Методический сундучок

Викторова Юлия Петровна

Предварительный просмотр:

Памятка музыкальному руководителю

Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий 

(виды деятельности варьируются в зависимости от плана занятия и настроя детей).

1. Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад.

2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, логоритмические упражнения.

3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка- пальчиковая или жестовая игра- 1 упр.

4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая или жестовая игра-1 упр.

5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.

6. Театральное творчество с элементами логоритмики, ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика). Музыкальные игры, хороводы.

7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.

8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.

Как можно использовать здоровьесберегающие технологии в других видах?

  • кружковая деятельность
  • праздники и развлечения
  • индивидуальная работа

Пусть нас и наших воспитанников всегда сопровождает добро и радость общения!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Картинки по запросу картинки девочки и мальчики пальчики

Дыхательные игры

Из раздела программы Лазарева М. «ЧУДО- НОС».

Цели этого раздела:

• Улучшить основные дыхательные параметры

• Научить правильным приёмам речевого дыхания (не поднимать плечи во время вдоха, использовать живот и диафрагму во время дыхания) ;

Дыхательные серии, из которых строятся пятиминутки здоровья:

1. Певческое дыхание.

Упражнение «Гармошка»

вдох, на вдохе ребра расходятся в стороны, на выдохе гармошка не спешит вернуться на место.

Упражнение «Шарик» 

вдох, надувание шарика (живот выпячивается вперед) и «гармошки». На выдохе шарик сдувается, а гармошка остается растянутой.

Методические указания:. Эти упражнения способствуют выработке правильного диафрагмально - брюшного речевого дыхания.

2. «Звуковые эффекты»

- на одном выдохе усиливать звуки, а затем ослаблять их

Упражнения «Сирена»

- издавать резкие отрывистые звуки на вдохе и на выдохе

- изображать звуковые волны (плавный подъем высоты звука и понижение звука)

- горизонтальные движения языком при произнесении звука

«Болталка»

3. «Звуковые фигуры»

Ребенок с закрытым ртом произносит звук и при этом выполняет различные фигуры :

«столб»«мостик»«колобок».

Методические указания: Упражнения выполняются вначале голосом в состоянии покоя, затем добавляются соответствующие движения, рот закрыт.

4. «Озвученные движения».

 

«Расслабления»- при произнесении звуков тело максимально расслаблено.

 «напряжения»

«удары в воздух рукой и ногой»

«маятник вперед- назад, в стороны»,

 «волчок»(вращение туловища в разные стороны, 

«качели» (приседания и подъем вместе со звуком,

 «мельница» (круговые движения разведенными в стороны руками).

Методические указания: упражнения выполняются  соответственно названиям. 

5. Психо - дыхательные упражнения 

«Озвученные эмоции».

«Нежный звук»

«Грубый звук»

«Недовольство»

«Страх»,

 

Методические указания: извлечения звука зависит от названия упражнения.

 Из раздела программы «Здравствуй» Лазарева М. называется

«ЦЕЛЕБНЫЕ ЗВУКИ».

Цели раздела: научить детей использовать звуки для своего развития и улучшения здоровья, улучшить показатели внешнего дыхания. Используются вокально - речевые нагрузки: пение, чтение стихов, аутоника (прослушивание записи пения самого ребенка).

Разработана серия звуковых упражнений под музыку, каждому звуку соответствует игра и песенка (ноты и слова приведены в программе) Во время исполнения песни дети двигаются не под музыку, а движениями показывают, о чем поют: кинезиотоника. В программе приводится таблица звуков русского языка с соответствующими им образами, песнями и психофизиологическим воздействием на человека. Например: Ф, С, Х, Ц, Л, Щ- расслабляющий эффект, В, З, Ж – тканевая вибрация; П, Б, Д, Т- диафрагмальные толчки. Эти песенки с музыкальным сопровождением можно использовать на занятиях в качестве физкультминуток.

ЗВУКОВОЕ ДЫХАНИЕ.

Комплекс направлен на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации.

Тканевая вибрация.

Звук «В»- вибрация на уровне лица. Стимуляция микроциркуляции крови в области лица, гайморовых пазух. Эффект при ринитах, синуситах, гайморитах. И. П. - ноги на ширине плеч. Глаза закрыты. Губы мягко соприкасаются. После глубокого вдоха произносится звук «В», негромко, до полного выдоха, при этом добиваться ощущения вибрации во всем теле, преимущественно в области лица. Губы расслаблены до появления «щекотки».

Звук «З»- вибрация в области головы и шеи. Эффект при трахеитах.

И. П. стоя. Тело расслаблено. Глаза закрыты. Ладонь руки на шее спереди. Вдох, на выдохе произносить звук «З» предельно долго, негромко. Повторить 4 раза.

Звук «Ж» - вибрация в области грудной клетки. Выводит мокроту из бронхов и легких. И. П. –то же. Ладонь на грудь. На выдохе звук «Ж» долго, негромко, стараясь вызвать вибрацию в области груди.

Звук «М» - вибрация тканей в области грудной клетки и солнечного сплетения. Энергетическая подзарядка солнечного сплетения. Выполняется аналогично предыдущим упражнениям, руку держать на уровне солнечного сплетения.

Звуковые диафрагмальные толчки. Цель: стимуляция деятельности диафрагмы, улучшение дикции.

И. П. стоя. После каждого вдоха резкий упругий выдох с произнесением звука П (Б). Губы упругие, живот выпячивается вперед. Звук повторяется 32 раза.

И. П. стоя На выдохе кончиком языка ударять по передним зубам, произнося звук «Т» (Д) – 32 раза.

Для тренировки голосовых связок произносятся слоги «ХА» на предельно резком выдохе с выпячиванием живота.

Звуковая релаксация

Цель: расслабление дыхательных и других мышц.

И. П. лежа, глаза закрыты. Произносится тихий ровный звук, который тянется как можно дольше. Каждый звук- 2 раза. Звуки: Ф, С, Ц, Ч, Ш, Щ.

Лазарев предлагает интересные звуковые игры«Тихий голос»,

«Рифмы»«Звучащее облако»«Трактор»«Самолеты» и другие.

«Звучащее облако». Дети закрывают глаза, произнося звуки, начинают двигаться по комнате, стараясь по звуку определить местонахождение окружающих и не задеть их. «Рифмы»: педагог называет слово и начинает считать до 10. Пока он считает, второй играющий должен придумать рифму к этому слову. Если он придумает, то сам называет новое слово и считает до 10.

Таким образом, применение педагогами вышеперечисленных игр в непосредственно- образовательной деятельности позволит сделать занятия более разнообразными и интересными, а использование их в досуговой деятельности и в режимные моменты поможет улучшить психоэмоциональное и физическое состояние детей.

Картинки по запросу картинки дети дыхательная гимнастикаКартинки по запросу картинки дети дыхательная гимнастика



Предварительный просмотр:

Логоритмические игра

• «Пограничники» ÐšÐ°Ñ€Ñ‚Ð¸Ð½ÐºÐ¸ по запросу картинки девочки и мальчики

Педагог.

    Тру-ту-ту! Тру-ту-ту!  Имитировать игру на горне, поворачивая туловище                             вправо-влево.

По порядку стройся в ряд, Ходьба на месте.

      Пограничников отряд.

Левая, правая,                 Топнуть сначала левой ногой, потом правой.

      Бегая,                              Бег на месте.

 Плавая,                          Имитация «брасса» в наклоне прогнувшись.

 Мы растем смелыми,   Встать на носки, руки вверх.

На солнце загорелыми. Стойка, руки за голову.

     Ноги наши быстрые, Поднимание согнутых ног вперед.

Метки наши выстрелы, Рывки руками.

Крепки наши мускулы Сгибание рук к плечам.

      И глаза не тусклые.

Кто шагает дружно в ногу? Ходьба на месте.

    Пограничникам дорогу!

(Ж. Фирилева, Е. Сайкина)



Предварительный просмотр:

В качестве специальной технологии обучения детей пению мною используется «Фонопедический метод развития голоса» В. В. Емельянова – известного учителя – исследователя, имеющего многолетнюю практику врача – фониатра.

Данный метод является наиболее эффективным, потому что:

-прогрессирующее ухудшение экологической ситуации влияет на гортань человека и та все в большей степени выполняет функцию фильтра – отстойника, на котором осаждаются вредные компоненты вдыхаемого воздуха

- становится все больше видов деятельности, в которых голос и речь используются как постоянно действующие орудия труда, причем в неблагоприятной акустической обстановке (шумовой фон, стрессы, пыль, химия)

-голосовой аппарат, голос и речь ребенка формируется исключительно под влиянием семьи и средств массовой информации, т.е. порой совсем не в нужном  направлении и со множеством случайных и вредных воздействий, что приводит к неравномерному развитию механизмов голосообразования, отсутствию координации между слухом и голосом, неадекватности эмоциональной детонации в речи, хриплому голосу при здоровой гортани и другим негативным последствиям.

Применение фонопедического метода развития голоса В. В. Емельянова в работе с дошкольниками заключается в использовании доступных упражнений комплекса, адаптированных к особенностям детского восприятия и физиологическим возможностям голосового аппарата дошкольников.

Вариативность использования интонационно – фонетических упражнений первого комплекса позволяет значительно разнообразить занятия с детьми, повысить их интерес к процессу пения и желание учиться управлять своим голосом.

Следует отметить, что наряду с развивающей задачей упражнений В. В. Емельянова прежде всего направлены на сохранение детских голосов. Адаптированные упражнения первого комплекса можно использовать как один из способов подготовки детей к пению (распевание) или в процессе непосредственно вокально-хоровой работы.

Голосовые игры на основе фонопедического метода В. В. Емельянова готовят голосовой аппарат ребенка к правильному, интонационно выразительному произношению и являются полезными для развития сценической речи, свободы самовыражения.

Артикуляционная гимнастика

1.Покусать кончик языка.

2.Покусывая язык, высовывать его вперед и убирать назад, покусывая всю поверхность.

3.Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.

4.Провести языком между губами и зубами как – бы очищая зубы.

5.Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки.

6.Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась

игровое задание: разные лошадки по – разному цокают копытами.

 Большие лошадки цокают медленно и низко,

маленькие – пони цокают быстро и высоко.

7.Покусать нижнюю губу по всей длине. Так же покусать верхнюю губу.

8.Закусить изнутри щеки боковыми зубами.

9.Оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение.

10.Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки.

11.Положить указательные пальцы обеих рук на мышцы под глазами и сделать гимнастику для лица, поднимая лицевыми мышцами пальцы как гантели. Повторить это движение попеременно правой и левой стороной.

12.Поставить указательные пальцы на переносицу, сильно наморщить её и ощутить пальцами движения мышц.

13.Наморщив переносицу (контроль пальцами), включив мышцы под глазами (контроль пальцами), широко открыть глаза.

14.Поставить пальцы на челюстно – височные суставные сочленения и помассировать их открывая рот.

15.Максимально открыв рот, обнажив зубы, наморщив переносицу, включив мышцы под глазами, широко открыв глаза сделать 4 движения языком вперёд – назад, при неподвижной челюсти и губах.

Дыхательная гимнастика

Для развития навыков правильного певческого дыхания полезно провести упражнения для работы диафрагмы во время вдоха и выдоха. Важно научить ребенка выполнять задержание воздуха в проговаривании скороговорок, выполняя вдох через нос, а выдох через рот, ощущая как работает диафрагма.

 В комплекс дыхательной гимнастики входят: 

упр. «Насос»

поставить руки замком на область диафрагмы, выполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы, выдохнуть:

Картинки по запросу картинка детская цветочекмедленно – «большой насос»;

 резко коротко – «маленький насос» (ощутить сжатие диафрагмы); 

упр. «Нюхаем цветок» 

вдох носом, задержать дыхание и медленно выдыхать

упр. «Греем руки»

подставить ладони к лицу, выполнить глубокий вдох носом, широко открыть рот и выдыхать медленно на ладони теплым воздухом

                                    упр. «Ремешок»

поставить руки на пояс, выполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы, выдохнуть, ощутить сжатие диафрагмы

Картинки по запросу картинка детская мячики                       упр. «Мячики»

 выполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы, выдыхать ритмично, регулируя взглядом работу мышцы до 8 раз за выдох

                      упр. «Змея»

 вдох носом, челюсти сжать, издавать шипение на долгом выдохе

                                     упр. «Свечи»

вдох носом, широко открыть рот, сделать 4 резких выдоха на звуке «Х», как будто тушим свечи

Фонопедические упражнения

«Вопрос – ответ».

«Вопросы – ответы» Ð’.Ð’. ЕмельяновНаличие в голосе 2-х режимов работы гортани – толстого и тонкого голоса. Соответственно – грудного и фальцетного.

 Исходное положение: рот открыт на максимум, пальцы контролируют мягкость щёк, протыкая их:

               «У Жирафа есть вопрос,

                для чего высокий рост, 

                Видно с этой высоты, всех,

                кто прячется в кусты»

Вибрант гортани.

Стихи читаются рокочущим звуком шумового характера без возникновения фиксированной звуковысотности.

«Крокодилий голосок,

он не низок ни высок,

Рокот, шорох, скрип и скрежет,

 пасть разинет – уши режет»

«Бронтозаврик».

«Бронтозаврик» у - Ð£ÐžÐÐ­Ð«Â В этом упражнении выполняется звуковысотная последовательность «Фальцетный режим -  грудной режим», с постепенным понижением интонации и увеличением силы тона. Устанавливается связь объёмно – пространственных представлений с высотой и силой тона.

«Кто там бродит по болоту, 

 ноги как у бегемота,

Голова на длинной шее,

 хвост за ним ещё длиннее».

«От шёпота до крика».

Произносить на одном дыхании: раз, два (шёпотом), три, четыре (тихий голос), пять, шесть(средний голос), семь, восемь(громкий голос), девять(очень громко), десять(крикнуть)!!!

«Толстый, тонкий голос»

Похожее изображение«Толстый голос» (в грудном режиме)

«Эта песенка про смех, мы поём её для всех, 

Так смеются медвежата, и тигрята и слонята.        

Они басом все хохочут, всё вокруг гремит, грохочет»

Картинки по запросу картинка детская мышата«Тонкий голос»

 «Эта песенка про смех, мы поем её для всех,

   Так смеются лягушата, и цыплята и мышата,

   Они тоненько хохочут, всё вокруг свистит стрекочет!»

Упражнение «Кот-воркот»

 построено на таком интересном и многим не знакомом звуке «штро-басс» - это урчащий звук, образующийся в гортани, без определенной фиксированной звуковысотности.

Похожее изображениеИ. п.: руки необходимо согнуть в локтях, ладони смотрят вниз на уровне груди, и выполняют колебательные движения, которые расслабляют гортань и позволяют правильно колебаться голосовым связкам. Данное упражнение позволяет создавать вибрации, которые «зарождаются» в грудном регистре и позволяют почувствовать это (если положить ладонь на грудную клетку). Также происходит освоение равнообъёмности гласных.

Котик запрыгнул ко мне на колени,

Громко урчит, развалился в лени.

Я осторожно чешу за ушком, 

Ласково глажу урчащее брюшко.

Упражнение «Утро»

Цель: расширение диапазона, освобождение мышечных зажимов, правильное формирование звуков.  

Солнышко сказало: — Мне пора взойти! Поем «а-а-а.» медленно на легато, как бы скользя снизу вверх в пределах терции.

Травка зашептала: — Мне пора расти! Произносим «ш-ш-ш.» на длительном выдохе.

Пчелы загудели: — Мед пора собрать! Поем «ж-ж-ж.», делая glissando в пределах терции

—Птицы загалдели: — Летать, летать, летать. Поем «чик-чирик» в высоком регистре - маленькие птенчики и среднем - взрослые птички.

Фонопедическое упражнение «Кто как кричит».

Корова мычит. Дети говорят «му-у» в низком регистре.

Лошадка кричит. Произносят «и-го-го!»  в трех разных регистрах

Курочка поет, Пропевают «ко-ко-ко-ко» на звуках мажорного трезвучия сверху вниз

Цыпляток зовет. Коротко произносят «пи, пи, пи.» в разных регистрах

Крякает утка, Зовет своих малюток. Поют «кря-кря-кря!», произносят в низком и верхнем регистрах.

Упражнение «Попрошайка»

И п. как в первом упражнении, лицо полусонное, глаза полузакрыты; охватывает работу трех различных регистров: «штро-басса» (ладони смотрят вниз, выполняют колебательные движения), затем плавное скольжение в грудной регистр (ладони поворачиваются вверх) и глиссандирующее движение в верхний регистр (сопровождается «выбросом» кистей рук вверх, и колебательными движениями наверху), не ограниченный верхним звуком. Упражнение выполняется на любой гласный звук, либо можно их чередовать на усмотрение музыкального руководителя в зависимости от возможностей детей. Важно следить за переходом из грудного в фальцетный режим. Эмоционально-образным заданием для детей может служить ситуация «настойчивого и безнадёжного выспрашивания чего-либо и радостном возгласе (переход в фальцетный режим) при получении желаемого».  

Упражнение «Метель»

позволяет сгладить регистровые переходы, перед движением голоса снизу вверх всегда звучит «штро-басс» для настройки грудного звучания.

Свистели метели,      Glissando от низкого регистра к верхнему на звук [у]

Летели снега,           Glissando от высокого регистра к низкому на звук [о].

Стелила постели большая пурга Glissando на звук [и] то вверх, то вниз, показывая высоту звука рукой.

Стелила постели морозом она,   Staccatto звуки [а] в разных регистрах

И было метелям всю ночь не до сна.  Разводят руки в стороны-звук громче, ладони друг к другу – звук тише, скользящие движения на разные гласные.

Упражнение «Зимние забавы»

Снова к нам пришла зима

Много снега принесла        шумный вдох – бесшумный выдох

Мы в снежки с тобой играем,

И друг в друга их бросаем.        восходящая и нисходящая интонации (вопрос-ответ) на звук «а»

1, 2, 3, 4, 5 – очень весело играть!        счёт от шёпота до крика от 1 до 10

Снежный ком с тобой скатаем

На него другой поставим

Следом-третий, смотрим, вмиг

Получился снеговик!        штро-бас (скрип) А – восходящая интонация из грудного в фальцетный регистр на звук «у»

Целый день мы на морозе

Наши пальчики замерзли        по очереди соединять большой палец с остальными

Мы подышим на ладошки

И согреемся немножко.         теплый выдох на звук «ш-ш-ш»

Лоб и щёки согреваем,        «согревающие» движения по всему лицу

Уши тоже пощипаем.        пощипали активно уши

Мы на санки сядем с вами,

И с горы приедем к маме! Ух! выполнять длинную нисходящую интонацию на звук «у» 

Упражнение «За грибами в лес пойдём»

За грибами в лес пойдём

И корзиночки возьмём.        Открываем рот без звука (с ладошкой)

Лес осенний так хорош!    Быстрый шумный вдох – бесшумный выдох

Прячется под кустик ёж,        произносим активно согласный звук «ф»

Белочка орех грызёт,        «цоканье» язычком

Птичка песенки поёт,        «ку-ку» с интонированием малой терции

Где-то рядом жук летит        «самолетик» на звук «у»

Под ногами лист шуршит,

Под листом грибок стоит.        произносим согласную «ш»

Заблудились мы в лесу.

Я ребят зову – «А-у»        дети повторяют «А-уууу!»

Вдруг услышали мы вой

Это волк, он очень злой.        имитируем вой на звук «у»

Напугались – ой-ой-ой!         «испугались»

И помчались все домой!

Литература:

1.В. В. Емельянов «Фонопедический метод развития голоса», 2015г.

2. В. В. Емельянов «Развивающие голосовые игры», 2015 г.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика

Картинки по запросу картинки девочки и мальчики пальчики

Дружба 

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Методические указания:. Первые две строчки - обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения. Следующие две строчки - обхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения.

В гости к пальчику большому   

В гости к пальчику большому  выставляем вверх большие пальцы

Приходили прямо к дому          соединяем под углом кончики пальцев обеих рук

Указательный и средний,          поочередно называемые пальцы соединяются с                большим на двух руках одновременно

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок, Затем вверх выставляются только мизинцы, другие пальцы сжаты в кулак

Постучался на порог. кулачки стучат друг о друга.

Вместе пальчики-друзья, ритмичное сжатие пальцев на обеих руках

Друг без друга им нельзя..



Предварительный просмотр:

Значение музыкально – дидактических игр:

  • Развивать музыкальные способности детей посредством музыкально - дидактических игр и пособий.
  • Способствовать активному восприятию музыки дошкольниками, в доступной форме приобщать их к основам музыкального искусства.

Задачи:

•Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор

•Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.

•Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.

•Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской,

Виды музыкально-дидактических игр: для развития звуковысотного слуха; на развитие чувства ритма; на развитие динамического и тембрового слуха; на развитие диатонического слуха; на развитие памяти и слуха; на развитие детского творчества и др.

Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней: обучающей задачи; содержания; правил; игровых действий.

Применение музыкально- дидактических игр :

•в процессе пения;

•в процессе слушания музыки;

•в процессе ритмических движений;

•в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Ценность музыкально-дидактических пособий и игр состоит в том, что они воздействуют на ребенка комплексно, вызывают зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

Именно с этой целью применяют такие пособия, как музыкально-дидактические игры, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.