Моя педагогическая философия

Чернышова Наталья Ивановна

Я   с детства мечтала стать учителем. На мой взгляд, это самая благородная и важная профессия на Земле! Моя мечта сбылась и торжествует уже много лет! Какое великое счастье - ежедневно видеть добрые, лучистые глаза и улыбки детей, совершать удивительные открытия вместе с любознательными почемучками!

Каждый раз, входя в класс к моим ученикам, я думаю: «Что скажет им сегодня моё сердце? Будет ли оно  яркой путеводной звездой к тайнам нашего мира, красоте, любви, гармонии?» Тысячи вопросов, тысячи ответов, постоянные раздумья,  творческий поиск  и непрерывное  движение вперёд – всё это наши  интереснейшие уроки, всё это - моя счастливая учительская жизнь.

Педагогика – высокое мастерство, основанное на теоретических знаниях, на сознательном использовании объективных закономерностей обучения и воспитания, но требующее одновременно проявления индивидуальности учителя, его вдохновения, инициативы, находчивости, изобретательности, творчества.

Мои учительские заповеди и принципы созвучны философским умозаключениям  и мудрым высказываниям великих педагогов и мыслителей.

1. «Сердце отдаю детям». Искренняя любовь к своим ученикам  и подлинная педагогическая культура, по В.А. Сухомлинскому, понятия нерасторжимые.  Процесс обучения должен быть эмоционально окрашен, доставлять детям настоящую радость. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта - вот то, что необходимо педагогу, вот то, что хотят видеть дети в своем наставнике. Думаю, что каждый сегодняшний учитель, если он – настоящий Учитель, должен беззаветно любить детей, действительно отдавать им своё безмерное, доброе, открытое сердце! Только при этих условиях каждый ребёнок будет комфортно ощущать себя в школе и уверенно подниматься по ступенькам образования.

2. «В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить». Следуя мудрому наказу Сократа, стараюсь обеспечивать условия для индивидуального развития каждого ребенка, в том числе и  для детей с ограниченными возможностями здоровья.  Использую инновационные формы, методы, средства, приёмы обучения и воспитания, здоровьесберегающие технологии,  способствующие раскрытию интеллектуального и творческого потенциала младших школьников. Уделяю большое внимание  развитию детской одарённости в разных видах деятельности.

3. «Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими» - заявлял Константин Кушнер. Полностью согласна с высказыванием великого педагога. Приоритетным в своей работе считаю системно-деятельностный подход в обучении, являющийся      отличительной особенностью нового стандарта. Большое внимание на уроках уделяю формированию информационно-аналитических умений. Учу детей размышлять, делать выводы, прогнозировать, формирую адекватную самооценку, умение работать в команде, сотрудничать, быть толерантным к чужому мнению и позиции.

«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках». Следуя совету В.А. Сухомлинского,  организую проектно-исследовательскую деятельность учащихся, которая  в условиях реализации ФГОС НОО становится составной  частью программы развития метапредметных УУД, одним из действенных путей формирования информационной культуры учащихся.

4. «Учитель и ученик растут вместе...», -изрёк великий  Конфуций. Вслед за ним Л. Сенека утверждал:  «Уча других, мы учимся сами...».

Учитель перестаёт быть учителем, если не постигает ничего нового, не учится всегда и везде, не совершенствует свои знания,  не идёт в ногу со стремительно набирающей темп жизнью. Учительство – это вечное ученичество. Я благодарна своим ученикам за радость совместных открытий, за великое чувство сопричастности к  сотворению и развитию личности думающей, ищущей, мыслящей.

5. «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье. Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей». Полностью разделяя взгляды В.А. Сухомлинского, свою педагогическую деятельность  направляю на организацию сотрудничества гимназии и семьи для создания наиболее благоприятных условий физического, интеллектуального и духовного развития ребёнка. Устанавливаю тесный контакт с каждым членом семьи обучающегося, добиваюсь взаимопонимания в поиске путей развивающего влияния на личность ребенка. Вовлекаю родителей в учебно-воспитательный процесс, организую совместную коллективную деятельность.

 6. « Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя, композитора, но более тяжелый и ответственный», - считал  Д.С. Лихачев. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а напрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».

Будьте примером для детей всегда и во всём.  Следите за тем, чтобы ваши слова не расходились с делом. Будьте с детьми всегда рядом, но чуть впереди. Пусть школа для Ваших учеников будет миром открытий и откровений, миром жизненной радости, гармонии и сотрудничества. Пусть  яркий свет Вашей Любви никогда не исчезнет, а, разжигаясь, становится все сильнее и ярче, помогая детям свернуть горы. Пусть Ваши Красота и Доброта  зажигают в сердцах детей огоньки Веры и Любви, Милосердия и Сострадания. Пусть никогда не покинут Вас творчество, оптимизм, а уважение, любовь  и благодарность Ваших учеников будут лучшей в мире наградой!