросу. При наличии особо неблагоприятной наследственности по материнской или отцовской линии необходимо обратиться за консультацией к специалистам.

Особое внимание в смысле профилактики речевых нарушений требует период беременности. Большая забота об обеспечении нормального протекания этого ответственейшего периода в жизни женщины проявляется через сеть женских консультаций, где с будущими мамами планомерно проводится разъяснительно – профилактическая работа. Однако очень многое зависит непосредственно и от самой женщины.

Отрицательно сказываются на будущем ребенке возникающие в семье разного рода стрессовые ситуации, тем более, если они приобретают затяжной характер. Поэтому все члены семьи должны хорошо понимать важность момента и необходимость создания в доме возможно более спокойной  обстановки.

После рождения ребенка следует очень внимательно наблюдать за протеканием его раннего развития, отмечая любое отставание в развитии или отклонение от его нормального хода. В этом отношении обычно действует такое общее правило: чем меньше по времени продолжается отставание, тем легче его преодолеть.

Что касается профилактики непосредственно речевых нарушений в раннем возрасте, то они складываются в основном из таких двух моментов:

  1. забота о физическом и нервно – психическом здоровье ребенка и о сохранении его речевых органов;

  1. забота о правильном речевом развитии ребенка, включая и создание необходимых для этого социально – бытовых условий.

Решение первой задачи выражается в следующем:

  • предупреждение ушибов головы;
  • предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой (соблюдение сроков профилактических прививок, исключение непосредственного контакта с больными и пр.);
  • охрана органа слуха от простудных заболеваний, от излишнего шума, а также своевременное лечение ушных заболеваний;
  • охрана артикуляторных органов, состоящая в следующем:

-предупреждение и лечение рахита и возможного проявления  аномалий     костных частей речевого аппарата;

-исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может привести к образованию так называемого перекрестного прикуса);

-своевременное оперирование расщелин верхней губы и неба, если они имеются у ребенка;

-своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4-5лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному артикулированию которых  мешает короткая уздечка);

  • охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и т. п.);  
  • охрана нервной системы ребенка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного рода запугиваний…); этот вид профилактики особенно важен для предупреждения различного рода невротических речевых расстройств и в первую очередь – заикания.                                                                          

Забота о правильном речевом развитии ребенка должна выражаться в следующем:

  • обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания  (в плане отсутствия речевых нарушений у окружающих ребенка людей);
  • воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать с ребенком, начиная с первых дней его жизни;

  • медленное и четкое произнесение взрослыми простых слов, отчетливое называние окружающих предметов и производимых действий;
  • отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов;
  • разъяснение ребенку необходимости смотреть в лицо собеседника во время разговора, поскольку зрительное восприятие артикуляции  способствует более точному и быстрому ее усвоению;
  • организация жизни ребенка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала  необходимость речевого общения; создание ситуаций, при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно;
  • полное исключение случаев «сюсюкания» с ребенком, лишающего у него правильного образца для подражания;
  • занятия музыкой, ритмикой и пением; последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи;
  • развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.

Если, несмотря на принятые профилактические меры случилось так, что в период беременности, родов или раннего развития ребенка какие – то неблагоприятные факторы все же имели место, то не нужно думать, что у вашего ребенка обязательно появятся расстройства речи. Родителям необходимо знать, что детский мозг обладает очень большой пластичностью, гибкостью  и имеет выраженную тенденцию к развитию. В силу этого многие его проявления могут сглаживаться. Огромная и ничем незаменимая роль в такой компенсации принадлежит благоприятным социально – бытовым условиям, в которых растет и развивается ребенок.

Нельзя не упомянуть и еще об одном виде профилактике - о профилактике рецидивов (возвратов) речевых расстройств. Такие рецидивы речевых нарушений могут иметь место в случае недостаточно прочного закрепления результатов логопедической работы или при особо неблагоприятных жизненных ситуациях, срывающих механизмы компенсации. Из всех случаев речевой патологии такие рецидивы чаще всего наблюдаются при заикании. Здесь важно понимать, что вновь воспитанный навык правильной речи является еще очень непрочным и поэтому для его полной автоматизации необходимо определенное время и непрерывная работа по закреплению. Даже при нарушениях звукопроизношения может произойти возврат к старой дефектной артикуляции, являющейся более упроченной, чем вновь воспитанная. По этой причине и после прекращения логопедических занятий родители должны в течение некоторого времени проводить с ребенком специальные упражнения и осуществлять контроль за его речью.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                         

  ПРОЯВЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

    У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

ВПРОЦЕССЕ формирования звукопроизношения у детей важное значение имеют:

1) слух ребенка и фонематическое восприятие

2) моторика речевого аппарата, т.е. подвижность органов речи – языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти.

               Слух является непременным условием формирования речи. Ребенок начинает говорить, благодаря тому, что слышит речь окружающих. Всякое нарушение слуха в раннем возрасте отрицательно влияет на развитие речи. Поэтому при сложном косноязычии необходимо проверить слух ребенка и выяснить не вызвано ли нарушение снижением слуха.                                                

         Нарушение звукопроизношения встречается и у детей с нормальным слухом. В этих случаях косноязычие может быть вызвано нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием  фонематического восприятия.  Часто у косноязычных детей встречается нарушение как моторики, так и фонематического восприятия.

Фонематическим восприятием  называется способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы), особенно звуки близкие по звучанию, например, П-Б, С-Ш, Л-Р.

Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как четко воспринимают все звуки родной речи. У других детей фонематическое восприятие надо развивать.

Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс словообразования у ребенка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. В дальнейшем это может привести к трудностям при звуковом  анализе  слов, трудностям при овладении чтением, грубым нарушениям процессов  письма.

Но чистая речь зависит не только от фонематического восприятия. Для того чтобы правильно воспроизвести звук, нужно обладать совершенным речевым аппаратом, чтобы органы речи были достаточно подвижны и пластичны для произведения артикуляционных движений.

        Дети отличаются друг от друга, как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения, они с одного показа могут усвоить произношение прежде недоступного им звука. Другие дети плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы они смогли произвести необходимое движение.

       Большинство согласных звуков произносятся при широко распластанном языке, при этом выдох производится через рот по средней линии языка. Неправильное положение языка  изменяет направление выдоха и приводит к искаженному произношению звуков. Напряженный, узкий язык, малоподвижный или вялый язык вызывает различные формы шепелявости и картавости.

       Иногда малоподвижность языка вызвана короткой уздечкой. В таких случаях ребенок не может даже высунуть язык. Этот дефект можно устранить хирургическим способом – путем подрезания уздечки языка.

       Нарушение моторики языка часто сочетается с малоподвижностью верхней губы: ребенок не может ее поднять и показать верхние зубы. Это мешает правильной артикуляции свистящих, шипящих и звука р.

       Недостатки моторики языка и верхней губы большей частью хорошо исправляются путем упражнений. Попытка добиться произношения звуков без предварительного устранения недостатков моторики языка и верхней губы обычно приводит к формированию  искаженных звуков и затрудняет в дальнейшем исправление произношения.

      Родители должны знать, что стойкие формы картавости, заикание и другие дефекты произношения не исчезают с возрастом сами собой. А исправление нарушений произношения требует систематической логопедической работы.

 

         

 

 



Предварительный просмотр:

                                                                                                                       

Р А З В И Т И Е   Р Е Ч И    Р Е Б Е Н К А

                       ТРЕТЬЕГО ГОДА  ЖИЗНИ

________________________________________________________

                                                                   

                                                                     «Мама просит мазелин»

                                                                                                                  «На голове холодный  мокресс»

                                                                                                                                              К.И.Чуковский

Ваш ребенок растет. Он уже много умеет, все более разнообразными становятся его действия. Меняется его речь. На третьем году жизни в речи ребенка появляются новые грамматические формы, выражающие его отношение к предметам, пространству, времени. Появляется родительный падеж, затем – дательный, творительный, предложный. Фразы становятся многословными, появляются придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети часто задают вопрос: «Что это?». За каждым таким этапом огромная работа и самого малыша, и окружающих его взрослых. Они должны уделять огромное внимание своей собственной речи, помня о том, что у детей этого года жизни сильно развит рефлекс подражания.

Желательно, чтобы родители следили за темпом речи: говорили медленно, четко, выразительно; большое значение приобретают паузы.

Двухлетний малыш уже начинает осознавать себя в окружающем мире и нуждается в аудитории, поэтому нужно внимательно и с интересом выслушивать его. И если, набравшись терпения, родители будут толково отвечать на вопросы, активно будет совершенствоваться речь ребенка.

На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения - идет интенсивный количественный и качественный рост словаря: в 2года – 300слов, к 3годам – до 1200слов.

В словаре ребенка представлены практически все части речи: существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения, а также служебные слова: союзы, предлоги, частицы, междометия. Особенно

часто ребенок использует местоимения и говорит о себе в третьем лице: «Митя хочет спать».  

Сложнее с прилагательными. В основном они характеризуют размер и цвет предмета. Постепенно малыш учится определять принадлежность предмета: «мамин, папин, Колин». Появляются характеристики состояния: «веселый, злой».

     Овладение слоговой структурой слова - точное воспроизведение слогового ряда, звукового оформления, к сожалению, не всегда удается ребенку. Он часто переставляет слоги, заменяет их, пропускает, и тогда капюшон - это пикишон, велосипед - випед, фотоаппарат - аграфен. Разумеется, помощь родителей необходима.

     На третьем году жизни начинается важнейший этап в освоении родного языка - овладение грамматической структурой. Грамматическая речь ребенка еще очень далека от совершенства. Нередко они путают предлоги, падежные окончания, допускают ошибки в согласовании слов, нарушают их порядок в предложении.

     Расширение и увеличение словарного запаса способствует закреплению вновь появляющихся звуков. Некоторые дети к 3 годам овладевают правильным произношением всех звуков речи. Но чаще они не произносят шипящие звуки (ш, ж, ч), сонорные (л, р). Речь недостаточна отчетлива, чиста по звучанию, она как бы смазана, смягчена (барабан- балябан, горка-голька). Часто дети смягчают свистящие звуки (сани-сяни, зайка-зяйка), заменяют шипящие свистящими (шайба-сяйба, жаба-зяба) или звуками т-д: шуба-тюба, жук-дюк. Нарушение звукопроизношения объясняется недостаточным развитием артикуляционного аппарата: малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти. Обратите внимание на прикус малыша. Не выдается ли вперед нижняя или верхняя челюсть? Если у Вас появились сомнения, покажите ребенка врачу - ортодонту.

    Темп овладения речью может быть неодинаков. Одни начинают говорить рано и четко произносят слова. Другие, напротив, говорят мало, но при этом хорошо понимают речь окружающих. Но если к концу третьего года жизни  ребенок не заговорил, его надо показать логопеду.

 



Предварительный просмотр:

                                                

                   АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА

( УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ  ГИМНАСТИКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ )

Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости проводить специальные занятия дома.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений  и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Каждое упражнение в комплексе имеет свое название. Название эти условные, но  очень важно, чтобы дети их запоминали. Во – первых, названия вызывают  у ребенка интерес к   упражнению,  во – вторых, экономят время, так как не нужно всякий раз объяснять способы выполнения.

Во время артикуляционной гимнастики необходимо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица, но в случае ослабленности одной из сторон органа упражняется преимущественно одна, более слабая сторона.

Закрепление любого навыка требует систематического повторения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей, самую естественную и привлекательную форму занятий. В игре обязательно должны быть награды за успешное выполнение упражнений.

Для красочного и забавного оформления игры-занятия можно  использовать картинки, игрушки, сказочных героев, привлечение стихотворных текстов.

Чтобы вырабатываемые двигательные навыки закреплялись и становились более прочными, артикуляционную гимнастику  проводят ежедневно по

3-5минут. Занятия не должны доводить до переутомления. Первым признаком утомления является снижение качества движения, что служит показанием к временному прекращению  упражнения.

При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования:

  • Все упражнения выполняйте сидя перед зеркалом, так как в этом положении прямая спина, тело не напряжено,  руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

  • Вводите в работу ритм: отдельные движения ограничиваются определенной длительностью и прерываются паузами.

  • Движения выполняются естественно, неторопливо, ритмично, четко и без напряжения.

  • Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребенка). Следите за качеством движения (точность, плавность, темп, устойчивость, переход от одного движения к другому).

  • Используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка.

  • Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10— 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.