Самбо

Макина Кристина Владимировна
 
   

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование положительной мотивации у учащихся и их родителей по внедрению вида спорта Самбо в учебный процесс.

“Мудрец стыдится своих недостатков,
но не стыдится исправлять их.”

Конфуций
 \

Физическая культура и спорт представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.

Несмотря на значительные успехи в спорте, статистика свидетельствует о том, что основная часть молодежи пассивно относится к занятиям физическим упражнениям.

Высокая образовательная, оздоровительная и воспитательная значимость спортивной борьбы (особенно борьбы “Самбо”) привела бы к ее включению в учебный план и в учебные программы практически во все учебные заведения России. В частности, раздел борьбы “ Самбо “ в общеобразовательные школы, начиная с третьего класса.

Самбо - национальный вид спорта и он является достоянием России. Чувство патриотизма воспитывается не на пустом месте, этот фактор обязательно должен присутствовать в наших начинаниях.

Ребенок может обладать идеальными физическими способностями, телосложением, свойствами нервной системы, волевыми качествами, но без достаточной мотивации он не будет заниматься спортом. Что же такое мотивация?

Мотивация — это осознанная причина активности человека, направленная на достижение определенной цели. Для лучшего понимания процессов, лежащих в основе мотивации, следует хотя бы в общих чертах соотнести понятие мотивации с потребностями, побуждениями и целью деятельности вообще и спортивной деятельности в частности.

Итак, мотивация - это осознанная причина активности. В основе же причины лежит потребность, которая определяется как нужда человека в том, чего ему, как правило, недостает. Эта нужда (потребность) и является первопричиной активности человека.

 Потребность порождает побуждение (стремление) к поиску возможностей ее удовлетворения. Любая же потребность может реализоваться лишь в процессе определенной деятельности, которая, в свою очередь, и приводит к реализации потребностей, т.е. к конечной цели. 

Исходя из логики рассуждения нетрудно заметить смысловую тождественность потребностей и цели. Суть же отличия в том, что цель, обусловливающая направленность активности человека, лежит как бы на поверхности. Она реально ощущаема, понятна. При этом мотивы занятий спортом могут быть направлены как на сам процесс занятий, так и на результат. В первом случае, особенно в младшем школьном возрасте (когда, как правило, многие начинают заниматься спортом), мотивацией может быть удовлетворение естественной биологической потребности в движении, а также получение впечатлений, непосредственных эмоций, связанных со спортивной деятельностью (т.е. мотивация психологического характера).

Анкетирование проводилось с целью выявления отношения родителей к внедрению Самбо в образовательный процесс. Анкетирование проводилось с родителями учащихся 3 – 4 классов. Им предлагалось ответить на 7 вопросов.

Анкета для родителей учащихся 3 -4 классов

  1. Укажите, пожалуйста, пол вашего ребенка.
  2. Знаете ли вы что-нибудь о комплексе ГТО?
  3. Ваше отношение к внедрению комплекса ГТО в школьную программу по предмету «Физическая культура».
  4. Известно, вам что-нибудь о виде спорта «Самбо»?
  5. Как вы считаете, какие физические качества развивает вид спорта «Самбо»?
  6. Необходимо ли включение элементов данного вида спорта в программу предмета «Физическая культура»?
  7. Будет ли интересен данный вид спорта вашему ребенку?

На вопрос: Знаете ли вы что-нибудь о комплексе ГТО? Родители учащихся 3-х классов дали положительный ответ в количестве 16 человек, 8 человек ответили отрицательно.

Родители учащихся 4-х классов ответили да, 21 человек и 8 человек дали ответ нет.

На вопрос: Ваше отношение к внедрению комплекса ГТО в школьную программу по предмету «Физическая культура». 41 человек положительно отнеслись к данному вопросу, 5 человек написали, что против данного внедрения нормативов в школьную программу и 2 сомневались в своем ответа в связи с тем, что не владеют полной информацией о данном комплексе.

На вопрос: Известно, вам что-нибудь о виде спорта «Самбо»? 40 респондентов имеют представление о данном виде спорта, 13 дали отрицательный ответ.

На вопрос: Как вы считаете, какие физические качества развивает вид спорта «Самбо»?

сила

ловкость

гибкость

быстрота

здоровье

выносливость

самооборона

Контроль над своими эмоциями

смелость

закалка

Морально-волевые

реакция

Не знают

7

4

3

4

2

4

9

2

3

1

1

1

25

На вопрос: Необходимо ли включение элементов данного вида спорта в программу предмета «Физическая культура»?

да

нет

Не знаю

возможно

Не уверена

Ничего не ответили

Затрудняются в ответе

Не обязательно

34

4

4

4

3

2

1

1

На вопрос: Будет ли интересен данный вид спорта вашему ребенку?

да

нет

Не знаю

Не уверена

Ничего не ответили

Смотря, кто будет вести

36

7

5

2

2

1

Подводя, итог результатом опроса, можно отметить, что на вопрос «Известно, вам что-нибудь  о виде спорта Самбо?», учащиеся отвечали: «Танцы». Можно сделать вывод, что дети плохо информированы о данном виде спорта. Чего нельзя сказать о родителях этих детей. По опросу, мы увидели, что большая часть родителей имеют общее представление о виде спорта «Самбо». Исходя из результатов 6 вопроса, можно увидеть, что родители были бы не против нововведения в школьную программу.

Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод. Включение в уроки физической культуры элементы борьбы “Самбо” оказывает позитивное влияние на динамику развития школьников, уверенность в свои силы. Оптимальный возрастной период 9-13 лет и физические возможности позволяют школьникам заниматься борьбой “Самбо” на уроках по физической культуре. Эта работа не является догмой. Над ней надо очень много работать. Путем координации совместных усилий мы можем решить эту проблему.



Предварительный просмотр:

Перечень комплексов приемов по выполнению испытания (теста)

«Самозащита без оружия»

  1. Перечень приемов и критерии оценки техники

их выполнения для IV ступени (13-15 лет)

  1. Самостраховка при падении на спину перекатом

Ошибки:         

  • запрокидывание головы (удар затылком о поверхность покрытия);
  • одновременное касание лопатками и тазом (плоская спина);
  • неправильное положение рук и ног.
  1. Самостраховка при падении на бок перекатом

Ошибки:

  • запрокидывание головы;
  • одновременное касание лопаткой и тазом (плоская спина);
  • неправильное положение рук и ног.
  1. Самостраховка при падении вперед на руки

                Ошибки:

  • падение на выпрямленные руки;
  • касание поверхности лицом или туловищем;
  • касание поверхности коленями.
  1. Бросок задняя подножка

Ошибки:

  • потеря равновесия (после броска участник касается поверхности ковра рукой или коленом);
  • Атакуемая нога без веса (участник не воздействует на ассистента с целью переноса центра тяжести на атакуемую ногу)
  • после завершения броска участник отпускает захват руки ассистента (теряет контроль);
  • при выполнении приёма участник отклоняется назад.
  1. Бросок захватом ноги

Ошибки:

  • потеря равновесия (после броска участник касается поверхности ковра рукой или коленом);
  • после завершения броска участник отпускает захват ноги ассистента (теряет контроль);
  • отсутствует выведение из равновесия (участник высоко поднимает захваченную ногу и недостаточно тянет руку ассистента вниз).
  1. Бросок задняя подножка с захватом ноги

Ошибки:

  • потеря равновесия (после броска участник касается поверхности ковра рукой или коленом);
  • после завершения броска участник отпускает захват ноги (теряет контроль)участник не перекрывает ногу (нет подножки) позволяя ассистенту востанавливать равновесиепри демонстрации приёма не поворачивается в сторону захваченной ноги, а выполняет бросок прямо перед собой.
  1. Бросок через бедро

Ошибки:

  • потеря равновесия (после броска участник касается поверхности ковра рукой или коленом, или садится на ягодицы);
  • после завершения броска участник отпускает захват руки ассистента (теряет контроль);
  • бросок выполняется с выпрямленными ногами.
  1. Бросок через спину

Ошибки:

  • потеря равновесия (после броска участник касается поверхности ковра рукой или коленом, или садится на ягодицы);
  • после завершения броска участник отпускает захват руки ассистента (теряет контроль);
  • бросок выполняется с выпрямленными ногами.
  1. Рычаг руки ассистенту, лежащему на груди

Ошибки:

  • не выполнен захват руки ассистента двумя руками за запястье;
  • участник не вытягивает руку ассистента в сторону
  • туловище участника не фиксирует туловище ассистента;
  • ноги участника, демонстрирующего приём не обеспечивают устойчивость в передне-заднем направлении.
  1. Ущемление ахиллова сухожилия захватом разноименной ноги и упором под коленку другой ноги ассистента.

                Ошибки:

  • участник разводит локти в стороны и не фиксирует атакуемую голень ассистента;
  • участник при проведении приёма не фиксирует своей ногой атакуемую ногу ассистента;
  • участник при проведении приёма не упирается своей ногой в разноимённую ногу ассистента;
  • участник проводит ущемление не лучевой костью, а внутренней поверхностью предплечья.

  1. Перечень приемов и критерии оценки техники

их выполнения для V ступени (16-17 лет)

  1. Самостраховка при падении на спину прыжком

Ошибки:

  • запрокидывание головы;
  • одновременное касание лопатками и тазом (плоская спина);
  • неправильное положение рук и ног.
  1. Самостраховка при падении вперёд на бок кувырком

Ошибки:

  • одновременное касание при кувырке плечом и тазом;
  • удар или касание головой поверхности;
  • неправильное положение рук и ног.
  1.  Самостраховка при падении вперед на руки прыжком.

Ошибки:

  • нет амортизации с помощью уступающего сгибания рук;
  • касание поверхности лицом;
  • ноги согнуты в коленных суставах (удар коленями).
  1. Действия ассистента: выполняет захват руки (одноимённой или разноимённой). Защитные действия участника: освободить руку и выполнить рычаг  внутрь (или рычаг наружу).

Ошибки:

  • не освободился от захвата;
  • не выполнил ответное действие
  1. Действия ассистента: выполняет захват спереди за плечи, горло, одежду. Защитные действия участника: освободиться, сбивая руки и выполнить бросок захватом ноги.

Ошибки:

  • не освободился от захвата;
  • не выполнил ответное действие (бросок захватом ноги).
  1. Действия ассистента: выполняет обхват туловища без рук спереди. Защитные действия участника: освободиться, упираясь основанием ладоней в подбородок; затем выполнить бросок задняя подножка.

Ошибки:

  • не освободился от обхвата;
  • не выполнил ответное действие (бросок задняя подножка).
  1. Действия ассистента: выполняет обхват туловища с руками спереди. Защитные действия участника: освободиться, оседая  и разводя локти; выполнить бросок через бедро.

Ошибки:

  • не освободился от обхвата;
  • не выполнил ответное действие (бросок через бедро).
  1. Действия ассистента: выполняет обхват туловища без рук сзади. Защитные действия участника: освободиться, оседая; захватив ногу между своих ног выполнить бросок соперника на спину.

Ошибки:

  • не освободился от обхвата;
  • не выполнил ответное действие (бросок захватом ноги).
  1. Действия ассистента: выполняет обхват туловища с руками сзади. Защитные действия участника: освободиться, оседая и разводя локти; выполнить бросок через спину.

Ошибки:

  • не освободился от обхвата;
  • не выполнил ответное действие (бросок через спину).
  1. Действия ассистента: выполняет захват за шею плечом и предплечьем сзади (попытка удушения). Защитные действия участника: освободиться, нанося удар локтём;  выполнить бросок задняя подножка.

Ошибки:

  • не освободился от обхвата;
  • не выполнил ответное действие (бросок задняя подножка).

  1. Перечень приемов и критерии оценки техники

их выполнения для VI ступени (18-29 лет)

  1. Самостраховка при падении на спину перекатом*

Ошибки:

  • запрокидывание головы;
  • одновременное касание лопатками и тазом (плоская спина);
  • неправильное положение рук и ног.
  1. Самостраховка при падении на бок перекатом*

Ошибки:

  • запрокидывание головы;
  • одновременное касание лопаткой и тазом (плоская спина);
  • неправильное положение рук и ног.
  1. Самостраховка при падении вперед на руки*

Ошибки:

  • падение на выпрямленные руки;
  • касание поверхности лицом или туловищем;
  • касание поверхности коленями.

* Тестирование приёмов самостраховки (безопасного падения) проводится на твердой поверхности (пол деревянный или с синтетическим покрытием).

  1. Действия ассистента: выполняет удар кулаком сбоку в голову. Защитные действия участника:  блок предплечьем наружу; рычаг руки внутрь, затем сопровождение загибом руки за спину.

Ошибки:

  • не выполнил защитные действия (блок наружу);
  • не выполнил ответное действие (рычаг  внутрь) и сопровождение (загибом руки за спину).
  1. Действия ассистента: выполняет прямой удар кулаком в голову. Защитные действия участника: блок одноимённым предплечьем внутрь; рычаг  руки внутрь, затем сопровождение загибом руки за спину.

Ошибки:

  • не выполнил защитные действия (блок внутрь);
  • не выполнил защитные действия (уход с линии атаки);
  • не выполнил ответное действие (рычаг  внутрь) и сопровождение (загибом руки за спину).
  1. Действия нападающего: выполняет удар рукой снизу в голову. Защитные действия участника:  блок разноимённым предплечьем в локтевой сгиб; переход на рычаг руки наружу.

Ошибки:

  • не выполнил защитные действия (блок);
  • не выполнил ответное действие (рычаг  наружу).
  1. Действия нападающего: выполняет удар коленом в живот (в пах). Защитные действия участника:   блок одноимённым предплечьем; задняя подножка с захватом ноги.

Ошибки:

  • не выполнил защитные действия (подставка руками);
  • не выполнил ответное действие (задняя подножка с захватом ноги).
  1. Действия нападающего: выполняет удар ногой снизу в промежность. Защитные действия участника:  защита подставкой скрещенных рук; бросок захватом ноги с переходом на рычаг стопы с ущемлением ахиллова сухожилия.

Ошибки:

  • не выполнил защитные действия (подставка рук);
  • не выполнил ответное действие (бросок захватом ноги) и обездвиживание (рычаг стопы с ущемлением ахиллова сухожилия).
  1. Действия нападающего: удар ногой сбоку в туловище. Защитные действия участника: уход с линии атакии захват ноги; задняя подножка с захватом ноги.

Ошибки:

  • не выполнил защитные действия (подставка рукой);
  • не выполнил ответное действие (задняя подножка захватом ноги).
  1. Действия нападающего: прямой удар ногой в живот. Защитные действия участника: блок внутрь одноимённой рукой и захват ноги двумя руками; бросок обратным захватом ноги

Ошибки:

  • не выполнил защитные действия (блок внутрь);
  • не выполнил ответное действие (бросок обратным захватом ноги).

Запрещенные действия и приемы

Запрещенные действия и приемы при демонстрации, за которое участника могут снять с тестирования:

  • влекущие за собой травмы;
  • направленные на срыв выполнения приема;
  • опоздание с выходом на площадку после объявления более чем на  2 мин;
  • некорректное поведение во время проведения тестирования.

При всех вышеперечисленных ситуациях соискатель отстраняется от сдачи нормативов. Дисквалификация фиксируется в судейском протоколе.

НОРМАТИВЫ

испытания (теста) «Самозащита без оружия»  

на бронзовый, серебряный и золотой знаки отличия IV–VI ступеней  Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса

«Готов к труду и обороне» (ГТО)

Ступень

(возраст)

Юноши и девушки

Мужчины и женщины

 Бронзовый

 знак

 Серебряный

  знак

 Золотой

 знак

 Бронзовый

 знак

 Серебряный

 знак

 Золотой

 знак

IV-ая (13-15 лет)

15-20 очков

21-25

очков

26-30

очков

V-ая (16-17 лет)

VI-ая (18-29 лет)

15-20 очков

21-25

очков

26-30

очков