В помощь ученику

Сутормина Валерия Алексеевна

Материал содержит памятки по русскому языку и математике. Материал предназначен для справок. Для использования на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сино́нимы — слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.

Примеры синонимов в русском языке смелый — храбрыйидти — шагать.

Сино́нимы — слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.

Примеры синонимов в русском языке смелый — храбрыйидти — шагать.

Анто́нимы — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».

Анто́нимы — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».



Предварительный просмотр:

Проверяемые безударные гласные в корне слова. Правила


         Сильной позицией для гласных звуков является позиция  
в ударном слоге.  

        Под ударением гласные произносятся отчетливо, значит, позиция  
сильная, без ударения нечётко, – позиция слабая.  

        Безударные гласные корня проверяются ударением:  

                    волна́   –   во́лны,             мячи́   –   мя́ч.    


         Способы проверки безударных гласных в корне  

            1. Подбор однокоренных слов:  

              соли́ть – со́ль,   закрепи́ть – кре́пкий,     возду́шный – во́здух.  

            2. Изменение формы слова:    

                окно́ – о́кна,       гроза́ – гро́зы.  

        При подборе однокоренных слов надо учитывать их лексическое  
        значение:  

                спешу́ 
(в школу) – спе́шка,         спишу́ (текст) – пи́шет.    



Предварительный просмотр:

Звуко – буквенный разбор слова

Порядок разбора:

  • Напиши слово.
  • Раздели слово на слоги и определи количество слогов.
  • Определи, на какой слог падает ударение, поставь знак ударения.
  • Определи количество гласных букв и согласных.
  • Запиши буквы в столбик, около каждой буквы в [ ] запиши их звуки.
  • Дай характеристику каждому звуку: Какой звук обозначают согласные буквы: звонкие или глухие, твердые или мягкие. Какой звук обозначают гласные буквы: ударный или безударный.
  • Обрати внимание на буквы е, ё, ю, я (обозначают 2 звука, если: стоят вначале слова, после гласной, после ь или ъ знаков). Не забудь об особенностях ь и ъ знаков.
  • Помни, что согласные звуки [ж], [ш] — твёрдые непарные, а звуки [ч'], [щ'] — мягкие непарные.
  • Твёрдость и мягкость этих звуков не обозначается на письме и не зависит от последующей гласной буквы.
  •  Подведи черту.
  • Подсчитай и запиши, сколько букв и звуков в слове. 
  • Письменный разбор: 
  • Го лубь – 2 слога, 2 гласн., 3 согл.
  • г – [г] – согл., зв (п.)., тв. (п.)
  • о – [о] – гл., удар.
  • л – [л] – согл., зв. (неп.), тв. (п.)
  • у – [у] – гл., безуд.
  • б – [п’] – согл., глух. (п.), мягк. (п.)
  • ь – [-]
  • ________________________
  • 6 букв, 5 звуков 

    де ре вья – 3 слога, 3 гласн., 3 согл.
  • д – [д’] – согл., зв. (п.), мяг. (п.)
  • е – [э] – гласн., безуд.
  • р – [р’] – согл., зв. (неп.), мяг. (п.)
  • е – [э] – гласн., ударн.
  • в – [в’] – согл., зв. (п.), мяг. (п.)
  • ь – [-] я – [j] – согл., зв. (неп.), мяг. (неп.)
  • [а] – гласн., безуд.
  •  _______________________________
  •  7 б., 7 зв.



Предварительный просмотр:

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ УДАРНЫЙ СЛОГ?


1) СЕКРЕТ "КРИЧАЛЬНЫЙ" (Произносим слово быстро ТРИ раза, а на ЧЕТВЁРТЫЙ выкрикиваем в нём ударный слог).

 
ОЛЯ! 
           ОЛЯ! 
                     ОЛЯ! 
                              ÓЛЯ! 

2) СЕКРЕТ "ПРОСИТЕЛЬНЫЙ" (Спрашиваем
, что это за предмет.  ЭТО КÓШКА?  Или позовём этот предмет, например, с прогулки.  КÓШКА! КÓШКА! или ШКÓЛА! ШКÓЛА!

 Еще правило с учебника написать



Предварительный просмотр:


Памятка
«Как работать на уроке в паре»

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.
  3. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.
  4. Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.

Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.


Памятка-инструкция 
по самоподготовке

  1. Выполнять домашнюю работу нужно начинать в точно установленное время.
  2. Прежде чем начинать заниматься, проверь готовность рабочего места.
  3. Приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнёшь.
  4. Старайся все затруднения разрешить самостоятельно.
  5. О задании узнавай в дневнике или по закладкам в учебнике.
  6. Забыл правило, постарайся вспомнить, проверь себя по учебнику.
  7. Начинай самоподготовку в определённом порядке.
  8. Через каждые 35-40 минут работы, связанной со зрительной нагрузкой, делай перерывы на 5-10 минут для отдыха. 


Памятка
для проверки орфограммы

  1. Какую букву (какие буквы, часть слова) проверяешь?
  2. На какое правило? Определи способ проверки (какое правило следует применить, или проверить по словарям, или другой способ).
  3. Выполни все «шаги» (ступени) проверки, не пропусти! Сделай вывод, как писать правильно.
  4. Напиши правильно. 


Памятка
«Как готовить домашнее задание по русскому языку»

  1. Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
  2. Выучи и повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
  3. Прочитай задания упражнения.
  4. Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему.
  5. Выполни упражнение письменно.

Проверь всю работу. 

Памятка
Правила списывания предложения или текста

  1. Прочитай предложение, текст.
  2. Подумай, понимаешь ли ты, что будешь писать.
  3. Прочитай внимательно каждое предложение.
  4. Запомни, как пишутся слова в предложении.
  5. Списывай частями или целыми предложениями.

Проверь, правильно ли ты списал. 

Правило-совет для читателя

  1. Старайся читать вслух, не торопись, глубже вникай в смысл прочитанного.
  2. Обрати внимание на то, как ведут себя герои книг, учись у них хорошему.
  3. Закрывая книгу, подумай, чему она тебя научила.

Умей беречь книгу! 

Памятка
Правило проверки

  1. Наметь порядок выполнения проверки: сначала проверь по смыслу, потом проверь по написанию.
  2. Чтобы проверить предложение по смыслу:
  3. Прочитай предложение вслух.
  4. Проверь, подходят ли слова друг другу.
  5. Нет ли пропуска слов в предложении.
  6. О чем говорится в предложении, бывает ли так.
  7. Чтобы проверить предложение по написанию:
  8. Читай каждое слово по порядку по слогам и выделяй каждый слог.
  9. Проверь, подходят ли буквы к слову.

Нет ли пропуска букв? 

Памятка
«КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ?»

  1. Прочитай задачу и представь себе, о чем говорится в задаче.
  2. Запиши задачу кратко или выполни чертеж.
  3. Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.
  4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что нужно узнать сначала, что потом?
  5. Составь план решения.
  6. Выполни решение.

Проверь решение и ответь на вопрос задачи. 



Предварительный просмотр:

Свойства сложения

Переместительное свойство

От перестановки слагаемых сумма не меняется:

3 + 5 = 5 + 3

Сочетательное свойство

Чтобы к сумме двух чисел прибавить третье число можно к первому числу прибавить сумму второго и третьего числа

(3 + 5) + 2 = 3 + (5 + 2)

Свойства сложения

Переместительное свойство

От перестановки слагаемых сумма не меняется:

3 + 5 = 5 + 3

Сочетательное свойство

Чтобы к сумме двух чисел прибавить третье число можно к первому числу прибавить сумму второго и третьего числа

(3 + 5) + 2 = 3 + (5 + 2)