Методическая копилка

Марковской Вячеслав Александрович

Предварительный просмотр:

Математическое домино

Марковская З.Л. учитель математики

МБОУ «Стрелецкая СОШ» Красногвар-

                                      дейского района Белгородской области

   Для этой дидактической игры нужно подготовить 30 карточек. Каждую карточку разделить чертой на две половинки. На одной из них записать некоторое задание, на другой + ответ, но совсем к другому заданию. Одна «начальная» карточка должна иметь задания на обеих половинках. Ещё две карточки- только с ответами, их вторые половинки пусты. Составляются 29 заданий и столько же ответов к ним. Но задания и ответы записываются на разных карточках. Играющие должны составить цепочку карточек так,  Чтобы за заданием следовал ответ. В игре могут участвовать сразу 5 или 6 человек. Каждый игрок получает по 6 (или по 5)карточек. Первый ход делает тот,  у которого «начальная»  карточка. Далее возможность хода предоставляется всем членам команды по порядку. Если играющий не имеет подходящей карточки, то он пропускает свой  ход. Если кто-то ошибся в ответе и поставил не ту карточку, а все остальные отвечали верно, то карточка «ответ-пусто» появится в цепочке раньше, чем нужно. Тогда вся команда считается проигравшей. Учащиеся со слабой математической подготовкой с удовольствием принимают участие в игре.

Домино по математике для 5 класса

Найдите  числа 12

 числа это 56, а всё число каково?

Стороны параллелепипеда 3, 5 и 7.Какой у него объём?

25

Найдите  числа 35

21

 числа это 45,а всё число каково?

315

Стороны параллелепипеда 3, 5 и 7.Найдите длину всех ребер куба.

11

Найдите корень уравнения х +15 = 27

81

Найдите корень уравнения  32-у=11

26

Найдите корень уравнения 5у=45

3

Найдите корень уравнения  2у=64

36

Найдите корень уравнения х+х=22

32

Найдите корень уравнения у+у+у=36

8

Вычисли: 33

210

Вычисли: 52

9

Решите уравнение 2х+5х=56

4

Решите уравнение 4у+5у=81

64

Вычислите: 26+22+14

36

Вычислите: 35+17+25

10

Какое число на 22 больше 46?

27

Какое число в три раза меньше 48?

105

Какое число на 12 меньше 48 ?

60

Какой путь пройдёт автомашина за 3 часа, если она движется со скоростью 70км/ч ?

9

Сколько времени будет в пути катер. если ему необходимо преодолеть расстояние 280 км, а его скорость 70км/ч ?

1300

Найдите частное чисел 12 и 4

16

Найдите пятую часть числа 120

12

Сколько месяцев в трёх годах?

24

Чему равен периметр прямоугольника, если его стороны 4 и 9 см ?

68

Вычислите 105*3

12

62

Вычислите: 27*13 +73*13

9

77

Домино по математике для 6 класса

Какое из чисел  127, 567или 321делится на 9 ?

Вычислите: 27 : 0,1

Какой наибольший общий делитель чисел 36, 27, 54?

3

Каково наименьшее общее кратное чисел12, 18, 36 ?

270

Вычислите:       27*0,1

Вычислите:      1,8 -1,08

12

Вычислите:      5 + 2,74

Вычислите:      12,6 : 0,3

0,8

Вычислите:     1-

4

Вычислите:      5  - 1

567

Вычислите:     2 + 3

9

Вычислите:     2 - 1

Вычислите:     7- 1

4

Вычислите:     1 + 3

5,6

Вычислите:      * 5

Вычислите:     1 *

5

Вычислите:      :

42

Вычислите:     :

36

Вычислите:    

5

Вычислите:   (3,5 + 2,5) : 20

0,09

Вычислите:   0,32

6

Вычислите:   0,52

2,7

Вычислите:  (4,4 + 5,6) :2

1

Вычислите:  (4 – 3,4) * 10

5

Найти  числа12

0,3

Найти  числа 30

0,72

Найти само число, если  его равны 20

0,25

Вычислите:  3  - 2

9

Вычислите:  5 - 4

7,74

10

50



Предварительный просмотр:

                ИГРА-КОНКУРС

«О ФИЗИКЕ -  И  В ШУТКУ,  И  ВСЕРЬЁЗ»

                                 Игру подготовил и провёл на заключительном

                                              этапе «недели физики» Марковской В.А.

        ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ

1. Вступление, песня(наша) о физике»Страдания», представление команд.

2.Первый конкурс(экспериментальный)«Физики-волшебники».

3.Второй конкурс «посади формулу».

4.Третий конкурс «Юморные сценки».

5. Четвёртый конкурс» Блицопрос болельщиков по сказкам».

6.Пятый конкурс «Физика в сказках и пословицах».

7.Шестой конкурс «Приборы из кабинета физики».

8.Седьмой конкурс «Знаешь ли ты великих физиков?»

9.Подведение итогов и финал.

        СЦЕНАРИЙ

        ВСТУПЛЕНИЕ        

Ведущий-1. Уважаемые гости, учителя и учащиеся! Мы рады приветствовать вас. Мы рады, что вы с нами.

 Ведущий-2. В 7-ом классе мы начали изучать физику. И нас до сих пор терзают сомнения, что же  это за наука, интересна и полезна ли она? Сегодня  мы постараемся вместе  приоткрыть завесу для получения ответов на эти вопросы. ( Звучит песня о физике «Страдания».)

Ведущий-1. Готовясь к сегодняшнему  мероприятию, мы задались ещё одним вопросом: «Что же  такое  соревнование?»

Ведущий-2. И пришли к выводу: это среда, под воздействием  которой вся присутствующая  людская масса диссоциирует на болельщиков и игроков. Игроки  выигравшей команды заряжены положительно, проигравшей- отрицательно, жюри- электронейтрально.

Ведущий-1.Силы сражающихся команд противоположны по направлению  и не равны по величине. Главной является сила побеждающей команды.

Ведущий-2.Жюри сегодня состоит из членов школьного научно- исследовательского общества «Поиск».

Ведущий-1.Попрошу членов жюри встать и, положа руку на физический прибор, произнести слова клятвы. Клянётесь ли вы именем великих умов человечества, положа руку  на святая святых для физика- физический прибор, судить соревнование по совести?(Члены жюри отвечают хором: «Клянёмся!»)

Ведущий-2.Будет ли ваш приговор  также неоспорим, как неоспоримы законы Ньютона, как верен закон Архимеда?( Ответ. Да.) Спасибо. Прошу садиться.

Ведущий-2.Сегодня соревнуются две команды по 5 человек. Места за командами занимают болельщики. Итак, просим команды представиться.  

Капитан команды-1. Наша команда называется «Яблоко Ньютона». (Ставит на стол карточку с названием команды и её эмблему. Произносит девиз команды.)

Капитан команды-2.Наша команда носит имя «Эйнштейн».( Тоже ставит на стол карточку с названием и эмблему команды.)Наш девиз: «Надо с физикой дружить, надо физику любить!»

        ПЕРВЫЙ КОНКУРС

Учитель. Первый конкурс- домашние задание, которое называется «Физики- волшебники». Конкурс этот экспериментальный. Представители команд показывают  по два опыта- фокуса и просят соперников дать объяснение происходящего.

        Команда «Яблока Ньютона»

Опыт 1 «Серебряная ложка». В стакан с водой опускают закопченную ложку. Вопрос: «Почему ложка стала серебряной?(Ответ. Ложка покрыта сажей, которая при опускании в воду не смачивается водой. Маленькие пузырьки воздуха между сажей и водой отражают световые лучи, и ложка видится серебряной.)  

Опыт2 «Поющий бокал». Экспериментатор проводит мокрым чистым пальцем по краю бокала- он начинает звучать. Вопрос:  «Почему появляется звук?»

[Ответ. Бокал- это колебательная система. Мокрый палец действует как смычок на сторону: прилипает к краю стакана, движется и открывается, что заставляет стенки сосуда колебаться и издавать звук.]

Команда «Эйнштейн»

Опыт1 « Кто втолкнул яйцо в бутылку?» Возьмем бутылку с широким горлышком. Очистим заранее сваренное яйцо. Зажжем комок бумаги и опустим его в бутылку. Немного погодя на горлышко положим очищенное яйцо. Через некоторое время оно втянется в бутылку. Вопрос: « Кто его туда втолкнул, кто этот шалун-невидимка?»

[Ответ. При опускании в бутылку горящей бумаги воздух в ней  нагревается, расширяется и частично выходит из нее, создавая в бутылке разреженное пространство. Атмосферное давление вталкивает яйцо в сосуд.]

Опыт2 «Странное яйцо». Возьмем две пол-литровые банки и одну из них наполним чистой водой, но об этом ребятам не скажем. Опустим в в банку сырое яйцо – оно утонет. Во вторую банку нальем крепкий раствор поваренной соли. Но об этом тоже не скажем. Опустим это яйцо во вторую банку, мы увидим, что оно всплывает на поверхность. Смешиваем две эти жидкости и добиваемся, чтобы яйцо находилось посередине, будучи  как бы подвешенным. Вопрос: «Почему яйцо так по-разному себя ведет?»

[Ответ. Плотность соленой воды больше, чем пресной, а значит, и больше выталкивающая сила, действующая на яйцо.]

Учитель. Быть остроумным очень важно. Это часто помогает выходить из затруднительных положений. Послушайте  интересные истории из жизни известных ученых-физиков и изобретателей.

  1. Выдающийся немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген получил письмо с просьбой прислать несколько рентгеновских лучей с указаниями к их применению. Оказалось, что у автора письма в грудной клетке застряла револьверная пуля, а для поездки к Рентгену у него не нашлось времени. Рентген был человеком с юмором и ответил на письмо так: « К сожалению, в настоящее время у меня нет Х-лучей, и пересылка их дело сложное. Считаю, что поступить можно проще: пришлите мне Вашу грудную клетку»,
  2. Калитка, ведущая в сад американского изобретателя Томаса  Алва Эдисона,  очень тяжело открывалась. Один из гостей заметил, что такой гениальный человек, как Эдисон, мог бы как-то усовершенствовать калитку и сделать так, чтобы она легче открывалась. « Мне кажется, что калитка сконструирована неплохо,- ответил Эдисон.- Она соединена с насосом домашнего водопровода, и каждый кто входит, открывая её, накачивает в цистерну 20 литров воды».

Загадки для зрителей

Пока команды «сажают» формулы, болельщики решают «Задачи от Шерлока Холмса» и подают их решения в письменном виде жюри. Вот условия этих задач.

  1.  Была зима. Шерлок Холмс вошел в комнату с улицы. Сквозь замерзшие окна виднелся лишь край дороги. «Хозяйка квартиры ленивая», - подумал сыщик. Почему Ш.Холмс сделал вывод?

[Ответ. Окна были замерзшие. Значит, в пространство между рамами проник из комнаты теплый воздух. Соприкасаясь с холодным стеклом, водяной пар, содержащийся в воздухе, конденсировался и замерзал; из этого сделан вывод: щели в рамках окон были плохо заклеены.]

  1. На обед Холмсу и Ватсону миссис Хадсон подала аппетитные пельмени. Шерлок Холмс посмотрел на них и спросил:

-    Как вы думаете, Ватсон, какие пельмени легче: только сделанные, сухие или варенные?

-    Наверное, вареные, так как они плавают, - ответил Ватсон.

Вопрос: « Прав ли Ватсон»?

[Ответ. Ватсон не прав. Вареные пельмени тяжелее, так как они напитаны водой. Но  при варке тесто и пельмени увеличиваются в объеме за счет расширения содержащегося в них воздуха; поэтому на вареные пельмени действует большая выталкивающая сила и они всплывают.]

Третий конкурс « Юморные сценки »

Команда « Яблоко Ньютона»

- Вы слышали новость?

- Какую?

- Вчера в Государственной Думе были рассмотрены законы о пенсии, о земле, 1-й, 2-й и 3-й Закон Ньютона.

- Ну и что?

- Первый закон Ньютона был принят во втором чтении, остальные отправленные на доработку.

- Да, неудобно со стариком Ньютоном получилось.

- Кстати, вы помните историю о том, как был открыт закон всемирного тяготения?

- Конечно, помним, А что?

- Ерунда все это.

- Почему же?

- Вчера, в целях эксперимента, мне  на голову бросили яблоки разных сортов и размеров, а  умные мысли так и не появились.

Команда  « Эйнштейн»

- Я уже 2 года изучаю физику, но так и не могу понять, как решаются задачи.

- Эх ты! Ну, берёшь задачу и решаешь, решаешь, решаешь…

- Легко сказать! Вот, к примеру, вчера нам задали такую задачу:

« Герой одного из рассказов О. Генри ударил поросёнка с такой силой, что тот полетел, «опережая звук собственного визга».

С какой наименьшей скоростью должен был лететь поросёнок, чтобы описанный случай произошёл в действительности?»

Вот это задача! Что делать?!

- А я знаю, что делать! Нужно посмотреть в справочнике, чему равна скорость звука высокого тона в воздухе, и взять несколько большее значение. Оно и будет ответом!

- Браво! Ой, давайте рекламу.

- Внимание, школьницы!!! Новоивановская парикмахерская делает не только химию, но также математику и физику.

Четвёртый конкурс

« Блицопрос болельщиков по сказкам»

( вопросы задают командам по очереди)

  1. Имя сказочной героини, связанное с твёрдым состоянием воды?  (ответ: снегурочка)
  2. Прибор, с помощью которого девочка Оля попала в страну, где все имена звучат наоборот. Там она встретила своё отражение-девочку Яло. ( ответ: зеркало)
  3. Частью какого звукового прибора служил для Совы хвост ослика Иа? ( ответ: колокольчик)
  4. Единица длины, которая есть в имени героини одной из сказок Г.Х. Андерсена. ( ответ: дюйм)

Пятый конкурс

« Физика в сказках и пословицах»

( за каждый верный ответ команда получает 1 балл. Загадки задают командам поочерёдно)

  1. «Зимовье зверей»( из русской сказки)

« Тут пришли к быку гусь и петух.

- Пусти, брат, к себе погреться, - сказал гусь.

- Нет, не пущу!

- А не пустишь,- говорит гусь,- так я весь мох из твоих стен повыщиплю, тебе же холоднее будет.

- Не пустишь?- говорит петух.- Так я взлезу на чердак и всю землю с потолка сгребу, тебе же холоднее будет.

Обоснованны ли, с точки зрения физики, угрозы гуся и петуха?

( ответ: Да. Мох задерживает воздух между своими «веточками», а воздух -плохой проводник тепла, так как обладает низкой теплопроводностью. Толстый слой земли на потолке также способствует сохранению тепла из-за плохой теплопроводности)

Иван-солдатский сын.( из русской сказки)

Начали они биться сметным боем; Иван-

Солдатский сын  так быстро  и сильно махал своей

саблею, что она  докрасна раскалилась, нельзя в

 руках держать ! Взмолился он царевне:

-Спасай  меня, красна девица! Сними с себя

Дорогой платочек, намочи в синем море и дай

обернуть саблю.

Почему ты Иван попросил царевну намочить платок ,

Что бы обернуть им саблю ?

(Ответ. процесс испарения влаги с платка сопровождается  поглощением энергии , поэтому поверхность нагретой сабли охлаждается.)

Сын бедняка (из ассирийской сказки )<<Но ложь от правды всегда отличишь . Она, как масло в воде,  поднимается  вверх>>

Почему масло  в воде   поднимается вверх?

(ответ. Плотность масла меньше плотности воды,  поэтому оно в воде всплывает)

<<Морозко>>(из русской сказки )

<<Девушка сидит под елью,  дрожит; озноб ее

пробирает.  Вдруг  слышит – недалече Морозко  

елками потрескивает; с елки на елку поскакивает ;

пощелкивает. Очутился  на той ели, под которой

девица сидит; и сверху ее    спрашивает:

-Тепло ли тебе, девица?

-Тепло,  Морозушко,  тепло, батюшка >>

Почему девице было тепло?  Почему от мороза ели трещат?

(ответ. Ветви ели защищали девицу от ветра ,

поэтому   охлаждение и испарение  влаги происходило не так интенсивно. Треск елей  вызван тем ,что вода ,имеющаяся  в древесине  между волокнами ,замерзает и расширяется,

 производя разрыв волокон, сопровождаемый треском .)

Учитель.  А теперь каждая команда должна вытянуть карточку с пословицей и дать её разъяснение с точки зрения физики .

1.гвоздем моря не нагреешь.

(ответ.  гвоздь обладает  небольшой массой .

Поэтому  количество теплоты,  которое может отдать гвоздь ,

остывая . будет невелико,  и им  нельзя нагреть большую массу воды в море)

2.Много  снега - много хлеба

(ответ. Между кристаллами снега (снежинками) находится воздух, а он, как известно обладает плохой  теплопроводностью  и предохраняя  озимые  от вымерзания.  Много снега-<<шуба >>    

толстая - мороз  не доберется  до нежной зелени озимых)  

3.Куй железо, пока горячо.

(ответ. Повышение температуры резко увеличивает  пластические свойства  металлов,  поэтому многие из них поддаются  ковке лишь в сильно нагретом  виде.  Раскаленным металлам довольно легко придает требуемую форму .поэтому  и возникла поговорка)

     

4. Без сала дегтя не отмоешь

(ответ. Поверхность,   покрытая дегтем, не смачивается водой .Но деготь растворяется  в жирах и с  их помощью может быть удалён с поверхности предмета, Этот факт и отражен  в поговорке . Жиры кстати сказать ,входят в состав мыла.)

Учитель (обращаясь к зрителям), А теперь вопросы для вас ,Отвечать нужно ,опираясь на знания физики .

  1. Доктор  бежит по льду к хоккеисту, получившему травму, мелкими шашками. Почему?
  2. Почему боксеров делят по весовым категориям?
  3. В каком состоянии окажется шоколадка после того, как жадная девочка, чтобы не делиться с подругами, спрячет её за пазуху? (ответ. Нагреется и растает, станет жидкой.)
  4. Если трение вокруг исчезнет, что станем кричать: «Ура!» или «Караул!»?
  5. Прилипнут ли друг к другу две одинаковые бумажки, если одну смочить водой, а другую окунуть в растительное масло? Ответ обосновать.
  6. Петя выдвинул гипотезу, что все одноклассницы состоят из мельчайших частиц, хотя и кажутся на первый взгляд сплошными. Верна ли гипотеза?
  7. Что мешает семикласснику Пете, пойманному директором школы в момент разрисовывания стены, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из поля зрения директора?

Шестой конкурс

«Приборы из кабинета физики»

Командам по очереди указывают на физический прибор. А он должен назвать физическую величину, которую изменяют с помощью этого прибора, единицу измерения и название оборудования. На демонстрационном столе; Весы, линейка, мензурка, динамометр, психрометр, амперметр, вольтметр и др.

Седьмой конкурс

«Знаешь ли ты великих Физиков?»

Это – историческая викторина. Вначале дается об ученом первая информация. Если поступил верный ответ (отгадана фамилия), балл присуждается команде, давшей этот ответ. Если ответа нет, дается портрет ученого.

  Задание 1 из серии «Кто он?»

  1. Этот английский ученый свои первые открытия в области математики и физики сделал в 24 года.
  2. В 1695 г. он получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании, а через 4 года стал его директором. Ему была поручена чеканка всех монет страны.
  3. Он стал профессором в 26 лет.
  4. Он открыл три важных закона механики.
  5. По легенде яблоко помогло ему открыть важный физический закон. (ответ. Исаак Ньютон.)

  Задание 2 из серии «Кто он?»

  1.  Этот ученый свой трудовой путь начал в качестве школьного учителя.
  2. Нобелевскую премию он получил в 1940 г. за физико-математические ядерных исследований в стране.
  3. Он скал ответ на вопрос: «Что такое гравитация?»
  4. Он создал теорию относительности.

(Ответ. Альберт Эйнштейн.)

Задание 3 из серии «Кто он?»

  1. Он обнаружил, что высота столба ртути в перевернутой вверх дном трубке не зависит ни от формы трубки, ни от ее наклона.
  2. Он выяснил, что на уровне моря высота ртутного столба всегда около 760мм.
  3. Он предложил, что столб жидкости в перевернутой вверх дном трубке уравновешивается давлением воздуха снизу вверх.
  4. Он открыл атмосферное давление.

(Ответ. Торричелли.)

 Учитель. А теперь для разрядки – забавный эпизод. Великий физик Альберт Эйнштейн очень любил фильмы Чарли Чаплина и относился с большой симпатией к его герою. Однажды он написал в письме к Чаплину: «Ваш фильм «Золотая лихорадка» понятен во всем мире, и вы непременно станете великим человеком». На это Чаплин ответил: «Я восхищаюсь Вами еще больше. Вашу теорию относительности никто в мире не понимает, а вы уже стали великим человеком».

Ведуший-1

Физика- какая емкость слова.

Физика- для нас не просто звук.

Физика- основа и опора

Всех без исключения наук.

Ведуший-2.Да, полёт самолёта и ракеты, разведка в толще Земли полезных ископаемых, медицинское оборудование, батисферы и батискафы, в которых человек опускается в морские глубины,- всё это создано с опорой на физические знания.

Ведущий-1.Итак, физика- это факты, формулы, законы, важные следствия. Это и знания, которые позволяют объяснить:

почему вода не выливается из опрокинутого стакана, закрытого бумажным листом;

каким образом действует фонтан;

почему мелкие бумажки прилипают  к расчёске, которой ты только что расчесал волосы.

Физика- удивительная: она всемогуща и интересна, даже если в ней очень слабо разбираешься.

Ведущиё-2. Пока жюри подводит итоги- ещё одна юморная пауза и реклама.

Я теперь всегда улыбаюсь. Встаю утром – и улыбаюсь, потом иду в школу и снова улыбаюсь.

Угадайте, почему? Да потому, что я сама без посторонней помощи делаю домашнюю работу по физике!

- Выполняйте домашнее работу по физике, и у вас всегда будет настроение!

Ведущий-1. Есть одна наука – физика. Всё остальное - коллекционирование марок. Это сказал великий учёный Эрнест Резерфорд.

Ведущий -2. Повторяет это изречение  по- английски  «All science is either physics or stamp collection».

Ведущий-1. (указывает на своего товарища). Мы думаем, что вам было интересно, физика стала для вас чуточку ближе и с ней захотелось иметь прочное взаимопонимание.

Ведущий-2. Для подведения итогов слова предоставляется жюри.{Председатель жюри зачитывает результаты команд, вписанные в таблицу.}  

   

Название Команды

Физика волшебника

Посади формулу

Юморные

сценки

Физика в сказках и пословицах

Вопросы для болельщиков болельщиков

Прибры из кабинета физики и химии

Итого

«Яблоко Ньютона»

«Эйнштейн»



Предварительный просмотр:

Урок в 11-м классе по теме: "Трансформатор. Передача электроэнергии"

                                                                                    Учитель: Марковской В.А.

                                                                                      23 ноября 2012 года

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:  Модель генератора переменного тока, Генератор  переменного тока, трансформатор разборный, Выпрямитель ВС-24, 2 вольтметра демонстрационных, лампочка на подставке (4В), провода,  плакат «Передача электрической энергии, персональный компьютер с проектором.

Цели урока:

Образовательная:

  1. Изучить устройство и принцип действия трансформатора.
  2. Рассмотреть принципы построения системы производства, передачи и распределения электроэнергии.

Воспитательная:

     1.Поддержание эмоциональной и доброжелательной атмосферы в классе во время урока.

  Развивающая:

      1.Знакомство с использованием трансформаторов в повседневной жизни человека.

Ход урока

Актуализация опорных знаний.

1.Работа с графиками (слайды 1и 2)

2.фронтальная беседа

  1. Что такое генератор?
  2. Какие генераторы знаете вы?
  3. На каком принципе основана работа генераторов переменного тока?
  4. Основные части генератора.
  5. Какими преимуществами обладает переменный ток по сравнению с постоянным?

Объяснение нового материала (проводится в виде эвристической беседы).

Мозговой штурм: Дан источник переменного тока на 30 В и лампа накаливания на 2 В. Нужно, чтобы лампочка не перегорала при подключении к источнику тока. Что для этого нужно сделать?

Учитель. Электрический ток не получил бы такого большого практического применения если бы его нельзя было бы преобразовать почти без потерь. Это осуществляется с помощью трансформаторов.

(Слайд 5) Трансформатор (от лат. transformo – преобразую) – устройство для преобразования переменного тока, при котором напряжение увеличивается или уменьшается практически без потери мощности.

Учитель. Познакомимся с устройством трансформатора. Демонстрация школьного разборного понижающего трансформатора. (Слайд 7)

Учитель. Вопрос к учащимся. Как объяснить возникновение напряжения на концах вторичной катушки? В результате эвристической беседы учащиеся должны самостоятельно ответить на вопрос, опираясь на свои знания по теме «Электромагнитная индукция», принцип действия трансформатора (Слайд 8)

Учитель. (Слайд 9) Коэффициент трансформации U1/U2 = N1/N2 = K

K > 1трансформатор понижающий, K < 1трансформатор повышающий.

Учитель. Вопрос к учащимся. Электростанции вырабатывают ток большой мощности – сотни тысяч киловатт. Эту мощность надо передать к потребителю, причем так, чтобы потери были минимальны. Почему возникают эти потери? В чем причина?

В результате размышлений (вспомнив закон Джоуля-Ленца) учащиеся должны прийти к правильному выводу, что это тепловые потери мощности на нагревание проводов линии электропередачи (ЛЭП). (Слайд 10)

Учитель. Вопрос к учащимся. Как же избежать этих потерь? Постараться, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к выводу, что если Q ≈ I2 , то для уменьшения потерь мощности надо уменьшить силу тока. Чтобы при уменьшении тока в линии не уменьшалась передаваемая мощность P = IU следует увеличить U во столько же раз, во сколько раз уменьшают силу тока. (Слайд 11)

Закрепление.

1 Этап. Фронтально. Вопросы для закрепления. (Слайд 12)

  1. Что такое трансформатор?
  2. Изобретатель трансформатора?
  3. На каком явлении основан принцип действия трансформатора?
  4. Коэффициент трансформации?
  5. Как осуществляется передача электроэнергии на большие расстояния?

2.Решение задач.

1.Сколько витков должна иметь вторичная обмотка трансформатора для повышения напряжения от 100В до 1000В, если в первичной обмотке 40  витков? Какой коэффициент трансформации?

2.Напряжение на зажимах вторичной обмотки понижающего трансформатора 110В, сила тока во вторичной цепи 10А. Первичная обмотка включена в цепь с напряжением 220 В. Найдите силу тока в первичной обмотке трансформатора?

3. Этап. Тест. (Слайд 13) Выполняется учениками самостоятельно.

1. Какой ток можно подавать на обмотку трансформатора для его нормальной работы? А. Переменный Б. Постоянный.
1) Только А 2.
2) Только Б.
3) И А, и Б.
4) Ни А, ни Б.

2. Трансформатор, содержащий в первичной обмотке 840 витков, повышает напряжение с 220В до 660В. Каков коэффициент трансформации? Сколько витков во вторичной обмотке?
1) К=3, N=2520
2) К=1/3, N=280.
3) К=1/3, N=2520.

3. Во сколько раз изменятся тепловые потери в линии электропередачи, если на понижающую подстанцию будет подаваться напряжение 10 кВ вместо 100 кВ при условии передачи одинаковой мощности:
1) Увеличатся в 10 раз.
2) Увеличатся в 100 раз.
3) Уменьшатся в 10 раз.
4) Уменьшатся в 100 раз.

3 Этап. Самооценка. Проверь себя! (Слайд 14)

1) 1.
2) 3.
3) 2.

Окончание урока.

  1. Рефлексия.

Теоретические навыки

Да

Нет

Мне интересно было узнать о  трансформаторе

Я могу рассказать об  устройстве трансформатора

Я могу объяснить физические процессы, протекающие в трансформаторе

Я знаю, где и для чего используется трансформатор

  1. Домашнее задание. (Слайд 15)
  1. Прочитать §§38,40,  §39, Получить карточки индивидуальной работы у учителя.

Подготовить презентацию «Использование трансформаторов в практической жизни человека.» (Дроголов Евгений и Образцов Иван)

Фипи 2009, стр. 174, №21(Волков И.)

Карточки для индивидуальной работы.

Начальный уровень

1.В первичной  обмотке  трансформатора  100 витков,  во вторичной 2 0. Определить коэффициент трансформации.

2.Первичная обмотка трансформатор включена в сеть с напряжением 20В. Напряжение на зажимах вторичной обмотки равно 200В. Какой это трансформатор?

Средний уровень

 1.Сколько витков должна иметь вторичная обмотка трансформатора для повышения напряжения от 220В до 11000В, если в первичной обмотке 20  витков?

2.Под каким напряжением находится первичная обмотка трансформатора, имеющая 1000 витков, если во вторичной обмотке 3500 витков и напряжение 105В? Каков коэффициент трансформации?

Достаточный уровень

1.Напряжение на зажимах вторичной обмотки понижающего трансформатора 60В, сила тока во вторичной цепи 40А. Первичная обмотка включена в цепь с напряжением 240 В. Найдите силу тока в первичной обмотке трансформатора?

2.Сила тока в первичной обмотке трансформатора 0,5 А, напряжение на его концах 220В. Сила тока во вторичной обмотке трансформатора 11 А, а напряжение на его концах 9,5 В. Определите КПД трансформатора?



Предварительный просмотр:

Час занимательной математики в 5 классе

                                                                Подготовила и провела

                              учитель математики МБОУ «Стрелецкая СОШ»

                              Красногвардейского района Белгородской области

                              Марковская Зоя Лукьяновна

                               

   1.Кто решит раньше!

(Играют две команды) перед командами на стол кладут листки (по числу играющих) с примерами. По сигналу ведущего к столу бегут первые игроки команды. Каждый из них берёт из своей стопки листок с примером, решает его и кладёт листок обратно. За ними  бегут вторые игроки и т,д, Побеждает команда, выполнившая задание первой ( при условии, что все  примеры решены правильно)

  1.   22*74 + 22*26                   1)  38* 56 + 38* 44
  2. 326 * 84 – 226* 84              2)543 * 33 – 443 *33
  3. 15504  : 38                           3) 23688 : 47
  4. 156400:100                         4) 105840:10
  5. (326 + 648 : 8)* 0 +12        5) ( 826-  963 :3) *0 +42
  6.  Найдите  числа 24          6) числа 30

                 2.Весёлое умножение

.Кто быстрее вычислит  12*17, тот поднимает руку. Два победителя приглашаются к доске и выполняют умножение на доске, но с завязанными глазами.

            3.Кто первым скажет «Сто» !

Доска делится пополам вертикальной чертой . Играют двое. Каждый по очереди пишет ( один –слева, другой-  справа от черты) числа. Первый может написать любое число, но не большее  9, второй увеличивает это число, но не более чем на 9  и пишет справа  свой результат. Эта операция продолжается до тех пор пока один из играющих не получит возможность написать число 100. Тот, кому достанется это число, выигрывает.

         

    4. Лучший счётчик

На доске написан ряд чисел :  27, 32, 48, 64, 56, 72, 45, 34, 18. Играют двое. По команде ведущего один с одной стороны доски, другой с другой пишут числа, при умножении которых получаются данные результаты. Тот кто первым дойдёт до середины и верно выполнит задания , считается победителем.

               5.Задачи-шутки

а)Недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду верёвочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек .Расстояние между ступеньками равно 30 см.Самая нижняя ступенька касается поверхности воды .Океан сегодня спокоен, но начинается прилив, который поднимает воду за каждый час на 15 см.Через сколько времени покроется водой третья ступенька верёвочной лестницы?

  (Вода никогда не покроет третьей ступеньки, потому, что с водой поднимутся и корабль и лестница)

б) В полдень из Москвы в Тулу выходит автобус с пассажирами. Часом позже из Тулы в Москву выезжает велосипедист и едет по тому же шоссе, но, конечно с, значительно медленнее, чем автобус. Когда пассажиры автобуса и велосипедист  встретятся, то кто  из них будет дальше от Москвы?

в) Однажды, сидя в автобусе , я решила сделать несложный подсчёт. Полагаю, что вы мне в этом поможете.

Итак, я вошла в автобус и пересчитала всех пассажиров. Их было 22. Автобус тронулся, затем остановился .На первой остановке вошло 6 человек, вышло 4 (будьте внимательны).На следующей остановке вошло10 человек, никто не вышел. Потом на остановке вошло3 человека, а вышло8. На следующей остановке вошло 4 человека, а вышло 7.

А потом на остановке

Пассажир один вошёл

С целой кучею обновок.

Сколько было остановок?

6. Найди ошибку

Каждой команде даётся по два примера на все действия с решениями, в которых допущены ошибки. Их необходимо найти и исправить.

        7. Считай - не зевай!

Играют 2  команды по пять человек ( можно и больше)

У  играющих  в руках  таблички с двузначными числами. Таблички различаются только по цвету. На расстоянии 5 шагов перед каждой командой стоят стулья. Играющим предлагается пример в два действия Например:

64*2+12,  34:2 +83,  550 : 11 + 150 , 842 : 2 – 121,  (182+18)*3

Таблички:  140,  100,  200,  300, 600

Предлагается пример, учащиеся решают его и тот учащийся,  у которого табличка с ответом бежит и садится на стул. Очко засчитывается той команде, представитель которой сядет на стул раньше.



Предварительный просмотр:

МБОУ «Стрелецкая СОШ» Красногвардейского района Белгородской области

ВЕЧЕР

«ФИЗИКА И ЖИВАЯ ПРИРОДА»

                                                              Подготовил и провёл учитель Марковской В.А.

2015 год

Характерной приметой нашего времени является взаимопроникновение отдельных областей наук, образования «комплексных» отраслей знаний и их бурное развитие. Например,  возникли такие науки, как биофизика, бионика, биохимия .Первая родилась на стыке физики и биологии, вторая –техники и биологии, третье –биологии и химии.

 Характерной чертой современной науки можно назвать интенсивное взаимопроникновение идей,  теоретических  подходов и методов, присущих разным дисциплинам .Особенно это относятся к физике, химии, биологии, математики. Так  физические методы исследования и воздействия широко используются при изучении живой природы, а своеобразие этого объекта вызывает к жизни новые, более современные методы физических исследований .

 Поскольку отмечены выше тенденции интересуют учащихся , мы решили поставить часть внеклассной работы по  физики в кругу вопросов , связанных с биофизикой и бионикой. Выбор тематики обусловлен и тем , что она позволяет закрепить и расширить учебные    межпредметные  связи. Завершение системы внеурочных мероприятий стал биофизический вечер «Физика и живая природа».

l.  О т д е л е н и е –«Б и о ф и з и к а»

Вступительное слово «Что изучает биофизика».

Сообщения:

1.Физика в живой природе.

2.Физические методы исследования растений и животных, а также воздействия на них.

3.Физические и физико-технические методы современной медицины.

           ll.     О т д е л е н и е –«Б и о н и к а»

                    Вступление :  «Бионика» Что это такое ?»

                    Сообщения:

                    1.Использование в технике принципов движения живых существ.

      2. Локация в живой природе.

      3.Заимствование архитекторами «опыта» живой природы.

      4. Использование в технике принципов работы зрительных анализов некоторых животных.

lll.   о т д е л е н и е – «В и к т о р и н а»

   Представленные далее материалы рассчитаны на старшеклассников. Однако, исключив на некоторые, наиболее сложные и малоизвестные вопросы (например, устройство электронного микроскопа, применение изотопного, спектрального и рентгеноструктурного анализов), вечер можно провести с учениками Vll и  Vlll классов.

     ПОДГОТОВКА К ВЕЧЕРУ

  Поскольку этот этап имеет важное образовательное и воспитательное знание, мы начинаем его заранее (за 1-3 месяца до вечера) и привлекаем к нему возможно большее число учащихся. Вывешиваем плакат с указанием темы готовящегося вечера, перечисляем научно-популярную литературу, а также называем радио- и телепередачи, где могут быть затронуты вопросы биофизики и бионики (например, «В мире животных», «Очевидное и невероятное», «КОАПП»). Заране готовим красочное красочно оформленные вопросы будущей викторины и «биофизического барьера» (см. ниже). Для оформления зала, где будет проходить вечер, даем задание подобрать высказывания великих людей и крупнейших учёных. Вот некоторые из них.   «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и                                                           творить его».

                                                                              В. И. Ленин

                              «Физика не только может, но и должна глубоко вторгаться в  биологии как своими средствами исследования, так и свойственными ей теоретическими представлении».

                                                                           Академик Л. А. Арцимович

                               «Невозможно сейчас изучать вопросы организации живой природы, не зная ее физико-химических основ».

                                                                          Академик М. В. Келдыш

                              «Бионика… изучает возможности применения биологических закономерностей в технике для повышения качества и расширения возможностей технических систем, машин и приборов».

                                                                        Академик А. И. Берг

       

ПРОВЕДЕНИЯ ВЕЧЕРА

    Гостям вечера, прежде чем попасть на него, предлагается преодолеть «биофизический барьер», т. е. ответить специальной комиссии на один из вопросов, связанных с физикой живой природы. Для помощи существуют стол справок.

Приведем примерные вопросы и задания для этого «барьера», расположенные в соответствии с курсом физики.

  • Назовите рычаги в организме человека.
  • Почему некоторые рыбы при быстром движении прижимает к себе плавки?
  • Почему гуси и утки ходят переваливаясь?
  • Какие насосы есть в организме человека?
  • Почему водоросли не нуждаются в твердых стеблях?
  • Почему высоко в горах у людей легко происходят вывихи сустав?
  •   Чем объяснить непромокаемость перьев водоплавающих птиц?
  • Как мех, пух, перья птиц и животных, одежда человека защищают организмы от охлаждения?
  • Почему резиновая, клеенчатая и синтетическая одежда затрудняет регулировку температуры человеческого тела, его теплообмен?
  • Верно ли выражение: «Нем как рыба»? если нет - объяснить почему.
  • Почему, когда вы грызете сухарь, то вам кажется, что вы производите гораздо больше шума, чем находящийся рядом сосед, тоже грызущий сухарь?
  • Что вы знаете об электрических рыбах?
  • Символ бионики – скальпель и паяльник, соединенные знаком интеграла. Как объяснить его смысл?

    Пройдя «барьер», учащихся попадают в актовый зал. На его стенах тематическая газета, у окон – стенды с научно-популярной литературной, на сцене табло (у нас оно электрифицированное) для оценки работы команд или классов, столы для 1) физических приборов общего названия, 2) оборудования к докладу «Физические методы исследования растений и животных….», 3) аппаратуры по теме «физические и физико-технические методы современной медицины»; подготовлены также эпидиаскоп и диапроектор, экран.

    После объявления темы вечера начинают выступления школьников. Осветим вкратце их содержание.

l   о т д е л е н и е

   Ведущий (вступление). Первое отделение нашего вечера посвященного биофизики. Биофизика – это наука о физических и физико-химических явлениях, протекающих в живых организмах и лежащих в основе жизненных процессов, а также о действии физических факторов на живых организмы.

     Развитие биологии показало, что для глубокого понимания и изучения элементарных биологических актов нужно применять методы таких точных наук, как физика и химия, поскольку все живые существа состоя из атомов и молекул, подчиняющихся физическим и химическим закономерностям.

     Далее ведущий говорит о важнейших вехах в становлении биофизики (для этой части выступления использован материал из Большой советской энциклопедии. изд. 3, т. 3, с. 368).

    Затем он предлагает прослушать ряд сообщений. Вот их краткое изложение.

Физики в живой природе

    Физические закономерности играют очень большую роль в живой природе. Примеров этому множество. Можно рассмотреть работу двигательных органов животных с позиций механики, разобрать процесс теплорегуляции у теплокровных с точки зрения испарения и теплоизоляции, проанализировать строение и работу слухового, голосового и зрительного аппаратов разных представителей животного мира и многое другое. И во всем этом увидеть законы физики.

    Рассмотрим действие присосок, которыми обладают пиявки. головоногие и др. они представляют собой полушарообразные небольшие чаши с липкими краями и сильно развитой мускулатурой. Края их прижимаются к добычи либо к опоре, затем объем присоски при помощи мускул увеличивается. А давление внутри нее падает; вследствие этого атмосферное давление(или давление воды) сильно прижимает присоски к поверхности. Рыба-прилипала, например, присасывается так прочно, что ее легче разорвать, чем отцепить. В этих примерах определяющее действие принадлежит разности давлений внутри и все присоски.

      Любопытные гидростатические аппараты существуют в живой природе. Так, головоногие моллюски – наутилусы – живут в раковинах, разделенных перегородками на отдельные камеры. Само животное занимает последнюю камеру, а остальные заполненные газом. Чтобы опуститься на дно, моллюск наполняет раковину водой, она становится тяжелой, и происходит погружение. Чтобы всплыть, он нагнетает газ в камеры раковины; газ вытесняет воду, вес раковины уменьшается, и она поднимается. Вообще действие выталкивающей силы является решающем фактором для жизни всех водных животных и растений. Им. Например, объясняется и то, что водные животные имеют значительно менее массивный скелет, чем наземные; что растения не нуждаются в плотных стеблях.

     Простые механизмы могут быть найденных в самых разных живых существах. Это: рычаги в скелетах животных и человека – у человека их свыше 2001 (один из них – стопа – показан на рис. 1); клинья, являющиеся видоизмененными наклонными плоскостями, в виде «колющих орудий» -зубов, когтей, рогов и т. д. клину подобна и заостренная форма головы быстроходных рыб. Многие из этих природных клиньев, например, колючки растений, имеет очень гладкие (минимум трения) твердые поверхности, что обеспечивает их легкое вхождение в цель.

   В процессе естественного отбора ряд членистоногих (например, водомерки, береговые пауки и др.) приспособились к движению по воде с использованием поверхностной пленки, которая служит для них опорой.

    Диффузионные процессы играют большую роль в обмене веществ между организмом и средой, между его разными частями, в питании и дыхании живых существ. На рис. 2 показана диффузия газов через стенку легочного пузыря.

   «Учет» природной закономерностей теплообмена ярко виден в конструкции пчелиного улья. В его окраинных областях прохладнее, чем в центре. Эти области занимают соты, заполненные медом. Благодаря плохой теплопроводности воска и меда в центре поддерживается температура, необходимая для развития яиц, личинок и куколок.

   Многие рыбы имеют особые электрические органы, своего рода батареи, «вырабатывающие» большие разности потенциалов (для разряда) в 50-60 В, нильский электрический сом – в 350 В, а электрический уголь – электрофорус – свыше 500 В. Электрические органы состоят из мышц, но таких, которые потеряли способность к сокращениям; мышечная ткань служит проводником, а соединительная – изолятором. К органу идут нервы от спинного мозга, а в целом он представляет собой мелкопластинчатую структуру из чередующихся элементов. Например ,угорь имеет от 6000 до 10000 соединенных последовательно элементов, образующих, колонку и около 70 колонок в каждом органе, расопложенном вдоль  тела. У взрослых особей на этот орган приходится около 40% всей их массы.

Роль электрических органов рыб велика, они служат для атаки и защиты, а также являются частью очень чувствительной навигационно-локационной системы.

Использование разных напряжений можно объяснить так. Тем, кто обитает в пресной воде (например, угрю),необходимо высокое напряжение, поскольку пресная вода обладает большим электрический сопротивлением и для возникновения электрического заряда нужно значительная разность потенциалов; живущие же в соленой воде(например, ромбовидный скат)приспособились к меньшему ее электрическому сопротивлению и “вырабатывают” поэтому меньше напряжения.

Часто встречается в живой природе люминесценция, или холодное свечение. Примером фосфоресценции ( свечение под действием падающего света)может служить может служить свечение глаз кошки и лошади, а хемилюминесценции ( свечения в результате химических реакций, происходящих  в организме)-свечение гниющего пня, обусловленное действием бактерий гниения, свечение моря, объясняемое наличием в нем мельчайших беспозвоночных (ночесветок), внутри которых живут ”искрящиеся” бактерии, свечение ряда рыб(у одних свет испускают глаза, у других- особые органы, расположенные вдоль тела), многих медуз,  Очень интересны встречающиеся на больших глубинах морей светящиеся черви, моллюски, полипы. осьминоги, похожие на прожектор; интересно, что человек создал свой прожектор на много веков позже, чем природа.

Этот краткий и неполный перечень примеров убедительно показывает, что физические закономерности играю немаловажную роль в жизни живой природы.                              

 

             

         

                         

 



Предварительный просмотр:

МБОУ «Стрелецкая СОШ»  Красногвардейского района Белгородской области

Физический вечер

«Грани алмаза»

 

2015 год

В нашей школе членами кружка истории физики и техники на  Винничине  проведён с использованием краеведческого материала физический вечер «Грани алмаза». Планируя это мероприятие, мы ставили перед собой цель: углубить знания учащихся 9 класса по физике твердого тела, расширить их политический кругозор, показать ,для чего человеку необходимо знать строение вещества, раскрыть вклад русских и советских ученых в изучение тайн алмаза, ознакомить  с работами  по технологии промышленного производства синтетических алмазов, выполненными  в СССР под руководством уроженца  нашей области, Героя Социалистического Труда, организатора и бывшего директора Института сверхтвердых материалов АН  УССР В.Н Бакуля,  показать, какими  высокими моральными и волевыми качествами должен обладать человек , желающий посветить себя науке и служению своему народу; этим вопросам  наметили посвятить часть вечера. А во второй части решили повести речь о том , как в нашей стране велись поиски месторождений алмазов, какие физические принципы были положены в основу поисков , как человек научился обрабатывать самое твердое вещество в природе, как создалась промышленность  по производству бриллиантов.          

При подготовке к вечеру, на первом её этапе, длившемся около трех месяцев, мы  стремились  заинтересовать как можно большее число учащихся чтением  литературы о синтетических и  естественных алмазах, о применение их в самых разнообразных  отраслях народного хозяйства тем, какое они имеют  значение для  повышения эффективности производства, производительности  труда, улучшение качества выпускаемой продукции. С этой целью в физическом кабинете заранее вывесили список рекомендуемой литературы «Про алмаз и его собратьев», а также объявили  среди учащихся сбор материалов об алмазах( книг, брошюр, журнальных и газетных статей почтовых марок и открыток), разработали тематику рефератов, которую предложили ребятам. Вот перечень этих тем: « Работа Института сверхтвердых материалов АН  УССР», « Алмазный градусник», « Алмазный счетчик ионизирующий изучений», « Полупроводниковые свойства алмаза», «Эльбор –соперник алмаза», « Металлический алмаз»,  « Карбин – собрат алмаза», «Алмаз  тверже алмаза», « Что могут алмазы», « В.Н. Бакуль- жизнь и деятельность»

Следующий этап подготовки был более целенаправленным . На одном из заседаний кружка его участники получили конкретные задания в соответствие со своими  запросами и склонностями , в дальнейшем шло уточнение и конкретизация деталей плана подготовки  и самой программы  вечера. Задания были таковы.

1.Подготовить доклады: 

а) « Раскройте тайны алмаза»  Доклад должен осветить  историю находок  крупных алмазов, ответить на вопросы: « Благодаря каким свойством физическим свойствам  алмаз  сразу же привлек  внимание человека?», « Как  человек познавал  тайны алмаза», показать первые попытки  получение  алмазов  в лабораторных условиях . Доклад сопроводить иллюстрацией: моделей  кристаллических  решеток  графита и алмаза, кристалла алмаза; карты полезных ископаемых  СССР

б) « Рукотворный алмаз» Главное внимание уделить: 1) теоретической  работе  советского ученого О.И. Лейпунского, выполненной в предвоенные годы, в которой  впервые были изложены  условия, необходимые  для перехода графита  в алмаз; 2) исследованиям  под руководством  академика  Л.Ф. Верещагина, приведшим к созданию в Советском Союзе за рекордно короткий  срок  коллективом  Института сверхтвердых  материалов АН УССР, возглавляемым тогда нашим земляком  В. Н. Бакулем , синтетических  алмазов; 3) технологии  промышленного  производства искусственных алмазов.  К докладу  подготовить  демонстрации портретов  ученых Л.Ф. Верещагин и О.И. Лейпунского (22), самодельные транспаранты к  графопроектору «Диаграмма Лейпунского» (4), « Строение пресса для получения синтетических алмазов»(5)

в) «Слово о В.Н. Бакуле».  Сообщение должно познакомить с жизнью и творческой  деятельностью  выдающего ученого: его детскими, школьными и юношескими годами, прошедшими  на Винничине, его трудами по созданию первых отечественных твердых сплавов « победит», разработкой под его руководством технологии промышленного производства кубического нитрида бора, сверхтвердого сплава «славутич». К докладу подготовить демонстрации портрета В.Н. Бакуля (12, 22), карты Винницкой области, самодельных диапозитивов из серии « Институт сверхтвердых материалов АН УССР»

г) « Профессии алмаза» Доклад посвятить знакомству  с разнообразными отраслями промышленного производства, где широко применяются алмазы с теми  технико-экономическими  эффектами, которые  получает страна от их  внедрения  в производство; доклад должен иллюстрировать все возрастающее использование  алмазного инструмента  крупнейшими промышленными  предприятиями Винницы. Доклад сопроводить показом стенда « Алмаз в работе», серии самодельных диапозитивов того же названия , показом фрагментов фильма «Технический алмаз»

д) « Бриллианты из-под  пресса».  Цель сообщения – познакомить с поисками ученых по определению условий , необходимых для получения в лаборатории крупных кристаллов, представляющих интерес для алмазообрабатывающей промышленности . Сообщение иллюстрировать демонстрацией самодеятельного диапозитива «Камера для получения синтетических бриллиантов.

2. Выпустить физическую газету « Герои алмазного фронта». Газету посвятить советским ученым О.И. Лейпунскому, Л.Ф.Верещагину, В.Н. Бакулю, работы которых внесли вклад в производство синтетических алмазов.(22,7,18)

3. Собрать материал и изготовить стенд и серию диапозитивов « Алмаз в работе».

4. Собрать материал и сделать стенд  « Алмазный  фонд СССР». Материалы этого стенда  должны познакомить с некоторыми  крупными алмазами этой уникальной , 200-летней коллекции , рассказать о том, как идет отбор камней для её пополнения.

5.Составить вопросы для так называемого физического  барьера – своеобразной физической викторины –  «Знакомьтесь, алмаз».

6. Выпустить бюллетень « Интересно, полезно знать …», раскрывающий физико-механические свойства алмаза в сравнении со свойствами сходных  с ним веществ.

7. Собрать материал и оформить стенд « Тем, кто идет на производство…».

8. Выпустить бюллетень « Знаешь ли  ты, что…»,знакомящий учащихся  с историческими и некоторыми  другими сведениями, касающимися  алмаза как драгоценного минерала.

9. Собрать пословицы  и поговорки на тему « Алмаз-труженик ».

10. Изготовить наглядные пособия: а) кристаллическая решетка алмаза, б) кристаллическая решетка графита, в) макет кристалла алмаза ( октаэдр).

11. Взять в фильмотеке  фильм « Технический алмаз», подготовить демонстрацию  кинофрагментов из него.

12.  Выполнить оформление вечера: эмблему , пригласительный билет, объявление , плакат со словами академика А.Е. Ферсмана « Блестящее будущее рисуется  нам для алмаза, если человек сумеет овладеть тайнами его получения».

13. Подготовить  и оформить « занимательную» часть вечера ( викторина, кроссворды, ин-тересные опыты).

14. Организовать выставку  книг и лучших ученических  рефератов под девизом « Грани алмаза».

Программа вечера была следующей.

1). отделение

1. Доклад « Раскрытие тайн алмаза»

2.Доклад « Рукотворный алмаз»

3. Выступление « Слово о В. Н. Бакулев».

4.Сообщение « Профессии  алмаза»

2).отделение

5. Сообщение « Бриллианты из-под  пресса».

6. « Занимательная» Часть: а) викторина- физический барьер, б) решение кроссвордов, в) показ занимательных  опытов.

7.  Награждение победителей  викторины  и наиболее  активных  участников вечера.

    Не рассматривая здесь все содержания вечера, приводим лишь часть материалов.

     Вопросы  для физического барьера « Знакомьтесь, алмаз».

Откуда произошло слово « алмаз»? ( Алмаз- по-гречески «адамас», означает непобедимый, непревзойденный.)

Каков атомный вес алмаза? (12.)

Что такое карат? (Карат – единица измерения  массы алмазов, равна 200 мг.)

Значительно ли расширяется алмаз  при нагревании?  (Нет, коэффициент его линейного расширения -1,3* 10  град , что примерно  в 10 раз меньше , чем у стали.)  

Как вы думаете :велико  ли трение при движении алмаза  по алмазу? (Нет. Коэффициент   трения в этом случаи 0,03,  это меньше чем при движении  стали  по льду, когда = 0,04.)  

Какова плотность алмаза? ( 3,48- 3,54 ) * 10 кг/см.) .К плотности  каких веществ она близка? (Базальту, стеклу « флинт».)

Что вы знаете о скорости распространения света в алмазе? ( Она примерно в 2,4 раза меньше, чем в вакууме; это наименьшее значение  скорости света  в оптически прозрачном веществе.)

При какой температуре алмаз плавиться? При какой кипит? ( 3700 – 4200 градусов.)

Что вы можете сказать о твердости и тепловодности  алмаза в сравнении  с другими веществами? ( Оба значения величин  у алмаза самые большие.)

Какова особенность полного отражения для алмаза по сравнению с другими оптически прозрачными  веществами? ( Угол полного отражения для желтых лучей равен 24 градуса  среди всех известных значений- наименьший.)

Проводником тока или  изолятором является алмаза? ( Изолятором.)

К теплоемкости каких веществ близка теплоемкость алмаза? ( Железа, никеля.)  Чему  она равна? ( - 500 Дж/ кг * градус.)

Что вам известно о химической активности алмаза? ( Алмаз химически интересен , он не окисляется и не взаимодействует ни с одной из известных кислот и щелочей, причем любой концентрации, даже при их подогревании.)

Какова химическая формула алмаза? (С.)

Почему для получения  алмаза и графита последний не достаточно сильно сжать, но нужно еще обязательно и сильно нагреть?( Высокая температура приводит к разрыву внутриатомных связей графита, а высокое давление  содействует перестройке атомов в иную  кристаллическую решетку.)

Известно, что алмаз – самое твердое вещество в природе. Как же его обрабатывают: например, распиливают или гранят? (Кристалл алмаза  анизотропен,  т.е. имеет  разную твердость в разных направлениях. Обработчик .

Материалы для бюллетеня « Интересно, полезно знать…» 

Знаешь ли ты, что

  … твердость естественных и синтетических  алмазов одинакова?  

  …алмаз является аллотропическим  видоизменением  углерода?

  …синтетические алмазы получают графита?

 …алмаз- изолятор, а его « родной брат» графит – проводник электричества?

 …плотность  алмаза 3500 кг/ м, а графита 2100 кг/ м ?

 …различая свойств алмаза и графита объясняются  различием их кристаллических структур?    

  …алмазный резец  в 150- 200 раз менее подвержен износу, чем резец из любых сверх твердых сплавов ? …алмаз- самое износостойкое вещество?

   …алмаз в 1 карат  может нарезать столько стекла, что общая длина линии разреза  составит 2,5 млн.м ?

  …в природе не встречаются вещества  тверже  алмаза? … только применение твердых алмазных волок, через которые протягивается металл на волочильных станках,  сделало возможный изготовление  проволоки  диаметром  0,005 мм, т.е. в 0,1толщины человеческого  волоса?

 …алмаз не уступает  по твердости  созданному в лабораторных условиях  веществу боразон, но сдает  свои передовые позиции в отношении устойчивости при высоких температурах  к окислению?

…алмаз  самое тверд, но не самое прочное вещество: его легко разбить  молотком  или  сжечь в струе кислорода при 720 градусов?

 …алмаз не растворяется  ни в одной  из известных кислот или щелочей?

Материалы для бюллетеня « Знаешь ли ты, что…»

…алмаз известен человеку  более 5000 лет?

…алмаз  впервые был найден в Индии?

…это  вещество появилось в Европе только в  18 в.

…из недр Земли  до 1964 г. ( без СССР) было  добыто всего 154,6 т алмаза?

…из всех добытых  в природе  алмазов на долю ювелирных приходиться менее 20%; остальные  идут  на  удовлетворение нужд промышленности?

…алмазы встречаются в метеоритах?

…алмаз чрезвычайно красив, так как может  иметь оттенки черного, красного, желтого, синего и зеленого цветов?  

…под действием ультрафиолетовых лучей он люминесцирует  голубым, зеленым и желтым цветом?

…огранка алмаза требует громадного  терпения , высокого  мастерства и времени?

Иногда  один камень обрабатывают годами. После огранки он становиться краснее, но значительно теряет в  весе (до 50%). Чтобы алмаз стал  бриллиантом ,он после огранки  должен иметь совершенную, безукоризненную форму многогранника, исключительную прозрачность,  в нем не должно быть трещин и  инородных включений?  

 …крупные алмазные камни  встречаются  в природе крайне редко; их находка становиться   событием, им присваивают  даже собственные имена; в мире все наперечет?

Кроссворд « Алмаза» (рис. 1)

По горизонтали: 1. Ученный, под чьим руководством в СССР была разработка  технология промышленного производства  синтетических алмазов. 2. Советский ученый, впервые определивший  условия, необходимые для превращения в алмаз. 3.Город  Советского Союза, в котором впервые  были получены  синтетические  алмазы. 4. Советский  учёный, под руководством  которого осуществлен синтез  алмаза.5. Учёный, впервые установивший  общность между графитом и алмазом.  

( Ответы. 1.- Бакуль; 2.- Лейпунский; 3.-Москва; 4.-Верщагин; 5. Лавуазьев.)

   Кроссворд  « Назовите годы» ( рис.2)

По горизонтали: 1.  Год, когда  в СССР была разработана  технология промышленного производства синтетических алмазов. 2. Год присвоения академику В. Н. Бакулю  звание  Героя  Социалистического Труда.

По  вертикали: 1.Когда  состоялась первая  Международная конференция по использованию  синтетических  алмазов в промышленности? 3. Год установления  строения  кристаллической решеткой  алмаза.

( Ответы. По горизонтали: 1.- 1961 ;  2.- 1963. По вертикали: 1.- 1971 ; 2.-1913.)  

  

Пословицы и  поговорки на  тему «  Алмаз – труженик» : « Лентяй когда-то  был алмаз – теперь он трудится на нас», « Малые карты, да трудом богаты».  



Предварительный просмотр:

Журнал

учета выполнения практической части программы по физике учащимися,

в случае ее невыполнения в установленные сроки.

Ведомость

учета выполнения практической части программы учащимися 7 класса, в случае ее невыполнения в установленные сроки.

п/п

ФИО учащегося

Кр.№1

Кр.№2

Кр.№3

Кр.№4

Кр.№5

Лр.№1

Лр.№2

Лр.№3

Лр.№4

Лр.№5

Лр.№6

Лр.№7

Лр.№8

Лр.№9

Лр.№10

1

Братищев Никита

2

Демьянов Данил

3

Волбенко Татьяна

4

Синюк София Гребенникова Карина

5

Пехова Марина

6

Шершунова Анастасия

7

Черменёва Ирина

8

9

10

11

12

13

ФИО учащегося

Лр.

№11

Лр.

№12

Лр.№

13

Лр.

№14

1

Братищев Никита

2

Демьянов Данил

3

Волбенко Татьяна

4

Синюк София Гребенникова Карина

5

Пехова Марина

6

Шершунова Анастасия

7

Черменёва Ирина

8

9

10

11

12

13

Ведомость учета выполнения практической части программы учащимися 8 класса, в случае ее невыполнения в установленные сроки.

п/п

ФИО учащегося

Кр.№1

Кр.№2

Кр.№3

Кр.№4

Кр.№5

Лр.№1

Лр.№2

Лр.№3

Лр.№4

Лр.№5

Лр.№6

Лр.№7

Лр.№8

Лр.№9

Лр.№10

1

Жарких Алина

2

Крайнов Николай

3

Нарыкова Алина

4

Росляков Станислав

5

Трапезников Артём

6

Трубинова Виктория

7

Черменёв Василий

8

Черменёва Диана

9

Черноусов Влад

10

Черных Иван

11

Черняков Роман

12

Шестёркин Вадим

13

Шестёркин Данил

п/n

ФИО учащегося

Лр.

№11

Лр.

№12

Лр

.№13

Лр.

№14

1

Жарких Алина

2

Крайнов Николай

3

Нарыкова Алина

4

Росляков Станислав

5

Трапезников Артём

6

Трубинова Виктория

7

Черменёв Василий

8

Черменёва Диана

9

Черноусов Влад

10

Черных Иван

11

Черняков Роман

12

Шестёркин Вадим

13

Шестёркин Данил

Ведомость

учета выполнения практической части программы учащимися 9 класса, в случае ее невыполнения в установленные сроки.

п/п

ФИО учащегося

Кр.№1

Кр.№2

Кр.№3

Кр.№4

Кр.№5

Кр.№5

Кр.№6

Лр.№1

Лр.№2

Лр.№3

Лр.№4

Лр.№5

Лр.№6

Лр.№7

Лр.№8

1

Бабаков Александр

2

Веретенников Н

3

Демченко Евгения

4

Демьянов Артём

5

Коровина Инга

6

Ильинский Никита

7

Поначевный Антон

8

Ушакова Дарья

9

Черменёва Елена

10

Черных Вадим

11

Лисацова Камила

12

Трапезникова Е.

Ведомость

учета выполнения практической части программы учащимися 10 класса, в случае ее невыполнения в установленные сроки.

п/п

ФИО учащегося

Кр.

№1

Кр.

№2

Кр.

№3

Кр.

№4

Кр.

№5

Кр.

№5

Кр.

№6

Лр.

№1

Лр.

№2

Лр.

№3

Лр.

№4

Лр.

№5

1

Красильников Евгений

2

Черменёв Иван

3

Черняков Антон

4

Широбоков Данил

5

6

Ведомость

учета выполнения практической части программы учащимися 11 класса, в случае ее невыполнения в установленные сроки.

п/п

ФИО учащегося

Кр.№1

Кр.№2

Кр.№3

Кр.№4

Кр.№5

Кр.№6

Лр.№1

Лр.№2

Лр.№3

Лр.№4

Лр.№5

Лр.№6

Лр.№7

Лр.№8

Лр.№9

1

Башкатова Кристина

2

Мартынова Наталья

3

Марченко Ольга

4

Коледин Семён

5

Коровина Елена

6

Цыганков Александр



Предварительный просмотр:

Журнал инструктажа по технике безопасности кабинета физики

МБОУ «Стрелецкая СОШ» Красногвардейского района

20116-2017 учебный год

Оглавление

1

Указания по проведению инструктажа по технике безопасности

3-4

2

7 класс

5 – 6

3

8 класс

7 – 8

4

9 класс

9 – 10

5

10 класс

11

6

11 класс

12-13

5

Вводный инструктаж по технике безопасности

14-15

Указания по проведению инструктажа по технике безопасности

1. Для воспитания чувства личной ответственности и сознательного отношения к правильным и безопасным методам работы необходимо проводить инструктирование и обучение учащихся, лаборанта и практикантов соблюдению требований безопасности и гигиены труда.

2. В соответствии с ГОСТом 12.0.004—79 «Организация обучения работающих безопасности труда» инструктаж подразделяется на:

- вводный (на первом уроке физике);

- первичный на рабочем месте;

- повторный;

- внеплановый (при нарушении учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме);

- текущий (перед производством лабораторных работ).

3. Вводный инструктаж для учащихся проводит заведующий кабинетом или учитель физики. Он обязан ознакомить их с правилами поведения в кабинете, правилами техники безопасности и гигиены труда, пожарной безопасности, опасными моментами, с которыми можно встретиться в процессе работы, и с соответствующими мерами предосторожности.

Вводный инструктаж для учителя, лаборанта и студентов-практикантов проводит директор школы (его заместитель по учебно-воспитательной работе), о чем делается запись в журнале установленной формы с  проверкой усвоения знаний.

4. Первичный инструктаж индивидуальной защиты, с возможными опасными факторами при выполнении работы, с обязанностями работающего на своем рабочем месте, а также с правилами поведения при возникновении опасных ситуаций.

5. Внеплановый инструктаж для лаборантов, практикантов и учащихся зав. кабинетом или учитель физики проводит в случае грубого нарушения правил техники безопасности, следствием чего могло явиться травмирование нарушителя или работающих рядом. Этот вид инструктажа проводится также для каждого из перечисленных выше лиц, если он приступает к работе. После получения травмы или перерыва продолжительностью более 60 дней.

6. По окончании инструктажа на рабочем месте учитель разрешает приступить к самостоятельной работе, предварительно убедившись в усвоении инструктажа. Проведение инструктажа учитель фиксирует в различных документах.

В классном журнале фиксируется вводный, первичный на рабочем месте, повторный и внеплановый инструктаж для учащихся.

В специальном журнале фиксируется первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и текущий инструктаж (перед проведением лабораторных работ).

Примечание. Журнал хранится у учителя физики. Страницы в журнале пронумеровываются, прошнуровываются, скрепляются печатью руководителя и печатью учреждения.

7 класс

п/п

класс

Дата

Содержание инструктажа с указанием названия выполняемой работы

ФИО проводившего инструктаж, его должность

Роспись про-водившего инструктаж

1

7

Лабораторная работа №1

Марковской В.А. учитель физики

Лабораторная работа №2

Марковской В.А. учитель физики

Лабораторная работа №3

Марковской В.А. учитель физики

Лабораторная работа №4

Марковской В.А. учитель физики

Лабораторная работа №5

Марковской В.А. учитель физики

Лабораторная работа №6

Марковской В.А. учитель физики

Лабораторная работа №7

Марковской В.А. учитель физики

Лабораторная работа №8

Марковской В.А. учитель физики

Лабораторная работа №9

Марковской В.А. учитель физики

Лабораторная работа №10

Марковской В.А. учитель физики

Лабораторная работа №11

Марковской В.А. учитель физики

Лабораторная работа №12

Марковской В.А. учитель физики

Лабораторная работа №13

Марковской В.А. учитель физики

Лабораторная работа №14

Марковской В.А. учитель физики

                                                                                     8 класс

№ п/п

класс

Дата

Содержание инструктажа с указанием названия инструкции

ФИО проводившего инструктаж, его должность

Роспись про-водившего инструктаж

2

Лабораторная работа №1

Марковской В.А

Учитель физики

Лабораторная работа №2

Марковской В.А

Учитель физики

Лабораторная работа №3

Марковской В.А

Учитель физики

Лабораторная работа №4

Марковской В.А

Учитель физики

Лабораторная работа №5

Марковской В.А

Учитель физики

Лабораторная работа №6

Марковской В.А

Учитель физики

Лабораторная работа №7

Марковской В.А

Учитель физики

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа №8

Марковской В.А

Учитель физики

Лабораторная работа №9

Марковской В.А

Учитель физики

Лабораторная работа №10

Марковской В.А

Учитель физики

Лабораторная работа №11

Марковской В.А

Учитель физики

Лабораторная работа №12

Марковской В.А

Учитель физики

Лабораторная работа №13

Марковской В.А

Учитель физики

Лабораторная работа №14

Марковской В.А

Учитель физики

9 класс

№ п/п

класс

Дата

Содержание инструктажа с указанием названия инструкции

ФИО проводившего инструктаж, его должность

Роспись про-водившего инструктаж

2

Лабораторная работа №1

Марковской В.А

Учитель физики

Лабораторная работа №2

Марковской В.А

Учитель физики

Лабораторная работа №3

Марковской В.А

Учитель физики

Лабораторная работа №4

Марковской В.А

Учитель физики

Лабораторная работа №5

Марковской В.А

Учитель физики

Лабораторная работа №6

Марковской В.А

Учитель физики

Лабораторная работа №7

Марковской В.А

Учитель физики

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа №8

Марковской В.А

Учитель физики

Лабораторная работа №9

Марковской В.А

Учитель физики

10 класс

№ п/п

класс

Дата

Содержание инструктажа с указанием названия инструкции

ФИО проводившего инструктаж, его должность

Роспись про-водившего инструктаж

4

Лабораторная работа №1

Марковской В.А

Учитель физики

Лабораторная работа №2

Марковской В.А

Учитель физики

Лабораторная работа №3

Марковской В.А

Учитель физики

Лабораторная работа №4

Марковской В.А

Учитель физики

Лабораторная работа №5

Марковской В.А

Учитель физики

11 класс

№ п/п

класс

Дата

Содержание инструктажа с указанием названия инструкции

ФИО проводившего инструктаж, его должность

Роспись про-водившего инструктаж

5

Лабораторная работа №1

Марковской В.А

Учитель физики

Лабораторная работа №2

Марковской В.А

Учитель физики

Лабораторная работа №3

Марковской В.А

Учитель физики

Лабораторная работа №4

Марковской В.А

Учитель физики

Лабораторная работа №5

Марковской В.А

Учитель физики

Лабораторная работа №6

Марковской В.А

Учитель физики

Лабораторная работа №7

Марковской В.А

Учитель физики

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа №8

Марковской В.А

Учитель физики

Лабораторная работа №9

Марковской В.А

Учитель физики

Вводный  повторный инструктаж по технике безопасности

№ п/п

Дата

инструктажа

класс

Вводный  повторный инструктаж по технике безопасности

Фамилия, имя, отчество, должность проводившего инструктаж

Подпись проводившего инструктаж

Подпись в получении инструктажа

1

7

Кабинет физики - место проведения различных опытов и лабораторных работ. Это требует строгого соблюдения дисциплины. В кабинете физики нельзя покидать своего места без разрешения учителя. При выполнении лабораторных работ необходимо быть осторожным со стеклянными предметами, не крутиться, чтобы не опрокинуть свои или соседские приборы. Любую лабораторную работу можно начинать выполнять, хорошо поняв, что необходимо делать, и после разрешения учителя. Каждый стол снабжен розетками, к которым подведена проводка. Берегите эти розетки. Не задевайте их стульями, т.к. их легко вывести из строя и тогда некоторые лабораторные работы нельзя будет

Марковской В.А

Учитель физики

2

8-11

                       

   Кабинет физики - место проведения различных опытов и лабораторных работ. Это требует строгого соблюдения дисциплины. В кабинете физики нельзя покидать своего места без разрешения учителя. При выполнении лабораторных работ необходимо быть осторожным. Любую лабораторную работу можно начинать выполнять, хорошо поняв, что необходимо делать, и после разрешения учителя. Каждый стол снабжен розетками, к которым подведена проводка. Берегите эти розетки, не задевайте их стульями.



Предварительный просмотр:

Жили  были две подружки,  одна из них была стеклянной, а другая эбонитовой. Они вместе проводили всё свободное время: гуляли, увлекались танцами и кёрлингом.

Однажды, находясь в танцевальном зале, подружки заметили стоящих у стены двух братьев – близнецов (султанчиков). Они были хмурыми, не смотрели друг на друга, как будто чужие. Подружкам стало жаль их, очень хотелось  развеселить братьев. Тогда одна их них предложила  гениальный план : стеклянная, переодевшись в шёлковое платье, а эбонитовая в шерстяное пригласили братьев на вальс. Танец был продолжительным. Братья кружились с подружками  в вальсе, но по прежнему были грустными, а когда музыка умолкла  и ,  возвращаясь на своё место, они подошли близко друг к другу произошло невероятное. Братья улыбнулись друг другу и крепко обнялись.

Гениальный план подружек сработал : ведь стеклянная палочка потёртая о шёлк зарядилась положительным  зарядом , а эбонитовая, потёртая о шерсть –отрицательным.  Зарядив при прикосновении султанчиков разноимёнными зарядами,  подружки добились того , что султанчики притянулись друг к другу.