ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ

Савичева Елена Валентиновна

Детский сад и семья: аспекты взаимодействия.

В настоящее время российское дошкольное образование переживает важный период. Вступивший в силу закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) дошкольного образования со всех сторон четко прописал роль семьи в жизни своих детей и указал преимущественное право родителей на их обучение и воспитание. Закон об образовании в статье 44 впервые определил ответственность, права и обязанности родителей за воспитание ребенка.  
В связи возникла необходимость по-новому взглянуть на взаимодействие дошкольного учреждения (далее ДОУ) с семьей, с целью создания единого образовательного пространства "семья + детский сад». Перед ДОУ встают новые задачи, которые предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ может решаться в трех направлениях:
- работа с педагогами дошкольного учреждения по организации взаимодействия с семьей, их ознакомление с системой новых форм работы с родителями;
- повышение педагогической культуры родителей;
-вовлечение родителей в деятельность ДОУ. 

Основные задачи детского сада в работе с семьей:
- установить партнерские, деловые отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей; 
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов между педагогами ДОУ и родителями;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:
1) доброжелательный стиль общения;
2) индивидуальный подход к каждому родителю;
3) сотрудничество, не «над» родителем, а «вместе» с ним;
4) привлечение родителей к подготовке и участию мероприятиях детского сада.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей:
- положительный эмоциональный настрой всех участников образовательного процесса на совместную работу по развитию и воспитанию детей;
- учет индивидуальности каждого воспитанника;
- помощь родителям в выборе направления в развитии и воспитании ребенка;
- укрепление внутрисемейных связей, эмоционального общения между родителями;
- возможность реализации единой программы развития и воспитания ребенка в ДОУ и семье;
- возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений;
- открытость и доступность детского сада для родителей;
- сотрудничество педагогов и родителей в развитии и воспитании детей;
- участие родителей в создании развивающей среды;
- выявление проблем в развитии, обучении и воспитании ребенка. 

Функции ДОУ в работе с семьей:
1) ознакомление родителей с содержанием и методикой образовательного процесса в ДОУ;
2) психолого-педагогическое просвещение родителей;
3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
4) помощь особо нуждающимся семьям в воспитании детей;
5) взаимодействие родителей с социальными партнерами детского сада;
6) тесное контактирование родителей со специалистами учреждения.
В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации совместного семейного досуга.

Формы и методы работы ДОУ с семьей:

- Клуб по интересам
- "Круглые столы" по разнообразной тематике;
- собеседование, диагностика, тесты, опросы на любые темы, анкетирование;
- интервьюривование родителей на определенные темы;
- тематические выставки;
- консультации специалистов;
- издание тематического журнала для родителей;
- спортивные встречи и досуги, олимпиады по сезонам;
- телефон доверия для родителей

- организация почты для родителей;
- конкурс « Дружная семья»;
- семейные проекты "Наша родословная"; «Герб и флаг нашей семьи» и другие;
- открытые занятия для просмотров родителей;
- создание портфолио семьи.

Важные моменты при организации работы:
а) все материалы для ознакомления и изучении родителями должны быть эстетически оформлены;
б) содержание материалов должно регулярно обновляться, иначе родительский интерес к этой информации быстро угаснет;
в) оформление материалов должно быть выполнено не стандартно, а так, чтобы привлечь внимание родителей: на цветной бумаге, с картинками, с рисунками и поделками детей, с фотографиями воспитанников;
г) тема и содержание материла должно исходить из запроса родителей.
Работа с родителями - это процесс общения с разными людьми, который не всегда проходит гладко, а порой даже тяжело. И конечно, проблемных ситуаций и конфликтов не избежать. В современном обществе родители, отдающие свой детей в детский сад – сложная категория. Конфликты между родителями из-за детей, их претензии к воспитателям по любым вопросам, жалобы педагогов на безактивность родителей, нежелание родителей прислушиваться к рекомендациям воспитателей, часто отсутствие авторитета педагогов у родителей создают проблемы в установлении контакта с семьей.
Сегодняшние родители порой невнимательно относятся к консультации специалистов учреждения: психолога, логопеда, врача и других. Что же тогда говорить о воспитании детей? Большинство родителей считают себя грамотными в вопросах воспитания и развития своих детей, имеют свое видение проблемы и способы ее решения, не принимают во внимание опыт и образование педагогов. Поэтому с самых первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении руководитель детского сада должен поддерживать авторитет своих педагогов, постоянно подчеркивать их знания, умения, имеющийся опыт, творческие способности и т.д.

Как можно повысить авторитета педагога:
- торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко Дню дошкольного работника или за другие педагогические заслуги;
- оформить красивое поздравление ко дню рождения педагога;
- организовать благодарственное письмо от родителей выпускников;
- оформить холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений, их грамотами за определенные заслуги.

Вывод.

Важным моментом в предупреждении и разрешении проблемных и конфликтных ситуаций является установление личного контакта, как руководителя дошкольного учреждения, так педагога с родителями, ежедневное информирование воспитателем родителя о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителей желание получить ее из других источников, например, от других родителей, от детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к конфликтной ситуации.
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному, с применением разных интересных форм и методик. Очень важно избегать при этом формализма. Чтобы грамотно спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому сначала провести анализ социального состава родителей, их настроя к детскому саду, ожиданий от пребывания ребенка в ДОУ. Проведение анкетирования, индивидуальных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее более эффективной. Вопрос работы с семьей всегда был и остается важным в работе дошкольного учреждения. Ведь именно тесное сотрудничество с родителями, качественное интересное взаимодействие с ними, работа в тандеме дадут самые положительные результаты в плане воспитания и развития наших детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка – для создания благоприятных условий его развития.

Ребенок:

Ф. И. О.______________________________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________________________

Домашний адрес_______________________________________________________________

Мать:

Ф. И. О. ______________________________________________________________________

тел. __________________________________________________________________________

Отец:

Ф. И. О_______________________________________________________________________

тел. _________________________________________________________________________

1. Может ли Ваш ребенок играть самостоятельно?

а) может

б) не может

в) иногда

2. Дома вы, родители, играете с ребенком в такие игры как (перечислите):

_____________________________________________________________________________3. Вспомните и напишите две самые любимые игры с ребенком:

_____________________________________________________________________________

4. Подчеркните, чем чаще всего любит заниматься Ваш ребенок: рисовать, играть в игры, активно двигаться

5. Вы читаете ребенку:

а) ежедневно, т.к. это традиция

б) когда есть время

в) когда ребенок попросит

5. Сколько времени ваш ребенок проводит перед телевизором?

а) 10 – 30 минут

б) от 30 минут до часа

в) смотрит редко

г) категорически не разрешаем смотреть телевизор


6. Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть):

— с детьми своего возраста – да – нет;

— с детьми старшего возраста – да – нет

— с незнакомыми взрослыми – да – нет

— с родными – да – нет

7. Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркните): спокойным, малоэмоциональным, очень эмоциональным.

8. Что умеет ребенок делать самостоятельно ________________________________________________

9. Выполнение, каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое (допишите)_______________________________________________________________________________

10. Какой аппетит у вашего малыша:

а) хороший; ест все;

б) плохо и мало;

в) в зависимости от того, что в тарелке.

11. На какие продукты у вашего ребенка есть аллергия? Что ему категорически нельзя кушать? (перечислите) _____________________________________________________

12. Какие консультации по вопросам воспитания и развития ребенка Вы хотели бы получить?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Ваши пожелания и предложения воспитателям нашей группы __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим Вас за участие в анкетировании!



Предварительный просмотр:

Особенности адаптации к детскому саду детей второй младшей группы
и рекомендации родителям.

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым еще неизвестным пространством с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений от условий пребывания в дошкольном учреждении.

Ребенок, переходящий в новые условия жизни в саду, переживает стрессовое состояние, поэтому адаптация обычно проходит сложно, с массой негативных сдвигов в детском организме, которые протекают на всех уровнях и во всех системах, оказывает влияние на физическое и эмоциональное состояние детского организма.

В зависимости от того, как ребенок будет вести себя по приходу в сад, можно определить к какой степени адаптации он относится. Для нормального, спокойного прохождения адаптации необходимо создать условия:

  • правильная организация игровой деятельности, направленная на формирование эмоциональных контактов;
  • согласованность действий родителей и воспитателей;
  • создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе;
  • формирование чувства уверенности умалыша.

Для успешной адаптации ребёнка в детском саду родителям рекомендуется:

  • Привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок;
  • Познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда;
  • Обучить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок;
  • Расширить "социальный горизонт" ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т. д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми;
  • Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации;
  • В первый день лучше прийти в детский сад, взяв с собой любимую игрушку.
  • Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 2-3 часами, позже можно оставить малыша до обеда, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день;
  • В период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку;
  • Ребенок должен приходит в детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины, смазывать ходы носа оксолиновой мазью.



Предварительный просмотр:

 Утверждаю

заведующий МБДОУ

детского сада №49 «Ручеёк»

 _______________Л. Ю. Сиротина

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА С СЕМЬЕЙ

Выполнила: Савичева Е.В.

г.Городец

2018 – 2019 уч. года


Семья для ребенка – это источник

                                 общественного опыта. Здесь он находит

                                                       примеры для подражания и здесь

                               происходит его социальное рождение. И

                           если мы хотим вырастить нравственно

                             здоровое поколение, то должны решать

                        эту проблему «всем миром»: детский

          сад, семья, общественность».

                                                                   (В. А. Сухомлинский)

    Актуальность.  

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся – без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек.
        Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.

Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную  жизнь - «Социум». 
 Проблема

       В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.
    Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов. 
     Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине.
В результате этого, встал вопрос о создании
 условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами. 

С введением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.

И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования  социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.

        В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков. Семья - это среда, где ребенок получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире и обществе, элементарные навыки и умения во всех видах деятельности. И воспитатели должны стать помощниками и заинтересованными, доброжелательными союзниками родителей, направить свою деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах.

    Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга, и объединяя усилия для достижения высоких результатов.

Задачи:

∙        установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;

∙        приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;

∙         объединить усилия для развития и воспитания детей;

∙         приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие ;

∙        обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;

∙        привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;

∙        добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;

∙        постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения;

Принципы взаимодействия с родителями.

В связи с выше изложенным, можно выделить принципы взаимодействия с родителями:

1. Открытость детского сада для семьи;

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны: категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

4. Индивидуальный подход;

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

5. Динамичность;

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Планирование работы с родителями воспитанников

2018 – 2019 уч. год

Вторая младшая группа

Формы работы

     Тема

   Цель

 Сроки

 1

Анкетирование

«Давайте познакомимся»

Собрать и уточнить сведения о детях и родителях

Сентябрь

 2  

Папка - передвижка

«Наша группа, наш детский сад»

Познакомить родителей с сотрудниками,

традициями детского сада и группы

Сентябрь

 3

Оформить стенд для родителей

«Режим дня»

«Мы занимаемся»

Познакомить родителей с режимом  дня, жизнью

 в группе и донести до родителей важность соблюдения режима дня дома

Сентябрь

 4

 

Консультация

«Адаптационный период»

Дать рекомендации для быстрейшего привыкания ребенка к д /с

Сентябрь

 5

Индивидуальные

беседы

«Погода и одежда»

Дать понятие родителям, что одежда по погоде способствует сохранению здоровья ребенка

Октябрь

 6

Конкурс на лучшую осеннюю композицию

«Красавица осень»

Раскрыть возможности родителей

Октябрь

 7

Оформление альбома

«Моя семья»

Для создания домашней (семейной) атмосферы в группе

Октябрь

 8

Конкурс рисунков

Волшебные ладошки

«Золотая осень»

Создать радостное настроение от совместного творчества с детьми

Октябрь

 9

Обновить родительский уголок статьей

«Грипп и его осложнения»

Познакомить родителей с мерами по профилактике гриппа

Ноябрь

 10

Родительское

 собрание

«Особенности развития детей 3-4 лет . Возможности самообслуживания детей этого возраста»

Познакомить родителей с задачами на учебный год, особенностями развития,

Какие задачи решаются в д/с по формированию у детей КГН

Ноябрь

 11

Посещение семей

«Когда все дома»

Выяснить условия проживания ребенка и взаимоотношения в семье

Ноябрь

 12

Анкетирование

«Читаете ли Вы дома ребенку и что ? »

Выяснить отношение родителей к книге в

процессе воспитания

Ноябрь

 13

Консультация

«Как справляться с детскими капризами»

Дать родителям возможность задуматься о поведении ребенка

Ноябрь

 14

День открытых дверей

«Водичка, водичка,

Умой мое личико ….»

Познакомить с художественным словом во  время формирования КГН

Декабрь

 15

Индивидуальные консультации

«Если ребенок плохо ест»

  Дать конкретные советы для улучшения аппетита ребенка

Декабрь

 16

 

Консультация

«Телевизор друг или враг?»

Дать советы по просмотру детских программ и времени проведения у телевизора

Декабрь

 17

Папка-передвижка

«Самостоятельность прививаем и про нее не забываем»

Вовлекать родителей в образовательный процесс и получать радость от совместной деятельности

Декабрь

 18

    Праздник

«В гости к Деду Морозу»

Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей)

Декабрь

 19

  Выставка

«Елочка красавица»

Предоставить возможность родителям вместе с детьми поделиться впечатлениями о прошедших праздничных каникулах

январь

 20

  Консультация

«Роль родителей к приобщению ребенка к чтению»

Январь

 21

 Памятка в родительском уголке

«Читаем детям»

Январь

 22

Посещение семей

 «Когда все дома»

Выяснить условия проживания ребенка и взаимоотношения в семье

Февраль

 23

Презентация семьи

«Здоровье детей зависит от нас»

Дать конкретные советы и рекомендации по здоровьесбережению детей

Февраль

 24

Индивидуальные консультации

«Способы реагирования на негативное поведение ребенка»

Помочь понять родителям мотивы поведения ребенка, предложить необходимую литературу

Февраль

 25

Поручить родителям сделать нестандартное оборудование для физкультурного уголка

«Мешочки для метания»

Привлечь родителей к участию в обогащении предметно-развивающей среды в группе

Февраль

 26

Праздник

  «Мамочка на праздник к нам пришла»

Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей)

Март

 27

Участие родителей в изготовлении поделок на 8 марта

«Портрет моей мамы»

Создавать доверительную атмосферу от совместной деятельности ребенка и матери

Март

 28

 Папка- передвижка

«Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет»

Дать знания родителям о влиянии мелкой моторики рук на развитие речевых отделов головного мозга

Март

29

 Индивидуальное консультирование

«Режим дома»

Рекомендовать соблюдение режима дня дома, так как его нарушение сказывается на  здоровье ребенка

Апрель

 30

Консультация с папами

«Роль папы в воспитании ребенка»

Активизировать участие папы в жизни ребенка и группы

Апрель

 31

Субботник

«Цвети наш сад»

Вызвать эмоциональный отклик у родителей на предложение воспитателя, создать комфортные условия на групповом участке

Апрель

 32

Фотосессия  с привлечением родителей

Май



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

детский сад №49

  «Ручеёк»

Программа социального партнёрства с семьями воспитанников

Выполнила:

Воспитатель 2 младшей группы

«Капелька»

Савичева Е.В.

                                                    2022-2026 г.

Содержание

1.Пояснительная записка .  .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   1

2. Актуальность  .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .    .   2

3.Цель программы  .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .    4

4.Задачи программы   .   .   .   .   .   .   .   .   .    .   .   .   .   .   .   .  .   .   .   .   .   .   .   4

5.Реализация программы  .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .    .   .   .    .   .   5

6.Ожидаемые результаты программы   .   .   .   .   .   .   .    .   .   .   .   .   .   .   .   .  

7.План работы с семьями воспитанников в младшей группе 2022-2023г.  

8. План работы с семьями воспитанников в средней группе 2023-2024г

9 План работы с семьями воспитанников в старшей группе 2024-2025г

10. План работы с семьями воспитанников в старшей группе 2025-2026г

11. Результативность  .  .   .  .  .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  .  

12.Литература .   .  .  .  .  .  .   .   .   .   .  .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  .  

                             

                                   Пояснительная записка

        Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ. Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.

Актуальность.

«Семья для ребенка – это источник

общественного опыта. Здесь он находит

примеры для подражания и здесь

происходит его социальное рождение. И

если мы хотим вырастить нравственно

здоровое поколение, то должны решать

эту проблему «всем миром»: детский

сад, семья, общественность».

(В. А. Сухомлинский)

        С введением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.

И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования  социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.

                Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.                                                                                                                                                         Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную  жизнь - «Социум».

        В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.

        В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.

        Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, была разработана  программа социального партнёрства  по работе с родителями.

Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга, и объединяя усилия для достижения высоких результатов.

Задачи:

  • установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;
  • приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;
  •  объединить усилия для развития и воспитания детей;
  •  приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие ;
  • обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
  • привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
  • добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
  • постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения.

Сроки реализации программы - 4 года.

Для реализации программы используются следующие формы  взаимодействия  с  семьями воспитанников:

  • Информационно -  аналитические:
  • Анкетирование
  • Тестирование
  • Вопросы – ответы
  • Познавательные:
  • Родительские собрания
  • Круглые столы
  • Консультации
  • Беседы, дискуссии

Совместное создание предметно-развивающей  среды

  • Наглядно - информационные:
  • Папки-передвижки
  • Родительский уголок
  • Фотовыставки
  • Библиотека-передвижка
  • День открытых дверей
  • Досуговые:
  • Праздники и развлечения
  • Дни здоровья
  • Экскурсии
  • Выставки, творческие конкурсы
  • Выставка семейных коллекций

Основные педагогические принципы.

        В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:

1. Открытость детского сада для семьи;

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

4. Индивидуальный подход;

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

5. Динамичность;

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Ожидаемые результаты программы.

  •  Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
  •  У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
  • Сформируются  теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
  • Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.

Планирование работы с семьями  воспитанников

2022 – 2023 уч. год

Вторая младшая группа

Формы работы

     Тема

   

          Цель

 

Сроки

 1

Анкетирование

Адаптация к детскому саду.

Дать рекомендации родителям по  адаптации детей к детскому саду и как вести себя по отношению к ребёнку.

Сентябрь

 2  

Родительское собрание

«Давайте познакомимся»

Познакомить родителей с психологическими и возрастными особенностями детей

Сентябрь

 3

 Выставка рисунков

«Дорога глазами детей»

Единый подход по обучению детей правилам дорожного движения в семье и детском саду.

Сентябрь

 4

 

Папка - передвижка

«Всё о детском питании».

Познакомить родителей с режимом  дня, формирование единого подхода к правилам питания в детском саду.

Сентябрь

 5

Индивидуальные

Беседы

«Погода и одежда»

Дать понятие родителям, что одежда по погоде способствует сохранению здоровья ребенка

Октябрь

 6

Выставка поделок из овощей.

«Огородные фантазии»

Раскрыть возможности родителей

Октябрь

 7

Оформление отовыставки

«Бабушка рядышком с дедушкой»

Для создания домашней (семейной) атмосферы в группе

Октябрь

 8

Индивидуальные беседы

 «Режим дня в детском саду»

О положительном влиянии соблюдения единого режима дома и детского сада.

Октябрь

 9

Разместить информацию в уголке

«Осторожно ОРВИ»

Познакомить родителей с мерами по профилактике ОРВИ и гриппа.

Ноябрь

 10

Консультация

Консультация для родителей

 «Особенности чтения сказок о животных».

 

Познакомить родителей с особенностью чтения детской литературы(на примере чтения сказок о животных)

Ноябрь

 11

Фотовыставка

«Хорошо рядом с мамочкой»

Создание доброжелательной атмосферы в группе

Ноябрь

 12

Анкетирование

«Что вы читаете ребёнку дома ? »

Выяснить отношение родителей к книге в

Процессе  воспитания

Ноябрь

 13

Советы родителям

Родительская копилка: «Как играть с ребёнком дома»

Повышение родительской компетентности в вопросах организации развивающих игр.

Ноябрь

14

Акция

 «День добрых дел»

Привлечь родителей к оказанию посильной помощи в создании предметно-развивающей среды в группе.

Ноябрь

 15

Родительское собрание

«Развитие мелкой моторики рук при помощи тестопластики»

Познакомить родителей с тестопластикой ,дать советы в использовании для всестороннего развития ребёнка.

Декабрь

 16

 

Консультация

«Телефон ,планшет ,компьютер?»

Дать советы по просмотру детских программ и времени проведения у телевизора ,компьютера ,телефона ,планшета.

Декабрь

 17

Выставка поделок

«Раз- снежинка ,два снежинка»

Вовлечение родителей к совместному с детьми творчеству.

Декабрь

 18

    Праздник

«Снеговик в гостях у ребят»

Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей)

Декабрь

 19

  Выставка

«Наша ёлка нарядилась»

Предоставить возможность родителям вместе с детьми поделиться впечатлениями о прошедших праздничных каникулах

январь

 20

  Консультация

«Роль родителей к приобщению ребенка к чтению»

Помочь понять родителям что живое чтение благотворно влияет на всестороннее развитие ребёнка.

Январь

 21

 Памятка в родительском уголке

«Читаем детям»

Январь

 22

Фотовыставка

 «Воскресные прогулки»

Привлечь родителей к организации совместной с детьми фотовыставки .Создание положительных эмоций.

Февраль

23

Привлечение родителей к совместному труду

«Расчистка снега на участке»

Вызвать у родителей желание принять участие в жизни детского сада

Фвраль

 24

Оформление альбома

«Физкультура и спорт в моей семье»

Привлечь родителей к созданию альбома

Февраль

 25

Поручить родителям сделать нестандартное оборудование для физкультурного уголка

«Массажные коврики»

Привлечь родителей к участию в обогащении предметно-развивающей среды в группе

Февраль

 26

Праздник

  «Маму поздравляют малыши»

Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей)

Март

 27

Конкурс поделок

«Подарок любимой мамочке»

Создавать доверительную атмосферу от совместной деятельности ребенка и матери

Март

 28

Папка - передвижка (фото репортаж с праздника)

«Интересные моменты»

Создать радостное настроение и эмоциональный отклик от праздника

Март

29

Индивидуальное консультирование

«Учебные навыки»

Повысить уровень осведомленности родителей в области учебных навыков на конец года

Апрель

 30

Консультация с папами

«Роль папы в воспитании ребенка»

Активизировать участие папы в жизни ребенка и группы

Апрель

 31

Субботник

«Облагораживание  участка»

Вызвать эмоциональный отклик у родителей на предложение воспитателя, создать комфортные условия на групповом участке

Апрель

 32

Родительское собрание

 «Итоги воспитательно-образовательной работы

 Подведение итогов за учебный год. Проинформировать родителей в основных вопросах на летний период времени. Проинформировать родителей в основных вопросах на летний период времени

Май

                         Планирование работы с родителями воспитанников

2023 – 2024 уч. год

Средняя группа

Формы работы

     Тема

   

          Цель

 

Сроки

 1

Анкетирование

 «Давайте познакомимся»

Получение новых сведений о родителях и детях.

Сентябрь

 2  

Родительское собрание

«Возрастные особенности детей 4-5 лет»

Повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей

Сентябрь

 3

 

Выставка поделок

«Дары осени»

Совместная деятельность детей и родителей

Сентябрь

 4

     

Консультация

«Опасные ситуации в жизни ребёнка»

Привлечь родителей к созданию безопасных условий в разной деятельности детей и контродю за ней.

Сентябрь

 5

Оформление фотоальбома

«Моя семья»

Для создания домашней (семейной) атмосферы в группе

Октябрь

 6

Выставка рисунков

«Осень раскрасавица»

Создать радостное настроение от совместного творчества с детьми

Октябрь

 7

Подготовка к осеннему празднику

Подготовка

Привлечение родителей к подготовке к осеннему празднику(совместное разучивание песен и стихов)

Октябрь

 8

Осенний праздник

«Праздник осени»

Демонстрация творческих способностей детей ,сформированных творческих умений и навыков.

Ноябрь

 9

Консультация

«Воспитание толерантности в семье»

Расширение педагогического опыта родителей

Ноябрь

 10

Папка –передвижка

«Нашим мамам посвящается»

Вызвать положительные эмоции ,доброжелательное отношение

Ноябрь

 11

Информационный стенд для родителей

«Развиваемся играя»(игры ,книги)

Педагогическое просвещение родителей

Декабрь

 12

Консультация

«Растим здорового ребёнка»

Приучать к бережному отношению к своему организму ,различать что полезно ,что нет.

Декабрь

 13

Подготовка к новогоднему утреннику

Изготовление украшений для группы.

Участие родителей в украшении группы

Декабрь

 14

Привлечение родителей к совместному труду

«Расчистка снега на участке»

Вызвать у родителей желание принять участие в жизни детского сада

Декабрь

 15

Утренник

Новогодний праздник

Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей)

Декабрь

 16

    Родительское собрание

Мир детей +мир взрослых

Повысить педагогическую компетентность родителей.

Январь

 17

  Консультация

«Давай поиграем мамочка»

Повысить педагогическую компетентность родителей.

Январь

 18

 Памятка в родительском уголке

«Отвечаем почемучкам»

Январь

 19

Выставка поделок

«Рождество Христово»

Создать радостное настроение от совместного творчества

Январь

20

 Выставка

Программных книг

Познакомить родителей с художественной литературой для детей 4-5лет

Январь

 21

Консультация

«Роль чтения художественной литературы в жизни дошкольника»

Расширение педагогического кругозора родителей.

Февраль

 22

Привлечение родителей к совместному труду

«Расчистка снега на участке»

Вызвать у родителей желание принять участие в жизни детского сада

Февраль

 23

Папка-передвижка

«Учим стихи»

Вовлекать родителей в образовательный процесс и получать радость от совместной деятельности

Февраль

 24

    Праздник

«День защитника Отечества»

Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей)

Февраль

 25

  Беседа

Во что играют дети дома?

Практикум по организации игровой деятельности.

Февраль

 26

 Памятка в родительском уголке

«Развивающие игры»

Февраль

 27

Праздник

«утренник для мам»

Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей)

Март

28

 Выставка рисунков

«Мамин день»

Совместное творчество родителей и детей

Март

 29

 

Выставка поделок

«Букет для мамы»

Совместное творчество родителей и детей

Март

 30

     

Советы доктора

«Как укрепить иммунитет?»

Привлечь внимание родителей к здоровью ребёнка.

Март

 31

Оформление фотоальбома

«Весна»

Для создания домашней (семейной) атмосферы в группе

Апрель

 32

Выставка рисунков

«Весеннее настроение»

Создать радостное настроение от совместного творчества с детьми

Апрель

 33

Подготовка к Весеннему празднику

Разучивание стихов,песен.

Привлечение родителей к подготовке к празднику.

Апрель

34

Праздник

Праздник весны

Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей)

Апрель

 35

     

Субботник

Благоустройство территории

Формирование положительных взаимоотношений между коллективом детского сада и родителями.

Май

 31

Консультация

«Подвижные игры с детьми 4-5лет в семье»

Повышение педагогических знаний.

Май

 32

Выставка

«Уважайте светофор»

Расширение знаний об опасностях на дорогах.

Май

 33

Фотовыставка

«Наша группа»

С целью создания положительных эмоций ,радостного настроения .

Май

34

Родительское собрание

«Здравствуй солнечное лето»

Привлечение внимания родителей о безопасном поведении в летний период.

Май

Планирование работы с семями воспитанников

2024 – 2025 учебный год

Старшая группа

Формы работы

     Тема

   

          Цель

 

Сроки

1.

Анкетирование родителей

«Социальный паспорт семьи»

Познакомиться с семьями воспитанников, их социальным паспортом.  Выяснение благополучия и достатка в семьях воспитанников

Сентябрь

2.

Консультация родителей

«Согласия на образовательную деятельность по адаптированной программе»

Ознакомления родителей с программными задачами на учебный год

Сентябрь

3.

Фотогазеты

« Вот оно, какое наше лето»

Сплочение родителей в новой группе

Сентябрь

3.

Папка - передвижка

«Как сохранить здоровье осенью»

«Безопасность на площадке»

«Учим правила дорожного движения вместе с детьми»

«Осенняя прогулка с детьми» Наблюдения.                

Расширение и оптимизация знаний родителей о воспитании и развитии своих детей

Сентябрь

4.

Фото - стенгазеты

«Здравствуй, Осень!»

«Безопасное движение»

Формирование у родителей представлений о жизни детей в ДОУ

Сентябрь

5.

Посещение семей на дому

«Я иду в гости»

Выявление неблагополучных семей

Сентябрь

5.

Групповое родительское собрание- онлайн консультация

«Жили – были детки в детском саду…»

Оптимизировать учебно – воспитательный процесс и эффективно начать работу в новом году.

Знакомство родителей  с новыми требованиями, с изменениями в договоре сотрудничества

Октябрь

 6.

Консультация в родительский уголок

« Особенности развития ребенка  5-6 лет и 6-7 лет»

Познакомить родителей с особенностями развития ребенка 5-6 и 6-7 лет

Октябрь

 7.

Беседа с родителями

«Ребенок и родитель»

Познакомить родителей о роли всех членов семьи в воспитании ребенка

Октябрь

 8.

 

Консультация родителей

«Безопасность и осторожность»

Знакомство с правилами детского сада (не приносить в группу игрушек, сладостей, колющих, режущих предметов). А также масочный режим и дезинфекция помещения

Октябрь

9.

Анкетирование родителей  на начало учебного года (приоритеты воспитания, изменения ситуаций)

«Мы ребята из старшей группы..»

Оценить приоритеты родителей, с учетом чего выстроить план работы на предстоящий год

Октябрь

10.

Анкетирование родителей по теме безопасность дорожного движения

«Взрослые и дети на улицах города»

Создание условий для безопасного передвижения родителей с детьми

Октябрь

11.

Выставка поделок из природного материала

«Осенний вернисаж»

Приобщение родителей к активной жизни в детском саду

Октябрь

12.

Папка - передвижка

Фото отчет связи социума и детского сада

формирование у родителей представлений о жизни детей в ДОУ

Ноябрь

13.

Стенгазеты

Фото отчеты: «Физкультурный досуг»,

«Дружба с библиотекой»

Знакомство родителей с занятостью детей в ДОУ, о связи с социумом

Ноябрь

14.

Дополнение в родительский угол информацией

«Грипп. Прививать или нет»

Познакомить родителей с мерами по профилактике гриппа

Ноябрь

 15.

Консультация в родительский уголок

«Учим личным примером»

Сформировать знания у родителей по данной проблеме

Ноябрь

 16.

Участие родителей в осеннем празднике

«Именины - Осенины»

Приобщение родителей к жизни ДОУ, тем самым налаживание контакта со всеми участниками образовательного процесса

Ноябрь

17.

Анкетирование родителей в группе

«Безопасность ваших детей»

Оценить актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности детей и их родителей, целесообразность проведения специальной работы по данной проблеме

Ноябрь

 18.

Папка - передвижка

«Безопасность детей дома, на улице  и на природе»

Обращение родителей на важную информацию о бдительности и внимательности

Декабрь

 19.

Помощь в создании  выставки совместных детско-родительских работ

«Семейный вернисаж»

Вызвать у родителей желание принять участие в жизни детского сада а также совместная работа с детьми сближает и дает только положительные результаты

Декабрь

20.

Анкетирование родителей

«Народная культура»

Оценить актуальную проблему по народной культуре детей

Декабрь

21.

Привлечение посильной помощи в организации уголка по народному быту

«Народный быт»

Вызвать у родителей желание принять участие в жизни детского сада, а также совместная работа с детьми сближает и дает только положительные результаты

Декабрь

 22.

Беседа

«Принципы правильного общения с ребёнком»

Познакомить родителей с принципами правильного общения с ребенком

Декабрь

 23.

Совместная художественная деятельность родителей и детей

«Мастерская Деда мороза»

Создать радостное настроение от совместного творчества

Декабрь

 24.

Привлечение родителей к совместному труду

«Расчистка снега на участке»

Вызвать у родителей желание принять участие в жизни детского сада

Декабрь

 25.

 

  Проектная работа и участие в конкурсе проектов

«Лучший  семейный проект »

Вовлекать родителей в накоплении учебного материала в группе

Декабрь

 26.

Консультация в родительский уголок

«Роль взаимодействия семьи и детского сада в воспитании и развитии детей »

Расширить представления родителей по данной теме

Январь

 27.

    Внутригрупповой конкурс рисунков

«Зимние забавы»

Предоставить возможность родителям вместе с детьми принять участие в конкурсе

Январь

28.

Консультация в родительский уголок

«Роль музейной педагогики в приобщении дошкольников к истокам русской народной культуры»

Расширить представления родителей по данной теме

Январь

 29.

   Консультация в уголок

«Папа самый , самый!»

Привлечь внимание родителей рассмотреть информацию вместе с ребенком

Февраль

30.

Консультация в родительский уголок

«Роль фольклора  в приобщении дошкольников к истокам русской народной культуры».

Расширять представления родителей по этой теме

Февраль

 31.

Анкетирование

 «Роль быта русского народа в вашей семье»

Выяснить, компетенцию родителей в данном вопросе

Февраль

 32.

Информация

«Что должно беспокоить родителей  в ребенке?»

Поделится советами по данному вопросу

Февраль

 33.

Родительское собрание

«Ребенок и правила дорожного движения»

Создать радостное настроение от совместной работы

Февраль

34.

Физкультурный досуг

«Мы – спортивная семья»

Создание благоприятных условий для общения взрослых и детей

Февраль

35.

Социум с детской библиотекой им А.М. Горького совместное мероприятие

«Квест – игра по сказкам»

Привлечение родителей в организации мероприятия, создание благоприятных условий

Февраль

36.

Посильная помощь родителей в организации атрибутов и костюмов на театрализованное представление

«Сказка под Грибом»

Оказание посильной помощи родителей, активизация взрослых и детей для создания театральной постановки

Февраль

37.

Посильная помощь родителей

   Участие в окружном конкурсе « Столовая для птиц»

Привлечение родителей в совместном мероприятии

38.

Праздник

«Моя мама лучше всех»

Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей)

Март

39.

Совместное мероприятие

«Веселая масленица»

Познакомить детей и родителей с народными традициями в праздновании масленицы.

Март

40.

Совместное мероприятие

Поэзия доброты А.Л.Барто «Когда мамы были маленькими» + мастер класс

Приобщение родителей к совместной деятельности

Март

41.

Родительское собрание

«Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»

Повысить уровень родителей по данной теме

Март

42.

Оказание помощи в подготовке к конкурсу чтецов

«Родная сторонка»

Помощь родителям в правильном заучивании стихов

Март

43.

Совместная деятельность

Выставка совместных детско-родительских работ «Семейный вернисаж».

Создание комфортных условий для общения

Март

44.

Индивидуальное консультирование

« Профилактика детского травматизма»

Повысить уровень осведомленности родителей в области травма опасных предметов в быту

Апрель

45.

Беседа

«Соблюдаем режим дня дома»

Вызвать эмоциональный отклик у родителей на предложение воспитателя, создать комфортные условия на групповом участке

Апрель

46

Социум библиотека «Заключительное мероприятие» совместно с родителями

Игровая итоговая программа «Отдыхаем всей семьей в библиотеке» с чаепитием

Вызвать эмоциональный отклик у родителей

Май

47

Участие родителей в оформлении прогулочной площадки

«Красота вокруг нас»

Вызвать эмоциональный отклик у родителей

Май

48

Папка - передвижка

«9 мая – День Победы»

Иллюстрации, стихи о праздновании дня победы

Май

49.

Посильная помощь в изготовлении атрибутов и костюмов для театральной постановки

«Колобок собирает друзей»

Создание комфортных условий, привлечение родителей в организации развивающей среды в ДОУ

Май

50

Консультация в родительский уголок

«Скоро лето. Безопасное поведение дошкольника».

Проинформировать родителей в основных вопросах на летний период времени

Май

51

Консультация для родителей

«Здоровье ребёнка .Советы по профилактике»

Май

52.

Беседа

«Развивающие игры летом».

Май

Планирование работы с семьями воспитанников

2025 – 2026 учебный год

Подготовительная группа

Форма работы

Тема

Цель

сроки

1

Оформление информационного стенда.

«Для Вас, родители»

(информация о ФГОС ДО).

Знакомство родителей с основными положениями ФГОС ДО.

Сентябрь

2

Памятка для родителей.

«Возрастные особенности детей 6-7 лет»

Знакомство родителей с психологическими и возрастными особенностями детей.

Сентябрь

3

Оформление информационного стенда.

 «День Знаний»

Привлечь  внимание родителей к событиям в детском саду.

Сентябрь

4

Фотовыставка.

«Как я провел лето».

Привлечение родителей к совместному созданию с детьми фотовыставки.

Сентябрь

5

Индивидуальные беседы, консультации.

Психологическая готовность ребенка к школе».

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах развития и образования.

Сентябрь

6

Практическая помощь.

«Подготовка группы к учебному году».

Сотрудничество организации с семьей в создании развивающей среды.

Сентябрь

7

Подготовка к конкурсу.

«Мой любимый воспитатель».

Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми.

Сентябрь

Октябрь

Форма работы

Тема

Цель

Сроки

1

Индивидуальные беседы, консультации.

«Как организовать домашнее чтение».

Оказание необходимой помощи родителям  при организации  семейного  досуга.

Октябрь

2

Анкетирование.

«Удовлетворение потребностей родителей в развитии детей в ДОУ».

Взаимодействие педагогов с семьей в вопросах образования.

Октябрь

3

Оформление выставки детских рисунков.

«Осень золотая в гости к нам пришла».

Развитие творческого взаимодействия.

Октябрь

4

Индивидуальные беседы, консультации.

«Профилактика гриппа».

Оказание помощи родителям по охране и укреплению здоровья детей.

Октябрь

5

Утренник.

 

«Праздник Осени».

Развитие творческого взаимодействия детей и родителей. Помощь родителей в изготовлении костюмов.

Октябрь

6

Родительское  собрание.

«Скоро в школу».                

Преемственность детского сада и школы.

Октябрь              

7

Индивидуальные беседы, консультации.

«Гиперактивный  ребенок».

Дать рекомендации родителям по организации режима дня дошкольника.

Октябрь

Ноябрь

Форма работы

Тема

Цель

Сроки

1

Анкетирование.

« Какой вы родитель?».

 Повышение педагогической культуры родителей.

Ноябрь

2

Оформление папки передвижки.

«Здоровый образ жизни».

Привлечение родительского интереса к здоровому образу жизни .Распространение педагогических знаний среди родителей.

Ноябрь

3

Создание семейного альбома.

«Папа, мама , я – дружная семья».

Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

Ноябрь.

4

Индивидуальные беседы, консультации.

«Режим дня дошкольника».

Формирование единого подхода к соблюдению режима дня в вопросах воспитания детей.

Ноябрь

5

Объявление о проведении конкурса.

«Маленькие патриоты России».

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Ноябрь

6

Создание совместной фотовыставки  ко Дню Матери (последнее воскресение ноября).

«Моя мама - лучшая на свете!»

Приобщение родителей к совместному творчеству.

Ноябрь

7

Педагогический тренинг.

«Математика вокруг нас».

Выявление знаний  программных  задач по формированию математических представлений .

Ноябрь

Декабрь

Форма работы

Тема

Цель

Сроки

1

Индивидуальные беседы, консультации.

«Мы учимся – играя».

Активизация педагогических умений родителей  в интеллектуальном развитии ребенка в семье. Повышение уровня ответственности родителей за успешное обучение ребенка в школе.

Декабрь

2

Практическая помощь.

« Поможем нашим пернатым друзьям» (изготовление кормушек для птиц).

Привлечение внимания родителей к вопросам экологического воспитания .

Декабрь

3

Конкурс творческих семейных работ.

«Зимняя сказка».

Привлечение родителей к работе детского сада.Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

Декабрь

4

Практическая  помощь.

«Изготовление костюмов для Новогоднего карнавала».

Привлечение родителей к активному участию в подготовке костюмов и атрибутов для Новогоднего Праздника.

Декабрь

5

Оформление папки  передвижки.

«Что подарит Дед Мороз? Как дарить новогодние подарки?»

Знакомство родителей с интересными вариантами оформления и вручения новогодних подарков. Обогащение отношений детей и родителей опытом эмоционального общения.

Декабрь

6

Утренник для детей и родителей.

«Новогодний карнавал».

Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков. Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада.

Декабрь

7

Оформление информационного стенда.

«Безопасный Новый Год».

Объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей косновам пожарной безопасности.

Декабрь

Январь

Форма работы

Тема

Цель

Сроки

1

Оформление папки-передвижки.

«С Рождеством Христовым».

Знакомство родителей с православными традициями.

Январь

2

Оформление приглашения-листовки.

«Строим снежный городок».

Привлечение родителей и детей к посильному участию в строительстве снежных городков.

Январь

3

Индивидуальные беседы, консультации.

«Грипп. Меры профилактики. Симптомы заболеваний».

Ознакомление родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья детей в домашних условиях и условиях детского сада.

Январь

4

Групповое родительское собрание.

«Оздоровительно – развивающие игры с детьми дома».

Привлечение внимания родителей к вопросам оздоровления детей. Реализация единых методов оздоровления в детском саду и дома.

Январь

5

Индивидуальные беседы, консультации.

«Как провести выходной день с ребенком?»

Предложения родителям ряда мероприятий и приёмов для проведения выходного дня с ребенком. Помощь в вопросах воспитания детей.

. Январь

6

Памятка для родителей.

«Чаще говорите детям».

 Повышение педагогической культуры родителей. Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.

Январь

Февраль

Форма работы

Тема

Цель

Сроки

1

Консультация.

«Роль отца в воспитании ребенка».

Изменение позиции отцов по отношению к вопросам воспитания детей.  Внедрение положительного  опыта  семейного воспитания.

  Февраль

2

Оформление совместной стенгазеты.

«Наши папы - Защитники Отечества».

Приобщение родителей к совместному творчеству. Формирование у детей уважительного отношения к Армии.

Февраль

3

Совместный спортивный досуг, посвященный Дню Защитника Отечества.

«Папа-самый лучший друг!»

Формировать у родителей готовность к совместной двигательно-игровой деятельности с ребенком. Способствовать установлению эмоционального контакта родителя с ребенком.

Февраль

4

Индивидуальные  беседы, консультации.

«Драчуны. Как исправить ситуацию?»

Вовлечение родителей в педагогическую деятельность. Решение проблем воспитания.

Февраль

5

Совместная экскурсия.

«Посещение библиотеки».

Развитие партнерских взаимоотношений с учреждениями и организациями социума.

Февраль

6

Оформление папки-передвижки.

«Ребенок и компьютер».

Распространение среди родителей знаний о правильной организации работы ребенка на компьютере.

Февраль

Март

Форма работы

Тема

Цель

Исполнители

1

Оформление родительского уголка на весеннюю тематику.

«К нам весна - красна пришла».

Привлечь внимание родителей к новой информации в уголке.

Воспитатели.

2

Оформление информационного стенда.

«Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости!».

Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в детском саду и дома.

Воспитатели.

3

Оформление  выставки детских рисунков.

«Портрет любимой мамочки».

Развитие творческого взаимодействия детей и педагогов. Привлечение внимания родителей к творчеству детей.

Воспитатели, дети, руководитель изо.студии.

4

Индивидуальные беседы, консультации.

«Домашнее задание и как его надо выполнять».

Познакомить родителей с результатами мониторинга. Ответить на вопросы родителей.

 Воспитатели, педагог-психолог.

5

Праздничный концерт с участием мам и бабушек.

«Для любимых и родных» ( К Дню 8 Марта).

Демонстрация творческих способностей детей, умений и навыков.

Воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители.

6

Консультация для родителей.

«Взаимодействие детей и животных».

 Привлечение внимания родителей к потребностям и интересам ребенка.Практическая помощь родителям в воспитании детей.

Воспитатели, родители.

7

Фольклорное развлечение.

«Широкая масленица».

Привлечение родителей к активному участию в фольклорном празднике.

Воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители.

Апрель

Форма работы

Тема

Цель

Исполнители

1

Развлечение.

«День Смеха».

Продолжать приобщать родителей к активной жизни в группе и умению совместно с детьми проводить отдых, развлечения.

Воспитатели, помощник воспитателя, дети, родители, музыкальный руководитель.

2

Мастерская добрых дел.

«Скворечник своими руками».

Привлечение внимания родителей к мероприятиям творческого характера для объединения усилий семей в сохранении животного мира планеты.

Воспитатели, родители, дети.

3

Создание совместного альбома.

«Всё  о космосе».

Продолжать привлекать родителей к совместной деятельности по изготовлению дидактических  пособий.

Воспитатели, родители.

4

Анкетирование.

«Растем здоровыми».

Получение информации о формах и методах оздоровления детей дома. Оценка готовности родителей к участию в физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ.

Руководитель физического воспитания , воспитатели, родители.

5

Индивидуальные беседы, консультации.

«Ребёнок на дороге».

Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребенка правилам дорожного движения в детском саду и дома.

Воспитатели.

6

Проведение субботника на участке детского сада.

«Чтобы город был чистым».

Способствовать развитию совместной трудовой деятельности детей и родителей.

Воспитатели, родители, дети.

7

Организация совместной экскурсии.

«Достопримечательности нашего города».

Взаимодействие детей, родителей и педагогов по воспитанию у детей нравственно-патриотических  чувств  в процессе знакомства с родным городом.

Воспитатели, дети, родители.

Май

Формы работы

Тема

Цель

Сроки

1

Итоговое родительское собрание с просмотром открытого занятия.

«Чему мы научились».

Демонстрация сформированных умений и навыков, знаний детей, развитие взаимодействия детей. Подведение итогов  воспитательно- образовательной работы за учебный год.

Май.

2

Создание совместной стенгазеты.

«9 Мая – Праздник Победы».

Укреплять дружеские взаимоотношения в группе. Воспитывать у детей родителей уважение к славным историческим традициям своей Родины.

Май.

3

Праздничный концерт.

««Этот День Победы».

Демонстрация творческих способностей детей. Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей,  детей, педагогов ДОУ.

Май.

4

Совместная экскурсия

«К  памятнику  погибших героев». Возложение цветов.

Вовлечение родителей в деятельность ДОУ по патриотическому воспитанию детей.

Май.

5

Консультация.

«Об особенностях питания детей летом»

Внедрение здорового питания в летний период.Профилактика желудочно-кишечных нарушений.Обогащение родительских знаний о витаминизации детского питания летом.

Май.

6

Выпускной Бал.

«До свидания,  детский сад!»

Развитие творческого содружества в детско-взрослом коллективе, создание благоприятной психологической атмосферы праздника.

Май

7

Создание совместной стенгазеты.

«Наши любимые выпускники».

Привлечение родителей к совместному созданию с детьми стенгазеты.

Май



Предварительный просмотр:

Виды закаливания детей от 3 до 7 лет в семье в период посещения ребёнком дошкольно-образовательного учреждения.

Прогулки (ежедневно)

Хождение по полу босиком

Обливание стоп

Душ

Полоскание горла

Воздушные ванны

Купание

Посещение бани

Посещение бассейна

Нужное подчеркнуть

                          Соблюдение режима дня детьми дома.

Время приёма пищи 4-разовое

Время приёма пищи 3-разовое

Время приёма пищи в неопределённое время

Своевременный дневной сон

Своевременный ночной сон

Общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе до 2 часов

Общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе до 4  часов

Нужное подчеркнуть

                                             


Анкета для родителей.

Уважаемые родители! Мы рады, что ваш ребёнок посещает нашу группу. Для более успешной работы воспитателей просим вас ответить на следующие вопросы:

  1. Фамилия, имя, отчество ребёнка ____________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Ф.И.О. родителей, место работы

Мама____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Образование ________________________________________________________________

Папа ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Образование_____________________________________________________________________________________________________________________

  1. Полная, неполная семья _____________________________________________
  2. Что, по вашему мнению, должны знать воспитатели о здоровье вашего ребёнка_____________________________________________________________________________________________________________________
  3. О чём бы вы хотели поговорить с воспитателями вашей группы ____________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Какие проблемы вы испытываете в воспитании вашего ребёнка, консультации на какие темы вам необходимы ____________________________________________________________________________________________________________________________

                                      Уважаемые родители!

    Просим Вас ответить на ряд вопросов, ответы на которые помогут совершенствованию качества физкультурно-оздоровительной работы нашего дошкольного учреждения. С целью получения предельно достоверной информации просим Вас заполнить опросный лист в течении 5 минут. Отвечать на вопросы нужно в строгой последовательности: только ответив на предыдущий вопрос, можно переходить к следующему. Отвечая, на вопросы,  Вы должны подчеркнуть или дополнить выбранный ответ.

  1. Ваш ребёнок в семье:
  1. первый
  2. второй
  3. третий

     ______________________

  1. Если бы была возможность, то вы завели бы ещё ребёнка?
  1. да
  2. нет
  3. не уверены.

3. О ком мечтает ваш малыш?

  1. о сестрёнке
  2. о братишке
  3. не хочет других детей

________________________

4. Вы нуждаетесь в улучшении жилищных условий?

  1. да
  2. нет
  3. не помешало бы

5. Вы проживаете в одной квартире сродственниками?

  1. да
  2. нет

6. Это родственники:

  1. мужа
  2. жены

7. У вас есть загородный домик или садовый участок с домиком? 

  1. да
  2. нет

8. Вы гуляете вечером с ребёнком после того, как забираете его из детского сада?

  1. да
  2. нет
  3. иногда

9. Кто преимущественно гуляет с вашим ребёнком?

  1. муж
  2. жена
  3. старший ребёнок  
  4. другие члены семьи

10. Вы считаете, что вечером гулять с ребёнком необязательно, так как он достаточно бывает на свежем воздухе в детском саду?

  1. да
  2. нет
  3. затрудняюсь ответить

   ______________________

11. Вы ежегодно вывозите ребёнка на море?

  1. не вывозим совсем
  2. ежегодно
  3. иногда

12. Вы гостеприимны, к вам часто ходят гости?

  1. да
  2. нет
  3. не совсем так

13. Ваш ребёнок находится среди гостей?

  1. да
  2. не всегда
  3. нет

14. Кто из вашей семьи курит?

  1. муж
  2. жена
  3. оба
  4. другие члены семьи
  5. все

15. Они курят:

  1. за пределами квартиры
  2. в специально отведённом месте
  3. где хотят

16. Посещаете ли вы тренажёрные залы, спортивные комплексы другое?     

  1. да
  2. нет
  3. иногда

17. Вы не посещаете спортклубы, и т.п. по причине:

  1. недостатка времени
  2. недостатка средств
  3. не видите необходимости

18. Вы любите плавать?

  1. да
  2. нет
  3. не умею

19. Сколько раз вы с семьёй в среднем бываете летом на пляже?

  1. один раз в неделю
  2. два раза в неделю
  3. больше
  4. не бываем вообще

20. Вы бываете в бассейне?

  1. да
  2. нет
  3. редко

21. Ваш ребёнок смотрит телевизионные передачи?

  1. вместе со всеми
  2. только детские

22. У вашего ребёнка отдельная комната?

  1. да
  2. нет

23. Ваш ребёнок находится в одной комнате:

  1. с вами
  2. с вашими родителями
  3. с другим ребёнком

24. Вы ужинаете вечером:

  1. всей семьёй
  2. ребёнок ест отдельно
  3. когда как

25. Вы чистите зубы:

  1. утром
  2. утром и вечером
  3. когда как

26. У вашего ребёнка своя зубная щётка и полотенце:

  1. да
  2. нет

27. Какую зубную пасту любит ваш ребёнок?

_________________________________________

28. Он её ест?

  1. да
  2. нет
  3. не знаю

29. У вас есть в семье больные родственники, за которыми приходится ухаживать?

А) да

Б) нет

30. Ваш ребёнок принимает участие в уходе за больным?

А) да

Б) нет

В) иногда

31. Вашей семье есть родственники, имеющие вредные привычки?

А) да

Б) нет

В) затрудняюсь ответить

32. Эти привычки:

А) очень сильные

Б) умеренные

33. Что вы делаете утром:

  1. гимнастику, пробежку
  2. принимаю холодный душ
  3. завтракаю и иду на работу

34. Ребёнок присоединяется к вам?

  1. Да
  2. Нет
  3. Иногда

35. Ваш материальный достаток

  1. Ниже среднего по стране
  2. Средний
  3. Выше среднего
  4. Высокий

36. Образование жены:

  1. Среднее
  2. Среднее специальное
  3. Высшее

37. Образование мужа:

  1. Среднее
  2. Среднее специальное

в) Высшее

38. Вы работаете по специальности?

  1. Да
  2. Нет

39. Вы считаете, что чистить зубы ребёнку лучше:

  1. Дома
  2. В детском саду

в)  Вообще лучше пользоваться жевательной резинкой

40. Вы даёте ребёнку сладости:

  1. Регулярно
  2. Каждый день
  3. Изредка

41. Кто в вашей семье большой лакомка?

  1. Муж
  2. Жена
  3. Все любят сладкое

42. Как часто члены вашей семьи, исключая детей, болеют гриппом, и ОРЗ?

  1. Не более одного раза в год
  2. Один-два раза в год
  3. Часто

43. Вы ложитесь спать:

  1. После одиннадцати
  2. До одиннадцати
  3. Раньше

44. В вашей семье все ложатся спать одновременно?

  1. Чаще всего так
  2. Не всегда
  3. Все ложатся в разное время

45.Вы укладываете ребёнка в одно и то же время?

  1. Да
  2. Бывает по-разному

46. Ваш ребёнок засыпает:

  1. Под звуки музыки
  2. Прослушав вечернюю сказку
  3. В абсолютной тишине

47. Ваш ребёнок спит:

  1. Не просыпаясь
  2. Беспокойно, но не просыпается
  3. Просыпается

48. У вас дома есть спортивный инвентарь (лыжи, мячи, коньки и пр.)?

  1. Да
  2. Нет

49. Кто-нибудь из членов вашей семьи занимается спортом?

  1. Да
  2. Нет

50. Вы делаете генеральную уборку:

  1. По будням
  2. В выходные
  3. Когда как придётся

51. Вы считаете, что в детском саду следует приучать ребёнка к хозяйственному труду?

  1. Да, следует
  2. Нет, пусть это делают родители

52. Вы довольны физическим развитием своего ребёнка?

  1. Да
  2. Нет
  3. Затрудняюсь ответить

53. Вы знаете возрастные стандарты развития детей?

  1. Да
  2. Имею приблизительное представление
  3. Не знаю

54. Ваш ребёнок болеет чаще:

  1. Простудными заболеваниями
  2. Соматическими (не инф., ОРВ, коньюктивит, ларингит, бронхит…)
  3. Инфекционными

55. В своём питании вы придерживаетесь преимущественно:

  1. Растительно-молочной пищи
  2. Белковой пищи (мясо, рыба)
  3. Смешанной

56. Сколько человек в вашей семье:

  1. Двое
  2. Трое
  3. Больше

57. Вы используете для укрепления и профилактики здоровья народные средства?

  1. В системе
  2. В периоды межсезонья и гриппа
  3. Когда болеем

Анализ результатов опроса проводится следующим образом:

  1. Со знаком «плюс» оценивается:

- Ответ  а) в вопросах 7,8,15,16,18,19,20,22,25,26,27,34,39,44.45,47.49,50,51,53.57,58 – оценивается в 3 балла. Максимально возможное число баллов – 66

- Ответ б) в вопросах 1,4,5,11,13,21,24,25,31.35,42,43,57 –

Оценивается в 2 балла. Максимальное возможное число баллов – 26

- Ответ с) в вопросах 1,35.36,37,39,40,43,46

Оценивается в 1 балл. Максимально возможное число баллов – 8.

Все ответы с положительным значением суммируются.

  1. Со знаком «минус» оценивается:

             - Ответ а) в вопросах 1,4,5.10, 11, 13, 14. 17, 21,23,31,32,35,57,59

             Оценивается в 1 балл. Максимально возможное количество баллов-15

             - Ответ б)  в вопросах  

             2,8,12,14,15,16,17,18,20,22,23,26.32,34,40,41,44,45,47,48,49,50,51,53,55

             Оценивается в 1 балл. Максимально возможное количество баллов-25

             - Ответ с) в вопросах 15,17,18,23,25,28,31,39,41,42,44,47,50,53,54,57

Примечание: некоторые вопросы не оцениваются. В вопроснике подчёркнуты ответы только для примера и последующей инрерпритации.

Порядок работы с опросным листом:

  1. Подсчитать общее количество баллов с положительным значением.
  2. Подсчитать общее количество баллов с отрицательным значением.
  3. Из суммы баллов с положительным значением вычесть сумму баллов с отрицательным значением.
  4. Дать интерпретацию (объяснение) специально-гигиенических условий семьи, пользуясь ключами к опроснику.
  5. Чтобы получить общее представление об условиях и образе жизни семьи группы, следует суммировать баллы всех опросных листов и полученный результат разделить на их количество. Мы получим «групповой портрет» семьи.

Ключи к опроснику:

101-80 баллов – ответы не достоверны

79-40 баллов – семья ведёт в целом здоровый образ жизни.

40-33 баллов – семья тяготеет к здоровому образу жизни

Ниже 32-19 баллов – здоровый образ жизни в семье не сложился

Ниже 19 баллов – вас игнорируют.  

Анкета для родителей

"Какое место занимает физкультура в вашей семье"

1. Ф.И.О., образование, количество детей в семье.

_________________________________________________________________

2. Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким?

_________________________________________________________________

3. Есть в доме спортивный снаряд? Какой?

_________________________________________________________________

4. Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию? Какую?

_________________________________________________________________

5. Установлен ли для Вашего ребенка режим дня? (Да, нет)

6. Соблюдает ли ребенок этот режим? (Да, нет)

7. Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику?

  • Мама (да, нет),
  • папа (да, нет),
  • дети (да, нет),
  • взрослый вместе с ребенком (да, нет).
  • Регулярно или нерегулярно.

8. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т.д.)?

9. Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания? Перечислите их. _________________________________________________________________

10. Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия? (Да, нет)

11. Что мешает вам заниматься закаливанием детей дома? _________________________________________________________________

12. Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком? _________________________________________________________________

13. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? (Да. Нет, иногда)

14. Гуляет ли Ваш ребенок один, без взрослых? (Да, нет, иногда).

15. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:

  • Подвижные игры
  • Спортивные игры
  • Настольные игры
  • Сюжетно - ролевые игры
  • Музыкально - ритмическая деятельность
  • Просмотр телепередач
  • Конструирование
  • Чтение книг.