Учебно-методический комплект МДК 03.02
Учебно-методический комплект МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.72 КБ |
![]() | 25.17 КБ |
![]() | 13.13 КБ |
![]() | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕКУЩЕМУ КОНТРОЛЮ
по МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей
Самостоятельная работа №1
1.Раскройте содержание понятий:
Методика развития речи — …
Предметом изучения в методике является процесс …
Основная цель методики развития речи разработать на научно-педагогической основе …
2. Прикладные задачи традиционно определяются следующими вопросами (раскройте сущность этих вопросов):
3.Дополните схему:
__________________Источники развития дисциплины МРР_______________
4. Опишите структуру дисциплины МРР.
5.Отметьте лишнее:
Выпускник колледжа должен:
А) знать основные принципы речевой коммуникации и · владеть способами речевого общения с детьми и взрослыми; ·
Б) располагать знаниями об организации работы по развитию речи во взаимосвязи с работой, направленной на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребенка;
В) уметь осуществлять деятельность по отбору и использованию дидактического материала;
Г) уметь выявлять, анализировать и оценивать результаты педагогического воздействия;
Д) стимулировать изучение инновационного опыта работы по развитию речи и стремление создавать свои оригинальные способы воздействия на речь детей.
Самостоятельная работа №2
1.Перечислите основные направления речевой работы с дошкольниками.
2. Перечислите средства развития речи детей.
3. Отметьте задачи формирования лексической стороны речи дошкольников (задачи словарной работы):
1) активизация словаря;
2) развитие описательных умений;
3) устранение из речи детей нелитературной лексики;
4) обогащение словаря;
5) закрепление и уточнение значений слов
4. К методам формирования словаря не относятся:
1) артикуляционные упражнения;
2) демонстрация предметов;
3) сравнение предметов;
4) осмотры предметов;
5) пересказ литературных произведений;
6) формирование видовых понятий.
5. К приемам обогащения словаря детей не относятся:
1) объяснение этимологии (происхождения названия) слова;
2) заучивание коротких стихов с трудными грамматическими формами;
3) поручение (дай, принеси);
4) показ и название объекта;
5)звуковой анализ слов.
6. Содержание работы по формированию грамматической стороны речи у дошкольников включает в себя следующие разделы (отметьте верное утверждение):
1) Синтаксическая сторона речи;
2) Морфологическая сторона речи;
3) Фонетическая (звуковая) сторона речи;
4) Словообразование;
5) Лексическая (словарь) сторона речи.
7. Установите соответствие между задачами и способами их решения:
- Формирование синтаксических умений.
- Обучение способам словообразования.
- Развитие морфологической правильности речи Г)
а) словообразовательные упражнения;
б) ситуации письменной речи
(пересказ, устный диктант, «размытое письмо»);
в) этимологический анализ (происхождение названия);
г) упражнения на согласование
слов в словосочетаниях.
8. Установите соответствие между задачами и способами их решения:
1. Учить понимать значение производных слов.
2. Учить распространять предложения.
3. Учить оценивать правильность речи.
а) упражнение «Закончи предложение»;
б) упражнение «Кто заметит ошибку?»;
в) упражнение «Почему так называется?»
9. Определите этапы формирования правильного звукопроизношения у детей (расставьте цифры):
а) закрепление и автоматизация звука;
б) становление звука (постановка звука);
в) подготовительный этап;
г) дифференциация (различение) близких по звучанию или артикуляции звуков (з-с, ж-ш и др.).
10. Продолжите фразу:
Подготовить речевой аппарат к произношению определенного звука можно с помощью соответствующих… 11.Назовите специалиста, который может оказать помощь в «постановке» должным образом звуков, а также исправить неправильное звукопроизношение? Это…
12. Назовите формы связной речи.
13. Форма речи, которая характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих и непосредственной связью с ситуацией называется…
14. Речь одного лица, не рассчитанная на сиюминутную реакцию; как правило, значительное по объему высказывание, имеющее тему, композиционную структуру, главную мысль называется …
15. Задание.
Впишите примеры диалогических единств (инициативных и ответных реплик) в пустые строки. (творческое задание).
Вопрос — ответ
________________________________________________________
________________________________________________________
Сообщение — реакция на сообщение
________________________________________________________
________________________________________________________
Побуждение — реакция на побуждение
________________________________________________________
________________________________________________________
16. Назовите основной (ведущий) метод развития диалогической речи у детей.
17. Назовите типы монологов, охарактеризуйте кратко каждый из них.
18. Перечислите виды описательных рассказов, ориентируясь на то, какой психический процесс лежит в основе описания:
19. В чем главное отличие повествовательных рассказов от описательных?
20. Придумайте и нарисуйте на отдельном листе по выбору:
(творческое задание).
А) модель (опорную схему) составления пересказа литературных произведений (4-6 картинок). Укажите тему, возраст.
Б) модель (опорную схему) составления описания предмета (4-6 картинок). Укажите предмет, для описания которого составили схему, возраст детей.
Тест №1.«Формирование лексической стороны речи (словаря)»
1. Лишнее в перечисленном:
1) активизация словаря;
2) развитие описательных умений;
3) устранение из речи детей нелитературной лексики;
4) обогащение словаря;
5) закрепление и уточнение значений слов
2. Лишнее в перечисленном:
1) необоснованное расширение или сужение объема понятия;
2) преобладание наглядно-образного мышления;
3) использование нелитературной лексики;
4) небольшой объем словаря;
5) постепенное усвоение смысловой стороны слова
3. К приемам обогащения словаря детей относятся:
1) объяснение этимологии слова;
2) показ и название объекта;
3) поручение (дай, принеси);
4) сравнение предметов;
5) образец произношения слова
4. К приемам уточнения смысловой стороны словаря относятся:
1) показ и называние;
2) объяснение этимологии;
3) подбор синонимов;
4) образец произношения;
5) толкование значения слов
5. К методам формирования словаря относятся:
1) артикуляционные упражнения;
2) наблюдения;
3) демонстрация предметов;
4) осмотры предметов;
5) рассматривание картины
6. К приемам активизации словаря детей не относятся:
1) поручение (скажи, повтори);
2) многократное повторение слова воспитателем;
3) сравнение предметов;
4) толкование слова;
5) дидактические игры
7. Такой метод словарной работы как демонстрация состоит из следующих шагов: внезапное появление предмета, действия с ним, прятанье предмета, повторение слова ребенком.
8. Метод осмотра предназначен для обогащения и активизации словаря детей названиями частей и деталей объектов окружающего мира.
9. Методы первичного ознакомления с предметами обогащают словарь детей (чем):
1) названиями предметов и действий с ними;
2) названиями частей предметов;
3) родовыми обобщениями;
4) названиями материалов;
5) названиями свойств
10. К методам ознакомления с особенностями предметов не относятся:
1) осмотры предметов;
2) сравнение предметов;
3) обобщение предметов;
4) ознакомление со свойствами и качествами предметов;
5) описание предметов
11. Словарь детей обогащается прилагательными преимущественно через методы:
1) демонстрация предметов;
2) ознакомление со свойствами и качествами предметов;
3) осмотры предметов;
4) занятия с дидактической куклой;
5) занятия по введению видовых обобщений
12. Установите последовательность проведения сравнения предметов:
1) нахождение сходных признаков;
2) выделение различий в деталях;
3) установление различий в назначении предметов.
13. Слово служит для наименования предметов, их свойств, явлений и т.п. и обладает … признаками.
14. Установите последовательность формирования у детей видового обобщения:
1) выделение видового признака;
2) создание ситуации поиска (выбора);
3) закрепление видового признака .
15. Совокупность слов естественного языка, значение которых данное лицо понимает и может объяснить называется словарным запасом.
16. Задачи словарной работы в ДОУ:
1) развитие диалога;
2) обогащение словаря;
3) активизация словаря;
4) обучение словообразованию;
5) уточнение значений слов
17. Для того чтобы процесс словарной работы стал целенаправленным, рекомендуется составлять по каждой теме …
18. Лексический запас слов, понимаемых, но редко употребляемых в спонтанной речи — …
19. Лексический запас слов, понимаемых и употребляемых— это …
Тест №2. «Формирование грамматического строя речи у дошкольников»
1. Последовательность появления синтаксических форм в речи детей:
а) аморфные предложения;
б) употребление простых и сложных предложений;
в) появление служебных слов в предложениях;
г) слова-предложения;
д) сосуществование в предложениях соподчиненных слов и слов-корней;
е) все слова соподчиняются, но не используются предлоги и союзы.
2. Последовательность становления грамматических умений:
а) оценивание правильности грамматической формы;
б) заимствование грамматической формы;
в) усвоение нормативного употребления грамматической формы;
г) понимание грамматической формы;
д) перенос усвоенной формы в новые языковые условия (наличие «правильных ошибок»)
3. К усвоению морфологической системы языка детьми не относится овладение:
1) родовыми окончаниями прилагательных;
2) падежными формами существительных;
3) различными типами предложений;
4) изменением глаголов по лицам и числам;
5) согласованием числительных с существительными
4. В области словообразования дошкольник усваивает умения:
1) понимать значение производных слов;
2) пользоваться системой окончаний;
3) подбирать родственные слова;
4) называть детенышей животных;
5) правильно использовать суффиксы и приставки
5. Установите соответствие между задачами и способами их решения:
1. Формирование синтаксических умений.
2. Обучение способам словообразования.
3. Развитие морфологической правильности речи
а) словообразовательные упражнения;
б) ситуации письменной речи;
в) этимологический анализ;
г) заучивание речевок;
д) упражнения на согласование слов в словосочетания
6. Установите соответствие между задачами и способами их решения:
1. Учить понимать значение производных слов.
2. Учить распространять предложения.
3. Учить оценивать правильность речи
а) этимологический анализ;
б) упражнение «Кто заметит ошибку?»;
в) упражнение «Закончи предложение»;
г) упражнение «Почему так называется?»
Критерии оценивания самостоятельных работ:
«5» - при отсутствии ошибок;
«4» - верно выполнено не менее 75% заданий;
«3» - верно выполнено не менее 50% заданий;
«2» - верно выполнено менее 50% заданий.
Критерии оценивания тестовых работ:
«5» - при отсутствии ошибок;
«4» - верно выполнено не менее 75% заданий;
«3» - верно выполнено не менее 50% заданий;
«2» - верно выполнено менее 50% заданий.
Предварительный просмотр:
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
по МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей
Тема 1. Детская литература как средство речевого развития дошкольников
1.1.Русская детская литература
- Перечислите требования к детской литературе.
- В чем заключается специфика детской литературы.
- Раскройте понятие «устное народное творчество для дошкольников.
- Перечислите виды сказок. Приведите конкретные примеры.
- Значение сказок в ознакомлении с окружающим миром дошкольников.
1.2. Произведения русских писателей 18 века, вошедшие в круг «детского чтения»
- Перечислите авторов, чьи литературные произведения, вошли в программу обучения дошкольников.
- Приведите примеры литературного творчества В.А.Жуковского, В.А.Крылова.
- Перечислите сказки и стихи А.С.Пушкина, П.П.Ершова.
1.3. Основные тенденции развития детской литературы во второй половине 19 века
- Назовите основные тенденции развития детской литературы во второй половине 19 века.
- Назовите известных авторов детских литературных произведений второй половины 19 века.
- Расскажите в чем заключается роль произведений этих авторов в развитии детской литературы.
1.4. Произведения о детях и для детей в творчестве писателей и поэтов
конца 19 – начала 20 века.
- Назовите известных писателей детских литературных произведений конца 19 – начала 20 века
- Назовите известных детских поэтов конца 19 – начала 20 века.
- Приведите примеры произведений о детях и для детей конца 19 – начала 20 века.
Тема 2. Общие вопросы методики речевого развития дошкольников
2.1. Общие сведения о речи
- Раскройте понятия «язык», «речь»
- Перечислите функции, которые выполняет язык и речь. Кратко охарактеризуйте их.
- Является ли речь врожденной способностью человека? Обоснуйте свой ответ.
- Какие системы организма человека обеспечивают речь? Что к ним относится?
- Объясните, почему овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве?
- Раскройте понятие «общение».
- Перечислите функции общения. Кратко раскройте их суть.
- Какие виды общения Вам известны? Перечислите.
- Назовите стратегии общения.
- Какие позиции выделяют в тактике общения?
- Назовите средства общения.
2.2. Предмет методика развития речи, ее научные основы
- Назовите цель работы по развитию речи детей в детском саду.
- Охарактеризуйте понятие «культура речи».
- Задачами развития речи детей являются (назвать, дать краткое содержание)
- Определите ведущую задачу развития речи в дошкольном возрасте является. Дайте обоснование.
- Какая из традиционно выделяемых задач по сути таковой не является, а выступает как средство осуществления всех задач развития речи ребенка?
- Приведите примеры, как с помощью данного средства можно реализовывать задачи речевого развития.
- Каким образом мы можем проследить взаимосвязь речевых задач? Приведите примеры.
Тема 3. Дидактические основы развития речи детей
3.1. Задачи обучения родному языку в дошкольном возрасте
- Назовите цель речевого развития дошкольников.
- Перечислите задачи речевого развития дошкольников.
- Что подразумевается под словарной работой?
- Какие микрозадачи входят в воспитание звуковой культуры речи?
- Что предполагает работа по формированию грамматического строя речи?
- Какая задача речевого развития в дошкольном возрасте является центральной? Почему?
- Какие направления включает в себя работа по развитию связной речи?
- На что направлено развитие диалогической речи?
- На что направлено развитие монологической речи?
- Какая задача традиционно включается в круг задач развития речи, но по сути таковой не является?
- Что подразумевается под формированием элементарного осознания явлений языка и речи?
- Что обеспечивает формирование элементарного осознания явлений языка и речи?
- С какими задачами речевого развития связано формирование элементарного осознания явлений языка и речи?
- Чем по сути является задача «ознакомление с художественной литературой»?
- Перечислите этапы ознакомления дошкольников с художественной литературой, раскройте сущность каждого из них.
3.2. Методические принципы обучения детей родному языку
- Сравните понятия «общедидактические» и «методические» принципы.
- Перечислите методические принципы развития речи.
- Кратко охарактеризуйте принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
- Кратко охарактеризуйте принцип коммуникативного подхода к речи.
- Кратко охарактеризуйте принцип развития языкового чутья.
- Кратко охарактеризуйте принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
- Кратко охарактеризуйте принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования.
- Кратко охарактеризуйте принцип обогащения мотивов речевой деятельности.
- Кратко охарактеризуйте принцип обеспечения активной речевой практики.
3.3. Средства развития речи детей
- Перечислите средства развития речи детей.
- Назовите формы общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет.
- Расскажите, каким образом речь окружающих влияет на развитие речи детей.
3.4. Обучение родной речи и языку на занятиях.
- Перечислите виды занятий по родному языку.
- Назовите требования к проведению занятий по развитию речи.
- Назовите методы речевого развития дошкольников
- Приведите примеры наглядных, словесных и практических методов развития речи.
- Перечислите приемы речевого развития дошкольников. В каких случаях целесообразно уместно их использование?
Тема 4. Основные направления речевого развития дошкольников
4.1 Лексическое развитие детей дошкольного возраста
- Определите задачи словарной работы (формирования лексической стороны речи) с детьми дошкольного возраста в детском саду.
- Опишите ведущие направления словарной работы (формирования лексической стороны речи) с детьми дошкольного возраста.
- Перечислите виды занятий по формированию словаря (формированию лексической стороны речи).
- Назовите методы формирования лексической стороны речи у детей дошкольного возраста.
- Назовите приемы формирования лексической стороны речи у детей дошкольного возраста.
4.2. Формирование грамматического строя речи у дошкольников
- Назовите цель и определите задачи формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста в детском саду.
- Перечислите этапы усвоения детьми грамматических форм.
- Назовите направления педагогического содействия при формировании грамматического строя речи дошкольников.
- Перечислите виды занятий, на которых решаются задачи по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста в детском саду.
- Назовите методы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста в детском саду.
- Назовите приемы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста в детском саду.
4.3 Воспитание звуковой культуры речи
- В чем заключается сущность звуковой культуры речи, ее значение?
- В чем выражаются особенности овладения детьми звуковой стороной языка?
- Как организуется работа по воспитанию звуковой культуры речи?
- Охарактеризуйте структуру занятий по ЗКР.
- Перечислите этапы обучения правильному звукопроизношению. Кратко охарактеризуйте их.
4.4 Формирование у дошкольников связной речи
- Раскройте понятие связной речи и ее значение для развития ребенка.
- В чем заключаются особенности развития связной речи в дошкольном детстве?
- Назовите задачи и содержание обучения связной речи.
- Назовите методы развития диалогической речи.
- Перечислите виды монологических высказываний.
- Назовите известные вас приемы обучения рассказыванию.
- Перечислите виды занятий по обучению рассказыванию.
4.5 Подготовка детей к обучению грамоте
- Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте.
- Преемственность в работе ДОУ и школы по обучению дошкольников грамоте.
- Расскажите методику ознакомления со словом, выделение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи.
- Расскажите методику ознакомления с понятиями слог (часть слова), предложение.
- Расскажите методику ознакомления со звуковой стороной речи.
- Сравните понятия «звук» и «буква».
- В чем заключаются методические особенности ознакомления детей со звуковой стороной слова?
Тема 5. Организация диагностики речевого развития детей
5.1. Диагностика уровня речевого развития дошкольника
- Что подразумевает понятие «уровень речевого развития дошкольников»?
- Каким образом можно определить уровень речевого развития дошкольника?
- Назовите формы и методы диагностики речевого развития детей.
- Раскройте методику изучения словаря.
- Каким образом обследуют состояние грамматических навыков у детей?
- Раскройте методику изучения связной речи.
- Каким образом обследуют состояние звуковой стороны речи детей?
Тема 6. Организация работы с детьми, имеющими особенности в речевом развитии
6.1. Работа с детьми, имеющими склонность к словотворчеству
- Раскройте понятие детского словотворчества.
- Расскажите о психолингвистических основах детского словотворчества.
- Назовите направления работы с детьми, имеющими склонность к словотворчеству.
- Коррекционно-развивающая работа с детьми,
испытывающими трудности в речевом развитии
- Перечислите виды речевых нарушений у детей.
- В чем заключается коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи III уровня?
- В чем заключается коррекционная работа с детьми с фонетико–фонематическим недоразвитием речи?
- В чем заключается коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития?
Тема 7. Организация работы по развитию речи у детей в дошкольных учреждениях.
7.1. Планирование работы по развитию речи детей в дошкольных учреждениях
- Перечислите виды планирования работы по развитию речи детей в ДОУ.
- Назовите задачи методической работы в ДОУ по развитию речи дошкольников.
- Назовите основные направления методической работы в ДОУ по развитию речи дошкольников.
- Перечислите формы организации методической работы по развитию речи.
Предварительный просмотр:
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПМ 03
- Составьте конспект занятия на тему «Овощи» (возраст детей по выбору экзаменующегося). Проведите самоанализ конспекта.
- Составьте конспект проведения экскурсии в медицинский кабинет (возраст детей по выбору экзаменующегося). Проведите самоанализ конспекта.
- Составьте конспект занятия по ознакомлению со слоговой структурой слова (старший дошкольный возраст). Проведите самоанализ конспекта.
- Составьте конспект занятия по формированию грамматического строя речи (возраст детей по выбору экзаменующегося). Проведите самоанализ конспекта.
- Составьте конспект занятия по составлению описательного рассказа в старшей группе. Проведите самоанализ конспекта.
- Составьте конспект занятия по обучению пересказу художественных произведений (произведение и возрастная группа по выбору экзаменующихся). Проведите самоанализ конспекта.
- Составьте конспект занятия по рассказыванию по сюжетной картине в старшей группе.
- Составьте конспект занятия по рассказыванию по серии сюжетных картин в старшей группе. Проведите самоанализ конспекта.
- Составьте конспект занятия по разучиванию стихотворения в старшей группе (стихотворение по выбору экзаменующегося). Проведите самоанализ конспекта
- Составьте конспект занятия по сравнению предметов в старшем дошкольном возрасте. Проведите самоанализ конспекта.
- Составьте конспект занятия по ознакомлению со свойствами и качествами предметов в младшей или средней группах (тема по выбору экзаменующегося). Проведите самоанализ конспекта.
- Составьте конспект занятия по составлению загадок детьми старшего дошкольного возраста. Проведите самоанализ конспекта.
- Составьте конспект занятия по чтению рассказа для детей дошкольного возраста (произведение и возраст детей по выбору экзаменующегося).Проведите самоанализ конспекта.
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
по МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей
Тема 1. Детская литература как средство речевого развития дошкольников
1.1.Русская детская литература
Практическое задание №1
Выразительное чтение басен Крылова.
Практическое задание №2
Выразительное чтение стихотворений, сказок А.С.Пушкина.
Практическое задание № 3
Проанализируйте сказку А.С.Пушкина (по выбору), используя план анализа сказки.
План анализа сказки
1. Название, вид сказки ( бытовая, волшебная, о животных)
2. Главные герои
3. Главное действие сказки
4. Какие черты сказки встретились ( 3х кратное повторение, пословицы, выражения-"путешественники", зачин, концовка)
5. Чему учит сказка
1.3. Основные тенденции развития детской литературы во второй половине 19 века
-//--//--//-
1.4. Произведения о детях и для детей в творчестве писателей и поэтов
конца 19 – начала 20 века.
Практическое задание № 4
Проанализируйте сказку А.М.Горького (по выбору), используя план анализа сказки.
План анализа сказки
1. Название, вид сказки ( бытовая, волшебная, о животных)
2. Главные герои
3. Главное действие сказки
4. Какие черты сказки встретились ( 3х кратное повторение, пословицы, выражения-"путешественники", зачин, концовка)
5. Чему учит сказка
Практическое задание №5
Выразительное чтение стихотворений (по памяти) А.Барто.
Тема 2. Общие вопросы методики речевого развития дошкольников
2.1. Общие сведения о речи
-//--//--//-
2.2. Предмет методика развития речи, ее научные основы
Практическое задание №6
Разработать ментальную карту, схематично раскрывающую связь методики развития речи с другими науками.
Практическое задание №8
Подготовить сообщение о вкладе одного из отечественных педагогов в теорию и методику развития речи. В сообщении должно быть отражено:
-биография,
-научные взгляды,
-научные труды,
-вклад в теорию и методику,
-актуальность взглядов, вклада в теорию и методику развития речи в настоящее время.
Тема 3. Дидактические основы развития речи детей
3.1. Стратегия и тактика обучения современного обучения дошкольников родному языку
Практическое задание №9
Представить одну из современных программ речевого развития в виде презентации, раскрыв достоинства и недостатки.
3.2. Задачи обучения родному языку в дошкольном возрасте
Практическое задание №10
Подготовить реферативное выступление на тему «Возрастные особенности восприятия детьми литературных произведений».
В реферате должны отразиться особенности восприятия литературных произведений детьми разных возрастных групп.
Практическое задание №11
Подобрать или разработать самостоятельно 5 игр (упражнений) по формированию элементарного осознания явлений языка и речи, обосновать свой выбор
3.2.Методические принципы обучения детей родному языку
Практическое задание №12
Изготовить мнемотаблицу с учетом возрастных требований для составления описательного или сюжетного рассказа (тема по выбору),
3.3. Средства развития речи детей
Практическое задание №13
Подготовить методический материал для выступления на родительском собрании «Речь окружающих и ее влияние на развитие речи детей»
Практическое задание №14
Провести анализ конспекта комплексного занятия по развитию речи с точки зрения взаимосвязи разных задач речевого развития детей. Используйте схему анализа.
- Какие задачи занятия по развитию речи были поставлены педагогом?
- Соответствует ли содержание конспекта поставленным задачам?
- Взаимосвязь каких задач прослеживается в содержании конспекта занятия?
- Какие средства выбраны педагогом для решения задач речевого развития?
3.4. Обучение родной речи и языку на занятиях.
Практическое задание №15
Проанализировать видеозанятие по развитию речи с целью установления использования различных методов и приемов развития речи. Письменно зафиксировать, какие конкретно методы и приемы были использованы в процессе занятия. Отметить, насколько целесообразно и уместно было их использование.
Название занятия ___________________________________________________________ Возрастная группа__________________________________________________________ | |||
Использованный метод | Использованный прием | ||
Цель использования | В какой момент занятия был применен | Цель использования | В какой момент занятия был применен |
Практическое задание №16
Конспект №1
Составить конспект комплексного занятия по развитию речи (возрастная группа по выбору студента), в котором должны быть отражены несколько направлений работы по развитию речи.
Программное содержание должно быть представлено в виде технологической карты, ход занятия - в сценарном варианте.
Тема 4. Основные направления речевого развития дошкольников
4.1. Лексическое развитие детей дошкольного возраста
Практическое задание №17
Подобрать или разработать самостоятельно 5 игр (упражнений) по формированию лексической стороны речи.
Практическое задание №18
Конспект №2
Разработать конспект по формированию лексической стороны речи (развитию словаря). Тема, возрастная группа, направление работы – по выбору.
Программное содержание должно быть представлено в виде технологической карты, ход занятия- в сценарном варианте.
Практическое задание №19
Моделирование занятия по формированию лексической стороны речи (развитию словаря) по заранее подготовленному конспекту.
4.2. Формирование грамматического строя речи у дошкольников
Практическое задание №20
Подобрать или разработать самостоятельно 5 игр (упражнений) по формированию грамматической стороны речи.
Практическое задание №21
Конспект №3
Разработать конспект по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста в детском саду. Вид занятия – грамматическое. Тема, возрастная группа, задачи – по выбору.
Программное содержание должно быть представлено в виде технологической карты, ход занятия - в сценарном варианте.
4.3. Воспитание звуковой культуры речи
Практическое задание №22
Подобрать или разработать самостоятельно 5 игр (упражнений) по воспитанию звуковой культуры речи.
Практическое задание №23
Составить комплекс артикуляционной гимнастики. Возрастная группа, задачи – по выбору.
Практическое задание №24
Конспект №4
Разработать конспект занятия по воспитанию звуковой культуры речи. Тема, возрастная группа, задачи – по выбору.
Программное содержание должно быть представлено в виде технологической карты, ход занятия - в сценарном варианте.
4.4. Формирование у дошкольников связной речи
Практическое задание №25
Подобрать или разработать самостоятельно 5 игр (упражнений) по формированию диалогических навыков.
Практическое задание №26
Конспект №5
Разработать конспект обобщающей беседы в детском саду. Тема, возрастная группа, задачи – по выбору.
Программное содержание должно быть представлено в виде технологической карты, ход занятия - в сценарном варианте.
Практическое задание №27
Конспект №6
Разработать конспект по формированию монологической речи у детей дошкольного возраста в детском саду. Тема, возрастная группа, задачи – по выбору.
Программное содержание должно быть представлено в виде технологической карты, ход занятия - в сценарном варианте.
4.5. Подготовка детей к обучению грамоте
Практическое задание №28
Подобрать или разработать самостоятельно 5 игр (упражнений) по подготовке детей к обучению грамоте.
Практическое задание №29
Конспект №7
Разработать конспект по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема, задачи – по выбору.
Программное содержание должно быть представлено в виде технологической карты, ход занятия - в сценарном варианте.
Тема 5. Организация диагностики речевого развития детей
Тема 5.1. Оформление документации
Практическое задание №29
Заполнить карту речевого обследования дошкольника.
Тема 6. Организация работы с детьми, имеющими особенности в речевом развитии
Тема 6.1. Работа с детьми, имеющими склонность к словотворчеству
Практическое задание №30
Ознакомиться с содержанием книги К.Чуковского «От двух до пяти»
Тема 7. Организация работы по развитию речи у детей в дошкольных учреждениях.
Тема 7.1. Планирование работы по развитию речи детей в дошкольных учреждениях
Практическое задание №31
Составить тематический план (на 1 неделю) по развитию речи. Содержание темы должно отразиться в следующих разделах:
-чтение воспитателем художественной литературы;
-обучение рассказыванию;
-дидактические игры и упражнения.
Критерии оценивания практической работы:
«5» - все задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям;
«4» - задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям, но допущены 1-2 ошибки;
«3» - задания практической работы выполнены, согласно предъявленным требованиям, но допущено 3-4 ошибки.
«2» - практическая работа содержит более 4 ошибок, имеет грубые расхождения с предъявленными требованиями.
Критерии оценивания конспекта занятия (фрагмента):
«5» - конспект (фрагмент) занятия отражает решение поставленных задач, выполнен в соответствии с требованиями современной методической науки, учитывает общедидактические и частнометодические принципы;
«4» - конспект (фрагмент) занятия отражает решение поставленных задач, в структуре и содержании конспекта содержатся небольшие погрешности в соблюдении общедидактических и частнометодических принципов и (или) небольшие погрешности в соблюдении требований современной методики;
«3» - конспект (фрагмент) занятия в целом отражает решение поставленных задач, но в структуре и содержании конспекта не прослеживается владение общедидактическими и частнометодическими принципами и (или) содержатся значительные нарушения требований современной методики;
«2» - конспект (фрагмент) занятия не отражает решение поставленных задач, в структуре и содержании конспекта не прослеживается владение общедидактическими и частнометодическими принципами и (или) содержатся грубые нарушения требований современной методики.