Самообразование
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
учителя географии Желудковой Н.В
на 2017-2022учебный год
«Формирование экологической культуры обучающихся посредством эколого-краеведческой работы»
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
« К тому ,кто был глух к природе с детства ,кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного поэзии- просто человечность»
В. Сухомлинский
Данная тема « Формирование экологической культуры обучающихся» была актуальна задолго до нашего века. Еще вXVII Ян Амос Коменский обратил внимание на то, что природа развивается по определенным законам, а человек часть природы, поэтому должен подчиняться ее закономерностям. Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж.-Ж.Руссо, Г. Песталоцци.
Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К.Д. Ушинский. От горячо призывал расширить общение ребенка с природой.
Большое наследие в области воспитания школьников окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка.
Экологическая культура. Слово « культура» в « Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова определяется как совокупность производственных ,общественных и духовных достижений людей. « Экология» -это наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде.
Экологическая культура в соответствии с проектом федерального закона РФ « Об экологической культуре»,-это система социальных отношений и индивидуальных морально- этических норм,взглядов, установок и ценностей ,касающихся взаимоотношения человека и природы.
Сегодня в эпоху бурного развития цивилизации, проблема , связанная с загрязнением окружающей среды, самая волнующая.Не случайно этой проблеме в нашей был посвящен 2017год,который отмечался как,« Год экологии».Я прошла курсы повышения квалификации по теме « Преподавание географии в общеобразовательной школе с учетом региональной составляющей»,где мы рассматривали вопросы экологии, краеведения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. С 2015 года и по настоящее время , являюсь руководителем объединения « Юный эколог». Это и стало основополагающей идеей моей темы по самообразованию.
Федеральные государственные образовательные стандарты ( ФГОС) нового поколения предусматривают в числе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы формирование у обучающихся основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Цель:формирование экологической культуре- совокупности экологического сознания, экологического мировоззрения и экологической деятельности. А экологическая культура-это часть общей культуры личности.
Задачи
обучающие :
основными задачами экологического воспитания являются:
- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;
- формирование убеждения в необходимости решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира
- формирование знаний о единстве живой и неживой природы, взаимодействии природных объектов, общества и человека;
- воспитание ценностных ориентаций экологического характера, мотивов и потребностей экологически целесообразного поведения, стремления к активной природоохранной деятельности;
- развитие способностей анализа экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем,
-формирование стремления к личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Развивающие :
-развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные :
-воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относится к явлениям живой и неживой природы
Ожидаемые результаты:
- понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
- проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе)
Федеральные образовательные стандарты образования нормативно закрепляют деятельностный подход в системе школьного образования, провоцирующий на активную самостоятельную работу ученика.Работы детей имеют большую практическую значимость, так как результаты этих работ могут быть использованы на уроках и во внеклассной работе. В процессе работы выявляются таланты и способности детей, а в старших классах это помогает ребятам лучше познавать себя, свое место в жизни, а порой – и выбрать профессию. Результаты выполнения исследовательских работ, презентаций, отражают сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской, аналитической деятельности, творческой, проектной и интеллектуальной деятельности, а также навыков самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей.
В плане экологического воспитания (образования) проводятся следующие мероприятия:
1. В школе ведется факультатив « Юный эколог» для учащихся 5-7 классов
Урочная работа:
- подбор открыток, фотографий, изображающих редкие и исчезающие виды растений и животных родного края;
- изучаем ООПТ округа и своей местности;
- постановка проблемных вопросов;
- создание презентаций
- изучаем быт и духовную культуру коренных народов края
2. Ежегодно принимаем участие в городской игре по краеведению « Знай свой край!».
3. Участвуем в городской конференции по краеведению « Знать ,любить,беречь!»
4.Ежегодно принимаем участие в городской экологической игре «Мой дом-Югра» в рамках Международной экологической акции « Спасти и сохранить»
5.Оформляем стенды, проводим классные часы: « День образования ХМАО-Югры»,
« День Птиц»,« День экологических знаний», « День Земли», « День заповедников и национальных парков»
6. С 2015 года реализуем проект « Любимой школе- красивый двор» ,самостоятельно выращиваем рассаду цветов для озеленения пришкольного участка.
7.Принимаем участие в муниципальном этапе окружного экологического марафона
« Моя Югра-моя планета»
8. В 2017, 2018 учебных годах приняли участие в городской акции « Макулатура, сдавайся». Планируем ежегодное участие.
9.Посещение музейно-выставочного центра города Когалыма.
10..Экскурсии по памятным местам города Когалыма .
11.Приняли участие в квест-игре « Зеленая планета» в рамках межинтегративного погружения.
12. Посещаем библиотечные мероприятия экологической тематики.
13.Участвуем в субботниках по уборке пришкольной территории.
14.Ежегодная акция « Покормите птиц зимой»
15.Экологическая мастерская: изготовление скворечников; изготовление кормушек для птиц; изготовление поделок (поделки из бытового мусора) ненужных предметов быта.
16.В 2021-2022 учебном году приняли участие в благотворительно-экологической акции
« Добрые крышечки»
17. В 2022 учебном году участвовали в межинтегративном погружении « Экологическая культура» в рамках мероприятий Школьной Лиги РОСНАНО
План реализации
1 .Изучить литературу
- Бакланова С.Л. Методика обучения экологии [Электронный ресурс] : учебное пособие / Бакланова С.Л [науч. ред. М. И. Яськов] ; Алтайская гос. акад. образования. - Бийск : АГАО, 2015.
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников – М.: 2010
- Ердаков, Лев Николаевич. Непрерывное экологическое образование.Новосибирск : НГПУ, 2014.
- Вахрушев, А. А. Экологическое образование - гарантия будущего для человечества / А. А. Вахрушев // Начальная школа плюс до и после. - 2013. –
- Дзятковская, Е. Н. Проект государственного стандарта общего образования и новые возможности школьного экологического образования / Е. Н. Дзятковская // Биология в школе. - 2010. - № 1. - С. 47-51.
- Михайлова, Л. В. Экологическое воспитание школьников / Л. В. Михайлова // Физика - Первое сентября. - 2012. - № 5. - С. 15.
- Дунаева, Е. А. Подготовка учителей к преподаванию экологии в условиях внедрения ФГОС основного общего образования / Е. А. Дунаева // География в школе. - 2013. - № 8.
2. Учебная работа
- Использовать материал (экологический, краеведческий ) на уроках географии.
- Предложить учащимся разработку проектов, мини –проектов по экологической и краеведческой тематике.
3. Изучение опыта учителей –новаторов, методистов, передового опыта.
- Изучить опыт учителей новаторов из методических газет, журналов, образовательных сайтов Интернета
- Использовать материалы сайта « Сеть творческих учителей»
- Творческое сотрудничество с учителями биологии, географии, истории.