Информационно-методические материалы

Викторова Юлия Петровна

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«Фоновая музыка в жизни дошкольного учреждения»

            …. Музыка – это лекарство,

 которое слушают……

Понятие музыкотерапии

Термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья.

Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

С древних пор музыка использовалась как лечебный фактор. Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали музыку для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния музыки, пытаясь определить ее роль как в восстановлении функций организма, так в формировании духовного мира личности. Известно, что уже Гиппократ и Пифагор специально «прописывали» своим больным курсы лечения музыкой, достигая высоких целительных эффектов! Известны идеи Платона, связанные с музыкотерапией. Вслед за Платоном и Пифагором идеи о влиянии искусства на человека Аристотель в учении о катарсисе – концепции очищения души человека в процессе восприятия музыки.

Каким же образом музыка воздействует на организм человека?

Трудно переоценить влияние музыки на человека. Это живой неисчерпанный источник вдохновения. Музыка может предоставить удовольствие, но также одновременно может вызвать сильное душевное переживание, пробудить к размышлению, открыть неизвестный мир фантазий.

Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее. В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, улучшают аппетит, облегчает установление контакта между людьми, повышают тонус коры головного мозга, улучшает обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение, усиливают внимание.

Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека.

Кстати, музыка благотворно действует не только на человека, но и на животных и даже на растения.

Самый большой эффект от музыки – профилактика и лечение нервно- психических заболеваний.

Отдельные элементы музыки имеют прямое влияние на различные системы человеческого организма.

Музыка в детском саду должна сопровождать детей в течение всего дня. Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, дети испытывают состояние наслаждения, восхищения. У них формируются первоначальные ценностные ориентации – способность ценить красоту жизни. Восприятие музыки способствует общему психофизическому эмоциональному развитию, а также гармонично воздействует на личность ребенка.

Музыкально – эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанников.

Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребенка, музыка может являться ценностной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.

 

Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыкальной терапии:

- музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей

- замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми

- улучшается речевая функция

- улучшается сенсомоторная функция

- музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, она помогает установлению эмоционального диалога часто даже и в тех случаях, когда другие способы исчерпаны

 

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия, происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к следующему выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.

Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель, педагог – психолог, воспитатель – методист.

Использование фоновой музыки является одним из доступных методов психолого – педагогического воздействия на ребенка в условиях общеобразовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно – воспитательного процесса:

1. Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей.

2. Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности.

3. Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний.

4. Переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления.

5. Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование) может ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно – эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм) .

При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане.

Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем. Так на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. На занятиях по ознакомлению с окружающим  миром воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащения представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.

Звучание музыки фоном в режимные моменты (прием детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъем и т. д.) создает эмоционально – комфортный климат в группе. Взаимодействие психолога с медицинским работником поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующего физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение дня.

Утро. Встреча детей.

Цель: Создание положительного эмоционального фона.

Раннее утро. Родители, торопясь на работу, ведут детей в детский сад. И уже издалека дети слышат нежную, чарующую музыку. Ярко светящиеся окна, приветливая музыка, добрые сотрудники детского сада ожидают малышей. Давно доказано, что красивая музыка доставляет человеку радость, благотворно влияет на его организм. Приятный утренний музыкальный настрой положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, что их ребенку в детском саду хорошо и комфортно. Психологами установлено, что с помощью музыки легче устанавливается контакт между людьми.

Используемые музыкальные произведения:

1. П. И. Чайковский «Марш» из балета «Щелкунчик»

2. П. И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

3. И. Штраус «Полька Трик – трак»

4. М. И. Глинка «Детская полька»

5. А. Вивальди «Зима»

6. П. И. Чайковский «Апрель»

7. Г. В. Свиридов «Музыкальный ящик»

8. Г. В. Свиридов «Веселый марш»

9. Н. А. Римский – Корсаков «Три чуда»

10. И. Штраус «На прекрасном голубом Дунае»

11. В. А. Моцарт «Музыкальная шкатулка»

12. Й. Гайдн «Детская симфония»

13. М. И. Глинка «Вальс – фантазия»

14. И. Штраус «Сказки венского леса»

Прогулка

Прогулку рекомендуется проводить под музыку: это и приятно, и здорово!

Солнечный день, морозная свежесть, бодрые и веселые аккорды музыкального произведения оживляют движения. Детям хочется веселиться, играть, что – то придумывать. Радостная музыка задает определенный жизненный ритм, оказывает мобилизующее воздействие, выраженное в игровой форме. Исследования показали, что ритмичная музыка положительно влияет на развитие нервной системы ребенка. Слушая такую музыку на свежем воздухе, дети могут танцевать и подпевать, запоминая слова новых песен.

Используемые музыкальные произведения:

1. А. Т. Гречанинов «Моя лошадка»

2. «Ах вы, сени… » русская народная музыка

3. В. А. Гаврилин «Мальчик гуляет, мальчик зевает»

4. С. В. Рахманинов «Итальянская полька»

5. «Пойду ль я, выйду ль я» русская народная песня

6. «Во саду ли, в огороде» русская народная песня

7. В. Г. Кикта «Оранжевый скоморох»

8. В. Агафонников «Сани с колокольчиками»

9. Н. А. Римский – Корсаков «Снегурочка»

10. Г. В. Свиридов «Весенний марш»

11. В. А. Моцарт «Симфония №40»

12. М. И. Глинка «Марш Черномора»

13. А. П. Петров «Я шагаю по Москве»

Сон

Одним из методов расслабляющего воздействия на ребенка является применение музыкальных произведений в периоды засыпания и пробуждения. Для этого в детском саду созданы все необходимые условия: в каждой группе есть магнитофон, и может быть уже подобранная соответствующая музыка под названием «Колыбельная». Под воздействием такой музыки у детей нормализуется артериальное давление, стимулируется дыхание, происходит эмоциональное расслабление. Спокойная, нежная музыка помогает детям заснуть.

Используемые музыкальные произведения:

1. Колыбельные:

- «Спи, засыпай, маленькая принцесса»

- «Приход весны»

- «Засыпающий малыш»

- «Крепко спи»

- «Сколько звездочек на небе»

- «Спи, малыш мой, засыпай»

2. П. И. Чайковский «Октябрь»

3. Ц. А. Кюи «Колыбельная»

4. Г. В. Свиридов «Грустная песенка»

5. К. В. Глюк «Мелодия»

6. Л. В. Бетховен «Сурок»

Пробуждение

Используемые музыкальные произведения:

1. В. А. Моцарт «Музыкальная шкатулка»

2. К. Сен – Санс «Куры и петухи»

3. А. Т. Гречанинов «Материнские ласки»

4. Н. А. Римский – Корсаков «Белка»

5. И. Штраус «Полька – пиццикато»

6. Н. А. Римский - Корсаков «Полет шмеля»

7. Р. Щедрин «Полет шмеля»

8. П. И. Чайковский «Танец маленьких лебедей»

9. Л. В. Бетховен «Соната № 14»

Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несет в себе выразительные образцы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.

Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение. Например, музыкальные циклы П. И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», балет П. И. Чайковского «Щелкунчик», произведения В. А, Моцарта и др.

Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности. Поэтому ее рекомендуется использовать не только на музыкальных занятиях, но и во всех видах деятельности. Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей, но и кА игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса, в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду.

Исходя из вышесказанного, следует вывод: при помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции; поднять настроение, снизить чувство тревожности; у неуравновешенных детей сформировать чувство внутреннего покоя, радости, положительные эмоции; желание общаться друг с другом. Выполнение режимных моментов с использованием музыкотерапии прививают навыки расслабления, развивают нравственно-коммуникативные качества, создают положительный эмоциональный фон.

 

Интересные факты о музыкотерапии:

 - Известный французский актер Жерар Депардье в молодости сильно заикался. Эта болезнь ставила крест на его только начинавшейся карьере. Но врач посоветовал ему ежедневно не менее двух часов уделять прослушиванию Моцарта. Через два месяца Жерар полностью избавился от заикания. Так музыкотерапия позволила  многочисленным поклонникам наслаждаться талантом выдающегося актера.

 - Не исключено, что скоро медицина сможет бороться с инфекционными заболеваниями с помощью музыкотерапии. Некоторые специалисты утверждают, что существующий на Руси обычай беспрестанно звонить в церковные колокола во время эпидемий имел и терапевтические основания.(уничтожает вирус гриппа, холеры, чумы)

 - Исследование показали, что композиторы военных маршей интуитивно определяли характер их воздействия на человека. Ритмы маршей, которые звучали во время длительных походов, были чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. Такая музыка повышала выносливость солдат, снимал усталость. А вот парадные марш имели более быстрый ритм, что оказывало бодрящее и мобилизующее воздействие.



Предварительный просмотр:

МУЗЫКОТЕРАПИЯ - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней Греции и других странах.
Однако врачуют не только естественные, но и искусственно созданные упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев, досаду, улучшают настроение. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит.
Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие. Если верить библейской легенде, царя Саула уберегли от приступов безумия игрой на арфе.
Однако излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Современные ритмы увеличивают содержание адреналина в крови, чем могут вызвать стресс. Интересно, что музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает удивительное антистрессовое воздействие.
В Японии музыкотерапия широко используется для нормализации физического и психологического состояния человека на производстве, в школе, в вузах, а в настоящее время музыка стала одним из элементов родовспоможения.
Специальные исследования показали, что наиболее 
возбуждающим действием обладает музыка Вагнера, оперетты Оффенбаха, "Болеро" Равеля, "Весна священная" Стравинского с их возрастающим ритмом. Эти произведения оказывают наибольший эффект в работе с вялыми, патетичными детьми. Правда, воспитание музыки очень индивидуально и требует много сил и знаний для опытного подбора мелодий.
"Каприс № 24" Паганини в современной обработке, наоборот 
повышает тонус организма, настроение. Музыка, отвлекающая внимание от неприятных образов, способствует концепции внимания.

 Уравновешиванию нервной системы способствовали фонограммы леса, пение птиц, пьесы цикла "Времена года" Чайковского, "Лунная соната" Бетховена.
Наукой установлено, что бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.
Пока учреждения здравоохранения и образования не повернулись к проблеме музыкотерапии лицом в должной степени, энтузиастам-педагогам, врачам, родителям приходится подбирать "звучащее" лекарство самостоятельно.
Цель занятий с использованием музыкотерапии:

-создание положительного эмоционального фона реабилитации ( снятие фактора тревожности);

-стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция двигательных процессов ( ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей;

-растормаживание речевой функции.

 В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией традиционных занятий с детьми.
Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств, коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. Музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы, когда исключается речевое общение. Исключение составляет мелочтение - чтение под музыку, сочетание музыки

и изо деятельности.


Опыт работы по использованию музыкотерапии в коррекционной работе педагогов с детьми  подводит к следующим выводам:

1. Использовать для прослушивания только то произведение, которое нравится детям;
2. лучше использовать музыкальные пьесы, которые знакомы детям. Они не должны привлекать их внимание своей новизной, отвлекать от главного;
3. Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течении всего занятия. Как правило, это только одно музыкальное произведение.



Рекомендации для педагогов и родителей по использованию музыкотерапии в совместной деятельности с детьми.



Представляется целесообразным, после проведения исследования, поделиться некоторыми рекомендациями по использованию музыкальной терапии как с совместной деятельности педагогов и родителей с детьми, так и отдельно для взрослых. В сущности, данные рекомендации сводятся к достаточно простым советам:

1. На успешность проведения занятия влияют позитивная личность педагога, владения им способами музыкального выражения-игрой на музыкальных инструментах и умение петь, а так  же включение в профилактический и коррекционный процесс фактора групповой динамики, взаимного психоэмоционального положительного заражения, сопереживания и сочувствия между участниками групповых музыкальных занятий.

2. Необходимо определить индивидуальный курс коррекции для детей с теми или другими нарушениями и тактику после его окончания. Имеют значение количество и продолжительность сеансов музыкотерапии ( от 15 минут до 45 минут), кратность применения в неделю 1-7 раз.

3. В помещении для проведения музыкальной терапии должны быть максимально удобные стулья, кресла или коврики, а освещение - искусственным, чтобы добиться отвлечения от реального течения времени ( светового дня) и усилить эмоциональное действие сеанса.

4. Так же следует помнить, что коррекционные музыкальные сеансы должны проводиться не на голодный желудок и не раннее чем через 2 часа после еды.

5. Перед принятием сеанса музыкотерапии детей нужно обязательно настроить. Они должны расслабиться- это поможет им "открыть двери бессознательного" и принять в полной мере действие музыки. При этом не важно, какое действие оказывает музыка - успокаивающее, стимулирующее или поднимающее настроение.

6. Важно правильно выбрать позу. Лечение музыкой должно быть достаточно коротким, что бы не вызывать усталости и возможных защитных реакций.

7. Силу и громкость музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но и для стимулирующей музыки. Большая громкость утомляет и потрясает нервную систему.

8. После прослушивания лечебной музыки нужно отдохнуть некоторое время. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.

9. Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно так же восприимчиво и к внешним импульсам. Поэтому особенно рекомендуется для агрессивных, беспокойных, гиперактивных детей использовать терапевтическую музыку во время сна.

10. Желательно использовать инструментальную классическую и специально лечебную музыку, но не вокальную и не самую популярную т.к. они несут ненужную смысловую нагрузку. Выбор музыкальных произведений должен быть хорошо продуман. Он гораздо сложнее, чем может действовать на нервы человеку, отягощенному горем. На человека в состоянии возбуждения и смятения вряд ли окажет глубокое впечатление торжественное адажио, от него он станет еще более беспокойным. С другой стороны, когда человек прибывающий в унынии слышит грустную музыку, это может поднять ему настроение.

11. В рамках сеанса музыкальной терапии можно и нужно использовать различные активные приемы, упражнения и методы, описанные выше, такие как двигательные упражнения и танцы, ритмические и дыхательные упражнения, драматизация лечебных спектаклей - игр, активизация зрительных образов и представлений, музицирование, игротерапия, вокалотерапия, арттерапия, цветотерапия, сказкотерапия и другие методы.



СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ РЕЦЕПТОВ
 

Ученые, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: многие мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом:
От 
неврозов и раздражительности избавляет бодрящая музыка Чайковского, Пахмутовой, Таривердиева.
 

Помогает снять стресс, сконцентрироваться, идеально подходит для уединенных занятий и медитации романтическая, создающая ощущение свободного пространства, музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Листа.
 

Язва желудка исчезает при прослушивании "Вальса цветов".
 

Для профилактики утомляемости необходимо слушать "Утро" Грига, "Рассвет над Москвой-рекой" (фрагмент из оперы "Хованщина") Мусоргского, романс "Вечерний звон", мотив песни "Русское поле", "Времена года" Чайковского.
 

Поднимают настроение, избавляют от депрессий, разряжают накал чувств джаз, блюз, диксиленд, соул, калипсо и регги, берущие свое начало от темпераментной африканской музыки.
 

Творческий импульс стимулируют "Марш" из кинофильма "Цирк" Дунаевского, "Болеро" Равеля, "Танец с саблями" Хачатуряна.
Полное расслабление вы сможете получить от "Вальса" Шостаковича из кинофильма "Овод", оркестра Пурселя, произведения "Мужчина и женщина" Лея, романса из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина "Метель" Свиридова.

 

Кровяное давление и сердечную деятельность нормализует "Свадебный марш" Мендельсона.
 

От гастрита излечивает "Соната N7" Бетховена.
 

В качестве лекарства от мигрени японские врачи предлагают "Весеннюю песню" Мендельсона, "Юморески" Дворжака, а также изрядную дозу Джорджа Гершвина ("Американец в Париже").
Головную боль снимает также прослушивание знаменитого полонеза Огиньского.
 

Нормализует сон и работу мозга сюита "Пер Гюнт" Грига.
 

Развитию умственных способностей у детей способствует музыка Моцарта.
 

От алкоголизма и курения в совокупности с гипнозом и иглоукалыванием "Аве Мария" Шуберта, "Лунная соната" Бетховена, "Лебедь" Сен-Санса, "Метель" Свиридова.

 

Слушайте музыку и будьте здоровы!!!



Предварительный просмотр:

Рекомендации для педагогов 

«Как использовать фоновую музыку» 

 

 

  1. использование музыки должно быть дозированным и увеличиваться постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой.

  1. продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия. Как правило, это только одно музыкальное произведение.

  1. музыкальные произведения следует чередовать каждые 2–3 недели, возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2–3 месяца;

  1. Задания, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального сопровождения. Это разучивание нового материала, сложные упражнения. Даже знакомые мелодии в этот момент могут отвлекать внимание, замедлять время реагирования, снижать качество работы;

  1. степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей и должна определяться самим воспитателем.



Предварительный просмотр:

«Знакомство с культурой других народов через художественно –эстетическое воспитание»

         

Для нашего многонационального отечества вопросы, связанные  с воспитанием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности вне зависимости от её этнической, расовой принадлежности, рассматриваются в контексте укрепления и сплочения государства. В национальной доктрине образования в Российской Федерации стратегические цели образования тесно связаны с проблемой преодоления духовного кризиса в обществе, с сохранением, распространением и развитием национальной культуры,  с развитием у детей культуры межэтнического общения.

Отсутствие должного внимания к поликультурной образованности ребенка приведет к проявлению с его стороны социально-культурной нетерпимости и враждебности к окружающим его людям иной этнической принадлежности. А из-за этого, как считает отечественный исследователь Л. Боровиков, «могут возникнуть достаточно быстро кризисные ситуации типа «этнического эгоцентризма»- тенденции судить о других культурах только по своим национально-ориентированным стандартам».

Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Первым шагом в освоении богатств мировой культуры, становится для ребенка региональная культура. Знакомство с национальными традициями, обычаями, культурой, природой родного края проходит через все формы и направления воспитательно-образовательного процесса.

В художественно-эстетическом воспитании большую роль играет знакомство с культурой своей страны и культурой других народов через:

- сказки

- песни

-загадки

- праздники, через которые идет приобщение к традициям своего народа   и  познание культуры других народов.

 

Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

Работа художественно-эстетического цикла  проходит  через интеграцию художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре. Интеграция включают в себя различные виды деятельности: изобразительное творчество, сюжетно-ролевые игры, драматизация, фольклор, проблемные ситуации, экспериментирование.

На музыкальных занятиях с детьми знакомство с культурой других народов проводиться через слушание  классических и народных музыкальных произведений. Форма занятия может быть разнообразной –музыкальная гостиная, путешествие. Знакомство с культурой других стран можно проводить через все виды музыкальной деятельности :

Слушание

Пение

 Проводя музыкальное путешествие в какую нибудь страну, можно знакомиться с символами, с гимном, фольклором,  народными  играми, музыкальными инструментами и национальными  костюмами.

Конечно для ознакомления дошкольников с культурой других народов необходима системность проведения таких занятий,  создание развивающей среды. Это могут быть мини музеи других стран, включающие в себя государственные символы, картотеки с иллюстративным материалом, создание банка презентаций и видео материалов для наглядного показа во время занятий и аудиотеки с музыкальными произведениями разных народов.

Выполнение этих условий станет результатом  эффективной работы по ознакомлению дошкольников с культурой и  национальными традициями других народов, воспитания у дошкольников  понимания и умения ценить традиции других народностей.

Главной задачей детского сада является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.



Предварительный просмотр:

Логоритмика как комплексный подход в коррекции нарушений речи у дошкольников

 

Дошкольный возраст - самый благоприятный период для развития навыков речевого общения детей.

К сожалению, многие дети, поступающие в  детский сад, имеют различные нарушения речи и моторики. Поэтому одним из приоритетных направлений работы стало оказание помощи детям с речевыми нарушениями.

В отличии от детей с нормальным развитием речи, у детей с речевыми нарушениями отсутствует способность к модуляции голоса, имеют место нарушения темпа речи и чувства ритма, излишнее напряжение мышечного тонуса при движениях.

Плохо развит артикуляционный аппарат и музыкальный слух, снижено слуховое внимание.

В комплексной работе по коррекции речевых нарушений существенное место у занимает логоритмика, как система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений.

Каждое занятие включает в себя:

- элементы музыкального занятия;

- фрагменты логоритмического занятия;

- элементы занятия по ритмике.

Планируя систему занятий  лучше соединить все части занятия одной темой, общим сюжетом. Например, "Животные", "Овощи", "Игрушки" и т.д. Общий сюжет помогает создать игровую ситуацию.

Занятия с элементами  логоритмики готовятся с учётом особенностей детей с речевыми нарушениями: повышенная истощаемость, низкая работоспособность, замедленность восприятия, ограниченный запас общих представлений. Для работы подбираются упражнения на развитие пантомимики,пластики, ритмики согласно лексическим темам.

На занятиях я работаю над развитием физиологического и речевого дыхания. Важно развитие у  детей эмоциональному восприятию песен, развиваем интонационную выразительность речи, развиваем общую моторику, а также совершенствуем внимание: зрительное и слуховое, развиваем память. Используется упражнения по релаксации, психогимнастику, игры на развитие мелкой, артикуляционной и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, задания на развитие познавательных процессов,пространственного и зрительного восприятия. Все задания связываются единой темой и направляются   на речевое, эмоциональное и интеллектуальное развитие детей.

При планировании  занятий с элементами логоритмики  можно  оставить место для импровизации. Часто дети выражают желание спеть полюбившуюся им песню, прочитать стихотворение или поиграть в любимую игру. Это способствует созданию атмосферы эмоционального и творческого подъёма, и дети становятся более раскованными и непосредственными.

Развивать мелкую и общую моторику, рекомендуется параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возможностям.

Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками развивается координация движений.

Точное динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы способствует совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. На примере простых упражнений на развитие мелкой и общей моторики приучать  детей выслушивать и запоминать, а потом и выполнять инструкции.

 

С одной стороны - двигательная активность ребёнка помогает интенсивней развивать его речь, с другой стороны - формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно - пространственных упражнениях. Тексты упражнений подбираются  таким образом, чтобы это были рифмованные подсказки к заданным движениям, которые легко ложатся на слух ребёнка и без специальных установок настраивают его на игру. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух.

В своей работе с детьми с нарушениями речи необходимо соблюдать требования к подбору музыкально- ритмического материала с учётом характера речедвигательного и общедвигательного нарушений.

Так, для неловких дискоординированных детей подбираются  такое музыкальное сопровождение, которое стимулировало бы их движения, ободряло. Это марши, польки, галопы, то есть музыкальные произведения с короткими, но чётко выраженными ритмическими фразами.

Для детей со спастическими (длительное напряжение мышц) явлениями музыку подбирается   мелодичную, спокойную, способствующую расслаблению: вальс, колыбельная, музыка иллюстрирующая явления природы - журчание воды, шум ветра, шум дождя и т.д.

Важным коррекционным средством является пение.                    

  Поэтому  нужно подбирать  такие песни, которые способствуют стимуляции интереса, делают богаче эмоциональные переживания детей. В таком психологическом состоянии уменьшаются отрицательные комплексы, а благодаря этому легче преодолеваются речевые затруднения.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

Особенности работы с гиперактивными детьмим и детьми с синдромом  дефицита внимания.

Цель:

повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по проблеме профилактики трудностей в поведении детей с СДВГ.

Задачи:

-расширить знания воспитателей по теме мастер-класса

- способствовать обучению педагогов практическому использованию психолого-педагогических методов и приемов взаимодействия с гиперактивными детьми;

- создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов.

Ход мастер-класса

1. Приветствие:

Добрый день уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать вас на мастер-классе, на котором мы рассмотрим особенности работы с гиперактивными детьми и детьми с синдромом дефицита внимания, а так же познакомим вас с некоторыми приемами и формами работы, которые мы используем в нашей работе с такими детьми. Но для начала мы хотим познакомить вас с нашим детским садом ОАО РДЖ Детский сад №233. 

Знакомство с детским садом

Визитка

Вы познакомились с дс №233, в которым мы работаем. Теперь хотелось бы представиться лично:

Тугалханова А.В. педагог доп образования, хореограф, высшая категория;

Викторова Ю.П. музыкальный руководитель, высшая категория;

Скрипникова Т.В. музыкальный руководитель, 1 категория.

Наши рабочие программы разработаны на основе комплексной программы развития и воспитания в детском саду «Детство». В нашем учреждении не предусмотрено создание специальной программы по работе с гиперактивными детьми. Этих детей наблюдает педагог-психолог и созданы индивидуальные маршруты коррекции, а так же налажено взаимодействие воспитателя и всех специалистов с родителями.

В нашем саду детей с проявлением гиперактивности приблизительно 4% по данным диагностики на 2021-2022  уч. год, это примерно 1-2 ребенка на группу.

  1. Портрет гиперактивного ребенка.

Каждый педагог встречал в своей практике детей, которые, вечно бегут куда-то, бесцельно производят какие-то движения, роняют вещи, все ответы выкрикиваются с места, перебивают, не дослушав вопроса до конца, успевают болтать со всеми рядом сидящими детьми одновременно, смешат, кривляются, отвлекают детей. Когда педагог делает замечание, такой ребёнок, либо не обращает внимания на педагогалибо очень бурно реагирует: обижается, хамит. Обычные воспитательные воздействия, не имеют результатов. Все узнали портрет такого ребенка?

Да,  это ГИПЕРАКТИВНЫЕ дети (мультик)

4. Причины гиперактивности могут быть разные :

1) Генетические –наследственная предрасположенность

2) Биологические – родовые травмы, стремительные роды, заболевания матери во время беременности, применение лекарств во время беременности

3) Социально-психологические причины. Микроклимат в семье, неправильная линия воспитания.

Три основных симптома проявления гиперактивности вам тоже уже известны - это:

- дефицит внимания,

- импульсивность,

- повышенная двигательная активность (гиперактивность).

Если гиперактивность уменьшается с возрастом, то нарушение внимания и импульсивность без коррекции – это почва для будущих неврозов и социальной дезадаптации.  

5. Взаимодействие с гиперактивными детьми

Диагноз, конечно, может поставить только врач, но по поведению ребенка мы можем выделить данный тип детей на занятии. Особенно ярко нарушения поведения ребенка видны в ситуациях, требующих организованного поведения: например, на утренниках в детском саду.

Отрывки видео детей на утреннике

Нестандартное поведение проявляется при достаточном уровне интеллектуального развития. В группе 25-26 детей, иногда больше и мы не имеем возможности на занятии работать только с этим ребенком, но мы можем и должны найти к нему подход.

Каждый педагогработающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это.

 Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка “отрицательных” черт характера. 

В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Сопутствующие проблемы, которые возникают у гиперактивного ребенка:

Взаимоотношения с окружающими, плохо развит коммуникативный навык;

Трудности в обучении, дефицит внимания препятствует восприятию информации, в связи с чем возникают трудности с выполнением предложенного задания;

Низкая самооценка, ребенок, чувствуя к себе особое отношение взрослого (частые замечания, раздражение взрослых, замечания со стороны сверстников) формируют низкую самооценку.

При этом уровень интеллектуального развития может   превышать показатели нормы.

Вспомните в вашей практике работы с детьми, были такие трудности?

- Что вы испытывали при этом? Что при этом с вами происходило?

- А почему, вы испытывали эти чувства?

А теперь, назовите методы и приемы, которые вы использовали при работе с такими детьми?

Помогли вам эти методы?

Как начинает вести себя ребенок?

Что вы делали для того, чтобы помочь ребенку? Давайте поможем себе разобраться.

Прежде всего поставим вопрос: Все ли плохо в этом ребенке? Какие положительные качества мы можем найти?

4. Упражнение для участников мастер-класса: «Солнышко и тучка»

Материалы: изображение солнышка и тучки на листе бумаги формата А4, фломастеры.

Задача: предлагается участникам вспомнить какого-нибудь гиперактивного ребенка и на изображении солнышка написать достоинства и особенности ребенка, на облаке - отрицательные.

Итог: каких больше качеств-положительных или отрицательных? Самое первое правило для педагога умение видеть хорошие качества и от них выстраивать работу с таким ребенком.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача. Для педагога общение с гиперактивным ребенком - это своего рода экзамен на его профессионализм.

Со своей стороны, как педагоги мы должны организовать коррекционную работу с таким ребенком.

Цель коррекции является оказание помощи такому ребенку, создание той психологической атмосферы, в которой ребенок будет успешно реализовывать свой потенциал и сможет в дальнейшем самостоятельно, ответственно решать жизненные задачи, а так же формирование навыков управления телом, эмоциями и речью в рамках комплексного подхода раннего дифференцированного сопровождения.

При неправильном воспитании, отсутствии своевременной коррекционной помощи специалистов, родителей в последствии у таких детей наблюдается:

раздражительность,

агрессивность,

озлобленность,

нарушения коммуникации,

сверхвозбудимость,

неуспеваемость,

дезадаптация,

патологические наклонности.

Сегодня мы вместе попробуем показать некоторые приемы работы с такими детьми, которые помогают нам сформировать гармоничное взаимодействие взрослых и детей.

6. Практическая часть.

С чего начать?

При работе с группой, которой есть хотя бы один гиперактивный ребенок, важно усматривать многие факторы;

  • Одно из них -  организация пространства:
  • Легко отвлекается -посадить вперед или поближе к педагогу;
  • Гримасничает – посадить рядом с образцом для подражания;

  • При выполнении заданий на занятии 
  • Не способен завершить задание – дать еще немного времени
  • Частая смена и чередование видов деятельности.

  • Также важно учитывать отвлекаемость и неусидчивость:
  • Не может сидеть на месте, скучно на занятии – вовлеките его в процесс через помощь вам (принести игрушку, муз инструмент)

  • Поведение
  • Вызывающее – игнорировать
  • Выкрикивает, перебивает, недослушивает – реагировать только на поднятую руку, на дослушанный вопрос, загадку.
  • Нуждается в постоянном поощрении – незамедлительная похвала, также хвалить ребенка при родителях
  • Нуждается в долгосрочной помощи для улучшения поведения - заключите с ним соглашение по вопросам поведения или разработайте систему поощрения.

Но! Единой схемы работы с таким ребенком нет. Потому что действия его непоследовательны и непредсказуемы.

 В коррекционной работе используются телесно-ориентированные, арт-терапевтические, нейропсихологические методы для снятия возбуждения.

Коррекционное воздействие на гиперактивного ребенка имеет целый ряд приемов, но так как ведущий вид деятельности у дошкольника - это игра, поэтому мы предлагаем игры.

  1. Игры на развитие внимания.
  2. Игры и игровые упражнения направленные на контроль импульсивности с использованием сдерживающих моментов.
  3. Игра на развитие контроля двигательной активности.

А теперь мы вам покажем, каким практическим материалом пользуемся мы.

Приветствие. Игра «Хлоп тебе»

Цель: создать положительный настрой на занятие, снять напряжение и усталость, развитие координации движений, развиваем навыки коммуникации, используется телесно-ориентированный подход -психотерапевтический метод, позволяющий решать психологические проблемы, устранять неврозы посредством телесного контакта.

  Телесно ориентированный подход – «Обнимашки» Лучше один раз обнять так, чтобы ребенок почувствовал: он нужен, он любим.

 - «Побежали парами скорей»,

  -игра «Магнитики».

  1. Игры на развитие внимания и контроль двигательной активности

Цель: создать положительный настрой, снять напряжение и усталость, развитие координации движений и контроля двигательной активности, внимания.

Игра «7 прыжков»

«Замри – отомри»

  1. Игры и игровые упражнения направленные на контроль импульсивности с использованием сдерживающих моментов.

«Стоп гоу» 

Делиб Пецикатто,

 

Космонавты – Речевая игра

Инструкция: представим, что вы космонавты, оказавшиеся на другой планете и с вами на связь вышла земля.

Земля на связи. Вам предстоит ответить на вопросы журналистов. Отвечайте хором, но помните, что Земля находится очень далеко, звук будет доходить не сразу, а через 3 секунды, поэтому говорить нужно только после счета «Раз, два, три».

Все готовы? Начали! Космонавты здоровы? Раз, два, три! Люди на планете есть? Раз, два, три! Небо, какого цвета? Раз, два, три! Вода есть? Раз, два, три! Животные есть? Раз, два, три! Домой хотите? Раз, два, три!

Танцевальные узоры (воротики, домики, стрела вверх и вниз) – игра на развитие внимания, снятие напряжения, смена характера двигательной деятельности.

Так же на занятии мы используем нейропсихологические методы, в которые входят ряд упражнений, направленных на активизацию деятельности коры головного мозга. В основе методики нейропсихологической коррекции лежит учение советского психолога Александра Романовича Лурии о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций.  Во время осуществления психической деятельности взаимодействую три основные блока мозга человека. Недоразвитие или повреждение зон, областей любого из перечисленных блоков приводит к различным нарушениям. 

К ним относятся:

  • дыхательные упражнения и растяжки;
  • различные виды массажа и самомассажа (весьма эффективен пальцев рук и ушных раковин);
  • телесные упражнения и техники релаксации;
  • глазодвигательные упражнения.

Обучение самомассажу и развитие тактильного взаимодействия (телесно-ориетированное).

  1. Бегемотики
  2. Кинезиологические Кинезиологические распевки.

Цель распевок —Развитие межполушарного взаимодействия. Развитие речи. Их возможно использовать как в начале занятия для активизации внимания, так и в качестве динамических пауз.

Кинезиологическая распевка

«ребро – ладонь- кулак» 

 «Осенние листья»

(Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга - ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь», произносимыми вслух или про себя.)

«Листья падают с деревьев,

Их разносит быстрый ветер.

Дворник листья подметает,

Ветер листьями играет»

Обучение приемам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций (нейропсихологическое воздействие).

Релаксация Одним из интереснейших и перспективных методов является музыкотерапия, под которой подразумевается создание такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствовало бы коррекции психофизического статуса детей. С возбужденными детьми периодически прослушивать музыкальные композиции с умеренным, медленным и весьма медленным темпом, снижающие общее гипервозбужденное состояние коры головного мозга. Это своего рода успокаивающая музыка.

Список музыкальных произведений,

звучание которых можно рекомендовать как успокаивающий фактор.     

1. Чайковский. Анданте кантабиле (из 1-го струнного квартета).

2. Чайковский. Песнь без слов (фа минор).

3. Бах. Ария (для струнного оркестра).

4. Дарзинь. Маленький вальс (для симфонического оркестра).

5. Бах. Прелюдия до мажор (из первого тома) или переложе¬ние той же прелюдии Гуно для голоса.

6. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» (вторая часть для струн¬ного оркестра).

7. Бородин. Опера «Князь Игорь».

8. Бородин. «В средней Азии» (для симфонического оркестра).

9. Барбер. Адажио (для струнного оркестра).

10. Песни эстрадно-лирические в переложении для фортепиано (например, «Подмосковные вечера» в исполнении Вэна Клайберна).

11. Лядов. «Волшебное озеро» (для симфонического оркестра).

12. Кабалевский. Концерт для скрипки с оркестром, вторая часть.

13. Крейслер. Вальс «Муки любви» (для скрипки и фортепиано).

14. Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная», вторая часть.

15. Глазунов. Антракт к пятой картине балета «Раймонда» (для симфонического оркестра).

16. Шуберт. «Неоконченнная симфония», вторая часть (для сим¬фонического оркестра).

17. Вагнер. Вступление к опере «Лоэнгрин».

18. Бизе. Антракт к третьему действию оперы «Кармен».

Чтобы обеспечить благотворное влияние музыки на функции организма, необходимо удобно сесть или лечь. Первый этап под¬готовки к восприятию музыки требует:

а) расслабление мышц;

б) отрешения от внешних впечатлений;

в) спокойного, ритмичного дыхания.

   Видео детей

7. Советы педагогам, как вести себя с гиперактивным ребёнком :

Всю свою работу с гиперактивным ребёнком мы строим, опираясь на два «не».

Нельзя «идти на поводу», допуская вседозволённость – это приводит только к усилению хаоса. В то же время от него нельзя требовать, что ему не под силу, это вызывает непослушание, протест, а самое неприятное – отношение к самому себе как плохому, непослушному.

Работать с гиперактивным ребёнком непросто. Нужно глубоко, душой понять беду, постигшую маленького человека. И только тогда реально подобрать верный тон, не сорваться на крик или не впасть в безудержное сюсюканье. (К сожалению, это получается не всегда). Слова запрета, нотаций, окрики для таких детей пустой звук.

Окружающие, родители, дети в саду видят в таком ребенке несносного шалуна. Вы должны видеть - личность.

Работа с ними сложна, кропотлива, требует много физических и душевных сил, чёткой организации.

А сейчас мы хотели - бы зачитать вам письмо.

«Уважаемые взрослые! Чтобы Вам было легче с нами жить, а мы Вас любили, помните:

1. Инструкции мы можем понять только короткие, четкие и конкретные.

2. Нам сложно быть одновременно внимательными, аккуратными, усидчивыми.

3. Постарайтесь подобрать задание, с которым нам можно справиться, не требуйте невозможного.

4. Помогите нам, повторяйте самое главное несколько раз, т. к. у нашего мозга: 5мин-работа, 5мин-отдых.

5. Пожалуйста, помогайте нам организовывать поведение и выполнение заданий.

6. Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с нашими возможностями.

7. Похвала действует на нас сильнее, чем на других

Ваши любимые гиперактивные дети

Рефлексия с пазлами.



Предварительный просмотр:

Тема конференции: Создание условий и инновационных механизмов развития системы дошкольного образования ОАО «РЖД», обеспечивающих его высокое качество и конкурентоспособность.

Тема: Формирование  вокально-певческих навыков средствами инновационных  здоровьесберегающих технологий в условиях дополнительного образования.

  1. На современном этапе развития дошкольного образования, в условиях реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, обогащается; внимание педагогов акцентируется на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей.  В развитии творческих способностей вокально-певческая работа с детьми, на мой взгляд наиболее доступный способ музицирования, несмотря на то, что это самый сложный, в педагогическом плане, процесс.  Для того, чтобы дети захотели петь, музыкальному руководителю необходимо сделать процесс обучения увлекательным.

В современных условиях на смену традиционным  методам, приходят активные методы обучения и воспитания - инновационные технологии.

Педагогические инновации – это решение нестандартных задач всегда нестандартными способами, которые «…дают быстрый прорыв в новое качество…» (В. В. Путин)

Что остается среди всех инноваций неизменным и наиболее важным приоритетом? Здоровье всегда было и остается. И, на мой взгляд, инновационные здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) действенный способ воздействия на эмоциональную сферу ребёнка.

В Программе действий по повышению качества общего образования в учреждениях ОАО «РЖД» до 2030 года определена цель - вывести на качественно новый уровень содержание  процесса образования и воспитания. Достижение указанной цели  осуществляется посредством выполнения нескольких  основных задач:

1.Внедрение лучших образовательных практик в вариативной части дошкольного и дополнительного школьного образования.

2. Создание и внедрение элементов современной цифровой образовательной среды (с учетом ФГОС и санитарных правил и норм).

3. Обновление материально-технической базы в образовательных учреждениях ОАО «РЖД» с учетом современных требований по цифровизации образовательного процесса. 4. Эффективное взаимодействие с родителями.

 

 а ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического и психического развития.


Очень важно начинать заниматься с ребенком укреплением здоровья уже с раннего возраста, тем самым приучая его к здоровому образу жизни. Насколько занятия пением в вокально-хоровой студии способствуют этому? Ответ на этот вопрос дают неоднократные исследования в области физиологии и музыкально-акустической терапии. Вот несколько утверждений:

  • При  пении, благодаря активной работе мышц и  корпуса улучшается кровообращение и обменные процессы в организме.
  • Регулярные вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний, т.к. это отличная тренировка и вентиляция легких,
  • способствуют психическому развитию и укреплению нервной системы
  • совершенствуют речевую функцию.

Таким образом оздоровительный эффект пения давно доказан, а хоровое пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности в детском саду. Хоровое пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребёнка.  Именно хоровое пение помогает ребенку справиться с робостью и застенчивостью, и является мощным механизмом в воспитании уверенности ребенка в себе.
В литературе на сегодняшний день освещено достаточно много разнообразных методик развития вокально-певческих данных детей, но уровень сложности не всегда отвечает возрастным особенностям и реальным возможностям певческого аппарата ребёнка, а также его эмоциональной восприимчивости

Одна из задач современного педагога -  Внедрение лучших образовательных практик в вариативной части дошкольного образования. (ПРОГРАММ А действий по повышению качества общего образования в частных образовательных учреждениях в ОАО «РЖД» до 2030 года)

В своей  работе я  опираюсь на следующие  методики и разработки:

  • 1. Технология В.Емельянова, руководителя экспериментальной детской хоровой музыкальной школы г. Екатеринбурга,
  • 2. Методика вокально – хоровой работы М. Картушиной. «Работа над приобретением детьми вокально – хоровых навыков происходит с помощью вокальных упражнений, которые должны присутствовать на каждом музыкальном занятии»
  • 3.  Здоровьесберегающая система О.Н. Арсеневской, раскрывающая виды здоровьесберегающих технологий (валеологические песни-распевки, комплексы дыхательной и артикуляционной гимнастики, игровой массаж, речевые, пальчиковые игры и сказки, веселые профилактические упражнения), интерактивные формы взаимодействия детского сада и родителей по воспитанию у детей привычки к здоровому образу жизни (конспекты интегрированных, комплексных занятий, музыкально-физкультурные досуги и развлечения, музыкотерапия).
  • 4. Разработки Т.Э. Тютюнниковой по ритмопластике и игре со звуками
  • 5. Элементы дыхательной гимнастики Стрельниковой
  • 6. Игровое распевание А.Евдотьевой
  • 7.  Элементы Оздоровительно-развивающей программы М. Л. Лазарева «Здравствуй»

 Важно, чтобы ребёнок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Именно непринуждённость является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата. Я попыталась сделать процесс работы  на вокально- хоровых занятиях более интересным для детей, наглядным и менее трудоёмким за счет опоры на ведущий вид деятельности дошкольников – игру, то есть посредством игровых упражнений, с использованием инновационных здоровьесберегающих  технологий.
В книге «Инновационные педагогические технологии» , материалах III Международной научной  конференции г. Казань, Купальная Елена Васильевна  озвучила три группы здоровьесберегающих технологий.

 Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, рук, лица и т. д., дыхательная гимнастика, гимнастика корректирующая, ортопедическая гимнастика.
Технологии обучения здоровому образу жизни: коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный массаж.

 Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия светом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонопедическая и логопедическая ритмика.

ЗОТ, используемые на занятиях вокально-хоровой студии включают: дыхательную и артикуляционную гимнастики, распевки, игровой массаж.
Учитывая возможности детского голоса, мы никогда не поем с детьми без подготовки и настройки голосового аппарата.

Детский голос сильно отличается от голоса взрослых, у дошкольников голос ещё не сформирован и слаб. Лишь к 7-ми годам голосовой аппарат ребёнка в целом формируется, а в дальнейшем происходит развитие и укрепление.

Перед разучиванием или исполнением песен необходимо проводить работу по подготовке к данному виду музыкальной деятельности с помощью игровых упражнений, которые  позволяют полностью подготовить голосовой аппарат и весь организм детей к работе над песней, что предотвращает перенапряжение неокрепших голосовых связок в процессе пения. Детям становится проще, разучивать и исполнять песни, так как активизируются все вокальные навыки и музыкальный слух.

Дыхательная гимнастика. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем центральной нервной системы. Каждый из органов речи имеет свою функцию. Начиная работу по формированию правильного дыхания, необходимо обратить внимание на положение корпуса

  • 1.Упражнения на формирование правильного дыхания:
    Понюхай цветок 
    Сдуй с ладошки пушинку
    Задуй свечу
    Воздушный шар
    Дыхательные упражнения сдвижением: «кошечка», «Насос» и т. д.
    Проговаривание поговорок, потешек с контролем за дыханием, например:
    «Оч,оч,оч, наступила ночь
    Ча,ча,ча горит в комнате свеча
    Чу,чу,чу погасили мы свечу»
    «Большая снежинка лежит на ладошке
    На эту снежинку подуем немножко
    Подуем тихонько, снежинка лежит
    Подуем сильнее, снежинка летит!»
    .

Из своего опыта могу сказать, как действенны дидактические пособия, применяемые в вокально-хоровой работе, например тучки на палочке, ребенок дует на дождинки-ниточки, упражнение проводится под разнохарактерную музыку, активизируя слух и умение изменять вид деятельности под музыку.  

  • 2. Разминка артикуляционного аппарата (фонопедические упражнения В. Емельянова):
    «Веселый язычок»
    Большое значение для приобретения и закрепления певческих навыков имеют игры с голосом. Игровая ситуация усиливает интерес детей к песенной деятельности,
    «Страшная сказка», скольжение гласными с различными интонациями: удивления, возмущения, обиды, страха и т.д.
    Моторчики большой и маленькой машины
    Крики птиц: больших и маленьких
    Крики животных
    Дикционно-ритмическая разминка:
    Проговаривание согласных-четко, внятно, активными губами с жестикулированием.
    «Ворон»
    «Про Филина»

«Бегемотики»
Для музыкального воспитания речевые упражнения важны прежде всего потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи с речевым слухом. Речевой слух - одна из основ слуха музыкального. Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, пальчиковые игры, небольшие стихотворения.


3.Распевание.
Перед началом пения даю две распевки, одну-две маленькие песенки, которые легко транспонируются и не имеют широкого диапазона; их исполнение дает возможность разогревать голос, развивать слух, а транспонирование мелодии в пении способствует быстрой слуховой перестройке (на полтона - тон выше или ниже).

Эффективным приемом в работе над чистым интонированием является показ направления движения мелодии рукой.
Работа с руками - непременное условие при работе над звуком. На занятии обязательно создаются ситуации, когда ребенок начинает работать руками. Руки «отвечают» за определенные участки коры головного мозга. Они помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, эстетично, разнообразно и выразительно. Даже с самыми слабыми детьми это позволяет достичь хороших результатов. Низкий звук – руки внизу, высокий - вверху, плавный звук - мягкие движения, отрывистый - руки совершают отрывистые движения. Такой прием позволяет детям сознательно управлять своим процессом извлечения звука.
Кинезиологические  распевки.  Цель распевок — Способствование положительной динамике развития интеллектуальных способностей у дошкольников. Развитие межполушарного взаимодействия. Развитие речи.

.Кинезиологические упражнения возможно использовать как  в начале занятия для активизации внимания, так и в качестве динамических пауз.

Развивающие кинезиологические упражнения с речевым сопровождением

«Лезгинка» - «Улитка».

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.

К нам улитка приползала.

Свои рожки выставляла.

По тропинке проползла,

На листочке тлю нашла.

К ней сестричка подползала,

Свои рожки выставляла.

На листочек заползла,

Угощенье приняла.

2. «Кулак—ребро—ладонь» - «Осенние листья».

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола; распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь», произносимыми вслух или про себя.

Листья падают с деревьев,

Их разносит быстрый ветер.

Дворник листья подметает,

Ветер листьями играет.

3. «Колечко»-«Ежик».

Упражнение проводится с использованием тренажера су-джок.

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, держа при этом су-джок шарик. соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

4. “Медведь”

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, катая его на подушечке вправо-влево. На каждую строчку разминаем один палец.

Вокалотерапия. Система вокалотерапии, включающая в себя работу мышц и голоса — хороший путь к хорошему здоровью без применения лекарств.

-    Звук «А-а-а» — стимулирует работу легких, трахеи, гортани, оздоравливает руки и ноги.

-          Звук «И-и-и» — активизирует деятельность щитовидной железы, полезен при заболеваниях ангиной, улучшает зрение и слух.

 -          Звук «У-у-у» — усиливает функцию дыхательных центров мозга и центра речи, устраняет мышечную слабость, вялость, заболевания органов слуха.

 -          Звук «М-м-м» (с закрытым ртом) снимает психическую утомляемость, улучшает память и сообразительность. Использование таких пропеваний на занятии как сигнал перед изменением вида деятельности, способствует развитию сосредоточенности и внимания.

Большой вклад сделал в этом направлении Михаил Лазарев.

Массаж. В музыкально-образовательной деятельности используются различные виды массажа, что существенно помогает активизировать акупунктурные зоны, имеющие оздоровительную направленность, к массажу есть противопоказания.

Игровой самомассаж. Он полезен не только больному, но и здоровому человеку. Массируя определенные точки тела, бессознательно посылаются положительные сигналы сердцу, легким, печени, почкам, желудку, другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшает циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимается настроение и улучшает самочувствие.
В идеале, игровой массаж для детей должен представлять комплекс различных приемов, сочетающих:

Музыкотерапию;

Дыхательную и артикуляционную гимнастику;

Непосредственно массажные движения;

Детские песенки, стишки, прибаутки;

Пальчиковые, речевые игры.

Я применяю точечный массаж в игровой форме соединив с распеванием.

«Птичка мама села на веточку…» При проведении массажа важно научить детей не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая.

Пение не происходит статично, разучивание проходит сидя, так как работа стоя быстро утомляет детей. Исполнение  же разученного материала проходит  стоя. Прием пения с образно-пластическими жестами позволяет сделать процесс интереснее, выразить эмоциональное состояние во время исполнения.

Релаксация. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим — сконцентрировать внимание, снять возбуждение. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление более длительным. Необходимо обратить внимание на то, как приятно состояние расслабленности, спокойствия. Релаксацию можно проводить лежа («Звери и птицы спят») или сидя («Устали»). Прием релаксации должен сочетаться с работой по формированию правильного дыхания.
Улыбкотерапия. Очень важна на занятии улыбка педагога и улыбка самого ребенка. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. Для меня, как педагога важно создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развить интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс и закрепить навыки и умения детей, с целью улучшения физического здоровья, голосовых и музыкальных данных, а так же здоровья психики ребёнка и комфортного состояния в образовательном процессе.

 3. В работе с детьми помогает не только использование современных технологий, но и условия, которые созданы в нашем детском саду. Материально-техническая  база соответствует  современным требованиям по цифровизации образовательного процесса, зал оснащен  компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением и это позволяет использовать  и  внедрять  элементы современной цифровой образовательной среды (с учетом ФГОС и санитарных правил и норм).

Используется для наглядности при распевке, ритмических играх, знакомством с песенным материалом , а так же для связи с родителями.

4.Эффективное взаимодействие с родителями. Главными помощниками в нашей работе являются родители. Самая любимая всеми форма взаимодействия с семьей — это совместные праздники, которые приносят много радости и удовлетворения и детям, и взрослым.  В связи с последними событиями очное общение и взаимодействие  с родителями ограничено,  поэтому мы перешли  к общению виртуальному-  с помощью использования и грамотного наполнения информационно-коммуникативного пространства. 

Активно внедрили площадку zoom для трансляции различных мероприятий.

В работе с родителями привлекаются виртуальные информационные площадки, такие как мобильные мессенджеры.

Которые дают возможность демонстрировать изучаемый материал в различных форматах: аудио, видео, фото и использовать эту возможность для закрепления материала

  • возможность использовать индивидуальный подход к каждому конкретному родителю;
  • возможность сочетания индивидуальной и групповой форм работы с родителями;
  • возможность быстро доводить информацию до родителей;
  • возможность вносить информационные изменения и дополнения;
  • возможность оперативно получать обратную связь от родителей
  • возможность проводить опросы и быстро обрабатывать информацию.

Ключевым результатом работы вокально-хоровой студии является, то что все обучающиеся (100%) ежегодно участвуют в творческих конкурсах, концертах и фестивалях проводимых в городе Улан-Удэ. Так мы стали победителями битвы хоров Бурятии.

Итог: Применение в работе здоровьесберегающих образовательных технологий повышает результативность не только музыкального воспитательно-образовательного процесса:

Происходит предупреждение переутомления воспитанников на занятиях,

 улучшается психологический климат в детском коллективе,

приобщаются и родители к работе по укреплению здоровья детей,

повышается концентрация внимания,

снижаются показатели заболеваемости и уровень тревожности.

 Ведь музыкальное искусство наряду с выполнением воспитательно-эстетических функций, обладает мощным оздоровительно-развивающим потенциалом. 



Предварительный просмотр:

Картинки по запросу картинка ребенок слушает музыкуВлияние музыки на психику

ребенка

Музыка обладает сильным психологическим и даже терапевтическим воздействием на человека.. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). 

Музыкотерапию  успешно применяют  при проблемах в общении, замкнутости, страхах и других психологических заболеваниях различной степени сложности.

Музыку используют для нормализации и гармонизации состояния малыша, снятия напряжения, повышения эмоционального тонуса, восстановления баланса в психоэмоциональной сфере. 

В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаете вы и ваши дети!

Возбуждающая, громка музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает человека (и взрослого, и ребенка) состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях (например, на рок-концертах) побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, т.к. она усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка.

Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться. Когда ребенок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросите его закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции. Обратите внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела.

Если родители хотят заниматься музыкотерапией в качестве профилактики, они вполне могут ненавязчиво давать ребенку слушать ту музыку, которая способна на него повлиять. Например, если малыш тихий и застенчивый, то пока он сидит, рисует или играется со своими игрушками, можно включить ритмичный марш или быструю польку. Это обязательно заставит его зашевелиться и активизировать. А вот если ребенок, наоборот, гиперактивный, то пока он носится по комнате, включите классическую симфонию, и он немного успокоится. А если делать это каждый день, то характер малыша вполне возможно скорректировать.

Да и вообще прослушивание классических произведений способно поднять настроение, улучшить самочувствие и повысить работоспособность всех членов семьи. 

Картинки по запросу слушаем музыку с мамойНе забывайте о том, что музыку полезно не только слушать, но и петь. Мамина колыбельная без сомнений способна убаюкать беспокойного малыша. Когда ребенок подрастает, очень полезно петь вместе, протяжные и мелодичные песни. 

Выбирая музыку, учитывайте настроение и характер крохи, чтобы музыкальные произведения приносили Вам и малышу только положительные эмоции. И тогда музыка станет гармоничной частью Вашей жизни, наполнив ее новыми красками и эмоциями