Для родителей

Чуркина Татьяна Павловна

Предварительный просмотр:

4 КЛЮЧЕВЫХ КРИТЕРИЯ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

Многие родители дошкольников мучают себя вопросами: отдавать в школу в шесть или в семь, заниматься ли перед школой с репетитором. Эта статья поможет таким родителям, а также учителям, которые в этом году набирают первоклашек.

 У нас такая страна, где каждый знает, как управлять государством, как играть в футбол и как учить детей.

У нас в этих областях не надо специально учиться и приобретать опыт работы. У нас и так любой человек с любым образованием или без оного знает, как надо. Сейчас в образовании такой период, когда вступительные испытания при поступлении в первый класс запрещены. Проводить их, конечно, можно, если родители согласны. Но вот учитывать их при приеме первоклассников нельзя. А решение о том, в каком возрасте ребенку идти в школу, принимают исключительно родители, опираясь на свой опыт и представления о благе для ребенка. И оказывается, что в одном классе могут учиться дети с разницей в два года. Это в первом классе особенно заметно, ведь чем дети младше, тем существеннее отличия в развитии при разнице в возрасте год-два.

Я хотела бы выделить четыре основных момента, по которым я определяю готовность ребенка к школе.

  1. Мотивация.

 Первое, в чем должен созреть будущий школьник, это, несомненно, желание учиться. Не желание узнать что-то новое, заглянуть в энциклопедию или набраться мудрости у фиксиков. Именно желание учиться в смысле трудиться, достигать результата через преодоление себя. Если такой интерес есть — желание достичь успеха через «постараться, потерпеть и все получится», это первый показатель взрослости и готовности быть учеником. Ведь, по большому счету, учеба в первом классе не требует особых глубоких знаний. Она требует системного труда, ответственности и соблюдения правил. Совет по определению уровня мотивации: Эти способности можно легко проверить дома, не прибегая к услугам специалистов. Например, затеять долгосрочный творческий проект — создать кукольный театр или настольную игру. Если заниматься предложенным делом регулярно и примерно по часу, можно увидеть, сохраняется ли у ребенка интерес к работе долгое время. Или же он ждет быстрого результата, сиюминутного и не готов пока прикладывать усилия для достижения результата отложенного. "Первое, в чем должен созреть будущий школьник, это, несомненно, желание учиться" Иногда мотивация к обучению у дошкольника видна ну просто невооруженным глазом. Она вытекает из того, насколько усложнились и затруднились его игры. Например, моя племянница, прежде чем приступить к собственно игре в принцесс, проделывала недельные подготовительные работы. Сначала она рисовала самих принцесс, их наряды, атрибуты принцессной жизни. Затем обустраивала им дворцы и прочие апартаменты. И только потом следовала непосредственно игра, постоянно приостанавливаемая для до изготовления недостающих атрибутов. И это при том, что комната забита многочисленными куклами, половина из которых являются принцессами по праву изготовления. Желание трудиться, создавать, терпеливо идти к намеченному результату — это и есть учебная мотивация. И ее нужно дождаться. Не сидеть и ждать, конечно. Предлагать подходящие игры, отдавать в подходящие секции, читать подходящие книги. Ребенок должен наиграться в простые игры, научиться играть в игры, в которых нужно трудиться. Постепенно игры уйдут, а труд останется. И если все сделать правильно, то и удовольствие от труда останется. Отдавать в школу ребенка, который не готов пока достигать результата в труде — это бессмыслица. Вам же потом придется десять лет ходить по учителям и завучам, приговаривая «мой ребенок уже в пять лет умел читать, знал китайские иероглифы и тысячу дат российской истории, а вы у него отбили желание учиться!».

  1. Двигательное развитие и моторика.

То, что развитие ловкости и чувствительности пальчиков взаимосвязано с развитием интеллекта в самом широком смысле, сегодня известно уже, не побоюсь преувеличить, всем. Конечно, мы не заставляем больше сортировать гречку и пшено по разным тарелочкам. Хотя в некоторых раннесоветских книгах по педагогике, которые я находила в шкафу у бабушки, такое упражнение было рекомендовано для дошкольников. Сегодня мы записываем в студии лепки и бисероплетения. И это, безусловно, полезно, точно так же, как и вязание крючком или макраме. Советы по развитию моторики: Одна моя знакомая, психолог, оценивающий готовность будущих первоклассников к школе, предлагает в качестве теста на моторику ребенку пришить маленькую пуговицу к кусочку материи. При этом вставить нитку в иголку и завязать узелок он должен сам. Другой вариант задания — раскрасить мелкую картинку, не выходя за контуры. Видимо, такими испытаниями проверяется также терпение. В школе от ребенка будут требовать очень многого: ровно проводить линию, аккуратно писать, лепить мелкие детали, попадать цифрами в клеточки. Его пальчики должны быть готовы, должны успевать за его мыслями. А у некоторых мам, у которых не хватает терпения подготовить детские пальчики к школьным нагрузкам, сегодня актуально просто назвать своего ребенка «дисграфиком». "Ребенок должен лазить, бегать, карабкаться и кататься».  Отдельно нужно иметь в виду двигательное развитие. Ребенок должен уметь понимать окружающее его пространство, видеть и принимать во внимание предметы и объекты вокруг себя. Ему нужно научить осознавать себя, свое тело в окружающем мире. Есть даже такие исследования, в которых дети, которые лазили по горкам, полосам препятствий и всяким прочим лабиринтам, в будущем лучше усваивали приставки и предлоги: над, под, с, в, между. И они же демонстрировали лучшее понимание и пространственное мышление на уроках геометрии в старших классах. И это как раз тот аспект развития, который электронными моделями или даже конструкторами не заменишь. Значит, готовясь к школе, в перерывах между школами раннего развития и балетом ребенок должен лазить, бегать, карабкаться и кататься. Среди первоклассников всегда можно увидеть нескольких ребятишек, у которых этот момент развития упущен родителями. Они, заходя в столовую, врезаются в дверь, а вставая из-за парты, опрокидывают стул, на уроках физкультуры — не могут убрать мячи на полку. И я понимаю, как сложно объяснить маме ребенка, который читает и считает в пять лет, что пока он не научится ровно раскрашивать и слезать с турника, ему рано идти в школу. Пробовали, знаем...

3. Эмоционально-волевая готовность

Школьнику очень важно уметь управлять своими эмоциями. Уметь сдерживать себя, выражать свои чувства уместно и конструктивно. Это, кстати, учительницам и мамам школьников тоже важно. Но с них, видимо, это не так строго спрашивается, как с семилеток.

«Каждый день в школе — это проверка на волевые качества, на способность управлять своими эмоциями»

Если первоклассник не может своими эмоциями управлять, сам успокаиваться или «откладывать» острые эмоциональные реакции до встречи с родными, ему придется очень нелегко. Ведь каждый день в школе — проверка на волевые качества, на способность управлять своими эмоциями. Примеров масса.

Проверенные работы всегда раздают перед уроком. Например, в прошлый четверг я раздала работы с оценками десятому классу. Некоторые видят, что их оценка ниже, чем они ожидали. И прямо на глазах расстраиваются. Это с учетом, что можно пересдать. И с учетом, что им шестнадцать или семнадцать лет.

И ровно те, кто расстроился, на уроке не могут сидеть спокойно и усваивать хоть что-нибудь. А первоклассник? Если ему выдать проверенную пропись с исправлениями. Пусть даже без оценки. Но он же видит, что исправлений много, что он сделал не идеально. Конечно, он расстроится. Отсюда и замечания на уроках, и драки на переменах, и грубость в адрес окружающих.

Вот к этому нужно готовить. К умению управлять собой, владеть собой. А не к таблице умножения. Именно волевые качества нужно тренировать. Без них придется столкнуться с тем, что учителя все придираются, одноклассники дружить не хотят, а ребенку в школе то ли не интересно, то ли слишком трудно.

Совет «Как оценить уровень развития эмоционально-волевой сферы»: Отследить этот аспект развития очень легко. Если человек может спокойно высидеть в театре, потерпев с едой и туалетом до антракта, а потом пересказать бабушке сюжет спектакля, он точно сможет провести день в школе без особых эмоциональных потрясений.

Или если он смиренно примеряет в магазине всю одежду, которую подносит мама, а папе не приходится силой его удерживать и обещать за этот подвиг мороженое и прочих роботов. Даже если он просто доводит до конца скучное и долгое поручение родственников вроде протереть пыль или промаркировать банки с вареньем.

Но если ребенок постоянно капризничает, переключается с одного занятия на другое, злится, если не удается бросить начатое, школа его от этого не избавит. Наоборот, это будет мешать ему вплоть до старших классов. Потому что он был не готов. Ему нужно было время. А его родители посчитали, что в семь с половиной будет уже поздно, опасаясь то ли армии, то ли попасть не к той учительнице, то ли общественного мнения о недостаточной развитости чада.

4. Интеллектуальная готовность

Я не случайно ставлю этот аспект на последнее место. Он, конечно, важен. Но все-таки знания вторичны. Без готовности их получать, без эмоциональной зрелости, желания учиться и двигательного развития проблемы неизбежны. Виноваты окажутся все, кроме тех, кто принял решение отдать в первый класс ребенка уже за то, что он читает и считает:

  • «Как у него может быть тройка по чтению, если он «Конька-горбунка» с трех лет наизусть знает?»
  • «Это ему сосед по парте мешает, наш мальчик баловаться не приучен»
  • «Да он таблицу умножения в пять лет наизусть, а вы ему двойку за контрольную! Жаловаться будем!»

И прочее, и прочее…

Нужно ведь не просто уметь читать, а читать то, что предписано программой. А это не всегда соответствует личному интересу ученика. По себе вспомните, не всем нравились тексты о природе. А иногда нужно собраться, успокоиться, дождаться своей очереди и сдать норматив по чтению. Это, вообще, испытание не для слабонервных.

«Иногда нужно собраться, успокоиться, дождаться своей очереди и сдать норматив».

Также нужно не просто писать, а вписывать буквы в строчки, соединяя их по строго соблюдаемым правилам. Еще нужен правильный наклон, правильный захват ручки и ровная спинка. А это снова борьба зрелости, а не знаний.

И даже в математике побеждает не тот, кто раньше начал считать, а кто правильно прочитал или услышал задание. Например, требуется записать только ответ, а не весь пример.

Я достаточно наблюдаю старшеклассников, которых отдали в школу до того, как им исполнилось полных семь лет. И несмотря на то, что исключения есть, я бы предпочла, чтобы мой сын проживал школьные годы так, как это делают те, кто стал первоклассником вовремя, будучи всесторонне готовым к этому. Хотя, конечно, это не даст мне почувствовать себя мамой вундеркинда…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «СШ 7» учитель начальных классов ЧУРКИНА ТАТЬЯНА ПАВЛОВНА Собрание родителей первоклассников

Слайд 2

здравствуй, школа!

Слайд 3

Почему необходимо определить готовность ребёнка к школе ещё до начала обучения? Что такое «готовность к школе»?

Слайд 4

«Быт Быть готовым к шко «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А.

Слайд 5

Готовность к школе физическая нравственная психологическая мыслительная

Слайд 6

Физическая готовность Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях » в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения психолого медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению. Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, допускается после успешно пройденной районной медико-педагогической комиссии .

Слайд 7

Нравственная готовность - умение строить отношения с учителем и выполнять требования ; - умение общаться и взаимодействовать со сверстниками; - умение контролировать свое поведение; - вежливость, сдержанность, послушание . -отношение к себе ( отсутствие заниженной самооценки). Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.

Слайд 8

это твердое желание учиться , получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний; это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные); это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания . Психологическая готовность к обучению в школе:

Слайд 9

Развитие школьно-значимых психологических функций: развитие мелких мышц руки ( рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами); пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа); координация в системе глаз - рука ( ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);

Слайд 10

Развитие школьно - значимых психологических функций: развитие логического мышления ( способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам); развитие произвольного внимания ( способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут); развитие произвольной памяти ( способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация ).

Слайд 11

Волевая готовность : способность управлять своим поведением ; - умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок; - стремление преодолевать трудности; - стремление к достижению результата своей деятельности.

Слайд 12

Интеллектуальная готовность Важный показатель — это развитие речи. Ребенок должен : -Правильно произносить все звуки. - Различать буквы и звуки , выделять в слове заданный звук, назвать в слове все звуки по порядку. -Составлять предложения из нескольких слов. -Отвечать на вопросы "кто?", "что?" и самому их задавать. -Составлять рассказы по картинке. -Выразительно рассказывать стихи с интонацией. - Чаще читайте ребёнку сказки. -Вместе сочиняйте.

Слайд 13

Подготовка к чтению: 6-7 летний малыш должен знать все печатные буквы алфавита, но многие могут слитно читать слоги, а некоторые - и целые тексты. Несмотря на такую разную подготовку , все дети устают от процесса чтения очень быстро . Чередуйте это занятие с отдыхом . Пусть ребёнок "погримасничает" перед зеркалом, произнося чётко и громко звуки, отдельно и плавно. Это развивает артикуляционный аппарат.

Слайд 14

Подготовка к письму Ручку ребёнок должен брать правильно. Раскраски замените обведением по трафарету и штриховкой. Линия должна быть направлена сверху вниз, справа налево, а если она кривая, то против часовой стрелки .

Слайд 15

Штриховка

Слайд 16

Подготовка к математике : П омогите ребёнку: - свободно ориентироваться в пространстве и овладеть понятиями : "вверх-вниз", "вправо-влево", "прямо, по кругу, наискосок", "горизонтально-вертикально" и т.д. - объединять предметы в группы по одному признаку, сравнивать , - владеть счётом в пределах 20, - прямым и обратным счетом до 10 , - составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, -различать геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал .

Слайд 17

предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6–7-и годам ребенок должен знать: свой адрес и название города, в котором он живет; название страны и ее столицы; имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы; времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели; основные виды деревьев и цветов. ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении . Интеллектуальная готовность

Слайд 18

Школа первоклассника « Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» . В.Сухомлинскй .

Слайд 19

Основная цель « Школы будущих первоклассников »: - формирование у будущего первоклассника положительного отношения к себе, уверенности в своих силах, открытости внешнему миру, инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности; - формирование положительного отношения к школе и процессу обучения

Слайд 20

Задачи родителей первоклассника: - Создание атмосферы психологической комфортности. -Увеличение объема внимания и памяти. -Развитие любознательности и стремление к расширению знаний. -Развитие коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом. -Развитие инициативности, самостоятельности, активности. -Формирование отдельных приемов учебно-познавательной деятельности.

Слайд 21

Уважаемые родители ! Берегите своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом сложном мире!

Слайд 22

Желаю удачи в воспитании детей



Предварительный просмотр:

Многие родители колеблются: отдавать или не отдавать ребёнка в школу?

Время идёт. Разве секрет, для кого- нибудь, что и у детей, и у родителей есть робость, иногда страх перед школой.

Кому не известны волнения родителей будущих первоклассников. Завтра уже 1 сентября, а в голове ещё вопросы: сможет? Не сможет? Справится ли? Лихорадочно в который раз они заставляют ребёнка ответить на вопросы, прочитать стихотворение.

Какие же качества необходимы ребёнку для успешного включения в школьную жизнь, и как развивать их в условиях семьи?

Прежде всего это достаточный уровень умственного и речевого развития. В чём он проявляется? В том как ребёнок понимает вопросы и указания взрослых, насколько правильно и связно выражает свои мысли, отчётливо и выразительно произносит слова. Если постоянно развивать деятельность ума ребёнка, учить его понимать вопросы и отвечать на них прямо, успех обеспечен.

Как только язык у детей начинает действовать лучше, вредно позволять им говорить картаво. Нужно чаще ставить вопросы: что это такое? Что ты делаешь? Как это называется? При этом всегда нужно обращать внимание на то , чтобы дети произносили слова отчётливо. Для развития речи можно проводить конкурс кто быстрее произнесёт какое-нибудь длинное слово.

Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является уровень образных представлений. Недостатки в их развитии будут затруднять восприятие ребёнком учебного материала. Что можете вы сделать в этом направлении?

Прежде всего обратите внимание на рисунки детей. Каковы они? Разнообразны ли ? Что изображается чаще всего? Умеет ли ребёнок нарисовать человека, кошку, зайца, волка, чтобы они в основных деталях отличались друг от друга.

Рисование — любимое занятие дошкольников, но не рисует ли сын — самолёты и машины, а дочь — похожих друг на друга кукол? Подобная деятельность вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.

Вы должны разнообразить тематику рисунков, обратить внимание ребёнка на основные детали, без которых рисунок становится искажённым, кроме рисования, привить интерес к лепке, конструированию. Можно складывать из деталей рисунок — очень увлекательное занятие, хорошо развивающее образные представления.

Важно обеспечить ребёнка разнообразным игровым материалом. Нельзя допускать, чтобы ребёнок занимался постоянно одной и той же игрой, особенно с готовыми игрушками (машинками, куклами).

Нелегко будет ребёнку учиться в первом классе если у него плохо развиты движения. Мелкие движения кистью и пальцами руки необходимы для письма. Основные пути развития здесь — рисование, конструирование, лепка. Застёгивание и расстёгивание пуговиц , крючков, кнопок, шнурков ботинок — это не только воспитание самостоятельности, но и хорошая тренировка пальцев.

Ребёнку нужно больше двигаться. Чаще в выходные дни нужно совершать с ними дальние прогулки, играть в мяч, устраивать спортивные эстафеты.

Ребёнок нуждается в особой защите от окружающего, его неокрепший организм легко подвергается отрицательным влияниям. Поэтому охрана здоровья, забота о правильном физическом развитии начинающего школьника — одна из важнейших задач школы. Три раза в неделю уроки физической культуры, предусмотрены программой, ежедневно динамическая пауза в середине дня.

Здоровье — это не только физическая подготовка и спорт. Питание ученика, тоже проблема из проблем. Обед после 2-го урока. В отличие от детского сада в школе детей кормят в 10 ч 40 мин. Нужно, чтобы перед уходом в школу ребёнок хорошо поел дома, пусть это станет для него здоровой привычкой.

Весь образ жизни ребёнка меняется с переходом из детского сада в школу. Даже в самых хороших школьных он переживает при этом стрессовое состояние. Наша задача — помочь ребёнку быстро и благополучно выйти из этого состояния, а для этого нужно организовать в школе и дома интересную и полноценную жизнь, в которой учение органично сочетается с игрой. Весь первый год учение и игра идут рядом.

Вас беспокоит вопрос, как помочь детям хорошо учиться. Нередко начинают с повышения требовательности, ограничений в развлечениях. Обучение без домашних заданий, без отметок



Предварительный просмотр:

ПЕРВЫЙ раз ПЕРВЫЙ класс.


Нет-нет, вы не ошиблись, это вовсе не опечатка. В этом учебном году я впервые в своей жизни стала классным руководителем и учителем 1 "В" класса.

Первый школьный звонок отзвенел, первый классный час прошёл, начались тяжёлые трудовые будни… Как это пережить, чтобы учитель не сошёл с ума, а ученики не потеряли желания учиться? Попробуем разобраться.

«Вот пришёл твой звёздный час -
Ты зачислен в 1 класс…»

Какое до боли известное двустишие, думаю, каждый ученик хоть раз слышал его в канун нового учебного года. Особенно волнительно звучат эти слова для первоклашек, ведь с 1 сентября у них начинается абсолютно новая жизнь. Новая во всех смыслах этого слова: иной график сна, питания, школьные предметы, учебники, сидение за партой «от звонка до звонка», выполнение новых требований учителя. Как же детям справиться с этими трудностями? Есть несколько простых, но очень действенных советов, которые помогут вашему первокласснику полюбить учёбу и не свести с ума своего нового учителя и родителей.

Правило №1: В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ему поверить в себя, в свои силы и возможности. Хвалите своего ребёнка как можно чаще, за любое малейшее достижение, за каждую верно написанную строчку в прописи. Поверьте, для него это очень важно.

Правило №2: Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш малыш. Обязательно разговаривайте с ребёнком о том, что происходит в его школьной жизни: как проходят уроки, что нового и интересного он узнаёт каждый день, как складываются его отношения с одноклассниками.

Правило №3: Не критикуйте ребёнка, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усугубит его проблемы. Постарайтесь спокойно, наедине, в непринуждённой обстановке сказать малышу, что он может выполнять работу лучше, чуть больше стараться, а вы обязательно поможете ему в этом.

Правило №4: Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школе. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму. Первым необходимо тренировать усидчивость, к примеру, по 15 минут каждый вечер выполнять монотонную работу в прописях, или раскрасках. Вторых же наоборот необходимо тренировать работать в более быстром темпе: попросить прописать несколько элементов в строчку в течение определённого промежутка времени.

Правило №5: Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности, а значит, поднимают его самооценку. Если ваш ребёнок посещает художественную школу, или секцию по дзюдо, обязательно говорите ему, как хорошо ему это удаётся, какие красивые картины он пишет, как быстро и ловко справляется с соперником на тренировке.

Правило №6: Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми - это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями. Почаще говорите малышу, что сегодня он выполнил задание в тетради гораздо лучше, чем вчера, а завтра у него есть возможность ещё больше постараться.

Правило №7: И помните, что, прежде всего первоклассник - это всё тот же ребёнок, который ещё вчера ходил в детский сад и ложился спать во время тихого часа. А значит самое главное, в чём нуждается малыш - это ваша забота, понимание и, конечно же, любовь.

С уважением,
классный руководитель 1 В класса
Чуркина Татьяна Павловна


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание в 1 классе « Проблемы адаптации первоклассников, к школьным условиям».

Слайд 2

Первоклассники

Слайд 3

Первоклассник – это ребенок…

Слайд 4

Условия адаптации: Физиологические Психологические Изменение режима дня -психологический климат в семье Правильная посадка - дружеское общение с одноклассниками Организация правильного питания - предоставление самостоятельности Воспитание самостоятельности и - организация контроля за учебой ответственности - поощрение за успехи и достижения - развитие самоконтроля и самооценки

Слайд 5

Признаки успешной адаптации: Ребенок легко справляется с программой Удовлетворенность ребенка процессом обучения Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем

Слайд 6

Признаки дезадаптации: Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы Нежелания выполнять домашние задания Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников Жалобы на те или иные события, связанные со школой Беспокойный сон Трудности утреннего пробуждения, вялость Постоянные жалобы на плохое самочувствие

Слайд 7

Взаимоотношения с ребёнком в семье. Шкала общения родителей с ребёнком: Положительные эмоции отрицательные эмоции -хвалили -упрекали -поощряли -подавляли -одобряли -унижали -целовали -обвиняли -обнимали -осуждали -ласкали -отвергали -сопереживали -позорили -улыбались -читали нотации -восхищались -лишали чего-то -делали подарки -ставили в угол

Слайд 8

Несколько рекомендаций психолога «Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки» - Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос. - Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача . Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет. Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов. - Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня. - Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам. - После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.

Слайд 9

-Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв. -В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то..». -Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку . -Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него . -Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления. -Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

Слайд 10

Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Пусть помнят, что с лихвой получат Всё то, чему его научат… Коль видят нас и слышат дети, Мы за дела свои в ответе.

Слайд 11

Желаю удачи в воспитании детей!



Предварительный просмотр:

               

                        Рекомендации родителям:

Верьте в возможности ребёнка, не сравнивайте его с другими детьми!

Дайте ребёнку ощутить рост своих возможностей.

Сопереживайте и радуйтесь вместе, любите его таким, какой он есть.

Учитывайте его индивидуальные особенности. Обязательно подбадривайте застенчивого ребёнка.

Не порождайте страх перед школой, неуверенность в своих силах.

Дайте ему возможность раскрыться, помогите ребёнку прийти к успешности.

Верьте, все успехи всегда постоянны, а неудачи временны.

_____________________________________________

                 Рекомендации родителям:

Верьте в возможности ребёнка, не сравнивайте его с другими детьми!

Дайте ребёнку ощутить рост своих возможностей.

Сопереживайте и радуйтесь вместе, любите его таким, какой он есть.

Учитывайте его индивидуальные особенности. Обязательно подбадривайте застенчивого ребёнка.

Не порождайте страх перед школой, неуверенность в своих силах.

Дайте ему возможность раскрыться, помогите ребёнку прийти к успешности.

Верьте, все успехи всегда постоянны, а неудачи временны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

19 секретов для родителей второклассников

Слайд 2

Секрет 1 Напомнить ребенку, что домашние задания нужны для отработки того, что в классе объяснял учитель, иначе в долговременную память знания не переходят

Слайд 3

Секрет 2 Навык выполнения домашней работы без помощи и поддержки взрослого практически не формируется, таковы законы усвоения

Слайд 4

Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания? Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка. Приучите ребенка вовремя садиться за уроки. Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим столом. Своевременно устраивайте небольшие перерывы. Не давайте ребенку дополнительных заданий кроме тех, которые ему задали в школе. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу. Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны. Присутствуйте при подготовке ребенком домашних заданий, подбадривайте его, объясняйте, если он что-то не понял или забыл, но не подменяйте его деятельность своей.

Слайд 5

Секрет 3 Если родители не контролируют и не помогают выполнять домашнее задание, то ребенок может его не делать и не записывать

Слайд 6

Секрет 4 Важно первоначально проверять и сопоставлять то, что ребенок записал в дневник и то, что было реально задано – дети порой не записывают часть заданий в дневник

Слайд 7

Секрет 5 Помогать ребенку делать домашнее задание и проверять то, что ребенок сделал

Слайд 8

Родительская заботливость, внимание и контроль, безусловно, необходимы второкласснику, но действовать надо разумно, осторожно, не назойливо, не давая ребёнку повода переложить свои обязанности на чужие плечи.

Слайд 9

Секрет 6 Показывать пример организованности и собранности

Слайд 10

Секрет 7 Принять, что двойки и тройки в процессе учебы неизбежны, поэтому важно не ругать ребенка за них, а наоборот, помочь разобраться

Слайд 11

Для успешного обучения важно: насколько хорошо дети понимают смысл слов «нельзя» и «надо», знакомо ли им чувство ответственности, организованны ли они хотя бы в самом простейшем понимании этого слова.

Слайд 12

Секрет 8 Важно воспринимать отметки как показатели учебной температуры: двойка –это сигнал к тому, что знания приболели и им нужно лечение, а не нравоучение

Слайд 13

Секрет 9 Не думать, что если мама и папа хорошо учились в школе, то у них обязательно будет ребенок отличник или ударник – мы все разные

Слайд 14

Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.

Слайд 15

Секрет 10 Ребенку ничем не помогут рассказы родителей о том, что они окончили школу с золотой медалью, а в ВУЗ с красным дипломом, зато тревожность могут сформировать

Слайд 16

Секрет 11 Если ругать ребенка за двойки, то у него может появиться школьная тревожность, которая сильно влияет на успешность ребенка. Даже самый умный ребенок может получить низкую отметку, если он боится, т.к страх блокирует познавательную деятельность

Слайд 17

Если ребенок плохо учится, значит он: Потерял веру в свои силы и отстал в учебе. Боится быть спрошенным. Ему стыдно перед товарищами, перед учителем, перед самим собой. Взрослые предъявляют свои требования.

Слайд 18

Секрет 12 Не требовать от ребенка больше, чем он может в данный момент

Слайд 19

Что делать? Установить точный диагноз. (ухудшение самочувствия, проблемы в семье и т.д.). Начинайте с самого малого. (вселите чувство уверенности в своих силах; пробудите начальный интерес ). Придумывайте занимательные задания. Избегайте нервозности и неоправданных конфликтов. Следите за собой, за своей интонацией в процессе занятий с ребенком. Обязательно отметьте первый успех ребенка. Старайтесь развивать у ребенка чувство собственного достоинства.

Слайд 20

Секрет 13 Важно самим родителям спокойно относиться к отметкам и не требовать от ребенка только пятерок или четверок – если мама очень сильно переживает из-за отметок, то и у ребенка появляется тревожность и страх не оправдать ожидания мамы

Слайд 21

Секрет 14 Важно учить ребенка сравнивать свои достижения с его же достижениями, но в предыдущем периоде

Слайд 22

Секрет 15 Обязательно хвалить за успехи, создавать ситуации успеха, отмечать малейшие продвижения

Слайд 23

Система немедленного поощрения Надо придумать искусственные стимулы в виде вознаграждений, которые можно давать регулярно при небольших положительных сдвигах в учебе и поведении. Необходима психологическая поддержка семьи. Соприсутствие заинтересованных лиц - важнейший стимул успешности работы ребенка в школе и дома. Учебная деятельность являeтcя совместной, распределенной - от взрослого (учителя, родителя) исходят цели и стимулирование, а от школьников – активность по их достижению.

Слайд 24

Секрет 16 Никогда не сравнивать достижения ребенка с другими детьми !!!

Слайд 25

Секрет 17 Ребенок должен видеть, что ошибаться –это нормально, что ошибаются и мамы, и папы и бабушки и дедушки.

Слайд 26

Секрет 18 Дети часто воспринимают отметку за работу, как отметку собственной личности, поэтому надо быть предельно тактичным в общении с ребенком и учить разделять: «Я хороший, но в работе я сделал 20 ошибок и поэтому получил 2»

Слайд 27

Секрет 19 Важно ребенка настраивать на то, что если верить в успех и стараться, то все обязательно получится)))

Слайд 28

Сделать первый шаг по воспитанию самостоятельности поможет следующий простой прием - составление расписания выполнения домашних заданий. письменные уроки нужно чередовать с устными. желательно задание выполнять в тот день, когда его задали, чтобы не забыть пройденное на уроке. Задания по чтению (пересказ) и иностранный язык нужно повторить несколько раз Распределить заданные уроки равномерно по дням недели, чтобы не было «то густо, то пусто». Интенсивное выполнение какого-то одного урока не должно продолжаться больше 30 минут

Слайд 29

желание учиться 5 Выполнение установленных правил 2 Положительные установки 3 Любовь родителей 4 Приучение к режиму 1 Вера в успех

Слайд 30

Детские неудачи часто оказываются не причиной, а следствием родительских разочарований. Это происходит, когда родительские притязания основаны на абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах собственных надежд неминуемо становится для детей источником страдания, неудач, потери уверенности. Нормальный ребенок должен протестовать против того, что родительская любовь направлена не на него, а на некий идеал, на который ребенок, может, и не хочет походить. Некоторые дети, попадая в ситуацию завышенных требований, могут совершенно пасть духом, забросить учебу.

Слайд 31

Любите своих детей

Слайд 32

Общее дело ребенка и взрослого – познание себя и другого, каким бы ни был предмет их сотрудничества. А зачастую педагогические усилия родителей вырождаются во внешние дела. Хорошо будет учиться тот ребенок, родители которого открывают его тетради, чтобы понять, какие трудности он испытывает . Основная часть учебных трудностей является следствием родительских упущений в дошкольном возрасте. Спохватываясь слишком поздно, родители перегружают ребенка.

Слайд 33

Феноменология трудностей Возможные психологические причины Психодиагностические методики 1. В письменных работах пропускает буквы 1. Низкий уровень развития фонематического слуха 2. Слабая концентрация внимания 3. Несформированность приемов самоконтроля 4. Индивидуально-типологические особенности личности 5. Другие психологические причины 1. Тест различения и выбора фонем 2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания 3. Методика «Узор» 4. Методика Рене Жиля 2. Неразвитость орфографической зоркости 1. Низкий уровень развития произвольности 2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу) 3. Низкий уровень объема и распределения внимания 4. Низкий уровень развития кратковременной памяти 5. Слабое развитие фонематического слуха 6. Другие психологические причины 1. Методика «Графический диктант» 2. Методика «Узор» 3. Методика изучения объема и распределения внимания 4. Методика «Оперативная память» 5. Тест различения и выбора фонем Трудности в обучении у младших школьников и возможные причины

Слайд 34

3. Невнимателен и рассеян 1. Низкий уровень развития произвольности 2. Низкий уровень объема внимания 3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания 4. Преобладающая мотивация учения – игровая 5. Другие психологические причины 1. Методика «Графический диктант» 2. Методика изучения объема внимания 3. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания 4. Методика изучения мотивации (по Белопольской) 4. Испытывает трудности при решении математических задач 1. Низкий уровень развития общего интеллекта 2. Слабое понимание грамматических конструкций 3. Несформированность умения ориентироваться на систему признаков 4. Низкий уровень развития образного мышления 5. Другие психологические причины 1. Методика Векслера (для соответствующего возраста) 2. Методика изучения осмысления на основе слухового восприятия 3. Методика «Рисование по точкам» 4. Методика «Лабиринт»

Слайд 35

5. Испытывает затруднения при пересказывании текста 1. Несформированность умения планировать свои действия 2. Слабое развитие логического запоминания 3. Низкий уровень речевого развития 4. Низкий уровень развития образного мышления 5. Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации) 6. Заниженная самооценка 7. Другие психологические причины 1. Методика «Узор» 2. Методика «Запомни пару» 3. Методика Эббингауза 4. Методика «Лабиринт» 5. Методика «Сапожки», методика «Заполни пустую клетку» 6. Шкала самооценки (Ч.Д.Спилбергера и Ю.Л.Ханина) 6. Неусидчив 1. Низкий уровень развития произвольности 2. Индивидуально-типологические особенности личности 3. Низкий уровень развития волевой сферы 4. Другие психологические причины 1. Методика «Графический диктант» 2. Методика изучения темперамента 3. Методика «Графический диктант», «Домик»

Слайд 36

7. Трудно понимает объяснение с первого раза 1. Несформированность приемов учебной деятельности 2. Слабая концентрация внимания 3. Низкий уровень развития восприятия 4. Низкий уровень развития произвольности 5. Низкий уровень развития общего интеллекта 6. Другие психологические причины 1. Методика «Узор» 2. Модификация метода Пьерона-Рузера 3. Методика изучения восприятия 4. Методика «Домик», «Графический диктант» 5. Методика Векслера (для соответствующего возраста) 8. Постоянная грязь в тетради 1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук 2. Несформированность приемов учебной деятельности 3. Недостаточный объем внимания 4. Низкий уровень развития кратковременной памяти 5. Другие психологические причины 1. Методика «Змейка» 2. Методика «Узор» 3. Методика определения объема внимания 4. Методика «Оперативная память»

Слайд 37

9. Плохое знание таблицы сложения (умножения) 1. Низкий уровень развития механической памяти 2. Низкий уровень развития долговременной памяти 3. Развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы 4. Низкий уровень развития произвольности 5. Слабая концентрация внимания 6. Несформированность приемов учебной деятельности 7. Другие психологические причины 1. Методика изучения логического и механического запоминания 2. Методика изучения долговременной памяти 3. Методика Векслера (для соответствующего возраста) 4. Методика «Графический диктант» 5. Методика изучения концентрации внимания 6. Методика «Узор» 10. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы 1. Несформированность приемов учебной деятельности 2. Низкий уровень развития произвольности 3. Другие психологические причины 1. Методика «Узор» 2. Методика «Графический диктант»

Слайд 38

11. Постоянно забывает дома учебные предметы 1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность 2. Низкий уровень развития произвольности 3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания 4. Другие психологические причины 1. Детский вариант характерологического опросника Г.Айзенка 2. Методика «Графический диктант» 3. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания 12. Плохо списывает с доски 1. Несформированность предпосылок учебной деятельности 2. Низкий уровень развития произвольности 3. Низкий уровень переключения внимания 4. Недостаточный объем внимания 5. Низкий уровень развития кратковременной памяти 6. Другие психологические причины 1. Методика «Узор» 2. Методика «Графический диктант» 3. Методика изучения переключения внимания 4. Методика изучения объема и распределения внимания 5. Методика «Оперативная память»

Слайд 39

13. Домашнюю работу выполняет отменно,а в классе справляется плохо 1. Низкая скорость протекания психических процессов 2. Несформированность приемов учебной деятельности 3. Низкий уровень развития произвольности 4. Другие психологические причины 1. Детский вариант характерологического опросника Г.Айзенка 2. Методика «Узор» 3. Методика «Графический диктант» 14. Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять 1. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания 2. Низкий уровень развития произвольности 3. Несформированность умения выполнять задания по устной инструкции взрослого 4. Несформированность предпосылок учебной деятельности 5. Другие психологические причины 1. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания 2. Методика «Графический диктант» 3. Методика «Узор» 4. Методика «Узор»

Слайд 40

15. Постоянно переспрашивает учителя 1. Низкий уровень объема внимания 2. Слабая концентрация и устойчивость внимания 3. Низкий уровень развития переключения внимания 4. Низкий уровень развития кратковременной памяти 5. Низкий уровень развития произвольности 6. Несформированность умения принять учебную задачу 7. Другие психологические причины 1. Методика изучения объема и распределения внимания 2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания 3. Методика изучения переключения внимания 4. Методика «Оперативная память» 5. Методика «Графический диктант» 6. Методика «Узор» 16. Плохо ориентируется в тетради 1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве 2. Низкий уровень развития произвольности 3. Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук 4. Другие психологические причины 1. Тест Керна – Йерасека (субтесты 2, 3) 2. Методика «Графический диктант» 3. Методика «Змейка»

Слайд 41

17. Поднимает руку, а при ответе молчит 1. Несформированность отношения к себе как к школьнику 2. Заниженная самооценка 3. Низкий уровень развития произвольности 4. Другие психологические причины 1. Анкета для определения школьной мотивации 2. Методика изучения самооценки 3. Методика «Графический диктант» 18. Опаздывает на уроки 1. Несформированность приемов самоконтроля 2. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания 3. Низкий уровень развития произвольности 4. Возможные трудности в семье 5. Причины вторичной выгоды 6. Другие психологические причины 1. Методика «Узор» 2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания 3. Методика «Домик», «Графический диктант» 4. Методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС) 5. Методика «Незаконченные предложения»

Слайд 42

19. Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест 1. Несформированность отношения к себе как к школьнику 2. Преобладающая мотивация учения — игровая 3. Индивидуально-типологические особенности личности 4. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания 5. Низкий уровень развития произвольности 6. Несформированность приемов учебной деятельности 7. Другие психологические причины 1. Анкета для определения школьной мотивации 2. Методика изучения мотивации (по Белопольской) 3. Методика Рене Жиля 4. Методика изучения концентрации внимания (модификация метода Пьерона – Рузера) 5. Методика «Домик», «Графический диктант» 6. Методика «Узор» 20. Испытывает страх перед опросом учителя 1. Заниженная самооценка 2. Возможные трудности в семье 3. Внутреннее стрессовое состояние 4. Индивидуально-типологические особенности личности 5. Другие психологические причины 1. Методика изучения самооценки 2. Методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС) 3. Методика Люшера 4. Методика Рене Жиля, детский вариант характерологического опросника Г.Айзенка

Слайд 43

21. При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует 1. Несформированность отношения к себе как к школьнику 2. Преобладающая мотивация учения – игровая 3. Низкий уровень развития произвольности 4. Несформированность приемов учебной деятельности 5. Другие психологические причины 1. Анкета для определения школьной мотивации 2. Методика изучения мотивации (по Белопольской) 3. Методика «Графический диктант» 4. Методика «Узор» 22. Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время 1. Отсутствует учебная мотивация 1. Методика изучения мотивации (по Белопольской)

Слайд 44

ПАМЯТКА Как списать предложение. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его. Выдели орфограммы в списываемом тексте. Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать во время письма). Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза. Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги; б) подчеркни (или выдели простым карандашом) орфограммы в написанном; в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом .

Слайд 45

Деление на слоги: по законам повышающейся звучности. Произносим слова орфоэпически (так как говорим [вадалас]) «Скандируем» слово с трибуны как болельщики кричат: «Шай – бу»! ([ва-да-лас] есть 4 позиции разделения Примеры: о- кно, се – стра кар – та, тон – ко, бой-ко, вой – на, май- ка по-лный, у – по- рно сонорные согласные [р, н, м, л ,й ` ]



Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛИ, ЗАДУМАЙТЕСЬ!

Вирус цифрового слабоумия.

Сегодня весь мир помешался на гаджетах: смартфонах, планшетах и прочей цифровой технике. Вместе с ними в мир проникает вирус цифрового слабоумия. И это не шутка, это диагноз. В 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей — представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией. Исследования показывают, что в мозгу представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, похожие на те, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте. В это сложно поверить, но среднестатистический семилетний европеец уже провел у экранов больше года своей жизни (по 24 часа в сутки), а 18-летний — больше четырех лет! Хочешь сказать, что сейчас совсем другие дети? Да, дети другие, но мозг у них такой же, что был у человека тысячу лет назад, — 100 миллиардов нейронов, каждый из которых связан с десятью тысячами себе подобных. Мозг нужно развивать и кормить. Все наши мысли, действия, решения сложных задач и глубокие размышления оставляют след в нашем мозгу. «Ничто не может заменить того, что дети получают от собственного, свободного и независимого мышления, когда они исследуют физический мир и сталкиваются с чем-то новым», — утверждает британский профессор психологии Таня Бирон.

Ты будешь шокирован, но с 1970 года радиус активности детей (пространства вокруг дома, в котором дети свободно исследуют окружающий мир) сократился на 90%! Мир сжался до экрана смартфона. Дети забыли и, что еще хуже, просто не знают, каково это — бегать под дождем, пускать кораблики, лазать по деревьям или просто болтать друг с другом. Они часами сидят, уткнувшись в свой смартфон. А ведь им необходимо развивать свои мышцы, знать о рисках, которые приготовил для них мир, и просто взаимодействовать со своими друзьями. «Удивительно, как быстро сформировался совершенно новый тип среды, где вкус, обоняние и осязание не стимулируются, где большую часть времени мы сидим у экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не проводим время в разговорах лицом к лицу», — говорит Сьюзен Гринфилд. Нам определенно есть о чём волноваться. Мозг формируется, когда есть внешние стимулы и чем больше их будет — тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир физически, но не виртуально. Это нужно растущему мозгу, как и тысячу лет назад. Также ребенку нужен здоровый и полноценный сон. Но современные дети не способны выйти из Интернета и оторваться от компьютерных игр. Это сильно сокращает длительность их сна и ведет к нарушениям. Какое может быть развитие, когда ты уставший и у тебя болит голова, а школьные задания никак не лезут в голову?! Ты спросишь, как же цифровые технологии могут изменить мозг ребенка? Во-первых, количество внешних стимулов ограничивается из-за однообразного времяпровождения в Интернете. Ребенок не получает необходимого ему опыта, чтобы развить достаточно важные участки мозга, которые отвечают за сопереживание, самоконтроль, принятие решений… А то, что не работает, отмирает. Ведь у человека, который перестал ходить, атрофируются ноги? Дети не привыкли запоминать информацию — им проще найти ее в поисковых системах. Вот тебе и проблемы с памятью. Они ее совершенно не тренируют.

Думаешь, что дети стали намного умнее благодаря Интернету? А знаешь ли ты, что нынешние одиннадцатилетние выполняют задания на таком уровне, который демонстрировали восьми- или девятилетние дети 30 лет назад.

Исследователи отмечают, что одной из основных причин этого является жизнь в виртуальном мире. «Я опасаюсь, что цифровые технологии инфантилизируют мозг, превращая его в подобие мозга маленьких детей, которых привлекают жужжащие звуки и яркий свет, которые не могут концентрировать внимание и живут настоящим моментом», — говорит Сьюзен Гринфилд.

Но ты еще можешь спасти своих детей! Достаточно просто ограничить время пользования всевозможными гаджетами. Ты будешь удивлен, но Стив Джобс, гуру цифровой индустрии, именно так и делал. Его дети не пользовались айпадом вообще, а другие гаджеты им запрещалось использовать по ночам и в выходные дни. Крис Андерсон, главный редактор американского журнала «Wired», один из основателей 3D Robotics, также ограничивает своих детей в использовании гаджетов. Правило Андерсона — никаких экранов и гаджетов в спальне! «Я, как никто другой, вижу опасность в чрезмерном увлечении Интернетом. Я сам столкнулся с этой проблемой и не хочу, чтобы эти же проблемы были у моих детей». Сыновья создателя сервисов Blogger и Twitter могут пользоваться своими планшетами и смартфонами не больше 1 часа в день, а директор OutCastAgency, ограничивает использование гаджетов в доме 30 минутами в день. Его младшие дети совсем не имеют гаджетов. Вот тебе и ответ на вопрос «что нужно делать?». Позаботься о подрастающем поколении. Подумай, какое будущее их ждет через 10-20 лет, если они сегодня проводят полдня перед экранами своим суперсовременных гаджетов.



Предварительный просмотр:


Экологическое образование в семье



Цели:

  • формирование такого отношения к окружающему миру, которое обеспечивает осознанное стремление к овладению знаниями, умениями и навыками, необходимыми для личного участия каждого члена семьи в решении и предупреждении экологических проблем, уменьшении антропогенного воздействия на окружающую среду;
  • формирование основ понимания единства и взаимосвязи человека и окружающего мира; воспитание принципов взаимодействия с окружающим миром.


Направления: 

  • обучение детей навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним и сельскохозяйственным животным, комнатным растениям;
  • обучение детей бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания;
  • формирование у членов семьи культуры потребления и понимания необходимости вторичного использования бытовых отходов;
  • осознание связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни семьи, включая здоровье и благополучие ее членов и других людей;
  • организация просветительской деятельности среди детей и их родителей в учреждениях дополнительного образования.


Средства достижения цели:

  • организация работы с молодыми родителями в учреждениях образования и культуры, в подростковых и туристских клубах путем включения их в активную экологическую деятельность вместе с детьми;
  • создание и распространение методик осуществления технологичных, не требующих значительных затрат, экологических проектов для семей с целью привлечения внимания к экологическим проблемам быта, дачного и фермерского хозяйства;
  • создание привлекательных практически полезных пособий по приемам уменьшения экологического риска в повседневной жизни;
  • разработка и внедрение методик экологического образования, основанных на внимании к традиционным ценностям, культурным обычаям, накопленному, взаимному опыту поколений и передаче его членам семьи;
  • разработка и использование в практике экологического самообразования интерактивных технологий (проектов, игр, в том числе компьютерных и др.).


Экологическое образование в общеобразовательном учреждении
Научные основы содержания экологического образования закладываются изучением цикла естественно-научных, гуманитарных дисциплин и носят междисциплинарный, комплексный характер.

Экологическое образование в практике работы образовательного учреждения МОУ-СОШ № 34 города Тулы осуществляется:

  • по смешанной модели конструирования учебного процесса


Система общего образования:
Этапы
Начальная школа:

  • воспитание ценностного отношения, формирование и развитие научных и образных представлений о человеке и окружающей его среде, их экологических взаимодействиях;
  • освоение нравственных ограничений и предписаний по отношению к природной среде и человеку;
  • становление начального опыта здорового образа жизни и защиты природной среды.


Основная школа

  • становление экологической культуры разумного потребления,
  • здорового образа жизни и реальной экологической деятельности на основе знаний о системном строении окружающей среды и понимании опасности потери жизнепригодных качеств природной среды.


Полная средняя школа:

  • становление экологической ответственности как основной черты личности через усвоение элементарных знаний об экологических взаимодействиях глобального, регионального и локального уровней, экологических проблемах современности.


Система дополнительного образования
Если сфера обязательного образования достаточно формализована и регламентирована, то дополнительное образование ориентировано на проявление инициативы, использование разнообразия форм и методов, самостоятельность и самодеятельность. Оно рассчитано на массовые формы и методы привития экологической культуры детям. Для системы дополнительного образования важно создание таких условий, предоставление таких образовательных услуг и таких траекторий индивидуального приобщения к экологии, чтобы каждый, кто приходит в эту сферу, получил возможности для развития интересов и способностей, включения экологических стереотипов в любой вид своей деятельности.

Цель:

  • формирование понимания учащимися единой картины мира и на этой основе научного мировоззрения, экоцентрического типа экологического сознания, ответственного отношения к окружающей среде;
  • привлечение школьников к практической экологической деятельности


Направления:

  • формирование целостных научных представлений и знаний о системе природных сообществ и месте человека в ней, в системе: "Я - сам"; "Я и другие", "Я и природа"; "Я и общество";
  • формирование умений и навыков практического участия учащихся в природоохранной деятельности (работа на пришкольных и садовых участках, озеленение территорий, "зеленых" патрулей, кружков);
  • обучение навыкам учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы (определение важнейших экологических проблем своей местности и посильное практическое участие в их реализации, поиск решения при выполнении экологических проектов);
  • участие в детском экологическом движении;


 Межпредметная интеграция при осуществлении экологического образования
Экологические представления являются составной частью исторического и социального сознания, формируемые на уроках истории, обществознания. Человеческое общество на протяжении всей истории непрерывно взаимодействует с окружающей средой. Это взаимодействие можно ярко показать при изучении всемирной и отечественной истории: традиций поселений и градостроения, землепользования, развития ремесел и отраслей экономики, этнических традиций в отношении к природе и взаимодействия с ней, а также раскрыть губительное влияние для народов, государств и цивилизаций войн и технократической политики.

Язык и речь, усваиваемые на уроках языка и литературы, - главные элементы среды обитания людей, отдельных коллективов и целых народов. Чистота речевой среды не менее важна, чем чистота природной среды. Реализация экологических идей применительно к языку и речи предполагает органичное свободное развитие языка, недопустимость насильственного воздействия на него; уважительное отношение к русскому литературному языку, овладение им на всех стадиях социализации человека; осознание обществом необходимости соблюдения норм и правил речевого этикета. Язык - вербальное средство закрепления культурных достижений, культура языка - составная часть экологической и общей культуры человека.

Реализации принципов экологического образования через предмет "Литература" способствуют следующие факторы:

  • Широкая представленность в литературных текстах, изучаемых по действующим программам, образов природы и отчетливая экспликация в них комплекса проблем, связанных с общекультурной оппозицией "человек (общество, цивилизация) - природа".
  • Устойчивая связь идеалов, утверждаемых в литературе на протяжении всей истории ее существования, с миром природы, в тесном контакте с которым наиболее полно реализуются важные для человечества категории красоты, естественности, простоты, нравственной чистоты, божественной мудрости.
  • В плане краеведческого компонента - предельная сосредоточенность писателей-туляков (поэтов, прозаиков, публицистов) на проблемах духовной значимости гармонических отношений человека с природой.
  • "Актуальность категории "экология культуры" для дальнейшего развития литературы как вида искусства и для существования образовательной области "Литература" в условиях технократического общества.


Программы учебных курсов по иностранным языкам дополняются освещением экологических проблем глобального характера по странам и континентам и путей их решения, примерами практического участия людей в экологических движениях и природоохранной работе.

Следовательно, в каждой учебной дисциплине можно найти свои аспекты экологического образования. В системе непрерывного образования они нуждаются в обобщении - на внутрипредметном и межпредметном уровнях.

Стратегическая цель экологического образования предполагает идеал, образ человека будущего. Идеал приобретает конкретные черты и при определении целей каждого этапа формального и неформального обучения и воспитания.

 Обоснование проекта

Значение экологического образования для государства и общества. В результате экологического образования общество и государство получает образованных людей, способных к разумному труду на любом рабочем месте. Усвоенный людьми в процессе обучения алгоритм экологически целесообразной деятельности делает обязательными последовательные шаги: выделение и обдумывание экологической проблемы, планирование своих действий, принятие решений, осуществление деятельности, анализ результатов, критическая оценка своих действий. В этом плане экологическое образование всегда профессионально, какую бы сферу трудовой деятельности ни избрал человек.

Есть и другая, не менее важная в государственном и общественном отношении сторона экологического образования. Она требует для своей реализации особой категории учителей. Для экологического образования необходим учитель, который по натуре своей должен быть широко образованным и мыслящим педагогом-гуманитарием, краеведом - гармонически развитой личностью, человеком с богатой эмоциональной сферой. Отсюда вытекает необходимость перестройки естественнонаучного образования в педагогических вузах.

Для обеспечения системы непрерывного экологического образования необходимо определить его статус в общей системе образования. Этот статус определяется следующими принципиальными положениями:

  • экологическое образование человека - важнейшая составная часть мировой культуры, непрерывного процесса познания и преобразования окружающей действительности;
  • экологизация содержания образования и, следовательно, формирования мировоззрения человека, сохранения и созидания культурных ценностей - стратегическая линия развития всей современной системы образования и воспитания молодого поколения;
  • признание и утверждение экологической направленности образования как государственной и региональной политики и стратегии в развитии образования на всех его этапах, начиная с семейного и дошкольного и заканчивая экологической сертификацией работающих специалистов;
  • программа устойчивого развития общества – это, прежде всего, программа устойчивого, опережающего образования, в том числе и его экологического аспекта.


Что дает экологическое образование отдельной личности, системе образования, обществу и государству?
Значение экологического образования для личности.
Главная ценность экологического образования как составной части естественнонаучного направления - это воспитание личности, воплотившей в себе достижения мировой экологической культуры. При этом само экологическое образование выступает как развитие личности через приобщение к мировой экологической культуре, в том числе культуре сохранения и поддержания здоровья.

Основные направления научно-методического обеспечения непрерывного экологического образования:

  • разработка научных основ целостной научной картины мира и эксцентрической доминанты в общественном экологическом сознании;
  • формирование экологической культуры, этических и законодательных норм по вопросам окружающей среды, выработка ценностного отношения к природе;
  • разработка и обновление базовых экологических программ, учитывающих как глобальные (загрязнение окружающей среды, истощение ресурсов, изменение климата, снижение биоразнообразия), так и местные экологические проблемы;
  • экологизация системы общего образования, в том числе таких наук, как биология, химия, география, физика, физическая культура, гуманитарные и общественные дисциплины.


Средства научно-методического обеспечения экологического образования:

  • научно-информационная поддержка экологического образования, опирающаяся на новейшие технологии образования;
  • развитие и внедрение новых методов обучения, в том числе методов дистанционного обучения и самообразования участников образовательного процесса;
  • вовлечение сети особо охраняемых природных территорий в систему экологического обучения и воспитания;
  • использование результатов системного анализа состояния экологического образования Тульской области для воспитания экологического сознания и экологически оправданного поведения.


Экологическое образование должно осуществляться на протяжении всей жизни человека - от эмоциональных представлений о природе в раннем младенчестве и понимания основ картины мира в младших классах школы до формирования экологического мировоззрения, эксцентрического типа сознания и необходимости собственного участия в экологической деятельности в юношеском и взрослом периодах жизни.