Учебно-методический комплект МДК 03.02

Большова Юлия Евгеньевна

Учебно-методический комплект МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕКУЩЕМУ КОНТРОЛЮ

 по МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

Самостоятельная работа №1

1.Раскройте содержание понятий:

Методика развития речи — …

Предметом изучения в методике является процесс …

Основная цель методики развития речи  разработать на научно-педагогической основе …

2. Прикладные задачи традиционно определяются следующими вопросами (раскройте сущность этих вопросов):

3.Дополните схему:

__________________Источники развития дисциплины МРР_______________

4. Опишите структуру дисциплины МРР.

5.Отметьте лишнее:

Выпускник колледжа должен:

 А) знать основные принципы речевой коммуникации и · владеть способами речевого общения с детьми и взрослыми; ·

Б) располагать знаниями об организации работы по развитию речи во взаимосвязи с работой, направленной на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребенка;

В) уметь осуществлять деятельность по отбору и использованию дидактического материала;

 Г) уметь выявлять, анализировать и оценивать результаты педагогического воздействия;

Д) стимулировать изучение инновационного опыта работы по развитию речи и стремление создавать свои оригинальные способы воздействия на речь детей.

Самостоятельная работа  №2

1.Перечислите основные направления речевой работы с дошкольниками.

    2. Перечислите средства развития речи детей.

3. Отметьте задачи формирования лексической стороны речи дошкольников (задачи словарной работы):

1) активизация словаря;

2) развитие описательных умений;

3) устранение из речи детей нелитературной лексики;

4) обогащение словаря;

5) закрепление и уточнение значений слов

 4. К методам формирования словаря не относятся:

1)  артикуляционные упражнения;

2)  демонстрация предметов;

3)  сравнение предметов;

4)  осмотры предметов;

5)  пересказ литературных произведений;

6)  формирование видовых понятий.

5. К приемам обогащения словаря детей не относятся:

1) объяснение этимологии (происхождения названия) слова;

2) заучивание коротких стихов с трудными грамматическими формами;

3) поручение (дай, принеси);

4) показ и название объекта;

5)звуковой анализ слов.

6. Содержание работы по формированию грамматической стороны речи у дошкольников включает в себя следующие разделы (отметьте верное утверждение):

1) Синтаксическая сторона речи;

2) Морфологическая сторона речи;

3) Фонетическая (звуковая) сторона речи;

4) Словообразование;

5) Лексическая (словарь) сторона речи.

7. Установите соответствие между задачами и способами их решения:


  1. Формирование синтаксических умений.
  2. Обучение способам словообразования.
  3. Развитие морфологической правильности речи Г)

а) словообразовательные упражнения;

б) ситуации письменной речи

(пересказ, устный диктант, «размытое письмо»);

в) этимологический анализ (происхождение названия);

г) упражнения на согласование

слов в словосочетаниях.

 8. Установите соответствие между задачами и способами их решения:

1. Учить понимать значение производных слов.

2. Учить распространять предложения.

3. Учить оценивать  правильность речи.

а) упражнение «Закончи предложение»;

б) упражнение «Кто заметит ошибку?»;

в) упражнение «Почему так называется?»

9. Определите этапы формирования правильного звукопроизношения у детей (расставьте цифры):

а) закрепление и автоматизация звука;

б) становление звука (постановка звука);

в) подготовительный этап;

г) дифференциация (различение) близких по звучанию или артикуляции звуков (з-с, ж-ш и др.).

10. Продолжите фразу:

Подготовить речевой аппарат к произношению определенного звука можно с помощью соответствующих… 11.Назовите специалиста, который может оказать  помощь в «постановке» должным образом звуков, а также исправить неправильное звукопроизношение? Это…

12. Назовите формы связной речи.

13. Форма речи, которая характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих и непосредственной связью с ситуацией называется… 

14. Речь одного лица, не рассчитанная на сиюминутную реакцию; как правило, значительное по объему высказывание, имеющее тему, композиционную структуру, главную мысль называется …

15. Задание.

Впишите примеры диалогических единств (инициативных и ответных реплик) в пустые строки. (творческое задание).

Вопрос — ответ

________________________________________________________

________________________________________________________

Сообщение — реакция на сообщение

________________________________________________________

________________________________________________________

Побуждение — реакция на побуждение

________________________________________________________

________________________________________________________

16. Назовите основной (ведущий) метод развития диалогической речи у детей.

17. Назовите типы монологов, охарактеризуйте кратко каждый из них.

 18. Перечислите виды описательных рассказов, ориентируясь на то,  какой психический процесс лежит в основе описания:

19. В чем главное отличие повествовательных рассказов от описательных?

20. Придумайте и нарисуйте на отдельном листе по выбору:

     (творческое задание).

    А) модель (опорную схему) составления пересказа литературных произведений (4-6 картинок). Укажите тему, возраст.

    Б) модель (опорную схему) составления описания предмета (4-6 картинок). Укажите предмет, для описания которого составили схему, возраст детей.

Тест №1.«Формирование лексической стороны речи (словаря)»

1. Лишнее в перечисленном:

1) активизация словаря;

2) развитие описательных умений;

3) устранение из речи детей нелитературной лексики;

4) обогащение словаря;

5) закрепление и уточнение значений слов

 2. Лишнее в перечисленном:

1) необоснованное расширение или сужение объема понятия;

2) преобладание наглядно-образного мышления;

3) использование нелитературной лексики;

4) небольшой объем словаря;

5) постепенное усвоение смысловой стороны слова

3. К приемам обогащения словаря детей относятся:

1) объяснение этимологии слова;

2) показ и название объекта;

3) поручение (дай, принеси);

4) сравнение предметов;

5) образец произношения слова

 4. К приемам уточнения смысловой стороны словаря относятся:

1)  показ и называние;

2)  объяснение этимологии;

3)  подбор синонимов;

4)  образец произношения;

5)  толкование значения слов

 5. К методам формирования словаря относятся:

1)  артикуляционные упражнения;

2)  наблюдения;

3)  демонстрация предметов;

4)  осмотры предметов;

5)  рассматривание картины

 6. К приемам активизации словаря детей не относятся:

1) поручение (скажи, повтори);

2) многократное повторение слова воспитателем;

3) сравнение предметов;

4) толкование слова;

5) дидактические игры

 7. Такой метод словарной работы как демонстрация состоит из следующих шагов: внезапное появление предмета, действия с ним, прятанье предмета, повторение слова ребенком.

 8. Метод осмотра предназначен для обогащения и активизации словаря детей названиями частей и деталей объектов окружающего мира.  

 9. Методы первичного ознакомления с предметами обогащают словарь детей (чем):

1)  названиями предметов и действий с ними;

2)  названиями частей предметов;

3)  родовыми обобщениями;

4)  названиями материалов;

5)  названиями свойств  
10. К методам ознакомления с особенностями предметов не относятся:

1)  осмотры предметов;

2)  сравнение предметов;

3)  обобщение предметов;

4)  ознакомление со свойствами и качествами предметов;

5)  описание предметов

 11. Словарь детей обогащается прилагательными преимущественно через методы:

1)  демонстрация предметов;

2)  ознакомление со свойствами и качествами предметов;

3)  осмотры предметов;

4)  занятия с дидактической куклой;

5)  занятия по введению видовых обобщений

 12. Установите последовательность проведения сравнения предметов:

1)  нахождение сходных признаков;

2)  выделение различий в деталях;

3)  установление различий в назначении предметов.

 13. Слово служит для наименования предметов, их свойств, явлений и т.п. и обладает … признаками.

 14. Установите последовательность формирования у детей видового обобщения:

1)  выделение видового признака;

2)  создание ситуации поиска (выбора);

3)  закрепление видового признака .

 15.  Совокупность слов естественного языка, значение которых данное лицо понимает и может объяснить называется словарным запасом.

16. Задачи словарной работы в ДОУ:

1)  развитие диалога;

2)  обогащение словаря;

3)  активизация словаря;

4)  обучение словообразованию;

5)  уточнение значений слов

 17. Для того чтобы процесс словарной работы стал целенаправленным, рекомендуется составлять по каждой теме …

 18. Лексический запас слов, понимаемых, но редко употребляемых в спонтанной речи — …

 19.  Лексический запас слов, понимаемых и употребляемых— это …

Тест №2.  «Формирование грамматического строя речи у дошкольников»

1. Последовательность появления синтаксических форм в речи детей:

а) аморфные предложения;

б) употребление простых и сложных предложений;

в) появление служебных слов в предложениях;

г) слова-предложения;

д) сосуществование в предложениях соподчиненных слов и слов-корней;

е) все слова соподчиняются, но не используются предлоги и союзы.

2. Последовательность становления грамматических умений:

а) оценивание правильности грамматической формы;

б) заимствование грамматической формы;

в) усвоение нормативного употребления грамматической формы;

г) понимание грамматической формы;

д) перенос усвоенной формы в новые языковые условия (наличие «правильных ошибок»)

3. К усвоению морфологической системы языка детьми не относится овладение:

1) родовыми окончаниями прилагательных;

2) падежными формами существительных;

3) различными типами предложений;

4) изменением глаголов по лицам и числам;

5) согласованием числительных с существительными

 4. В области словообразования дошкольник усваивает умения:

1) понимать значение производных слов;

2) пользоваться системой окончаний;

3) подбирать родственные слова;

4) называть детенышей животных;

5) правильно использовать суффиксы и приставки

 5. Установите соответствие между задачами и способами их решения:

1.  Формирование синтаксических умений.

2.  Обучение способам словообразования.

3.  Развитие морфологической правильности речи


а) словообразовательные упражнения;

б) ситуации письменной речи;

в) этимологический анализ;

г) заучивание речевок;

д) упражнения на согласование слов в  словосочетания 

6. Установите соответствие между задачами и способами их решения:

1. Учить понимать значение производных слов.

2.  Учить распространять предложения.

3. Учить оценивать правильность речи

а) этимологический анализ;

б) упражнение «Кто заметит ошибку?»;

в) упражнение «Закончи  предложение»;

г) упражнение «Почему так называется?»

Критерии оценивания самостоятельных работ:

«5» - при отсутствии ошибок;

«4» - верно выполнено не менее 75% заданий;

«3» - верно выполнено не менее 50% заданий;

«2» - верно выполнено менее 50% заданий.

Критерии оценивания тестовых работ:

«5» - при отсутствии ошибок;

«4» - верно выполнено не менее 75% заданий;

«3» - верно выполнено не менее 50% заданий;

«2» - верно выполнено менее 50% заданий.



Предварительный просмотр:

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 по МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

Тема 1. Детская литература как средство  речевого развития дошкольников

1.1.Русская детская литература

  1. Перечислите требования  к детской литературе.
  2. В чем заключается специфика детской литературы.  
  3. Раскройте понятие «устное народное творчество для дошкольников.
  4. Перечислите виды сказок. Приведите конкретные примеры.
  5. Значение сказок в ознакомлении с окружающим миром дошкольников.

1.2. Произведения русских писателей 18 века, вошедшие в круг «детского чтения»

  1. Перечислите авторов, чьи литературные произведения, вошли в программу обучения дошкольников.
  2. Приведите примеры литературного творчества В.А.Жуковского, В.А.Крылова.
  3. Перечислите сказки и стихи А.С.Пушкина,  П.П.Ершова.

1.3. Основные тенденции развития детской литературы во второй половине 19 века

  1. Назовите основные тенденции развития детской литературы во второй половине 19 века.
  2. Назовите известных авторов детских литературных произведений второй половины 19 века.
  3. Расскажите в чем заключается роль произведений этих авторов в развитии детской литературы.

1.4. Произведения о детях и для детей в творчестве писателей и поэтов

конца 19 – начала 20 века.

  1. Назовите известных писателей  детских литературных произведений конца 19 – начала 20  века
  2. Назовите известных  детских поэтов конца 19 – начала 20  века.
  3. Приведите примеры произведений о детях и для детей конца 19 – начала 20  века.

Тема 2.  Общие вопросы методики речевого развития дошкольников

2.1. Общие сведения о речи

  1. Раскройте понятия «язык», «речь»
  2. Перечислите функции, которые выполняет язык и речь. Кратко охарактеризуйте их.
  3. Является ли речь врожденной способностью человека? Обоснуйте свой ответ.
  4. Какие системы организма человека обеспечивают речь? Что к ним относится?
  5. Объясните, почему овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве?
  6. Раскройте понятие «общение».
  7. Перечислите функции общения. Кратко раскройте их суть.
  8. Какие виды общения Вам известны? Перечислите.
  9. Назовите стратегии общения.
  10. Какие позиции выделяют в тактике общения?
  11. Назовите средства общения.

2.2. Предмет методика развития речи, ее научные основы

  1. Назовите цель работы по развитию речи детей в детском саду.
  2. Охарактеризуйте понятие «культура речи».
  3. Задачами развития речи детей являются (назвать, дать краткое содержание)
  4. Определите ведущую задачу развития речи в дошкольном возрасте является. Дайте обоснование.
  5. Какая из традиционно выделяемых задач по сути таковой не является, а выступает как средство осуществления всех задач развития речи ребенка?
  6. Приведите примеры, как с помощью данного средства можно реализовывать задачи речевого развития.
  7. Каким образом мы можем проследить взаимосвязь речевых задач? Приведите примеры.

Тема 3.  Дидактические основы развития речи детей

3.1. Задачи обучения родному языку в дошкольном возрасте

  1. Назовите цель речевого развития дошкольников.
  2. Перечислите задачи речевого развития дошкольников.
  3. Что подразумевается под словарной работой?
  4. Какие микрозадачи входят в воспитание звуковой культуры речи?
  5. Что предполагает работа по формированию грамматического строя речи?
  6. Какая задача речевого развития в дошкольном возрасте является центральной? Почему?
  7. Какие направления включает в себя работа по развитию связной речи?
  8. На что направлено развитие диалогической речи?
  9. На что направлено развитие монологической речи?
  10. Какая задача традиционно включается в круг задач развития речи, но по сути таковой не является?
  11. Что подразумевается под формированием элементарного осознания явлений языка и речи?
  12. Что обеспечивает формирование элементарного осознания явлений языка и речи?
  13. С какими задачами речевого развития связано формирование элементарного осознания явлений языка и речи?
  14. Чем по сути является задача «ознакомление с художественной литературой»?
  15. Перечислите этапы ознакомления дошкольников с художественной литературой, раскройте сущность каждого из них.

3.2. Методические принципы обучения детей родному языку

  1. Сравните понятия «общедидактические» и «методические» принципы.
  2. Перечислите методические принципы развития речи.
  3. Кратко охарактеризуйте принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
  4. Кратко охарактеризуйте принцип коммуникативного подхода к речи.
  5. Кратко охарактеризуйте принцип развития языкового чутья.
  6. Кратко охарактеризуйте принцип формирования элементарного осознания явлений языка.
  7. Кратко охарактеризуйте принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования.
  8. Кратко охарактеризуйте принцип обогащения мотивов речевой  деятельности.
  9. Кратко охарактеризуйте принцип обеспечения активной речевой практики.

3.3. Средства развития речи детей

  1. Перечислите средства развития речи детей.
  2. Назовите формы общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет.
  3. Расскажите, каким образом речь  окружающих  влияет на развитие речи детей.

3.4. Обучение родной речи и языку на занятиях.

  1. Перечислите виды занятий по родному языку.
  2. Назовите требования к проведению занятий по развитию речи.
  3. Назовите методы речевого развития дошкольников
  4. Приведите примеры наглядных, словесных и практических методов развития речи.
  5. Перечислите приемы речевого развития дошкольников. В каких случаях целесообразно уместно их использование?

Тема 4.  Основные направления речевого развития дошкольников

4.1 Лексическое развитие детей дошкольного возраста

  1. Определите задачи словарной работы (формирования лексической стороны речи) с детьми дошкольного возраста в детском саду.
  2. Опишите ведущие направления словарной  работы (формирования лексической стороны речи) с детьми дошкольного возраста.
  3. Перечислите виды занятий по формированию словаря (формированию лексической стороны речи).
  4. Назовите методы формирования лексической стороны речи у детей дошкольного возраста.
  5. Назовите приемы формирования лексической стороны речи у детей дошкольного возраста.

4.2. Формирование грамматического строя речи у дошкольников

  1. Назовите цель и определите задачи формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста в детском саду.
  2. Перечислите этапы усвоения детьми грамматических форм.
  3. Назовите направления педагогического содействия при  формировании грамматического строя  речи дошкольников.
  4. Перечислите виды занятий, на которых решаются задачи по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста в детском саду.
  5. Назовите методы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста в детском саду.
  6. Назовите приемы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста в детском саду.

4.3 Воспитание звуковой культуры речи

  1. В чем заключается сущность звуковой культуры речи, ее значение?
  2. В чем выражаются особенности овладения детьми звуковой стороной  языка?
  3. Как организуется работа по воспитанию звуковой культуры речи?
  4. Охарактеризуйте структуру занятий по ЗКР.
  5. Перечислите этапы обучения правильному звукопроизношению. Кратко охарактеризуйте их.

4.4 Формирование у дошкольников связной речи

  1. Раскройте понятие связной речи и ее значение для развития ребенка.
  2. В чем заключаются особенности развития связной речи в дошкольном детстве?
  3. Назовите задачи и содержание обучения связной речи.
  4. Назовите методы развития диалогической речи.
  5. Перечислите виды монологических высказываний.
  6. Назовите известные вас приемы обучения рассказыванию.
  7. Перечислите виды занятий по обучению рассказыванию.

4.5 Подготовка детей к обучению грамоте

  1. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте.
  2. Преемственность в работе ДОУ и школы по обучению дошкольников грамоте.
  3. Расскажите методику ознакомления со словом, выделение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи.  
  4. Расскажите методику ознакомления с понятиями слог (часть слова), предложение.
  5. Расскажите методику ознакомления со звуковой стороной речи.
  6. Сравните понятия «звук» и «буква».
  7. В чем заключаются методические особенности ознакомления детей со звуковой стороной слова?

Тема 5. Организация диагностики речевого развития детей

5.1. Диагностика уровня речевого развития дошкольника

  1. Что подразумевает понятие «уровень речевого развития дошкольников»?
  2. Каким образом можно определить уровень речевого развития дошкольника?
  3. Назовите формы и методы диагностики речевого развития детей.
  4. Раскройте методику изучения словаря.
  5. Каким образом обследуют состояние грамматических навыков у детей?
  6. Раскройте методику изучения связной речи.
  7. Каким образом обследуют состояние звуковой стороны речи детей?

Тема 6. Организация работы с детьми, имеющими особенности в речевом развитии

6.1. Работа с детьми, имеющими склонность к словотворчеству

  1. Раскройте понятие детского словотворчества.
  2. Расскажите о психолингвистических основах детского словотворчества.
  3. Назовите направления работы с детьми, имеющими склонность к словотворчеству.

  1. Коррекционно-развивающая работа с детьми,

испытывающими  трудности в речевом  развитии

  1. Перечислите виды речевых нарушений у детей.
  2. В чем заключается коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи III уровня?
  3. В чем заключается коррекционная работа с детьми с фонетико–фонематическим недоразвитием речи?
  4. В чем заключается  коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития?

Тема 7. Организация работы по развитию речи у детей в дошкольных учреждениях.

7.1. Планирование работы по развитию речи детей в дошкольных учреждениях

  1. Перечислите виды планирования работы по развитию речи детей в ДОУ.  
  2. Назовите задачи методической работы в ДОУ по развитию речи дошкольников.
  3. Назовите основные направления методической работы в ДОУ по развитию речи дошкольников.
  4. Перечислите формы организации методической работы по развитию речи.



Предварительный просмотр:

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПМ 03

  1. Составьте конспект занятия на тему «Овощи» (возраст детей по выбору экзаменующегося). Проведите самоанализ конспекта.
  2. Составьте конспект проведения экскурсии в медицинский кабинет (возраст детей по выбору экзаменующегося). Проведите самоанализ конспекта.
  3. Составьте конспект занятия по ознакомлению со слоговой структурой слова (старший дошкольный возраст). Проведите самоанализ конспекта.
  4. Составьте конспект занятия по формированию грамматического строя речи (возраст детей по выбору экзаменующегося). Проведите самоанализ конспекта.
  5. Составьте конспект занятия по составлению описательного рассказа в старшей группе. Проведите самоанализ конспекта.
  6. Составьте конспект  занятия по обучению пересказу художественных произведений (произведение и возрастная группа по выбору экзаменующихся). Проведите самоанализ конспекта.
  7. Составьте конспект занятия по рассказыванию по сюжетной картине в старшей группе.
  8. Составьте конспект  занятия по рассказыванию по серии сюжетных картин в старшей группе. Проведите самоанализ конспекта.
  9. Составьте конспект  занятия по разучиванию стихотворения в старшей группе (стихотворение по выбору экзаменующегося). Проведите самоанализ конспекта
  10. Составьте конспект  занятия по сравнению предметов в старшем дошкольном возрасте. Проведите самоанализ конспекта.
  11. Составьте конспект занятия по ознакомлению со свойствами и качествами предметов в младшей или средней группах (тема по выбору экзаменующегося). Проведите самоанализ конспекта.
  12. Составьте конспект  занятия по составлению загадок детьми старшего дошкольного возраста. Проведите самоанализ конспекта.
  13. Составьте конспект  занятия по чтению рассказа для детей дошкольного возраста (произведение и возраст детей по выбору экзаменующегося).Проведите самоанализ конспекта.



Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

по МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

Тема 1. Детская литература как средство  речевого развития дошкольников

1.1.Русская детская литература

Практическое задание №1

Выразительное чтение басен Крылова.  

Практическое задание №2

Выразительное чтение стихотворений, сказок А.С.Пушкина.

Практическое задание № 3

Проанализируйте сказку А.С.Пушкина (по выбору), используя план анализа сказки.

План анализа сказки

1. Название, вид сказки ( бытовая, волшебная, о животных)

2. Главные герои

3. Главное действие сказки

4. Какие черты сказки встретились ( 3х кратное повторение, пословицы, выражения-"путешественники", зачин, концовка)

5. Чему учит сказка

1.3. Основные тенденции развития детской литературы во второй половине 19 века

-//--//--//-

1.4. Произведения о детях и для детей в творчестве писателей и поэтов

конца 19 – начала 20 века.

Практическое задание № 4

Проанализируйте сказку А.М.Горького (по выбору), используя план анализа сказки.

План анализа сказки

1. Название, вид сказки ( бытовая, волшебная, о животных)

2. Главные герои

3. Главное действие сказки

4. Какие черты сказки встретились ( 3х кратное повторение, пословицы, выражения-"путешественники", зачин, концовка)

5. Чему учит сказка

Практическое задание №5

Выразительное чтение стихотворений (по памяти) А.Барто.

Тема 2.  Общие вопросы методики речевого развития дошкольников

2.1. Общие сведения о речи

-//--//--//-

2.2. Предмет методика развития речи, ее научные основы

Практическое задание №6

Разработать ментальную карту, схематично раскрывающую связь методики развития речи с другими науками.

Практическое задание №8

Подготовить сообщение о вкладе одного из отечественных педагогов в теорию и методику развития речи. В сообщении должно быть отражено:

-биография,

-научные взгляды,

-научные труды,

-вклад в теорию и методику,

-актуальность взглядов, вклада в теорию и методику развития речи в настоящее время.

Тема 3.  Дидактические основы развития речи детей

3.1. Стратегия и тактика обучения современного обучения дошкольников родному языку

Практическое задание №9

Представить одну из современных программ речевого развития в виде презентации, раскрыв достоинства и недостатки.

3.2. Задачи обучения родному языку в дошкольном возрасте

Практическое задание №10

Подготовить реферативное выступление на тему «Возрастные особенности восприятия детьми литературных произведений».

В реферате должны отразиться особенности восприятия литературных произведений детьми разных возрастных групп.

Практическое задание №11

Подобрать или разработать самостоятельно 5 игр (упражнений) по формированию элементарного осознания явлений языка и речи, обосновать свой выбор

3.2.Методические принципы обучения детей родному языку

Практическое задание №12

Изготовить мнемотаблицу с учетом возрастных требований для составления описательного или сюжетного рассказа  (тема по выбору),

3.3. Средства развития речи детей

Практическое задание №13

Подготовить методический материал для выступления на родительском собрании «Речь  окружающих  и ее влияние на развитие речи детей»

Практическое задание №14

Провести анализ конспекта комплексного занятия по развитию речи с точки зрения взаимосвязи разных задач речевого развития детей. Используйте схему анализа.

  1. Какие задачи занятия по развитию речи были поставлены педагогом?
  2. Соответствует ли содержание конспекта поставленным задачам?
  3. Взаимосвязь каких задач прослеживается в содержании конспекта занятия?
  4. Какие средства выбраны педагогом для решения задач речевого развития?

3.4. Обучение родной речи и языку на занятиях.

Практическое задание №15

Проанализировать видеозанятие по развитию речи с целью установления использования различных методов и приемов развития речи. Письменно зафиксировать, какие конкретно методы и приемы были использованы в процессе занятия. Отметить, насколько целесообразно и уместно было их использование.

Название занятия ___________________________________________________________

Возрастная группа__________________________________________________________

Использованный метод

Использованный прием

Цель

использования

В какой момент занятия был применен

Цель

использования

В какой момент занятия был применен

Практическое задание №16

Конспект №1 

Составить конспект комплексного занятия по развитию речи (возрастная группа по выбору студента), в котором должны быть отражены несколько направлений работы по развитию речи.

 Программное содержание должно быть представлено в виде технологической карты, ход занятия - в сценарном варианте.

Тема 4.  Основные направления речевого развития дошкольников

4.1. Лексическое развитие детей дошкольного возраста

Практическое задание №17

Подобрать или разработать самостоятельно 5 игр (упражнений) по формированию лексической стороны речи.

Практическое задание №18

Конспект №2

Разработать конспект по формированию лексической стороны речи (развитию словаря). Тема, возрастная группа, направление работы – по выбору.

Программное содержание должно быть представлено в виде технологической карты, ход занятия- в сценарном варианте.

Практическое задание №19

Моделирование занятия по формированию лексической стороны речи (развитию словаря) по заранее подготовленному конспекту.

4.2. Формирование грамматического строя речи у дошкольников

Практическое задание №20

Подобрать или разработать самостоятельно 5 игр (упражнений) по формированию грамматической стороны речи.

Практическое задание №21

Конспект №3

Разработать конспект по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста в детском саду. Вид занятия – грамматическое. Тема, возрастная группа, задачи – по выбору.

Программное содержание должно быть представлено в виде технологической карты, ход занятия - в сценарном варианте.

4.3. Воспитание звуковой культуры речи

Практическое задание №22

Подобрать или разработать самостоятельно 5 игр (упражнений) по воспитанию звуковой культуры речи.

Практическое задание №23

Составить комплекс артикуляционной гимнастики. Возрастная группа, задачи – по выбору.

Практическое задание №24

Конспект №4

Разработать конспект занятия по воспитанию звуковой культуры речи. Тема, возрастная группа, задачи – по выбору.

Программное содержание должно быть представлено в виде технологической карты, ход занятия - в сценарном варианте.

4.4. Формирование у дошкольников связной речи

Практическое задание №25

Подобрать или разработать самостоятельно 5 игр (упражнений) по формированию диалогических навыков.

Практическое задание №26

Конспект №5

Разработать конспект обобщающей беседы в детском саду. Тема, возрастная группа, задачи – по выбору.

Программное содержание должно быть представлено в виде технологической карты, ход занятия - в сценарном варианте.

Практическое задание №27

Конспект №6

Разработать конспект по формированию монологической речи у детей дошкольного возраста в детском саду.  Тема, возрастная группа, задачи – по выбору.

Программное содержание должно быть представлено в виде технологической карты, ход занятия - в сценарном варианте.

4.5. Подготовка детей к обучению грамоте

Практическое задание №28

Подобрать или разработать самостоятельно 5 игр (упражнений) по подготовке детей к обучению грамоте.

Практическое задание №29

Конспект №7

Разработать конспект по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема,  задачи – по выбору.

Программное содержание должно быть представлено в виде технологической карты, ход занятия - в сценарном варианте.

Тема 5. Организация диагностики речевого развития детей

Тема 5.1. Оформление документации

Практическое задание №29

Заполнить карту речевого обследования дошкольника.

Тема 6. Организация работы с детьми, имеющими особенности в речевом развитии

Тема 6.1. Работа с детьми, имеющими склонность к словотворчеству

Практическое задание №30

Ознакомиться с содержанием книги К.Чуковского «От двух до пяти»

Тема 7. Организация работы по развитию речи у детей в дошкольных учреждениях.

Тема 7.1. Планирование работы по развитию речи детей в дошкольных учреждениях

Практическое задание №31

Составить тематический план (на 1 неделю) по развитию речи. Содержание темы должно отразиться в следующих разделах:

-чтение воспитателем художественной литературы;

-обучение рассказыванию;

-дидактические игры и упражнения.

Критерии оценивания практической работы:

«5» - все задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям;

«4» - задания практической работы выполнены правильно, согласно предъявленным требованиям, но допущены 1-2 ошибки;                        

«3» - задания практической работы выполнены, согласно предъявленным требованиям, но допущено 3-4 ошибки.

«2» - практическая работа содержит более 4 ошибок, имеет грубые расхождения с предъявленными требованиями.

Критерии оценивания конспекта занятия (фрагмента):

«5» - конспект (фрагмент) занятия отражает решение поставленных задач, выполнен в соответствии с требованиями современной методической науки, учитывает общедидактические и частнометодические принципы;

«4» - конспект (фрагмент) занятия отражает решение поставленных задач, в структуре и содержании конспекта содержатся небольшие погрешности в соблюдении общедидактических и частнометодических принципов и (или) небольшие погрешности в соблюдении требований современной методики;

«3» - конспект (фрагмент) занятия в целом отражает решение поставленных задач, но в структуре и содержании конспекта не прослеживается владение общедидактическими и частнометодическими принципами и (или) содержатся  значительные нарушения требований современной методики;

«2» -  конспект (фрагмент) занятия не  отражает решение поставленных задач,  в структуре и содержании конспекта не прослеживается владение общедидактическими и частнометодическими принципами и (или) содержатся  грубые нарушения требований современной методики.