Рабочие программы по информатике и ИКТ

Марковской Вячеслав Александрович

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 5 класс, составлена на основе авторской программы Босовой Л. Л.,  по учебнику Босовой Л.Л.

 

Рабочая программа по информатике и ИКТ ,6 класс, составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л., по учебнику Босовой Л.Л.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_5_kl.doc187.5 КБ
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_6_klass.doc212.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Стрелецкая средняя общеобразовательная школа

   «Согласовано»

Руководитель МО

_____Марковской В.А..

Протокол №__ от

«____»________2011г.

   «Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ Стрелецкая СОШ

_______Марковская З.Л.

«___»__________2011г.

   «Утверждаю»

Директор МОУ Стрелецкая СОШ

________Гондарев И.В.

Приказ №____ от

«_____»________2011г.

Рабочая программа учебного курса

«Информатика и ИКТ»

                                      для 5 класса

Учитель высшей квалификационной категории

Марковской  В.А.

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка.

С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 5 классе предмета «Информатика и ИКТ».[1]

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы»  изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009».

Цели программы:

  1. формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  2.  пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  3.  воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи программы:

  1. показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  2. организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  3. организовать компьютерный практикум, ориентированный на:  формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  4. создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Содержание авторской программы Босовой Л.Л. в рабочей программе адаптировано к условиям используемого программного обеспечения Linux в образовательном процессе.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: 

  1. учебник и рабочая тетрадь для учащихся;  
  2. методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК;
  3. комплект цифровых образовательных ресурсов;
  4. сборник занимательных задач, в котором  собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся в 5 классе, даны ответы, указания и решения.

Название

Класс

ФИО автора

Издательство

Год издания

Информатика и ИКТ: Учебник для 5 класса – 2-е изд.

5

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2006

Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 5 класса - 2-е изд.

5

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2010

Информатика и ИКТ: методическое пособие для учителей.

5

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2010

Набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 5–7».

5

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2010

Занимательные задачи по информатике: сборник задач по информатике для 5-7 классов.

5-7

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2008

Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5–7 классов.

5-7

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2009

Программа рассчитана на 1 час в год (35 часов в неделю). Программой предусмотрено проведение:

  1. практических работ – 15;

  2. проверочные работы – 3;

  3. контрольная работа – 1;
  4. творческая работа – 1.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 5 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

В 5 классе, при переходе ребят из начальной школы в основную, особое внимание следует уделить  организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.

Как правило, ученики 5 класса еще не имеют опыта работы с достаточно формализованными текстами: в начальной школе они преимущественно читали короткие эмоционально окрашенные художественные тексты и описания. Поэтому пятиклассники  не всегда способны к внимательному прочтению и восприятию алгоритмических предписаний, а именно таковыми являются описания последовательностей действий в работах компьютерного практикума.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования,  теста по опросному листу или компьютерного тестирования. 

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год  в форме интерактивного тестирования,  теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.

Тематические и итоговые контрольные работы:

Тематика

Вид

Форма

1

Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса

Тематический контроль

Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу

2

Информация и информационные процессы

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

3

Обработка информации средствами текстового и графического редакторов

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

4

Информационные процессы и информационные технологии

Итоговый контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

5

Планирование последовательности действий. Создание анимации.

Итоговый мини-проект

Творческая работа

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Компьютер для начинающих

8

4

4

2

Информация вокруг нас

15

8

7

3

Информационные технологии

10

4

6

Итоговой контроль

(мини-проект)

2

2

Итого:

35

16

19

Тематика урока

Д/З

Плановые сроки проведения

Раздел «Компьютер для начинающих» - 8 часов

(1 четверть)

1.

Информация – Компьютер – Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

Ваш учебник, §1.1.

2.

Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

§2.1, §2.2

3.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №1. «Знакомимся с клавиатурой».

§2.3

4.

Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер (Упражнения 1-8).

§2.3

5.

Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры.

§2.4

  6.

Рабочий стол. Управление  компьютером мышью. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №2. «Осваиваем мышь».

§2.5, §2.6

7.

Главное меню. Запуск программ. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №3. «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».

§2.7

8.

Проверочная работа№1.

«Управление компьютером с помощью меню» Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №4. «Знакомимся с компьютерными меню».

§2.8

Раздел «Информация вокруг нас» - 8 часов

(2 четверть )

9.

Действия с информацией. Хранение информации. Логическая игра (тренировка памяти).

§1.2, 1.3

10.

Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

§1.4

11.

Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений.

§1.5

12.

Кодирование информации.

§1.6

13.

Формы представления информации. Метод координат.

§1.7

14.

Текст как форма представления информации. Логическая игра.

§1.9

15.

Табличная форма представления информации.  Игра «Морской бой»

§1.10

16.

Наглядные формы представления информации.

 Проверочная работа №2.«Информация вокруг нас»

§1.11

Раздел «Информация вокруг нас» - 4 часов

Раздел «Информационные технологии» - 6 часов

(3 четверть)

17.

Обработка информации. Инструктаж по технике безопасности .Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор.

§1.12

18.

Обработка текстовой информации. Инструктаж по технике безопасности

Практическая работа №6. «Вводим текст».

§2.9(1)

19.

Обработка текстовой информации. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №7. «Редактируем текст ».

§2.9(2)

20.

Редактирование текста. Работа с фрагментами. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №8. «Работаем с фрагментами текста ». (Задания 1-5)

§2.9(2)

21.

Редактирование текста. Поиск информации. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №8. «Работаем с фрагментами текста». (Задания 6-7)

§2.9(2), §1.13(2)

22.

Изменение формы представления информации. Систематизация информации.

§1.13 (1)

23.

Форматирование – изменение формы представления информации. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №9. «Форматируем текст».

§1.13(3)

24.

Компьютерная графика. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №10. «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».

§2.10(1)

25.

Инструменты графического редактора. Инструктаж по технике безопасности.

Практическая работа №11. «Начинаем рисовать».

§2.10(2)

26.

Проверочная работа №3.

«Обработка графической информации».. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №11. «Начинаем рисовать»

§2.10

Раздел «Информация вокруг нас» - 3 часа

Раздел «Информационные технологии» - 4 часа

(4 четверть)

27.

Обработка текстовой и графической информации. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №12. «Создаем комбинированные документы».

§2.9, §2.10

28.

Преобразование информации по заданным правилам. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №5. «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».

§1.14 (1)

029.

Преобразование информации путем рассуждений. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа №13. «Работаем с графическими фрагментами».

§1.14 (2)

30.

Разработка плана действий и его запись.

Логическая игра «Черный ящик»

§1.14 (3)

31.

Разработка плана действий и его запись.

Логическая игра «Переправа»

§1.14

32.

Контрольная работа №1.

«Создание движущихся изображений. Инструктаж по технике безопасности».

Практическая работа №14. «Анимация» (начало)

§2.11

33.

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №14. «Анимация» (завершение)

§2.11

34

 Итоговый мини-проект. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 15 «Создаем анимацию на свободную тему».

35

Итоговый мини-проект. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 15 «Создаем анимацию на свободную тему».

Содержание учебного курса

1. Компьютер для начинающих

Информация и информатика.

Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».

Практическая работа №2 «Осваиваем мышь».

Практическая работа №3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».

Практическая работа №4 «Знакомимся с компьютерным меню».

Клавиатурный тренажер.

2. Информация вокруг нас

Действия с информацией.

Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.

Компьютерный практикум.

Клавиатурный тренажер.

Координатный тренажер.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

3. Информационные технологии

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».

Практическая работа №6 «Вводим текст».

Практическая работа №7 «Редактируем текст».

Практическая работа №8 «Работаем с фрагментами текста».

Практическая работа №9 «Форматируем текст».

Практическая работа №10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».

Практическая работа №11 «Начинаем рисовать».

Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».

Практическая работа №13 «Работаем  с графическими фрагментами».

Практическая работа №14 «Создаем анимацию на заданную тему».

Практическая работа №15 «Создаем анимацию на свободную тему».

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

Учащиеся должны:

  1. понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
  2. различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  3. приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  4. приводить примеры информационных носителей;
  5. иметь представление о способах кодирования информации;
  6. уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  1. определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  2. различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  3. запускать программы из меню Пуск;
  4. уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  5. вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  6. уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  7. уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  8. уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
  9. знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Формы и средства контроля

Тематический контроль по теме «Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса»

Тест 1. Вариант – 1.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:

7 - 9 баллов — удовлетворительно;

10 - 11 баллов — хорошо;

12 - 13 баллов — отлично.

Всего 8 тестов по 2 варианта.

Вариант 1.

1. Отметьте устройство компьютера, предназначенное для обработки информации.

  1. Внешняя память;
  2. Оперативная память;
  3. Процессор;
  4. Монитор;
  5. Клавиатура.

2.Отметьте устройства, предназначены для ввода информации в компьютер.

  1. Принтер;
  2. Процессор;
  3. Монитор;
  4. Сканер;
  5. Графопостроитель;
  6. Джойстик;
  7. Клавиатура;
  8. Мышь;
  9. Микрофон;
  10. Акустические колонки;
  11. Дискета.

3. Отметьте специальные клавиши.

  1. {End};
  2. {Пробел};
  3. {Shift};
  4. {Home};
  5. {Esc};
  6. {PageUp};
  7. {};
  8. {Enter};
  9. {}.

4. Отметьте элементы рабочего стола.

  1. Кнопка Пуск;
  2. Кнопка Закрыть;
  3. Кнопка Свернуть;
  4. Панель задач;
  5. Корзина;
  6. Строка заголовка;
  7. Строка меню;
  8. Значок Мой компьютер.

Тест 1. Вариант – 2.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:

7 - 9 баллов — удовлетворительно;

10 - 11 баллов — хорошо;

12 - 13 баллов — отлично.

Всего 8 тестов по 2 варианта.

Вариант 2.

1. Отметьте устройство, где программы и данные хранятся и после выключения компьютера.

  1. Внешняя память;
  2. Оперативная память;
  3. Процессор;
  4. Монитор;
  5. Клавиатура.

2. Отметьте устройства, предназначенные для вывода  информации.

  1. Принтер;
  2. Процессор;
  3. Монитор;
  4. Сканер;
  5. Графопостроитель;
  6. Джойстик;
  7. Клавиатура;
  8. Мышь;
  9. Микрофон;
  10. Акустические колонки;
  11. Дискета.

3. Отметьте клавиши управления курсором.

  1. {End};
  2. {Пробел};
  3. {Shift};
  4. {Home};
  5. {Esc};
  6. {PageUp};
  7. {};
  8. {Enter};
  9. {}.

4. Отметьте элементы окна программы.

  1. Кнопка Пуск (меню К);
  2. Кнопка Закрыть;
  3. Кнопка Свернуть;
  4. Панель задач;
  5. Корзина;
  6. Строка заголовка;
  7. Строка меню;
  8. Значок Мой компьютер.

Тематический контроль по теме «Информация и информационные процессы»

Тест 2. Вариант 1.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:

7 - 9 баллов — удовлетворительно;

10 - 11 баллов — хорошо;

12 - 13 баллов — отлично.

1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).

  1. Разговор по телефону;
  2. Посадка дерева;
  3. Кассета любимой музыкальной группы;
  4. Письмо приятелю;
  5. Выполнение контрольной работы;
  6. Разгадывание кроссворда;
  7. Просмотр телепередачи;
  8. Учебник математики.

2. Отметьте современные информационные носители.

  1. Телевидение;
  2. Бумага;
  3. Интернет;
  4. Телефон;
  5. Дискета;
  6. Лазерный диск;
  7. Телеграф;
  8. Видеокассета

3. Отметьте, информация какого вида может быть использована в музыкальной поздравительной открытке.

  1. Текстовая;
  2. Графическая;
  3. Числовая;
  4. Звуковая.

4. Наиболее удобной формой для представления большого количества однотипной информации является

  1. Текст;
  2. Таблица;
  3. Схема;
  4. Рисунок.

Тест 2. Вариант 2.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:

7 - 9 баллов — удовлетворительно;

10 - 11 баллов — хорошо;

12 - 13 баллов — отлично.

Вариант 2.

1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).

  1. Работа на компьютере с клавиатурным тренажером;
  2. Установка телефона;
  3. Прослушивание музыкальной кассеты;
  4. Чтение книги;
  5. Видеокассета;
  6. Заучивание правила;
  7. Толковый словарь;
  8. Выполнение домашнего задания по истории.

2. Отметьте современные информационные каналы.

  1. Телевидение;
  2. Бумага;
  3. Интернет;
  4. Телефон;
  5. Дискета;
  6. Лазерный диск;
  7. Телеграф;
  8. Видеокассета.

3. Отметьте, информация какого вида может быть использована в школьном учебнике.

  1. Текстовая;
  2. Графическая;
  3. Числовая;
  4. Звуковая.

4. Наиболее удобной формой для наглядного представления числовых данных является

  1. Текст;
  2. Диаграмма;
  3. Схема;
  4. Рисунок.

Тематический контроль по теме «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов»

Тест 3. Вариант – 1.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:

8 - 11 баллов — удовлетворительно;

12 - 14 баллов — хорошо;

15 - 16 баллов — отлично.

Вариант 1.

1. Отметьте элементы окна текстового редактора.

  1. Название приложения;
  2. Строка меню;
  3. Кнопка закрыть;
  4. Кнопка свернуть;
  5. Панель инструментов;
  6. Палитра;
  7. Панель Стандартная;
  8. Панель Форматирование;
  9. Рабочая область;
  10. Полосы прокрутки.

2. Отметьте операции при редактировании документов.

  1. Вставка;
  2. Удаление;
  3. Замена;
  4. Изменение шрифта;
  5. Изменение начертания;
  6. Изменение цвета;
  7. Поиск и замена;
  8. Выравнивание.

3. Отметьте инструменты графического редактора.

  1. Распылитель;
  2. Прямоугольник;
  3. Ножницы;
  4. Карандаш.

4. Отметьте верное.

При упорядочивании информации в хронологической последовательности происходит …

  1. обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
  2. обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания.

Тест 3. Вариант 2.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:

8 - 11 баллов — удовлетворительно;

12 - 14 баллов — хорошо;

15 - 16 баллов — отлично.

Вариант 2.

1. Отметьте элементы окна приложения Paint (ColorPaint).

  1. Название приложения;
  2. Строка меню;
  3. Кнопка закрыть;
  4. Кнопка свернуть;
  5. Панель инструментов;
  6. Палитра;
  7. Панель Стандартная;
  8. Панель Форматирование;
  9. Рабочая область;
  10. Полосы прокрутки.

2. Отметьте операции при форматировании документов.

  1. Вставка;
  2. Удаление;
  3. Замена;
  4. Изменение шрифта;
  5. Изменение начертания;
  6. Изменение цвета;
  7. Поиск и замена;
  8. Выравнивание.

3. Отметьте инструменты графического редактора.

  1. Ластик;
  2. Треугольник;
  3. Кисть;
  4. Заливка.

4. Отметьте верное.

При форматировании текстового документа  происходит …

  1. обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
  2. обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации.

Итоговый контроль по теме «Информационные процессы и информационные технологии»

Тест 4. Вариант 1.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки: 12-18 баллов — удовлетворительно; 19 - 20 баллов — хорошо; 23 и более баллов — отлично.

Вариант 1.

1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).

  1. Работа на компьютере с клавиатурным тренажером;
  2. Установка телефона;
  3. Прослушивание музыкальной кассеты;
  4. Чтение книги;
  5. Видеокассета;
  6. Заучивание правила;
  7. Толковый словарь;
  8. Выполнение домашнего задания по истории.

2. Отметьте устройства, предназначенные для вывода  информации.

  1. Принтер;
  2. Процессор;
  3. Монитор;
  4. Сканер;
  5. Графопостроитель;
  6. Джойстик;
  7. Клавиатура;
  8. Мышь;
  9. Микрофон;
  10. Акустические колонки;
  11. Дискета.

3. Запишите несколько современных носителей информации: ___________________

________________________________________________________________________

4. Отметьте элементы окна приложения Paint.

  1. Название приложения;
  2. Строка меню;
  3. Кнопка закрыть;
  4. Кнопка свернуть;
  5. Панель инструментов;
  6. Палитра;
  7. Панель Стандартная;
  8. Панель Форматирование;
  9. Рабочая область;
  10. Полосы прокрутки.

5. Отметьте операции при форматировании документов.

  1. Вставка;
  2. Удаление;
  3. Замена;
  4. Изменение шрифта;
  5. Изменение начертания;
  6. Изменение цвета;
  7. Поиск и замена;
  8. Выравнивание.

6. Отметьте верное.

1) При форматировании текстового документа  происходит …

  1. обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
  2. обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
  3. обработка информации не происходит.

2) При разработке плана действий происходит …

  1. обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
  2. обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
  3. обработка информации не происходит.

Тест 4. Вариант 2.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Критерии оценки: 12-18 баллов — удовлетворительно; 19 - 20 баллов — хорошо; 23 и более баллов — отлично.

Вариант 2.

1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).

  1. Разговор по телефону;
  2. Посадка дерева;
  3. Кассета любимой музыкальной группы;
  4. Письмо приятелю;
  5. Выполнение контрольной работы;
  6. Разгадывание кроссворда;
  7. Просмотр телепередачи;
  8. Учебник математики.

2.Отметьте устройства, предназначены для ввода информации в компьютер.

  1. Принтер;
  2. Процессор;
  3. Монитор;
  4. Сканер;
  5. Графопостроитель;
  6. Джойстик;
  7. Клавиатура;
  8. Мышь;
  9. Микрофон;
  10. Акустические колонки;
  11. Дискета.

3. Запишите несколько древних носителей информации: _______________________

________________________________________________________________________

4. Отметьте элементы окна приложения текстового редактора.

  1. Название приложения;
  2. Строка меню;
  3. Кнопка закрыть;
  4. Кнопка свернуть;
  5. Панель инструментов;
  6. Палитра;
  7. Панель Стандартная;
  8. Панель Форматирование;
  9. Рабочая область;
  10. Полосы прокрутки.

5. Отметьте операции при редактировании документов.

  1. Вставка;
  2. Удаление;
  3. Замена;
  4. Изменение шрифта;
  5. Изменение начертания;
  6. Изменение цвета;
  7. Поиск и замена;
  8. Выравнивание.

6. Отметьте верное.

1) При упорядочивании информации в хронологической последовательности происходит …

  1. обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
  2. обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
  3. обработка информации не происходит.

2) При вычислениях по известным формулам происходит …

  1. обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания;
  2. обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;

обработка информации не происходит.

Творческая работа учащихся

Данная работа ориентирована на повторении изученного материала за год.

Задание:

Самостоятельно придумать сюжет для анимации. Дайте ему название и подробно опишите планируемую последовательность событий.

Реализуйте свой проект средствами графического редактора и мультимедийной презентации. Подготовьтесь представить свою работу товарищам по классу.

Практические работы

В учебнике 5 класса Босовой Л.Л.  представлены тексты практических работ под ОС Windows и ее прикладные программы.

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература (основная и дополнительная)

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  3. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  4. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  5. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  6. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  8. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  9. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
  10. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  11. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Оборудование и приборы

  1. Операционная система Windows XP, Alt Linux.
  2. Пакет офисных приложений MS Office 2003, OpenOffice.
  3. Плакаты Босовой Л.Л.
  4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
  5. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).

Перечень  цифровых  образовательных  ресурсов

  1. Зрительные иллюзии.
  2. Техника безопасности.
  3. Компьютер на службе у человека.
  4. Хранение информации.
  5. Носители информации.
  6. Средства передачи информации.
  7. В мире кодов.
  8. Текст: история и современность.
  9. Табличный способ решения логических задач.
  10. Наглядные формы представления информации.
  11. Задача о напитках.
  12. Клавиатурный тренажер.
  13. Логические игры «Морской бой», «Переливашки», «Пары».


[1] Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах. Но за счет компонента образовательного учреждения можно изучать этот  предмет, как в начальных, так и в 5-7 классах. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Стрелецкая средняя общеобразовательная школа

   «Согласовано»

Руководитель МО

_____Марковской В.А..

Протокол №__ от

«____»________2011г.

   «Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ Стрелецкая СОШ

_______Марковская З.Л.

«___»__________2011г.

   «Утверждаю»

Директор МОУ Стрелецкая СОШ

________Гондарев И.В.

Приказ №____ от

«_____»________2011г.

Рабочая программа учебного курса

«Информатика и ИКТ»

                                      для 6 класса

Учитель высшей квалификационной категории Марковской  В.А.

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», предполагающая его непрерывное изучение во II–XI классах.

Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы курса информатики и информационных технологий для 5 - 7 классов средней общеобразовательной школы Л.Л. Босовой ( Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009)..

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение:

  1. контрольных практических работ – 3
  2. проверочных работ (10-15 минут) – 3
  3. работ практикума – 17

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. . Лаборатория знаний, 2007.
  3. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007;
  7. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме рейтинговых контрольных работ.

Программой предусмотрено проведение непродолжительных проверочных работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, работа с терминологическим словарем в конце учебника способствуют этому. Для шестых классов важным можно считать и развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов – в плане это является основой для целеполагания. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. На уроках по теме «Человек и информация» учащиеся овладевают такими определениями как «понятие», «суждение», «умозаключение», которые являются основополагающими для любой предметной области. С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Учебная деятельность на уроках и дома направлена на формирование и развитие следующих ключевых компетенций:

Тема

Компетенции

1

Компьютер и информация

Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая

2

Человек и информация

Учебно – познавательная, коммуникативная, социально – трудовая, ценностно - смысловая

3

Элементы алгоритмизации

Учебно – познавательная, коммуникативная,  ценностно - смысловая

На каждом уроке сделан акцент на организацию рабочего места ученика, а так же способах и приемах преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка. На уроках проводятся гимнастика для глаз, рук, динамические минуты.


 Цели и задачи курса

  1. формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
  2. формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
  3. усиление культурологической составляющей школьного образования;
  4. пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  5. развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

В основу курса информатики и ИКТ для  VI класса положены следующие идеи и задачи:

  1. целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень  является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки начинается/продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в VIII–IX (основной курс) и X-XI (профильные курсы) классах;
  2. научность в сочетании с доступностью,  строгость и систематичность изложения (включение в содержание  фундаментальных положений  современной  науки  с учетом возрастных особенностей обучаемых);
  3. практическая направленность,  обеспечивающая отбор содержания,  направленного  на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни,  в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
  4. дидактическая  спираль  как  важнейший  фактор структуризации в методике обучения информатике:  вначале  общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых;  затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
  5. развивающее обучение – обучение  ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов,  формирование   и развитие у школьников обобщенных способов деятельности,  формирование навыков самостоятельной работы и т.д.

 Требования к уровню подготовки учащихся в области информатики и ИКТ

VI класс

Учащиеся должны:

  1. определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
  2. понимать смысл  терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
  3. приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
  4. различать необходимые и достаточные условия;
  5. иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
  6. уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
  7. иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
  8. иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
  1. уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
  2. определять назначение файла по его расширению;
  3. выполнять основные операции с файлами;
  4. уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
  5. уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
  6. создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
  1. иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.

        Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Д/З

Дата

                                           I ЧЕТВЕРТЬ

1

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Инструктаж по ТБ. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

Ваш учебник, §1.1.

2

Файлы и папки.  Инструктаж по ТБ Практическая работа №1. «Работаем с файлами и папками»

§1.2

3

Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №2. «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 1)

§1.3 (введение)

4

Двоичное кодирование числовой информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №2. «Знакомимся с текстовым процессором Word» (задание 2)

§1.3 (1)

5

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор

§1.3 (1)

6

Тексты в памяти компьютера. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №3. «Редактируем и создаём текст. Создаём надписи». (задание 1)

§1.3 (2)

7

Кодирование текстовой информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №3. Редактируем и создаём текст. Создаём надписи». (задание 2)

§1.3 (2)

8

Создание документов в текстовом процессоре Word. Инструктаж по ТБ. Практическая контрольная работа. №1.«Компьютер – универсальная машина для работы с информацией».

Практические работы №№1-3.

                           II  ЧЕТВЕРТЬ

9

Растровое кодирование графической информации.

§1.3 (3)

10

Векторное кодирование графической информации. Инструктаж по ТБ.

Практическая работа №4.»Нумерованные списки»

§1.3 (3)

11

Единицы измерения информации. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №5. «Маркированные списки»

§1.4

12

Контрольная работа№2. «Компьютер  и информация» Информация и знания. Инструктаж по ТБ. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №6. «Создаём таблицы».(задания 1-2)

§2.1

13

Чувственное познание окружающего мира. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №6. «Создаём таблицы». (задания 3-4)

§2.2

14

Понятие как форма мышления. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №7. «Размещаем текст и графику в таблице».

§2.3 (введение)

15

Как образуются понятия. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №8. «Строим диаграммы». (задания1-2)

§2.3 (1)

16

Структурирование и визуализация информации. Инструктаж по ТБ. Практическая контрольная работа №3. «Человек и информация».

Практические работы №№4-8

                                 III ЧЕТВЕРТЬ

17

Содержание и объем понятия. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №8. «Строим диаграммы».   (задания 3 - 5)

§2.3 (2)

18

Отношения тождества, пересечения и подчинения. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №9. «Изучаем графический редактор Paint» (задания 1-3)

§2.3 (3)

19

Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №9. . «Изучаем графический редактор Paint»  (задания  4-7)

§2.3 (3)

20

Определение понятия. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №10. «Планируем работу в графическом редакторе». (задания 1-3)

§2.3 (4)

21

Классификация. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №10. . «Планируем работу в графическом редакторе» (Задания 1-3)

§2.3 (5)

22

Суждение как форма мышления. Инструктаж по ТБ.  Практическая работа №11. «Рисуем в редакторе Word» (задания 1-3)

§2.4

23

Умозаключение как форма мышления. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №11. «Рисуем в редакторе Word»  (задания 4-6)

§2.5

24

Контрольная работа №4 «Человек и информация». Что такое алгоритм. Инструктаж по ТБ Практическая работа №12. «Pисуем  на свободную тему».

§3.1

25

Исполнители вокруг нас. Логическая игра.

§3.2, §3.3

26

Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Инструктаж по ТБ. Практическая контрольная работа №5. «Строим диаграммы. Работа в графическом редакторе».

Практические работы №№8-9

                     IV ЧЕТВЕРТЬ

27

Линейные алгоритмы.

§3.4 (1)

28

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №12. ««Рисуем на свободную тему».

29

Алгоритмы с ветвлениями.

§3.4 (2)

30

 Инструктаж по ТБ. Практическая работа №13.. ««PowerPoint. «Часы».

31

Циклические алгоритмы.

§3.4 (3)

32

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №14. ««PowerPoint. «Времена года».

33

Контрольная работа.№6. «Алгоритм и исполнители».

Систематизация информации. Инструктаж по ТБ

Практическая работа №15.  Практическая работа №14. ««PowerPoint. «Скакалочка».

§1.2

34

Повторение. «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией»

35

Повторение. «Работа в графическом редакторе»


Содержание курса информатики и ИКТ для VI класса (35 часов)

VI класс

Общее число часов – 35 ч.

1. Компьютер и информация (11 ч).

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки. Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления. Единицы измерения информации.

Компьютерный практикум.

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа №1 «Работаем  с файлами и папками. Часть 1».

Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым процессором Word».

Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текста. Создаем надписи».

Практическая работа №4 «Нумерованные списки».

Практическая работа №5 «Маркированные списки».

2. Человек и информация (13 ч).

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №6 «Создаем таблицы».

Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».

Практическая работа №8 «Строим диаграммы».

Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор Paint».

Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе».

Практическая работа №11 «Рисуем в редакторе Word».

3. Элементы алгоритмизации (9 ч).

Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

Компьютерный практикум.

Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».

Практическая работа №13 «Power Point. Часы».

Практическая работа №14 «Power Point. Времена года».

Практическая работа №15 «Power Point. Скакалочка».

Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».

Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу».


Формы и средства контроля

Контрольная работа

Вариант 1.

1. Переведите число из десятичной системы счисления в двоичную.

549

2. Отметьте и последовательно соедините на координатной плоскости точки, координаты которых приведены в двоичной системе счисления.

№ точки

Двоичный код

Десятичный код

1

(101, 101)

2

(101, 101000)

3

(11001, 101000)

4

(11001, 101)

5

(10100, 101)

6

(10100, 11110)

7

(1010, 11110)

8

(1010, 101)

9

(101, 101)

3. Декодируйте текстовые сообщения.

1) Сообщение в кодировке ASCII: 01010011 01001111 01000110 01010100.
Декодированное сообщение: ____________________________________________ .

2) Сообщение в кодировке КОИ-8: 1111000 11000001 11010000 11001011 11000001.
Декодированное сообщение: ____________________________________________ .

4. Постройте черно-белое изображение, которому будет соответствовать указанные двоичные коды (закрасьте клетки):

Двоичный код

Рисунок

10000001

10000011

10000101

10001001

10010001

10100001

11000001

10000001

  1. Переведите в биты ¼ Кбайта. _________________________
  1. Вариант 2.
  2. 1. Переведите число из десятичной системы счисления в двоичную.

840

  1. 2. Отметьте и последовательно соедините на координатной плоскости точки, координаты которых приведены в двоичной системе счисления.

№ точки

Двоичный код

Десятичный код

1

(101, 101)

2

(101, 101000)

3

(1010, 101000)

4

(1010, 1111)

5

(10100, 1111)

6

(10100, 101000)

7

(11001, 101000)

8

(11001, 101)

9

(101, 101)

  1. 3. Декодируйте текстовые сообщения.
  2. 1) Сообщение в кодировке ASCII: 01001000 01000001 01010010 01000100.
    Декодированное сообщение: ____________________________________________ .
  3. 2) Сообщение в кодировке Windows: 11010100 11000000 11001001 11001011.
    Декодированное сообщение: ____________________________________________ .
  4. 4. Постройте черно-белое изображение, которому будет соответствовать указанные двоичные коды (закрасьте клетки):

Двоичный код

Рисунок

11000001

11000011

10100101

10011001

10000001

10000001

10000001

10000001

  1. 5. Переведите в килобайты 2048 битов. ___________________________

Тест 1

Вариант 1.

1. Выпишите все понятия, содержащиеся в предложении.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. (А. С. Пушкин)

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

2. Отметьте все понятия среди следующих словосочетаний:

  1. Система счисления
  2. В вычислительной технике применяется двоичная система счисления
  3. Графический файл
  4. Текстовый документ
  5. Файл – это информация, хранящаяся во внешней памяти как единое целое и обозначенная именем
  6. Двоичные коды
  7. Всего существует 256 различных цепочек из 8 нулей и единиц.

3. Укажите недостающее понятие:

  1. Человек — мозг = компьютер — …
  1. клавиатура
  2. системный блок
  3. память
  4. процессор
  1. Человек — записная книжка = компьютер — …
  1. оперативная память
  2. жесткий диск
  3. системный блок
  4. память

4. Определите вид следующего суждения: «Все дети с удовольствием играют в компьютерные игры.»

  1. общеутвердительное
  2. общеотрицательное
  3. частноутвердительное
  4. частноотрицательное

5. Отметьте формы мышления:

  1. понятие
  2. восприятие
  3. анализ
  4. синтез
  5. суждение
  6. умозаключение
  7. обобщение

Вариант 2.

1. Выпишите все понятия, содержащиеся в предложении.

Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят. (А. С. Пушкин)

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

2. Отметьте все суждения среди следующих словосочетаний:

  1. система счисления
  2. с вычислительной технике применяется двоичная система счисления
  3. графический файл
  4. текстовый документ
  5. файл – это информация, хранящаяся во внешней памяти как единое целое и обозначенная именем
  6. двоичные коды
  7. всего существует 256 различных цепочек из 8 нулей и единиц.

3. Укажите недостающее понятие:

  1. Художник  — холст = компьютер — …
  1. сканер
  2. клавиатура
  3. экран
  4. процессор
  1. Компьютер — память = фабрика — …
  1. цех
  2. контора
  3. ворота для ввоза сырья
  4. склад

4. Определите вид следующего суждения: «Некоторые девочки любят играть в футбол.»

  1. общеутвердительное
  2. общеотрицательное
  3. частноутвердительное
  4. частноотрицательное

5. Отметьте логические приемы формирования понятий:

  1. понятие
  2. восприятие
  3. анализ
  4. синтез
  5. суждение
  6. умозаключение
  7. обобщение

Тест 2

Вариант 1.

1. Закончите предложение: «Алгоритмом называется …»

  1. нумерованный список
  2. маркированный список
  3. система команд исполнителя
  4. конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату

2. Что можно считать алгоритмом?

  1. Правила техники безопасности
  2. Список класса
  3. Кулинарный рецепт
  4. Перечень обязанностей дежурного по классу

3. Закончите предложение: «Блок-схема – форма записи алгоритма, при которой для обозначения различных шагов алгоритма используются …»

  1. рисунки
  2. списки
  3. геометрические фигуры
  4. формулы

4. Закончите предложение: «Геометрическая фигура                      используется в блок-схемах для обозначения …»

  1. начала или конца алгоритма
  2. ввода или вывода
  3. принятия решения
  4. выполнения действия

5. Закончите предложение: «Геометрическая фигура                      используется в блок-схемах для обозначения …»

  1. начала или конца алгоритма
  2. ввода или вывода
  3. принятия решения
  4. выполнения действия

6. Отметьте галочкой истинные высказывания:

  1. Человек разрабатывает алгоритмы.
  2. Компьютер разрабатывает алгоритмы.
  3. Исполнитель разрабатывает алгоритмы.
  4. Человек управляет работой других исполнителей по выполнению алгоритмов.
  5. Компьютер управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов.
  6. Исполнитель управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов.
  7. Человек исполняет алгоритмы.
  8. Компьютер сам выполняет алгоритмы (программы).
  9. Исполнитель четко и безошибочно выполняет алгоритмы, составленные из команд, входящих в его СКИ.

7. Закончите предложение: «Алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом, называется …»

  1. линейным
  2. ветвлением
  3. циклическим

Вариант 2.

1. Закончите предложение: «Алгоритмом называется …»

  1. нумерованный список
  2. конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату
  3. блок-схема
  4. система команд исполнителя

2. Что можно считать алгоритмом?

  1. Правила организации рабочего места
  2. Телефонный справочник
  3. Схема метро
  4. Инструкция по пользованию телефонным аппаратом

3. Закончите предложение: «Графическое представление алгоритма для исполнителя называется  …»

  1. рисунком
  2. планом
  3. геометрической фигурой
  4. блок-схемой

4. Закончите предложение: «Геометрическая фигура                      используется в блок-схемах для обозначения …»

  1. начала или конца алгоритма
  2. ввода или вывода
  3. принятия решения
  4. выполнения действия

5. Закончите предложение: «Геометрическая фигура                                 используется в блок-схемах для обозначения …»

  1. начала или конца алгоритма
  2. ввода или вывода
  3. принятия решения
  4. выполнения действия

6. Отметьте галочкой истинные высказывания:

  1. Человек исполняет алгоритмы.
  2. Компьютер сам выполняет алгоритмы (программы).
  3. Исполнитель четко и безошибочно выполняет алгоритмы, составленные из команд, входящих в его СКИ.
  4. Человек управляет работой других исполнителей по выполнению алгоритмов.
  5. Компьютер управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов.
  6. Исполнитель управляет работой связанных с ним технических устройств по выполнению алгоритмов.
  7. Человек разрабатывает алгоритмы.
  8. Компьютер разрабатывает алгоритмы.
  9. Исполнитель разрабатывает алгоритмы.

7. Закончите предложение: «Алгоритм, в котором некоторая группа команд выполняются многократно, пока соблюдается некоторое заранее установленное условие,  называется …»

  1. линейным
  2. ветвлением
  3. циклическим

 Перечень учебно-методических средств обучения

Литература основная:

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007;
  6. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Литература дополнительная:

  1. Кузнецов А. А., Бешенков С. А., Ракитина Е. А., Матвеева Н. В., Милохина Л. В. Непрерывный курс информатики (концепция, системы модулей, типовая программа) // Информатика и образование. 2005. № 1.
  2. Роберт И. В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования. // Информатика и образование. 2004. № 5.
  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование / Министерство образования Российской Федерации. М., 2004.

Оборудование:

  1. Текстовый процессора Word;
  2. Графический редактор Paint;
  3. Пакет презентационной графики PowerPoint;
  4. Методические разработки с сайта lbz@aha.ru
  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  6. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.