ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Савичева Елена Валентиновна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад №49 «Ручеёк»

Краткосрочный проект

мини – музея «ПИРАМИДКИ»

Воспитатель: Савичева Е.В.

 2022 г


Тип проекта: познавательный, игровой.

Участники проекта: дети 2 второй младшей группы, воспитатели, родители.

Срок реализации: краткосрочный.

Актуальность проекта: Игра - основная форма существования ребенка, она занимает большую часть времени, которую он бодрствует. Именно в процессе игры малыш познает мир, открывает для себя много нового и интересного. Мини-музеи в детском саду являются одним из средств развития познавательной, творческой активности детей, приобщая их к искусству. Есть игрушки, которые популярны у многих поколений детей. У ребенка на определенном этапе его жизни появляется пирамидка. Она просто необходима малышу: развивает познавательную активность, психические процессы (внимание, память, воображение). С целью обогатить сенсорный опыт детей, продолжать учить группировать предметы по цвету, развивать зрительно-слуховое восприятие, мы решили создать мини-музей самой популярной детской игрушки у детей раннего возраста – пирамидка.

История пирамидки:

Пирамиды. Солнце, пустыня. Каждый из нас еще с детства знает, что в далекой жаркой стране стоят загадочные пирамиды, охраняемые всевидящим Сфинксом. Величайшие гробницы мира, возведенные миллионами египтян. А как же пирамидки? Детские разноцветные пирамидки на их фоне выглядят крошечными и нелепыми, но не делайте поспешных выводов, ведь пирамидка – первая загадка в жизни малыша

В классическом понимании пирамидка – это несколько колечек, надеваемых на стержень. Не столь важно, сколько именно «бубликов» или квадратиков будет нанизываться на конус, какого они будут цвета и размера. Как можно логично предположить – первые детские пирамидки появились в Древнем Египте. Ведь именно в этой цивилизации в строительстве всегда преобладали конусообразные формы. Маленькие игрушечные пирамидки были точными копиями известных во всем мире гигантских пирамид.

Изначально таким геометрическим фигурам приписывался религиозный смысл. Считалось, что они способны защитить живых людей от бед и даже мертвых в их загробной жизни. Тогда пирамидки создавались из глины и были очень хрупкими. Со временем вид пирамидок преобразился. Их стали делать из дерева и пластмассы, что стало наиболее безопасным в первую очередь для детей. Первую современную пирамидку, привычного для нас вида, с разноцветными кольцами, нанизанными на стержень, изобрела компания Fisher-Price в 1960 году. На этот же год пришелся пик популярности игрушки. С тех самых пор это первая игрушка едва ли не каждого ребенка в мире. Пирамидка представляет собой своеобразный первый конструктор малыша. Цель игры – собрать колечки на стержне в определенной последовательности.

Сейчас встречаются не только пластмассовые и деревянные пирамидки классической формы, но и различные пирамидки в форме нанизанных друг на друга колпачков, в форме домиков, растений и даже животных. Одни пирамидки сочетают в себе и функцию игрушек-вкладышей (например, колпачки собираются один в другой по принципу матрешки). Другие – имеют световые и звуковые эффекты. Самое простое, во что можно поиграть с пирамидкой, – это собрать и разобрать ее. Как правило, пирамидки устроены таким образом, что неправильно собрать их просто не получится. Так что дайте ребенку возможность действовать самому.

Научите малыша катать колечко, если оно круглое, поставив его на бок. Обсудите, почему круглые катятся, а остальные, например, квадратные, нет. Катайте колечко друг другу, как машинку. Усложняйте игру: пусть у каждого будет по два колечка, просите большее или меньшее. Детали пирамидок можно использовать в качестве трафаретов, обводя которые, получаются различные красивые фигуры для штриховки, раскрашивания, вырезания, замазывания пластилином. Все это отлично готовит руку к письму.

Ставим коробку или корзинку, в которую нужно попадать колечками от пирамидки. Можно показывать ребенку круг цветной бумаги, а он должен кинуть соответствующее кольцо. Или же показывать цифру, а малыш должен кинуть такое же количество колечек. Обязательно меняйтесь с ребенком местами. Детские психологи сошлись во мнении, что игры с пирамидками развивают у детей мелкую моторику рук, координацию, ловкость движений и пространственное мышление. С помощью пирамидок дети знакомятся с разными формами, цветами, геометрическими фигурами и таким понятием, как «больше-меньше».

Сегодня игрушки-пирамидки очень популярны, так как игрушка проста в использовании и сделана из экологически чистого материала – дерева или качественного пластика. Очень интересно комплексное использования различных игрушек. Можно с успехом использовать пирамидку вместе со стучалкой, сортером, каталками и другими развивающими игрушками. Это даст возможно варьировать процесс игровой деятельности и менять виды игр.

Цель проекта:

 Обогатить сенсорный опыт детей, продолжать учить группировать предметы по цвету, развивать зрительно – слуховое восприятие

Задачи:

  1. Познакомить детей с разными видами пирамид, развивать интерес к играм.
  2. Развивать логику, мелкую моторику, чувство цвета, формы, размера.
  3. Закрепит понятие «один» «много».
  4. Развивать навыки художественного творчества детей.
  5. Содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь, повышать его выразительность, развивать навыки речевого общения в совместной деятельности.

Основные принципы:

  • Сотрудничество педагогов и родителей
  • Создание предметно- пространственной среды
  • Развитие интересов и потребностей ребенка

Предполагаемый результат:

Цель достигнута если: у детей и их родителей появился интерес к пирамидке, предметно- развивающая среда пополнилась соответствующим материалом; использование пирамидки в различных видах деятельности.

Этапы работы:

1.Организационный (подготовительный) этап

  • Обсуждение плановых мероприятий участниками проекта
  • Изучение методической литературы по теме проекта
  • Создание предметно-развивающей среды для реализации проекта
  • Подбор игр с пирамидками для детей 2-3 лет
  • Оформление родительского уголка: информация о проекте, рекомендации по теме проекта.
  • Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, рассказов, сказок, по теме проекта.


2.Основной (деятельный) этап.

План-схема работы с детьми по осуществлению проекта

Образовательная область

Виды детской деятельности

Физическое развитие

  • Физкульт. минутка «Вот большая пирамидка»
  • Гимнастика после сна «Любимые игрушки»
  • Дыхательное упражнение «Вырасти большой»
  • Закаливание «Ходьба после сна по дискам пирамиды»

Речевое развитие

  • Беседы по теме «Пирамидка»
  • Беседа «Как правильно собрать пирамидку»
  • Игра «Что изменилось»

Социально-коммуникативное развитие

  • Дидактическая игра «На что похоже»
  • Дидактическая игра «Назови ласково»
  • Труд «Расставим игрушки по местам»

Познавательное развитие

  • Сенсорное развитие «Разноцветные пирамидки»
  • Собери пирамидку с кольцами по уменьшению
  • Собери пирамидку на увеличение
  •  Игра «Разноцветные дорожки»
  • Игра «Принеси такого же цвета»
  • Игра «Чередование цветов или форм»

Художественно-эстетическое развитие

  • Лепка из пластилина «Пирамидка»
  • Рисование пирамидок (пальчиками, кистью)
  • Конструирование пирамидки из (деревянного, пластикового) конструктора
  • Рассматривание наглядно-демонстративного материала
  • Танец с пирамидками
  • Оформление выставки пирамид

3. Заключительный этап

  • Выставка детских работ
  • Закрепили понятие «сверху- снизу», «больше-меньше», «над-под».
  • Закрепили умение выполнять словесные указания: «возьми», «достань», «надень», «положи».
  • Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами пирамидок, дети проявляли интерес и желание играть с ними в самостоятельной деятельности.
  • Возросла речевая активность детей.
  • Фотоотчёт детей с игровой деятельности.

Результаты детей:

  • Закрепили понятия «сверху-снизу», «больше-меньше», «над-под»
  • Закрепили понятия «один-много»
  • Закрепили умение выполнять указания «возьми, надень, сними, положи, достань»
  • Возросла речевая активность детей
  • Отмечалась положительная реакция детей на различные виды пирамидок
  • Дети повысили уровень познавательного развития
  • Обогатили знания по теме «пирамидка»
  • Продолжили формирование навыков элементарной исследовательской деятельности

Результаты воспитателей:

  • Подобрали методическую и детскую литературу по теме «Пирамидка»
  • Обогатили развивающую среду наглядными и игровыми материалами
  • Укрепили совместное сотрудничество с родителями в рамках проекта «детская пирамидка»

Результаты родителей:

  • Проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта
  • Предоставляли книги, информацию, детские пирамидки  для оформления тематических выставок
  • Приняли участие в создании мини- музея




Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад №49 «Ручеёк»

Краткосрочный проект

«Моя родословная»

Подготовительная группа

Воспитатель: Савичева Е.В.

октябрь 2021г

Актуальность:

                                                                          Неуважение к своим предкам есть первый

                                                                    признак дикости и безнравственности.

                                                                                                                           А.С. Пушкин

Традиции трепетного отношения к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений начали складываться в глубокой древности и вырабатывались тысячелетиями. Поэтому  знание своего происхождения, уважение к предкам, ведение родословной являются традицией.Этнографические исследования, проводившиеся в нашей стране, свидетельствуют о том, что народы России следовали обычаю, который предписывал знать своих предков  и родных до седьмого - девятого колена. История каждого рода является составной частью истории Отечества. Сведения из родословной любой семьи помогают лучше разобраться в исторических событиях, происходивших в стране, дают представление о том, что такое достойная жизнь, подвиг, знакомят потомков с чертами характера, свойственными роду и семье, с достижениями предков, их нравственными ценностями. Кроме того, можно познакомиться с географией  рода, узнать, где родились, жили, учились и работали предки. Изучение истории своей семьи позволяет принять, полюбить свой род, своих родных, проявлять к ним терпение, заботу и внимание.

 Поэтому одной из важнейших задач является- формирование у детей интереса к истории семьи, своей родословной, семейным традициям. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.  Изучение истории семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, вызывает желание стать носителем лучших качеств своих предков.  В дошкольном детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.

Проблема. У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «предки», «родословная». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека.

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей.

Цель проекта: Познакомить детей со своей родословной.

Задачи проекта: 

  1. Обобщать и расширять знания детей о семье.
  2. Формировать представления детей о родственных отношениях, родословной, семейных традициях и обычаях.

3.Воспитывать у детей уважительное отношение ко всем членам семьи, к предкам. 

Тип проекта: информационный, краткосрочный (с13-17 октября 2021)

Участники проекта: дети подготовительной группы «Непоседы», родители воспитанников, воспитатели.

Ожидаемые результаты: 

      1.Дети

-  проявляют интерес к проектной деятельности, используют различные источники информации для достижения поставленной цели, проявляют устойчивый интерес к разным видам детской деятельности;

- делятся с окружающими своими впечатлениями, знаниями об истории и традициях семьи, о профессиях и увлечениях членов своей семьи, называют свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, сочиняют истории, рассказы, стихи о своей семье;

- имеют представления о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях.

     2.Создана положительная среда общения между детьми, родителями и педагогами.

     3.Сформированы креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.

     4.Обогащены методы, приемы, средства и формы воспитательно-образовательной работы с детьми по формированию представлений о своей родословной, истории семьи, воспитанию уважительного отношения к членам своей семьи, гордости за принадлежность к своему роду.

1 этап подготовительный:

 Рассматривание иллюстраций, художественной литературы о семье, фото и т.д. Детям дано задание на дом: вместе с родителями посмотреть познавательные передачи, книги по теме «Моя семья», «Моя родословная. Генеалогическое древо». В группе, в процессе совместной деятельности, воспитанники рассматривали фотоальбомы, слушали книги о семье, о семейных и родственных отношениях, рассматривали картинки о семье, модель Генеалогического древа

2 этап основной:

Воспитатель читаем детям стихотворение  Я.Акима «Моя родня»:

Мама с папой - моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю.

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню волшебная щетка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч сестренке, конфета Тишке.

А еще есть друг у меня,

Друг Сережка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

Также воспитатель привлекает  внимание детей к репродукциям: А.Ван Дейк «Семейный портрет»; И.Хомутова «Семья»; Ф.Кащеев «Утро. Семья».

Воспитатель предлагает детям рассказать, о чем говорится в  стихотворении, кто изображен на картинах? Спрашивает детей, как они думают, что такое семья? Предлагает рассказать о членах своей семьи, назвать родственные отношения, имена и отчества своих родных,  рассказать о семейных традициях и обычаях.

   

 

   Для достижения поставленной цели дети отправляются в увлекательное путешествие по изучению своей родословной и разрабатывают его маршрут:

 - Уточнить знания о составе семьи, используя фотографии членов семьи.

 -Узнать как можно больше о каждом члене семьи (фамилии, имена, отчества прабабушек, прадедушек, бабушек, дедушек, папы, мамы, тети, дяди, братьев, сестер и др. родственников, дату и место их рождения, в какой детский сад и школу они ходили, какое образование получили, где и кем работают, где живут, чем занимаются, их заслуги, награды, увлечения).

 - Узнать о происхождении своего имени, фамилии.

 - Познакомиться с историей семьи, родословной.

 - Познакомиться с семейными традициями и обычаями, семейными реликвиями

   Совместно с воспитателями и родителями дети готовят к презентации красочный альбом «Моя родословная», в котором размещают свои рисунки, рассказы, стихотворения о семье, изображения генеалогического древа, флага и герба семьи, семейные фотографии пр.

                       Формы и методы работы с детьми

Беседы: «Семейные традиции», «Моя семья», «Папа может все, что угодно», «В гостях у дедушки с бабушкой», «Кто это такие – родные?», «Воспитание уважения к людям старшего поколения», «Бабушку свою очень я люблю!»;

Ситуативный разговор: «Моя семья», «Сколько я в слове «семья»?», «Ветви и корни», «В гости к бабушке», «Права и обязанности в семье», «Традиции нашей семьи», «Калейдоскоп дней рождения членов семьи»;

Создание детских дизайнерских проектов (из бумаги и картона): «Мой дом», «Красивая мебель в моем доме», «Дачный домик»;

Мастерская по изготовлению генеалогического древа «Моя родословная»;

Составление творческих рассказов на темы: «Моя семья», «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Семейное путешествие», «Мир семейных увлечений», «Как я помогаю дома», «Я буду мамой (папой)», «Здравствуй, мамочка моя!», «Много у бабушки с нами хлопот», «Мой любимый папочка», «Летний отдых нашей семьи», «У меня братишка (сестренка) есть», «Наша дружная семья», «Мои домашние питомцы»;

Составление описательных рассказов по сюжетной картине «Семья»;  

Беседы по картинам: И.Репина «Стрекоза», О.Ренуара «Мадам Шарпантье со своими детьми», А.Ван Дейка «Семейный портрет», Я.Колокольникова-Воронина «Автопортрет с женой и сыном», Ю.Кугач «В субботу».

Чтение и обсуждение рассказов и стихотворений: С.Баруздина «Мамина работа», Р.Гамзатова «Мой дедушка», В. Драгунского «Моя сестренка Ксения», Н.Носова «И я помогаю», Э.Мошковской «Про бабушку», В.Осеевой «Сыновья», Т.Белозерова «Бабушка и внучка», Е.Благининой «Бабушка-забота», Л.Воронковой «Бабушкины дела»;

Чтение и заучивание стихотворений: Я.Акима «Моя родня», Т.Боковой «Папа», Т.Шорыгиной «Дедушка», Г.Гумерова «Буду, как мама», Е.Благининой «Посидим в тишине», Т.Давлетбердиной «Маме», Ф.Рахимкуловой «Дедушка», Д.Булгаковой «Спасибо, дедушка»;

Пересказ рассказов и сказок: В.Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом», Ш.Перро «Красная Шапочка», Т.Шорыгиной «Родные вещи»;

Чтение сказок: «Дикие лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», ненецкой сказки «Кукушка»;

Выборочное чтение произведений: А.Линдгрен «Малыш и Карлсон», И.Одоевского «Городок в табакерке», Л.Толстого  «рассказы для маленьких»;

Заучивание пословиц и поговорок о семье.

Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «Семья (рождение брата или сестры)».

Игры-драматизации по мотивам литературных произведений: Г.Шалаевой «Как вести себя у бабушки и дедушки», В.Осеевой «Обычная старушка»; сказок: «Репка», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка»;

Пальчиковые игры: «Семья»;

Творческие проекты: «Дата рождения, знак зодиака», «Ласковые домашние имена», «Любимое домашнее занятие», «Что доставляет ребенку радость», «Любимые игры», «Отдыхаем всей семьей», «Как мы проводим свободное время».

Аппликация: «Портрет мамы»

Рисование: «Лучший в мире папа», «Портрет моей мамы», «Моя семья», «Здравствуй, это я!», «Мы на отдыхе», «Мой дом», «Герб и флаг моей семьи», «Генеалогическое древо моей семьи»;

Лепка: «Розы в подарок маме», «Мой папа-спортсмен», «Бабушка и дедушка», «Семейный портрет»;

Изготовление сувениров для членов семьи.

Слушание произведений П.Чайковского «Детский альбом»

Праздники: «День матери.

3 этап заключительный:

Составление родословной

 Составление генеалогического древа «Моя семья –моя родословная»



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №49«Ручеёк»

Краткосрочный проект

Тема: «Книга - наш лучший друг»

Старшая группа

Воспитатель: Савичева Е.В.

2020г

Актуальность:

Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране.

Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

Проблема:

Ослабевающий интерес к художественной литературе.

Цель проекта: Развивать у детей старшего дошкольного возраста интерес к художественной литературе, речевые умения.

Задачи проекта:

1) Вызывать положительные эмоции при чтении книг.

2) Сформировать у детей понимание того, что книга источник знаний.

3) Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.

4) Воспитывать интерес к книге и бережное отношение к книге.

Вид проекта: информационно - познавательный, творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Предполагаемый результат:

Повышение интереса детей к чтению и художественной литературе.

Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей.

Повышение уровня развития речи детей.

Активное участие родителей в жизни детского сада.

Положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами.

Возрождение чтения в кругу семьи.

 

 Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный

• Постановка проблемы, цели, задач и формы реализации проекта.

• Обоснование реализации проекта, актуальность проблемы.

2 этап. Основной (практический).

Работа воспитателя и детей

Работа с родителями

Занятия: «Книги и библиотеки», «Как рождаются книжки».

Конструирование         из бумаги «Герои любимых книг»

Речевое развитие:        

 «Умный Ивашка», «Была старушка в сказке злой».

Лепка: «Лягушонка в коробчонке», «Там ступа с Бабою Ягой идёт бредёт сама с собой».

 Беседы: «Берегите книгу», «Зачем нужны книги», «Где живут книги».

 «История создания книги».

 «Книга дружит с детворой».

Встреча с библиотекой.

Дидактическая игра: «Из какой сказке герой», «В гости к сказке».

 «Прими сообщение», «Собери и угадай», Копилка новых слов», «Отгадай загадку», «Подбери слово», «Раз, два, три, картинку поверни и сказку расскажи».

Речевые игры с прибаутками.

Литературная викторина по сказкам «Книга – наш лучший друг».

Пальчиковая гимнастика «Книга».

Развитие моторики,ритма и темпа движений «Книгу открываем».

Игра «Книжные волшебники»

Беседы:

-«Роль детской книги в воспитании дошкольника».

 -«Детский писатель С.Я.Маршак»

Выставка совместного творчества « Мой любимый писатель».

Выставка детской литературы для родителей «Читаем детям».

3 этап. Заключительный.

Театрализованная деятельность       

 Драматизация сказки «Муха - Цокотуха»

Ожидаемый результат:

В рамках реализации проекта были достигнуты результаты:

  • повышение интереса детей к художественной литературе.
  • разработка системы работы с книгой.
  • повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого   развития ребёнка.
  • возрождение домашнего чтения.