Проектная деятельность

Лейс Юлия Николаевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «МАЛЫШОК»

с. Александровское»

 

 

 

 

Краткосрочный проект 

"Космос"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель:

Лейс Юлия Николаевна

Год 2017-2018уч.г

 

 

 

 

 

Тип и вид проекта - информационно-творческий, групповой.

Участники проекта - дети, воспитатели, родители.

Возраст детей: 5-6 лет

Продолжительность - краткосрочный, 1 неделя.

 

Проблема:

Незнание детьми российского праздника - День космонавтики, названия планет, даты  первого полёта Юрия Алексеевича Гагарина в космос. 

 

Обоснование проблемы:

1. Недостаточное внимание родителей к российскому празднику - День космонавтики.
2. Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики.

 

Актуальность: Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стал космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звёздные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают  у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений). Данный проект поможет сформировать детям первоначальные представления о космосе, солнечной системе, о космонавтах

 

Цель проекта: Углубление представлений  у  детей старшего дошкольного возраста о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми. Вызвать чувство гордости за наших соотечественников таких, как Циолковский, Королев, Гагарин и многих других, внесших неоспоримый вклад в историю покорения космоса. Познакомить детей с российским праздником – День космонавтики,

 

Задачи проекта:

1. Сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства.

2. Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением солнечной системы.

3. Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).

4. Прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса.

5. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

6. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

7. Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.

 

Ожидаемые результаты:

Для детей:

К окончанию срока реализации проекта у детей должны быть сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки, возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми. Дети старшей группы должны ориентироваться в полученном материале, используя знания в играх и НОД.

Для педагогов: Повышение профессионализма; внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный профессиональный рост; самореализация.

 

Этапы реализации проекта

1 Подготовительный этап

1.      Выявление первоначальных знаний детей о космосе. (модель трех вопросов?)

2.      Информация родителей о предстоящей деятельности.

3.      Подбор литературы о космосе, презентаций, фотографий, плакатов.

4.       Изготовление лэпбука «Космос».

5.       Подбор сказок, стихов, загадок о космосе, ракете, звёздах, музыку.                

6.       Подбор раскрасок в соответствии с  возрастом.

 

2 Основной этап

Познавательное развитие:

-Беседы на тему:

  • «Что там, в космосе?», «Первые попытки покорения космоса».
  • «Из истории возникновения ракеты»
  • «Как родилась Вселенная»,
  • «Для чего нужны искусственные спутники?»,
  • «Что я хотел бы увидеть в космосе!»
  • «Планеты солнечной системы»,
  •  «Звезды», «Кто такие космонавты»,

   -Опыты:

«Как происходит смена дня и ночи», «Метеориты и метеоритные кратеры».

    -Просмотр презентации

«Загадочный космос»

2.  Художественно- эстетическое развитие

  • слушание «И на Марсе будут яблони цвести", Баллада о сгоревшей звезде (К.Ю Батенко, муз. М. Выборов, космической музыки.
  • -Закрашивание раскрасок «Космос».
  • -НОД: Рисование. Тема: «Космическая фантазия».
  • -НОД: Аппликация. Тема: «Полет на Луну»

3.  Речевое Развитие

  • Загадывание загадок о космосе;
  • Чтение энциклопедической информации;
  • Чтение стихотворений и обсуждение:
  • О. Ахметова «В космосе так здорово!»;
  • А. Хайт «По порядку все планеты»; «На луне жил звездочет»;
  • Р. Алдонина «Комета»;
  • Г. Сапгир «Раскинув свой огнистый хвост»;

4. Социально- коммуникативное развитие

-Чтение «Космических сказок Н. Носов «Незнайка на луне»

-Дидактические игры

  • «Сочини рассказ о космонавте»;
  • «Собери созвездие»,
  • «Что это?»;
  • «Планеты Вселенной»;
  • «Собирание пазл»;
  • «Добавь словечко»;
  • «Собери ракету по частям»;
  • «Восстанови порядок в солнечной системе».

-Сюжетно-ролевые игры:

  • «Полет в космос»,
  • «Космическое путешествие»;
  • «Космическая пища»;
  • «Мы на ракете»;
  • «Встреча с инопланетянами»

5. Физическое развитие

-Подвижные игры:

  • «Ждут нас быстрые ракеты»
  • «Космонавты»
  •  «Невесомость»
  •  «Солнце – чемпион»
  • «Космическая зарядка»

-Пальчиковая гимнастика:

  • «Луноход»,
  • «Мы ладони вместе сложим».

-Физкультминутка

  • «Раз, два, стой ракета».

Работа с родителями:

  • Папка- передвижка «Детям о космосе»
  • Индивидуальные беседы по вопросам родителей
  • Консультация- почитайте детям о космосе
  • Активное участие в подборе книг, иллюстраций,
  • Просмотр с родителями и детьми мультфильмов:
  • «Тайна красной планеты». «Загадочная планета». «Незнайка на Луне».
  • Рекомендации к прочтению.
  • Уэллса Гордона «Звездочет и обезьянка Микки».
  • Е. П. Левитан «Малышам о звездах и планетах».

3. Заключительный этап.

  • Выставка зарисовок о космосе.
  • Выставка моделей солнечной системы
  • Коллективный коллаж «Пришельцы»
  • Фотоотчет.
  • Итоговая образовательная деятельность
  • Стен газета «Интересные факты»

Литература:

  1. Большая энциклопедия для дошкольников. 1000 почему. Книга 1. Космос. Планета. Земля. Животные., пер. с англ. Асанина О. С., Смирнова А. В., изд-во «Омега», 2007г.,
  2. Энциклопедия «Обо всем на свете»
  3. «Все для детского сада Космос для детей»
  4. Куропаткина М. «Первые шаги в космосе», изд-во «Ребенок в детском саду», 2002г.                                                                      

 

 

 

Приложение 1.

Подвижные игры

«Ждут нас быстрые ракеты»

По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:

- Ждут нас быстрые ракеты

Для полёта на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.

«Космонавты»

Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».

- Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,

- Завели моторы  «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом

- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.

- На  заправку полетели: присели -  руки вперёд, заправились – руки опустили.

Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

 «Невесомость»

Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше.

Дети вставшие на вторую ногу садятся на места.

Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.

 

 

 

 

приложение №2

Дидактические игры

«Восстанови порядок в солнечной системе»

Цель: Закрепить знания детей о расположении планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет. Раскладываем модели планет на ковре, и ведущий читает стихи о планете которую нужно найти. Кто её узнаёт, тот её и берёт, выкладывает на орбиту за Солнцем. Все планеты должны занять своё место в системе. В заключении, назвать каждую планету.                                                                                                   

По порядку все планеты                                                                       

Назовёт любой из нас:                                                                                             

Раз Меркурий, 

Два … Венера,                                                                                       

Три … Земля,                                                                          

Четыре … Марс.    

Пять … Юпитер,                                                                                      

Шесть … Сатурн,                                                                                           

Семь … Уран,                                                                                             

За ним … Нептун.                                                                                         

Он восьмым идёт по счёту.                                                                                        

А за ним уже, потом,                                                                             

И девятая планета

Под названием Плутон.

 

«Найди лишнее»

На карточке изображено 5 картинок. 4 картинки из одной группы, пятая лишняя. Нужно найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор.

«Куда летят ракеты»

Сосчитай, сколько ракет летит направо, сколько налево, вверх и вниз.

«Подбери созвездие».

Соединить линиями созвездие с нужной картинкой.

«Добавь словечко»

Главным правилом у нас

Выполнять любой (приказ).

Космонавтом хочешь стать?

Должен много-много (знать).

Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит (труд).

Только дружных звездолёт

Может взять с собой (в полёт).

Скучных, хмурых и сердитых

Не возьмём мы на (орбиту).

Чистый небосвод прекрасен,

Про него есть много басен.

Вам соврать мне не дадут,

Будто звери там живут.

Есть в России хищный зверь,

Глянь – на небе он теперь!

Ясной ночью светится –

Большая …(Медведица).

А медведица – с ребенком,

Добрым, славным медвежонком.

Рядом с мамой светится

Малая … (Медведица).

Планета с багровым отливом.

В раскрасе военном, хвастливом.

Словно розовый атлас,

Светится планета … (Марс).

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб,

Нужен мощный… (телескоп).

До луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая… (ракета).

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски астронавт,

А по-русски… (космонавт).

«Найди недостающую ракету»

 

 

 

Приложение 3

Гимнастика пробуждения

Дружные ребята.

Мы, все дружненько проснулись

Улыбнулись, потянулись,

(Движения, соответствующие тексту)

Подышали ловко

(Дышат носом)

Погудели громко

(у-у-у-у-у)

Поднимайте плечики, как в траве кузнечики.

(Энергичные движения плечами вверх-вниз).

1,2,3,4 –шевелим ногами

(Стопы на себя, от себя)

1,2,3,4 – хлопаем руками

(Хлопки руками)

Руки вытянуть по шире 1,2,3,4

(Сгибать и разгибать руки в стороны на каждый счет)

Наклонились 3,4

(Наклониться вперед, касаясь ног руками)

И педали покрутили

(Велосипед)

На животик повернуться,

Спинку сильно изогнуть.

Прогибаемся сильней,

Чтобы были здоровей

(Лодочка)

Мы становимся все выше,

Достаем руками крышу

(Лежа на животе, руки вперед, потянуться)

На два счета поднялись 1,2

3,4 – руки вниз

(Встают с кровати и переходят к закаливающим процедурам)

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Домашнее задание для родителей

Лексическая тема «Космос»

Объясните ребёнку, почему 12 апреля во всём мире отмечают День космонавтики. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах, газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. Расскажите ребёнку о первом космонавте – Юрии Гагарине. Объясните ребёнку, что такое ракета, спутник, космодром, скафандр, телескоп.

Проверьте, как ребёнок запомнил то, о чём Вы с ним беседовали. Попросите его ответить на вопросы самостоятельно, и, если он затрудняется, помогите ему с ответами.

– Какой праздник отмечают 12 апреля? 12 апреля отмечают День космонавтики.

– Что такое космос? Космос – это то, что окружает землю и другие планеты.

– Что люди запускают в космос? Люди запускают в космос спутники, ракеты, космические корабли и станции.

– Как называют человека, который летит на ракете в космос? Человека, который летит на ракете в космос, называют космонавтом.

– Кто был первым космонавтом? Первым космонавтом был Юрий Гагарин.

– Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? Это место называется космодром.

– Что надевает космонавт для полёта в космос? Космонавт надевает космический скафандр.

– Как называется планета, на которой мы живём? Наша планета называется Земля.

– Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты? Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку нужен телескоп.

 Словесная игра «Подскажи словечко». Взрослый читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу, предлагая ребёнку самому закончить стишок. Если ребёнок затрудняется с ответом, подскажите ему сами. Игру можно повторить несколько раз.

На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несёмся на … (ракете).

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

И называется … (Земля).

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звёзд калейдоскоп

Астрономы в … (телескоп).

 

Посчитать совсем не просто

Ночью в тёмном небе звёзды.

Знает все наперечёт

Звёзды в небе  … (звездочёт).

 

Самый первый в Космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень

Наш космонавт … (Гагарин).

 

Освещает ночью путь,

Звёздам не даёт заснуть,

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе не заснёт … (луна).

 

Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,

И как одинокий путник

Летит по орбите … (спутник).

 

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: “астронавт”,

А по-русски … (космонавт).

Логопедия для Всех

Задания

  • Один – много (множественное число):
  • спутник – спутники
  • корабль — …
  • космонавт — …
  • звезда – …
  • планета — …
  • скафандр — …
  • ракета — …

 Есть – нет (родительный падеж):

  • космонавт – нет космонавта
  • спутник – …
  • корабль — …
  • звезда – …
  • планета — …
  • скафандр — …
  • ракета — …
  • связь – …

 Посчитай:

  • одна ракета,
  • две …,
  • три …,
  • четыре …,
  • пять ….
  • один космонавт,
  • два …,
  • три…,
  • четыре…,
  • пять…

  Выучи стихотворение (знать автора):

 «Ракета и я»

 В парке новая ракета

Краскою побелена,

В парке новая ракета

На Луну нацелена.

Я не струшу, я рискну,

Я отправлюсь на луну.

На Луне моря сухие,

 Значит, я не утону. А. Матитус