Программы элективных курсов и внеурочной деятельности

рабочие программы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

Пояснительная записка

Программа элективного курса "Политическая география" предназначена для учащихся 10 класса и рассчитана на 34 часа (1ч.в неделю).

Содержание курса способствует расширению кругозора учащихся, а также проводит межпредметные связи с историей, экономической географией, обществознанием, учит работать с различными источниками

Цель курса –познакомить учащихся с современной политической картой, этапами формирования, типологией стран, международными организациями.

Задачи  курса:

- познакомить учащихся с современной политической картой  качественными и количественными  сдвигами на ней, с главными объектами политической карты- государствами;

-выяснить, что относится к государственной территории и какими бывают государственные границы;

-сформировать представление о типах стран современного мира и основных международных организациях?

- познакомить учащихся с формами государственного правления и государственного устройства стран;

-охарактеризовать  формы государственного режима; познакомить учащихся с основными этапами формирования современных политических карт Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии и Океании ( события, повлиявшие на формирование карты, территориальные изменения и изменения границ).

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по политической географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира.

Элективный курс имеет существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован учащимся разных профилей, так как даёт возможность сформировать у выпускников следующие географические компетенции:

- осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, природно-техногенных процессов, объектов;

- умелое применение знаний и навыков в субъектно-объектной деятельности, в том числе в природопользовании с учётом хозяйственной целесообразности и экологических требований в пространственной конкретности;

- умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: текстовыми (учебник, дополнительная литература); картографическими (физическими, политическими картами); схемами, таблицами, диаграммами, рисунками. Содержание каждой темы курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) и практическую работу учащихся. При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

В результате изучения курса учащиеся должны знать/понимать

- формирование и развитие политической карты мира;

- структуру политической карты мира;

- структуру суверенного государства;

- основные политические характеристики государства;

- современную политическую карту мира;

- политическую карту Российской Федерации;

- основные понятия геополитики.

Учащиеся должны уметь:

- использовать карты, таблицы атласы, дополнительную литературу для изучения мировой географии;

- давать на основе различных источников характеристику экономического развития различных стран;

- владеть приёмами статистического анализа и географического исследования;

- работать на контурных картах, наносить данные и давать характеристику по этим данным устно;

- оценивать рекреационные ресурсы различных стран мира;

- объяснять причину низкого уровня социально-экономического развития страны;

- приводить примеры социальных, экономических проблем, решение которых требует использования научных географических знаний;

- давать анализ карт, графиков, диаграмм в качестве иллюстраций по вопросам содержания темы.

Педагогические технологии

Технология

Методические приемы

ИКТ-технология

работа в сети Интернет, поиск и отбор информации

создание презентаций,

Технология интерактивного обучения

работа в парах,

дебаты,

дискуссии,

Технология критического мышления

Парная мозговая атака,

Верные и неверные утверждения,

Ключевые термины,

Методы и формы обучения

  • наглядный метод: иллюстрации, демонстрации;
  • практический метод: работа с атласом, работа на контурной карте;
  • словесный метод: рассказ, беседа, дискуссия, объяснение;
  • индивидуальная работа;
  • групповая работа;
  • контроль знаний: письменный, устный

Учебно-тематический план курса

Наименование темы курсов

Всего

часов

В том числе

Формы

контроля

лекции

практика

семинары

1

Введение в политическую географию

2

2

2

Формирование и развитие политической карты мира

3

1

1

1

Участие в семинаре

3

Структура политической карты мира

5

2

1

1

Тестирование

К/К, диктант

4

Структура суверенного государства

4

1

1

2

Тестирование

5

Основные политические характеристики государства

6

2

2

2

Тестирование

6

Современная политическая карта мира

6

2

2

2

П.Р Контурная карта

7

Политическая карта  Российской Федерации

5

2

1

2

Тестирование

8

Геополитика

2

1

1

Защита творческих работ. «Геополитика России на постсоветском пространстве

9

Итоговое занятие (зачет)

1

1

Защита проекта. «Геополитика в современном мире»

10

Итого

34

13

8

12

Содержание программы курса

1. Введение в политическую географию (2часа)

Предмет и место политической географии в системе политических и географических наук. Уровни изучения политической географии. Политическая карта - государство - регион. Задачи и методы политической географии. История политической географии и политической картографии.

2. Формирование и развитие политической карты мира (3 часа)

Изменения на политической карте мира: качественные и количественные. Формирование и развитие политической карты мира как объекта научного исследования.

Факторный и хронологический подходы. Факторный метод изучения. Факторы влияния на политическую карту мира. Физические факторы. Политические, экономические, социальные и культурные факторы. Основные факторы, определяющие современные процессы на политической карте мира. Усиление значения экономических и культурных факторов.

Влияние процессов либерализации, гуманитаризации, эмансипации общества на политическую карту мира. Роль личности в процессе изменения политической карты мира. Хронологический метод изучения.

Этапы формирования политической карты мира. Древний этап. Древнейшие государства. Египет, Месопотамия - Шумер - Ассирия - Вавилония - Персия, Индия, Китай, Греция, Рим. Империя Александра Македонского и Римская империя. Средневековый этап. Феодализм. Изменения на политической карте Европы. Начало эпохи Великих географических открытий. Новый этап. Великие географические открытия. Колониализм. Колониальные империи. Новейший этап. Первая мировая война. Вторая мировая война. Деколонизация. Интеграция. Глобализм. Падение коммунизма. Распад СССР.

Работа с картами (политические карты мира 1901 и 2001 годов), статистическим материалом. Выведение основных качественных и количественных изменений. Определение основных факторов, повлиявших на изменение политической карты мира в XX-XXI веках. Разделение процесса развития политической карты мира в XX-XXI веках на этапы.

3. Структура политической карты мира ( 5 часов)

Количество государств мира и споры по этому поводу. Число государств в прошлом.

Типология государств мира по территории и численности населения. Лидеры и аутсайдеры. Типология стран мира по физическим принципам: по структуре суши, по выходу к морю, по рельефу, климату, почвам и т.д. Типология стран мира по социально-экономическому принципу. "Большая восьмёрка".

Развитые и развивающиеся страны. Колонии и колониальные империи. Империи одноядерного типа. Россия. Австро-Венгрия. Османская империя. Империи многоядерного типа. Англия. Франция. Испания. Португалия. Германия. Италия. Нидерланды (Голландия). Бельгия. Несамоуправляющиеся территории. Европа: Гибралтар, Фарерские острова, Шпицберген и др. Америка: Бермуды, Сен-Пьер и Микелон, Гренландия, острова Карибского моря, Гвиана, Фолклендские острова. Океания.

Несамоуправляющиеся территории океанов. Спорные территории. Территориальные претензии. Дипломатические и военные пути решения. Территории с особым и международным режимом.

Самопровозглашенные государства. Тайвань. Внутренняя Монголия. Уйгуристан. Тибет. Северный Кипр. Страна басков. Абхазия. Южная Осетия. Нагорный Карабах. Приднестровье. Косово. Азалия. Тамил илам. Белуджистан. Курдистан. Трансвааль. Оранжевое государство. Другие государства этого типа. Судьба Восточного Тимора.

Сепаратизм в России: Чечня, Татарстан, прочие проявления.

Международные организации. Структура и цели Организации Объединенных Наций (ООН). Генеральная Ассамблея и совет Безопасности ООН. Организация Североатлантического договора (НАТО). Содружество Независимых Государств (СНГ). Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Организация стран экспортёров нефти (ОПЕК). Содружество наций ( Commonwealth).

4. Структура суверенного государства (4 часа)

Понятие суверенитета и государства. Структурные элементы государства. Структура власти, Принцип разделения властей. Исполнительная, законодательная и судебная власть. Конституция, Территория. Граница. Делимитация и демаркация. Сопредельные государства I и II порядка. Морские границы. Функции границ. Будущее границ.

Столица. Теория столиц. Моноцентрия и полицентрия. Макростолицы и микростолицы. Макростолицы моноцентричных государств: Лондон, Париж, Мадрид, Рим и др.Макростолицы полицентричных государств: Москва, Токио, Пекин, Дели, Берлин и др.

Микростолицы полицентричных государств: Вашингтон, Оттава, Бразилия, Канберра, Берн и др. Мигрирующая столица. Институт столиц в государственном строительстве.

Государственные символы: флаг, герб, гимн. Флаги мира. Основы политической геральдики. Валюта как символ государства. Валюты мира. Другие символы государства: девиз, животное, растение и т.д.

5. Основные политические характеристики государства (6 часов)

Основные политические характеристики государства. Форма правления.

Монархическая форма правления.

  • Абсолютные монархии. Саудовская Аравия. Оман, Бруней, Кувейт.
  • Дуалистические монархии. Марокко. Иордания.
  • Ограниченные монархии. Монархии Европы.
  • Монархии-карлики. Лесото. Свазиленд. Япония.
  • Прочие монархии. Монархические федерации. Бельгия. ОАЭ. Малайзия.
  • Институты монархии.
  • Республиканская форма правления. Президентские и парламентские республики. США. Россия. Индия. Израиль. Другие республики. Особенности республик мира. Социалистические республики. Китай. Северная Корея. Куба.

Форма государственного режима. Авториторизм. Тоталиторизм. Тоталитарные режимы ХХ века. СССР. Третий рейх. Китай при Мао Цзэдуне. Кампучия при Пол Поте. Ирак при Саддаме Хусейне. Тоталитарные и авторитарные режимы на современной политической карте мира. Северная Корея. Куба. Иран. Ливия. Сирия. Туркмения. Военные режимы Африки. Несовместимость тоталиторизма. Пакистан. Военные режимы Африки. Несовместимость тоталиторизма  и авториторизма с будущим человечества. Путь Росси.

Политическая регионалистика. Определения региона. Статусы регионов. АТЕ. Автономия. Принципы и формы политико-территориального устройства государства. Принцип унитаризма. Симметричное унитарное государство. Франция. Япония. Другие государства этого типа.

Асимметричное унитарное государство. Грузия. Азербайджан. Молдова. Узбекистан. Финляндия. Югославия. Греция. Китай. Филиппины. Тринидад и Тобаго. Танзания. Другие государства этого типа. Региональные государства. Испания. Италия. Шри-Ланка. ЮАР. Папуа - Новая Гвинея.

Принцип  федерализма. Типы федеративного государства. Структура субъектов. Федерация. США. Канада. Германия. Австрия. Бельгия. Босния и Герцеговина. Россия. Индия. Пакистан. Федерация Латинской Америки. Федерация Африки. Прочие федерации на политической карте мира.

Конфедерация. Швейцария. Конфедерация в истории человечества. Идеология федерализма. Федерализм в национальном строительстве.

Принцип глобализма. Принципы политико-территориального устройства. Региональный ассиметризм. Региональный федерализм. Евросоюз. Союз России и Белоруссии. Евразийское экономическое пространство. Лига арабских государств. Потенциал принципа глобализма. Проблемы глобализма. Будущее регионалистики.

6. Современная политическая карта мира (6 часов)

Распад СССР и формирование СНГ как основной сдвиг на политической карте мира конца ХХ века. Создание новых геополитических пространств. новые геополитические векторы: западноевропейские, исламские, тюркские, азиатские.

Роль СНГ в современной международной ситуации и вопрос о реформировании СНГ. Россия как ядро СНГ. Прибалтийские страны: вступление в ЕС и НАТО, проблемы русскоязычного населения, самоидентификация балтийских этносов. Калининградская проблема.

Союз Росси и Белоруссии.

Тоталитарные и авторитарные режимы на постсоветском пространстве.

Вопрос Крыма. Приднестровье. Война в Грузии и Азербайджане. Путь среднеазиатского государства.

Политическая карта Европы. Значение Западной Европы для мировой цивилизации. Европейский союз. Политическая и экономическая интеграция. Ольстер. Баскская проблема. Швейцарская модель федерализма. Бельгийская полиэтничность. Объединение Германии. Государства-карлики. Место Ватикана в геополитике. Пороховой погреб-Балканы. Босния и Герцеговина. Сербия и Черногория. Косово. Македония. Албания. Вопрос самоопределения балканских этносов. Роль России в истории Балкан. Цыганское население Балкан. Венгерские общины в Румынии и Сербии. Разделенный Кипр и диглоссия. Вопрос о Константинополе.

Политическая карта Америки. Проблемы канадского федерализма. Вопрос Квебека. Интеграция Северной Америки. Проблемы федерализма США. Роль США в современном мире. Центральноамериканская федерация. Деколонизации стран Карибского бассейна. Куба. Интеграция в рамках государства Карибского бассейна. Роль США в Латинской Америке. Путь Латинской Америки.

Политическая карта Азии. Ближний Восток. Арабо-израильское противостояние. Война в Персидском заливе. Рост мусульманского экстремизма. Афганистан. Ирак. Индо-пакистанские конфликты. Индокитай. Китай. Япония.

Политическая карта Африки. Деколонизация и ее последствия. Гражданские войны. Межэтнические противостояния. Сомали. Нигерия. Эритрея. Руанда. Апартеид в ЮАР. Вопрос о Западной Сахаре.

Политическая карта Австралии. Океании Антарктиды. Австралийский федерализм. Деколонизация Океании. Статус Антарктиды. Территориальные претензии на Антарктиду.

7. Политическая карта Российской Федерации (5 часов)

Этапы формирования политической карты России. Расширение территории. Изменения в структуре. Основные факторы, повлиявшие на формирование политической карты России. Старая Ладога. Новгород. Киев. Центры в период феодальной раздробленности. Москва. Санкт-Петербург. История переносов столиц из Москвы в Санкт-Петербург и обратно. Взаимоотношение двух столиц.

История российского федерализма. Правовые основы. Структура и основные показатели федерализма. Особенности. Проекты реформирования.

Региональная геополитика. Границы России: морские и сухопутные. Отношения со скандинавскими странами и странами Балтии. Союз России и Белоруссии. СНГ. Ситуация на Северном Кавказе. Территориальные споры на Дальнем Востоке.

Глобальная геополитика. Место России в глобальной геополитике. Дипломатические отношения. Основные векторы внешней политики.

8. Геополитика (2 часа)

История геополитических теорий. Макиавелли. Геополитическая модель мира Х. Маккиндера. Американская школа геополитики: Никлас Спикмен. Мировые геополитические циклы. Дж. Модельский и В. Томпсон. Циклы гегемонии П. Тейлора. С. Хантингтон и "столкновение цивилизации". Ф. Фукуяма и "конец истории". Американский гегемонизм.

Российские геополитические теории. Славянофильство и западничество. Евразийство. Пассионарность. Теория геополитики. Геополитическое моделирование.

Практические задания: прогнозирование изменений на политической карте России, Кавказа, Восточной Европы, Ближнего Востока, Центральной и Южной Азии, Китая.

Пандержавность. Этническая и историческая пандержавность. Влияние пандержавности на историю.

9.Итоговое занятие (1 час)

Список литературы

Для учащихся:

1. Географические атласы для средней школы.

2. Гладкий Ю. Н. Лавров С.Б. Экономическая и Социальная география мира: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М..: Просвещение, 2005.

3. Детские исторические и географические энциклопедии.

4. Исторические атласы для средней школы.

5. Холина В. Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика.

Для учителя:

1. Географические атласы для средней школы.

2. Голубчик М. М. Политическая карта мира: справочное учебное пособие.

3. Максаковский В.П. Географическая карта мира

4. Страны мира: Современный справочник Сост. Ю. А. Сереженко, Н.Ю. Дмитриева, О.А. Иванова, Н.А. Сарафанова

5. Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика: учебник для 10-11 классов школ.

6. Экономическая и социальная география мира. Регионы и страны

Материально-техническое обеспечение выполнения программы

  • Стенная политическая карта;
  • Стенная контурная карта;
  • Атлас географический;
  • Атлас исторический;
  • Дополнительная литература ( ресурсы кабинета, библиотеки)
  • Компьютер;
  • Проектор;
  • Интерактивная доска;
  • Телевизор;
  • Видеомагнитофон;
  • Видеотека и мультимедиатека кабинета № 311

Ожидаемый образовательный продукт:

В результате изучения курса учащиеся будут знать особенности политического и государственного строя, форм правления и административно-территориального  устройства стран современного мира. Давать оценку политико-географическому (геополитическому) положению стран и районов мира, т.е. их положение к политическим союзникам и противникам, очагам политических конфликтов. Показывать на карте территории стран, их государственные границы, наносить на контурную карту.

Изменения геополитического положения России. Взаимоотношения России с новыми государствами ,которые появились на политической карте мира в результате распада СССР. Знать политические партии России, их программы.

Владение политической информацией, позволит оценивать политическую ситуацию в стране и мире.

Методические рекомендации по проведению занятий

      1. Ведение в политическую географию:

      Предмет и место политической географии в системе политических и географических наук. Уровни изучения политической географии. Политическая карта - государство - регион. Задачи и методы политической географии. История политической географии и политической картографии.

        2. Формирование и развитие политической карты мира

       

         Изменения на политической карте мира: качественные и количественные. Формирование и развитие политической карты мира как объекта научного исследования. Факторный и хронологический подходы.

         Факторный метод изучения. Факторы влияния на политическую карту мира. Физические факторы. Политические, экономические, социальные и культурные факторы. Основные факторы, определяющие современные процессы на политической карте мира. Усиление значения экономических и культурных факторов. Влияние процессов либерализации, гуманитаризации, эмансипации общества на политическую карту мира. Роль личности в процессе изменения политической карты мира.

            Хронологический метод изучения. Этапы формирования политической карты мира.

Древний этап. Древнейшие государства. Египет, Месопотамия - Шумер - Ассирия - Вавилония - Персия, Индия, Китай, Греция, Рим. Империя Александра Македонского и Римская империя.

Средневековый этап. Феодализм. Изменения на политической карте Европы. Начало эпохи Великие географические открытия. Колониализм. Колониальные империи.

Новейший этап. Первая мировая война. Вторая мировая война. Деколонизация. Интеграция. Глобализм. Падение коммунизма. Распад СССР.

 Работа с картами (политические карты мира 1901 и 2001 годов), статистическим материалом. Выведение основных качественных и количественных изменений. Определение основных факторов, повлиявших на изменения политической карты мира в XX - XXI веках. Разделение процесса развития политической карты мира в XX - XXI веках.

3. Структура политической карты мира

Количество государств мира и споры по этому поводу. Число государств в прошлом.

Типология государств мира по территории и численности населения. Лидеры и аутсайдеры. Типология стран мира по физическим принципам: по структуре суши, по выходу к морю, по рельефу, климату, почвам и т.д. Типология стран мира по социально-экономическому принципу. Большая восьмерка. Развитые и развивающиеся страны.

Колонии и колониальные империи. Империи одноядерного типа. Россия. Австро-Венгрия. Османская империя. Империи одноядерного типа. Англия. Франция. Испания. Португалия. Германия. Италия. Нидерланды (Голландия). Бельгия

Несамоуправляющиеся территории. Европы: Гибралтар, Фарерские о-ва, Шпицберген и  др. Америка: Бермуды, Сен-Пьер и Микелон, Гренландия, острова Карибского моря, Гвиана, Фолклендские о-ва. Океания. Несамоуправляющиеся территории океанов.

Спорные территории. Территориальные претензии. Дипломатические и военные пути решения. Территории с особым и международным режимом.

Самопровозглашенные государства. Тайвань. Внутренняя Монголия. Уйгуристан. Тибет. Северный Кипр. Страна басков. Абхазия. Южная Осетия. Нагорный Карабах. Приднестровье. Косово. Азалия. Тамил Илам. Белуджистан. Курдистан. Трансвааль. Оранжевое государство. Другие государства этого типа. Судьба Восточного Тимора. Сепаратизм в России: Чечня, Татарстан, проявления.

.

Международные организации. Структура и цели Организации Объединенных Наций (ООН). Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности ООН. Организация Североатлантического Договора (НАТО). Содружество Независимых Государств (СНГ). Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Содружество наций (Commonwealth).

4. Структура суверенного государства

Понятие суверенитета государства. Структурные элементы государства. Структура власти. Принцип разделения властей. Исполнительная, законодательная и судебная власть. Конституция.

 Территория. Граница. Делимитация и демаркация. Сопредельные государства 1 и 2    порядка. Морские границы. Функции границ. Будущее границ.

.

Столица. Теория столиц. Моноцентрия и полицентрия. Макростолицы и микростолицы. Макростолицы моноцентричных государств: Лондон, Париж, Мадрид, Рим и др.

Макростолицы полицентричных государств: Москва, Токио, Пекин, Дели и Берлин, др. Микростолицы полицентричных государств: Вашингтон, Оттава, Бразилия, Канберра, Берн  др.

Мигрирующая столица

Институт столиц в государственном строительстве.

.Государственные символы: флаг, герб, гимн. Флаги мира, Основы политической геральдики.

Валюта как символ государства. Валюта мира. Другие символы государства:   девиз, животное, растение и т.д.

5. Основные политические характеристики государства

Основные политические характеристики государства. Форма правления. Монархическая форма правления. Абсолютные монархии. Саудовская Аравия. Оман, Брунеё, Кувейт. Дуалистические монархии. Марокко. Иордания. Ограниченные монархии. Монархии Европы. Монархии-карлики. Лесото. Свазиленд. Япония. Прочие монархии. Монархические федерации. Бельгия. ОАЭ. Малайзия. Институты монархии.

Республиканская форма правления. Президентские и парламентские республики. США. Россия. Индия. Израиль. Другие республики. Особенности республик мира. Социалистические республики. Китай. Северная Крея. Куба.

Форма государственного режима. Авторитаризм. Тоталитаризм. Тоталитарные режимы XX века. СССР. Третий рейх. Китай при Мао Цзэдуне. Кампучия при Пол Поте. Ирак при Саддаме Хусейне. Тоталитарные и авторитарные режимы на современной политической карте мира. Северная Корея. Куба. Иран. Ливия. Сирия. Туркмения. Пакистан. Военные режимы Африки. Несовместимость тоталитаризма и авторитаризма с будущим человечества. Путь России.

1. Как вы понимаете слово "демократия"?

2. Какие преимущества даёт вам демократический режим?

3. Какими представляются взаимоотношения власти и общества при демократическом режиме?

4. Как можно сформулировать определение демократии, отталкиваясь от уже известных определений авторитаризма и тоталитаризма?

5.Как могут выглядеть гарантии прав и свобод в демократическом государстве?

6. В чём заключается роль принципа разделения властей в демократическом государстве?

7. В чём заключается роль СМИ в демократическом государстве?

8. Современная Россия -демократическая страна или нет?

Политическая регионалистика. Определение региона. Статусы регионов. Административно-территориальная единица. Автономия. Принципы и формы политико-территориального устройства государства. Принцип унитаризма. Симметричное унитарное государство. Франция. Япония. Другие. Асимметричное унитарное государство Китай. Другие.

Региональные государства. Испания. Италия. Шри-Ланка. ЮАР. Папуа-Новая Гвинея. 

Принцип федерализма. Типы федеративного государства. Структуры субъектов. Федерация. США. Канада. Германия. Австрия. Бельгия. Пакистан. Прочие федерации на карте мира.

Принцип глобализма. Принципы политико-территориального устройства. Региональный ассиметризм . Региональный федерализм. Евросоюз. Союз России и Белоруссии. Гегемонизм США.

6. Современная политическая карта мира.

Распад СССР и формирование СНГ как основной сдвиг на политической карте мира конца XX века. Создание новых геополиических пространств.

Новые геополитические векторы: западноевропейский, исламский, тюркский, азиатский. Россия как ядро СНГ.

Прибалтийские страны: вступление в ЕС и НАТО. Калининградская проблема. Союз России и Белоруссии. Вопрос Крыма. Войны в Грузии и Азербайджане.

.

Политическая карта Европы. Ольстер. Баскская проблема. Швейцарская модель федерализма. Объединение Германии. Государства-карлики. Место Ватикана в геополитике.

.Пороховой погреб-Балканы. Босния и Герцеговина. Сербия и Черногория. Косово. Македония. Албания. Вопрос самоопределения балканских этносов.

Роль России в истории Балкан. Цыганское население Балкан. Разделенный Кипр и диглоссия. Вопрос о Константинополе.

Политическая карта Америки. Проблемы Канадского федерализма. Центральноамериканская федерация. Деколонизация стран Карибского бассейна. Куба. Интеграция в рамках государств Карибского бассейна. Роль США в Латинской Америке. Путь Латинской Америки.

Политическая карта Азии. Ближний Восток. Арабо-израильское противостояние. Войны в Персидском заливе. Рост мусульманского экстремизма. Афганистан. Ирак. Индо-пакистанские конфликты. Индокитай. Китай. Япония.

.

Политическая карта Африки. Деколонизация и её последствия. Гражданские войны. Сомали. Нигерия. Эритрея. Руанда. Апартеид в ЮАР. Вопрос о Западной Сахаре.

Политическая карта Австралии, Океании и Антарктиды. Австралийский федерализм. Статус Антарктиды.

7. Политическая карта Российской федерации.

Этапы формирования политической карты России. Расширение территории. Основные факторы, повлиявшие на формирование политической карты России.

.

Старая Ладога. Новгород. Киев. Центры в период феодальной раздробленности. Москва. Санкт-Петербург. История переносов столиц из Москвы в Санкт-Петербург и обратно.

.

История Российского федерализма. Правовые основы. Структура и основные показатели федерализма. Особенности.

.

Региональная геополитика. Границы России: морские и сухопутные. Ситуация на Северном Кавказе. Территориальные споры на Дальнем Востоке. Глобальная геополитика. Основные векторы внешней политики.

8. Геополитика.

История геополитических теорий. Американская школа геополитики: Никлас Спикмен. Мировые геополитические циклы. Дж. Модельский и В. Томпсон.

Теория геополитики. Геополитическое моделирование.

Практические задания: прогнозирование изменений на политической карте России, Кавказа, Восточной Европы, Ближнего Востока, Центральной и Южной Азии, Китая.

Пандержавность.Тюркская пандержавность.Японская пандержавность. Русская пандержавность. Влияние пандержавности на историю.

Вопросы для обсуждения:

1. Как может измениться территория России?

2. Как может измениться роль США в будущем мире?

3. Какое влияние на политическую карту мира может оказать международный терроризм.

4. Верите ли вы в жизнеспособность Европейского союза?

5. Как может отразиться на политической карте мира демографический  и  миграционный кризис в Европе, России, США?

6. Какие новые игроки могут появиться на международной геополитической арене (Китай, Индия и др.)?

7. Возможно ли создание единого мирового правительства?

8. В каких уголках мира возможны локальные конфликты?

9. Реальна ли 3 мировая война?

10. Как научно-техническая и информационная революция может повлиять на политическую карту мира?

Список литературы

Для учащихся:

1. Географические атласы для средней школы.

2. Гладкий Ю. Н. Лавров С.Б. Экономическая и Социальная география мира:  Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М..: Просвещение, 2005.

3. Детские исторические и географические энциклопедии.

4. Исторические атласы для средней школы.

5. Холина В. Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика.

Для учителя:

1. Географические атласы для средней школы.

2. Голубчик М. М. Политическая карта мира: справочное учебное пособие.

3. Максаковский В.П. Географическая карта мира

4. Страны мира: Современный справочник Сост. Ю. А. Сереженко, Н.Ю. Дмитриева, О.А. Иванова, Н.А. Сарафанова

5. Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика: учебник для 10-11 классов школ.

  6. Экономическая и социальная география мира. Регионы и страны

Календарно-тематическое планирование курса

« Политическая карта мира» 10 класс

Название раздела, темы

Дата проведения

план

факт

Введение в политическую географию (2ч)

1.

Предмет и место политической географии в системе политических и географических наук

2.

Задачи и методы политической географии

Формирование и развитие политической карты мира  (3ч )

1.

 Изменения на политической карте мира

2.

Этапы формирования политической карты мира

3.

Анализ  изменений на политической карте мира в 20 веке

Структура политической карты мира (5 ч)

1.

Суверенные государства. Типологии стран мира

2.

 Колонии и колониальные империи. Несамоуправляющиеся территории

3.

Спорные территории. Самопровозглашенные государства

4.

Международные организации

5.

Повторение .Контрольная работа

Структура суверенного государства (4ч)

1

Понятие суверенитета государства. Структура власти в суверенном государстве

2

Структурные элементы государства. Территория и границы.

3

Столица государства

4

Символы государства

Основные политические характеристики государства( 6 ч)

1

Формы правления. Монархия. Республика

2

Форма государственного режима. Авторитаризм, тоталитаризм

3

Форма государственного режима. Демократия

4

Форма политико-территориального устройства. Унитарное государство.

5

Форма политико-территориального устройства. Федеративное государство

6

Политическая регионалистика

Современная политическая карта мира (6ч )

1

Политическая карта СНГи Балтии

2

Политическая карта Западной Европы

3

Политическая карта Восточной и Южной Европы

4

Политическая карта Северной и Южной Америки

5

Политическая карта Азии

6

Политическая карта Африки, Австралии, Океании

Политическая карта Российской Федерации 5(ч)

1

Формирование политической карты России

2

Столицы России

3

Особенности российского федерализма

4

Российская геополитика

5

Повторение. Контрольная работа

Геополитика(2ч)

1

История геополитической мысли

2

Интернационалистические и националистические тенденции в геополитике

Повторение (1ч)

1

Итоговое занятие



Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

 «Разговоры о важном»


для 6- го класса

Пояснительная записка

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности  разработана в соответствии с требованиями:

Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.

Основные задачи:

  • воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;
  • совершенствование  навыков   общения   со сверстниками    и коммуникативных умений;
  • повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;
  • развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;
  • формирование культуры поведения в информационной среде.

Место курса в плане внеурочной деятельности МБОУ «Средняя школа № 3»: учебный курс предназначен для обучающихся 6 х классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год .

Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:

    Знакомство с платформой «Россия — страна возможностей». Люди с активной жизненной позицией.

       Родина — место, где ты родился. Патриотизм. Настоящая любовь подкрепляется делами.

       Космос и космонавтика. Гражданский подвиг К. Э. Циолковского.

       Международный день пожилых людей. Зрелый возраст – время новых возможностей. С добром в сердце.

       Ценность профессии учителя. Основные качества наставника.

       История возникновения праздника День отца. Патриархальная модель отцовства. XX век — ориентация на партнёрские отношения членов семьи. Мир музыки и балета. История русского балета. Известные композиторы, писавшие музыку для балета.

       Семья. Рецепт семейного счастья. Семейный кодекс Российской Федерации.

        История появления праздника День народного единства. Смутное время. Князь Дмитрий Пожарский и земский староста Кузьма Минин во главе ополчения. Связь иконы Божией Матери с историей освобождения Москвы. Примеры мирного единения народа.

        Разнообразие культуры народов России. Традиции разных народов. Религиозная культура России: христианство, ислам, буддизм и др. Свобода вероисповедания. Взаимное уважение людей разных национальностей — основа межкультурного общения. Почему языки исчезают? Влияние многоязычия на толерантность.

        Мама — важный человек в жизни каждого. Мама — гарантия защищённости ребёнка. Эмоциональная связь с детьми. Легко ли быть мамой? Материнская любовь — сильнейшее чувство на земле.

       Значение государственной символики для человека. История Российского флага. Значение триколора. Что такое гимн? Зачем он нужен? Уникальность нынешнего гимна России. История появления герба России.

         Кто такой доброволец? Принципы добровольческой деятельности. Виды добровольческой деятельности. Платформа для добрых дел (dobro.ru). Волонтёрские истории.

        Традиция чествования граждан, героически отличившихся в деле служения Отечеству. День георгиевских кавалеров. Учреждение ордена Святого Георгия в 1769 г. Екатериной II. 9 декабря — день, когда чествуются герои нынешние и отдаётся дань памяти героям прошлых лет. Вечный огонь — символ памяти.

       Значение слова «конституция». Роль Конституции в жизни человека. Какие главы российской Конституции важны для молодёжи? Права, которыми уже пользуются

старшеклассники.

        История праздника Рождества Христова. Рождественский пост, в чём его необходимость. Символы Рождества. Рождественские традиции в России и в других государствах.

        Новый год — праздник всей семьи. Новогодние семейные традиции. Новогодние приметы.

        Правила безопасности и поведения в Интернете. Реальные угрозы Интернета (нежелательный контент, кибербулинг, трата денег, доступ к личной информации и т. д.). Какой информацией не стоит делиться в Сети. Проекты, программы, специальные курсы по

кипербезопасности.

         Начало блокады. Захват Шлиссельбурга немецкими войсками.  Эвакуация населения. Ладожское озеро — дорога жизни. Блокадный паёк. Неписанные правила выживания. Спасительный прорыв кольца.  Проект «Детская книга войны».

        Театр — искусство многосоставное (в нём соединяются литература, музыка, актёрское мастерство, танцы, режиссура и даже этикет).  Вклад К. С. Станиславского в театральное искусство. Основные идеи системы Станиславского.

        Современное научное знание. Критерии научного знания: доказательность, проверяемость,

значимость, воспроизводимость. Использование достижений науки в повседневной жизни. Увлечение наукой в школе. Открытия, которые сделали дети. Научная журналистика —возможность заниматься разной наукой.

        Географические особенности и природные богатства России. Народы России. Единый перечень коренных малочисленных народов (47 этносов). Российская культура. Чем славится Россия?

       Почитание защитников Отечества. «Советы молодому офицеру» ротмистра В. М. Кульчицкого.

       Доброта. Добрыми рождаются или становятся? Как стать добрее? Смысл и значимость того, что вы делаете каждый день.

         Связь праздника 8 Марта с именем Клары Цеткин. Освоение женщинами «мужских» профессий. Традиционность подхода «мужчина — добытчик, женщина — хранительница очага»: изменились ли роли?

         Сергей Владимирович Михалков — поэт, драматург, баснописец, сказочник, сатирик, сценарист, общественный деятель. Страсть С. В. Михалкова к стихотворчеству. Работа в армейской печати во времена Великой Отечественной войны. Решение правительства России о смене гимна. Вторая редакция текста гимна.

        Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского полуострова. Значение Крыма. Достопримечательности Крыма.

        Театр — особый вид искусства, который сближает людей. С 1961 г. отмечают День театра. Причины, по которым люди ходят в театр. Отличие театра от кино. Основы театрального этикета.

        История появления праздника День космонавтики. Полёт Белки и Стрелки в августе 1960 г. Подготовка к первому полёту человека в космос. Полёт Гагарина. Выход А. Леонова в открытый космос.

        Появление термина «геноцид». Геноцид советского народа и народов Европы во время Второй мировой войны. Международный военный трибунал в Нюрнберге. Конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Геноцид в современном мире.

        День земли — история праздника. Способы празднования Дня Земли. Природоохранные организации. Знаки экологической безопасности. Состояние экологии — ответственность каждого человека.

        Давняя история праздника труда. Трудовой день до 16 часов без выходных, скудный заработок, тяжёлые условия — причины стачек и забастовок. Требования рабочих. 1 мая 1886 года в Чикаго. Праздник Весны и Труда.

        День Победы. План Барбаросса — замысел молниеносной войны. Могила Неизвестного Солдата.

        19 мая 1922 года — День рождения пионерской организации. Цель её создания и деятельность. Распад пионерской организации. Причины, по которым дети объединяются.

Разные представления о счастье. Слагаемые счастья. Рецепт счастливой жизни.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
  • активное участие в жизни семьи, школы, местного сообщества, родного края, страны;
  • неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
  • понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
  • представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
  • представление о способах противодействия коррупции;
  • готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
  • готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней);
  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
  • ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
  • готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
  • активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
  • ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
  • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
  • осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
  • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Метапредметные результаты:

  1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
  • устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
  • с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
  • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
  • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

2) базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
  • проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
  • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

3) работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
  • оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
  • эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

  1. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
  • в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
  • самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

2) совместная деятельность:

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
  • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

  1. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

  • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
  • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
  • делать выбор и брать ответственность за решение;

2) самоконтроль:

  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
  • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
  • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
  • оценивать соответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональный интеллект:

  • различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
  • выявлять и анализировать причины эмоций;
  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
  • регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:

  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
  • признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
  • принимать себя и других, не осуждая;
  • открытость себе и другим;
  • осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

Предметные результаты

Сформировано представление:

  • о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;
  • символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
  • народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
  • религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
  • возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
  • нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  • единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
  • влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;
  • важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • активной роли человека в природе.

Сформировано ценностное отношение:

  • к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
  • семье и семейным традициям;
  • учебе, труду и творчеству;
  • своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • природе и всем формам жизни.

Сформирован интерес:

  • к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
  • общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
  • государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
  • природе, природным явлениям и формам жизни;
  • художественному творчеству.

Сформированы умения:

  • устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
  • распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.

Тематическое планирование 6-е классы

Тема занятия

Кол-во часов

всего

Дата изучения

Форма проведения занятия

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

Электронные

(цифровые) образовательные ресурсы

1

Мы – Россия. Возможности – будущее

1

Интеллектуальный марафон

Воспитание  активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей.

razgovor.edsoo.ru

2

Что мы Родиной зовем?

1

Работа с интерактивной

картой

Воспитывать готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей.

razgovor.edsoo.ru

3

Невозможное сегодня станет возможным завтра

1

Интерактивная звездная карта

Воспитывать ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа.

razgovor.edsoo.ru

4

Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим

1

Музыкальный конкурс талантов

Воспитывать уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

razgovor.edsoo.ru

5

Если бы я был учителем…

1

Мини-сочинение

Воспитывать готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей.

razgovor.edsoo.ru

6

Отчество – от слова «отец»

1

Фотоистория

Воспитывать уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

razgovor.edsoo.ru

7

Что мы музыкой зовем?

1

Музыкальный конкурс

талантов

Воспитывать ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа.

razgovor.edsoo.ru

8

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома

1

Групповая дискуссия

Воспитывать активное участие в жизни семьи, школы, местного сообщества, родного края, страны.

razgovor.edsoo.ru

9

Мы — одна страна!

1

Работа с интерактивной

картой

Воспитывать готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей.

razgovor.edsoo.ru

10

Языки и культура народов России: единство в разнообразии

1

Работа с интерактивной картой

Воспитывать ценностное   отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа.

razgovor.edsoo.ru

11

Шапку надень!..

1

Конкурс стихов, конкурс

чтецов

Воспитывать активное участие в жизни семьи, школы, местного сообщества, родного края, страны.

razgovor.edsoo.ru

12

Гордо реет над Россией флаг ее судьбы

1

Экспертное интервью

Воспитывать уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

razgovor.edsoo.ru

13

Жить – значит действовать

1

Проблемная дискуссия

Воспитывать   готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков

razgovor.edsoo.ru

14

В жизни всегда есть место подвигу?

1

Встреча с героями

нашего времени

Воспитывать ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа.

razgovor.edsoo.ru

15

Настоящая ответственность бывает только личной (Ф. Искандер)

1

Эвристическая беседа

Воспитывать активное участие в жизни семьи, школы, местного сообщества, родного края, страны.

razgovor.edsoo.ru

16

Зачем мечтать?

1

Групповое обсуждение

Воспитывать представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе.

razgovor.edsoo.ru

17

Как не попасть в цифровые ловушки?

1

Работа с памятками

Воспитывать представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе

razgovor.edsoo.ru

18

Ленинградский ломтик хлеба…

1

Работа с дневником

героя

Воспитывать ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа.

razgovor.edsoo.ru

19

С чего начинается театр?

1

Чтение по ролям

Воспитывать ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа.

razgovor.edsoo.ru

20

Хроника научных открытий, которые перевернули мир

1

Интеллектуальный марафон

Воспитывать ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа.

razgovor.edsoo.ru

21

Россия в мире

1

Работа с интерактивной

картой

Воспитывать ценностное   отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа.

razgovor.edsoo.ru

22

За что мне могут сказать «спасибо» (ко Дню защитника Отечества)

1

Литературная гостиная: рассказы о войне

Воспитывать уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

razgovor.edsoo.ru

23

Включайся!

1

Групповая работа

Воспитывать готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания

razgovor.edsoo.ru

24

Мамина карьера

1

Конкурс рисунков

Воспитывать уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

razgovor.edsoo.ru

25

Гимн России

1

Работа        с газетными        и

интернет-публикациями

Воспитывать уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

razgovor.edsoo.ru

26

Путешествие по Крыму

1

Виртуальная экскурсия

Воспитывать осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России.

razgovor.edsoo.ru

27

Как построить диалог с искусством?

1

Творческая лаборатория

Воспитывать представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе.

razgovor.edsoo.ru

28

Трудно ли быть великим?

1

Работа с биографией

Воспитывать ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа.

razgovor.edsoo.ru

29

Пока жива история, жива память…

1

Проблемная дискуссия

Воспитывать ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа.

razgovor.edsoo.ru

30

«Зеленые» привычки» – сохраним природу вместе

1

Фестиваль идей

Повышение  уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде.

razgovor.edsoo.ru

31

Как проявить себя и свои способности ?

1

Встреча        с людьми  разных профессий

Воспитывать представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе.

razgovor.edsoo.ru

32

Подвиг остается подвигом, даже если его некому воспеть…

1

Посещение музея

Воспитывать ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа.

razgovor.edsoo.ru

33

Может ли быть Тимур и его команда в 2022 году?

1

Литературная гостиная,дискуссия.

Воспитывать ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа.

razgovor.edsoo.ru

34

Россия – страна возможностей

1

Творческий флешмоб

Воспитывать ценностное   отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа.

razgovor.edsoo.ru



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3

D:\Тилтиньш Э.Ю\программы\ПДО\21-22\Подписи.jpg

Дополнительная общеразвивающая программа

«Юный эколог»

(наименование программы)

естественнонаучное

(направление программы)

11-14 лет (5-7 класс), 1 год (базовый уровень)

(возраст (класс), срок реализации программы)

Желудкова Наталья Васильевна

(ФИО учителя, составившего рабочую программу)

г. Когалым, 2021 г.

Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Юный эколог» (далее – программы), рассчитана на детей в возрасте 11-14 лет (5-7 классы).  Она предусматривает основные направления - изучение природных особенностей родного края, создание экспозиций в школьном краеведческом музее.

Актуальность программы в положительном образовательном эффекте связана с тем, что уровень познавательного интереса у младших школьников выше, чем у старшеклассников, именно поэтому программа «Юный эколог» рассчитана на учащихся 5-7 классов и предназначена для формирования общенаучных, экспериментальных и интеллектуальных умений, развития способностей школьников, содержит большой развивающий потенциал. Именно этот период развития детей является наиболее подходящим для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов, раскрытия индивидуальных особенностей и способностей, выработки навыков самоконтроля, самоорганизации, формирования компетенций. Объектами исследования являются привычные для учащихся живые организмы, с которыми они встречаются в повседневной жизни - растения и животные местной флоры и фауны

Изучение данного курса способствует интеграции с другими естественно - научными дисциплинами - биологии, географии, истории, химии, физики, что в дальнейшем будет проявляться в более успешном изучении этих предметов. Возможно осуществление обратной связи, когда экспонаты, собранные учащимися, будут использоваться на уроках и во внеклассной работе.

Новизна Программы в том, что курс имеет практическую направленность. Курс нацелен на приобретение знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни при взаимодействии с природой, при выращивании и уходе за растениями, наблюдениями за животными. Выполнение практических работ развивает умения наблюдать и объяснять явления природы, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно - следственные связи, делать обобщения, способствует воспитанию интереса к получению новых знаний, самостоятельности, критического мышления.

Педагогическая целесообразность программы связана с возрастными особенностями детей: наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Предлагаемые в программе виды деятельности являются целесообразными для данного возраста, а содержание отображает познавательный интерес данного возраста.

Программа носит развивающую, деятельностную и практическую направленность.

Программа основана на развитии интереса к познаниям в экологии, потребности в изучении живой и неживой природы, любознательности, смекалки, сообразительности детей, развитии логического мышления детей. Предусмотрено развитие личностных качеств, такие как терпение, трудолюбие, самостоятельность, любовь к природе, сострадание, наблюдательность.

Направленность программы: естественнонаучная.

Основные цели работы кружка «Юный эколог»:

  • дать первоначальные знания учащимся об особенностях природы родного края;
  • дать целостное представление об окружающем их мире и воспитать чувство национальной гордости;
  •  формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей краеведческой культуры.

Освоение программы должно способствовать как развитию отдельных качеств личности (наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, воображения, памяти, воли), так и общему развитию каждого ребенка. В процессе обучения должны развиваться творческие способности детей, формироваться нравственные и эстетические принципы, убеждения, которые побуждали бы их к добрым, благородным поступкам.

Система экологической подготовки учащихся строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий.

Не дублируя уроки по географии, истории, опираясь на знания детей в этой области, дополнить и углубить их представления о действительности, с которой они непосредственно соприкасаются, сосредоточив внимание детей на понимании взаимосвязи и взаимообусловленности природы и человека.

Приобщая детей к пониманию природного своеобразия своего края, (посредством экскурсий, практических работ, посещение музеев), в детях чувство национальной гордости и ответственности за сохранение и приумножение богатство своего края. Дети должны ощутить себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы ныне владеем.

Программа для краеведческого кружка «Юный эколог» рассчитана на изучение общего материала и индивидуальные или групповые творческие работы отдаренных и увлеченных детей.

Основные задачи кружка «Юный эколог»

  • углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний о малой Родине и знаний о природе;
  • формирование краеведческого взгляда на мир;
  • воспитание краеведческой культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии в гражданском обществе.

Содержание программы ориентировано на добровольные, одновозрастные группы детей (до 20 человек) и рассчитана на учащихся в возраст 11-14 лет (5-7 классы).

Уровень программы: базовый

Программа рассчитана на 68 часов, на 2 академических часа в неделю (34 учебных недели). Занятия в кружке проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Сроки реализации данной программы – 1 год. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий.

Форма обучения – очная.

При реализации программы возможно применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Отличие данной программы от существующих в том, что она предполагает обучение в игровой форме, что очень важно для дополнительного образования. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают рассказы, работают с краеведческими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей.

Учебно- тематический план

Раздел

Количество часов

Форма аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

Введение

2

1

1

наблюдение, беседа,

устный опрос

тестирование

Раздел 1. Природные комплексы ХМАО-Югры

4

2

2

наблюдение, беседа,

устный опрос

тестирование

Раздел 2.

Почвы ХМАО

5

3

2

наблюдение, беседа,

устный опрос

тестирование

Раздел 3. 

Воды ХМАО

5

3

2

наблюдение, беседа,

устный опрос

тестирование

Раздел 4.

Воздух

7

4

3

наблюдение, беседа,

устный опрос

тестирование

Раздел 5.

Растения и животные края

14

6

8

наблюдение, беседа,

устный опрос

тестирование

Раздел 6.

Среда жизни человека и ее охрана

21

11

10

наблюдение, беседа,

устный опрос

тестирование

Раздел 7. Природные особенности города Когалыма

10

2

8

наблюдение, беседа,

устный опрос

тестирование, творческая работа

ИТОГО

68 часов

32

36

Содержание программы

Дополнительная общеразвивающая  программа краеведческого кружка «Юный эколог» включает 7 разделов.

            «Введение» (2 часа).

Учащимся сообщают основные цели и задачи кружка, формы и методы поисковой работы. Оговаривается организация занятий. Техника безопасности. Летние экологические задания.

Раздел 1. «Природные комплексы ХМАО-Югры»  (4 часа).

В данном разделе вводятся понятия природная зона, природное районирование. Учащиеся кружка подробно рассматривают лесные зоны округа и территорий, прилегающих к городу, а также подробно рассматривается высотная поясность на примере Уральской горной системы в пределах округа. Ребята, работая с картографическим материалом выделяют природные районы, и итогом раздела является составление карты природных комплексов.

Раздел 2. «Почвы ХМАО» (5 часов)

В данном разделе учащиеся кружка изучают почвенную карту округа, знакомятся с процессами почвообразования.  Почва источник питательных веществ растений, среда жизни животных. Изучают влияние антропогенного фактора на загрязнение и деградацию почв. Загрязнение почв нефтью и методы очистки.  Охрана почв. Рекультивация. Как растения помогают бороться с загрязнением почв. Знакомятся с полезными ископаемыми ХМАО, составляют карту. Экологический рассказ. «О чудесной кладовой». Организация выставки «Нефть- черное золото Югры».

Раздел 3. «Вода ХМАО» (5 часов)

В этом разделе учащиеся знакомятся с водными объектами ХМАО, изучают химический состав питьевой воды г. Когалыма. Знакомятся с основными способами очистки воды. Пресные водоемы – наше богатство. Вода и производство. Основные источники загрязнения водных объектов в округе. Нефть в воде или вода в нефти. «Бомба замедленного действия» Гибель воды- наша гибель. Агитзанятие «Не засоряйте берега водоемов». Экскурсия  на городское предприятие «Горводоканал». Уроки феи Экологи. Сказки, пословицы, стихи о воде.

Раздел 4. «Воздух» (7 часов)

В данном разделе учащиеся знакомятся с такими понятиями как запыленность воздуха, задымленность. Проводят эколого-гигиеническую оценку кабинета. Растительный покров Земли - ее легкие. Загрязнения воздуха Озоновые дыры. Кислотные дожди. Значение атмосферы для жизни на Земле. Воздушные процедуры и здоровье человека. Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Спор". Экологический рассказ «Что такое кислотный дождь»

Раздел 5. «Растения и животные края» (14 часов)

В данном блоке центральное место занимает формирование научного мировоззрения, а также знаний об основных закономерностях всех оболочек Земли, вводятся понятия «флора», «фауна». Рассматривается методика работы по определению растений, грибов, лишайников. Учащиеся учатся называть и показывать определять представителей флоры и фауны ХМАО. Подробно изучается Красная книга ХМАО, вводятся понятия реликты и эндемики флоры. На практических занятиях учащиеся занимаются составлением карты ареалов редких растений. Специфика данных тем состоит в широком использовании картографических источников информации, что поможет освоению картографического метода познания нашей планеты. В данном разделе вводится понятие ООПТ и выделяются причины их создания.  Впервые учащиеся знакомятся с понятием заповедник, заказник национальный парк, памятники природы, рассматривается  их классификация. Заповедники ХМАО-Югры Знакомство с творчеством писателей- натуралистов.

Раздел 6. «Среда жизни человека и ее охрана» (21 час)

Питание и здоровье человека. Биологические и пищевые добавки. Биологическое загрязнение и болезни человека. Болезни, характерные для нашего округа. Химическое загрязнение и здоровье человека. Современная городская канализация и очистные сооружения. Шумовое загрязнение и его последствия для здоровья человека и растений. Экология автомобильного транспорта. Оценка транспортной загруженности г. Когалыма Радиологическое загрязнение и здоровье человека. Квартира как экосистема. Экологические сказки. Загрязнение отходами. «Сосуд Пандоры. Бытовой мусор и проблемы его утилизации. Способы уничтожения мусора, его переработка. Критерии размещения отходов. Исследование экологической тропы на наличие мусора (экскурсии). Изготовление поделок из бросового материала Экологическая фотовыставка «Наш край в опасности».

Раздел 7. «Природные особенности города Когалым» (10 часов).

В данном разделе рассматривается история создания города, посредством посещения центральной библиотеки, архива, а также краеведческого музея города. Учащиеся выявят степень озеленения города, рассмотрят, какие приемы используются для улучшения ситуации, итогом исследовательской работы будет картосхема «Зеленые улицы Когалыма». Участие в городском конкурсе «Моя Югра», конкурсе рисунков «Когалым- моя малая Родина», написание эссе «Когалым в судьбе моей семьи» И в завершении работы кружка «Моя Югра» будет оформление выставки в школьном музее «Когалым, глазами юных краеведов», создание видеороликов «Когалым- лучший город на Земле», «Когалым- жемчужина Сибири»

Планируемые (ожидаемые) результаты

Предметные результаты:

  • называть методы изучения, применяемые в экологии;
  • определять роль в природе различных групп организмов;
  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы;
  • приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
  • перечислять отличительные свойства живого;
  • определять основные органы растений (части клетки);
  • понимать смысл биологических терминов;
  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; уметь пользоваться  лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами.

Личностные результаты:

  • овладение первичными экологическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • осознание ценности экологических  знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
  • сформированность  устойчивых правилповедения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты:

Метапредметные  результаты  курса  «Юный эколог»  основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к малой Родине, своему региону, своей стране;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям своего края, толерантность.

Регулятивные УУД:

  • способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;
  • умения управлять своей познавательной деятельностью;
  • умение организовывать свою деятельность;
  • определять её  цели и задачи;
  • выбирать средства   и применять их на практике;
  • оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

  • формирование и развитие  средствами экологических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;
  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы

Реализация Программы объективно влияет на развитие образовательной среды школы, способствует развитию межличностных отношений, культуре и стилю взаимоотношений между детьми и взрослыми, предполагает применение личностно-ориентированных технологий, активных форм познавательной деятельности, использование групповых, парных и индивидуальных занятий, создаёт атмосферу творчества, т.к. создает условия учащимся для реализации своего права на образование в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями.

В качестве инструмента измерения достижения планируемых результатов предусмотрено оценивание качества выполнения групповых исследовательских мини-работ, проектов по предложенным темам и защита этих работ на занятии курса.

Оценка эффективности работы:

Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.

Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.

Итоговый контроль: тестирование, презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в городском научном обществе, экологическом обществе.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • Выставки творческих работ;
  • Портфолио и презентации исследовательской деятельности;
  • Участие в различных мероприятиях (акциях, конкурсах);
  • Публичная презентация итогов работы.

Методические материалы

Методы, используемые на занятиях:

1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный метод (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  • наглядный метод (показ мультимедийных и видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический метод (выполнение практических заданий и др.).

2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно — иллюстративный метод – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный метод – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый метод – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский метод – самостоятельная творческая работа учащихся.

3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный метод – одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный метод – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой метод – организация работы в группах;
  • индивидуальный метод – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.

Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Календарный учебный график

Занятия по дополнительной образовательной программе начинаются с 01 сентября 2021 г. и заканчиваются 31 мая 2022 г.

Продолжительность учебного года: 34 учебные недели.

Осенние каникулы: 30.10.2021 – 07.11.2021

Зимние каникулы: 29.12.2021 – 10.01.2020

Весенние каникулы: 19.03.2022 – 27.03.2022

Летние каникулы: 01.06.2022 – 31.08.2022

Кадровое обеспечение

Программу реализует учитель, имеющий высшее образование (в том числе по направлению, соответствующему направлению данной дополнительной общеразвивающей программы) и отвечающий квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональным стандартам.

К реализации программы возможно привлечение лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками.

Материально-технические условия реализации Программы

компьютер;

доска

проектор;

информационное обеспечение:

сборник мультимедийных презентаций по экологии;

плакаты;

дидактический материал

Учебно – методическое обеспечение

  1. Бакулин В.В., Козин В.В., Орлова Т.К., Смирнов И.И., Элерт Н.Н. география Ханты-Мансийского округа: Учебник для 8-9 кл. – М. : Экопрос, 2000
  2. География Ханты-Мансийского автономного округа, дидактический материал – Ханты-Мансийск.: ГУИПП «ПОЛИГРАФИСТ», 2002
  3. Электронный атлас «Люби и знай свой край родной», для средней школы
  4. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Югория»
  5. Н.М.Чернова Основы экологии М.; Просвещение, 1995
  6. Экология. Россия. М.; Просвещение 1995
  7. П. Акимушкин. Причуды природы М.; Юный натуралист 1992
  8. С.В. Рянжин. Экологический букварь- СПб 1994