Театрализованная деятельность

Сидельникова Анна Викторовна

Полезная информация по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Театральный кружок программа94.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                        Утверждаю

Директор ГБУ ЦСПС и Д

                                                                                               «Благополучие»

______________________Г.Д.Клейменов

«        »_______________________2012 г.

ОТДЕЛЕНИЕ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА

НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

                               

                             

                                                     

         

          Разработала:  Специалист          по   соц.      работе

                                                                           Сидельникова А.В.

Москва – 2012 г.

Целью образовательной программы «Затейники» является создание воспитательно-образовательной системы, ориентированной на личность каждого ребенка, его развитие, самореализацию, а также условий для совершенствования содержания образования, поиска и внедрения новейших педагогических технологий.

 Формирование нравственных начал происходит через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это в свою очередь способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию. Все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.

Театр - вечное, неувядающее искусство. И ему предстоит сыграть ведущую роль в культурном строительстве нового тысячелетия. Объединение людей разных культур и национальностей, выработка универсальных языков и единых ценностей - вот та задача, которая стоит перед человечеством. И Театр поможет человечеству выполнить эти задачи.

Театр – искусство коллективное, здесь от успеха каждого зависит успех общего дела. Данная программа позволяет объединить учащихся в процессе коллективной творческой деятельности, направленной  к достижению единой цели, воспитывать у ребят ответственность за порученный участок работы, и, что очень важно, дает возможность обучения на конкретных делах, дает зримой, общественно значимый результат. При этом дети получают навык коллективного труда, решения как организационных, технических, так и творческих, художественных задач, что пригодится  в дальнейшем в любой сфере деятельности.

            В современном обществе проблемы разобщенности, индивидуализма не позволяют подросткам сформировать необходимый положительный опыт конструктивного общения как со сверстниками, так и со взрослыми. Это часто ведет к конфликтам с последующей деформацией личности. Коллективная творческая деятельность создает необходимые условия для социокультурной адаптации личности, что является первым и важным шагом на пути ее самоопределения и дальнейшей самореализации.

Данная рабочая программа знакомит с элементами актерского мастерства по системе Станиславского и возможностью использования их в повседневной жизни для реализации творческого потенциала.  Именно в школе происходит становление личностного самосознания учащегося, формируется культура чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности.

Иными словами, театральная деятельность - путь ребёнка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа. Без этого развитие учащегося однобоко.

Данная программа, именно в нашем Центре, позволяет уйти от узкой специализации и дать детям право широкого выбора для самоопределения в будущем, помочь ребёнку стать гармонически развитой личностью.

Число участников группы 10-15 человек. Группа занимается по 30 минут, один раз в неделю. Занятия могут проводиться со всем составом, с подгруппой и индивидуально. Сюда включаются экскурсии, коллективное посещение театра.

Программа разделена на отдельные тематические разделы, но в связи со спецификой занятий в детском объединении, границы их несколько сглаживаются: на одном занятии могут изучаться темы из разных разделов.

Ход занятий предусматривает чередование различных обучающих приемов: беседы, упражнения, игры-этюды, прослушивание звукозаписей, просмотр видео материалов, коллективное посещение театра.

ЦЕЛЬ: Воспитание целостной личности ребенка, способной творчески мыслить и индивидуально развиваться.

ЗАДАЧИ:

Социализации:

  • развитие общей культуры детей и их творческого потенциала;
  • развитие и овладение навыками межличностного общения и  сотрудничества;                                                                                               развитие самоуважения и взаимоуважения детей;
  • повышение уровня учебной мотивации;
  • пробуждение потребности в самосовершенствовании;
  • развитие основных высших психических функций: внимания,   памяти, мышления,     воображения;                                                                             
  • воспитание самостоятельности и ответственности;
  • развитие самоконтроля

Эмоционально-личностная  сфера

  • коррекция страхов;  учение  навыкам внутреннего раскрепощения;                   
  • развитие самопознания и овладение навыками саморегуляции;                           
  • развитие воображения.

Ожидаемый конечный результат – участники театрального кружка чувствуют себя расковано, свободно. Грамотно применяют знания основ техники речи, этапов работы чтеца над произведением. Умеют анализировать произведения, владеют основами актерского мастерства, элементами актерской выразительности, ориентируются в этических вопросах, стремятся к знаниям и красоте, умеют ценить труд в коллективе.

Главным критерием в оценке деятельности участника театрального кружка является его творческое проявление в процессе воплощения на сцене конкретного задания: исполнение литературного произведения, участие в литературно-поэтической композиции, театральной постановке, или выступление в качестве ведущего концертной программы. Своеобразной формой контроля является участие в различных конкурсах. Высшая оценка для участника – получение призового места.

 

 

п/п

Название темы

Кол-во

часов

1

История театра

8

2

Театральная игра

8

3

Сценическая речь

8

4

Актерское мастерство

8

5

Основы театральной культуры

4

6

Работа над спектаклем

36

 

                                                      Итого:

72

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. История про театр

 

Теория. 1. Языки и материалы различных видов искусства.

2. Время в искусстве и искусство во времени (Символ времени, Модели времени, Движение времени, Театральное время, Лента времени).

2. Страницы истории театра. Древнее язычество и театр. Египетская мистерия. Древнегреческий театр. Театр Древнего Рима. Средневековый театр. Народные истоки театрального искусства на Руси (обряды, игры, празднества). Скоморохи – первые профессиональные актеры, их популярность в народе. Кукольный скомороший театр о Петрушке.

Практика. Игры, задания и упражнения по теме. Небольшие инсценировки.

Театральный словарь: Актер. Амфитеатр. Антракт. Арлекин. Афиша. Бельэтаж. Бенуар. Билет театральный. Бутафория. Декорация. Диалог. Задник (горизонт). Занавес театральный. Кулиса. Ложа. Марионетка. Монолог. Партер. Премьера. Падуга. Портал. Программка. Репетиция. Рецензия. Роль. Скоморохи. Сцена. Зеркало сцены. Планшет сцены. Театр и зритель. Театр Петрушки. Хронометраж. Фантазия. Фойе.

                                                                                                                  

2. Театральные игры

Теория. Значение поведения в актерском искусстве. Сценическое внимание. Виды внимания. Органы внимания. Объекты внимания. Управление вниманием. Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. Бессловесные элементы действия. Актёрское взаимодействие.

Практика. Общеразвивающие игры.

От простого к сложному; от элементарного фантазирования к созданию образа.

Знакомство-дразнилка (знакомство друг с другом и с возможностями своих инструментов, т.е. тела и голоса).

Крэо – Кроу (укрепляется «чувство команды»).

Поводырь (упражнение направлено на воспитание чувства партнера).

Зеркало – елочка (упражнение развивает внимание и чувство партнера).

Существительное – прилагательное (упражнение тренирует фантазию и воображение).

Поменяться местами в кругу (упражнение тренирует внимание, сообразительность, точность выполнения поставленной задачи, мышечную свободу).

Сесть согласно числам дней рождения (в упражнении тренируется пристальное внимание к партнеру, дети учатся спокойно и по долгу смотреть друг другу в глаза).

Звучащие игрушки (задача упражнения - развитие актерской смелости, снимается страх перед звукоизвлечением, тренируется навык точного копирования партнера).

Упражнение с предметами – тренировка зрительного внимания.                        

Диагональ (от простого к сложному: упражнение учит верно распределяться в пространстве, формировать мизансцену, создавать маленькую театральную историю).

 

3. Сценическая речь.

Теория. 1. Дикция. Артикуляционная гимнастика и ее значение. Гласные звуки. Согласные звуки. Классификация согласных.

2. Орфоэпия. Литературная норма произношения. Роль ударения в орфоэпии. 

Практика. 1. Упражнения на выработку умения управлять выдохом.

2. Упражнения для тренировки мышц участвующих в дыхании.                                           

3. . Упражнения артикуляционной гимнастики.

4.  Комплекс упражнений по дикции. Отработка произношений гласных звуков, согласных звуков. Упражнение на сочетание тренируемого звука с гласными.

5. Упражнения с текстами скороговорок.                                                  

6. Работа со словарем. Проверка ударения. Произношение звукосочетаний в словах.

 

4. Актерское  мастерство.

Задача – помочь ребенку вернуться к себе естественному.

Теория. 1. Бессловесные элементы действия (повторение). Целенаправленность, целесообразность, логика и последовательность, подлинность – важнейшие признаки сценического действия.

2. Законы зрительского восприятия. Мизансценирование. Ракурс. Геометрия.

3. Наблюдательность, умение сосредоточить внимание на конкретном объекте. Связь словесных действий с бессловесными элементами действия.

Практика.

Освоение принципов сценического поведения.

Упражнения, игры, помогающие развитию внимания, свободы и воображения.

Групповой тренинг исключает оценочный уровень восприятия. Здесь не бывает плохого или хорошего, правильного или неправильного. Выполняя упражнения не надо делать хорошо. Достаточно действовать. Вот это обязательно, т.е. любой ребенок, находящийся на любой стадии физического или психологического зажима, неизбежного в начале обучения, все делает хорошо.

Внимание

Поймать хлопок;

Невидимая нить;

Много ниточек, или невидимое зеркало.

Освобождение мышц

1) Взрыв;

2) Ртутный шарик.

 Воображение

            1) Я – скульптор, а моя рука – глина;

            2) Чугунный шар;

            3) Замороженный;

            4) Суета;

            5) Переход;

            6) Написать ногами коллективное письмо;

            7)Рождение фантастического существа;

            8) Жизнь бабочки.

Первый драматургический материал

            1) Поваренная книга;

            2) Сказка.

           

 

5. Основы театральной культуры

1. Особенности театрального искусства:                                                                          

 2. Виды театрального искусства:  драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), кукольный театр.

3. Рождение спектакля: творцы сценического чуда (служители Мельпомены);  - спектакль – актёрзритель.                                                                                                 

4. Театр снаружи и изнутри.                                                                                             

5. Культура поведения в театре.

6. Коллективное посещение театра.

 

6. Работа над спектаклем

1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение с детьми.                                                  

2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.                                                       

3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.                                                                                                                            

 4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев.                                                                                

5. Работа с текстом. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.                                                                                 

6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.                                                                                                  

 7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.                                                                     

8. Создание декораций и костюмов.                                                                              

9. Репетиция всей пьесы. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.                                                           

10. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.