ОДНКНР
В этом разделе содержатся разработки, материалы, программы по предмету Основы духовно-нравственной культуры народов России. Предмет изучается в 5, 6 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 590.61 КБ |
![]() | 1.04 МБ |
![]() | 65.82 КБ |
![]() | 15.13 КБ |
![]() | 14.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Род и семья – исток нравственных отношений
Составьте определение из разбросанных слов. Семья – людей, связанных, группа, между, супружества, собой, родительства, отношениями, родства.
Понятие СЕМЬЯ Семья - это группа людей, связанных между собой отношениями супружества, родительства и родства.
Семья - это сын папа дочь дедушка бабушка мама
Каким словом можно объединить маму, папу, дедушек , бабушек, детей в семье?
родственники, родные т.д. Какой корень у этих слов?
Со словом семья тесно связано понятие «род». Давайте попробуем обозначить и этот термин Род - Членов, связь, произошедших, семьи, от, родоначальника, это, одного.
Понятие РОД РОД – это связь членов семьи, произошедших от одного родоначальника.
Собери пословицы Семейное согласие - Семья в куче - Где мир да лад - Корми деда на печи - Русский человек - не страшны и тучи всего дороже и сам будешь там Без родни не живёт там и божья благодать семья вместе Вся – на месте так и душа.
Пословицы о семье Вся семья вместе – так и душа на месте. Семейное согласие всего дороже. Семья в куче – не страшны и тучи. Где мир да лад, там и божья благодать. Корми деда на печи: и сам будешь там. Русский человек без родни не живет.
Подумаем! - По какому признаку различается один род от другого?
Фамилия - (лат. familia «семейство») — наследственное родовое имя, указывающее на принадлежность человека к одному роду, ведущему начало от общего предка.
Антропонимика- наука, изучающая фамилии.
Домашнее задание Всем: Выучить определения. Нарисовать рисунок
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Телеуты – народ в Сибири. Живут в Беловском, Гурьевском и Новокузнецком районах Кемеровкой области . Телеутский язык относится к тюркской ветви алтайской семьи языков. Письменность создана на основе кириллици
Алынчык – коническая постройка из жердей покрытая берестой. Внутри жилище делилось на женскую и мужскую половины. Юрта Чум
Телеутский национальный костюм Повседневный головной убор - платок. Его складывают треугольником: один угол спускается на спину, два других завязывают узлом. Праздничный головной убор имел коническую форму из стеганой материи обшитые бархатом по отвороту, отороченные мехом соболя шапки с кистью на макушке. Женская одежда включала шаровары из ситца или холста, длинное платье туникообразного покроя с накладным праздничным нагрудником, лёгкий кафтан из шерстяной или плотной ситцевой материи чёрного цвета, на подкладке, шёлковые праздничные халаты. Тёплая верхняя одежда - стёганый халат и шубы Чарык - кожаная обувь
Согласно древней легенде, мужчины ушли на войну, а их жёны отправились им на помощь, оставив своих детей в лесу. Когда уцелевшие воины вернулись домой, то обнаружили, что выжили только те дети, которые были оставлены под берёзами, так как пили их сок. С тех пор появился обычай – просить у берёзы семейного благополучия, счастья и здоровья для своих родных и любимых, защиты от невзгод. Прошли века, но и сегодня люди приезжают к священной берёзе и, загадав самое сокровенное желание, повязывают на её ветви разноцветные ленты. По древнему телеутскому поверью, оно обязательно сбудется! Одно из важных культовых мест телеутов – дерево желаний Сомо , которое является для них священным .
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Приложение к ООП ООО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
МАОУ «СОШ №1»
_______________________________________________________________________________
СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
на заседании педагогического Директор МАОУ «СОШ №1»
совета МАОУ «СОШ №1» ____________Е.В. Архипова
Протокол от29.08.23 № 14 Приказ от 01.09.23 № 117/1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ Основы духовно – нравственной культуры народов России
(наименование предмета)
УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ Основное общее образование (базовый)
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование (базовый/углубленный))
КЛАСС(-Ы) 5-6
СОСТАВИТЕЛЬ(-И): Никишкина Ю.И.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка…………………………………………………………………3
- Содержание учебного предмета………………………………………………………..5
- Планируемые результаты освоения учебного предмета……………………………..10
- Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы………………………………………………………………23
- Учебно-методическое обеспечение…………………………………………………....28
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по ОДНКНР составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, с учетом федеральной рабочей программы воспитания. В программе по ОДНКНР соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на уровне основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» носит культурологический и воспитательный характер, главный результат обучения ОДНКНР – духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
В процессе изучения курса ОДНКНР обучающиеся получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России.
Курс ОДНКНР формируется и преподаётся в соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса ОДНКНР обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным обликом, изучают основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного развития народов России.
Содержание курса ОДНКНР направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса ОДНКНР представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями), на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОДНКНР:
формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития Российской Федерации.
Цели курса ОДНКНР определяют следующие задачи:
овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;
приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов Российской Федерации;
содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОДНКНР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, рекомендованных для изучения курса ОДНКНР, – 68 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю).
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
5 класс.
Россия – наш общий дом.
Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России.
Наш дом – Россия.
Россия – многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Русский язык – язык общения и язык возможностей. Русский язык – основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык.
Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.
Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей.
Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека.
Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.
Семья и духовно-нравственные ценности.
Семья – хранитель духовных ценностей.
Семья – базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей.
Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и другие) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.
Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда.
Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и другого). Семейное древо. Семейные традиции.
Духовно-нравственное богатство личности.
Личность – общество – культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.
Духовный мир человека. Человек – творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации.
Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Культурное единство России.
Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи – часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.
Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина – часть общего Отечества.
Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.
Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.
Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.
Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе.
Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.
Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта.
Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Единство страны – залог будущего России.
Россия – единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.
6 класс
Культура как социальность.
Мир культуры: его структура. Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества.
Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России.
История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России.
Прогресс: технический и социальный. Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд. Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества?
Образование в культуре народов России. Представление об основных этапах в истории образования.
Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей.
Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации.
Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей.
Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России.
Человек и его отражение в культуре.
. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы.
Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни.
Взросление человека в культуре народов России. Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность.
Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека.
Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна?
Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта.
Человек как член общества.
Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, трудовой подвиг, ответственность. Общественная оценка труда.
Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь.
Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы. Этика предпринимательства. Социальная помощь.
Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания.
Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство.
Отражение этих явлений в культуре общества.
Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство. Общественные блага.
Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России.
Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессий.
Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом.
Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества.
Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны. Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных.
. Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии.
Родина и патриотизм.
Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина.
Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность патриотизма.
Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом. Военные подвиги. Честь. Доблесть.
Государство. Россия – наша Родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность.
Гражданская идентичность (практическое занятие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.
Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или класса через добрые дела.
Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие качества человека.
Человек и культура (проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?»
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Изучение ОДНКНР на уровне основного общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного предмета.
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами учебного курса.
Планируемые личностные результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы по ОДНКНР.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
Личностные результаты:
осознание российской гражданской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
ценность самостоятельности и инициативы;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
- патриотического воспитания:
самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности;
- гражданского воспитания:
осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- ценности познавательной деятельности:
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- духовно-нравственного воспитания.
сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по ОДНКНР включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории, овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
В результате изучения ОДНКНР на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия.
- Овладение познавательными универсальными учебными действиями:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и проводить выводы (логические универсальные учебные действия);
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково-символические/моделирование);
смысловое чтение;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
- Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (информационно-коммуникационная компетентность).
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 класс
Россия – наш общий дом.
- знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России;
- иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны;
- понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием личности и социальным поведением.
- иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;
- знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий;
- понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость.
- знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности;
- иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры;
- понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия;
- обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета.
- иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России;
- знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества;
- понимать, что русский язык – не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры;
- иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.
- иметь сформированное представление о понятие «культура»;
- осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы, знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия;
- уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.
- иметь представление об артефактах культуры;
- иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;
- понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры;
- понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами.
- иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;
- знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;
- понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре;
- осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов;
- знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны.
- иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции;
- осознавать связь религии и морали;
- понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
- уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.
- характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества;
- иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;
- понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
- приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека;
- понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире.
- иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях;
- выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа;
- предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики;
- обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.
Семья и духовно-нравственные ценности.
- знать и понимать смысл термина «семья»;
- иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье;
- осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени;
- уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями её существования;
- понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»;
- осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную роль;
- понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства.
- знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
- осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;
- понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;
- обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества.
- иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений;
- знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;
- уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи;
- осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов.
- Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях;
- уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;
- знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;
- понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала.
- знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
- понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;
- осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей;
- характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи.
- иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;
- выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;
- предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи;
- обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности.
Духовно-нравственное богатство личности.
- знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры;
- уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность чело века и общества, человека и культуры;
- понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества;
- знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.
- знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости;
- осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве;
- обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей человека;
- доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
- знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
- знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;
- обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;
- понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».
Культурное единство России.
- понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;
- иметь представление о значении и функциях изучения истории;
- осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. Знать о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота.
- литература как язык культуры.
- знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;
- рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка;
- обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
- находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях.
- иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества;
- понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
- знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей.
- знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России;
- осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это.
- понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;
- называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают;
- уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;
- понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
- демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;
- уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.
- иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры;
- устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;
- различать основные типы праздников;
- уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;
- анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
- понимать основной смысл семейных праздников;
- определять нравственный смысл праздников народов России;
- осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
- знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития;
- понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
- осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами жилищ;
- осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России;
- устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры;
- иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.
- знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка;
- обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
- находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных произведений;
- знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты.
- Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства;
- уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;
- обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
- находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства;
- знать основные темы изобразительного искусства народов России.
- знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств;
- понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
- воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;
- знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;
- оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.
- знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона;
- уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;
- уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей);
- понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.
- знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии;
- понимать, что такое культурная карта народов России;
- описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.
- знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства;
- понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов.
6 класс
Культура как социальность.
- знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления;
- понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от природных явлений;
- уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовно-нравственным состоянием общества;
- понимать зависимость социальных процессов от культурно-исторических процессов;
- уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и этапами развития социума.
- характеризовать административно-территориальное деление России;
- знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь показать их на административной карте России;
- понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в полиэтничном государстве, важность сохранения исторической памяти отдельных этносов;
- объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к тому или иному народу;
- понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
- демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;
- характеризовать духовную культуру всех народов России как общее достояние и богатство нашей многонациональной Родины.
- понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его типы;
- понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России и особенностями исторического периода;
- находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России от их локализации в конкретных климатических, географических и культурно-исторических условиях.
- знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда, характеризовать их роль и значение в истории и современном обществе;
- осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль созидательного и добросовестного труда для создания социально и экономически благоприятной среды;
- демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его социальной и духовно-нравственной важности;
- понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и изменениями социальных взаимосвязей в обществе;
- осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и ценности общества.
- иметь представление об истории образования и его роли в обществе на различных этапах его развития;
- понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от процесса познания;
- понимать специфику каждого уровня образования, её роль в современных общественных процессах;
- обосновывать важность образования в современном мире и ценность знания;
- характеризовать образование как часть процесса формирования духовно-нравственных ориентиров человека.
- знать термины «права человека», «естественные права человека», «правовая культура»;
- характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с правами;
- понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и обязанности человека;
- понимать необходимость соблюдения прав человека;
- понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета между правами и обязанностями человека в обществе;
- приводить примеры формирования правовой культуры из истории народов России.
- знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия», «атеизм», «свободомыслие»;
- характеризовать основные культурообразующие конфессии;
- знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе общественного развития;
- понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития общества.
- характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе, его духовно-нравственные ориентиры;
- понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития человека и общества в целом для сохранения социально-экономического благополучия;
- называть и характеризовать основные источники этого процесса, уметь доказывать теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из истории и культуры России.
Человек и его отражение в культуре.
- объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных качеств человека;
- осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными моральными и нравственными ценностями;
- понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь;
- обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества, уважения к правам человека, его месту и роли в общественных процессах;
- характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода», «ответственность», «право» и «долг»;
- понимать важность коллективизма как ценности современной России и его приоритет перед идеологией индивидуализма;
- приводить примеры идеалов человека в историко-культурном пространстве современной России.
- понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза;
- характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а также потребности человека для гармоничного развития существования на каждом из этапов;
- обосновывать важность взаимодействия человека и общества, характеризовать негативные эффекты социальной изоляции;
- знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятельности, её роли в развитии личности, во взаимодействии с другими людьми.
- характеризовать нравственный потенциал религии;
- знать и уметь излагать нравственные принципы государствообразующих конфессий России;
- знать основные требования к нравственному идеалу человека в государствообразующих религиях современной России;
- уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных ценностей для современного общества.
- понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»;
- определять нравственный смысл гуманитарного знания, его системообразующую роль в современной культуре;
- характеризовать понятие «культура» как процесс самопознания общества, как его внутреннюю самоактуализацию;
- осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного знания.
- характеризовать многосторонность понятия «этика»;
- понимать особенности этики как науки;
- объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и культуре народов России и соотносить их с личным опытом;
- обосновывать важность и необходимость нравственности для социального благополучия общества и личности.
- характеризовать понятия «самопознание», «автобиография», «автопортрет», «рефлексия»;
- уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности» с самопознанием и рефлексией на доступном для обучающихся уровне;
- доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения.
Человек как член общества.
- характеризовать важность труда и его роль в современном обществе;
- соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономическое благополучие»;
- объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»;
- понимать важность и уметь обосновать необходимость их преодоления для самого себя;
- оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда;
- осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых подвигов, социальной ответственности за свой труд;
- объяснять важность труда и его экономической стоимости;
- знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной стороны, и «трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой стороны, а также «общественная оценка труда».
- характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»;
- понимать отличия подвига на войне и в мирное время;
- уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества;
- знать и называть героев современного общества и исторических личностей;
- обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через значимость для общества и понимание последствий.
- арактеризовать понятие «социальные отношения»;
- понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в приложении к его нравственному и духовному развитию;
- осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии личности;
- обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь», «коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и литературы;
- обосновывать важность и находить нравственные основания социальной взаимопомощи, в том числе благотворительности;
- понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в социальном аспекте.
- арактеризовать понятие «социальные проблемы современного общества» как многостороннее явление, в том числе обусловленное несовершенством духовно-нравственных идеалов и ценностей;
- приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья», «сиротство», знать и уметь обосновывать пути преодоления их последствий на доступном для понимания уровне;
- обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем, а также необходимость помощи в преодолении этих состояний со стороны общества.
- характеризовать понятия «благотворительность», «меценатство», «милосердие», «волонтерство», «социальный проект», «гражданская и социальная ответственность», «общественные блага», «коллективизм» в их взаимосвязи;
- анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности, милосердия, добровольной помощи, взаимовыручки у представителей разных этносов и религий;
- уметь самостоятельно находить информацию о благотворительных, волонтёрских и социальных проектах в регионе своего проживания.
- характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовно-нравственных ценностей российского народа;
- находить и обосновывать проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России;
- знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной личности, государственной политики, взаимоотношений в обществе;
- находить и объяснять гуманистические проявления в современной культуре.
- характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие профессии»;
- иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых представителям социальных профессий;
- осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе социальных профессий;
- приводить примеры из литературы и истории, современной жизни, подтверждающие данную точку зрения.
- характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в истории России;
- доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в целом и для духовно-нравственного развития личности самого мецената;
- характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его важную роль в жизни общества;
- приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и современной России;
- понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтёрской деятельности, аргументированно объяснять её важность.
- характеризовать понятие «наука»;
- уметь аргументированно обосновывать важность науки в современном обществе, прослеживать её связь с научно-техническим и социальным прогрессом;
- называть имена выдающихся учёных России;
- обосновывать важность понимания истории науки, получения и обоснования научного знания;
- характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества, страны и государства;
- обосновывать важность морали и нравственности в науке, её роль и вклад в доказательство этих понятий.
- характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и цель труда в определённой профессии;
- обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать её вклад в общество, называть духовно-нравственные качества человека, необходимые в этом виде труда.
Родина и патриотизм.
- характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их взаимосвязь;
- понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей гражданского самосознания;
- понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина.
- характеризовать понятие «патриотизм»;
- приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе;
- различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на ценности толерантности, уважения к другим народам, их истории и культуре;
- уметь обосновывать важность патриотизма.
- характеризовать понятия «война» и «мир»;
- доказывать важность сохранения мира и согласия;
- обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина;
- понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре;
- характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть», обосновывать их важность, приводить примеры их проявлений.
- характеризовать понятие «государство»;
- уметь выделять и формулировать основные особенности Российского государства с использованием исторических фактов и духовно-нравственные ценностей;
- характеризовать понятие «закон» как существенную часть гражданской идентичности человека;
- характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить это понятие с необходимыми нравственными качествами человека.
- охарактеризовать свою гражданскую идентичность, её составляющие: этническую, религиозную, гендерную идентичности;
- обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина, указывать их источники.
- характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки собственных действий, их нравственного характера;
- находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать их к потребностям класса.
- характеризовать понятие «человек» как духовно-нравственный идеал;
- приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре;
- формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые ему присущи.
- характеризовать грани взаимодействия человека и культуры;
- уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров образ человека, создаваемый произведениями культуры;
- показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние;
- характеризовать основные признаки понятия «человек» с использованием исторических и культурных примеров, их осмысление и оценку, как с положительной, так и с отрицательной стороны.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ.
5 класс.
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количествочасов | Электронные(цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | |||
Тематический блок 1.«Россия—наш общий дом» | |||
1.1 | Зачем изучать курс "Основы духовно- нравственной культуры народов России" | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
1.2 | Наш дом - Россия | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
1.3 | Язык и история | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
1.4 | Русский язык - языкобщения и языквозможностей | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
1.5 | Истокироднойкультуры | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
1.6 | Материальнаякультура | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
1.7 | Духовнаякультура | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
1.8 | Культураирелигия | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
1.9 | Культураиобразование | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
1.10 | Многообразие культур России | 2 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
Общее количество часов по блоку | 11 | ||
Тематическийблок2.«Семьяидуховно-нравственныеценности» | |||
2.1 | Семья - хранитель духовныхценностей | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
2.2 | Родинаначинаетсяссемьи | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
2.3 | Традиции семейноговоспитаниявРоссии | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
2.4 | Образ семьи в культуренародовРоссии | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
2.5 | Трудвисториисемьи | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
2.6 | Семья в современноммире (практическое занятие) | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
Общее количество часов по блоку | 6 | ||
Тематическийблок3.«Духовно-нравственноебогатстволичности» | |||
3.1 | Личность - общество -культура | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
3.2 | Духовный мир человека.Человек-творецкультуры | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
3.3 | Личность и духовно-нравственные ценности.Тест. | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
Общее количество часов по блоку | 3 | ||
Тематическийблок4.«КультурноеединствоРоссии» | |||
4.1 | Историческая память какдуховно-нравственнаяценность | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
4.2 | Литература как языккультуры | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
4.3 | Взаимовлияниекультур | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
4.4 | Духовно-нравственныеценности российскогонарода | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
4.5 | Регионы России: культурноемногообразие | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
4.6 | Праздники в культуренародовРоссии | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
4.7 | Памятники в культуренародовРоссии | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
4.8 | Музыкальная культуранародовРоссии | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
4.9 | Изобразительное искусствонародовРоссии | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
4.10 | Фольклор и литературанародовРоссии | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
4.11 | Бытовые традициинародов России: пища,одежда,дом ( практическое занятие) | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
4.12 | Единство страны – залогбудущегоРоссии | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
4.13 | Культурнаякарта России (практическое занятие) | 2 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
Общее количество часов по блоку | 14 | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 |
6 класс.
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | |||
Тематический блок 1. «Культура как социальность» | |||
1.1 | Мир культуры: его структура. | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
1.2 | Культура России: многообразие регионов | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
1.3 | История быта как история культуры. | 2 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
1.4 | Прогресс: технический и социальный. | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
1.5 | Образование в культуре народов России. | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
1.6 | Права и обязанности человека. | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
1.7 | Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие. | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
1.8 | Современный мир: самое важное (практическое занятие). | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
Общее количество часов по блоку | 9 | ||
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре». | |||
2.1 | Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека. | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
2.2 | Взросление человека в культуре народов России. | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
2.3 | Религия как источник нравственности. | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
2.4 | Наука как источник знания о человеке и человеческом. | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
2.5 | Этика и нравственность как категории духовной культуры | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
2.6 | Самопознание (практическое занятие). | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
Общее количество часов по блоку | 6 | ||
Тематический блок 3. «Человек как член общества». | |||
3.1 | Труд делает человека человеком. | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
3.2 | Подвиг: как узнать героя? | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
3.3 | Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Тест. | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
3.4 | Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания. | 2 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
3.5 | Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов России. | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
3.6 | Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества. | 2 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
3.7 | Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг. | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
3.8 | Моя профессия (практическое занятие). | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
Общее количество часов по блоку | 10 | ||
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм». | |||
4.1 | Гражданин. | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
4.2 | Патриотизм. | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
4.3 | Защита Родины: подвиг или долг? | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
4.4 | Государство. Россия – наша Родина. | 2 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
4.5 | Гражданская идентичность (практическое занятие). | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
4.6 | Моя школа и мой класс (практическое занятие). | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
4.7 | Человек: какой он? (практическое занятие). | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
4.8 | Человек и культура (проект). | 1 | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://ihtik.lib.ru |
Общее количество часов по блоку | 9 | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 |
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Виноградова Н.Ф., Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс. Москва. Издательство «Просвещение»;
Виноградова Н. Ф., Т. Э. Мариносян «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Москва. «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации/Н.Ф.Виноградова. –М.:Вентана-Граф,2019
- ТишковаВ.А.,ШапошниковаТ.Д.«Книгадляучителя».Москва,«Просвещение»,2010.
- Религии мира: история, культура, вероучение: учебное пособие / под общ. ред. А.О. Чубарьяна и Г.М.Бонгард-Левина. -М.: ОЛМА Медиагрупп, 2016. -398 с.:ил.
- Токарев С. А. Религии в истории народов мира / С. А. Токарев. - изд. 5-е, испр. и доп. - М. :Республика,2005.-542с.:ил.-(Библиотека:религия,культура,наука).
- Козырев Н.Ф.Религиозное образование в светской школе.–СПб.,2015.
- Пиаже Ж. Моральное суждение ребенка/Пер.сфр.–М.:АкадемическийПроект,2016.
- Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург:Издательский отдел Екатеринбургской епархии,2018.
- АдамоваА.Г.Духовность как ценностная основа личности//Совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении:Сб.науч.тр.Ч.2.–М.,2017.
- Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. –М., 2005.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
- http://scool-collection.edu.ru-ЕдинаяколлекцияЦифровыхобразовательныхресурсов
- https://resh.edu.ru/special-course/- Российская электронная школа
- http://www.td.gov.ru–Сайт Рособразования
- www.islamica.ru–сайт центра исламских исследований
- www.muslimheritage.com–сайт об исламской культуре
- http://www.gumer.info/bogoslov–электронная библиотека
- http://ihtik.lib.ru–электронная библиотека
- http://www.lib.ru–электронная библиотека
- http://www.tvspas.ru–православный медиа-портал
- www.hrono.ru-Всемирная история в интернете
- www.istorya.ru-История страниц цивилизаций
- http://сyrill.newma.ru-Библиотека античной литературы
- http://artclassic.edu.ru-Коллекция: мировая художественная культур
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по ОДНКНР. 5 класс.
№п/п | Тема урока | Кол - во часов | Дата изучения |
Тематический блок 1.«Россия—наш общий дом»11 часов | |||
1 | Зачем изучать курс "Основы духовно- нравственной культуры народов России" | 1 | |
2 | Наш дом-Россия | 1 | |
3 | Язык и история | 1 | |
4 | Русский язык – язык общения и язык возможностей | 1 | |
5 | Истоки родной культуры | 1 | |
6 | Материальная культура | 1 | |
7 | Духовная культура | 1 | |
8 | Культура и религия | 1 | |
9 | Культура и образование | 1 | |
10 | "Многообразие культур России". Практикум | 1 | |
11 | Обобщающий урок по теме «Россия — наш общий дом» ( проверочная работа) | 1 | |
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» 6 часов | |||
12 | Семья - хранитель духовных ценностей | 1 | |
13 | Родина начинается с семьи | 1 | |
14 | Традиции семейного воспитания в России | 1 | |
15 | Образ семьи в культуре народов России | 1 | |
16 | Труд в истории семьи | 1 | |
17 | "Семья в современном мире". Тест. | 1 | |
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» 3 часа | |||
18 | Личность - общество -культура | 1 | |
19 | Духовный мир человека. Человек-творец культуры | 1 | |
20 | Личность и духовно-нравственные ценности.Тест. | 1 | |
Тематический блок 4. «Культурное единство России» 14 часов | |||
21 | Историческая память как духовно-нравственная ценность | 1 | |
22 | Литература как язык культуры | 1 | |
23 | Взаимовлияние культур | 1 | |
24 | Духовно-нравственные ценности российского народа | 1 | |
25 | Регионы России: культурное многообразие | 1 | |
26 | Праздники в культуре народов России | 1 | |
27 | Памятники в культуре народов России | 1 | |
28 | Музыкальная культура народов России | 1 | |
29 | Изобразительное искусство народов России | 1 | |
30 | Фольклор и литература народов России | 1 | |
31 | Бытовые традиции народов России: пища, одежда,дом. Практикум. | 1 | |
32 | "Культурная карта России. Практикум. | 1 | |
33 | Обобщающий урок по теме «Культурное единство России». Тест. | 1 | |
34 | Единство страны – залог будущего России | 1 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 |
Предварительный просмотр:
Календарно- тематическое планирование по ОДНКНР. 6 класс.
№п/п | Тема уроков | Кол-во часов | Дата изучения |
Тематический блок 1. «Культура как социальность» | |||
1 | Мир культуры: его структура. | 1 | |
2 | Культура России: многообразие регионов | 1 | |
3 | История быта как история культуры. | 1 | |
4 | История быта как история культуры. | 1 | |
5 | Прогресс: технический и социальный. | 1 | |
6 | Образование в культуре народов России.Тест. | 1 | |
7 | Права и обязанности человека. | 1 | |
8 | Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие. | 1 | |
9 | Современный мир: самое важное Практикум. | 1 | |
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре». | |||
10 | Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека. | 1 | |
11 | Взросление человека в культуре народов России. | 1 | |
12 | Религия как источник нравственности. Тест. | 1 | |
13 | Наука как источник знания о человеке и человеческом. | 1 | |
14 | Этика и нравственность как категории духовной культуры | 1 | |
15 | Самопознание. Практикум. | 1 | |
Тематический блок 3. «Человек как член общества». | |||
16 | Труд делает человека человеком. | 1 | |
17 | Подвиг: как узнать героя? | 1 | |
18 | Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. | 1 | |
19 | Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания. | 1 | |
20 | Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания. | 1 | |
21 | Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов России. | 1 | |
22 | Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества. | 1 | |
23 | Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества.Тест. | 1 | |
24 | Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг. | 1 | |
25 | Моя профессия. Практикум. | 1 | |
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм». | |||
26 | Гражданин. | 1 | |
27 | Патриотизм. | 1 | |
28 | Защита Родины: подвиг или долг? | 1 | |
29 | Государство. Россия – наша Родина. | 1 | |
30 | Государство. Россия – наша Родина. Проверочная работа | 1 | |
31 | Гражданская идентичность . | 1 | |
32 | Моя школа и мой класс . Практикум. | 1 | |
33 | Человек: какой он? | 1 | |
34 | Человек и культура (проект). | 1 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 |