УЧАЩИМСЯ

Климова Марина Сергеевна

1. Буквы

2. Памятка морфологического разбора

3. Памятка разбора предложения

4. Памятка правила русского языка

5. Это нужно знать!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гласные буквы

А Я    О Ё   У Ю   Э Е    Ы И

Гласные звуки:

А   И   О  У    Э   Ы

Гласные йотированные буквы

Я    Ё    Ю   Е

Дают два звука в позиции:

1. После   гласного   (милую – (йу).

2. После Ь или Ъ знаков: (Илья – (йа), съел – (йэ).

3. В начале слова (Ёж – (йо).

Согласные парные  по звонкости / глухости

Б – П     Д – Т    З – С     Г – К    В – Ф      Ж – Ш

Всегда твёрдые согласные

Ш    Ж     Ц

Всегда мягкие согласные

Ч    Щ    Й

Сонорные звонкие согласные

Й    Л    М   Н    Р

Буквы, которые  обозначают мягкость согласных

  Е   Ё   И  Ю   Я   Ь

Буквы, не обозначающие звуков

Ь   Ъ

Гласные буквы

А Я    О Ё   У Ю   Э Е    Ы И

Гласные звуки:

А   И   О  У    Э   Ы

Гласные йотированные буквы

Я    Ё    Ю   Е

                                   Дают два звука в позиции:

1. После   гласного   (милую – (йу).

2. После Ь или Ъ знаков: (Илья – (йа), съел – (йэ).

3. В начале слова (Ёж – (йо).

Согласные парные  по звонкости / глухости

Б – П     Д – Т    З – Т     Г – К    В – Ф      Ж – Ш

Всегда твёрдые согласные

Ш    Ж     Ц

Всегда мягкие согласные

Ч    Щ    Й

Сонорные звонкие согласные

Й    Л   М  Н   Р

Буквы, которые  обозначают мягкость согласных

  Е   Ё   И  Ю   Я   Ь

Буквы, не обозначающие звуков

Ь   Ъ



Предварительный просмотр:

Памятка

 к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов

в начальных классах.

Фонетический разбор слова.

  1. Сколько в слове слогов, какой по счёту ударный?
  2. Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены?
  3. Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены?
  4. Количество звуков и букв в слове?

Пример:

морковь – 2 слога, 4 согл., 2 гл.

м -  м  - согл., непарн., зв., тв.

о  -  а  - гласн., безударн.

р  -  р  - согл., непарн., зв., тв.

к  -  к  - согл., парн., глух., тв.

о  -  о – гласн., ударн.

в  -  ф – согл., парн., глух., мягк.

ь -----------------------------

7 букв, 6 звуков

Морфологический разбор имени существительного.

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (им.п., ед.ч.).
  3. Постоянные признаки:

- собственное или нарицательное;

- одушевлённое или неодушевлённое;

- род;

- склонение.

4. Непостоянные признаки:

- падеж;

- число.

5. Роль в предложении.

Пример: Лёгкий морозец покрывает лужицу тонким ледком.

Мороз – сущ., мороз, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., им.п., ед.ч., подлежащее.

Лужицу – сущ., лужица, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в.п., ед.ч., доп.

Морфологический разбор имени прилагательного.

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).
  3. Непостоянные признаки:

- число;

- род (только в ед.ч.);

- падеж.

4. Роль в предложении.

Пример: Я вышел из душной комнаты.

(из) душной (комнаты) – прилаг., душный, ед.ч., в ед.ч., ж.р., в род.п., опред.

Разбор глагола как части речи (морфологический разбор).

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма.
  3. Постоянные признаки:

- спряжение;

4. Изменяемые признаки:

- число;

- время;

- лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);

- род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).

5. Роль в предложении.

Пример: Мы уходим всё дольше и дальше в лес.

уходим – глаг., неопр.ф., уходить, 2 спр., во мн.ч., в наст.вр., в 1 лице, сказуемое.

Морфологический разбор местоимения.

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (им.п.).
  3. Лицо.
  4. Число.
  5. Род (только в 3 лице ед.ч.).
  6. Падеж.
  7. Роль в предложении.

Пример: Пёс бежит за ней, ласкаясь.

(за) ней – местоимение, она, 3 лицо, ед.ч., ж.р., тв.п., дополнение.

Порядок разбора слова по составу.

  1. Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание.
  2. Выдели основу слова.
  3. Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.
  4. Укажи приставку. Назови еще слова с такой приставкой.
  5. Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким суффиксом.

П р и м е р: з а м о р о з к и .

        Разбор предложения

  1. Какое предложение по цели высказывания?
  2. Какое предложение по интонации?
  3. Распространенное оно или нераспространенное?
  4. О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.
  5. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.
  6. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.
  7. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.
  8. Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.

П р и м е р: После теплых дождей в лесу пошли грибы.( Повествоват.,невосклиц., распростр.)

     Что? Грибы - это подлежащее.

      Грибы (что сделали?) пошли. Это сказуемое.

     От подлежащего вопрос задать нельзя.

      Задаем вопрос от сказуемого.

      Пошли (где?) в лесу – это Вт.член.

      Пошли (когда?) после дождей – это Вт.член.

      После дождей (каких?) теплых – это Вт. Член.



Предварительный просмотр:

Разбор предложения по членам предложения

Образец: В магазине мама купила мягкую игрушку.

Главный член предложения – подлежащее.    Кто? Что?

Обозначает предмет – о ком, о чём говорится.

1.(Кто?) мама – это подлежащее, выраженное существительным.

Подчеркну одной линией.

Мама

Главный член предложения – сказуемое.    Что делает?

Обозначает действие предмета.

2. Мама (что сделала?) купила – это сказуемое, выраженное глаголом. Подчеркну двумя линиями.

 купила

Второстепенный член – дополнение.

Кого?Чего? Что? Кому? Чему?Кем? Чем?

Обозначает предмет, с которым связано действие. (Вопрос от глагола или сущ-го)

3. Купила (что?) игрушку – это дополнение, выраженное существительным.

Подчеркну пунктиром.

игрушку

Второстепенный член – определение. Какой? Чей? 

Обозначает признак, качество предмета.

(Вопрос от существительного)

4. Игрушку (какую?) мягкую – это определение, выраженное прилагательным.

Подчеркну волнистой линией.

мягкую

Второстепенный член – обстоятельство.

Как? Когда? Где? Откуда? Куда?

Поясняет, при каких обстоятельствах совершается действие. (Вопрос от глагола)

5. Купила (в чём? где?) в магазине –это обстоятельство, выраженное существительным с предлогом.

в магазине

Разбор предложения по членам предложения

Образец: В магазине мама купила мягкую игрушку.

Главный член предложения – подлежащее.    Кто? Что?

Обозначает предмет – о ком, о чём говорится.

1.(Кто?) мама – это подлежащее, выраженное существительным.

Подчеркну одной линией.

Мама

Главный член предложения – сказуемое.    Что делает?

Обозначает действие предмета.

2. Мама (что сделала?) купила – это сказуемое, выраженное глаголом. Подчеркну двумя линиями.

 купила

Второстепенный член – дополнение.

Кого?Чего? Что? Кому? Чему?Кем? Чем?

Обозначает предмет, с которым связано действие. (Вопрос от глагола или сущ-го)

3. Купила (что?) игрушку – это дополнение, выраженное существительным.

Подчеркну пунктиром.

игрушку

Второстепенный член – определение. Какой? Чей? 

Обозначает признак, качество предмета.

(Вопрос от существительного)

4. Игрушку (какую?) мягкую – это определение, выраженное прилагательным.

Подчеркну волнистой линией.

мягкую

Второстепенный член – обстоятельство.

Как? Когда? Где? Откуда? Куда?

Поясняет, при каких обстоятельствах совершается действие. (Вопрос от глагола)

5. Купила (в чём? где?) в магазине –это обстоятельство, выраженное существительным с предлогом.

в магазине

Разбор предложения по членам предложения

Образец: В магазине мама купила мягкую игрушку.

Главный член предложения – подлежащее.    Кто? Что?

Обозначает предмет – о ком, о чём говорится.

1.(Кто?) мама – это подлежащее, выраженное существительным.

Подчеркну одной линией.

Мама

Главный член предложения – сказуемое.    Что делает?

Обозначает действие предмета.

2. Мама (что сделала?) купила – это сказуемое, выраженное глаголом. Подчеркну двумя линиями.

 купила

Второстепенный член – дополнение.

Кого?Чего? Что? Кому? Чему?Кем? Чем?

Обозначает предмет, с которым связано действие. (Вопрос от глагола или сущ-го)

3. Купила (что?) игрушку – это дополнение, выраженное существительным.

Подчеркну пунктиром.

игрушку

Второстепенный член – определение. Какой? Чей? 

Обозначает признак, качество предмета.

(Вопрос от существительного)

4. Игрушку (какую?) мягкую – это определение, выраженное прилагательным.

Подчеркну волнистой линией.

мягкую

Второстепенный член – обстоятельство.

Как? Когда? Где? Откуда? Куда?

Поясняет, при каких обстоятельствах совершается действие. (Вопрос от глагола)

5. Купила (в чём? где?) в магазине –это обстоятельство, выраженное существительным с предлогом.

в магазине



Предварительный просмотр:

Образование  форм  слова

существительное

прилагательное

глагол

Есть (что?) гора

Нет (чего?) горы

Дам (чему?) горе

Любуюсь (чем?) горой

(какой?) белый

(какая?) белая

(какое?) белое

(какие?) белые

(что делал?) думал

(что делала?) думала

(что делало?) думало

(что делали?) думали

Формы слова – это слова, имеющие  одинаковую основу,

 но разные окончания.

Образование  родственных  слов

Гора – горный – пригорок – горочка – горнолыжный.

Белый – беленький – побелка – побелили – белок.

Думал – задумался – думающий – дума – выдумка.

Родственные слова – это слова,  имеющие  разные основы,  образованные от  одного  корня с помощью суффиксов и (или) приставок.

Приставки

Суффиксы

По-,  под-, при-,  пере-, в-, во-, вы-, вз-, до-, за-,  на-, над-, о-, об-, обо-,

с-, со-, из-, у-,

-Ок, -ик, -ек, -ёк,-очк, -ечк, -ичк, -к,  -ск, -ал,-ач,

-ушк, -ешк,-ышк,-инк,-оньк, -еньк, -онок, -ёнок, -ость, -ост, -есть, -н, -нн, -ник,-чик,-иц,-ниц, -ист, -щик,  -ов, -ив,-ян,-ин,-лив,-лин

Глагольные суффиксы:-е, -а, -и, -ы, -у, -ть, -ся.

Образование  форм  слова

существительное

прилагательное

глагол

Есть (что?) гора

Нет (чего?) горы

Дам (чему?) горе

Любуюсь (чем?) горой

(какой?) белый

(какая?) белая

(какое?) белое

(какие?) белые

(что делал?) думал

(что делала?) думала

(что делало?) думало

(что делали?) думали

Формы слова – это слова, имеющие  одинаковую основу,

 но разные окончания.

Образование  родственных  слов

Гора – горный – пригорок – горочка – горнолыжный.

Белый – беленький – побелка – побелили – белок.

Думал – задумался – думающий – дума – выдумка.

Родственные слова – это слова,  имеющие  разные основы,  образованные от  одного  корня с помощью суффиксов и (или) приставок.

Приставки

Суффиксы

По-,  под-, при-,  пере-, в-, во-, вы-, вз-, до-, за-,  на-, над-, о-, об-, обо-,

с-, со-, из-, у-,

-Ок, -ик, -ек, -ёк,-очк, -ечк, -ичк, -к,  -ск, -ал,-ач,

-ушк, -ешк,-ышк,-инк,-оньк, -еньк, -онок, -ёнок, -ость, -ост, -есть, -н, -нн, -ник,-чик,-иц,-ниц, -ист, -щик,  -ов, -ив,-ян,-ин,-лив,-лин

Глагольные суффиксы:-е, -а, -и, -ы, -у, -ть, -ся.

Изменение имени существительного по падежам (склонение)

Личные окончания существительных

Падеж

Слово-помощник

Вопросы

Предлоги

1склонения

Доска

2склонения

Окно

3склонения

Степь

И.п.

Есть

Кто? Что?

Не имеет

а, я

о, е, я, -, -(ь)

-(ь)

Р. п.

Нет

Кого? Чего?

У,для,возле,без,вблизи,от, из.с

и, ы

я, а

и

Д.п.

Дам

Кому? Чему?

К,по.

е

у, ю

и

В.п.

Вижу

Кого? Что?

За,через,во,в,над,под.на

у, ю

о, е, я, а, -,-(ь)

-(ь)

Т.п.

Любуюсь

Кем? Чем?

Перед,за,с,над,под

ой, ей, ёй

ом,ем,ём

ю

П.п.

Думаю о

О ком? О чём?

О,об,в,на, при

е

е

и

Определение склонения имён существительных

Начальная форма   (Кто? Что? Ед.ч.)             род             окончание             склонение

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Ж. род    А, Я     (мама, тётя)

М. род    А, Я    (папа, дядя)

С. род     О, Е. Я.      (село, поле, пламя)

           М. род   __, Й, (Ь)     (рак, музей, пень)

Ж. род     __ (Ь)   (мать)

Изменение имени существительного по падежам (склонение)

Личные окончания существительных

Падеж

Слово-помощник

Вопросы

Предлоги

1склонения

Доска

2склонения

Окно

3склонения

Степь

И.п.

Есть

Кто? Что?

Не имеет

а, я

о, е, я, -, -(ь)

-(ь)

Р. п.

Нет

Кого? Чего?

У,для,возле,без,вблизи.от, из,с

и, ы

я, а

и

Д.п.

Дам

Кому? Чему?

К,по.

е

у, ю

и

В.п.

Вижу

Кого? Что?

За,через,во,в,над,под,на

у, ю

о, е, я, а, -,-(ь)

-(ь)

Т.п.

Любуюсь

Кем? Чем?

Перед,за,с,над,под

ой, ей, ёй

ом,ем,ём

ю

П.п.

Думаю о

О ком? О чём?

О,об,в,на, при

е

е

и

Определение склонения имён существительных

Начальная форма   (Кто? Что? Ед.ч.)             род             окончание             склонение

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Ж. род    А, Я     (мама, тётя)

М. род    А, Я    (папа, дядя)

С. род     О, Е. Я.      (село, поле, пламя)

           М. род   __, Й, (Ь)     (рак, музей, пень)

Ж. род     __ (Ь)   (мать)

Личные местоимения. Склонение личных местоимений.

Падеж

Единственное число

Множественное число

1 лицо

2 лицо

3 лицо

1 лицо

2 лицо

3 лицо

Я

Ты

Он

Она

Оно

Мы

Вы

Они

И. п.

я

ты

он

она

оно

мы

Вы

они

Р. п.

меня

тебя

его

её

его

нас

Вас

их

Д. п.

мне

тебе

ему

ей

ему

нам

Вам

им

В. п.

меня

тебя

его

её

его

нас

Вас

их

Т. п.

мной

тобой

им

ею

им

нами

Вами

ими

П.п.

обо мне

о тебе

о нём

о ней

о нём

о нас

О Вас

о них

Личные местоимения. Склонение личных местоимений.

Падеж

Единственное число

Множественное число

1 лицо

2 лицо

3 лицо

1 лицо

2 лицо

3 лицо

Я

Ты

Он

Она

Оно

Мы

Вы

Они

И. п.

я

ты

он

она

оно

мы

Вы

они

Р. п.

меня

тебя

его

её

его

нас

Вас

их

Д. п.

мне

тебе

ему

ей

ему

нам

Вам

им

В. п.

меня

тебя

его

её

его

нас

Вас

их

Т. п.

мной

тобой

им

ею

им

нами

Вами

ими

П.п.

обо мне

о тебе

о нём

о ней

о нём

о нас

О Вас

о них

Личные местоимения. Склонение личных местоимений.

Падеж

Единственное число

Множественное число

1 лицо

2 лицо

3 лицо

1 лицо

2 лицо

3 лицо

Я

Ты

Он

Она

Оно

Мы

Вы

Они

И. п.

я

ты

он

она

оно

мы

Вы

они

Р. п.

меня

тебя

его

её

его

нас

Вас

их

Д. п.

мне

тебе

ему

ей

ему

нам

Вам

им

В. п.

меня

тебя

его

её

его

нас

Вас

их

Т. п.

мной

тобой

им

ею

им

нами

Вами

ими

П.п.

обо мне

о тебе

о нём

о ней

о нём

о нас

О Вас

о них

Таблица определения спряжения глаголов

1 спряжение

Все глаголы  на –еть и–ать,

кроме 11 глаголов- исключений

Все остальные глаголы на:

–оть,  –ть, –уть,

–овать, –ять,  –ыть

Три  глагола на –ить: 

Брить, стелить, зиждиться.

Глаголы на –ять: Лаять, реять, веять, сеять, блеять, таять, хаять, баять, лелеять

2 спряжение

Все глаголы на –ить,

кроме: брить, стелить, зиждиться.

7 глаголов на -еть,4 глагола на -ать: 

Слышать, видеть и обидеть. Гнать, держать и ненавидеть. И дышать, смотреть, вертеть, и зависеть, и терпеть.

Некоторые глаголы с ударением

на – ать, -ять

Проверочная форма: Если в 3 лице множественном числе (они) окончание -ут/-ют, то в окончаниях остальных форм пиши Е, например: он читает =>они читают => он читает 

Проверочная форма: Если в 3 лице множественном числе (они) окончание -ат/-ят, то в окончаниях остальных форм пиши И, например: он спешит =>они спешат =>он спешит 

Таблица определения спряжения глаголов

1 спряжение

Все глаголы  на –еть и–ать,

кроме 11 глаголов- исключений

Все остальные глаголы на:

–оть,  –ть, –уть,

–овать, –ять,  –ыть

Три  глагола на –ить: 

Брить, стелить, зиждиться.

Глаголы на –ять: Лаять, реять, веять, сеять, блеять, таять, хаять, баять, лелеять

2 спряжение

Все глаголы на –ить,

кроме: брить, стелить, зиждиться.

7 глаголов на -еть,4 глагола на -ать: 

Слышать, видеть и обидеть. Гнать, держать и ненавидеть. И дышать, смотреть, вертеть, и зависеть, и терпеть.

Некоторые глаголы с ударением

на – ать, -ять

Проверочная форма: Если в 3 лице множественном числе (они) окончание -ут/-ют, то в окончаниях остальных форм пиши Е, например: он чита?т =>они читают => он читает 

Проверочная форма: Если в 3 лице множественном числе (они) окончание -ат/-ят, то в окончаниях остальных форм пиши И, например: он спеш?т =>они спешат =>он спешит 

Таблица спряжения глаголов

Местоимение. Лицо. Число.

окончания

I спряжения

образец

окончания

II спряжения

образец

я

1

Ед.  число

-у, -ю

думаю

-у, -ю

строю

ты

2

-ешь

думаешь

-ишь

строишь

он, она, оно

3

-ет

думает

-ит

строит

мы

1

Мн. число

-ем

думаем

-им

строим

вы

2

-ете

думаете

-ите

строите

они

3

-ут, -ют

думают

-ат, -ят

строят

Таблица спряжения глаголов

Местоимение. Лицо. Число.

окончания

I спряжения

образец

окончания

II спряжения

образец

я

1

Мн. число

-у, -ю

думаю

-у, -ю

строю

ты

2

-ешь

думаешь

-ишь

строишь

он, она, оно

3

-ет

думает

-ит

строит

мы

1

Ед. число

-ем

думаем

-им

строим

вы

2

-ете

думаете

-ите

строите

они

3

-ут, -ют

думают

-ат, -ят

строят

Таблица спряжения глаголов

Местоимение. Лицо. Число.

окончания

I спряжения

образец

окончания

II спряжения

образец

я

1

Мн. число

-у, -ю

думаю

-у, -ю

строю

ты

2

-ешь

думаешь

-ишь

строишь

он, она, оно

3

-ет

думает

-ит

строит

мы

1

Ед. число

-ем

думаем

-им

строим

вы

2

-ете

думаете

-ите

строите

они

3

-ут, -ют

думают

-ат, -ят

строят

Посмотри внимательно на таблицу и скажи, в каком числе и лице окончания не зависят от спряжения.

Запомни! Глаголы во 2-м л. ед. ч. (ты) всегда заканчиваются на мягкий знак,
глаголы во 2-м л. мн. ч. (вы) всегда заканчиваются на Е.

К первому спряжению относятся

  • Многие глаголы на -еть и -ать (-ять).
  • Все глаголы на -овать.
  • Два глагола на -ить: брить и стелить.

Проверочная форма: Если в 3 лице множественном числе (они) окончание -ут/-ют, то в окончаниях остальных форм пиши Е, например:
он чита?т => они чита
ют => он читает

Я

читаю

пишу

Ты

читаешь

пишешь

Он

читает

пишет

Мы

читаем

пишем

Вы

читаете

пишете

Они

читают

пишут

Нач. форма

читать (lesen)

писать (schreiben)

К второму спряжению относятся

  • Все глаголы на -ить, кроме брить и стелить.
  • Семь глаголов на -еть, и четыре на -ать (см. стихотворение).
  • Некоторые другие глаголы -ать (-ять), у которых ударение падает на окончания, например лежать - он лежит, стоять - мы стоим.

Проверочная форма: Если в 3 лице множественном числе (они) окончание -ат/-ят, то в окончаниях остальных форм пиши И, например:
он спеш?т => они спеш
ат => он спешит

Я

говорю

лежу

Ты

говоришь

лежишь

Он

говорит

лежит

Мы

говорим

лежим

Вы

говорите

лежите

Они

говорят

лежат

Нач. форма

говорить (sagen)

лежать (liegen)

Это стихотворение поможет тебе запомнить исключения:

Ко второму же спряженью
Отнес
ём мы без сомненья
Все глаг
олы, что на "-ить",
Кр
оме слов "стелить" и "брить".
А ещ
ё: "смотреть", "обидеть",
"
Слышать", "видеть", "ненавидеть",
"Гнать", "дышать", "держать", "терпеть"
И "зав
исеть" и "вертеть".

  • смотреть:
    я смотр
    ю - он смотрит - они смотрят
  • видеть:
    я в
    ижу - он видит - они видят
  • слышать:
    я сл
    ышу - он слышит - они слышат
  • ненавидеть:
    я ненав
    ижу - он ненавидит - они ненавидят
  • дышать:
    я дыш
    у - он дышит - они дышат
  • держать:
    я держ
    у - он держит - они держат
  • обидеть:
    я об
    ижу - он обидит - они обидят
  • терпеть:
    я терпл
    ю - он терпит - они терпят
  • - зависеть:
    я зав
    ишу - он зависит - они зависят

Особые спряжения глаголов

Глагол "хотеть" называют разноспрягаемым, т.к. он в единственном числе спрягается, как глагол I спряжения, а во множественном числе, как глагол II спряжения:

Я

хочу

Ты

хочешь

Он

хочет

Мы

хотим

Вы

хотите

Они

хотят

Infinitiv

хотеть (wollen)

А какой глагол в в одной из форм состоит только из окончаний первого спряжения? Назови его начальную форму?

Я

ем

Ты

ешь

Он

ест

Мы

едим

Вы

едите

Они

едят

Начальныя форма

????



Предварительный просмотр:

С к о р о г о в о р к и

1.Воробья врачи спасали,                           8.Лена искала булавку,  

   В вертолёт его несли.                                  А булавка упала под лавку.

   Вертолёт вертел винтами,                           Под лавку залезть было лень,

   Волновал траву с цветами.                          Искала булавку весь день.

2.В огороде рос горох,                                 9.Мышь в углу прогрызла норку.

   а за речкой – гречка.                                    Тащит в норку хлеба корку.

   Старый наш козёл Тимоха                           Но не лезет корка в норку.

   В огороде рвал горох,                                   Велика для норки корка.

   Гречку рвал за речкой.

                                                                      10.Приготовила Лариса

3.Грачиха говорит грачу:                                  Для Бориса суп из риса.

   «Слетай с грачатами к врачу,                       А Борис Ларису

   Прививки делать им пора                             Угостил ирисом.

   Для укрепления пера!»

                                                                      11.Сидел воробей на сосне,

4.Встретил в чаще ёж ежа:                              Заснул и свалился во сне.

   -Как погода, ёж?                                             Если бы он не свалился во сне,

   -Свежа.                                                            До сих пор бы сидел на сосне.

   И пошли домой, дрожа,

   Сгорбясь, съёжась, два ежа.

                                                                     12.Летел на болото усатый удод.

5.Девчонка везла на возу                                Глядел на удода усатый Федот.

   Козлёнка, козла и козу.                                 Покуда не сел на болото удод,

   Лесок проезжала –                                        Стоял и глядел на удода Федот.

   Часок подремала.

   Девчонка в лесу проспала                         13.Был в саду переполох -

   Козлёнка, козу и козла.                                   Там расцвёл чертополох.

                                                                             Чтобы сад твой не заглох,

6.Все клёны стали рыжие,                                 Прополи чертополох.

   И ни один не дразнится.

   Раз всё равно все рыжие -                        14. Черепаха, не скучая,

   Кому какая разница.                                         Час сидит за чашкой чая.

                                                                               Черепаха всех смешит,

7.Огорчённая сорока                                            Потому что не спешит.

   Возвращается с урока.                                      А куда спешить тому,

   Весь урок болтала с сойкой                              Кто всегда в своём дому.

   И домой вернулась с двойкой.

С к о р о г о в о р к и

15.Было весело на горке                        21.Этой щеткой чищу зубы,

     Сане, Соне и Егорке,                              Этой щеткой башмаки,

     А Маруся не каталась –                          Этой щёткой чищу брюки,

     В снег упасть она боялась.                    Все три щётки мне нужны.

16.Только Таня утром встанет,             22.Юлька-Юленька-юла,

     Танцевать Танюшу тянет.                     Юлька юркая была.

     Что тут долго объяснять! –                   Усидеть на месте Юлька

     Таня любит танцевать.                          Ни минуты не могла.

17.Стала утка на пруду                         23.Дубовый столб стоит столбом,

   Учить своих утят;                                   В него баран упёрся лбом.

   Утята плавать на виду                           Хотя не жаль барану лба,

   У мамы не хотят.                                    Но лбом не сбить ему столба.

   Ужасно утка мучится:

  «Ну что из них получится?»

18.В огороде Фёкла                              24.Был у бабушки баран,

     Ахала и охала:                                      Бил он бойко в барабан.

     - Уродилась свёкла                              И плясали бабочки

     Не на грядке, около.                             Под окном у бабушки.

     Жалко Фёкле свёклу,

     Жалко свёкле Фёклу.                        25.Возле грядки – две лопатки,

     Жаловалась Фёкла:                               Возле кадки – два ведра.

     -Заблудилась свёкла!                            После утренней зарядки

                                                                      мы работали на грядке -

19.У Маши мошка в каше.                          И посадки все в порядке,

     Что делать нашей Маше?                     Их теперь полить пора.

     Сложила кашу в плошку

     И накормила кошку.    

20.Мышонку шепчет мышь:                   26.Га-га-га! –

    «Ты всё шуршишь – не спишь».             Гогочет гусь,-

     Мышонок шепчет мыши:                        Я семьёй своей горжусь!

     «Шуршать я буду тише».                        На гусят и на гусыню

                                                                       Всё гляжу – не нагляжусь!



Предварительный просмотр:

Это нужно знать!!!

1. АЛФАВИТ.


В русском алфавите 33 буквы. Буквы мы видим и пишем. Звуки – слышим, произносим. 
Гласных звуков – 10, согласных звуков -21. Буквы Ь и Ъ не являются звуками.

2.      ГЛАСНЫЕ БУКВЫ.

Гласные буквы: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е.

Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков.

Гласные Е, Ё, И, Ю, Я на письме обозначают мягкость согласных звуков.

Например: мал – [м] твёрдый звук, так как после него стоит звук А.

               мял -  [м`] мягкий звук, так как после него стоит звук Я.

 

3.      ГЛАСНЫЕ БУКВЫ обозначающие два звука.

 

            Гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука в том случае, когда:

 стоят после гласной, например: маяк – я-[ й] [а]  обозначает два звука, так как стоит 

                    после гласного   А, значит в   слове маяк – 4 буквы, 5 звуков; 

 стоят в начале слова, например: ёлка – е- [й] [о]  обозначает два звука, так как стоит в 

                    начале слова,  значит в слове ёлка – 4 буквы, 5 звуков; 

 стоят после Ь или Ъ знака, например: вьюга –ю [й] [у] обозначает два звука, так как 

                    после него стоит Ь

                Буква Е обозначает звуки [Й] [Э].   Буква Ё обозначает звуки [Й] [О].
               Буква Ю обозначает звуки [Й] [У]. Буква Я обозначает звуки [Й] [А].

 

   4. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Твёрдые/мягкие.

 

   Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

    Всегда твёрдые – [Ц]  [Ж]  [Ш]. Всегда мягкие – [Ч`]   [Щ`]   [Й`]. Чтобы определить 

    твёрдость или мягкость остальных согласных смотри правило № 2.

 

5.      СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. Глухие/звонкие.

 

Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р. Всегда глухие (непарные)  согласные Х, Ц, Ч, Щ.

Остальные согласные звуки образуют пары:

Б          В         Г          Д         Ж        З    -   ЗВОНКИЕ

П         Ф         К         Т          Ш        С    -   ГЛУХИЕ

 

6.      ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ.

 

К шипящим согласным относят звуки [Ж], [Ш], [Ч],[Щ].

 

7.      СЛОГИ.

 

В слове столько слогов, сколько гласных букв, например: ма/ли/на – в этом слове 3 

слога, так как в нём 3 гласные буквы. 

 

8.      ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА.

  - Слова переносятся по слогам, например: бо-ло-то, кро-вать.

 

  - Если в словах есть Ь или Ъ, то они остаются на строчке, например: паль-чик, подъ-езд, ко-лье.        

  -   Если в словах есть Й, то при переносе она не отделяется от гласной, например: шай-ба, лей-ка, лей-ся.

- В словах  с удвоенными согласными одна буква остаётся на строкедругая переносится

    например: кас-са, ван-на.

Нельзя переносить одну букву и слова с одной гласной, например: ест, пол, лаю, якорь.       

  -   Не нарушать границу между приставкой и корнем, например: при-сказ-ка,над-пись.

 9.      УДАРЕНИЕ. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ.

 

     Гласные и согласные звуки могут быть в сильной и слабой позиции. В сильной позиции 

находятся ударные гласные звуки, безударные – в слабой позиции. В сильной позиции 

находятся звонкие согласные и согласные, которые произносятся чёткоостальные – в слабой позиции. 

     Знак ударения не ставится на письме в случае, если в слове один слог или есть буква ё.

10.  ПРАВИЛО ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ. Имена собственные/нарицательные. 

   С большой буквы всегда пишутся:

 Имена, отчества, фамилии людейАлександр Сергеевич Пушкин. 

 Названия сёл, городов, морей, рек, озёр, деревень, например: страна Россия, город  

Орёл, Балтийское море, река Нева, озеро Байкал, деревня Вишенка.  

 Клички животных, например: кот Барсик, пёс Дружок, корова Зорька. 

Все перечисленные группы слов относятся к именам собственным (собст.), остальные 

слова являются нарицательными (нариц.).

11.  ПРАВОПИСАНИЕ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. 

Буквосочетания жи-ши пиши с буквой И, ча-ща пиши с буквой А, чу-щу – с буквой У.

12.  ПРАВОПИСАНИЕ ЧН, ЧК, РЧ, РЩ, НЩ, НЧ. 

Буквосочетания ЧН, ЧК, РЧ, РЩ, НЩ, НЧ пишутся без мягкого знака : точка, печник, перчик,  

конторщик, женщина, венчик.  

13.  РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЯГКИЙ И ТВЁРДЫЙ ЗНАКИ. 

    Разделительный Ь пишут после приставок, согласной и  перед гласными: Е, Ё, И, Ю, Я. Например:

http://naurokax.ru/sc-pic/i0040.jpghttp://naurokax.ru/sc-pic/i0041.jpg14.  МЯГКИЙ ЗНАК ОБОЗНАЧАЮЩИЙ МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ. 

 

В конце имен существительных после шипящих женского рода пишется Ь, не пишется у 

существительных мужского рода, например: речь, гуашь, но: ландыш, меч. 

15. ЧАСТИ РЕЧИ

Части речи

Называют (обозначают)

Отвечают на вопросы

Имя существительное

Обозначает предмет

Кто? Что?

Имя прилагательное

Обозначает признак предмета

Какой? Какая? Какое? Какие? Каков?

Глагол

Обозначает действие предмета, состояние

Что делать? Что сделать? Что делают? Что будут делать?