Учебно-методический комплект МДК 03.01

Большова Юлия Евгеньевна

Учебно-методический комплект МДК 03.01 Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ)

по МДК 03.01 Теоретические основы организации обучения

 в разных возрастных группах

 

Промежуточная аттестация проводиться в форме зачета в виде итоговой письменной контрольной работы. 

Проверяемые результаты обучения: З1, З2, З4, З5, З11

Внимательно прочитайте и ответьте на вопросы:

1. Дидактика – это…

2.Единство каких двух процессов представляет собой обучение?

3.Перечислите функции обучения.

4. Какой из двух видов учения характерен для дошкольников? Дайте название каждому виду.

А) Этот вид учения специально направлен на овладение знаниями и умениями как на свою прямую цель.

Б)  Этот вид учения приводит к овладению знаниями и умениями, осуществляя иные цели (учебно-познавательная).

5. Перечислите нормативные документы, в соответствии с которыми происходит моделирование образовательного процесса в ДОО.

6. Является ли получение дошкольного образования обязательным?  Обоснуйте.

7. Как Вы считаете, нужен ли такой документ как «Профессиональный стандарт педагога»? Обоснуйте свое мнение.

8. Для чего в документе ФГОС ДО указаны целевые ориентиры?

9.  Продолжите фразу: «Дети  дошкольного возраста активно познают окружающий мир. Это познание  возможно за счет наличия у них …»

10. Какой дидактический принцип Я.А. Коменский считал «золотым правилом» дидактики? Назовите этот принцип.

11. Перечислите известные Вам типы обучения. Кратко охарактеризуйте каждый из них.

12. В каких видах деятельности  приобретают знания дошкольники? Перечислите.

13.Перечислите образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования детей.

14. Перечислите методы обучения дошкольников:

15. Опишите структуру занятия (НОД), раскрыв значение каждой части:

16. Перечислите виды нетрадиционных занятий (НОД) в детском саду:

17. Укажите длительность одного занятия (НОД) для каждой возрастной группы:

 

Материалы, разрешенные для использования на зачете:

-ручка,

-бумага

Критерии оценивания итоговой контрольной работы:

 «5» - даны исчерпывающие ответы, основанные на знании положений современной методической науки и теории дошкольной дидактики;

«4» - даны ответы, основанные на знании положений современной методической науки и теории дошкольной дидактики, однако допущены отдельные неточности;

«3» - даны ответы, основанные на знании положений современной науки, однако допущены ошибки в изложении положений теории и методики дошкольного дидактики;

«2» - ответы не демонстрируют владения положениями современной методической науки и теории дошкольной дидактики, допущены грубые ошибки в употреблении понятий теории и методики.



Предварительный просмотр:

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕКУЩЕМУ КОНТРОЛЮ 

По МДК 03.01 Теоретические основы организации обучения

 в разных возрастных группах

Тема 1.1. Обучение – основа педагогического процесса.

Тема 1.1.1. Общее понятие о дидактике.

Внимательно прочитайте и ответьте на вопросы:

    1.Дидактика – это… 

    2. Дидактика дает ответы на вопросы: …

    3. Основатель дидактики –

    4. Коменский рассматривал дошкольное детство как

    5. Песталоцци требовал от педагога учитывать…    

    6.Термин «детский сад» ввелФридрих Фрёбель

    7 .Кто доказал возможность самообучения детей (автодидактизма)? Благодаря чему это возможно?

     8. С чьим именем связано становление дошкольной дидактики в России?

     9. Кто открыл первый платный детский сад в России?

    10. Кто считал необходимым строить занятия по усложняющейся системе? 

    11. Кто в России предложил обязательные занятия по плану воспитательницы? 

    12.Чем известна отечественный педагог Тихеева Е.И.?

    13.Чем известна отечественный педагог Усова А.П.? 

    14. Чьи идеи, раскрывающие принцип системности в обучении дошкольников положены в основу программ «От рождения до года», «Радуга», «Детство»? 

    15. О каких основные категориях (понятиях) дидактики идет речь? Впишите.

… -это процесс и результат обучения, связанный с усвоением учащимися знаний, умений и навыков, формированием мировоззрения, нравственных качеств личности, развитием их творческих сил и способностей.

… -это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие учащихся.

… - важнейшие дидактические требования, которые обеспечивают эффективное функционирование учебного процесса.

…  -система знаний, умений и навыков, которые являются основой для развития и формирования личности человека.

… -это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, воспитанию и развитию в процессе обучения.

… -это особенности объединения учащихся для занятий с учителем, в процессе которых совершается учебно-познавательная деятельность.

     16. Единство  каких двух процессов представляет собой обучение?      

     17. Перечислите основные этапы обучения.

Тема 1.1.2. Моделирование образовательного процесса ДОО в соответствии

с нормативными документами

Внимательно прочитайте и ответьте на вопросы:

1.Перечислите нормативные документы, в соответствии с которыми происходит моделирование образовательного процесса в ДОО.

2.Что собой представляет документ «Конвенция о правах ребенка»?

3.Какие статьи «Конвенция о правах ребенка» (указать номера) имеют непосредственное отношение к моделированию образовательного процесса в ДОО?

4.Какой документ относит дошкольное образование к одному из уровней общего образования?

5.Является ли получение дошкольного образования обязательным?

6. Какая модель дошкольного воспитания критиковалась в     «Концепции дошкольного воспитания»? 

 7.Способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области называется (обвести соответствующее):

А) компетенция;

Б) компетентность.

8. Определите, где речь идет об Общих Компетенциях (ОК), а где – о Профессиональных (ПК):

  • Проводить родительские собрания, привлекать родителей (лиц, их замещающих) к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательной организации.
  • Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
  • Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
  • Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
  • Создавать в группе предметно-развивающую среду.

9. Как Вы считаете, нужен ли такой документ как «Профессиональный стандарт педагога»? Обоснуйте свое мнение.

10. Расшифруйте аббревиатуру «ФГОС ДО».

  1.  Для чего во ФГОС ДО указаны целевые ориентиры?

Тема 1.1.3. Теоретические основы организации обучения дошкольников

Внимательно прочитайте и ответьте на вопросы:

1.Определите лишнее:

На современном этапе обучение рассматривается как процесс:
- передачи знаний, формирования умений и навыков;

- организации деятельности обучаемых;
- взаимодействия обучаемого и обучающего;

- взаимодействия обучающихся между собой;
- сотрудничества и совместной творческой деятельности.

2. Перечислите функции обучения:

Обучающая, развивающая, воспитывающая

3.Определите лишнее:

В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:

1) двусторонний характер;

2) совместная деятельность учителей и учащихся (сотрудничество);

3) педагогическое руководство;

4) планомерная специальная организация и управление;

5) целостность и единство;

6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;

7) управление поведением учащихся;

8) управление развитием и воспитанием учащихся.

4. Перечислите известные Вам дидактические принципы. 

5. Какой дидактический принцип Я.А. Коменский считал «золотым правилом» дидактики? 

6. О каком типе обучения идет речь (прямое, проблемное, опосредованное)?

А) Данный тип обучения заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и познавательных, ребенок не может. Для этого он должен «переворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями.

Б) Данный тип обучения предполагает, что воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми (будем учиться рисовать дерево; составлять рассказ по картинке, которая лежит перед каждым из вас). Далее дает образец способов выполнения задания (как рисовать дерево, как составлять рассказ.

В) При использовании данного типа обучения педагог организует предметно-материальную среду: последовательно подбирает те или иные средства, с помощью которых можно оптимизировать процесс усвоения новых знаний, умений, упрочить возникшие интересы. Это могут быть книги, игры, игрушки, растения, оборудование для опытов, предметы утвари и др.

7. Установите соответствие:

А) Долгое время в системе образования, в том числе дошкольного, господствовала такая модель обучения, целью которой было вооружить детей знаниями, умениями и навыками.

Б) Эта модель обучения предполагает переход от объяснения к пониманию,

 А) личностно-ориентированная

Б) учебно-дисциплинарная

реализуется в совместной деятельности,

сотрудничестве воспитателя и детей

8.  Какой из двух видов учения характерен для дошкольников? Дайте название этому виду деятельности.

1.Этот вид учения специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель.

2.Этот вид учения приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели.

9. В каких видах деятельности  приобретают знания дошкольники? Перечислите.

10. Продолжите фразу: «Дети  дошкольного возраста активно познают окружающий мир. Это познание  возможно за счет наличия у них ...»

11. Выберите верное утверждение. Восприятие носит предметный характер:

- в младшем дошкольном возрасте;

-в среднем дошкольном возрасте;

-в старшем дошкольном возрасте.

12. Выберите верное утверждение. На протяжении всего  дошкольного детства преобладает:

-произвольное внимание (сознательно направляемое и удерживаемое на объекте);

-непроизвольным внимание.

13. Выберите верное утверждение. Дети в старшем дошкольном возрасте   начинают заниматься гимнастикой, акробатикой. Это связано с тем, что:

- в спортивные секции не принимают детей более младшего возраста;

- именно в этом возрасте наблюдается  высокий уровень моторной памяти.

14. Выберите верное утверждение. Словесно-логическое мышление начинает формироваться:

- к концу первого года жизни;

- в 3-4 года;

- в среднем дошкольном возрасте;

- старшем дошкольном возрасте.

15. Выберите верное утверждение. Для развития воображения сенситивным (чувствительным) является период:

- ранний возраст;

- младший дошкольный возраст;

- средний дошкольный возраст;

-старший дошкольный возраст.

Критерии оценивания самостоятельных работ:

«5» - при отсутствии ошибок;

«4» - верно выполнено не менее 75% заданий;

«3» - верно выполнено не менее 50% заданий;

«2» - верно выполнено менее 50% заданий.




Предварительный просмотр:

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

По МДК 03.01 Теоретические основы организации обучения

 в разных возрастных группах

Тема 1.1. Обучение – основа педагогического процесса.

Тема 1.1.1. Общее понятие о дидактике.

  1. Дайте определение понятию «дидактика».
  2. Назовите предмет изучения дидактики.
  3. Перечислите функции дидактики, раскройте их сущность.
  4. Перечислите вопросы, на которые отвечает дидактика.
  5. Назовите основные категории дидактики, раскройте их сущность.
  6. Перечислите этапы обучения.

Тема 1.1.2. Моделирование образовательного процесса ДОО в соответствии

с нормативными документами

  1. Перечислите основные документы в соответствии с которыми происходит моделирование образовательного процесса ДОО .
  2. Что представляет собой документ «Конституция РФ»? Назовите статью, которая имеет непосредственное отношение к моделированию образовательного процесса в ДОО.
  3. Назовите документ,  защищающий права ребенка и имеющий обязательную силу для подписавших его стран. Какое отношение данный документ имеет к моделированию образовательного процесса ДОО?
  4. Согласно какому документу дошкольное образование является ступенью общего образования? Является ли дошкольное образование обязательным согласно этому документу?
  5. Что представляет собой документ «Концепция дошкольного воспитания»?
  6. Чем вызвана необходимость создания документа «ФГОС ДО»? На какие документы ориентировались создатели «ФГОС ДО»?
  7. Что представляет собой «Профессиональный стандарт педагога»? Кратко раскройте содержание данного документа – цель профстандарта, область  применения, к чему предъявляются требования.

Тема 1.1.3. Теоретические основы организации обучения дошкольников

  1. Дайте определение понятию «обучение».
  2. Что представляет собой процесс обучения?
  3. Перечислите основные характерные признаки процесса обучения.
  4. В чем заключается триединство функций обучения?
  5.  Перечислите принципы обучения, кратко охарактеризовав каждый из них.
  6. Перечислите и охарактеризуйте типы обучения.
  7. 1)Что представляет собой учебная деятельность?
  8. 2) Что представляет собой познавательная деятельность?
  9. 3) В чем особенность учебно-познавательной деятельности?  
  10. 4) Какой вид учения характерен для дошкольников? С чем это связано?
  11. 5) Опишите особенности протекания психических познавательных процессов у дошкольников.
  12. 6) Объясните, в чем выражается  взаимовлияние психических познавательных процессов у детей дошкольного возраста.
  13. 7) Установите связь психических познавательных процессов с учебно-познавательной деятельностью и организацией занятий.

Тема 1.1.4. Сущность организации образовательной деятельности

в ДОО:

  1. Перечислите образовательные области. Чем по сути являются перечисленные образовательные области?
  2. Поясните, на что направлено содержание каждой конкретной образовательной области?
  3. Для чего нужен такой документ как  «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»?  Есть ли у нее название? Авторы?
  4. Какие разделы содержит «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»?
  5. Назовите современные вариативные образовательные программы для дошкольных учреждений. На сайте какого учреждения представлены перечисленные программы?
  6. Перечислите требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

Тема 1.1.5. Методические основы организации обучения:

  1. Что означает понятие «непрерывная образовательная деятельность»?  Назовите составляющие непрерывной образовательной деятельности в ДОО.
  2. Перечислите основные формы организации непрерывной образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Кратко раскройте их суть.
  3. Перечислите методы организации образовательной деятельности. Кратко раскройте их содержание.
  4. Раскройте сущность инновационного метода – «метода проектов».
  5. Перечислите классификации занятий.
  6. Перечислите виды нетрадиционных занятий в ДОО.
  7. Перечислите виды ТСО, применяемые в образовательном процессе

Тема 1.2. Организация процесса обучения

Тема 1.2.1. ООД в целостном педагогическом процессе

  1. Перечислите дидактические задачи ООД.
  2. Сформулируйте педагогические требования к организации обучения на занятиях в ДОО, при проведении экскурсий и наблюдений
  3. Перечислите компоненты структуры занятия, кратко охарактеризовав их.
  4. Объясните, в чем особенности организации и проведения ООД в разных возрастных группах.
  5. Перечислите компоненты структуры экскурсии, кратко охарактеризовав их.
  6. Назовите  гигиенические требования к организации обучения на занятия в ДОО, при проведении экскурсий и наблюдений.

Тема 1.2.2. Организация образовательного процесса с детьми дошкольного возраста, имеющими трудности в обучении

  1. Дайте определение понятию «дети, имеющие трудности в обучении».
  2. Определите цель коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении.
  3. Объясните, в чем смысл создания системы комплексной помощи детям с ЗПР? 
  4. Взаимодействие каких специалистов предусматривается  системой комплексной помощи детям с ЗПР? Какова их роль в коррекционно-развивающей работе?
  5. Выделите общие направления коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении.
  6. Опишите, какие необходимо создавать в ДОО для коррекционно-развивающей работы.
  7. В каких документах отражается содержание коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении?

Тема 1.2.3. Способы работы с одаренными детьми

  1. Перечислите виды одаренности, кратко раскрыв  сущность каждого из них.
  2. Назовите методы выявления одаренности.
  3. Назовите методы  работы с одаренными детьми, используемые воспитателями ДОО.
  4. Опишите, какие специальные условия для развития способностей одаренных детей создаются в ДОО.
  5. Какие специалисты привлекаются к работе с данной категорией дошкольников?

Тема 1.2.4. Преемственность в работе ДОО и школы.

1)Сформулируйте определение «готовность к школьному обучению».

2) Перечислите компоненты готовности к школьному обучению, кратко раскрыв их сущность.

3) Что является решающим фактором, определяющим психологическую готовность к школьному обучению?

4) К какому возрасту у детей появляется произвольность психических процессов? С чем это связано?

5) Охарактеризуйте кризис семи лет.

6) Каким образом можно определить готовность ребенка к школе? Назовите методики исследования компонентов готовности к школьному обучению?

7) Кто и каким образом может помочь адаптироваться ребенку к школьному обучению?



Предварительный просмотр:

Диагностическая карта подгот

РЕКОМЕНДАЦИИ:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитатель_________________________________________Подпись______________________________

Задание

Выберите одного ребенка подготовительной группы. Проведите тестирование, используя материал из составленной ранее картотеки диагностических методик. Результаты тестирования зафиксируйте в  «Диагностической карте».



Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

по МДК 03.01 Теоретические основы организации обучения

 в разных возрастных группах

Тема 1.1. Обучение – основа педагогического процесса.

Тема 1.1.1. Общее понятие о дидактике.

Практическое задание№1

Подготовьте сообщение о вкладе одного из известных педагогов прошлого в развитие дидактики.

Сообщение должно содержать:

-краткую биографию педагога;

-его научные взгляды;

-называния и краткая суть научных трудов;

-вклад данного педагога в дошкольную дидактику;

-актуальность научных взглядов на сегодняшний день.

Тема 1.1.2. Моделирование образовательного процесса ДОО в соответствии с нормативными документами

Практическое задание №2

Составьте перечень современных требований к личности воспитателя в рамках ФГОС.

Перечень должен содержать:

-требования к образованию,

-требования к развитию (необходимые личностные качества и профессиональные компетенции)

Тема 1.1.3. Теоретические основы организации обучения дошкольников

Практическое задание №3

Представьте в виде таблицы  сравнительную характеристику учебно-дисциплинарной  и личностно-ориентированной моделей обучения.

Сравнение необходимо провести по следующим параметрам: 

-цель,

-задачи,

-девиз,

-способы общения,

-тактика,

-место игры в процессе обучения,

-ожидаемые  результаты.

Практическое задание №4

Расположите принципы обучения в логической последовательности по степени важности применительно к конкретным типам и моделям обучения.

Тема 1.1.4. Сущность организации образовательной деятельности в ДОО:

Практическое задание № 5

Заполните таблицу «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании». Пример заполнения таблицы:

№ п/п

Название технологии

Формы организации

Цели использования технологии

Примечания

1.

Здоровьесберегающие технологии

-гимнастика для глаз;

-динамические паузы;

Овладение детьми набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья

Тема 1.1.5. Методические основы организации обучения:

Практическое задание № 6

Заполните  таблицу «Формы организации образовательной деятельности в ДОО в примерах» (форма ООД, примерное содержание)

Практическое задание № 7

Подберите методы и приемы обучения к занятию по заданной  теме и программному   содержанию. Укажите, какие виды ТСО целесообразно использовать на занятии по заданной теме.

Практическое задание №8

 Конспект № 1

Заполните технологическую карту занятия для любой возрастной группы.

Для этого выберите тему. Определите цели, задачи, методы и форму работы. Укажите необходимые метариалы к занятию. Предусмотрите использование ТСО.

Составьте структуру занятия с учетом его вида и типа (вид: обычное-нетрадиционное, экскурсия, тип: усвоение новых знаний, закрепления ранее приобретённых знаний, творческого применения знаний и умений; однотемное, комбинированное комплексное, интегрированное), а также возрастной группы.

Практическое задание № 9

Изучите содержание конспекта, предоставленного преподавателем. Определите цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста.

Практическое задание №10

Конспект № 2

Составьте конспект занятия для любой возрастной группы, на любую тему. Заполните технологическую карту занятия.

Определите цели, задачи, методы и форму работы. Укажите необходимые материалы к занятию. Предусмотрите использование ТСО. Составьте структуру занятия с учетом его вида и типа, возрастной группы.

Опишите ход занятия в сценарном варианте.

Тема 1.2. Организация процесса обучения

Тема 1.2.1. ООД в целостном педагогическом процессе

Практическое задание № 11

Проанализируйте видеозанятие (любой возрастной группы) в соответствии с определенным перечнем. Заполните Карту анализа.

Предварительно ответьте на вопросы:

  Готовы ли дети к предстоящему занятию, понимают ли, для чего оно проводится?

  В какой форме проходит занятие? Воспринимается ли материал, доступен ли он?

  Не преувеличен ли объем информации?

  Какие органы чувств ребенка задействованы?

  Осмыслены ли действия, которые совершают воспитанники?

  Какой психологический климат в детском коллективе?

  Заинтересованы ли дошкольники в том, что они делают?

  Каково качество подготовленного материала?

  Способствовало ли занятие творческой активности детей?

Карточка анализа занятия

 

Вопросы для изучения

Да

Нет

Частично

Другое

1.

Соответствие программного содержания возрасту ребёнка

 

 

 

 

2.

Наличие нового материала, обеспечивающих некоторые усилия и напряжение мысли.

 

 

 

 

3.

Выполнение гигиенических требований

 

 

 

 

4.

Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования)

 

 

 

 

5.

Разнообразие методов и приёмов, их взаимосвязь и обоснованность

 

 

 

 

6.

Приёмы привлечения и сосредоточения внимания детей (имеются или нет).

 

 

 

 

7.

Приёмы активизации самостоятельного мышления детей.

 

 

 

 

8.

Доступность, логичность, эмоциональность и красочность речи воспитателя.

 

 

 

 

9.

Индивидуальная работа с детьми.

 

 

 

 

10.

Поведение детей в процессе работы.

 

 

 

 

11.

Оценка работы воспитателями, детьми.

 

 

 

 

Практическое задание № 12

Подготовьте и представьте презентацию «Виды нетрадиционных занятий в ДОО». Презентация должна содержать названия нетрадиционных занятий и их краткое описание.

Тема 1.2.2. Организация образовательного процесса с детьми дошкольного возраста, имеющими трудности в обучении

Практическое задание № 13

Подготовьте и представьте презентацию «Варианты отставания в развитии у детей». Презентация должна содержать психолого-педагогическую характеристику детей с различными вариантами отставания в развитии.

Практическое задание № 14

Составьте ментальную карту «Коррекционная работа с детьми, имеющими трудности в обучении», опираясь на темы: «Содержание образования детей с трудностями в обучении; принципы обучения на занятиях»,  «Методы и формы обучения детей, испытывающих трудности на учебных занятиях»

Тема 1.2.3. Способы работы с одаренными детьми

Практическое задание № 15

Заполните таблицу «Примерное содержание работы с одаренными детьми в ДОО» по каждому виду одаренности.

Пример:

Вид одаренности

Методы работы, использованные воспитателем

Краткое описание

литературная

Подготовка к поэтическому конкурсу «Краски осени»

Повторение стихотворения «Осень» В.Авдиенко, отработка интонационной выразительности.

Тема 1.2.4. Преемственность в работе ДОО и школы.

Практическое задание № 16

        Заполните сравнительную таблицу «Условия пребывания ребенка в ДОО и школе». В колонке «Условия пребывания ребенка в ДОО» необходимо отразить режим, особенности процесса обучения, отношение ребенка к воспитателю и сверстникам, отношение воспитателя к детям. В колонке «Условия пребывания ребенка в школе» необходимо отразить режим, особенности процесса обучения, отношение ребенка к учителю, сверстникам, отношение учителя к ученику.

«Условия пребывания ребенка

в ДОО»

«Условия пребывания ребенка

в школе»

Режим

Режим

Особенности процесса обучения

Особенности процесса обучения

Отношение ребенка к воспитателю

Отношение ребенка к учителю

Отношение ребенка к сверстникам

Отношение ребенка к сверстникам

Отношение воспитателя к детям

Отношение учителя к ученикам

Критерии оценивания практической работы:

«5» - все задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям;

«4» - задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям, но допущены 1-2 ошибки;                        

«3» - задания практической работы выполнены, согласно предъявленным требованиям, но допущено 3-4 ошибки.

«2» - практическая работа содержит более 4 ошибок, имеет грубые расхождения с предъявленными требованиями.

Критерии оценивания конспекта занятия (фрагмента):

«5» - конспект (фрагмент) занятия отражает решение поставленных задач, выполнен в соответствии с требованиями современной методической науки, учитывает общедидактические и частнометодические принципы;

«4» - конспект (фрагмент) занятия отражает решение поставленных задач, в структуре и содержании конспекта содержатся небольшие погрешности в соблюдении общедидактических и частнометодических принципов и (или) небольшие погрешности в соблюдении требований современной методики;

«3» - конспект (фрагмент) занятия в целом отражает решение поставленных задач, но в структуре и содержании конспекта не прослеживается владение общедидактическими и частнометодическими принципами и (или) содержатся значительные нарушения требований современной методики;

«2» -  конспект (фрагмент) занятия не отражает решение поставленных задач,  в структуре и содержании конспекта не прослеживается владение общедидактическими и частнометодическими принципами и (или) содержатся  грубые нарушения требований современной методики.



Предварительный просмотр:

Тестирование «Знатоки ФГОС ДО»

по МДК 03.01 Теоретические основы организации обучения

 в разных возрастных группах

 

Тест состоит из вопросов предполагающих внесение своего ответа и заданий с выбором вариантов из предложенных ответов (вариантов может быть один или несколько):

1. Расшифруйте аббревиатуру ФГОС ДО: ______________________________________

2. Расшифруйте аббревиатуру ООП ДО: _______________________________________

3. Основная образовательная программа дошкольного образования – это:

а) программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста; определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования, организационно-педагогические условия образовательного процесса;

б) система мероприятий по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, включающая цель, задачи, методы, формы организации и результат данной деятельности;

в) структурированное описание педагогического опыта (мастер-классы, открытые мероприятия, тексты выступлений на научно-практических конференциях, публикации)

4. Стандарт предъявляет требования:

а) к внешнему виду, грамотному и техническому оформлению ООП ДО;

б) к структуре ООП ДО и ее объему;

в) к условиям реализации ООП ДО;

г) к результатам освоения Программы.

5. Укажите соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений:

а) 80% и 20% соответственно;

б) 60% и 40% соответственно;

в) 30% и 70% соответственно.

6. Укажите лишние компоненты требований к условиям реализации Программы:

а) психолого-педагогические условия;

б) кадровые условия;

в) результаты освоения ООП ДО;

г) материально-технические условия;

д) финансовые условия;

е) развивающая предметно-пространственная среда.

7. Какие требования к развивающей предметно-пространственной среде необходимо учитывать при реализации Программы?

-Насыщенность

-Вариативность

-Информативность

-Полифункциональность

-Доступность

-Индивидуальность

-Трансформируемость

-Целесообразность

-Безопасность

8. Образовательные области выделенные в Стандарте?

а) социально-коммуникативное развитие;

б) познавательное развитие;

в) речевое развитие;

г) художественно-эстетическое развитие;

д) физическое развитие;

е) музыкальное развитие;

ж) познавательно-речевое развитие

9. Формирование основ безопасного поведения ребенка в быту, социуме, природе относится к образовательной области:

а) социально-коммуникативного развития;

б) познавательного развития;

в) художественно-эстетического развития;

г) физического развития.

10. Овладение ребенком элементарными нормами и правилами здорового образа жизни относится к образовательной области:

а) социально-коммуникативного развития;

б) познавательного развития;

в) художественно-эстетического развития;

г) физического развития;

д) познавательно-речевое развитие.

11. Оценка индивидуального развития детей при реализации ООП ДО может проводиться в форме:

а) педагогической диагностики;

б) ранней коррекционной помощи детям с ОВЗ;

в) психологической диагностики;

г) комплексного обследования медицинских специалистов

12. Определите время реализации ООП ДО:

а) от 65% до 80% времени пребывания детей в детском саду;

б) только во время занятий;

в) может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в организации.

13. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде:

а) целевых ориентиров;

б) интегративных качеств личности дошкольников;

в) уровней освоения образовательной программы.

14. Целевые ориентиры – это:

а) социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня ДО;

б) основа объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;

в) показатель качества профессиональной деятельности педагогов ДО.

Критерии оценивания тестовых работ:

«5» - при отсутствии ошибок;

«4» - верно выполнено не менее 75% заданий;

«3» - верно выполнено не менее 50% заданий;

«2» - верно выполнено менее 50% заданий.



Предварительный просмотр:

Задание :

Заполните характеристику на ребенка, используя «Ключи».

ХАРАКТЕРИСТИКА НА ВОСПИТАННИКА

_____________________ ГРУППЫ

МДОУ  «Детский сад №…»

_____________________________________________________________________________

Дата рождения ______________________

Национальность (наличие двуязычия) _________________

Домашний адрес _____________________________________________________________________________

Родители (ФИО, место работы, должность, рабочий телефон, возраст при рождении ребёнка) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Детский сад посещает с _____________ года.  

В каком возрасте поступил___________

Откуда поступил _____________________________________________________________________________

Оценка адаптации в группе _____________________________________________________________________________

УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ

Семья _____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевая среда

___________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социальная среда _____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Культурно-бытовые условия в семье  _____________________________________________________________________________

Психологический климат, особенности взаимоотношений между членами  семьи __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отношение к ребёнку в семье _____________________________________________________________________________

ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА, ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На  имя _____________________________________________________________________________

Свои  имя и фамилию

_____________________________________________________________________________

Родственные связи (мама, папа, бабушка и др.) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Круг представлений об окружающем

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ

Контакт __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В общении  (с взрослыми и детьми) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Слова  вежливости  ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

МОТОРНАЯ СФЕРА

Общая  моторика

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мелкая  моторика

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ведущая рука _____________________________________________________________________________

НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

Развиты___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самостоятельно __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ХОЗЯЙСТВЕННО - БЫТОВОЙ  ТРУД

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самостоятельно _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО - ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

Настроение ребенка

_____________________________________________________________________________

Преобладает _____________________________________________________________________________

Волевыми особенностями  являются  ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Работоспособность __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характер деятельности

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реакция на требование, замечание __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реакция на одобрение

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Страхи

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Изменение  эмоционального состояния связано с __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Управлять своим поведением __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СОСТОЯНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

ВНИМАНИЕ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Направленность

_____________________________________________________________________________

Концентрация

_____________________________________________________________________________

Устойчивость

_____________________________________________________________________________

Распределяемость

_____________________________________________________________________________

Переключаемость

_____________________________________________________________________________

Объём

_____________________________________________________________________________

ВОСПРИЯТИЕ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

 __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зрительно-предметное восприятие

_____________________________________________________________________________

Восприятие цвета

_____________________________________________________________________________

Восприятие величины

_____________________________________________________________________________

Восприятие формы

_____________________________________________________________________________

СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

 __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опознание и дифференцировка шумов _____________________________________________________________________________

Восприятие и воспроизведение ритма

_____________________________________________________________________________

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

_____________________________________________________________________________

В сторонах собственного тела _____________________________________________________________________________

Пространственные  представления

_____________________________________________________________________________

ЗЕРКАЛЬНОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЦЕЛОСТНЫЙ ОБРАЗ ПРЕДМЕТА

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТАКТИЛЬНОЕ  ВОСПРИЯТИЕ (СТЕРЕОГНОЗ) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПАМЯТЬ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Произвольное запоминание

_____________________________________________________________________________

Непроизвольное запоминание _____________________________________________________________________________

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

 __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Операции обобщения _____________________________________________________________________________

Операции  сериации

_____________________________________________________________________________

Операции сравнения

_____________________________________________________________________________

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Звуковой  строй _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фонематический слух

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Звуковой и слоговой анализ

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словарный запас __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Строение слов _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Грамматический строй

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Связная речь

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ И ПЕРЦЕПТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игровая деятельность ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Интерес к игрушкам ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характер действий и способы выполнения заданий с предметами и игрушками

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОБУЧАЕМОСТЬ

К  занятиям   относится __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Программный  материал усвоен на   _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психолого – педагогические показатели __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наибольшие трудности и беспокойство вызывает

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата: __________________________

Воспитатели:  _____________________________________

Заведующий ДОО __________________________________

КЛЮЧ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ

Фамилия, имя, отчество ребенка

Дата рождения

Национальность (наличие двуязычия)

Домашний адрес

Родители  (ФИО,  место работы, должность, рабочий телефон, возраст при рождении ребёнка)

Детский сад посещает с ___________ года

В каком возрасте поступил

Откуда поступил (из семьи, из другой ДОО, др.)

Оценка адаптации в группе

-хорошая;

- удовлетворительная;

- недостаточная;

- плохая.

УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ

Семья

 полная (неполная) из ______ человек;

- социально -  благополучная (социально – неблагополучная).

Речевая  среда

- благоприятная: речевых отклонений среди членов семьи  нет;

- недостаточно благоприятная;

-неблагоприятная: наличие двуязычия (билингвизм), в общении преобладает язык(диалект), ограниченность социальных контактов, контакты с заикающимися или лицами с другой речевой патологией (подражание неправильным образцам речи), недостаток воспитания ( родители культивируют несовершенное детское произношение), дефицит общения.

Социальная среда 

- благоприятная (ребёнок воспитывается  дома с матерью, бабушкой,  детском саду и т,д,);

- недостаточно благоприятная;

           - неблагоприятная (ребёнок воспитывается в доме ребёнка,  детском саду с  круглосуточным  пребыванием и т,д,).

Культурно-бытовые условия в семье

 -благоприятные;

 - недостаточно благоприятные;

- неблагоприятные (имеется контакты с лицами, страдающими нарушением слуха и зрения, расстройствами психики).

Психологический климат, особенности взаимоотношений между членами семьи

 - благоприятный;

 - недостаточно благоприятный;

 - неблагоприятный,  имеют  место частые конфликты в семье( реакция на них:  ребёнок  замыкается, становится агрессивным, обидчивым,  плаксивым, т.д.).

Отношение к ребёнку в семье

 - демократично;

-  либеральное (чрезмерное заласкивание);

-  авторитарное (излишняя строгость).

Соматическое здоровье

- болеет редко;

- часто болеет простудными заболеваниями;

- имеет хронические нарушения здоровья.

ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА, ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На имя

 - отзывается; отзывается не всегда;  не  отзывается.

Свои имя и фамилию  

-  называет;  называет не всегда;   знает но, называет;   не знает.

Родственные связи  (мама, папа, бабушка)

-  понимает,  понимает не все, не  понимает.

Круг представлений об окружающем

-достаточный,  недостаточный, узкий (значительно снижен).

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ

Контакт 

речевой, жестовый, мимический, формальный, избирательный.

В общение (с взрослыми и детьми)

-  вступает легко и быстро, проявляет в нем заинтересованность;

 - вступает не сразу, с большим трудом;

-  не вступает, не проявляет заинтересованности,  проявляет речевой негативизм.

Слова вежливости

 -употребляет;

 - употребляет не всегда (только при напоминании);  

 - знает, но не употребляет;

 - не знает.

МОТОРНАЯ СФЕРА

Общая моторика (сила, точность, темп, координация движений, переключение от одного движения

к другому, точность воспроизведения  пространственно-временных параметров, удерживание в памяти элементов действий, наличие самоконтроля при выполнении действий)

   -развита (соответствует возрасту), нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата нет,  хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения (координация хорошая), подвижен,  ловок, ОВД по программе возрастной группы владеет;

 - развита недостаточно, грубых нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет, координация удовлетворительная. ОВД по программе возрастной группы владеет (владеет недостаточно),  при   выполнении заданий отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве,  координации движений (ног во время ходьбы),  сниженная скорость и ловкость выполнения упражнений, не умеет выполнять прыжки (дизартрики не прыгают на левой ноге!), нарушена координация движений ног во время ходьбы;

- развита слабо (недоразвита),  серьёзно отстаёт в усвоении программного материала, ограничен объём активных движений, отстаёт в темпе, ритме, переключаемости движений, плохая координация движений ,  нет синхронности в движениях;  моторно неловок, неуклюж; отмечаются замедленность,  застревание  на одной позе, трудности при имитации движений;

- не  развита.

Мелкая  моторика   (сила, точность, темп  движений, синхронность движений правой и левой руки, переключаемость от одного движения к другому)

  -   развита (соответствует возрасту), все движения выполняет правильно,  уверенно владеет карандашом, ножницами;

 -   развита недостаточно, движения рук неточные, мышечный тонус повышен (понижен), испытывает трудности при овладении графическими навыками,  владеет карандашом и ножницами с напряжением, моторная неловкость при работе с пластилином, затрудняется в  штриховке ,неправильно держит карандаш;

 -   развита слабо (недоразвита),  недостаточная координация пальцев кисти рук,  плохо работает карандашом,  ножницами; движения неточные, неуверенные;

   -  не  развита

Ведущая рука  

-  правая, левая, амбидекстер.

НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

 Развиты

– хорошо,  владеет как мелкими, так и крупными деталями; опрятен в еде и одежде;

 -  недостаточно хорошо, владеет только  крупными деталями, не всегда опрятен  в еде и одежде;  

- слабо, с трудом владеет  даже крупными деталями, не  опрятен в еде и одежде;

 - не развиты.

Самостоятельно

-    умеет (не умеет) застегивать   и    расстегивать  пуговицы. завязывать и развязывать  шнурки,  шарф, надевать и снимать  колготки, носки, шапку, ботинки, мыть руки, пользоваться полотенцем,  чистить зубы, причесываться, правильно есть и пользоваться салфеткой.

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ  ТРУД

принимает активное участие, трудится всегда с желанием (с удовольствием);

- принимает участие, но трудиться   по настроению;

- не принимает участие.

Самостоятельно

-  умеет (не умеет) накрыть на стол,  убрать постель, убрать игрушки.  

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО - ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

Настроение ребенка  

устойчивое, недостаточно устойчивое,  неустойчивое (легко меняется от незначительных причин).

Преобладает

 - подавленное, хорошее (радостное).

Волевыми  особенностями   являются  

целеустремленность, самостоятельность, инициативность,  решительность, настойчивость, активность/пассивность, деятельность/ инертность, бодрость/вялость, слабость волевого напряжения,  неадекватное поведение, двигательная расторможенность, агрессивность, избалованность

Работоспособность

высокая, темп деятельности быстрый;

- достаточная;

-сниженная,  темп деятельности неравномерный; темп деятельности быстрый, но деятельность хаотична и бестолкова;

-крайне низкая; работает медленно и невнимательно.

Характер деятельности

 - устойчивый, работает с интересом;  

 - неустойчивый, отсутствует  мотивация, работает формально;

Реакция на требование и замечание  

-  адекватная  (исправляет поведение в соответствии с требование, . замечанием);

 - неадекватная (негативная: делает назло, обижается, не реагирует, равнодушен к нему).

Реакция на одобрение

 - адекватная (радуется, ждет);

 - неадекватная (не реагирует, равнодушен к нему);

Страхи

 - не наблюдаются, наблюдаются  (в каких условиях).

Изменение  эмоционального состояния  связано  с  (приходом/уходом родителе, со сменой вида деятельности, др).

Управлять своим поведением

- умеет,  умеет не всегда, не умеет.

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Спокойный / беспокойный (оживлённый);  уравновешенный / импульсивный, легко возбудимый,

шумный / тихий, робкий, пассивный, медлительный, сонлив и вял в течение дня, характерна застреваемость,  стремление   к одиночеству;  капризный,  раздражительный;

Уверенный / неуверенный, расслабленный / напряжённый, с болезненным фантазированием, в незнакомой обстановке смущается, замкнутый;

Неконфликтный /  конфликтный  (драчливый, задиристый, нападает на товарищей, отнимает игрушки),  с негативным отношение к просьбам и требованиям, доминирующий / подчиняющийся (легко подчиняющийся), независимый / зависимый;

Деятельный / бездеятельный,  активный / пассивный,   решительный / нерешительный,  самостоятельный / несамостоятельный, впечатлительный, с повышенной утомляемостью,  со сниженной волевой активностью

Добрый, ласковый, жестокий, резкий, грубый, агрессивный,  упрямый.

Аккуратный, бережливый, неряшливый.

СОСТОЯНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

ВНИМАНИЕ

– устойчивое, длительность сосредоточения внимания удовлетворительна,  хорошая концентрация;

 - недостаточно устойчиво, быстро истощается и  требует переключения на другой вид деятельности, недостаточная концентрация  на существенных признака, недостаточный объём;

  - неустойчивое (часто отвлекается), поверхностное, особенно нарушено произвольное, е может долго сосредоточиться на одном объекте деятельности, плохая  переключаемость;

  - рассеянное,  устойчивость и объём низкие,  не  может сосредоточиться на чём – то одном,  трудности в распределении внимания, низкая концентрация, быстрая истощаемость, плохая медленная переключаемость.

Направленность

 - развита, развита недостаточно, не развита.

Концентрация  

 - высокая (может длительно сохранять внимание на одном и том же объекте), недостаточная, низкая

Устойчивость

 – высокаядостаточная, недостаточная.

Распределяемость

достаточная, недостаточная.

Переключаемость

быстрая, достаточная,  медленная.

Объём

- достаточный, недостаточный.

ВОСПРИЯТИЕ 

- соответствует возрасту;

- имеются нарушения зрительного (слухового, тактильного, ,пространственных отношений,  др.) восприятия;

- комплексные нарушения восприятия. 

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Зрительно-предметное восприятие

 -  не нарушено;

 - нарушено незначительно; не всегда узнаёт предметы в условиях наложения,  в  неполном изображении,  в силуэтном изображении.

  - грубо  нарушено; не узнаёт предметы в условиях наложения, в  неполном изображении. в силуэтном изображении.

Восприятие цвета

-  не нарушено;

 -нарушено незначительно, основные цвета различает, сличает,   (выделяет по слову),   оттеночные цвета знает,  но не называет;

  - грубо  нарушено, основные  цвета не различает, не  сличает,   оттеночные  не  знает.

Восприятие величины

 - не нарушено;

 - нарушено незначительно;

 - грубо нарушено.

Восприятие формы  

- не нарушено.

 - нарушено незначительно.

-  грубо  нарушено, представлений о форме нет

СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ 

 -  развито;

  - развито недостаточно;

  -  не развито.

Опознаёт и дифференцирует шумы

 - правильно;

 - не всегда правильно;

  - не правильно.

Воспринимает  и воспроизводит ритм

 - правильно (без ошибок);  

- не всегда правильно (с ошибками);

- не правильно

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

В  сторонах собственного тела 

 - ориентируется;  

- ориентируется не всегда правильно, имеет нечёткие представления о левой и правой руке в разных пробах,   понятиях  «впереди», «сзади»….;

 - ориентируется с грубыми ошибками;

 - не ориентируется, не сформированы понятия о левой и правой руке в разных пробах.

Пространственные представления

–  не  нарушены;  - нарушены  незначительно,  не всегда правильно ориентируется  в пространстве, имеет нечёткие представления о    понятиях  «впереди», «сзади»…..

 - грубо нарушены; не ориентируется  в пространстве, не сформированы понятия   «впереди», «сзади»…..

ЗЕРКАЛЬНОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ 

понимает, понимает не всегда, не понимает.

ЦЕЛОСТНЫЙ ОБРАЗ ПРЕДМЕТА   

сформирован, разрезные картинки  собирает  самостоятельно,  легко, закономерность понимает, наглядно-образное мышление соотносится с наглядно - действенным;

-  сформирован  недостаточно (не полностью), разрезные картинки  собирает с помощью педагога, по образц, по подражанию (сложные предметы без образца целого составить не может);

 - не сформирован,  при составлении картинки  действует методом подставки, методом проб и ошибок.

ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ  (времена года,  месяцы,  дни недели,  части суток,  понимание и использование логико – грамматических конструкций.) 

  - не нарушены, ориентация хорошая;

 - нарушены незначительно, ориентация недостаточная, последовательность смены времён года знает  нечётко,  понятия «время дня», «части суток» ему знакомы, но он в них не ориентируется, слабо сформировано понятие «дни недели» - путает субботу со средой;

 - грубо нарушены,  ориентация слабая,  не может назвать (и определить) времена  года, время суток, не    знает их последовательность, характерные  особенности (признаки).

ТАКТИЛЬНОЕ  ВОСПРИЯТИЕ (СТЕРЕОГНОЗ) 

 –  развито,  быстро выделяет материалы,  с которыми часто  встречался  раньше,  вспоминает название тех предметов  и материалов, с которыми  встречался редко, объёмные предметы определяет хорошо,  угадывает предметы по контуру (с 4 лет),  угадывает предметы по контуру и  по дифференциальным признакам (с 5 лет);

 -  развито недостаточно, плоскостные фигуры ощущает хуже, чем объёмные;

  -  развито слабо.

ПАМЯТЬ

Преобладает: зрительная, слуховая, моторная, смешанная

Произвольное запоминание 

-  развито  хорошо;

 - развито  недостаточно; слуховая память развита хуже, чем зрительная;

 - развито  слабо –  учит долго,медленно запоминает, быстро забывает; быстро запоминает и быстро забывает;  эпизодическая забывчивость;

 - запоминание словесного материала формируется трудно, воспроизведение бессистемно из-за непонимания  логики событий;  забывает сложные инструкции,   уточняет последовательность заданий, значительно снижен объём кратко- и долговременной памяти;

Непроизвольное запоминание

 - развито  хорошо;

 -  развито  недостаточно;

 -  развито  слабо.

СЛОВЕСНО - ЛОГИЧЕСКОЕ    МЫШЛЕНИЕ

- развито (соответствует возрасту), процессы анализа и синтеза сформированы,   самостоятельно выделяет  существенные признаки и   словесно объясняет,   наглядно-действенное мышление соотносится с наглядно -  образным;

 -  развито недостаточно, операциями анализа и синтеза владеет слабо;  видит лишний предмет, но даёт своеобразное обоснование;  не использует обобщающего слова,  не всегда верно может обосновать свои ответ;  выделяет существенные признаки только  с помощью взрослого, без объяснения.

- грубые нарушения мышления, операциями  анализа и синтеза практически не владеет,  при анализе использует несущественные признаки,  не выделяет причинно – следственные связи и отношения,  воображение бедное,  творческое мышление отсутствует.

 - не развито,  операциями  анализа и синтеза не владеет,  при анализе использует несущественные признаки,  не выделяет причинно – следственные связи и отношения,  воображении и  творческое мышление отсутствует.

Операции обобщения  

сформированы, сформированы  недостаточно, сформированы   слабо, не сформированы.

Операции сериации

сформированы, сформированы  недостаточно, сформированы   слабо, не сформированы.

Операции  сравнения  

сформированы, сформированы  недостаточно, сформированы   слабо, не сформированы.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

ЗВУКОВОЙ СТРОЙ

 - Звукопроизношение соответствует норме (в пределах возрастной нормы)

 -Звукопроизношение сформировано недостаточно,  изолированно все звуки произносит правильно,  но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая  смазанность речи, фонетические дефекты звукопроизношения (пропуски, отсутствие, искажения), фонологические дефекты (замены, вариативные замены, простой звук заменяется сложным  смешения).

ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Фонематический  слух

- фонематический слух соответствует норме (сохранный); дифференциация звуков, слогов, слов не нарушена;      

 - фонематический слух  развит недостаточно;  дифференциация  звуков, слогов, слов   нарушена незначительно,  не всегда  различает и правильно   употребляет  сходные звуки, слоги и слова;

  - фонематический слух не развит,  дифференциация  звуков, слогов, слов  грубо  нарушена; путает сходные звуки, слоги, слова.

Звуковой и слоговой анализ

 - соответствуют норме (сформированы на достаточном уровне;.

  -сформированы  недостаточно (развиты  в недостаточной степени), трудность представляет определение места звука в слове;

  - не сформированы (не развиты)

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Запас слов  

 -соответствует возрастной норме (достаточный);.  

- недостаточен, ограничен (в  пределах обихода);

 - значительно ограничен, не соответствует биологическому возрасту ребёнка,  беден.

Строение слов

 -  не нарушено;

 -  нарушено незначительно (сохраняется  ритмический контур, ударение, число слогов);  

   грубо нарушено.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

 - грамматический строй речи соответствует норме (сформирован), грамматическая форма хорошо усвоена, т.к. употребляется в разных по назначению словах, отвечает без аграмматизмов, имеются случаи словообразования по аналоги;  

- грамматический строй речи сформирован недостаточно, отвечает с аграмматизмами, наблюдается нарушение порядка слов, использование аморфных частей слов, взаимозамены

грамматических категорий; действует методом проб и ошибок, допускает аграмматичные  предложения, пользуется   словами с правильным и неправильным оформлением их окончаний, владеет конструкциями типа: И.П.+ согласованный глагол, но в его  речи отсутствуют оформленные предложные конструкции;

  - грамматический строй речи не сформирован.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

- владеет развёрнутой фразовой речью, умеет строить служебные конструкции с правильным усвоением флексий и предлогов, у произношения слов есть другие формы этого слова, имеются случаи словообразования по аналогии;

пользуется развернутой фразой, связная речь логична, последовательна, но не выразительна, схематична,  недостаточно  сформироваы  грамматические  формы  языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении, слоговая структура слов не нарушена, синтаксические конструкции фраз бедные.

пользуется простой фразой, аграмматичная, структурно нарушенная фраза, активный словарь состоит из существительных, реже — глаголов, прилагательных. предлоги употребляются редко (предлоги понимает не все.), слоговая структура слов нарушена;

не сформированаполное отсутствие звуковых и словесных средств общения, произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания; произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний; использование паралингвистических средств общения (выразительной мимики, жестов).

                                                                                                 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ И ПЕРЦЕПТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игровая деятельность  

соответствуют возрасту;

-соответствуют более раннему возрасту;

- преобладает манипулятивная;

- отсутствует.

Интерес к игрушкам 

-  стойкий избирательный;  

 -  поверхностный;

 - не проявляет, с игрушками не действует, в  совместную игру с взрослым не включается,  

самостоятельной игры не  организует.

Характер действий и способы выполнения заданий  с предметами и игрушками  

-  адекватный,   использует предмет   в    соответствии с их функциональным назначение, осуществляет специфические манипуляции;

- не всегда использует  предметы в соответствии с их функциональным назначением  и

осуществляет  специфические манипуляции с ними;

 - неадекватны, не использует предметы и игрушки  в соответствии с их функциональным назначением;  осуществляет неспецифические,  нелепые, недиктуемые логикой игры или  качеством предметного действия манипуляции, (со всеми предметами действует одинаково, стереотипно постукивает, тянет в рот, сосет, бросает).

ОБУЧАЕМОСТЬ

 - высокая, проявляет интерес к получению знаний, задания выполняет самостоятельно, осуществляет  перенос показанного способа действия на аналогичные задания,  переходит от более простого способа выполнения заданий к более сложному;  сделанные ошибки замечает  и  устраняет  без посторонней помощи;

  - средняя; при  переносе  показанного способа действия на аналогичные задания    допускает неточности и ошибки, которые   устраняет с помощью взрослого;

  - низкая, проявляет негативное отношение к обучению, с трудом овладевает необходимым

объёмом знаний (испытывает трудности при усвоении материала), помощь использует недостаточно,  перенос знаний  на  аналогичные задания  затруднен;

  - крайне низкая, проявляет частые реакции протеста и стойкое нарушение дисциплинарных норм, помощь не использует,  нет переноса показанного способа действия на аналогичные задания.

К занятиям  (деятельности) относится

– с выраженным интересом, который сохраняется до конца занятия (деятельности);

 - с интересом, но  не всегда точно понимает общую  цель и содержание задания, охотно принимается за выполнение заданий, не дослушав объяснения;

  - с заинтересованностью общей ситуацией, но не содержанием занятия, легко заинтересовывается, но быстро охладевает к работе; неусидчив, не доводит дело до конца; мешает педагогу и детям; быстро истощаем.

  - с безразличием (негативным отношением) к содержанию занятия и к его ситуации, не способен контролировать свою деятельность.

Программный материал усвоен на  

высоком уровне,  на среднем уровне, на  низком уровне, на критическом уровне.

Психо-педагогические показатели  ребёнка 

– соответствуют возрасту;

- имеются признаки несоответствия возрасту;

 - выраженное несоответствие возрасту.

Наибольшие трудности и беспокойство вызывает  неумение поддерживать игру, желание быть в одиночестве, плаксивость, малоконтактность со взрослыми (детьми), конфликтность; трудности при засыпании и беспокойство сна, др.

Дата:                                                                        Воспитатели:

                                                                                 Заведующий ДОО:



Предварительный просмотр:

Составил(а)____________________  Группа (курс)_____________

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

организованной образовательной деятельности

Образовательная область___________________________________________________________________________________________________

Вид детской деятельности__________________________________________________________________________________________________

Возрастная группа ________________________________________________________________________________________________________

Тема:____________________________________________________________________________________________________________________

Форма ООД: _____________________________________________________________________________________________________________

Форма организации детей __________________________________________________________________________________________________

Учебно-методический комплект_____________________________________________________________________________________________

Задачи приоритетной области

Развития:

Обучения:

Воспитания:

Словарная работа________________________________________________________________________________________________________

Интеграция задач образовательных областей

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное

развитие

Художественно-эстетическое

развитие

Физическое развитие

Ожидаемые результаты

иметь представление

знать

уметь

Методы и приемы________________________________________________________________________________________________________

Предварительная работа с детьми __________________________________________________________________________________________

Оборудование, наглядный и раздаточный материал, атрибуты, инвентарь

Для воспитателя:

Для детей:

Подготовка воспитателя____________________________________________________________________________________________________

Список использованных источников________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________