Развитие творческих способностей

Сидельникова Анна Викторовна

Полезный материал по теме

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ДЕТСКИЙ САНАТОРИЙ №42

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Согласовано                                                                                                 « Утверждаю»

Ст. воспитатель                      Башилова Н.А.                                           Главный врач                     С.М. Гаджиева                                                                     https://w-dog.ru/wallpapers/8/8/421263572474057/fotoramka-deti-pozdravleniya-druzya-dusha.jpg

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА:

«Вундеркиндики»

                               по развитию детского творчества:

                   рисование, лепка, аппликация, конструирование

                             в соответствии с требованиями ФГТО

(младшая группа)

                                                                               Разработана:

                                                                              Сидельниковой А.В.

Москва - 2017-18 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Принципы программы
  2. Цель программы
  3. Задачи программы

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Возрастная группа детей
  2. Методы, используемые в работе
  3. Формы проведения образовательной непосредственной деятельности

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
  2. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В данной программе представлена система работы по творческому  обучению и развитию детей младшего дошкольного возраста с использованием современных методик и технологий, опробованная в многолетней работе с детьми данной возрастной категории.

Основной целью современной системы образования является гармоничное воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество» - развитие детского творчества, составляющая часть которого занятия по изобразительной деятельности (рисованию), лепке, аппликации, конструированию.

Изобразительная деятельность является основной частью всей воспитательно-образовательной работы учреждения и направлена на взаимосвязь со всеми направлениями, будет успешной, при условии, если творчество приносит детям удовлетворение и радость.

Для успешного развития изобразительной деятельности, приносящей детям чувство удовлетворения, вызывающей желание рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, необходимо целенаправленное педагогическое руководство, включающее в себя ежедневную работу в свободной деятельности по этим направлениям, чтобы помочь ребенку отработать навыки, полученные на занятии. Также для вовлечения и заинтересованности детей подобраны интересные и доступные темы занятий; формирование навыков и умений; развитие эстетического восприятия, образных представлений, воображения, мышления, художественно-творческих способностей, речь, расширение словарного запаса; расширяется сенсомоторный опыт детей младшего возраста.

В младшем возрасте у детей начинает развиваться воображение. С одной стороны этому способствует изобразительная деятельность, а с другой стороны, развивающее воображение ведет к обогащению образов, создаваемых детьми в рисунках, лепке, аппликации и конструировании.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления, творческой активности.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса развивающей деятельности. Занятия по программе: «Вундеркиндики» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. В силу индивидуальных способностей и особенностей детей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях и в свободной деятельности даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.

Данная программа «Вундеркиндики» составлена на основе авторской программы И.А.Лыковой ее опыт работы в данном направлении. Все занятия опробированы в многолетней и повседневной работе с детьми дошкольного возраста.

1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ «ВУНДЕРКИНДИКИ»

Программа «Вундеркиндики» включает в себя следующие принципы:

  • единство обучающих, развивающих, и воспитательных задач;
  • деятельный подход к реализации содержания программы;
  • интеграция совместной деятельности педагога и ребенка и его самостоятельная деятельность;
  • психологическая комфортность – создание благоприятных условий для продуктивной деятельности, стимулирующей проникновение и интеграцию познавательной и творческой активности детей младшего возраста;
  • креативный подход – воспитание у детей способности, потребности и умения работать самостоятельно, а также принимать решения, делать выбор.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основная ЦЕЛЬ программы «Вундеркиндики» по изобразительной деятельности детей младшего возраста – всестороннее развитие творческих способностей. Формирование устойчивого интереса и эмоционально-положительных эмоций к новым видам деятельности: рисовать, лепить, конструировать, вырезать, наклеивать – творить, создавать шедевры.

3. ЗАДАЧИ:

  • формирование умения рассматривать и обследовать предметы, зрительно, а также с помощью рук, обоняния. Для обобщения и уточнения восприятия особенностей формы, размера, цвета, фактуры.
  • Развитие и утончение моторики рук, пальцев у каждого ребенка соединяя с работой интеллекта.
  • Развивать способность эстетического восприятия культурной среды, поэтический и музыкальный слух, чувство ритма, формы.
  • Знакомство детей с народным творчеством: дымковской, филимоновской, семеновской и богородской игрушкой.
  • Обогащение и уточнение зрительных впечатлений с помощью наблюдений в природе: «Тучка обиделась», «Разноцветный листопад», «Дождик проказник».
  • Научить правильно, держать карандаши, кисти, фломастеры, ножницы.
  • Вызывать интерес к совместной деятельности с педагогом и другими детьми посредством дидактических игр: «Я нарисую, а ты отгадай», а также в сотворчестве при создании коллективных творческих работ.
  • Интеграция разных видов и средств изобразительной деятельности и их сочетаниях между собой.
  • Создавать условия для самостоятельной творческой деятельности, побуждать детей выбирать способы и технические приемы.

В разных видах деятельности решаю конкретные задачи, основанные на индивидуальных психологических, физических, умственных способностях ребенка данной возрастной категории.

На занятиях рисования – прежде всего, знакомлю со средствами рисования, карандашами, мелками, фломастерами, акварельными и гуашевыми красками, а также мылом, зубной пастой (для создания зимних пейзажей). Развиваю восприятие детей, формирую представление о средствах творческой деятельности, эмоциональный всплеск.

  • Продолжаю учить рисовать карандашами, мелками, красками, закрепляя навык правильного удержания карандашей и кисти;
  • Продолжаю учить проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые и зигзагообразные), замыкать их в формы (округлые, прямоугольные, квадратные, овальные), создавая выразительные образы.
  • Продолжать знакомить детей работе с красками и формирование навыка рисования кистью (тонкой и толстой, аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, проводить линии: короткие-длинные, толстые-тонкие, вертикальные и горизонтальные); рисовать и закрашивать замкнутые формы, создавать одно, двух или многоцветные образы.
  • Переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному творчеству.

В аппликации знакомить детей со свойствами бумаги: сминается, рвется, наклеивается, намокает, бумага бывает толстой и тонкой, легкая, цветная, гладкая, шершавая. Бумага является художественным материалом, создавать условия для экспериментальной работы, осваивая в своем опыте свойства бумаги, на этой основе учить детей:

  • бережному и рациональному использованию бумаги, так как производят ее из дерева, а деревьев становится все меньше и меньше, экологическая обстановка становится хуже;
  • создавать из кусочков рваной и скомканной мягкой бумаги (салфеток) выразительные образы: «Одуванчики», «Ветка мимозы», «Деревья», «Тучка-сердючка», «Осеннее дерево»;
  • раскладывать и приклеивать вырезанные воспитателем бумажные формы, создавая при этом выразительные образы: «Бусы для мамы», «Укрась варежку (шапочку)»;
  •  знакомить с ножницами, как художественным инструментом.

В лепке – познакомить детей с материалом, из которых можно лепить: пластилин, соленое тесто и сдобное тесто, глина, жевательная резинка, кинетический песок, влажный песок, мокрая бумага, бумажная масса для папье-маше, познакомить с их свойствами: пластичность, вес, цельность массы и объемность, изделие высыхает, радует глаза, поделку можно раскрасить, украсить бусинками, бисером, нитками, можно расписать красками и тд. Возможности такого воздействия на материалы учат детей:

  • фантазировать, экспериментировать;
  • синхронизировать работу обеих рук, координировать работу глаз, что плодотворно влияет на развитие межполушарных связей;
  • создавать простейшие формы (шар и цилиндр), умение их изменять, модернизировать и обогащать деталями, видоизменять (шар – сплющивать, цилиндр – смыкать в колбаску): «Разноцветные мячики», «Улиточка», «Красивый браслет»;
  • учить лепить кончиками пальцев – соединять детали, не прижимая, а тщательно примазывая, их друг к другу; защипывать край формы или оттягивать небольшое количество пластического материала для формирования деталей (клювик, хвостик, ушки, крылышки);
  • создавать оригинальные образы из 2-3 и более деталей, передавая пропорции и взаимное размещение частей, правильно соединяя и аккуратно скрепляя детали.

II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА ДЕТЕЙ

Программа рассчитана для детей 3-4 лет, но учитывая индивидуальные психологические, умственные, физические особенности детей может проводиться как с детьми 2-3 лет, так и с детьми более старшего дошкольного и младшего школьного возраста, не имеющих практических навыков в творческой деятельности.

Материалы данной программы были опробированы на занятиях художественного цикла в детском саду компенсирующего вида (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата) №1738, ГБОУ Центр развития ребенка Детский сад №2662 (в течение 4 лет: младшая (3-4 года), средняя (4-5лет), старшая (5-6 лет), подготовительная к школе группа (6-7 лет), ГБОУ СОШ №138 (подготовительные к школе курсы), Центр социальной помощи семье и детям «Благополучие», Семейный клуб «Лелека», ГБУ спортивно-досуговый центр «Фартуна», Детский санаторий №42.

2. Методы, используемые в работе

Методы работы по нертадиционным техникам в изобразительной  деятельности с применением нетрадиционных материалов способствует развитию у ребёнка:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • внимания и усидчивости;
  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • кроме того, в процессе этой деятельности у детей формируются навыки контроля и самоконтроля.

   Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание.
   Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание ребенка, побуждать его к деятельности при помощи дополнительных стимулов хвалить и поощрять Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкальное сопровождение т.д.

   Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приемы изображения.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля, срез яблока
  • рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  • тычок жесткой полусухой кистью.
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные веревочки.

В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

   Каждая из этих техник - это маленькая игра. Использование игр в любой деятельности позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

3. Формы проведения образовательной непосредственной деятельности с детьми

В настоящее время, педагоги, работающие с детьми младшего дошкольного возраста по развитию  творческих способностей, используют огромное количество всевозможных технологий, а также всевозможные средства рисования.

Кляксография.

Учить детей делать кляксы (черные и разноцветные) научить ребенка видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение, их можно задавать на прогулке во время наблюдения за облаками. Следующий этап - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги.

 Формат бумаги полезно менять. Длинная полоска поможет рисовать вдвоем, и даже целой группой, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом.


Тычок  жесткой полусухой кистью. 

 Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
                                                                                

Рисование пальчиками, ладошкой

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: емкость с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
 
Рисование с секретом.

Берется лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий и тд.

«Я начну, а ты закончи…»

Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок - и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.

Рисование самого себя или рисование с натуры любимых игрушек.

Рисование с натуры развивает наблюдательность, умение уже не творить, а изображать по правилам, т.е. нарисовать так, чтобы было похоже на оригинал и пропорциями, и формами, и цветом.

«Портрет мамы»

«Портрет папы»

«Моя любимая игрушка»

                                                                                       

Скатывание бумаги, скручивание, сминание. 
  

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Свернутая бумага позволяет сделать несколько ровных завитков, для дальнейшего дорисовывания, использовать для украшения элементов народной игрушки «Дымковская», «Хохлома», «Гжель», и другие.
                                                                                                                         

Восковые мелки + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

 Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
                                                                                     

Свеча+акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Закрашивается фон акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Точечный рисунок.
Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками с помощью ватных палочек. Метод «Пуантолизма»

                                                       

Набрызг.
   

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

Способ получения изображения: с помощью кисти, зубной щетки и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
                                                                                       

Отпечатки листьев, срезов овощей и фруктов.
  

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев, овощи, фрукты (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева, срез овощей и фруктов красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Черешки у листьев можно дорисовать кистью, карандашами, фломастерами.
  


Поролоновые рисунки.
Обмакнуть в краску несколько заготовленных: форм, валиков  методом штампов, примакивания рисовать треугольники,  кружки, квадраты и другие всевозможные формы.

                                                                                                                              Рисование мелками.

Дети любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь.                                                             
                                                                                                                                                                                                                                                                            
Разрисовка   маленьких камешков, коры дерева, бересты.

Чаще всего занятия проводятся с детьми плоскости, на бумаге, реже на асфальте, камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки и кора различных деревьев. Галька гладкая, имеет различную форму.                                                                                                                                      

 Рисование на мокрой бумаге.

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге, когда нужна неясность, расплывчатость, например, если изобразить следующие темы: «Аквариум», «Морское дно»,  "Город в тумане", «Скатерть», «Тарелочка», "Мне приснились сны", "Прогулка под дождем" и т.д. Необходимо научить ребенка сделать бумагу немного влажной. Если будет излишне мокрой - рисунка может не получиться, растечется.                                                                                                                   

Объемная аппликация.
Дети любят заниматься аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать, получая от самого процесса массу удовольствия. И нужно создавать им все условия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. «Деревья», «Огород»,  «Черепашка», «Божья коровка»  и др.                      

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Вид деятельности

Название занятия

Програмное содержание

1.

Лепка предметня

«Красивые бусы для мамы»

Лепка округлых предметов смешанных цветов. Синхронизация работы обеих рук: раскатывание формы круговыми движениями ладоней. Развитие кистей рук.

2

Рисование предметное

«Разноцветные мячики большие и маленькие»

Рисование круглых предметов: создание контурных рисунков, замыкание линий в кольцо и раскрашивание готовых форм.

3.

Аппликация

«Бусы рассыпались»

Продолжать рисовать предметы круглой формы, создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо, раскрашивание. Дополнение изображения приклеивание ниточки

4.

Апликация с элементами рисования

«Есть у нас огород…»

Учить рисовать фон закрашивая лист 2 цветами. Учить рисовать длинные-короткие, светлые-темные прямые линии (трава). Учить сминать бумагу (земля), разрезать бумагу сложенную пополам (огород), приклеивать «хвостик» овощам

5.

Рисование с элементами аппликации

«Осеннее дерево»

Продолжать учить рисовать акварельными красками фон 2 цветами, рисование ствола дерева методом «раздувание кляксы», разрывание цветной бумаги на мелкие части, приклеивание их, рисование восковыми карандашами круглой формы смыкая концы, пририсовывая длинные-короткие линии, светлые-темные (трава, лучи солнца)

Рисование с элементами аппликации и лепки

«Раз рука, два рука, лепим мы снеговика»

Продолжать учить рисовать акварельными красками фона, рисовать округлые формы разных размеров, прямые линии (снежинки) восковым карандашом, скатывать шарики и приплюскивать его, приклеивать декоративные элементы из бумаги: шарф, шапку, дорисовывать мелкие элементы

7.

Рисование с элементами аппликации

«Пингвины на льдине»

Продолжать учить рисовать акварельными красками и восковыми карандашами, сминать и обрывать бумагу, складывать бумагу в технике «Оригами»

8.

Рисование с элементами аппликации, лепки

«Три медведя»

Продолжать учить рисовать акварельными красками и восковыми карандашами, скатывать пластилин: в мелкие шарики, одинакового размера, длинные цилиндрические формы, приклеивать

9.

Рисование с элементами аппликации

«Курочка- пеструшка с цеплятами»

Продолжать учить рисовать акварельными красками и восковыми карандашами, раскрашивать форму курицы карандашами в таком количестве, как можно больше должно поместиться в кулаке,

перышки рисуя толстой кистью по окрашенному фону методом «примакивания» Цыплята, выполнены из комков ваты, усаживаются в скорлупу яйца, приклеиваются: клювик, гребешок, лапки

10.

Рисование пластилином

«Тарелка с яблоками»

«Новогодняя игрушка»

«Машина»

«Неваляшка»

«Ваза с цветами»

Учить сминать и размягчать пластилин, отделять часть от целого, наносить тонким слоем и размазывать по поверхности, учить смешивать контрастные цвета пластилина

11.

Рисование с элементами аппликации

«Барыня»

«Дымковский конь»

«Три медведя.

Тарелка и ложка на столе накрытого красивой скатертью»

Знакомство с игрушками: филимоновской, дымковской, семеновской, богородской, а также рассматривание деревянных ложек – хохлома. Оформление силуэтов фигурок освоенными декоративными элементами. Проведение тонких длинных линий. Создание узоров из прямых и волнистых линий, украшение разноцветных горошин ватными палочками «метод пуантолизма» близко к друг другу. Привитие интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Развитие художественного вкуса.

12.

Рисование с элементами аппликации, лепки

«Мимозы»

«Веточки вербы»

«Пасха. Кулич с крашенками (писанками)»

Учить рисовать акварельными красками, восковыми карандашами, украшая смятыми комочками из салфеток, комочки ваты, окрашенные красками. Знакомство с православными традициями, совершенствование техник народной росписи: дымка, городец, хохлома, гжель и др. умение составлять узоры, отрабатывать навык украшения форм. Привитие интереса и любви к народным промыслами

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».Новые подходы в условиях введения ФГОС ДО. Лыкова И.А.
  2. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыкова И.А.
  3. «Изобразительная деятельность в детском саду, младшая группа» Лыкова И.А.
  4. «Изобразительная деятельность в детском саду, средняя группа» Лыкова И.А.
  5. «Изобразительная деятельность в детском саду, старшая группа» Лыкова И.А.
  6. «Изобразительная деятельность в детском саду, подготовительная группа» Лыкова И.А.
  7. «Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия» Лыкова И.А.
  8. М.Г.Дрезнина «Навстречу друг другу»
  9. Программа совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей, ст.дошкольного возраста,Линка-Пресс, Москва,2007.
  10. 7.Г.Н.Давыдова «Детский дизайн -2»,Москва 20011
  11. 8.Т.В.Королева «Рисование на асфальте с детьми 4-7 лет»,Творческий центр Сфера, Москва,2013.