Критерий 3: Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно - методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Галушкова Юлия Валерьевна

3.1. Методическая работа (в межаттестационный период)

3.2. Участие педагогического работника в профессиональных конкурсах

3.3. Результаты участия в профессиональных конкурсах

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа 49.53 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

Педагогическим советом

МБДОУ детский сад № 5

«Звездочка» г. Охи

(протокол от 31.08.2022 № 1)

УТВЕРЖДЕНО                                                                приказом МБДОУ детский                                                                     сад № 5 «Звездочка» г. Охи                                                                                                        от 31.08.2022 № 483

Программа наставничества

«Воспитатель – воспитатель»

на 2022-2023 учебный год

наставник – воспитатель Галушкова Ю.В.

молодой педагог – Ниденс Н.В.

Пояснительная записка

           В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а воспитанники и их родители, администрация образовательного учреждения ожидает от них столь же безупречного профессионализма.

          Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности. Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

           Каждый руководитель образовательной организации, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, старший воспитатель осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.

            Идея создания программы появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.

            Программа наставничества нацелена на работу с молодым педагогом – воспитателем, имеющим опыт работы в дошкольном образовании менее трех лет.

            Начиная свою работу в дошкольной образовательной организации, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания и обучения.

             Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.

             Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС ДО, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность.

             Настоящая программа призвана помочь организации деятельности педагога наставника с молодым педагогом на уровне образовательной организации.

Срок реализации программы: 1 год.

Цель программы: оказание помощи молодому педагогу в повышении квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей.

Задачи:

  1. Обеспечить теоретическую, психологическую, методическую поддержку молодому педагогу.
  2. Стимулировать повышение теоретического и практического уровня педагога, овладение современными педагогическими технологиями.
  3. Способствовать планированию        карьеры        молодого педагога, мотивации к повышению квалификационного уровня.
  4. Отслеживать        динамику        развития        профессиональной        деятельности педагога.

Основные направления:

  1. Повышение профессионального мастерства молодого педагога в моделировании воспитательно-образовательного процесса.
  2. Формирование навыка ведения педагогической документации.
  3. Изучение нормативных актов и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию воспитательно-образовательного процесса.
  4. Развитие профессиональной компетенции.
  5. Изучение уровня профессиональной подготовки молодого педагога и анализ результатов работы наставничества.

Условия эффективности работы:

  1. Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов.
  2. Системность и непрерывность в организации всех форм взаимодействия педагога наставника и наставляемого молодого педагога.
  3. Сочетание теоретических и практических форм работы.
  4. Анализ результатов работы (мониторинг развития детей).
  5. Своевременное обеспечение педагога педагогической и учебно-методической информацией.

Формы и методы работы педагога-наставника с молодым педагогом:

  • консультирование (индивидуальное, групповое);
  • активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение занятий, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников).

Деятельность наставника:

  1. й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого педагога, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
  2. й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого воспитателя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
  3. й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Ожидаемые результаты:

для молодого педагога:

  • Познание молодым педагогом своих профессиональных качеств и ориентация на ценности саморазвития.
  • Качественные изменения во взаимоотношениях с коллегами, воспитанниками, родителями (законными представителями).
  • Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь.
  • Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности.

для наставника:

  • эффективный способ самореализации;
  • повышение квалификации;
  • достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.

для образовательной организации:

  • успешная адаптация молодого педагога;
  • повышение уровня закрепляемости молодого педагога в образовательном учреждении.

Принципы наставничества:

  • добровольность;
  • гуманность;
  • соблюдение прав молодого специалиста;
  • соблюдение прав наставника;
  • конфиденциальность;
  • ответственность;
  • искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
  • взаимопонимание;
  • способность видеть личность.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА

Форма наставничества: «Воспитатель-воспитатель».

Сведения

О молодом специалисте (педагоге)

О педагоге-наставнике

Фамилия, имя, отчество

Ниденс Наталья Викторовна

Галушкова Юлия Валерьевна

Образование

среднее профессиональное

средне – специальное.

Какое учебное заведение окончил

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сахалинский государственный университет" г. Южно-Сахалинск Диплом от 23.06.2017

Специальность: дошкольное образование.

Квалификация: воспитатель детей дошкольного возраста.

Александровск – Сахалинское педагогическое училище.

Диплом от 29.06.1995г. Специальность «Дошкольное образование»

Квалификация: воспитатель в дошкольных учреждениях.

Педагогический стаж

5 лет

22 года

Должность

воспитатель

 воспитатель

Группа

младшая группа

Квалификационная категория

без категории

первая категория

При организации наставничества процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия:

Субъекты взаимодействия

Содержание взаимодействия

Воспитатель – молодой педагог

  1. Создание условий для адаптации педагога на работе.
  2. Знакомство с нормативными и локальными актами.
  3. Обеспечение необходимыми методическими

материалами, литературой.

Молодой педагог –

воспитанники –

1. Формирование авторитета педагога, уважения,

интереса к нему у детей и родителей (законных

родители        (законные

представители)

представителей).

Молодой педагог –

коллеги

1. Оказание поддержки со стороны коллег.

Этапы реализации программы.

Программа наставничества рассчитана на 1 год. Решение о продлении или досрочном прекращении реализации программы может быть принято с учетом потребности в данной программе.

Содержание программы реализуется последовательно. Этапы реализации программы:

  1. й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого педагога, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
  2. й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого воспитателя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
  3. й этап – контрольно-оценочный.
  1. этап. Адаптационный (Диагностический)

Задачи этапа: выявление профессиональных затруднений молодого педагога; разработка основных направлений работы с молодым педагогом.

Содержание этапа:

Педагог наставник анализирует профессиональную готовность молодого педагога по критериям:

  • педагогическое образование;
  • теоретическая        подготовка        (знание        основ        общей        и        возрастной        психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников);
  • наличие опыта практической работы с детьми дошкольного возраста;
  • ожидаемый результат педагогической деятельности;
  • выявление особенностей личности педагога.

Для получения необходимых сведений могут быть использованы методы:

  • опрос;
  • собеседование;
  • анкетирование;
  • наблюдение за организацией воспитательно-образовательного процесса в группе.

В зависимости от результатов диагностического этапа молодые педагоги условно делятся на три группы:

  1. воспитатели,        имеющие        недостаточную        теоретическую        и        практическую подготовку;
  2. воспитатели с достаточной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической работы;
  3. воспитатели со слабо развитой мотивацией труда.

В зависимости от полученных данных, педагог наставник ставит цели работы, определяет содержание работы, выбирает методы и формы работы.

 Цели и формы работы:

Воспитатели, имеющие недостаточную теоретическую и практическую подготовку

Воспитатели с достаточной теоретической

подготовкой, но не имеющие опыта практической работы

Воспитатели со слабо развитой мотивацией труда

Содержание и цели работы

Усвоение теоретического

Овладение        навыками

Повышение интереса и

материала, формирование

практической        работы        с

положительного

навыков практической

педагогами, родителями.

  отношения к

работы.

  педагогической

деятельности, помощь в

осознании своей

профессиональной

значимости, степени

ответственности за

воспитание и обучение

детей.

Формы работы

Консультации

Дискуссии

Семинары-практикумы

Круглые столы

Беседы

Деловые игры

Изучение методической литературы

Убеждения, поощрения

Взаимопосещения

беседы

Коллективные просмотры педпроцессов

Анализ педагогических ситуаций

Таким образом, разрабатывается индивидуальный план профессионального становления молодого педагога на год. Результативность и эффективность реализации индивидуального плана профессионального становления анализируется педагогом наставником и молодым педагогом не реже 1 раза в 3 месяца. На основании результатов анализа в индивидуальный план профессионального становления молодого педагога могут вноситься изменения и дополнения.

  1. этап. Основной (проектировочный).

Задача этапа: реализация основных положений Программы.

Содержание этапа:

  • Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов;
  • Взаимоподдержка и взаимопомощь;
  • Координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и задачами воспитания и обучения детей;
  • Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями, требованиями ФГОС ДО и задачами реализуемых программ;
  • Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим;
  • Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;
  • Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога;
  • Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия.
  1. этап. Контрольно-оценочный (Аналитический)

Задачи этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы.

Содержание этапа:

  • Анализ результатов работы молодого педагога с детьми;
  • Динамика профессионального роста молодого педагога;
  • Рейтинг молодого педагога среди коллег;
  • Самоанализ своей деятельности за прошедший год;
  • Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами;
  • Подведение итогов, выводы.

Формы работы педагога наставника с наставляемым молодым педагогом.

Для того, чтобы повысить профессиональное мастерство молодых педагогов, используются разные формы работы. Выбор форм работы зависит от этапа реализации программы, от личностных качеств педагогов, от уровня профессиональной подготовки молодых педагогов, от поставленных задач.

Формы работы с молодыми педагогами

Организации - партнеры

Уровень образовательной организации

Муниципальный и региональный уровень

1.Курсы        повышения

1.Диалог, беседа.

1. Аттестация

квалификации.

2.Индивидуальная,        групповая

2.Городские методические

консультация.

объединения.

3.Самоанализ        собственной

3.Семинары,

деятельности.

конференции, Фестивали.

4.Обучающие семинары.

4.Вебинары.

5.Практикумы.

5.Конкурсы

6.Анкетирование, опрос.

профессионального

7.Мастер-класс        педагога

мастерства.

наставника.

6.Общение, обмен опытом

8.Взаимопосещения,        открытые

в        профессиональных

просмотры.

интернет-сообществах.

  1. Анализ        педагогических ситуаций.
  2. Диссеминация опыта. 11.Деловая игра.
  1. Круглый стол.
  2. Конкурс        профессионального мастерства.

План работы педагога-наставника на 2022-2023 учебный год по планированию, организации и содержанию деятельности

            индивидуальной работы с молодым специалистом (педагогом)

Цель: Создание социальной ситуации развития молодого педагога в процессе адаптации и закрепления его в системе образования.

Задачи:

  • создать условия для адаптации молодого воспитателя в коллективе;
  • создать условия для определения уровня профессиональной подготовки, для выявления затруднений в педагогической практике и оказания методической помощи;
  • обеспечить развитие профессиональных навыков молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения с воспитанниками и их родителями;
  • способствовать развитию потребности у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.

Ожидаемые результаты:

  • Успешная адаптации начинающего педагога в учреждении;
  • Активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков молодого педагога;
  • Повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;
  • Обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
  • Использование в работе инновационных педагогических технологий.

Перспективный план работы

наставника - воспитателя с молодым специалистом

на 2022 – 2023 учебный год.

воспитатель – наставник младшей группы «Гномик»

Галушкова Юлия Валерьевна

Молодой специалист – Ниденс Наталья Викторовна

Месяц

Содержание работы

Метод   работы

Сентябрь

1.Психолого-педагогические основы установления контактов педагога с воспитанниками второй группы раннего возраста «Гномик»

2.Оформление документации группы.

3. Мониторинг детского развития.

Консультации и показ проведения режимных моментов

Оказание помощи в оформлении документации.

Подбор диагностического материала, оказание помощи.

Октябрь

4. Выбор темы по самообразованию.

5.Ознакомление с нормативно - правовой базой.

6. Мониторинг

Консультация, оказание помощи и ответы на интересующие вопросы.

Подбор методической литературы по теме самообразования.

Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ.

Помощь в проведении мониторинга.

Ноябрь

7. Планирование работы с родителями, оформление наглядной информации для родителей.

8. Мастер – классы: проведение организованной образовательной деятельности и режимных моментов.

9. Составление конспектов, планов мероприятий. 

Консультация и помощь в составлении плана работы с родителями, подбор материала для родителей.

Посещение молодым специалистом организованной образовательной деятельности и режимных моментов у наставника. 

Помощь в составлении конспекта организованной образовательной деятельности. Контроль. Подведение итогов.

Декабрь

10. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей воспитанников.

11. Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности молодым специалистом.

12. Подготовка к новогодним мероприятиям.

Наблюдения за молодым специалистом во время его общения с родителями воспитанников.

Посещение занятий молодого специалиста. Обсуждение.

Составление плана предварительной работы с детьми и родителями.

Январь

13. Организация индивидуальной работы с детьми.

14. Углубленное знакомство с локальными документами, приказами ДОУ.  

15. Роль игры в развитии дошкольников

Посещение занятий молодого специалиста. Обсуждение.

Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ.

Консультации наставника, наблюдение за работой молодого специалиста - совместная игровая деятельность.

Февраль

16. Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста.   

 

 17. Использование современных технологий в воспитательном процессе.  

Консультация и решения выхода из этих проблем.

Консультация и ответы на интересующие вопросы.

Март

18. Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности молодым специалистом.

Посещение занятий молодого специалиста. Обсуждение.

Апрель

19. Подготовка к мониторингу развития детей.   

Посещение занятий молодого специалиста.

 Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме.

 Оказание помощи. Контроль. Обсуждение.

Май

20.  Родительское собрание.

21. Подготовка к летней оздоровительной кампании.

22. Подведение итогов работы.

Проведение собрания, обсуждение собрания.

Консультация и ответы на интересующие вопросы.

Самоанализ молодого воспитателя.

Заключение.

Таким образом, можно констатировать, что для повышения эффективности работы с молодыми педагогами необходимы:

  • Обоснованный выбор системы методической работы на основе аналитической деятельности;
  • Работа на основе диагностики педагогических затруднений, учета творческой активности и информационных потребностей педагога;
  • Взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОУ, форм и методов методической работы;
  • Оптимальное сочетание теоретических и практических форм;
  • Оценка педагогического труда по результатам;
  • Современное обеспечение методической литературой.

У        молодого        педагога        сформируется        потребность        в        постоянном        пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и

прогнозировать воспитательно – образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.