ОДНКНР

Никишкина Юлия Игоревна

В этом разделе содержатся разработки, материалы, программы по предмету Основы духовно-нравственной культуры народов России. Предмет изучается в 5, 6 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya.pptx590.61 КБ
Файл teleuty_szhataya.pptx1.04 МБ
Файл odnknr_5-6.docx65.82 КБ
Файл odnknr_5_kl.docx15.13 КБ
Файл odnknr_6_kl.docx14.46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разгадайте ребусы 7Я

Слайд 2

Род и семья – исток нравственных отношений

Слайд 3

Составьте определение из разбросанных слов. Семья – людей, связанных, группа, между, супружества, собой, родительства, отношениями, родства.

Слайд 4

Понятие СЕМЬЯ Семья - это группа людей, связанных между собой отношениями супружества, родительства и родства.

Слайд 5

Семья - это сын папа дочь дедушка бабушка мама

Слайд 6

Каким словом можно объединить маму, папу, дедушек , бабушек, детей в семье?

Слайд 7

родственники, родные т.д. Какой корень у этих слов?

Слайд 8

Со словом семья тесно связано понятие «род». Давайте попробуем обозначить и этот термин Род - Членов, связь, произошедших, семьи, от, родоначальника, это, одного.

Слайд 9

Понятие РОД РОД – это связь членов семьи, произошедших от одного родоначальника.

Слайд 10

Собери пословицы Семейное согласие - Семья в куче - Где мир да лад - Корми деда на печи - Русский человек - не страшны и тучи всего дороже и сам будешь там Без родни не живёт там и божья благодать семья вместе Вся – на месте так и душа.

Слайд 11

Пословицы о семье Вся семья вместе – так и душа на месте. Семейное согласие всего дороже. Семья в куче – не страшны и тучи. Где мир да лад, там и божья благодать. Корми деда на печи: и сам будешь там. Русский человек без родни не живет.

Слайд 12

Подумаем! - По какому признаку различается один род от другого?

Слайд 13

Фамилия - (лат. familia «семейство») — наследственное родовое имя, указывающее на принадлежность человека к одному роду, ведущему начало от общего предка.

Слайд 14

Антропонимика- наука, изучающая фамилии.

Слайд 15

Домашнее задание Всем: Выучить определения. Нарисовать рисунок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коренные жители Сибири телеуты

Слайд 2

Телеуты – народ в Сибири. Живут в Беловском, Гурьевском и Новокузнецком районах Кемеровкой области . Телеутский язык относится к тюркской ветви алтайской семьи языков. Письменность создана на основе кириллици

Слайд 3

Алынчык – коническая постройка из жердей покрытая берестой. Внутри жилище делилось на женскую и мужскую половины. Юрта Чум

Слайд 4

Телеутский национальный костюм Повседневный головной убор - платок. Его складывают треугольником: один угол спускается на спину, два других завязывают узлом. Праздничный головной убор имел коническую форму из стеганой материи обшитые бархатом по отвороту, отороченные мехом соболя шапки с кистью на макушке. Женская одежда включала шаровары из ситца или холста, длинное платье туникообразного покроя с накладным праздничным нагрудником, лёгкий кафтан из шерстяной или плотной ситцевой материи чёрного цвета, на подкладке, шёлковые праздничные халаты. Тёплая верхняя одежда - стёганый халат и шубы Чарык - кожаная обувь

Слайд 5

Согласно древней легенде, мужчины ушли на войну, а их жёны отправились им на помощь, оставив своих детей в лесу. Когда уцелевшие воины вернулись домой, то обнаружили, что выжили только те дети, которые были оставлены под берёзами, так как пили их сок. С тех пор появился обычай – просить у берёзы семейного благополучия, счастья и здоровья для своих родных и любимых, защиты от невзгод. Прошли века, но и сегодня люди приезжают к священной берёзе и, загадав самое сокровенное желание, повязывают на её ветви разноцветные ленты. По древнему телеутскому поверью, оно обязательно сбудется! Одно из важных культовых мест телеутов – дерево желаний Сомо , которое является для них священным .

Слайд 7

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Приложение к ООП ООО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

МАОУ «СОШ №1»

_______________________________________________________________________________

СОГЛАСОВАНА                                                          УТВЕРЖДЕНА

на заседании педагогического                                     Директор МАОУ «СОШ №1»

совета МАОУ «СОШ №1»                                          ____________Е.В. Архипова

Протокол  от29.08.23 № 14                                          Приказ от   01.09.23  №  117/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ   Основы духовно – нравственной культуры народов России

                                                                                                      (наименование  предмета)

УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ                Основное  общее образование (базовый)

                                                       (начальное общее,  основное общее, среднее общее образование (базовый/углубленный))

КЛАСС(-Ы)                                 5-6

СОСТАВИТЕЛЬ(-И):                          Никишкина Ю.И.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………3
  2. Содержание учебного предмета………………………………………………………..5
  3. Планируемые результаты освоения учебного предмета……………………………..10
  4. Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы………………………………………………………………23
  5. Учебно-методическое обеспечение…………………………………………………....28

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по ОДНКНР составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, с учетом федеральной рабочей программы воспитания. В программе по ОДНКНР соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на уровне основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» носит культурологический и воспитательный характер, главный результат обучения ОДНКНР – духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

В процессе изучения курса ОДНКНР обучающиеся получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России.

Курс ОДНКНР формируется и преподаётся в соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.

В процессе изучения курса ОДНКНР обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным обликом, изучают основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного развития народов России.

 Содержание курса ОДНКНР направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.

 Материал курса ОДНКНР представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями), на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОДНКНР:

формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;

создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;

формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;

идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития Российской Федерации.

 Цели курса ОДНКНР определяют следующие задачи:

овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;

приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;

развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;

становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;

формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;

обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;

воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов Российской Федерации;

содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОДНКНР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Общее число часов, рекомендованных для изучения курса ОДНКНР, – 68 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю).

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

5 класс.

Россия – наш общий дом.

Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?

Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России.

 Наш дом – Россия.

Россия – многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.

 Язык и история.

Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.

Русский язык – язык общения и язык возможностей. Русский язык – основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык.

 Истоки родной культуры.

Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.

 Материальная культура.

Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.

 Духовная культура.

Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей.

 Культура и религия.

Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.

 Культура и образование.

Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека.

 Многообразие культур России (практическое занятие).

Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.

Семья и духовно-нравственные ценности.

 Семья – хранитель духовных ценностей.

Семья – базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.

Родина начинается с семьи.

История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?

 Традиции семейного воспитания в России.

Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей.

 Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и другие) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.

 Труд в истории семьи.

Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда.

Роль нравственных норм в благополучии семьи.

 Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и другого). Семейное древо. Семейные традиции.

Духовно-нравственное богатство личности.

Личность – общество – культура.

Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.

Духовный мир человека. Человек – творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации.

 Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.

 Культурное единство России.

 Историческая память как духовно-нравственная ценность.

Что такое история и почему она важна? История семьи – часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.

 Литература как язык культуры.

Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.

 Взаимовлияние культур.

Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей.

 Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

 Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина – часть общего Отечества.

 Праздники в культуре народов России.

Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.

 Памятники архитектуры в культуре народов России.

Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.

Музыкальная культура народов России.

Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.

Изобразительное искусство народов России.

Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.

Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе.

Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).

Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.

Культурная карта России (практическое занятие).

География культур России. Россия как культурная карта.

Описание регионов в соответствии с их особенностями.

 Единство страны – залог будущего России.

Россия – единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.

6 класс

Культура как социальность.

 Мир культуры: его структура. Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества.

Культура России: многообразие регионов.

Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России.

История быта как история культуры.

Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России.

 Прогресс: технический и социальный. Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд. Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества?

Образование в культуре народов России. Представление об основных этапах в истории образования.

Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей.

          Права и обязанности человека.

Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации.

Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.

Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей.

Современный мир: самое важное (практическое занятие).

Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России.

Человек и его отражение в культуре.

. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека.

Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы.

Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни.

Взросление человека в культуре народов России. Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность.

 Религия как источник нравственности.

Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека.

Наука как источник знания о человеке и человеческом.

Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.

 Этика и нравственность как категории духовной культуры.

Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна?

Самопознание (практическое занятие).

Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта.

Человек как член общества.

Труд делает человека человеком.

Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, трудовой подвиг, ответственность. Общественная оценка труда.

 Подвиг: как узнать героя?

Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь.

 Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.

Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы. Этика предпринимательства. Социальная помощь.

Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания.

Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство.

Отражение этих явлений в культуре общества.

 Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.

Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство. Общественные блага.

Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов России.

Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России.

 Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества.

Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессий.

 Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг.

Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом.

Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества.

Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны. Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных.

. Моя профессия (практическое занятие).

Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии.

Родина и патриотизм.

Гражданин.

Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина.

Патриотизм.

Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность патриотизма.

Защита Родины: подвиг или долг?

Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом. Военные подвиги. Честь. Доблесть.

Государство. Россия – наша Родина.

Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность.

Гражданская идентичность (практическое занятие).

Какими качествами должен обладать человек как гражданин.

Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или класса через добрые дела.

Человек: какой он? (практическое занятие).

Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие качества человека.

Человек и культура (проект).

Итоговый проект: «Что значит быть человеком?»

        

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Изучение ОДНКНР на уровне основного общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного предмета.

Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами учебного курса.

Планируемые личностные результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы по ОДНКНР.

Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.

Личностные результаты:

осознание российской гражданской идентичности;

готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

ценность самостоятельности и инициативы;

наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;

сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

  1. патриотического воспитания:

самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности;

  1. гражданского воспитания:

осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;

воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

  1. ценности познавательной деятельности:

сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;

воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

  1. духовно-нравственного воспитания.

сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения программы по ОДНКНР включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории, овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.

В результате изучения ОДНКНР на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия.

  1. Овладение познавательными универсальными учебными действиями:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и проводить выводы (логические универсальные учебные действия);

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково-символические/моделирование);

смысловое чтение;

развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

  1. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;

владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (информационно-коммуникационная компетентность).

3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями

умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

5 класс

 Россия – наш общий дом.

  • знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России;
  • иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны;
  • понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием личности и социальным поведением.
  • иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;
  • знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий;
  • понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость.
  • знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности;
  • иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры;
  • понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия;
  • обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета.
  • иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России;
  • знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества;
  • понимать, что русский язык – не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры;
  • иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.
  • иметь сформированное представление о понятие «культура»;
  • осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы, знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия;
  • уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.
  • иметь представление об артефактах культуры;
  • иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;
  • понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры;
  • понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами.
  • иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;
  • знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;
  • понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре;
  • осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов;
  • знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны.
  • иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции;
  • осознавать связь религии и морали;
  • понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
  • уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.
  • характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества;
  • иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;
  • понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
  • приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека;
  • понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире.
  • иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях;
  • выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа;
  • предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики;
  • обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.

Семья и духовно-нравственные ценности.

  • знать и понимать смысл термина «семья»;
  • иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье;
  • осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени;
  • уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями её существования;
  • понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»;
  • осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную роль;
  • понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства.
  • знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
  • осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;
  • понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;
  • обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества.
  • иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений;
  • знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;
  • уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи;
  • осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов.
  • Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях;
  • уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;
  • знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;
  • понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала.
  • знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
  • понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;
  • осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей;
  • характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи.
  • иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;
  • выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;
  • предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи;
  • обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности.

Духовно-нравственное богатство личности.

  • знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры;
  • уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность чело века и общества, человека и культуры;
  • понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества;
  • знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.
  • знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости;
  • осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве;
  • обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей человека;
  • доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
  • знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
  • знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;
  • обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;
  • понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».

Культурное единство России.

  • понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;
  • иметь представление о значении и функциях изучения истории;
  • осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. Знать о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота.
  • литература как язык культуры.
  • знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;
  • рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка;
  • обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
  • находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях.
  • иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества;
  • понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
  • знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей.
  • знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России;
  • осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это.
  • понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;
  • называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают;
  • уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;
  • понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
  • демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;
  • уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.
  • иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры;
  • устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;
  • различать основные типы праздников;
  • уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;
  • анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
  • понимать основной смысл семейных праздников;
  • определять нравственный смысл праздников народов России;
  • осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
  • знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития;
  • понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
  • осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами жилищ;
  • осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России;
  • устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры;
  • иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.
  • знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка;
  • обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
  • находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных произведений;
  • знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты.
  • Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства;
  • уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;
  • обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
  • находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства;
  • знать основные темы изобразительного искусства народов России.
  • знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств;
  • понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
  • воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;
  • знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;
  • оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.
  • знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона;
  • уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;
  • уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей);
  • понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.
  • знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии;
  • понимать, что такое культурная карта народов России;
  • описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.
  • знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства;
  • понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов.

6 класс

Культура как социальность.

  • знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления;
  • понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от природных явлений;
  • уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовно-нравственным состоянием общества;
  • понимать зависимость социальных процессов от культурно-исторических процессов;
  • уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и этапами развития социума.
  • характеризовать административно-территориальное деление России;
  • знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь показать их на административной карте России;
  • понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в полиэтничном государстве, важность сохранения исторической памяти отдельных этносов;
  • объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к тому или иному народу;
  • понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
  • демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;
  • характеризовать духовную культуру всех народов России как общее достояние и богатство нашей многонациональной Родины.
  • понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его типы;
  • понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России и особенностями исторического периода;
  • находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России от их локализации в конкретных климатических, географических и культурно-исторических условиях.
  • знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда, характеризовать их роль и значение в истории и современном обществе;
  • осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль созидательного и добросовестного труда для создания социально и экономически благоприятной среды;
  • демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его социальной и духовно-нравственной важности;
  • понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и изменениями социальных взаимосвязей в обществе;
  • осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и ценности общества.
  • иметь представление об истории образования и его роли в обществе на различных этапах его развития;
  • понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от процесса познания;
  • понимать специфику каждого уровня образования, её роль в современных общественных процессах;
  • обосновывать важность образования в современном мире и ценность знания;
  • характеризовать образование как часть процесса формирования духовно-нравственных ориентиров человека.
  • знать термины «права человека», «естественные права человека», «правовая культура»;
  • характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с правами;
  • понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и обязанности человека;
  • понимать необходимость соблюдения прав человека;
  • понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета между правами и обязанностями человека в обществе;
  • приводить примеры формирования правовой культуры из истории народов России.
  • знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия», «атеизм», «свободомыслие»;
  • характеризовать основные культурообразующие конфессии;
  • знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе общественного развития;
  • понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития общества.
  • характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе, его духовно-нравственные ориентиры;
  • понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития человека и общества в целом для сохранения социально-экономического благополучия;
  • называть и характеризовать основные источники этого процесса, уметь доказывать теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из истории и культуры России.

Человек и его отражение в культуре.

  • объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных качеств человека;
  • осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными моральными и нравственными ценностями;
  • понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь;
  • обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества, уважения к правам человека, его месту и роли в общественных процессах;
  • характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода», «ответственность», «право» и «долг»;
  • понимать важность коллективизма как ценности современной России и его приоритет перед идеологией индивидуализма;
  • приводить примеры идеалов человека в историко-культурном пространстве современной России.
  • понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза;
  • характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а также потребности человека для гармоничного развития существования на каждом из этапов;
  • обосновывать важность взаимодействия человека и общества, характеризовать негативные эффекты социальной изоляции;
  • знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятельности, её роли в развитии личности, во взаимодействии с другими людьми.
  • характеризовать нравственный потенциал религии;
  • знать и уметь излагать нравственные принципы государствообразующих конфессий России;
  • знать основные требования к нравственному идеалу человека в государствообразующих религиях современной России;
  • уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных ценностей для современного общества.
  • понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»;
  • определять нравственный смысл гуманитарного знания, его системообразующую роль в современной культуре;
  • характеризовать понятие «культура» как процесс самопознания общества, как его внутреннюю самоактуализацию;
  • осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного знания.
  • характеризовать многосторонность понятия «этика»;
  • понимать особенности этики как науки;
  • объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и культуре народов России и соотносить их с личным опытом;
  • обосновывать важность и необходимость нравственности для социального благополучия общества и личности.
  • характеризовать понятия «самопознание», «автобиография», «автопортрет», «рефлексия»;
  • уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности» с самопознанием и рефлексией на доступном для обучающихся уровне;
  • доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения.

Человек как член общества.

  • характеризовать важность труда и его роль в современном обществе;
  • соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономическое благополучие»;
  • объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»;
  • понимать важность и уметь обосновать необходимость их преодоления для самого себя;
  • оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда;
  • осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых подвигов, социальной ответственности за свой труд;
  • объяснять важность труда и его экономической стоимости;
  • знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной стороны, и «трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой стороны, а также «общественная оценка труда».
  • характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»;
  • понимать отличия подвига на войне и в мирное время;
  • уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества;
  • знать и называть героев современного общества и исторических личностей;
  • обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через значимость для общества и понимание последствий.
  • арактеризовать понятие «социальные отношения»;
  • понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в приложении к его нравственному и духовному развитию;
  • осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии личности;
  • обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь», «коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и литературы;
  • обосновывать важность и находить нравственные основания социальной взаимопомощи, в том числе благотворительности;
  • понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в социальном аспекте.
  • арактеризовать понятие «социальные проблемы современного общества» как многостороннее явление, в том числе обусловленное несовершенством духовно-нравственных идеалов и ценностей;
  • приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья», «сиротство», знать и уметь обосновывать пути преодоления их последствий на доступном для понимания уровне;
  • обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем, а также необходимость помощи в преодолении этих состояний со стороны общества.
  • характеризовать понятия «благотворительность», «меценатство», «милосердие», «волонтерство», «социальный проект», «гражданская и социальная ответственность», «общественные блага», «коллективизм» в их взаимосвязи;
  • анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности, милосердия, добровольной помощи, взаимовыручки у представителей разных этносов и религий;
  • уметь самостоятельно находить информацию о благотворительных, волонтёрских и социальных проектах в регионе своего проживания.
  • характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовно-нравственных ценностей российского народа;
  • находить и обосновывать проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России;
  • знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной личности, государственной политики, взаимоотношений в обществе;
  • находить и объяснять гуманистические проявления в современной культуре.
  • характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие профессии»;
  • иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых представителям социальных профессий;
  • осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе социальных профессий;
  • приводить примеры из литературы и истории, современной жизни, подтверждающие данную точку зрения.
  • характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в истории России;
  • доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в целом и для духовно-нравственного развития личности самого мецената;
  • характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его важную роль в жизни общества;
  • приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и современной России;
  • понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтёрской деятельности, аргументированно объяснять её важность.
  • характеризовать понятие «наука»;
  • уметь аргументированно обосновывать важность науки в современном обществе, прослеживать её связь с научно-техническим и социальным прогрессом;
  • называть имена выдающихся учёных России;
  • обосновывать важность понимания истории науки, получения и обоснования научного знания;
  • характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества, страны и государства;
  • обосновывать важность морали и нравственности в науке, её роль и вклад в доказательство этих понятий.
  • характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и цель труда в определённой профессии;
  • обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать её вклад в общество, называть духовно-нравственные качества человека, необходимые в этом виде труда.

Родина и патриотизм.

  • характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их взаимосвязь;
  • понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей гражданского самосознания;
  • понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина.
  • характеризовать понятие «патриотизм»;
  • приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе;
  • различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на ценности толерантности, уважения к другим народам, их истории и культуре;
  • уметь обосновывать важность патриотизма.
  • характеризовать понятия «война» и «мир»;
  • доказывать важность сохранения мира и согласия;
  • обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина;
  • понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре;
  • характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть», обосновывать их важность, приводить примеры их проявлений.
  • характеризовать понятие «государство»;
  • уметь выделять и формулировать основные особенности Российского государства с использованием исторических фактов и духовно-нравственные ценностей;
  • характеризовать понятие «закон» как существенную часть гражданской идентичности человека;
  • характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить это понятие с необходимыми нравственными качествами человека.
  • охарактеризовать свою гражданскую идентичность, её составляющие: этническую, религиозную, гендерную идентичности;
  • обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина, указывать их источники.
  • характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки собственных действий, их нравственного характера;
  • находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать их к потребностям класса.
  • характеризовать понятие «человек» как духовно-нравственный идеал;
  • приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре;
  • формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые ему присущи.
  • характеризовать грани взаимодействия человека и культуры;
  • уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров образ человека, создаваемый произведениями культуры;
  • показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние;
  • характеризовать основные признаки понятия «человек» с использованием исторических и культурных примеров, их осмысление и оценку, как с положительной, так и с отрицательной стороны.


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ.

5 класс.

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количествочасов

Электронные(цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Тематический блок 1.«Россия—наш общий дом»

1.1

Зачем изучать курс "Основы духовно- нравственной культуры народов России"

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

1.2

Наш дом - Россия

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

1.3

Язык и история

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

1.4

Русский язык - языкобщения и языквозможностей

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

1.5

Истокироднойкультуры

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

1.6

Материальнаякультура

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

1.7

Духовнаякультура

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

1.8

Культураирелигия

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

1.9

Культураиобразование

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

1.10

Многообразие культур России

2

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

Общее количество часов по блоку

11

Тематическийблок2.«Семьяидуховно-нравственныеценности»

2.1

Семья - хранитель духовныхценностей

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

2.2

Родинаначинаетсяссемьи

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

2.3

Традиции семейноговоспитаниявРоссии

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

2.4

Образ семьи в культуренародовРоссии

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

2.5

Трудвисториисемьи

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

2.6

Семья в современноммире

(практическое занятие)

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

Общее количество часов по блоку

6

Тематическийблок3.«Духовно-нравственноебогатстволичности»

3.1

Личность - общество -культура

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

3.2

Духовный мир человека.Человек-творецкультуры

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

3.3

Личность и духовно-нравственные ценности.Тест.

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

Общее количество часов по блоку

3

Тематическийблок4.«КультурноеединствоРоссии»

4.1

Историческая память какдуховно-нравственнаяценность

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

4.2

Литература как языккультуры

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

4.3

Взаимовлияниекультур

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

4.4

Духовно-нравственныеценности российскогонарода

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

4.5

Регионы России: культурноемногообразие

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

4.6

Праздники в культуренародовРоссии

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

4.7

Памятники в культуренародовРоссии

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

4.8

Музыкальная культуранародовРоссии

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

4.9

Изобразительное искусствонародовРоссии

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

4.10

Фольклор и литературанародовРоссии

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

4.11

Бытовые традициинародов России: пища,одежда,дом ( практическое занятие)

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

4.12

Единство страны – залогбудущегоРоссии

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

4.13

Культурнаякарта России (практическое занятие)

2

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

Общее количество часов по блоку

14

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

6 класс.

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Тематический блок 1. «Культура как социальность»

1.1

 Мир культуры: его структура.

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

1.2

Культура России: многообразие регионов

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

1.3

История быта как история культуры.

2

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

1.4

Прогресс: технический и социальный.

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

1.5

Образование в культуре народов России.

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

1.6

Права и обязанности человека.

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

1.7

Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

1.8

Современный мир: самое важное (практическое занятие).

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

Общее количество часов по блоку

9

Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре».

2.1

Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека.

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

2.2

Взросление человека в культуре народов России.

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

2.3

Религия как источник нравственности.

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

2.4

Наука как источник знания о человеке и человеческом.

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

2.5

Этика и нравственность как категории духовной культуры

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

2.6

 Самопознание (практическое занятие).

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

Общее количество часов по блоку

6

Тематический блок 3. «Человек как член общества».

3.1

Труд делает человека человеком.

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

3.2

Подвиг: как узнать героя?

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

3.3

Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Тест.

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

3.4

Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания.

2

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

3.5

Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов России.

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

3.6

Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества.

2

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

3.7

Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг.

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

3.8

Моя профессия (практическое занятие).

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

Общее количество часов по блоку

10

Тематический блок 4. «Родина и патриотизм».

4.1

Гражданин.

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

4.2

Патриотизм.

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

4.3

Защита Родины: подвиг или долг?

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

4.4

Государство. Россия – наша Родина.

2

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

4.5

Гражданская идентичность (практическое занятие).

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

4.6

Моя школа и мой класс (практическое занятие).

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

4.7

Человек: какой он? (практическое занятие).

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

4.8

Человек и культура (проект).

1

http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru

Общее количество часов по блоку

9

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ    

34

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Виноградова Н.Ф., Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс. Москва. Издательство «Просвещение»;

Виноградова Н. Ф., Т. Э. Мариносян «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Москва. «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации/Н.Ф.Виноградова. –М.:Вентана-Граф,2019
  2. ТишковаВ.А.,ШапошниковаТ.Д.«Книгадляучителя».Москва,«Просвещение»,2010.
  3. Религии мира: история, культура, вероучение: учебное пособие / под общ. ред. А.О. Чубарьяна и Г.М.Бонгард-Левина. -М.: ОЛМА Медиагрупп, 2016. -398 с.:ил.
  4. Токарев С. А. Религии в истории народов мира / С. А. Токарев. - изд. 5-е, испр. и доп. - М. :Республика,2005.-542с.:ил.-(Библиотека:религия,культура,наука).
  5. Козырев Н.Ф.Религиозное образование в светской школе.–СПб.,2015.
  6. Пиаже Ж. Моральное суждение ребенка/Пер.сфр.–М.:АкадемическийПроект,2016.
  7. Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург:Издательский отдел Екатеринбургской епархии,2018.
  8. АдамоваА.Г.Духовность как ценностная основа личности//Совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении:Сб.науч.тр.Ч.2.–М.,2017.
  9. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. –М., 2005.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

  1. http://scool-collection.edu.ru-ЕдинаяколлекцияЦифровыхобразовательныхресурсов
  2. https://resh.edu.ru/special-course/- Российская электронная школа
  3. http://www.td.gov.ru–Сайт Рособразования
  4. www.islamica.ru–сайт центра исламских  исследований
  5. www.muslimheritage.com–сайт об исламской культуре
  6. http://www.gumer.info/bogoslov–электронная библиотека
  7. http://ihtik.lib.ru–электронная библиотека
  8. http://www.lib.ru–электронная библиотека
  9. http://www.tvspas.ru–православный медиа-портал
  10. www.hrono.ru-Всемирная история в интернете
  11. www.istorya.ru-История страниц цивилизаций
  12. http://сyrill.newma.ru-Библиотека античной литературы
  13. http://artclassic.edu.ru-Коллекция: мировая художественная культур

 



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по ОДНКНР. 5 класс.

№п/п

Тема урока

Кол - во часов

Дата изучения

Тематический блок 1.«Россия—наш общий дом»11 часов

1

Зачем изучать курс "Основы духовно- нравственной культуры народов России"

1

2

Наш дом-Россия

1

3

Язык и история

1

4

Русский язык – язык общения и язык возможностей

1

5

Истоки родной культуры

1

6

Материальная культура

1

7

Духовная культура

1

8

Культура и религия

1

9

Культура и образование

1

10

"Многообразие культур России". Практикум

1

11

Обобщающий урок по теме «Россия — наш общий дом»

 ( проверочная работа)

1

Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» 6 часов

12

Семья - хранитель духовных ценностей

1

13

Родина начинается с семьи

1

14

Традиции семейного воспитания в России

1

15

Образ семьи в культуре народов России

1

16

Труд в истории семьи

1

17

"Семья в современном мире". Тест.

1

Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» 3 часа

18

Личность - общество -культура

1

19

Духовный мир человека. Человек-творец  культуры

1

20

Личность и духовно-нравственные ценности.Тест.

1

Тематический блок 4. «Культурное единство России» 14 часов

21

Историческая память как духовно-нравственная ценность

1

22

Литература как язык культуры

1

23

Взаимовлияние культур

1

24

Духовно-нравственные ценности российского   народа

1

25

Регионы России: культурное многообразие

1

26

Праздники в культуре народов России

1

27

Памятники в культуре народов России

1

28

Музыкальная культура народов России

1

29

Изобразительное искусство народов России

1

30

Фольклор и литература народов России

1

31

Бытовые традиции народов России: пища, одежда,дом. Практикум.

1

32

"Культурная  карта России. Практикум.

1

33

Обобщающий урок по теме «Культурное единство России». Тест.

1

34

Единство страны – залог будущего России

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО  ПРОГРАММЕ

34



Предварительный просмотр:

Календарно- тематическое планирование по ОДНКНР. 6 класс.

№п/п

Тема уроков

Кол-во часов

Дата изучения

Тематический блок 1. «Культура как социальность»

1

Мир культуры: его структура.

1

2

Культура России: многообразие регионов

1

3

История быта как история культуры.

1

4

История быта как история культуры.

1

5

Прогресс: технический и социальный.

1

6

Образование в культуре народов России.Тест.

1

7

Права и обязанности человека.

1

8

Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.

1

9

Современный мир: самое важное Практикум.

1

Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре».

10

Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека.

1

11

Взросление человека в культуре народов России.  

1

12

Религия как источник нравственности. Тест.

1

13

Наука как источник знания о человеке и человеческом.

1

14

Этика и нравственность как категории духовной культуры

1

15

Самопознание.  Практикум.

1

Тематический блок 3. «Человек как член общества».

16

Труд делает человека человеком.

1

17

Подвиг: как узнать героя?

1

18

Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.

1

19

Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания.

1

20

Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания.

1

21

Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов России.

1

22

Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества.

1

23

Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества.Тест.

1

24

Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг.

1

25

Моя профессия. Практикум.

1

Тематический блок 4. «Родина и патриотизм».

26

Гражданин.

1

27

Патриотизм.

1

28

Защита Родины: подвиг или долг?

1

29

Государство. Россия – наша Родина.

1

30

Государство. Россия – наша Родина. Проверочная работа

1

31

Гражданская идентичность .

1

32

Моя школа и мой класс . Практикум.

1

33

Человек: какой он?

1

34

Человек и культура (проект).

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО  ПРОГРАММЕ

34