Картотека

Прогулки, подвижные игры, дыхательная гимнастика, загадки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для детей старшей группы

1. «Фома и Тимошка».

Задача: развитие слухового внимания, ритмичности.

Стучит, бренчит по улице,     Топающий шаг вперёд по кругу

Фома едет на курице.

Тимошка на кошке                    Лёгкий бег по кругу

Туда же по дорожке.

2. «Лиса по лесу ходила».

Задача: развитие ритмичности, координации, внимания.

Лиса по лесу ходил,

Звонки песни заводила.

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки сплела.

Дробный шаг по кругу

На последний слог – разворот лицом в круг

Хлопки-тарелки

Поочерёдное выставление ног на пятку

3. «Скок-скок-поскок».

Задача: Развивать внимание, ритмичность, координацию движений.

Скок-скок-поскок,       ритмичные поскоки по кругу,

Сколочу мосток,         в руках – деревянные ложки или кубики, на них

Серебром замощу,      отстукивается ритм стиха

Всех ребят пущу.

В конце все останавливаются, ведущий вступает в диалог с кем-нибудь из участников («ритмический разговор»).

4. «На стене часы висели».

Задача: закреплять слуховые представления о равномерной пульсации, о долгих и коротких звуках. Использование звучащих жестов и шумовых инструментов.

На стене часы висели:        Качание

«Тик-так, тик-так».              Хлопки                   Деревянные палочки

Тараканы стрелки съели,    Качание

«Хрум-трак, хрум-трак».    Хлопки-тарелки    Рубель, ксилофон

Мыши гири оторвали,         Качание

«Бом-бом, бом-бом».          Шлепки                   Тарелка

И часы ходить не стали:      Качание

«Динь-стон, динь-стон».     Притопы                Треугольник

5. «Стало теплее».

Задача: Воспроизведение синкопы с ритмослогами и на фоне метрического пульса в 2-х дольном размере.

Стало теплее,

Воздух свежее.

День прибывает,

Снег  уже тает.

6. «Капельки».

Задача: Развитие внимания, выразительности движений, координации.

Побежали капельки в синеньких сапожках (лёгкий бег),

Превратились капельки в ручейки-дорожки,

Бежал ручей по камешкам, по камешкам бежал (бег),

Потом в прозрачной лужице лежал, лежал, лежал (дети приседают: «засыпают»),

Вот снова он помчался вскачь и громко зажурчал (подскоки с перестроением в круг),

Увидел речку- прыг туда (прыжки вперёд),

И сразу замолчал (дети садятся на ковёр).

7. «Апрель!»

Задача: Декламация стиха со звучащими жестами и с музыкальными инструментами.

а) декламация стиха с пластическими жестами;

б) подбор сопровождения к стиху:

- мелодическое остинато;

- сопровождение на треугольнике (капельки);

- остинато на ксилофоне: тоническая квинта или терция 2-мя руками  одновременно.

Апрель, апрель!                      4 хлопка

На дворе звенит капель,        «капельки» или шлепки

По полям бегут ручьи,           перебор пальцами, «ручьи»

На дорожках лужи,                 ладошки вниз, руки двигаются как по поверхности лужи

Выбегают муравьи                 перебирают пальцами, как бы поднимаются вверх

После зимней стужи.

Пробирается медведь             имитируют шаги

Сквозь густой валежник.

Стали птицы громче петь       взмахи рук

И расцвёл подснежник.        изображают подснежник

8. «Едем, едем на тележке».

Задача: Озвучивание стишка, развитие ритмичности, творческого воображения.

Развитие внимания и чувства ритма, менять характер движения в соответствии с изменением ритма музыки.

Едем, едем на тележке                            Скрип-скрип

Распевать в лесу потешки.

Листья ласково шуршат,                          Ш-ш-ш

Птички звонко так свистят.                              Фью-фью

Белочка на ветке орешки грызёт,            Цок-цок

Рыжая лисичка зайца стережёт.              Тс-тс

Едем, едем на тележке                             Скрип-скрип

Распевать в лесу потешки.

Ручеёк журчит,                                         Болтание языком

В речку он бежит.

Долго-долго ехали,                                  Скрип-скрип

Наконец, приехали!

Ух!                                                             Хором

9. «Сильная и слабая доли».

Задача: различать и выделять звучащими жестами сильную и слабую доли в стихах и в пении.

Методика проведения: дети выделяют сильную долю хлопками, а слабую – шлепками при ритмизации текста и во время пения.

10. «Будем листья собирать».

Задача: развивать ритмичность, мелкую моторику.

Раз, два, три, четыре, пять,                          Сжимают и разжимают кулачки

Будем листья собирать.

Листья берёзы, листья рябины,                      Поочерёдно загибают пальцы

Листики тополя, листья осины.

Листики дуба мы соберём.                              Сжимают, разжимают кулачки

В садик  осенний букет принесём.

11. «Осенние листочки».

Задача: почувствовать и воспроизвести в движении ритм качания, заложенный в стихе.

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

12. «Снежинка».

Цель: развитие внимания, координации слова и движения. Тренировка плавного длительного выдоха.

Кружатся снежинки

В воздухе морозном.

Падают на землю

Кружевные звёзды. Медленно присесть, показать плавное падение снежинок

Вот одна упала

На мою ладошку. Встать, поймать воображаемую снежинку на ладошку

Ой, не тай, снежинка, Бережно прикрыть рукой снежинку другой ладошкой

Подожди немножко! Кружение на носочках

В конце игры дети легко дуют на воображаемую снежинку.

13. «Снежная баба».

Задача: развитие координации, внимания, плавно, напевной речи.

Сегодня из снежного мокрого кома

Мы снежную бабу слепили у дома. Идти по кругу, катить воображаемый ком.

Стоит эта баба у самых ворот – Пружинки, руки на пояс

Никто не проедет! Никто не пройдёт! Грозить пальцем пр. и л. руки по очереди

Знакома она уже всей детворе, Хлопки с прыжками

А Жучка всё лает: «Чужой во дворе». Притопы



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Картотека тематических загадок.

C:\Users\Admin\Desktop\дети.jpeg

*Фрукты*

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки.

(Яблоко)

С оранжевой кожей,

На мячик похожий,

Но в центре не пусто,

А сочно и вкусно.

(Апельсин)

Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один -

Кислый очень, очень.

(Лимон)

Ну а это угадать

Очень даже просто:

Апельсин, ни дать, ни взять,

Только меньше ростом.

(Мандарин)

И еще один я знаю

Удивительнейший фрукт,

Апельсин напоминает,

Называется - ...

(Грейпфрут)

Ужин этот лучший самый,

Рада я и Миша рад,

Ведь сегодня наша мама

Нам купила ...

(Виноград)

Огурцы они как будто,

Только связками растут,

И на завтрак эти фрукты

Обезьянам подают.

(Банан)

Ни в полях и ни в садах,

Ни у вас и ни у нас,

А в тропических лесах

Вырастает ...

(Ананас)

*Овощи*

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли полмешка.

(Капуста)

Неказиста, шишковата,

А придёт на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!»

(Картошка)

Сидит дед, в шубу одет,

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

(Лук)

Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

(Морковь)

Лежит меж грядок,

Зелен и сладок.

(Огурец)

Как на нашей грядке

Выросли загадки –

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

(Помидоры)

Кругла да гладка,

Откусишь – сладка,

Засела крепко

На грядке …………

(Репка)

Вверху зелено,

Внизу красно,

В землю вросло.

(Свёкла)

Золотая голова,

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка.

(Тыква)

*Ягоды*

Сижу на тереме,

Мала, как мышь,

Красна, как кровь,

Вкусна, как мёд.

(Вишня)

На лесной поляне

Красуется Татьяна:

Алый сарафан,

Белые крапинки.

(Земляника)

В сенокос – горька,

А в мороз – сладка,

Что за ягодка?

(Калина)

Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет,

Другая чернеет.

(Красная и чёрная смородины)

Красненька Матрёшка,

Беленько сердечко.

(Малина)

На сучках висят шары,

Посинели от жары.

(Слива)

Сидит рядом с нами,

Смотрит чёрными глазами.

Черна, сладка, мала

И ребяткам мила. (Черника)

*Цветы*

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдёшь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

(Василёк)

Что в хлебе родится,

А есть не годится?

(Василёк)

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет.

(Колокольчики)

Белые горошки

На зелёной ножке.

(Ландыш)

Солнце жжёт мою макушку,

Хочет сделать погремушку.

(Мак)

Есть один такой цветок,

Не вплетёшь его в венок.

На него подуй слегка:

Был цветок – и нет цветка.

(Одуванчик)

Стоит в саду кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

(Ромашка)

*Деревья*

В белом сарафане

Стала на поляне.

Летели синицы.

Сели на косицы.

(Берёза)

Белые овечки

Бегают по свечке.

(Верба)

Весной цвету,

Летом плод приношу,

Осенью не увядаю,

Зимой не умираю.

(Ель, сосна)

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная!

(Ёлка)

Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила,

А о чём она грустит,

Никому не говорит.

(Ива)

Вроде сосен, вроде ёлок,

А зимою без иголок.

(Лиственница)

Осень в сад

К нам пришла,

Красный факел

Зажгла.

Здесь дрозды,

Скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

(Рябина)

*Дикие животные*

В дупле живёт

Да орешки грызёт.

(Белка)

Водяные мастера

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины

И плотину.

(Бобры)

Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодный?

(Волк)

Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам.

(Верблюд)

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

(Ёж)

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он …………..

(Жираф)

Что за коняшки –

На всех тельняшки.

(Зебры)

Через поле напрямик

Скачет белый воротник,

(Заяц)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт.

(Лиса)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(Лось)

По реке плывёт бревно.

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит ………….

(Крокодил)

Если надо – детвору

В сумку прячет …………

(Кенгуру)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(Медведь)

Поднимает хобот он.

Кто же это? Это ……….

(Слон)

И в море не купаются,

И нет у них щетинки,

И всё же называются

Они – морские ……….

(Свинки)

*Домашние животные*

Голодна – мычит,

Сыта – жуёт,

Малым ребяткам

Молочка даёт.

(Корова)

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога.

(Баран)

Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь.

(Осёл)

У кого рога, длинней хвоста?

(Коза)

Пятак есть,

А ничего не купит.

(Свинья)

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи.

(Собака)

Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком.

Мяу! Как мне часто снится

Блюдце с тёплым молочком.

(Кошка)

Не земледелец, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник.

(Лошадь)

*Птицы*

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По ночам кочует –

Коноплю ворует.

(Воробей)

Чёрный, проворный,

Кричит «крак» -

Червякам враг.

(Грач)

Хоть я не молоток –

По дереву стучу:

В нём каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный.

(Дятел)

По поднебесью верёвка протянулась.

(Журавли)

Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку»?

(Кукушка)

Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

Сверху – чёрное суконце,

Снизу – белое полотенце.

(Ласточка)

На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нём?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться –

Два могучие крыла

У хозяина ……….

(Орла)

Что за дивная картина?

Хвост чудесный у ……….

(Павлина)

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло.

(Сова)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

(Сорока)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ………

(Снегири)

*Домашние птицы*

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

(Гусь)

Белые хоромы,

Красные подпоры.

Ходит спесь надуваючись.

(Индюк)

Кто так заливисто поёт

О том, что солнышко встаёт?

(Петух)

Клохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает.

(Курица)

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочку.

(Утка)

*Мебель*

Как приятно нашей Тане

Повалятся на ……………

(Диване)

Если ты захочешь спать,

В спальне ждёт тебя ……….

(Кровать)

Не страшны морозы, если

Ты сидишь в уютном ………….

(Кресле)

С пирогами чай попьём

За обеденным …………

(Столом)

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди-ка ты на …………….

(Стуле)

Вам сидеть не тесно, детки,

Вчетвером на ………….

(Табуретке)

У чистюли Любочки

Всегда порядок в ……….

(Тумбочке)

Свитер, кофту, тёплый шарф

Аккуратно сложим в ……..

(Шкаф)

*Одежда. Обувь. Головные уборы.*

Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие, как братья.

Мы за обедом – под столом,

А ночью – под кроватью.

(Ботинки)

А ну-ка, ребята,

Кто угадает:

На десятерых братьев

Двух шуб хватает.

(Варежки)

Дуйся не дуйся,

Через голову суйся,

Попляши день-деньской

И пойдёшь на покой.

(Рубашка)

Отгадай загадку: кто мы?

В ясный день сидим мы дома.

Дождь идёт – у нас работа:

Топать-шлёпать по болотам.

(Сапоги, галоши)

Надевают для покоя,

А снимают для учтивости.

(Халат)

По дороге я шёл,

Две дороги нашёл,

По обеим пошёл.

(Штаны)

Сижу верхом,

Не ведаю на ком.

(Шапка)

С одного бока – лес,

А с другого – поле.

(Шуба)

*Профессии*

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому, что он ………….

(Артист)

Ты учишь буквы складывать, считать,

Цветы растить и бабочек ловить,

На всё смотреть и всё запоминать,

И все родное, русское любить.

(Воспитатель)

Встаём мы очень рано,

Ведь наша забота –

Всех отвозить по утрам на работу.

(Водитель)

Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас от всех

Болезней?

(Доктор)

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?

(Повар)

С огнём бороться мы должны –

Мы смелые работники,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы?

(Пожарники)

Мы учим детишек

Читать и писать,

Природу любить,

Стариков уважать.

(Учитель)

*Транспорт*

Дом по улице идёт,

На работу всех везёт.

Не на курьих тонких ножках,

Я в резиновых сапожках.

(Автобус)

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

(Автомобиль)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём.

(Велосипед)

Заворчу, зужурчу,

В небеса улечу.

(Вертолёт)

Он идёт, волну сечёт,

Из трубы зерно течёт.

(Комбайн)

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землёй.

(Метро)

Несётся и стреляет,

Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой.

(Мотоцикл)

Чудо-птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звёзд.

(Ракета)

Летит птица-небылица,

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит.

(Самолёт)

Спозаранку за окошком,

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

(Трамвай)

Какой конь землю пашет,

А сена не ест?

(Трактор)