Методическая копилка

Шпарвассер Ирина Гарриевна

Разработка классных часов, презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravoslavnyy_hram.doc253 КБ
Microsoft Office document icon klassnyy_chasmoy_vybor.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

 Введение.

1. Православный храм как святыня.

2. Храм как символ.

3. Православный храм как памятник и хранитель русского искусства.

4. Заключение.

5. Список используемой литературы.

Введение.

Православие, как одно из основных направлений христианства, окончательно сложилось в XI веке как восточно-христианская церковь. Сегодня в России многие желают познать основы православной веры.  Православие - это особое мировоззрение, основывающееся на множестве своих понятий без сознания, которых невозможно воспринять веру предков.

Девять веков Православная Церковь была в нашей стране основной, созидающей, защищающей, непобедимой духовной силой. Православная вера каждому, кто её обретал, давала осознание высшего смысла жизни, помогала возрастанию лучших качеств – доброте и красоте души, творческим и созидательным способностям, стойкости и героизму. Эта сила собрала и объединила разрозненные народы в единую русскую нацию, создала Великую русскую культуру; в основном мирным путём овладела громадной территорией (одной шестой частью земли на планете) и успешно защищала её от захвата другими народами.

         Православие - это чистая и неискаженная истина, принесенная на землю для спасения людей Христом Спасителем. Православие -  это сохраненное во всей чистоте и не поврежденности подлинное учение Христово о вере и благочестии.

Объектом исследования данной  работы является Православный храм. Предметом – изучение других святых мест в культуре православия, православного вероучения,  православного богослужения,  взаимодействие православия и культуры.

Целью  работы является исследование Православного храма и других святых мест в культуре православия. Задачами – изучение статей, книг, монографий на эту тему и рассмотрение  вопросов, связанных с Православным храмом и  святыми  местами  в культуре православия.

В целях решения поставленной задачи в  работе выделяю следующие главы: глава первая посвящена изучению Православного Храма как святыни, в главе второй рассказывается о Храме как символе,  в  главе  третей рассматривается Православный храм как памятник и хранитель русского искусства.

1. Православный храм как святыня.

Храм - место христианского богослужения; этой главной цели подчинено все содержание храма. История храма отражает историю развития богослужения. Храмовая архитектура всегда сочетается с ее символической стороной, она олицетворяет видимое изображение высоких духовных истин, образ догмата о Церкви. Храм - это место особого присутствия благодати Божьей. В храме человек восстанавливает свой божественный образ через приобщение к Христу. Возвращение же человека к своему подлинному существу неотделимо от тайны соборности, от осознания себя членом тела Христова: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много составляют одно тело - как и Христос».

Христианской символикой наполнено все церковное богослужение, вся жизнь Церкви. Через символы приоткрывается верующим определенная, всегда живущая в Церкви духовная реальность. «Мы не в состоянии подниматься до созерцания духовных предметов - говорит святой Иоанн Дамаски, - без какого-либо посредства, а для того, чтобы подниматься вверх, имеем нужду в том, что родственно нам и сродно». Реальность христианской символики не есть реальность мира, но реальность высшая, духовная.

Православная символика не просто иллюстрирует Божественную литургию - в первую очередь она раскрывает духовные истины, содержащиеся в Евангелии и учении церкви, сообщает догматическое видение церкви о мире небесном и земном, о Боге, его отношении к миру и человеку. Иными словами, в земных, вещественных знаках и образах церковная символика являет догматическую картину мира, содержащуюся в православном вероучении.

Православная церковь с древнейших времен хранила откровенное знание как, в каком виде и в каких формах следует изображать небесное и божественное, чтобы знание соответствовало всей глубине догматов Православной церкви, давало верное представление об истине. Откровение Божие явило эту истину церкви в учении святых апостолов, семи Вселенских Соборов и в свято-отеческом наследии. И это один из основополагающих догматов храма. Поэтому человеческое воображение не должно прибегать в церкви к  произвольному символическому творчеству.

Вследствие греховной поврежденности современному человеку часто бывает трудно понять значение церковной символики. Одна из причин этого заключается в том, что земное, вещественное нередко так отягчает наше сознание, что мы с трудом можем воспринимать внешнее в его неразрывном единении с внутренним, духовным состоянием. Церковный символ соответствует своему небесному или божественному первообразу, имеет в себе благодатное присутствие Божие и тем самым исполняет свое предназначение.

Высокое значение православного храма заключено в выражении в архитектурных формах сущности Церкви: быть местом, достойным для совершения Божественной литургии и всех таинств. Православный храм: его устройство, утварь, иконы, росписи - несут на себе особую печать благодати Божией, и печать этой благодати неизгладима. Все в храме имеет свой глубокий смысл и литургическое значение. С момента своего освящения храм (дом Божий) становится особым местом присутствия Бога.

Настоящая работа имеет целью показать эволюцию храмоздательства в ее исторической перспективе и, вместе с тем, незыблемость сложившихся канонов и форм. Однако понимание церковной архитектуры далеко не исчерпывается ее художественными свойствами. Собранные материалы в меньшей степени затрагивают вопросы теории архитектуры, но прослеживают неразрывную связь становления и развития архитектурных форм храма с догматикой, литургическим действием и исторической традицией.

2. Храм как символ

Православный храм имеет божественное происхождение, бого-откровенное устройство, тесно связанное с богослужением и ведущее начало от ветхозаветной скинии, сотворенной по Божьему повелению. Форма и устройство храма связаны с его содержанием. Они наполнены божественными символами, раскрывающими истины Церкви, приводящими к небесным первообразам и постижению духовного Света. Поэтому они не могут быть произвольно изменены.

Православный храм - образное воплощение догматического учения Церкви, наглядное выражение сущности Православия, евангельская проповедь в образах, камнях и красках, училище духовной мудрости; символический образ самого Божества, икона преображенной вселенной,  мира, Царства Божия и возвращенного человеку рая, единства видимого и невидимого мира, земли и неба, Церкви земной и Церкви небесной.

Православный храм предназначен для богослужения, таинства Евхаристии, установившемуся временем каноническому чину которого отвечает изобразительный канон, в том числе каноническая традиция храмовой архитектуры. Частным выражением изобразительного канона являются школы и стили.

Православный храм строится по «образцам», выбор которых основывается на соответствии православной догматике, вселенской православной и русской национальной традиции храмоздательства. В конкретных условиях «образец» служит базой в творческой работе по принципам православного церковного зодчества в соответствии с поставленной задачей.

Православный храм - средоточие всего самого прекрасного на земле. Он благолепно украшается как место, достойное для совершения Божественной Евхаристии и всех таинств, в образ красоты и славы Божией, земного дома Божия, красоты и величия Его небесного Царства. Благолепие достигается средствами архитектурной композиции в синтезе со всеми видами церковного искусства и применением сколь возможно лучших материалов.

Православный храм создается с помощью Божией людьми, творчество которых, основано на личном, аскетическом, молитвенном и профессиональном опыте, согласуется с духовной традицией и опытом Православной Церкви, а создаваемые образы и символы причастны небесному первообразу - Царству Божию.

Понимание всей сущности храма, его происхождения и принципов храмоздательства держится на божественном Откровении, изложенном в Священном Писании, фрагменты из которого предваряют настоящий сборник размышлений о храме.

3. Православный храм как памятник и хранитель русского искусства

Церкви стоят, и ко многим из них мы идем с чувством  благоговения. В безмолвных зданиях оживают славные страницы истории, пронизанные духом народа, его порывами и страстями, горем и надеждами. Это памятники былого, нитей, связывающих нас с родной землей и предшествующими поколениями.

Древняя Русь не знала памятников общественных монументов, их роль играли церкви, часовни и памятные кресты.

На Куликовом поле, где в смертном бою решалась судьба России, впоследствии был воздвигнут храм-памятник. Когда Иван Грозный взял Казань и русские прочно встали на волжских берегах, он повелел поставить у стен Московского Кремля церковь Василия Блаженного о восьми главах по числу одержанных побед.

Ив 1553 году была заложена деревянная «обетная» (от слова «обет» - «обещание») церковь, восьмиглавая. Однако сама структура восьмиглавого сооружения не позволяла создать такую центрическую композицию, которая была бы совершенной по своим архитектурным формам и могла бы в художественном образе выразить высокое патриотическое содержание: значительность крупнейшего исторического события в жизни Московского государства.

Поэтому Барма и Постник – гениальные зодчие, -  не побоявшись указа царя, остались верны высоким принципам искусства – построили не восьмиглавый, а девятиглавый храм, и этим включили в здание тот недостающий элемент, который определил совершенство всей композиции.

Заложив новую столицу, Петр I построил Петропавловский собор, золотая игла которого стала символом и эмблемой города на Неве. В глухих, далеких деревнях крестьяне рубили церкви, часовни и памятные кресты у дорог, что бы ознаменовать ими большие и малые события в жизни всей страны или только одной волости.

Не всегда, конечно церковь имела значение памятника. Но, как правило, это было самое крупное и фактически единственное общественное сооружение на селе, где сосредоточивались отнюдь не только религиозные, церковные интересы.

В какой-то мере она играла роль и административного учреждения, где нередко собирались мирские сходы, и была чем-то вроде клуба, в котором крестьяне обсуждали все дела и новости – политические, хозяйственные, семейные, бытовые. Всем людям свойственно стремление к духовному общению между собой. В воскресенье, в праздники крестьяне, принарядившись, шли в церковь не только молиться, но и повидаться с односельчанами и друзьями из ближних сел – «себя показать и людей посмотреть».

И наконец, еще одно, древнерусские церкви это для нас памятники искусства, памятники национальной культуры. Каково бы ни было прямое, практическое назначение этих зданий, художественное, образное начало их никогда не ограничивалось церковной, культовой обрядностью. Архитекторы и строители (в то время были преимущественно люди из простого народа)  вкладывали в них гуманистическое содержание; в традиционных формах храмового зодчества выражали они заветные мечты и чаяния соотечественников, силу и величие их души, патриотизм и свободолюбие, сломить которое оказались не в силах ни чужие, ни «свои» угнетатели. В совершенной гармонии пропорций и архитектурных форм проявляется чувством прекрасного; в неразрывном единстве с природой и задушевном лиризме этих памятников – глубокая человечность и поэтичность, что сродни народным песням; в суровой сдержанности архитектуры – героический строй былинного эпоса.

Заключение

Православная Церковь обладает бесценным сокровищем не только в области богослужения и свято-отеческих творений, но и в области церковного искусства. Как известно, среди прочих церковных искусств особо значимое место занимает храмовая архитектура. И это естественно, потому что храм в жизни Церкви - нечто гораздо большее, чем просто строение, каким бы ни было оно замечательным, или место церковных собраний; храм - это полное и органическое воплощение самой сути Церкви. В храме Церковь видит выражение Православия в его целом, Православия как такового. Церковное искусство и жизнь Церкви взаимосвязаны и взаимообусловлены - поэтому, ни понять, ни объяснить церковного искусства вне Церкви и ее жизни невозможно.

Наиважнейшим в Церкви является установленное таинство Евхаристии - центр духовной жизни Церкви, вершина богослужения. Всё богослужение в Церкви носит глубоко символичный характер; богатый язык символов служит выражению глубин его содержания.

Христианство, также как и буддизм, а затем и ислам, создало идеал универсального человеческого поведения и существования; создало целостное мировоззрение и мироощущение.

Это связано с тем, что религия, также как и искусство, находится на вершине духовной  жизни общества и потому способна охватить и соединить в целом духовный мир человека.

«Когда долго смотришь великие произведения искусства, то является какое-то спокойное сознание великой родственной силы. И это сознание радостно, - писал Г.В. Плеханов, подчеркивая способность искусства вызывать в человеке состояние истинной полноты, чувства радости и силы.


Список использованной литературы:

1. Учебное пособие. Е.Г. Яковлев. Эстетика – М. «Гардарики», 2004г.

2. А.О. Половников. Русь деревянная – М. 1981г.

3. С. Галицин. Сказание о земле Московской – М. 1991г.

     Сайты:

 1.http://www.pravmir.ru/

 2. http://www.allbest.ru/

Для презентации ТЕМА: ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ И ДРУГИЕ СВЯТЫНИ В КУЛЬТУРЕ ПРАВОСЛАВИЯ


   Далеко не каждому известно, как устроен православный храм. А ведь каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение.  Еще издалека мы видим, как сияют кресты на куполах храма. Купола с крестами как бы связывают небесное и земное пространство в целостный освященный мир. Купол — это как пламя горящей свечи, недаром издревле наши предки старались даже в самые тяжелые времена золотить кресты и купола храмов.
   Каждый храм посвящен какому-либо святому или событию. Иногда в храме устраивают несколько алтарей (приделов). Тогда каждый из них посвящен своему святому или событию. Само здание храма строится либо в виде креста (символ Христа), либо в виде круга (символ вечности), либо в виде восьмиугольника (символ путеводной вифлеемской звезды).  Завершается храм куполом (символом неба), на котором ставят главу с крестом. При этом, если ставится 1 глава, тот это символизирует самого Иисуса Христа, если две главы - два естества в Христе (божественное и человеческое), если 3 - три лица троицы, если 5 - Христа и четыре евангелиста, если 7 - семь таинств церковных и семь вселенских соборов, если 9 - девять чинов ангельских, если 13 - Христос и двенадцать апостолов.

 

  

    Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

   В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных.

   Сам храм предназначен непосредственно для верующих.

   Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным.  Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.   Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. На престоле всегда находятся антиминс, напрестольное Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица. возвышающийся посреди него.

   Антиминс - главный священный предмет храма. Это освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гроб и с зашитой частицей мощей какого-либо святого. В первые века христианства служба (литургия) всегда совершалась на гробницах мучеников над их мощами. Без антиминса службу совершать нельзя. Недаром само слово антиминс переводится с греческого как “вместопрестолие”. Обыкновенно антиминс завернут в другой плат - илитон, напоминающий повязку на голове Христа в гробу.

   Дарохранительница - это ящичек в виде небольшой церковки. Здесь хранятся святые дары для причащения больных. А на дом к ним для причащения священник ходит с дароносицей.

   Место за престолом у восточной стены специально делается немного возвышенным, называется “горним местом” и считается самым святым местом даже на алтаре. Здесь традиционно располагаются большой семисвечник и большой запрестольный крест.

   На алтаре, за алтарной преградой (иконостасом) у северной стены поставлен особый стол, называемый жертвенником. Здесь готовятся хлеб и вино для причастия. Для их торжественного приготовления во время обряда проскомидии на жертвеннике находятся: потир - святая чаша, в которую вливается вино с водою (симол крови Христа); дискос - блюдо на подставке для причастного хлеба (символ тела Христа); звездица - две дуги, соединенные крестом, чтобы ставить их на дискос и покров не касался частиц просфор (звездица - символ звезды вифлеемской); копие - острая палочка для вынимания частиц из просфор (символ копья, пронзившего Христа на кресте); лжица - ложечка для причащения верующих; губка для вытирания сосудов. Приготовленный хлеб для причастия накрывают покровом. Небольшие покровы называют покровцами, а самый большой - воздухом.

   Кроме того, за алтарной преградой хранятся: кадильницадикирий (двусвечник) и трикирий (трехсвечник) и рипиды (металические круги-опахала на рукоятках, которыми дьяконы веют над дарами при освящении их).

   Отделяет алтарь от остального храма иконостас. Правда, некоторая часть алтаря находится перед иконостасом. Ее называют солеей (греч. “возвышение посреди храма”), а ее середину солеи - амвоном (греч. “восхожу”). С амвона священник произносит самые значительные слова при совершении службы. Амвон - символически очень значим. Это и гора, с которой проповедовал Христос; и вифлеемская пещера, где он родился; и камень, с которого ангел возвестил женам о возненсении Христа. По краям солеи у стен храма устраивают клиросы - места для певцов и чтецов. Само название клиросов происходит от названия певчих-священников “клирошане”, то есть певчие из священнослужителей, клира (греч. “жребий, надел”). У самых клиросов обыкновенно ставят хоругви - иконы на материи, прикрепленные к длинным древкам в виде знамен. Их носят во время крестных ходов.    

   В иконостасе, отделяющем храм от алтаря,  устроены три двери. Средние - самые большие - носят название царских врат. Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Кроме дверей царские врата перекрывает завеса, как правило красного цвета. Сами царские врата украшены иконами Благовешения и изображениями четырех евангелистов. А над ними помещают икону с изображением Тайной вечери.

    В больших соборах, как правило, иконостас состоит из пяти ярусов, или пяти рядов икон. Эти ярусы связаны в единое целое.
    Нижний ярус, или ряд, называется 
местным, потому что в нем есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. В середине местного ряда, как уже отмечалось выше, находятся Царские Врата. Стоя перед Царскими Вратами, мы видим справа от них икону Спасителя Иисуса Христа, правее — местную икону. Еще правее, как правило, южная дверь, на которой изображается икона архангела. Правее южной двери могут быть другие иконы.Слева от Царских Врат, как правило, помещается икона Божией Матери, левее — другие иконы.
   Второй от низа ряд может быть 
праздничным, в нем расположены иконы двунадесятых праздников.
   Третий ряд — это 
деисусный ряд. Справа и слева от Деисуса — иконы святителей и архангелов.
   Четвертый ряд — 
пророческий. В нем расположены иконы пророков Ветхого Завета — Исайи, Иеремии, Даниила, Давида, Соломона и других.
   Пятый ряд - 
праотеческий. Праотцы - это патриархи израильского народа, такие, как Авраам, Иаков, Исаак, Ной.
   Это традиционное устройство иконостаса. Но часто встречаются и другие, где, например, праздничный ряд может быть выше Деисуса, или его совсем может не быть.

   В живописной системе православного храма небесные силы изображаются подножием Господа и помещаются ниже него по куполу или в простенках барабана. При этом реально изображаются Престолы в виде огненных крылатых колес, Херувимы - в виде шестикрылых ликов и Архангелы в человеческом образе. Иногда же в больших храмах в простенках барабана изображают видимых носителей божественной силы - пророков. Их традиционно шесть: Давид, Соломон, Исайя, Иеремия, Иезекиль, Даниил.

    На парусах храма помещают изображения евангелистов. Иногда вместо евангелистов (или вместе с ними) помещают тетраморф (четырех символических животных). При этом существует две различные версии соответствия животных евангелистам. Согласно пророчествам Иезекиля престол Иеговы окружают четверо существ: лев (Иоанн), орел (Марк), человек (Матфей) и вол (Лука). Однако чаще встречается соотношение, предложенное Августином Блаженным и Иеронимом: лев - Марк, орел - Иоанн, человек или ангел - Матфей, телец - Лука. 

   Следующей по сакральности считается алтарная стена, то есть внутренняя восточная стена храма. Если купол - это образы церкви небесной, то алтарная стена - образы церкви земной. В полукупольном завершении над полуцилиндрической апсидой - алтарной конхе  почти всегда помещается изображение Богоматери, либо восседающей на троне, либо Оранты, стоящей в рост с воздетыми руками. Иногда же здесь изображали Христа Вседержителя. Сразу под конхой помещается сцена Евхаристии  апостолов. А еще ниже в один или два ряда располагаются святители христианской церкви (Николай Чудотворец, Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст и др.).

   На стенах же храма развертывается евангельская история. В XI-XII веках сложилась обязательная схема двенадцати главных христианских праздников, следующих за евангельскими событиями. Они и раскрываются в изображениях, начиная с юго-восточной стены по часовой стрелке. Это Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Воскрешение Лазаря, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Сошествие во Ад, Вознесение, Сошествие св. Духа на апостолов, Успение Богородицы. В боковых же приделах храма в галереях и на хорах располагают сюжеты Ветхого завета, протоевангельской истории. А на столбах, поддерживающих купол - святых и мучеников. При этом особо выделяется западная стена (самая дальняя от алтаря). Здесь помещают сцены Страшного Суда, либо Успение Богоматери, либо Тайную Вечерю.



Предварительный просмотр:

                                         Классный час

по профилактике табакокурения для обучающихся 7- 8 классов

                    «Шаг от сигареты к наркотикам».

                                             Шаг в пропасть….Опасно это или нет?-

                                              сначала ты летишь. Потом разбиваешься.

                                             Первая проба наркотика – начало такого же полета.

                                             И конец будет таким же.

                                                                                          Из публикаций СМИ.

1. Мозговой штурм. Вводное слово педагога. Постановка проблемы.

 «Привычка, противная по виду, отвратительная для обоняния, опасна для мозга, вредная для груди»,- так было охарактеризовано курение королем Англии Иаковом 1 Стюартом еще в 1604 году, когда Европа с любопытством и восторгом начинала знакомиться с загадочным заморским растением под названием табак.

Педагог предлагает ребятам в ходе «мозгового штурма» ответить на вопрсы и заполнить таблицу.

Как вы думаете, почему люди курят, употребляют алкоголь, наркотики и многие другие вещества, изменяющие сознание?

 А почему люди этого не делают?

  • Чтобы было хорошо
  • Для «кайфа»
  • Так легче общаться
  • Чтобы было весело танцевать
  • Забыться от горя
  • Чтобы быть взрослее и «круче»
  • Просто, чтобы испытать, что это такое
  • Уйти от боли
  • Чтобы расслабиться
  • Для смелости
  • Для энергии
  • Они боятся за свою жизнь, здоровье
  • Они боятся проблем, родителей, милиции
  •  У них есть принципы и убеждения
  • Из-за отсутствия денег

             

Мы с вами живем в таком мире, где причин для того, чтобы употреблять наркотики, гораздо больше, чем причин, чтобы их не употреблять.

Как этому противостоять? Как уберечься от беды, которая приобрела сегодня угрожающие масштабы?

Глобальность проблемы, ее актуальность и ужасающие последствия подтверждаются статистическими данными. Приведенными ниже.

Численность детей и молодежи в возрасте от 14 до 24 лет, с различной частотой потребляющих наркотические средства, достигает 4 миллионов, а наркозависимых среди них – от 900 тысяч до 1 миллиона 100 тысяч.

Ситуация в России, связанная с употреблением психоактивных веществ, продолжает ухудшаться. Эксперты отмечают устойчивый рост наркомании, алкоголизма и связанной с ними ВИЧ-инфекции среди детей и подростков с усиливающейся тенденцией их перетекания в младшие возрастные группы.

Чтобы противостоять этому и найти способы борьбы, необходимо выявить причины, приведшие к такой ситуации. Вот некоторые из них:

  • Нестабильность нашего общества
  • Слаборазвитая социокультурная инфра структура
  • Утрата морально-нравственных ценностей общества
  • Низкий культурный т образовательный уровень населения
  • Кризис семьи
  • Массовая поп-культура низких образцов

Все эти причины являются объективными, из разряда тех, на которые трудно повлиять одному отдельно взятому человеку. Но есть причины субъективные, которые зависят только от самого человека, его образа жизни, его воли и желания. Одна из них – это курение.

Анализ данных Всемирной  организации здравоохранения показывает, что если человек 12-17-летнего возраста курит, то вероятность того, что он будет употреблять героин, в 12 раз выше, кокаин – в 51 раз выше, крэк – и 57 раз выше, чем для тех, кто никогда не курил. Если человек 12-17-летнего возраста выкуривает более пачки сигарет в день, то вероятность того, что он будет употреблять героин, в 51 раз выше, кокаин – в 106 раз выше, крэк – в 111 раз выше, чем для тех, кто никогда не курил. Дети, которые никогда не курили, почти наверняка не будут употреблять героин, кокаин или крэк. В это время как существенная доля систематически курящих детей уже пробовали эти наркотики, и у многих из них уже возникла зависимость.

Этот анализ доказывает, что для многих детей сигареты – это средство для выхода в мир наркотиков.

2.Обсуждение основной проблемы.

В пословицах и поговорках сконцентрирована народная мудрость, накопленная веками и передаваемая из поколения в поколение. Однако каждое подрастающее поколение отрицает нажитый опыт, для того чтобы набраться своего, собственного опыта.

Можно ли в сегодняшней жизни полагаться на опыт наших предков, может ли он помочь нам справиться с современными проблемами?

Педагог предлагает ребятам работу в группах. Задание для всех групп одинаковое. Обсуждают пословицы и отвечают на вопрос: Как данная пословица отражает проблему сегодняшнего занятия «Шаг от сигареты к наркотикам»?

Раздаточный материал.

Первая группа:   Берегите платье с нова, а здоровье смолоду.

Ожидаемый результат.

Здоровье - это самая большая ценность в жизни человека. Если человек здоров, значит, у него больше шансов содержательно прожить свою жизнь, быть успешным и счастливым, оставить здоровое потомство. Здоровье человека зависит от многих факторов, но в первую очередь от самого человека, от его образа жизни, привычек, желания, воли, ответственности. Если обратиться к пословице, то ее предупреждение в контексте темы «Шаг от сигареты к наркотикам» будет звучать следующим образом: «Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания)  могут разрушить твое здоровье и сократить годы жизни. Помни об этом с юных лет и до последних дней! Заботиться о своем здоровье нужно начинать с детства, иначе может быть поздно».

Вторая группа: Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

Ожидаемый результат.

Смысл пословицы напрямую соответствует теме занятия «Шаг от сигареты к наркотикам», в которой звучит призыв и предупреждение. Искра – это сигарета, пожар – это наркотики. Назидание и мораль таковы: чтобы не допустить беды, нужно погасить маленькую искорку, с которой еще можно легко справиться, - бросить курить или не начинать вообще. Пожар потушить сложно, а иногда невозможно! Наркомания – это смерть!

Третья группа: Коготок увяз, всей птичке пропасть.

Ожидаемый результат.

Глагол «увязнуть» предполагает место действия – «болото»,которое очень коварно затягивает свою жертву и уже не отпускает. Эта пословица звучит уже не как предупреждение, а как приговор. Совсем незаметным может быть переход от одной сигареты к наркотикам: от затяжки сигареты до первого укола один шаг, а там – пропасть. «Болото наркомании» не оставляет свою жертву в живых.

Третья группа: По кривой дороге вперед не видать.

Ожидаемый результат.

«Кривая дорога» - это не что иное, как путь, по которому идет человек, если он курит, пьет, употребляет наркотики. Встав однажды на этот путь, очень трудно выйти на «ровную» дорогу и увидеть, что впереди. Все психоактивные вещества одурманивают сознание человека, уводят его от реальной жизни. Шаг за шагом от первой затяжки сигаретой, потом «баловство травкой», потом первый укол… Четкая, яркая, перспективная «линия горизонта» пропадет, и в какой-то момент человек уже не видит смысла жизни, нет любимого дела, не осталось друзей.

Как видим, народная мудрость, выраженная в пословицах и поговорках, переходит из поколения в поколение, потому что во все времена, и сегодня в том числе, люди находят в них ответы на многие вопросы. Но не для всех открывается этот источник истины, и не каждый готов им воспользоваться. Может, поэтому так много у нас сегодня проблем, одна из которых – это одурманивание подростков психоактивными веществами. Да, это одна из причин, но не все так просто. Стоит разобраться в этом детально, опираясь на научные данные и исследования специалистов.

3. Подведение итогов.

Для проведения итоговой беседы педагог предлагает ответить  на вопросы:

  • Что полезного для себя вы узнали сегодня?
  • Какая информация имеет прикладное значение?
  • Какие выводы можете сделать?