Участие в работе методических объединений, обмен опытом

Круглова Елена Николаевна

Участие в работе методических объединений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Социально-коммуникативное развитие и воспитание средствами музыкального искусства».

Цель: Применение практических приёмов музыкального искусства, используемого в театральной деятельности, как составляющая часть  социально-коммуникативной образовательной области,  с учетом ФГОС.

Атрибуты: театральные маски, детские музыкальные инструменты, ширма-домик.

Вводная часть.

Все мы знаем о принятии ФГОС и стараемся работать по ним, применяя новые  методики и способы реализации ФГОС в своей работе. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию своё видение того, как можно реализовать ФГОС на практике, как один из вариантов.

        Как нам известно, по новым государственным стандартам, ДОУ – это первая ступень образования, где мы не должны учить детей писать, читать и считать, но в наши обязанности входит воспитать в детях желание добывать знания самостоятельно через игровую деятельность, стараясь затронуть как можно больше образовательных областей. Что у детей дошкольного возраста вызывает больше всего интереса, и в какой игровой деятельности можно наиболее удачно сочетать всестороннее развитие ребенка? На мой взгляд, это театральная деятельность. Я имею ввиду не большие постановки сказок со сложными персонажами и многодневной подготовкой, разучиванием ролей и слов, а небольшие, импровизированные постановки по мотивам знакомым всем детских сказок (в основном, русских народных), которые не требуют предварительной работы, или собственные импровизации. Такая деятельность даёт детям широкое поле для самостоятельной творческой активности, развивая их социально-коммуникативные качества, музыкальность и любое из направлений образовательных областей или даже все сразу, что и требует от нас ФГОС. Практически любую сказку можно интерпретировать в нужном направлении социально-коммуникативной области, смотря, какая преследуется цель.

Например, в сказке «Теремок» можно сделать акцент на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Для понимания значения труда, взаимовыручки можно взять сказку «Крылатый, мохнатый да масленый». Используя сюжет этой сказки, детям, в легкой и непосредственной форме можно развивать такие навыки трудового воспитания, как навыки самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Для формирования основ безопасности, первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности. Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям, можно использовать сюжеты таких сказок, как: «Пузырь, соломинка и лапоть», «Кот, петух и лиса», а так же сделать акцент на безопасность в сказке «Теремок».

Для развития чувства патриотизма, можно обратить внимание детей на выбор сказок - русских народных, либо сказок русских писателей, на красоту родной природы.

Сейчас, в связи с сокращением штата, музыкальные занятия не проводятся в младших группах, а воспитателям, не имея музыкального образования, очень сложно развивать детей в этом направлении. Но я знаю, что в каждой группе есть небольшие музыкальные уголки, в которых имеются детские музыкальные инструменты, маски к сказкам, игрушки для пальчиковых и кукольных театров. Я бы хотела сейчас вам показать, как можно, не затрачивая больших усилий, проводить музыкальные занятия с использованием театральной деятельности педагогам, не имеющим музыкального образования и без присутствия музыкального руководителя, на примере русской народной сказки «Теремок». А вас я приглашаю  в роли детей 3-5 лет.

Практическая часть.

Во-первых, детей нужно познакомить с произведением, которое будет обыгрываться. Для этого на предыдущем занятии или непосредственно перед постановкой можно прочитать сказку или рассказать, или же придумать сюжет самостоятельно. Мультфильмы, на знакомство с произведением, лучше не смотреть, так как дети, скорее всего начнут копировать персонажей с увиденного мультфильма, что ограничит их собственное воображение. После проведения занятия, в свободное время, можно посмотреть мультфильм или спектакль обыгранной сказки, чтобы обогатить впечатление, увидеть новые средства выражения и использовать их в следующих постановках.

        Во-вторых, нужно предложить детям выбрать себе персонажа. Здесь можно отметить активность детей и способствовать развитию активности более застенчивых, приобщая их к социализации. Так как, в процессе игры, ребенок раскрепощается, хоть на него и смотрят другие дети, это еще более усиливает эффект социализации. Тут главное, дать детям полное право самовыражения и не критиковать их выбор, а при сильных затруднениях только слегка подсказывать, давая ребенку самому прийти к окончательному решению. После выбора персонажа нужно с героем и остальными детьми окрасить его присущими ему характеристиками. Например, Петя выбрал медведя. Какой он, медведь? Сначала просим описать медведя ребенка, выбравшего данный персонаж, любыми доступными ему способами (словом, мимикой, движениями, просто звуками), а потом уже можно спросить остальных детей, что бы они хотели добавить. Для большего интереса можно использовать маски. Чтобы затронуть музыкальное воспитание, я предлагаю так же использовать музыкальные инструменты. То есть, после выбора персонажа, определения его характера, можно предложить ребенку на выбор музыкальный инструмент, который, по его мнению, более всего подходит по звучанию к данному персонажу, заранее разложив их на столике и лишь слегка направляя их выбор. Остальные дети так же могут принимать в этом участие своими подсказками. Так же надо объяснить, что во время исполнения  роли, в определенный момент, когда речь пойдет о данном персонаже, нужно играть на выбранном инструменте.

И так, начинаем сказку.

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок не высок, не высок.

Как по полю, полю мышка бежит,

У дверей остановилась и пищит:

— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!

— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!

 (В это время ребенок играет на выбранном музыкальном инструменте)

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Кто в тереме живет?

Никого в тереме нет, никто мышке не отвечает. Залезла мышка в теремок, стала жить-поживать — песни распевать: (Можно предложить ребенку спеть под собственное сопровождение)

— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!

— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок не высок, не высок.

Уж как по полю, полю лягушка бежит,

У дверей остановилась и кричит:

— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!

— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Кто в тереме живет?

— Я мышка-норушка! (игра на инструменте) А ты кто?

— Я лягушка-квакушка! (игра на инструменте)

— Иди ко мне жить!

Прыгнула лягушка в теремок. Стали они с мышкой вдвоем жить-поживать – песни распевать. (У более старших детей можно спросить, сколько зверушек стало жить в теремке)

— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!

— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок не высок, не высок.

Как по полю, полю зайка бежит,

У дверей остановился и кричит:

— Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!

— Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!

Кто, в теремочке живет?

Кто, в невысоком живет?

Кто в тереме живет?

— Я мышка-норушка!

— Я лягушка-квакушка! А ты кто?

— А я зайка-побегайка!

— Иди к нам жить!

— Хорошо, приду.

Прыгнул заяц в теремок. Стали они втроем жить-поживать — песни распевать:

— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!

— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!

— Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Уж как по полю, полю лисичка бежит,

У дверей остановилась и кричит:

— Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!

— Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Кто в тереме живет?

— Я мышка-норушка!

— Я лягушка-квакушка!

— Я зайка-побегайка! А ты кто?

— А я лисичка сестричка.

— Иди к нам жить!

Забралась лиса в теремок. Стали они теперь четверо жить-поживать — песни распевать:

— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!

— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!

— Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!

— Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Как по полю, полю серый волк бежит,

У дверей остановился и кричит:

— Уу! Уу! Уу! Уу! Уу! Уу!

— Уу! Уу! Уу! Уу! Уу! Уу!

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Кто в тереме живет?

— Я мышка-норушка!

— Я лягушка-квакушка!

— Я зайка-побегайка!

— Я лисичка сестричка. А ты кто?

— А я волчок - серый бочок!

— Иди к нам жить!

Залез волк в терем. Стали они все вместе впятером жить-поживать — песни распевать:

— Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!

— Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!

— Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!

— Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!

— Уу! Уу! Уу! Уу! Уу! Уу!

Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Как по полю, полю медведь бредет,

У дверей остановился и ревет:

— Уф! Уф! Уф! Уф! Уф! Уф!

— Уф! Уф! Уф! Уф! Уф! Уф!

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Кто в тереме живет?

— Я мышка-норушка!

— Я лягушка-квакушка!

— Я зайка-побегайка!

— Я лисичка сестричка.

— Я волчок – серый бочок! А ты кто?

— А я медведь косолапый! Пустите меня к себе.

А звери ему отвечают:

— Так ты же наш теремок сломаешь. Давай мы сами к тебе выйдем и поиграем.

Вышли все звери на полянку и стали играть на своих инструментах. Целый оркестр получился!

(В заключительной части можно поставить музыкальное сопровождение, используя магнитофон и диски с детской музыкой)



Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Музыка в период адаптации детей раннего возраста в детском саду».

2. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. Необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение, что обеспечит оптимальное течение адаптации. Дети с разным типом нервной деятельности адаптируются к условиям детского сада по-разному. У одних детей адаптация проходит в легкой степени, другие дети переносят кризис тяжёлой адаптации, которая приводит к длительным и тяжелым заболеваниям

3. Исследования многих психологов и педагогов доказывают, что музыка оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей, влияет на состояние нервной системы... Одной из важных форм, способствующих благоприятной адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения, является воздействие средствами музыки и музыкальной игры.

 4. Наиболее эффективными являются музыкальные игры на тактильные ощущения, например: «Мягкие ладошки»; «Обними свою игрушку» (музыкальный руководитель или воспитатель поет песню и вместе с детьми выполняет движения). Благоприятное воздействие на малыша оказывают и народные песни (лирические и плясовые). Они выразительны, доступны для восприятия, а тексты их несут положительную информацию об окружающем мире. Одни из наиболее сильных и эмоциональных песен – это колыбельные песни. Колыбельные песни перед дневным сном, способствуют расслаблению организма ребенка. Например: «Колыбельная» А.Гречанинова; «Нянина сказка» П.Чайковского и другие. Положительную – эмоциональную реакцию  детям доставляют музыкальные игры - танцы. До ребенка важно донести, что играть друг с другом, гораздо интереснее, чем одному. Особый интерес вызывают танцы с атрибутами: погремушками, игрушками и т.д.

5. Как  мы учим малыша подпевать?

  • Разучиваем песни «с голоса». Чередуем пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения.
  •  Используем детские музыкальные инструменты. Дети любят слушать и узнавать знакомые мелодии в новом звучании.
  • Стараемся не искажать мелодию.
  • Поем негромко.
  • Избегаем преувеличенной артикуляции. Иначе, малыш, подражая,  будет гримасничать и кривляться.
  • Стараемся подчеркнуть интонацией содержание песни. Колыбельные поем спокойно, ласково, тихо; веселые песни – оживленно.

Всегда нужно помнить: маленький ребенок начинает присоединяться к пению взрослого в моменты, удобные для него в речевом плане, поэтому так важно, чтобы в тексте песни были простые, легко произносимые и неоднократно повторяемые слова.

         Малыш очень мал, еще не говорит, но слышит, как для него поют. Ему это нравится, и вот его первый отклик, его первое участие в пении: это подговаривание «Да», – то, что, собственно, ему по силам. Вслед за подговариванием идут звукоподражания. В текстах песен о кошке, собачке и т.д. есть слова, воспроизводящие звуки животных: ав, мяу и т.д. Такие песни малыши любят, и вместе со взрослым охотно звукоподражают в нужном месте текста. Вот еще один шажок к совместному участию в пении. Существует много песенок, в которых есть слоговое пение: «ля-ля», «баю- баю» Первое время ребенок вместе  поет «ля-ля», затем, если захочет, «поет» «ля-ля» один.

7. Музыка способствует созданию благоприятного эмоционального фона, совершенствованию восприятия, снятию мышечного напряжения, развитию мелкой моторики, обеспечивает более легкую адаптацию к новой среде. Основная цель - через музыку помочь ребенку преодолеть барьеры в общении, лучше понимать себя и других, создать благоприятную среду для возможности самовыражения.

 

Воспитателям можно порекомендовать использовать в режимных моментах следующий примерный перечень музыкальных произведений:

Утренние часы   приема детей 

 «Улыбка» (В. Шаинский — М. Пляцковский);

«Настоящий друг» (Б. Савельев — М. Пляцковский);

«Ничего на свете лучше нету» (Г. Гладков — Ю. Энтин);

«Голубой вагон» (В. Шаинский — Э. Успенский).

Утренняя зарядка 

«Песенка про зарядку» (Г. Гладков — Г. Остер);

«В траве сидел кузнечик» (В. Шаинский — Н. Носик);

«Вместе весело шагать» (В. Шаинский — М. Матусовский);

«Пластилиновая ворона» (В. Шаинский — Э. Успенский).

Одевание на прогулку

«Облака» (В. Шаинский — С. Козлов);

«Какой чудесный день» (А. Флярковский — Е. Карганова);

«Неприятность эту мы переживем» (Б. Савельев — А. Хаит);

«Непогода» (Н. Лев — М. Дунаевский).

Тихий час 

«Колыбельная» (В. А. Моцарт);

«Колыбельная Умки» (А. Флярковский — С. Свириденко);

«Крошка Вилли-Винки» (М. Карминский — И. Токмакова);

«Колыбельная Светланы» (Т. Хренников — А. Гладков);

«Перепелка» (И. Черницкая — Н. Сушева).

Игровая деятельность

«Песенка Чебурашки» (В. Шаинский — Э. Успенский);

 «Подарки» (В. Шаинский — М. Пляцковский);

«Буратино» (Е. Крылатов — Ю. Энтин);

«В мире много сказок» (В. Шаинский — Ю. Энтин).

Образовательная деятельность

по изобразительной деятельности «Шелковая кисточка» (Ю. Чичков — М. Пляцковский);

П. И. Чайковский. «Итальянская песенка»;

В. А. Моцарт. Симфония № 40 (1 часть, отрывок).



Предварительный просмотр:

Открытое занятие

Возрастная группа: младшая группа

Тема: «Весенняя песенка»

Цель: развитие музыкальности детей.

Задачи: прививать любовь и интерес к природе, животному миру, находить красоту в природных явлениях и связывать их с музыкой, развивать звуковысотный слух, чувство ритма, вызывать положительные эмоции от занятий музыкой.

Используемый материал: детские шумовые инструменты: ложки, треугольники, бубны, барабаны; мягкие игрушки: собачка, кошка; музыкальный центр, проектор, зонтик, ободок с заячьими ушами.

Ход занятия.

Под веселую музыку дети входят в зал и встают в круг. Их встречает педагог в светлой весенней одежде – Весна.

Весна: Здравствуйте, ребята. А вот и я, наконец, к вам пришла. Я – Весна. Вы рады весне? (ответы детей).

Все, после долгой холодной зимы рады приходу весны: и природа, и животные и птицы. Вот и мои друзья – собачка и котенок увязались за мной и хотят с вами поздороваться. Как общаются собаки? Собачка очень веселая и поет короткими звонкими звуками: Гав-гав-гав! (поем вместе с детьми). А кошечка нежная и ласковая, она любит нежиться на весеннем солнышке и поет протяжно и высоко: Мяу-мяу-мяу. (пропеваем с детьми).

Так же весне очень рады все птицы: и большие и маленькие. Воробушки начинают звонко и весело чирикать, а перелетные птицы, которые улетали на зиму в теплые края с приходом весны прилетают обратно и начинают вить гнезда. Давайте мы свами представим, что мы стали большими перелетными птицами и летим домой высоко в небе, с окончанием музыки садимся на стульчики. («Полет птиц»). А теперь как летают и радуются воробушки. («Воробушки»).

Солнышко веной пригревает, начинает таять снег и на крышах домов появляются блестящие сосульки, с которых капает вода. Я знаю весеннюю песенку, которая называется «Кап-кап». Хотите послушать? (Ответы детей). Тогда сидим тихонько, никого не отвлекаем и внимательно слушаем мою песню и представляем себе то, о чем я буду петь. («Кап-кап»). Ребята, что вы представляли себе во время прослушивания песни? (Ответы детей). А вот что представила я, внимание на экран. (Проектор). Под эту песенку можно еще играть на инструментах. Есть такой интересный инструмент – треугольник. Послушайте, как он звучит. Что бы играть на этом инструменте, его нужно держать левой рукой только за ленточку и ударять по нему палочкой. (Дать всем попробовать поиграть). А теперь давайте поиграем вместе с музыкой. Вступление и проигрыш играют треугольники, а куплеты - ложки. (собрать инструменты).

Ребята, хотите спеть эту песенку? (Ответы детей). Тогда давайте разучим её. Когда слова соединяются с мелодией, получается песня. (Разучивание песни).

Ой, а вот и зайка прискакала, хочет с нами поиграть, в хороводе поплясать. Выходите, беритесь за руки, вставайте в хоровод, споем «Мы на луг ходили» («Мы на луг ходили»).

А теперь веселая игра «Солнышко и дождик»! Под веселую музыку светит солнышко, и мы гуляем, танцуем, а под спокойную музыку прячемся под зонтик, потому что дождик собирается.

Игра «Солнышко и дождик»

Вот и подошла пора прощаться. Что интересного вы сегодня узнали? Что вам понравилось делать? А когда песенка получается? (Ответы детей). Всем спасибо, до свидания. (Дети выходят из зала под музыку).