Самообразование

Лейс Юлия Николаевна

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Малышок»

с. Александровское»

 

 

 

 

 

 

План самообразования

Тема: «Подготовка к обучению грамоте детей старшей группы»

 

 

 

 

 

 

 

       Воспитатель:

Лейс Ю.Н

 

С. Александровское 2018у.г

 

 

 

 

Цель: повышение уровня профессиональной компетенции в вопросах подготовки детей к обучению грамоте в условиях реализации программы ОУ основанной на программе «От рождения до школы»

Задачи:

  1. Совершенствование навыка работы по организации и планированию работы по подготовке к обучению грамоте
  2. Освоение инновационных методов работы: наглядного моделирования и интегрированного подхода в решении воспитательно-образовательных задач, интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГОС. 
  3. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы.
  4. Пополнить развивающую среду группы

Планируемые результаты (в виде целевых ориентиров)

- Хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение»;
- Развить у детей фонематическое восприятие, умение правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, делать простейший звуковой анализ;

- Выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать буквы;

      - Овладеть методикой обучения грамоте и подготовки руки к письму;

- Вовлечь родителей воспитанников в совместную работу по подготовке детей к обучению.

 

 

Примерный план работы на 2017-2018 учебный год

Сентябрь

Подбор литературы по теме

Подбор и изготовление картотеки дидактических игр по обучению грамоте

Октябрь

Подбор наглядного материала с картинками на разные звуки

Изготовление дидактического материала «Звуковые домики»

«найди место звука в слове», «Схемы слов»

Ноябрь

Пополнить картотеку с артикуляционной гимнастикой.

Сделать презентации к занятиям, интерактивные игры к изучаемому материалу для детей по данной проблеме.

Декабрь

Оформление консультации для родителей «Развиваем Фонематический слух дошкольников»

Подбор игр и упражнений по обучению дошкольников грамоте

Пополнение коллекции обводок и штриховок

 

Январь

Пополнение картотеки с чистоговорками и скороговорками

Февраль

Оформление памятки для родителей «Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:»

Обновление обводок, штриховок.

Март

Изготовление дидактических игр

Обновление наглядного материала на звуки

Апрель

Оформление памятки для родителей «Страна букв»

Май

Анализ работы

Написание плана на следующий учебный год

Весь период

2017-2018 года

Изучить проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу, педагогический опыт, по обучению грамоте.

Подготовка конспектов НОД для совместной деятельности с детьми по обучению грамоте.

Привлечь родителей:

-к обогащению предметно-развивающей среды группы по обучению грамоте.

-к изготовлению наглядного материала для организации работы по данной теме.

 

 

 

 


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Малышок»

с. Александровское»

 

 

 

 

 

 

 

 

МАСТЕР -  КЛАСС

«Речевое развитие детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

 

 

 

 

 

 Учитель-логопед:   Коваленко Наталья Михайловна

                                                                                         Воспитатель:   Лейс Юлия Николаевна

                         

2017-2018 уч. г.

 

 

 

 

 

 

Цель: Ознакомление педагогов с таким методом коррекционной работы, как биоэнергопластика, с играми и приёмами, применяемыми при подготовке детей к обучению грамоте.

Задачи:

  • Показать педагогам артикуляционные упражнения с биоэнергопластикой
  • Познакомить с играми «Пальчики в гостях у букв», «Составь слово»
  • Развивать творческий интерес и потенциал коллег в отношении данной темы

Материалы и оборудование: 

  • Карточки – схемы артикуляционных упражнений
  • Индивидуальные зеркала
  • Перчатки для сказок-путешествий
  • Буквоед
  • Карточки со словами и схемами
  • Карандаши
  • Доска
  • Методические пособия

 

 

Ход мастер-класса:

Приветствие:

Солнышко милое,

Поделись своей силою!

Просыпайтесь, лучики,

Согревайтесь рученьки.

Учитель – логопед:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить Вашему вниманию артикуляционные гимнастику с биоэнергопластикой.

В настоящее время наблюдается значительное увеличение числа детей, с речевыми нарушениями, которые затем поступают в первый класс с несформированными компонентами устной речи. Наиболее типичным для первоклассников является неправильное произношение звуков.

Известно, что при произнесении звуков органы речевого аппарата принимают специальное положение или артикуляционный уклад, который свойственен определённому звуку. Неправильное расположение органов артикуляции приводит к дефектному произношению звуков речи. Именно для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов, а также мышц речевого аппарата используется артикуляционная гимнастика, которая состоит из комплекса специальных упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Необходимо ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики, для достижения положителтных результатов. Но для того, чтобы не снизить интерес дошкольников к артикуляционным упражнениям, я обратилась к необычному методу – использование биоэнергопластики.

Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика- плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.

«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био – человек, как биологический объект; энергия – сила, необходимая для выполнения определённых действий; пластика – связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Для коррекционной работы учителей – логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (плавных движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть или губы.

Сейчас мы с вами попробуем выполнить статические артикуляционные упражнения «Лопаточка, «Чашечка» и динамическое артикуляционное упражнение «Вкусное варенье», с помощью биоэнергопластики.

Выполнение артикуляционной гимнастики.

«Лопаточка»

Раз, два – потянем вниз,

В лопатку превращаем,

Чтоб был умелым наш язык,

Зарядку выполняем.

«Чашечка»

Эту чашечку, дружок,

Сделал ловкий язычок.

Нужно нам как можно дольше

Подержать вот этот ковшик.

 

«Сладкое варенье»

Приготовили варенье

И пирог мы испекли.

Всех друзей на пир позвали

И вареньем угощали.

Речевые игры

Воспитатель:

Так как тема моего самообразования «Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста» Я изучила некоторую литературу и выяснила что, современная школа требует от детей, поступающих в 1 класс не столько знаний и умений, сколько способность к действию в умственном плане. Поэтому уже в дошкольном возрасте надо помочь детям овладеть системой знаний. В связи с этим мы будем рассматривать обучению дошкольников приемам чтению, как закладывающийся фундамент будущей грамотности.

И сейчас я хочу вас познакомить с некоторыми играми, которые помогают ощутить последовательность звуков и букв в слове, знакомят со структурой слова, помогают научить составлять слова из букв и слогов.

Игра «Пальчики в гостях у букв»

Воспитатель: У каждого из вас карточка, на которой написаны буквы. Из букв получается слово. Сейчас пальчики помогут прочитать его. Поставьте мизинчик левой руки под первый квадратик. Читаем букву В. Левый безымянный — под второй кружок, поем: Е.  и т .д.  Пальчики как бы ударяют по клавишам, а мы поем: «ВЕЕЕСНААА». (Движения пальцев начинаются с левого мизинца, так как при переходе к длинным словам придется продолжать слово правой рукой.) Ну а сейчас мы раскрасим наши буковки. Какого цвета карандаши надо взять, чтобы раскрасить эти буквы?  Раскрасьте.

И сейчас еще один прием для того чтобы обратить внимание детей на то, что при замене одной буквы в слове меняется смысл слова.

Воспитатель: Однажды произошла такая история. Трудолюбивый Словострой помог Умелым пальчикам построить слово из букв, написанных на карточках: САД. Пальчики слово построили, по буквам, как на клавишах, поиграли. Скачущий карандашик помог определить, сколько слогов в слове. Но все же случилась с этим словом беда: мерзкий, гадкий Буквоед слопал букву на обед. Остались две буквы: АД. Какую букву слопал Буквоед?

Мудрый, добрый Словострой прислал рычалку. Новое слово читают Умелые пальчики вместе с языком:... (рад). И опять прилетел Буквоед, слопал Р он на обед. Тогда Словострой прислал букву Л, которая тут же встала на место рычалки, и составилось волшебное слово ЛАД, что значит дружба.

И так же Буквоед может съедать целые слоги……

 

Итог мастер-класса

Мы хотим пожелать вам творческих успехов, вдохновения и пусть какие-либо изменения, происходящие в нашей интересной работе, будут только положительными!

Педагогам вручаются памятки.

 


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Малышок»

с. Александровское»

 

 

 

 

 

 

Анализ работы по самообразованию

за 2017-2018 уч. годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Воспитатель:

Лейс Ю.Н

 

С. Александровское 2018у.г

 

 

 

 

Темой по самообразованию в 2017 – 2018уч.г. была «Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Цель: повышение уровня профессиональной компетенции в вопросах подготовки детей к обучению грамоте в условиях реализации программы ОУ основанной на программе «От рождения до школы»

Задачи:

  1. Совершенствование навыка работы по организации и планированию работы по подготовке к обучению грамоте
  2. Освоение инновационных методов работы: наглядного моделирования и интегрированного подхода в решении воспитательно-образовательных задач, интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГОС. 
  3. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы.
  4. Пополнить развивающую среду группы

Актуальность.

В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к овладению грамотой до школы является особо актуальной. Причинами тому являются:

  • Возросшие требования школ, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным,  звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.
  • Букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что хорошо подготовленные к школе ребята чувствуют себя более уверенно в адаптационный период и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.
  • Исследования ученых (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Е.Е. Шулешко, Е.А. Бугрименко, Л.Е. Журова, Г.Ф. Марцинкевич и др.) позволили установить оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Подготовка детей к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое «чутье» к языку. В более старшем возрасте это языковое чутье несколько ослабевает, «ребенок как бы теряет свои лингвистические способности». Пятилетний малыш обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи, поэтому работа со словом должна идти в другом направлении: от смыслового значения слова осуществляется переход к звуковому.

Работа над данной темой позволит мне:

-Хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение»;
-развить у детей фонематическое восприятие, умение правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, делать простейший звуковой анализ;
-выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать буквы;

-овладеть методикой обучения грамоте и подготовки руки к письму;
-вовлечь родителей воспитанников в совместную работу по подготовке детей к обучению.

 

Тема и цель моей работы по самообразованию перекликаются с познавательными задачами МАДОУ.
Самообразованием по этой теме занимаюсь первый год.  Материал для работы частично подобрала в интернете (консультации, игры); методическую литературу:

  • Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" Изд-во «Педагогика», М., 1978 г.
  • Е.А. Алябьева «Учим русский язык» дидактические материалы для детей 5-7 лет.
  • Э.П. Короткова «Обучение рассказыванию»,
  • Г.А Тумакова «Ознакомление дошкольника со звучащим словом»,
  • А.И  Максакова «Воспитание звуковой культуры речи»,
  • М.Д Маханева, Н.А Гоголева «Обучение грамоте 5-7 лет»
  • Г. С Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».
  • Изучила пособия И. Выгодская, Н. Берковская «Звукоград, буквоград Златоустия»,
  • Грамматика в картинках «Словообразование», «Ударение».

Подобрала и изготовила картотеки:

  • дидактических игр по обучению грамоте «Место звука в слове», Схемы слов» и т. д, 
  • артикуляционной гимнастики;
  • чистоговорок и скороговорок
  • перфокарт по данной теме

 

  • подобрала наглядный материал с картинками на разные звуки.
  • Подобрала презентации и интерактивные игры  по данной проблеме.
  • Собрала коллекцию обводок, штриховок и раскрасок,
  • подготовила консультации и памятки для родителей по данной теме.

Изготовила лепбуки:

  • «Звуки и буквы»
  • «Играем речь развиваем»
  • Изучаем буквы»

Подобранный материал включала в образовательную деятельность и режимные моменты. Так как данную тему планирую продолжить в следующем учебном году, весь изученный и подобранный материал планирую использовать в работе с детьми на следующий учебный год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_individualnogo_razvitiya.docx27.17 КБ
Файл metodika_strah.docx163.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Малышок» с. Александровское»

Рассмотрено и согласовано:

 на Педагогическом совете

№ ___ от «_____» ______________20___г.

Заведующий  МАДОУ

«Детский сад «Малышок»

____________А.С. Качалова

 План профессионального развития по теме

«Сказкотерапия-как средство эмоционального благополучия детей младшего возраста с учётом ФГОС ДО»

Воспитатель Лейс Юлия Николаевна

 2019 – 2021 учебные годы

Срок реализации: 2 года

Сказкотерапия – это прежде всего, ЯЗЫК,

на котором можно вести беседы

с душой человека.

Актуальность:

"Маленькие детки - маленькие бедки" - гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь ребёнку? Сегодня существует множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Одним из главных таких способов является сказкотерапия - метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.

Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают, как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь сказкотерапия. Сказкотерапия с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей проходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается, в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности.


Цель: Цель: повысить уровень собственной компетенции о применении сказкотерапии в работе с детьми. Предупреждение и коррекция познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. расширение и совершенствование психологических методов воспитания и обучения дошкольников;

2. овладение новыми формами, методами и приемами работы

3. изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта новейших достижений педагогической и психологической наук, новых педагогических технологий.

Задачи сказкотерапии:

1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.

2. Получить материал для психодиагностики.

4. Проработать подавленные мысли и чувства.

5. Установить контакт с ребенком.

6. Развить самоконтроль.

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.

8. Развить творческие способности и повысить самооценку


«Сказкотерапия» - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Основной принцип сказкотерапии: педагогическая поддержка – решение сложной проблемы совместными, приемлемыми для конкретного воспитанника способами и приёмами. Главный критерий реализации данного принципа – удовлетворённость детей самой деятельностью и её результатами, снятие эмоциональной напряжённости.

Сказкотерапия - это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи.


Этапы реализации

Задачи

Сроки

Подготовительный

Знакомство и изучение практических методов использования различных сказок в дошкольном обучении и воспитании (методические пособия, наработки, обмен опытом).

Изучение психолого – педагогической,

методической литературы

по теме самообразования.

Изучение материалов на интернет ресурсах: irinazaytseva.ru

naturopiya.com

psichologvsadu.ru

kladvsebe.ru

Сентябрь - декабрь

Изучение приёмов и методов сказкотерапии.

 Профилактика негативных тенденций социального развития дошкольников.

 «Лесенка» - исследование самооценки.

Тест «Дорисовывание» - исследование образного мышления.

«Домики» — групповое арт-терапевтическое занятие.

«Страшилки» Выявляет скрытые страхи детей, позволяет их гипертрофированно прорисовать. Заранее готовим незавершенный рисунок какого-нибудь страшного персонажа: ведьма, чудовище, скелет, вампир

«Страшная маска» Страшная маска дает возможность детям спроецировать свои страхи, выразить их в виде лица, побыть самому этим страхом и ощутить победу над ним.        

«Красивый рисунок» задание на снятие напряжения и выражение эмоций. Во время занятия детям приходится много взаимодействовать, учитывать свои и чужие интересы, учиться быть активными или уступать

«Продолжи рисунок» — коллективное занятие Ребенок рисует один элемент и передает рисунок дальше. Ведущий следит за тем, чтобы дети долго не задерживали работы у себя, вклад всех в рисунок должен быть примерно равным.

«Мандала» или рисунок в круге– это символ колеса жизни. Его можно заполнить любым содержанием, в зависимости от внутреннего состояния ребенка и внешних факторов, оказывающих на него влияние

«Цвета настроений» – арт-терапевтическое занятие. В зависимости от выбираемых ребенком красок, их сочетаний, создаваемых форм и, имея ключ в виде предыдущих работ, можно продиагностировать состояние своего ребенка

Песочная терапия Упражнение «Песочный круг» Ребенок на песке любым способом рисует круг и украшает его различными предметами (камешками, пуговицами, монетами, бусинами и т.д.). После этого ребенок должен дать название своему кругу

Упражнение «Победитель злости»

Беседа о страхах.

Январь - февраль

Введение в практику коррекционной работы методов сказкотерапии.

Разработка консультаций для педагогов ДОУ, родителей воспитанников основанных на содержании сказок, для групповой, тренинговой работы с детьми дошкольного возраста.

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.

Март - Июль

Создание предметно – развивающей среды

Наименование

Сроки

Пополнить «Уголок искусств» новыми пособиями по теме «Сказка».

Сентябрь

Октябрь

Дидактическая игра «Узнай сказку»

В течение года

Папка презентаций по сказкам.

В течение года

Трафареты сказочных героев для рисования

Декабрь      Январь

Подготовка бумажных шаблонов и ксерокопий для раскрашивания на занятиях и в свободной деятельности по теме «Сказка»

Февраль

Март

Работа с родителями:

Тема

Сроки

Консультация «Сказкотерапия или сказочное лечение души». Оказать помощь родителям в воспитании детей искусством.

Сентябрь

Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка». Привлечь родителей к участию в жизни детского сада. Вызвать у детей и родителей положительные эмоции.

Октябрь

Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности. Вызвать у родителей интерес и желание участвовать в жизни детского сада.

Ноябрь

Создание книжного уголка. Акция «Подари детям книгу». Привлечь родителей к созданию книжного уголка.

Декабрь

Фото - конкурс «Я похож на литературного героя».

Январь

Подбор иллюстраций «Книжные иллюстрации к сказкам"

Февраль

Подготовить консультацию "Каждому возрасту своя сказка"

Март

Показать слайдовую презентацию «Влияние сказок на психическое развитие ребенка»

Апрель

Памятка «Как правильно читать сказки»


 Список литературы:

  1. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» Москва 2010
  2. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. — М. Генезис. 2011 г.
  3. Н.А. Сакович  "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии, Минск 2003 г.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. /Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь
  5. В. Гнездилов "Авторская сказкотерапия", СПб.: Речь, 2004
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь
  7. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. – Рига, 1984.
  8. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000. № 5.С. 23-27.
  9. Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 1987.
  10. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.
  11. Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.
  12. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. - М.,2004.
  13. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.
  14. Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.


Предварительный просмотр:

Проективная методика исследования личности ребенка.  

Этот тест был составлен детским психологом доктором Луизой Дюсс.

 Он может быть использован в работе с детьми даже самого раннего возраста, которые пользуются крайне простым языком для выражения своих чувств.

Правила проведения теста

Вы рассказываете ребенку сказки, где фигурирует персонаж, с которым ребенок будет идентифицировать себя. Каждая из сказок заканчивается вопросом, обращенным к ребенку.

Провести этот тест не очень сложно, поскольку все дети любят слушать сказки.

Советы по проведению теста

Важно обратить внимание на тон голоса ребенка, на то, насколько быстро (медленно) он реагирует, не дает ли поспешных ответов. Наблюдайте за его поведением, телесными реакциями, мимикой и жестами. Обратите внимание, в какой мере его поведение во время проведения теста отличается от обычного, повседневного поведения. Согласно Дюсс, такие нетипичные реакции ребенка и особенности поведения, как:

  • просьба прервать рассказ;
  • стремление перебить рассказчика;
  • предложение необычных, неожиданных окончаний историй;
  • торопливые и поспешные ответы;
  • изменение тона голоса;
  • признаки волнения на лице (излишнее покраснение или бледность, потливость, небольшие тики);
  • отказ отвечать на вопрос;
  • возникновение настойчивого желания опередить события или начать сказку сначала,

- все это признаки патологической реакции на тест и сигналы какого-то психического расстройства.

Необходимо иметь в виду следующее

Детям свойственно, слушая, пересказывая или придумывая истории и сказки, искренне выражать свои чувства, в том числе и негативные (агрессия). Но лишь при условии, что это не носит навязчивого характера. Также, если ребенок постоянно выказывает нежелание слушать рассказы, содержащие элементы, вызывающие тревогу и беспокойство – на это следует обратить внимание. Избегание сложных ситуаций в жизни – это всегда признак неуверенности и страха.

Тесты

Сказка-тест «Птенец»

Цель: позволяет выявить степень зависимости от одного из родителей или от обоих вместе.https://www.psychologos.ru/images/9/90/Istoriya_Dyussa-1.jpg

Сказка

«В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер, ветка сломалась, и гнездышко падает вниз: все оказались на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенчику?»

Типичные нормальные ответы

- он тоже полетит и сядет на ветку;

- полетит к маме, потому что испугался;

- полетит к папе, потому что папа сильный;

- останется на земле, потому что не умеет летать, но позовет на помощь, и папа с мамой заберут его.

  • Такие ответы свидетельствуют о том, что ребенок обладает определенной самостоятельностью и умеет принимать решения. Верит в собственные силы, может опираться на себя даже в сложных ситуациях.

Ответы, на которые следует обратить внимание:

- останется на земле, потому что не умеет летать;

- умрет во время падения;

- умрет от голода или холода;

- о нем все забудут;

- на него кто-нибудь наступит.

  • Ребенок характеризуется зависимостью от других людей, в первую очередь своих родителей или тех, кто занимается его воспитанием. Он не привык принимать самостоятельные решения, видит опору в окружающих его людях.

Комментарий психолога

Жесткая зависимость от матери формируется, когда при малейшем крике берут на руки. Малыш быстро привыкает к этому, и не успокаивается ни при каких других условиях. Такой ребенок, скорее всего, будет привязан к матери, и, даже став взрослым мужчиной, он инстинктивно, бессознательно, будет искать защиты и помощи у матери.

Многое зависит от того, удалось ли ребенку реализовать свои психологические потребности – в любви, доверии, самостоятельности и признании. Если родители не отказывали ребенку в признании и доверии, то позднее ему удается выработать навыки самостоятельности и инициативы, что приводит к развитию его чувства независимости.

Другой фактор формирования независимости – в период от 2 до 3 лет у ребенка развивается моторная и интеллектуальная самостоятельность. Если родители не ограничивают активность ребенка, то у него появляется самостоятельность. Задача родителей в этот период – отделение и индивидуализация ребенка, которая позволяет ребенку почувствовать себя «большим». Помощь, поддержка, но не опека должны стать нормой поведения для родителей.

Некоторые матери, обладающие тревожным и властным характером, непроизвольно привязывают к себе детей до такой степени, что создают у них искусственную или болезненную зависимость от себя и даже своего настроения. Эти матери, испытывая страх одиночества, изживают его чрезмерной заботой о ребенке. Такая привязанность порождает в ребенке инфантильность, несамостоятельность, неуверенность в своих силах и способностях. К подобным результатам может привести и излишняя строгость отца, который не столько воспитывает, сколько дрессирует ребенка, требуя от него беспрекословного подчинения и наказывая при малейшем непослушании.

Сказка-тест «Страх»https://www.psychologos.ru/images/7/7c/Istoriya_Dyussa-5.jpg

​ Цель: Выявить наличие страхов у своего ребенка.

«Один мальчик сказал себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего он боится?»

Типичные ответы:

- вел себя плохо и теперь боится, что его накажут;

- испачкал штаны и боится, что мама будет его ругать;

- боится темноты;

- боится собаки;

- ничего не боится, просто пошутил и т.д.

Ответы, на которые следует обратить внимание:

- боится, что его украдут;

- боится чудовища, которое хочет украсть его и съесть;

- боится, что его оставят одного;

- боится Бабу Ягу;

- боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать;

- боится, что придет вор и ударит его ножом;

- боится, что умрет мама (папа)» и т.д.

  • Столкнувшись с подобными ответами, вам следует задать дополнительные, наводящие вопросы, чтобы получить от ребенка более детальное описание и объяснение его страхов.

Сказка-тест «Дурной сон»

Сказкаhttps://www.psychologos.ru/images/c/cf/Istoriya_Dyussa-9.jpg

Цель: данная сказка дает полную свободу самовыражения, что должно стимулировать его к тому, чтобы затронуть здесь важную и актуальную тему. Степень этой актуальности будет выражаться в том, была ли затронута данная тема в предыдущих ответах ребенка. Связав ответы, полученные ранее с реакцией ребенка на эту историю, можно будет получить более объективную картину детских проблем, переживаний и т.д. С этой целью можно попробовать не ограничиваться в данной сказке одним ответом, а с помощью дополнительных вопросов получить несколько его вариантов.

«Однажды одна девочка внезапно проснулась и сказала: «Мне приснился очень плохой сон». Что увидела во сне девочка?»

Типичные нормальные ответы

- Не знаю, что ему приснилось;

- Сначала помнил, а потом забыл, что снилось;

- Один страшный фильм ужасов;

- Ему приснился страшный зверь;

- Ему приснилось, как он падал с высокой горы и т.д.

Ответы, на которые следует обратить внимание

- Ему приснилось, что мама (любой другой член семьи) умерла;

- Ему приснилось, что он умер;

- Его забрали незнакомые люди;

- Ему приснилось, что его оставили одного в лесу» и т.д.

  • Следует иметь в виду, что страшные сны снятся всем детям. Основное внимание в ответах следует обратить на повторяющиеся мотивы. Если в ответах затрагиваются темы, уже озвученные в предыдущих сказках, значит, вероятно, мы имеем дело с тревожным фактором.

Сказка-тест «Новость»

Сказкаhttps://www.psychologos.ru/images/d/d3/Istoriya_Dyussa-8.jpg

Цель: попытаться выявить у ребенка наличие тревожногосостояния, невысказанного беспокойства и чувства страха, а также скрытых желаний и ожиданий, о существовании которых взрослые родители могут не догадываться.

«Один мальчик (девочка - в варианте для девочек)вернулся домой с прогулки (здесь возможны различные варианты, из которых рассказчику следует выбрать тот, который будет наиболее близок конкретному ребенку, например: пришел из школы, со двора, где играл в футбол, от своего друга, в гостях у которого он был, и т.д.), и мама ему говорит: «Хорошо, что ты пришел. Мне надо сказать тебе кое-что». Что именно хочет сообщить ему мама?»

Типичные нормальные ответы

- Сегодня к нам придут гости;

- Вечером мы пойдем к бабушке;

- Папа принес тебе щенка;

- По радио объявили, что будет гроза;

- Позвонила учительница и сказала, что завтра ваш класс едет на экскурсию;

- Мама хотела, чтобы мальчик сходил в магазин за молоком и т.д.

Ответы, на которые следует обратить внимание

- Кто-то умер;

- Мама хочет наказать мальчика, за то, что он ушел гулять без разрешения;

- Мама хочет запретить ему играть с соседом с 3 этажа;

- Мама и папа уезжают;

- Они с папой идут в кино, а его оставляют дома;

- Папа пришел домой пьяный и ударил маму;

- Завтра его поведут к врачу;

- Мама сказала, что пойдет завтра вместе с ним в школу и т.д.