Социальная служба

Шпарвассер Ирина Гарриевна

Предварительный просмотр:

 Взаимодействие социального педагога и семьи

в интересах развития личности ребенка.

                                       

Содержание.

     

Введение.

  1. Семья и школа как партнеры в развитии личности ребенка.

2.  Построение взаимоотношений педагога и  родителей на основе доверия, понимания, ответственности.

3.   Использование диагностической информации о семье в работе педагога.

Заключение.

     Список используемой литературы.

                 

Введение.

Проблема формирования личности ребенка была актуальна на протяжении всего существования человечества. Обязанность семьи заключается в том, чтобы создать ребенку среду общения, поле деятельности, адаптировать к условиям жизни, сформировать умение  жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг. В каждой семье, с характерными для нее взаимоотношениями, складывается особенный фундамент для выполнения оговоренного смысла своего существования, обуславливающий результат воспитательного процесса.  Семья остается той группой, которая формирует личность человека и которую на протяжении своей жизни он никогда не покидает, получив основы знаний, необходимых для вхождения в состав других групп: сверстников или друзей, школьный класс, спортивную команду, трудовой коллектив. Поэтому когда мы говорим о важнейших социальных институтах, то в числе первых называем институт семьи.  

         Проблемными на сегодняшний день является взаимоотношения в обществе и семье. Эту проблему в состоянии решить социальная педагогика, ее понятие  впервые было введено в научный оборот германским педагогом А. Дистервергом, исследовавшим роль культурной среды в процессе воспитания и роль самодеятельности в развитии творческой активности ребенка.  

    Целью моей работы является: систематизировать литературу и знания по данной теме; выявить наиболее эффективные методы, приемы и формы.

1.Семья и школа как партнеры в развитии личности ребенка.

             Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так  как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

         Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

         Из всех проблем, стоящих перед современной семьей, для социального педагога наиболее важной является проблема адаптации семьи в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус, т.е. состояние семьи в процессе ее адаптации в обществе.

Для социального педагога важны следующие структурные характеристики семьи:

- полная, формально полная, неполная;

- порядок заключения брака (первичный, повторный);

-многодетная, малодетная;

-количество поколений в семье;

- стадия  жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая)

   В перечисленных характеристиках кроются как ресурсные возможности семьи (материальные, воспитательные и др.), так и потенциальные факторы социального риска. Например, повторность брака восполняет утраченные супружеские и детско-родительские связи, но может вызвать негативные тенденции в состоянии психологического климата семьи и в воспитании детей; сложный состав семьи, с одной стороны, создает более разнообразную картину ролевых взаимодействий, а значит более широкое поле социализации ребенка, с другой стороны – в условиях дефицита жилья вынужденное совместное проживание нескольких поколений может стать причиной повышенной конфликтности в семье и т. д.

В работе очень важны доверительные партнерские отношения между социальным педагогом, классным руководителем и родителями. Защищать ребенка – значит помогать ему в решении его различных проблем: учения, здоровья, взаимоотношений с учителями, родителями, т.е. создавать условия не только для выживания, но и для нормального развития личности ребенка.

              Воспитание детей – дело не только семейное, это забота всего общества. Все мы прекрасно знаем, что родители и учителя остаются главными воспитателями, поэтому должны лучше понимать друг друга, эффективнее сотрудничать в таком сложном и в таком ответственном деле как воспитание детей. Нет ничего хуже для ребенка, когда семья и школа – основные социальные силы, воспитывающие его, - идут не в ногу.

              Основным направлением в моей работе, по-прежнему, остается установление тесного контакта с родителями, учащимися и  учителями.

               Главная цель – объединить усилия семьи и школы, создать благоприятную обстановку и морально-психологический климат в школе, обеспечивающий полноценное социальное и психологическое развитие каждого ребенка.

               Как известно, семья – важнейший социальный институт общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Она является объектом изучения многих наук.

                У педагогики свой самостоятельный аспект изучения семьи. Она подходит к семье как к субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе.

               Информация о семье школе очень необходима: и для решения оперативных педагогических задач, и для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями, и для понимания истоков и причин развития личности учащихся.

              Именно поэтому  деятельность социального педагога сориентирована на все категории населения: многодетные семьи, малообеспеченные, неполные, опекаемые дети, дети-инвалиды, семьи и дети, находящиеся в социально опасном положении.

 2.Построение взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся на основе доверия, понимания.

              Современное воспитание школьников осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе: кризис социальной системы; обострение политической ситуации; социальная напряженность; межнациональные распри; нарастание экономической нестабильности; криминализация жизни, ухудшение экологической обстановки; падение нравственности и другие.

              Ситуация выживания, в которой оказалось наше общество, объективно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессию, жестокость, борьбу, конкуренцию. Все это приводит к снижению ценности человеческой жизни.

              Не всегда на должном уровне выполняет  свои воспитательные функции семья – основной социальный  институт. Во многих семьях не достает  элементарной духовной близости между родителями и детьми. А в семьях, находящихся в социально опасном положении, отсутствует доверие, взаимопонимание, ответственность.

              Каждый педагог в своей профессиональной деятельности сталкивается с проблемой «трудных» школьников. Поведение таких детей вызывает беспокойство у педагогов, психологов, родителей.

Такое поведение в педагогической практике называют «девиантным». Самая сложная задача учителя, социального педагога и  родителей – найти ключик к пониманию подростка. Тот ключик, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребенок захотел бы изменить свое поведение.

             При технологии построения отношений с такими детьми педагогам необходимо понимать, что за любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами.

             Например, агрессивное поведение одного ребенка в школе может быть вызвано стремлением доминированию, развитием лидерских качеств, а у другого – компенсацией повышенной тревожности. Соответственно, воспитательная линия в каждом случае будет выстраиваться индивидуально, исходя из понимания причин поведения ребенка, а отношения обязательно должны быть построены на основе доверия и взаимопонимания. Таким образом, учителю, социальному педагогу  и родителям необходимо выяснить мотивы поведения ребенка, то есть понять его. Это этап понимания проблемы, этап выяснения причинно-следственной связи поведения школьника.

             Следующий этап заключается в размышлении взрослыми своего отношения к «трудному» ребенку.

            В течение жизни у нас вырабатываются определенные стереотипы отношений к «трудному» подростку, набор типичных для нас реакций на то или иное негативное поведение школьника. Чаще всего, сталкиваясь с проблемным поведением детей, мы испытываем достаточно разрушительные чувства: негодование, обиду, тревогу, страх, отчаяние, огорчение, которые парализуют творческий подход к выбору нестандартных стратегий нашего поведения.

Такие эмоциональные реакции на негативное поведение детей являются естественными и нормальными для учителей и вряд ли демонстрируемое школьниками поведение должно вызывать бурю восторга. Очень важно осознать свои чувства и не позволять им оставлять нас в плену инерции стереотипов.

               Умение педагога увидеть себя глазами ребенка, поставить себя на его место, задуматься не только о его чувствах, но и о его чувствах к нам – вот шаги, позволяющие принять «трудного» школьника таким, какой он есть.

                Следующий этап – этап применения воспитательных воздействий к «трудному» подростку – будет иметь положительный результат только при условии, что педагоги и родители доверяют, понимают. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует, что учителя и родители понимают его проблемы. Только тогда ребенок будет открыт для общения с нами, и зерна воспитания лягут на благодатную почву, только тогда ребенок пожелает изменить свое негативное поведение.

             Итак, понять, доверять, помочь – основа педагогического и родительского  подхода к каждому ребенку.

            Механизм взаимодействия и коммуникации педагогов и родителей.

Необходимость в разработке механизма взаимодействия администрации школы, классного руководителя, социального педагога и родителей обусловлена прежде всего тем, что их работа связана самим ее объектом – это учащийся.

          Взаимодействие имеет своей целью совместное выявление причин и проблем, возникающих у ребенка, проведение социально-педагогической и психологической работы для оказания помощи и предупреждения, возможных прблемных ситуаций.

Функции и задачи  каждого участника взаимодействия.

Классный руководитель:

  • Предоставляет сведения о ребенке социальному педагогу;
  • Какая работа проведена классным руководителем;
  • Выяснение причин (учителя, дети, родители, сам ребенок);
  • Индивидуальные беседы, цель, результат;
  • Предварительная беседа с родителями;

         Задача классного руководителя – добиться положительного результата через вовлечение учащегося в самоуправление.

Социальный педагог:

  • Систематизирует полученные сведения;
  • Беседует с подростком, посещает семью;
  • Посещает уроки, беседует с учениками класса, учителями;
  • Подключает к работе психолога.

 Психолог:

  • Диагностирует развитие личности ребенка, выявляет отрицательные установки в поведении, развитии;
  • После диагностики проводит коррекционные мероприятия, помогает ребенку в осознании собственного поведения, организует поиски путей решения проблемы.

Заместитель директора по воспитательной работе:

  • Проводит мини-педконсилиумы совместно с классным руководителем, родителями, социальным педагогом;
  • В случае необходимости решает вопрос о приглашении учащихся на Совет при директоре.

Директор школы:

  • Координирует действия заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога, психолога, классного руководителя.
  • В случае необходимости принимает решение о направлении подростка и родителей на КДН.

                                        Классный  руководитель                       Родители

      Учителя

                                                                                           Класс

                                           

      Родители                     Социальный    педагог                    Психолог

             Ученик                                                                       Класс

                                         Заместитель  директора по ВР

Кл.  руководитель                                                                                 Соц. педагог

               Ученик,  родители                                            Психолог

                                                 Директор школы

                                     Педсовет                           КДН

3.  Использование диагностической информации

 о семье в работе социального педагога.

            Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Работа с семьей занимает в деятельности социального педагога большое место. Изучать интересы и потребности детей и взрослых, их взаимоотношения в семье, проблемы и трудности семей с различным жизненным укладом; диагностировать социально-психологические и педагогические непредвиденные ситуации и предотвращать их; помогать ребенку и его семье адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, сохранить все положительное и многое другое призван осуществлять социальный педагог по отношению к семье.

Проведя комплексную диагностику семьи, педагог, пусть частично, проникает во внутренний мир семьи, выявляет уровень педагогических возможностей родителей. Диагностические данные  о семье можно использовать в следующих направлениях.

  1. Сведения об особенностях воспитания и развития ребенка в семье расширяют информационно-ориентировочную основу для индивидуального подхода к ученику: помогают увидеть динамику развития достижений, отклонений в учебной деятельности, в поведении, в нравственном становлении личности.
  2. Представление о воспитательных возможностях родителей делает адекватными, реалистичными ожидания педагога относительно участия и помощи отца/матери в процессе воспитания ребенка. Он будет точно знать, на кого из членов семьи и в какой степени можно положиться в обеспечении единства требований школы и семьи.
  3. Обобщение проблем семейного воспитания является основой для организации в школе педагогического образования родителей

Остановимся на этом направлении подробнее. Прежде всего, оно предполагает организацию аналитического этапа – совместного с родителями обсуждения и оценки сложившейся воспитательной ситуации. Целесообразно провести это обсуждение сначала на родительском собрании в форме обобщенного обзора наиболее типичных для класса положительных и отрицательных сторон семейного воспитания, положения ребенка в семье, стиля взаимоотношений, типа семей, педагогической культуры родителей, ошибок в воспитании. Педагогу необходимо учитывать, что проблемы семьи – строго конфиденциальная информация, не подлежащая публичному разглашению. Поэтому анализ проводится анонимно, без указания фамилий детей. В ходе анализа можно аргументировать выводы ответами детей, примерами (описательными) из рисунков, выдержками из анкет. Практика показывает, что живой материал делает сообщение педагога проблемным, доказательным, ярким, убеждающим гораздо больше, чем абстрактные нравоучения по поводу ошибок и промахов в воспитании.  

          Далее проводится индивидуальная беседа с родителями. При собеседовании педагог не должен ставить их в позицию обвиняемых, поучаемых, «пойманных за руку». Разговор начинается с обязательного исчерпывающего анализа всех положительных сторон воспитания в данной семье, позитивного мнения о своей семье. Проблемы, недостатки взаимоотношений ребенка и родителей обсуждаются предельно тактично, в эмоционально нейтральном контексте. Сформулировав проблему, например: «Ваш ребенок переживает недостаток теплоты, близости, ласки в отношениях», педагог задает вопрос: «Как вы думаете, в чем причина такого самочувствия ребенка?» Если родители не соглашаются с выводом, можно аргументировать его конкретными ответами ребенка по той или иной методике. Специально отмечу: открыть тайну ответов учащегося можно только в том случае, если педагог глубоко убежден, что родители не будут мстить ребенку за отрицательную информацию о своей семье. Очевидно, что есть категории родителей, которым нельзя сообщать содержание ответов детей. К ним, на мой взгляд, относятся родители с нарушениями в эмоциональной сфере (конфликтные, неуравновешенные); с жестким, авторитарным стилем общения, нетерпимым отношением к ребенку; эмоционально холодные, отвергающие своих детей.

             Вслед за аналитическим этапом следует образовательный. Традиционно в начале учебного года администрация нашей школы совместно с социальным педагогом, психологом  проводит «Час семьи», беседует с родителями первоклассников. Выясняется следующие моменты: статус семьи, взаимоотношения между членами семьи, проблемы воспитания.

В рамках «Недели семьи», которая проводится в нашей школе ежегодно, большим успехом пользуются родительские конференции «Пути сотрудничества семьи  и школы», «Общественная оценка и поддержка школы родителями»,  «Поведение – ваше и вашего ребенка». Третий год проводится школьная научно-практическая конференция с участием родителей «Шаг к успеху». А  какое удовольствие получают родители и дети от проведения спортивных праздников, общешкольных и классных мероприятий. Благодаря сотрудничеству школы, родителей и детей, проводимая  работа приносит положительный результат.

4. И наконец, значимый коррекционный потенциал имеет мнение родителей о   школе, полученное в ходе анкетного обследования. Оценка положительных и отрицательных аспектов школьного быта, характеристика состояния ребенка после пребывания в школе, информация о трудностях родителей в общении с учителями – все это поможет педагогическому коллективу оптимизировать образовательный процесс.

Заключение.

Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять  их, а прежде всего самому жить по - человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них о себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя. Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего.                                Дети, начав свою жизнь вполне беспомощными существами, так много получают от родителей, что последние естественно порождают в них чувства благодарности, любви и своего рода гордости своими отцом и матерью. Не только сам по себе уход, помощь, забота родителей, но и участие, и ласка их играют в этом роль. Дети, рано осиротевшие или почему-либо лишившиеся отца или матери, часто позже, в зрелые годы, чувствуют горечь, тоску от отсутствия в их воспоминаниях памяти о родительской ласке, семейных радостях, неиспытанных сыновних чувствах.

        Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных.  Гармоничное воспитание личности возможно только при том условии, когда к потребностям  присоединяется более сильный, более тонкий, более мудрый побудитель - долг. Собственно, человеческая жизнь начинается с того момента, когда ребенок уже делает не то, что хочется, а то, что надо делать во имя общего блага.

           Систематизировав литературу и знания по данной теме, я пришла к выводу, что основной источник мотивации человека находится в нем самом, поэтому первостепенное значение следует придавать внутренней мотивации ребенка; следует строить всю систему знаний для ребенка в непосредственной близости к жизни. Работа с родителями и детьми должна осуществляться в системе. Для решения проблем необходимо выбирать соответствующие методы (убеждения, упражнение и др.) и формы организации (индивидуальная, групповая). Только при правильном выборе можно положительно решить ту или иную проблему родителей и ребенка.

                                  Список используемой литературы.

  1. Голубев Н.К. Введение в диагностику воспитания. М.,1989
  2. Гусейнов А. Золотое правило нравственности. М., 1998.
  3. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. М. 2001.
  4. Дудина М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике. Екатеринбург, 1998.
  5. Научно-методический журнал «Классный руководитель» (2001-2007).
  6. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. М.2001.
  7. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М.,1994.
  8. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности. М., 1992.



Предварительный просмотр:

Критерии о постановке обучающихся

на внутришкольный учет

   

  • Нарушение Устава школы: систематическое невыполнение домашнего задания, отказ от работы на уроке, постоянное отсутствие тетради, учебника, систематическое отсутствие обучающегося во время контрольных работ, выкрики и разговоры на уроке;
  • Пропуски учебных занятий без уважительной причины;
  • Постоянные драки, грубость, сквернословие;
  • Драки, приводящие к телесным повреждениям;
  • Курение в школе и на ее территории;
  • Употребление спиртных напитков;
  • Совершение несовершеннолетним правонарушения с дальнейшей доставкой его в органы милиции;
  • Совершение преступления или соучастие в нем;
  • Систематическая порча государственного имущества;
  • Издевательства над обучающимися другой национальности, вероисповедания, цвета кожи;
  • Систематические издевательства над маленькими или более слабыми детьми (нарушение Международной конвенции ООН по правам ребенка, Конституции РФ);
  • Единичные случаи нарушения общественного порядка в школе, в результате которого возникла угроза здоровью другого человека;
  • Совершение несовершеннолетним правонарушения, за которое установлена административная ответственность.

                    Постановка на учет обучающихся возможна:

  • По заявлению классного руководителя;
  • По заявлению администрации школы;
  • В результате совершения несовершеннолетним  деянием, за которое установлена административная ответственность.
  • В результате совершения несовершеннолетним  деянием, за которое установлена уголовная ответственность.

                   

    Для постановки несовершеннолетнего на внутришкольный учет на заседание школьного Совета необходимо представить следующие документы:

  • Заявление классного руководителя о постановке на учет;
  • Характеристика  несовершеннолетнего;
  • Акт посещения несовершеннолетнего на дому;
  • Справка о профилактической работе с несовершеннолетним;
  • Выписка оценок за текущую четверть.         



Предварительный просмотр:

Положение о совете

по профилактике правонарушений и безнадзорности

среди несовершеннолетних.

                                                                          Общие положения.

  • Совет по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (далее Совет) создается в общеобразовательном учреждении для работы по предупреждению правонарушений, преступлений и безнадзорности учащихся.
  • Свою деятельность Совет строит на основании закона РФ «Об образовании», закона РФ «О системе работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних».
  • Состав Совета утверждается педагогическим советом общеобразовательного учреждения. В состав совета входят: директор общеобразовательного учреждения, заместитель директора по воспитательной работе, педагог- психолог, социальный педагог, председатель школьного методического объединения классных руководителей, председатель школьного родительского комитета, уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса, сотрудники правоохранительных органов (инспектор по делам несовершеннолетних, закрепленный за данным  общеобразовательным учреждением, участковый уполномоченный милиции).
  • Руководит работой Совета директор общеобразовательного учреждения.

                                                                         Цель и задачи:

        Целью создания Совета является противодействия противоправным поступкам обучающихся школы, а также создание условий для получения ими полноценного качественного образования.

       Задачи:

  • Изучает и анализирует состояние и эффективность профилактической работы, направленной на предупреждение преступлений и правонарушений среди учащихся.
  • Рассматривает вопросы постановки на внутришкольный учет учащихся,  нарушающих устав общеобразовательного учреждения. Решает вопрос о снятии обучающихся с данного вида учета, в случае их исправления.
  • Осуществляет контроль за поведением, успеваемостью и внеурочной занятостью обучающихся, состоящих на учете в органах внутренних дел и   внутришкольном учете.
  • Осуществляет профилактическую работу с семьями, находящимися в социально опасном положении, родителями, отрицательно влияющими на воспитание детей, и состоящими на учете в ПДН.    
  • В необходимых случаях ставит вопрос о привлечении родителей, не выполняющих свои обязанности по воспитанию детей, к установленной Законом ответственности перед соответствующими государственными органами.
  • Заслушивает отчеты классных руководителей о состоянии работы по профилактике преступлений и правонарушений среди обучающихся.
  • Ходатайствует перед органами  внутренних дел и районной КДН и ЗП о снятии с учета обучающихся, исправивших свое поведение.

                                                     Порядок деятельности Совета.

  • Совет рассматривает вопросы, отнесенные к его компетенции, на      

своих заседаниях.

  • Заседания Совета проводятся не реже 1 раза в месяц (кроме экстренных случаев)
  • На заседании секретарь ведет протокол, в котором указывается дата, место проведения, содержание рассматриваемых вопросов и решений с указанием времени и ответственных за выполнение данного решения. Протокол подписывает председатель Совета.
  • Заседание Совета является правомочным при наличии не менее половины его состава.
  • Отчет о деятельности Совета (не реже 1 раза за учебный год)заслушивается на заседаниях школьного педагогического совета и школьного родительского комитета.
  • Совет в организации работы с детьми, проживающими в семьях, находящихся в социально опасном положении, взаимодействует с отделениями помощи семье и детям, В течение 7 дней направляет в указанные учреждения решения совета, принятые в отношении родителей и детей, находящихся в социально опасном положении. 

                                                                    Документация Совета:      

  • Приказ директора образовательного учреждения о создании совета и об утверждении положения о нем;
  • План работы Совета на учебный год;
  • Книга протоколов заседаний Совета;
  • Социальный паспорт образовательного учреждения;
  • Списки учащихся, состоящих на учете в органах внутренних дел и на    

внутришкольном учете, наблюдательные дела на этих подростков. Наблюдательное дело на подростка, состоящего на внутришкольном учете, должно включать в себя характеристику на обучающегося, докладные о пропусках учебных занятий.

                                             

             



Предварительный просмотр:

Работа классного руководителя и социального педагога

по профилактике правонарушений, табакокурения,                           алкоголизма.

           Поведение человека в обществе определяется установленными нормами и социальными стереотипами. Однако сегодня среди молодежи все большее распространение получает отклоняющее поведение (девиантное), которое представляет собой социальное явление, выраженное в особо массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимися в данном обществе нормам. В настоящее время становится все более очевидным существование неразрывной связи между общественным и государственным благополучием народа.

 Безнравственность, алкоголизм, наркомания, табакокурение – это те агрессивные вызовы, которые создали серьезные угрозы экономической, политической, духовной, а в конечном счете – государственной безопасности страны.

           В настоящее время наблюдается непрерывный рост преступности, алкоголизма, особенно разрастается наркомания. Это происходит в первую очередь за счет подрастающего поколения.

           Какие конкретные шаги необходимо предпринять педагогам в целях профилактики девиантного поведения?

- определить сущность девиантного поведения, начиная с младшего школьного возраста;

-выявить причины табакокурения, алкоголизма, наркомании среди школьников;

-изучить способы предупреждения и преодоления девиантного поведения среди школьников;

-помочь осознать, что стоит за словами «алкоголизм», «наркомания», «табакокурение»

            В рамках подготовки к семинару было проведен социологический опрос обучающихся 8-11классов, опрошено 79 человек (мальчиков-37, девочек-42).На вопрос «Как вы считаете, почему современные подростки начинают курить?» Были даны следующие ответы:

                               8 «а» класс:

 Это престижно-2чел.;

Поддаются влиянию друзей, не знают, как отказать предлагающему; так принято в их компании, не хотят выделятся-4чел.;

Затрудняются ответить-9чел

                              9 «а» класс:

Это престижно-1чел.;

Так принято в их компании, не хотят выделятся-1чел.; Поддаются влиянию друзей, не знают, как отказать предлагающему-8чел.

Затрудняются ответить-8чел.

                                9 «б» класс:

Это престижно-3чел.;

Так принято в их компании, не хотят выделятся-2чел.; Поддаются влиянию друзей, не знают, как отказать предлагающему-3чел.

Затрудняются ответить-9чел.

                               10 «а» класс:

Это престижно-4чел.;

Поддаются влиянию друзей, не знают, как отказать предлагающему-4чел.;

Затрудняются ответить-3чел.;

                                11 «а» класс:

Это престижно-6чел.;

Поддаются влиянию друзей, не знают, как отказать предлагающему-4чел.;

Затрудняются ответить-9чел.;

   Специфика образовательной системы требует от педагогов использования большого спектра форм и методов воспитания, для того, чтобы способствовать становлению твердой негативной установки к вредным привычкам.

           Классные руководители  по мере необходимости и возможности используют статистический материал, профилактические беседы о вреде курения на классных часах, в индивидуальных беседах.

           На вопрос «Откуда вы получаете информацию о влиянии курения на здоровье?» ответили так:

10а

11а        

Только от родителей

3

5

1

3              

Только от учителей

1      

5

от друзей

1

3

4

4

5

из ТВ

3

3

От учителей родителей и

8

10

9

5

6

           Учитывая все вышесказанное можно выделить следующие основные параметры, необходимые для обеспечения эффективности профилактической работы классного руководителя:

- профилактическую работу следует начинать с начальной школы, т.к. знания, приобретаемые в младших классах наиболее прочны.

-достижения каких-либо результатов возможно только при постоянном и планомерном воздействии.

-использовать разнообразные формы профилактической работы (лекции, индивидуальные и групповые беседы, тренинги, проводить познавательные мероприятия, классные часы с демонстрацией наглядных пособий)

           Правовое воспитание и профилактика правонарушений, наркомании, алкоголизма и токсикомании проводится в соответствии с Федеральным законом №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних».

           Все отклонения в поведении несовершеннолетних - правонарушения, употребление психоактивных веществ, табакокурение – имеют в своей основе один источник – социальную дезаптацию (проявление рассогласованности с традициями, нормами, правилами, законами, принятыми в обществе) корни, которой - в семье.

          Без изменения семейной ситуации в целом, любые изменения в ребенке не носят стабильного характера. Исправить, изменить что-то в семье,  не в наших силах. Но мы прекрасно понимаем, что вовремя замеченные отклонения в поведении детей и правильно организованная психолого-медицинская и педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

Выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения:

-неодобряемое поведение – поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, неусидчивостью, упрямством.

-порицаемое поведение – поведение, вызывающее более или менее резкое осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности)

-девиантное поведение – нравственно отрицательные действия и поступки (лживость, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность, воровство и т.д.), принявшие характер систематических или привычных.

- предпреступное поведение- поведение, несущее в себе зачатки криминального поведения (хулиганство, избиение, вымогательство, распитие спиртных напитков и т.д.)

-преступное поведение – поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.

           Со всеми стадиями отклоняющегося поведения каждый педагог встречался в своей практике.

           Профилактическая работа среди обучающихся нашей школы по предупреждению правонарушений ведется по следующим направлениям:

  1. Коррекция девиантного поведения «трудных» подростков:

-выявление  «трудных» учащихся – работа кл. рук. совместно с социальным педагогом.

- выявление интересов «трудных» учащихся, вовлечение их в кружки, секции.

-составление индивидуальных карт педагогического сопровождения учащихся.

-проведение заседаний  Совета по профилактике правонарушений среди учащихся (1 раз в месяц и по необходимости)

- индивидуальная работа администрации с учащимися, склонными к правонарушениям.

2. Профилактическая работа с родителями «трудных» учащихся, работа с семьями, находящимися в социально опасном положении.

-выявление семей, находящихся в социально опасном положении.

- составление индивидуальных карт педагогического сопровождения на семьи, находящихся в социально опасном положении.

-встреча с инспектором ПДН РУВД.

- индивидуальная работа кл. руководителей с родителями «трудных» учащихся и систематическое посещение семей (1 раз в четверть и по мере необходимости)

 



Предварительный просмотр:

Система работы

социального педагога с семьями, находящимися в социально опасном положении.

                                           

                                             Содержание:

  1. Вступление.
  2. Семья, находящаяся в социально опасном положении.
  3. Этапы работы социального педагога с семьей, находящейся в социально опасном положении.
  4. Методика работы с противостоянием семьи.
  5. Примерная индивидуальная программа реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении.
  6. Заключение.

                                                 Вступление.  

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера, образ жизни семьи в целом.

В настоящее же время семья переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителям к детям, разрушен психологический склад семьи.

В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными деградируют, фактически забывая о своих детях и бросая их на произвол семьи.

А каждый новый виток экономического кризиса, выражающийся в росте цен, низкой заработной платы, закрытии предприятий  приводит к ухудшению детей в семье. Поэтому, перед образовательными учреждениями стоит задача – оказание психолого-педагогической помощи таким семьям и детям из этих семей.

 Тема данного исследования,  весьма актуальна для образовательных учреждений. Цель моей работы – систематизировать имеющиеся знания, практические наработки, вновь изученную литературу по раскрываемой проблеме и выявить наиболее эффективные, приемлемые для нас способы, методы и формы работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.

Проблемным моментом при написании исследования явилась недостаточная оснащенность новинками учебно-методической литературы по этому вопросу.

                  Семья, находящаяся в социально опасном положении.

        Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

        Основными критериями при определении семей этой категории являются:

  • неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
  • отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.)
  • вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);
  • жестокое обращение с людьми со стороны родителей;
  • отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);
  • семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.

Из этого следует, что неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата. Поэтому можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально опасном положении:

  • конфликтная – наиболее распространённый тип (до 60% от числа всех семей категории), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;
  • аморальная – характеризующая забвением всяких моральных и этнических норм; конфликтную и аморальную семьи объединяет то обстоятельство, что положение в них оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;
  • педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с лидером.
  • асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.

Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска. Семьи группы риска – это семьи, члены которой  уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера. К таким семьям относятся, например, малообеспеченные, многодетные; неполные семьи; матери-одиночки; семьи, имеющие детей инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью; семьи, имеющие детей под опекой или попечительством. Эти семьи требуют большого внимания со стороны школы. И задача социального педагога, как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию.

Этапы работы социального педагога с семьёй,

находящейся в социально опасном положении.

        В начале каждого учебного года социальный педагог на основе полученной информации от классных руководителей составляет социальный паспорт школы, в который вносятся все семьи группы риска. В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем. Такую работу провожу и я.

        Существуют различные подходы к выявлению семейного неблагополучия, которые используются социальным педагогом:

  • через диагностику супружеских и родительско-детских отношений;
  • через изменение в поведении детей и подростков;
  • через изучение отношений детей и подростков к оценке своего поведения.

Для диагностики супружеских отношений широко используются методы, позволяющие определить степень удовлетворенности (неудовлетворенности) браком, изучить межличностные отношения супругов, выявить нарушения семейных отношений и особенности поведения в конфликтных ситуациях. Для изучения родительско-детских отношений широко используются рисуночные тесты, позволяющие проанализировать взаимоотношения в семье и выявить дефекты семейного воспитания. Используя диагностику и наблюдения, в случае проявления неблагополучия в семье, она ставится на учёт. Вначале на внутришкольный, а потом в ПДН и КДН. Чтобы поставить семью на учёт, я, опираясь на рекомендации Министерства образования Саратовской области, разработала положение, которое утверждено школьным советом  по профилактике, согласно которому постановке на учёт подлежит та или иная семья (положение прилагается). В нём также отмечена система последовательного усиления мер воздействия на родителей, не выполняющих свои обязанности по воспитанию. А в случае отсутствия положительной динамики, социальный педагог совместно с органами опеки и попечительства готовит материалы в суд для применения к родителям мер в соответствии с гражданским законодательством.

        Но торопиться лишить родителей родительских прав, отправив детей в детский дом, не следует. Каждая семья, даже, находящаяся в социально опасном положении, требует индивидуального подхода. Изучая ситуацию, сложившуюся в семье, надо прислушиваться к тому, что необходимо детям.

        Поэтому, задача социального педагога приложить максимум усилий к работе с такой семьёй. Для определения наиболее эффективной формы работы с семьёй необходимо очень хорошо знать её проблемы. В какой помощи нуждается семья, какую, прежде всего помощь предоставить? Медицинскую, социальную, педагогическую, психологическую. Для этого, на семью, находящуюся в социально опасном положении заводится папка, которая включает следующие документы:

  1. Психолого-педагогическая характеристика. (Образец прилагается).
  2. Социальный паспорт семьи. (Образец прилагается).
  3. Карточка семьи для индивидуальной работы с ней. (Образец прилагается).
  4. Акты первичного обследования ЖБУ семьи и контрольных посещений.
  5. Анкета.
  6. Выписки из протоколов совета по профилактике при проведении анализа ситуаций в семье (не реже 2х раз в год).
  7. План работы с семьёй, в который входит:
  • более подробное изучение семьи и осознание существующих в ней проблем;
  • продолжение знакомства с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни;
  • знакомство с теми службами, которые уже оказывал помощь семье, изучение их действий, выводов;
  • изучение причин социально опасного положения семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций;
  • изучение личностных особенностей членов семьи;
  • беседы с родителями;
  • вынесение родителям социально-педагогического предупреждения;
  • вызов на совет по профилактике;
  • подача представлений или ходатайства на КДН;
  • оказание помощи в устройстве несовершеннолетних детей в приют;
  • оказание помощи в устройстве несовершеннолетних детей на работу в каникулярное время;
  • подготовка совместно с органами опеки и попечительства материалов в суд на лишение или ограничение родительских прав.

Когда выявлена семья, находящаяся в социально опасном положении, составлен план работы, начинается непосредственно работа с семьёй.

   Задачи социального педагога в процессе работы с семьёй:

  • установление контакта с семьёй;
  • выявление проблем и трудностей в семье;
  • стимулирование семьи и отдельных её членов к участию в совместной деятельности; оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами – психологами, социальными работниками, врачами, юристами, а также с представителями органов власти и органами внутренних дел;
  • использование индивидуальных методик работы с семьями, нуждающимися в особой помощи.

Возвращаясь к формам работы социального педагога с семьёй, хочу обратить внимание на такую форму, как патронаж, то есть посещение детей и подростков на дому с адаптационно-реабилитационными, а также социально-педагогическими и социально экономическими целями. Патронаж позволяет устанавливать и поддерживать  длительные связи с детьми и семьями, в которых они проживают или проживали, своевременно выявляя проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж помогает принять профилактические меры, направленные на противодействие возможным (предполагаемым) негативным формам и следствиям неблагоприятной ситуации, в которой оказался ребенок.

Правила, которые должен соблюдать социальный педагог при посещении семьи.

        Посещение семьи на дому начинается с налаживания контакта. Семья намного лучше воспринимает человека, который готов выслушать, понять. Задачи первого визита в семью: показать, что вы как специалист настроены на результативное сотрудничество; снять напряжённость, которая может возникнуть при посещении социального педагога их дома. Основные элементы первого визита – знакомство. Представляясь, надо быть доброжелательной, спокойной и , если получится, уверенной в себе.

        Социально – психологическая беседа.

        Из моего опыта я поняла, что если волнуюсь, чувствую, что сама или члены семьи не готовы к содержательной части диалога, в этом случае договариваюсь о времени следующего визита и прощаюсь.

        Содержательная часть.

        Начиная беседу:

  • надо объяснить, что хорошего может получить семья от общения с вами как с профессионалом;
  • спросить, согласна ли семья сотрудничать. Помнить, что отказ семьи от сотрудничества не является окончательным;
  • обязательно проверить, как члены семьи вас поняли и как восприняли;
  • оценить качество контакта с семьёй. Спокойно выслушать ответы членов семьи, принять их за основу вашего будущего диалога. Ответы семьи могут и не понравиться, но они являются той первоначальной базой, на которой придётся налаживать отношения.

Во время второго визита:

  • не надо сосредотачивать особое внимание на проблемах семьи;
  • не надо чувствовать себя скованно;
  • не надо «включать негативное программирование»;
  • не надо говорить, что правильно, что неправильно, прежде чем узнаешь причину проблемы;
  • не надо противопоставлять себя семье;
  • не надо форсировать события: семья может оказаться не готовой и будет защищаться;
  • не надо сомневаться в собственном профессионализме.

Для установления хорошего контакта во время первого визита в семью необходимо:

  • настроить себя на сотрудничество;
  • активизировать профессиональную установку на оказание социально педагогической помощи;
  • быть уверенным, что совместно возможно улучшить ситуацию в семье.

Наряду с индивидуальными формами работы с родителями в последние годы в практике социальных педагогов всё чаще используются групповые тренинги, групповое консультирование, родительские семинары и лектории.

        Групповая работа с родителями может быть организована на родительском собрании, где социальный педагог, кроме информирования по определённой теме организует обсуждение конкретных ситуаций, показывает видеоматериалы, предлагая родителям высказаться, проводит небольшие ролевые игры и др.

        В семьях, находящихся в социально опасном положении редко можно наблюдать какой-то один вид проблем, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

        Но, к сожалению, не всегда семья, находящаяся в социально опасном положении встречает социального педагога с радостью.

                             2.3 Методика работы с противостоянием семьи.

Первичные реакции противостояния семьи:

-отрицание;

-обвинение;

-клеймить кого-либо;

-хрупкость отношений;

-импульсивность родителей, детей;

-провоцирование;

-отказ от встреч;

-неприятные помощи, безнадежность, окружение семьи (препятствия, опасности);

-сопротивление специалистам, в том числе социальному педагогу;

-кризисы семьи, детей;

-определение членов семьи (реакция и чувства на противостояние), суеверия, страхи (чего больше всего боятся семьи).

По каждому пункту стараюсь тщательно обдумать все полученные данные на основе наблюдений во время визитов, при собеседовании и т.д. Затем составляю краткосрочный план, результаты которого сразу же дают положительный эффект. Очень важно, чтобы члены семьи почувствовали, что их положение может меняться к лучшему, и это не ведет ни к потерям, ни к новым переживаниям. Например, планируется срочно посетить врача, записать ребенка к специалистам. Для этого с семьей обсуждается , что необходимо сделать и чем можно помочь.

         По итогам проделанной работы у каждой категории семей, находящихся в социально опасном положении, будут свои положительные результаты.

Можно выделить следующие показатели:

- уровень жизни семьи доведен до среднего;

- восстановлены контакты семьи с её окружением, ребенок посещает детский сад, школу, училище и т.д.

- употребление алкоголя уменьшилось;

- решены иные специфические для данной семьи проблемы.

        Большое внимание необходимо уделять бытовым условиям, в которых проживает семья. Изменение бытовых условий – это самый положительный показатель. Стало чище в квартире – легче строить взаимоотношения, дверь стала закрываться на ключ – безопаснее детям и взрослым и т.д.

        Самая большая проблема – это проблема алкоголизма в семье. Такие семьи чаще всего составляют контингент семей, находящихся в социально опасном положении. К сожалению, излечение от алкогольной зависимости – процесс длительный и сложный, а также дорогой, особенно если пристрастие к спиртному длится не один год. Даже после интенсивного лечения в медицинских наркологических диспансерах остаётся опасность возврата к прежнему состоянию,  неверием человека в свои возможности.

        Задачи социального педагога составить такую программу работы для каждой тяжелой семьи, в которой будут учтены все возможности влияния на семью, как со стороны социального педагога, так и других заинтересованных ведомств. Она включает достижение краткосрочных целей, которые позволяют семье увидеть свои первые изменения в положительную сторону, затем среднесрочные и, наконец, цели, направленные на будущее семьи.

        Непременным условием оказания помощи в семье, находящейся в социально опасном положении является вовлечение родителей и детей в совместную деятельность с любым центром и другими организациями для расширения педагогического поля и воспитательного пространства. Помощь эффективна только в том случае, если потребность в ней осознанна. Задача социального педагога мотивировать потребность семьи измениться к лучшему.

        В приложение приведён образец анкеты, которую может заполнить социальный педагог при работе с семьёй, увидеть результаты своего влияния на семью, отметить положительные сдвиги  семье, помочь подобрать необходимые формы и виды работ.

2.4 Примерная индивидуальная программа реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении.

направления

формы

исполнители

Отметка об исполнении

1

Контрольные посещения семьи

По графику

Соц. педагог

Кл. руководитель.

2

Психологическая и педагогическая помощь

Сбор информации о семье, профилактические беседы с родителями, наблюдение и контроль за несовершеннолетними по месту учёбы, жительства, организации консультаций психолога.

Соц. педагог

Кл. руководитель.

3

Материальная помощь

Направление ходатайств в Управление образованием, обращение к администрации школы о льготном питании несовершеннолетним во время учебного процесса, а также об обеспечении бесплатными учебниками и портфелями для начальной школы. Организация помощи семьям (формирование банка одежды, обуви, бывшей в употреблении, но пригодной для использования)

Соц. педагог

4

Трудоустройство родителей и несовершеннолетних.

Содействие в поиске подходящей (постоянной, временной) работы. Консультирование о постановке на учёт в центр занятости.

Соц. педагог

5

Правовая защита

Выступление на КДН. В судах в пользу семьи.

Соц. педагог

6

Организация досуга и отдыха несовершеннолетних и родителей.

Вовлечение в кружки, секции. Привлечение к участию в праздниках, соревнованиях, походах и т.д., в том числе в каникулярное время

Соц. педагог

Кл. руководитель.

7

Оздоровление совершеннолетних

Ходатайства о предоставлении бесплатных путёвок в загородные оздоровительные лагеря и на детские площадки.

Администрация школы

Соц. педагог

.

Заключение.

                Рассмотрев проблему семей, находящихся в социальном опасном положении, изучив имеющуюся литературу, я систематизировала и отобрала для своей работы наиболее эффективные формы и методы работы.

                Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся  в социально опасном положении, я считаю, индивидуальную форму. Помочь в работе с семьёй может диагностика, патронаж, беседы оказание психолого-педагогической материальной помощи.

                А также я поняла, что какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении не делала, для получения положительного результата её надо делать в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.