В помощь учителю
Анализ контрольной работы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.31 КБ | |
| 15.19 КБ | |
| 109.49 КБ | |
| 99.34 КБ | |
| 198.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ итоговой контрольной работы по русскому языку
3 А | |
По списку | |
Писали диктант | |
Не писали | |
Диктант написали на «5» | |
«4» | |
«3» | |
«2" | |
Ошибки, допущенные в диктанте | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
15.Безударное окончание им. сущ. | |
16.Безударное окончание им. прилаг. | |
17. Личные глагольные окончания | |
18. Слова с сочетаниями жи-ши, чу-щу, ча-ща. | |
Грамматическое задание выполнили на «5» | |
«4» | |
«3» | |
«2» | |
Ошибки, допущенные при выполнении заданий: | |
1) определение частей речи | |
2) нахождение главных членов предложений | |
3)запись слов с изученными орфограммами и подбор проверочных слов | |
4) разбор слова по составу |
Предварительный просмотр:
Анализ контрольной работы по математике
По списку:
Писали контрольную работу:
Не писали:
Выполнили на «5»: на «4»: на «3»: на «2»:
Ошибки:
- Решили задачу правильно:
Допустили ошибки:
- Выбор арифметического действия:
- В вычислениях:
- Оформление задачи:
- В записи наименований
- Нахождение S
- верно: - Допустили ошибки: - Не выполнили:
- Выполнили вычисления правильно:
Допустили ошибки:
- на умножение: на деление:
- Выполнили значения выражений правильно:
Допустили ошибки:
- порядок действия:
- на сложение: на вычитание: на умножение:
на деление:
- Перевод величин:
- верно: - Допустили ошибки: - Не выполнили:
- Дополнительное задание:
- верно: - Допустили ошибки: - Не выполнили:
Предварительный просмотр:
Рассмотрено | "Согласовано" | "Утверждаю" |
на заседании ЭС | зам.директора по НМР | директор ОУ |
протокол № ______ | _____________________ /расшифровка подписи/ | ___________________ /расшифровка подписи/ |
"__" _________ 202_ г. | "__" _________ 202_ г. | "__" _________ 202_ г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Ручной труд»
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вар. 1)
4 класс
Составила
Учитель начальных классов
Селиверстова В.А.
с.Восток
2024 г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Нормативные документы и материалы
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.12г.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1599 от 19.12.2014 г.
- Адаптированная основная общеобразовательной программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вар.1
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой – М.: Просвещение, 2013
- Количество учебных часов в год, неделю, на которое рассчитано преподавание предмета. Место предмета в учебном плане
На изучение предмета по учебному плану в 4 классе выделено 1 час в неделю. Всего за учебный год 34 часа
В авторское планирование изменения не внесены.
- Цель и задачи обучения
Обучение ручному труду направлено на решение следующих учебно-воспитательных и коррекционных задач:
- воспитание отношения к труду как к первой жизненной потребности посредством развития интереса, положительной мотивации и эмоционального настроя к труду, подведения ребенка к пониманию того, что труд окружает всюду (дома, в школе, на улице и т.д.), формирования умения воспринимать красоту трудового процесса и развивать стремление к созданию предметного мира по законам красоты;
- формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях их обработки;
- формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
- обучение работе инструментами и приспособлениями, применяемыми при обработке того или иного поделочного материала;
- обучение доступным приемам и способам обработки поделочных материалов, предусмотренных для работы в начальных классах;
- формирование интереса к разнообразным видам труда;
- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
- развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, контроль, оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью;
- формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.
- Технологии, формы, методы и средства обучения.
Технологии:
- разноуровневого и дифференцированного подхода;
- здоровьесберегающие;
- игровые;
- личностно-ориентированные;
- информационно-коммуникативные.
Методы:
1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;
- практический метод
- наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
- устные методы контроля;
- фронтальные, групповые или индивидуальные;
- итоговые и текущие.
- Обоснование выбора УМК для реализации рабочей программы.
Учебники УМК «Технология. Ручной труд» (авт. Кузнецова Л.ЛА) для 1—4 классов предназначены для детей с ограниченными возможностями здоровья и реализуют требования адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Технологии» в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
- Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план
№ п/п | раздел | Количество часов |
1 | Работа с бумагой и картоном. Картонажно – переплетные работы | 16 ч |
2 | Работа с текстильными материалами. Ремонт одежды. Ручные швейные работы. | 12 ч |
3 | Работа с древесиной | 2 ч |
4 | Работа с проволокой | 2 ч |
5 | Работа с металлом | 2 ч |
итого | 34 ч |
Содержание курса
Работа с бумагой и картоном
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющих округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей».
Обрывание бумаги. Складывание фигурок из бумаги (оригами). Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:
Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз».
Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка прямой строчкой, вышивка прямой строчкой в два приема, вышивка стежком вперед иголку с перевивом, вышивка строчкой косого стежка в два приема.
Элементарные сведения отканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань. Свойства ткани. Мнется, утюжится. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие. Режутся ножницами. Прошиваются иголками. Сматываются в рулоны, скручиваются. Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с тканью (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, окрашивание, набивка рисунка).
Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани.
Шитье.Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).
Ткачество. Как ткани ткут. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение).
Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
Комбинированные работы: бумага и нитки; бумага и ткань; бумага и пуговицы.
Работа с древесными материалами
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и «древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура).
Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой).
Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой).
Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов.
Комбинированные работы: бумага и древесные материалы.
Работа с металлом
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие, тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу.
Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание».
Работа с проволокой
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой.
Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом».
Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей, человечков.
Комбинированные работы: проволока, пластилин, скорлупа ореха.
Работа с металлоконструктором
Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора. Набор деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный ключ,отвертка).
Соединение планок винтом и гайкой.
Картонажно-переплетные работы
Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Изделия в переплете. Способы окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона листом бумаги».
Ремонт одежды
Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения АООП общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам обучающихся, освоивших программу «Технология. Ручной труд» относятся:
- положительное отношение и интерес к труду;
- понимание значения и ценности труда;
- отношение к труду как первой жизненной необходимости;
- понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
- осознание своих достижений в области трудовой деятельности; способность к самооценке;
- умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится»;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности;
- устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности.
Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.
Программа «Технология. Ручной труд» определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень овладения предметными результатами является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
К концу начального обучения ручному труду обучающиеся с умственной отсталостью должны знать:
- правила организации рабочего места;
- виды трудовых работ;
- названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда, правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними;
- названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы колющими и режущими инструментами;
- приемы работы (приемы разметки деталей, приемы выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения деталей, приемы отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
уметь:
- самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте;
- анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей;
- составлять стандартный план работы по пунктам;
- владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов;
- работать с доступными материалами (глиной и пластилином; природными материалами; с бумагой и картоном; с нитками и тканью; с проволокой и с металлом; с древесиной; конструировать из металлоконструктора);
- выполнять несложный ремонт одежды.
Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся.
К концу начального трудового обучения обучающиеся с умственной отсталостью должны знать:
- правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину;
- об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
- виды художественных ремесел;
уметь:
- находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- руководствоваться правилами безопасной работы режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарные и гигиенические требованиями при выполнении трудовых работ;
- на основе полученных представлений о материалах осознанно подбирать их по физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
- отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки; экономно расходовать материалы;
- работать с разнообразной наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
- осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;
- выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков ручного труда.
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы/ под редакцией В. В. Воронковой – М.: Просвещение, 2013.
- Технология. Ручной труд. 4 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) / Л.А.Кузнецова, Я.С.Симукова. – М.: Просвещение, 2020
- Технология. Ручной труд. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Л. А. Кузнецова. –М. : Просвещение, 2020. – 369 с.
- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.Компьютер.
2. Колонки.
Предварительный просмотр:
Рассмотрено | "Согласовано" | "Утверждаю" |
на заседании ЭС | зам.директора по НМР | директор ОУ |
протокол № ______ | _____________________ /расшифровка подписи/ | ___________________ /расшифровка подписи/ |
"__" _________ 202_ г. | "__" _________ 202_ г. | "__" _________ 202_ г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Физическая культура»
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вар. 1)
4 класс
Составила
Учитель начальных классов
Селиверстова В.А.
с.Восток
2024 г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Нормативные документы и материалы
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.12г.
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1599 от 19.12.2014 г.
- Адаптированная основная общеобразовательной программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вар.1
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой – М.: Просвещение, 2013,8-е издание
- Количество учебных часов в год, неделю, на которое рассчитано преподавание предмета. Место предмета в учебном плане
На изучение предмета по учебному плану в 4 классе выделено 1 час в неделю. Всего за учебный год 34 часа
- Цель и задачи обучения
Цель:
- Создание условий для подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками;
- Формирование физической культуры личности.
Задачи преподавания предмета:
- Укрепление здоровья и закаливания организма, формирование правильной осанки;
- Формирование и совершенствование двигательных умений и навыков прикладного характера;
- Развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и.т.д.)
- Коррекция и компенсация нарушений физического развития и психомоторики;
- Формирования и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
- Поддержание устойчивости физической работоспособности на достигнутом уровне;
- Формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;
- Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
- Воспитание нравственных, морально-волевых качеств, настойчивости, смелости, навыков культурного поведения;
Основные направления коррекционной работы:
- Развитие координационных способностей и ориентации;
- Развитие зрительного восприятия и узнавания;
- Коррекция дефектов физического и психического развития
- Технологии, формы, методы и средства обучения.
Технологии:
- разноуровневого и дифференцированного подхода;
- здоровьесберегающие;
- игровые;
- личностно-ориентированные;
- информационно-коммуникативные.
Методы обучения.
1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
- словесные методы: рассказ, объяснение;
- практический метод (демонстрация упражнений)
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
- методы стимулирования мотивов интереса к предмету «Физическая культура»: подвижные спортивные игры, соревнования, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение.
- Содержание учебного предмета
Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, способствует социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений.
В программу включены следующие разделы: гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные игры.
Раздел «Гимнастика» включает строевые упражнения (повороты, перестроения), общеразвивающие упражнения без предметов, общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами, упражнения на равновесие.
Раздел «Легкая атлетика» включает ходьбу, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей двигательных качеств.
При проведении уроков по лыжной подготовке особое внимание должно быть уделено соблюдению техники безопасности и охране здоровья школьников
Коррекционные упражнения - для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений.
Подвижные игры - «Музыкальные змейки», «Найди предмет».
Игры с элементами общеразвивающих упражнений - «Светофор», «Запрещенное движение», «Фигуры». Игры с бегом и прыжками - «Кто обгонит?», «Пустое место», «Бездомный заяц», «Волк во рву», «Два Мороза». Игры с бросанием, ловлей и метанием - «Подвижная цель», «Обгони мяч». Игры зимой - «Снежком по мячу», «Крепость». Пионербол - Игра «Пионербол», ознакомление с правилами игры. Передача мяча руками, ловля его.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
Раздел 1. Легкая атлетика (7 часов) | ||
Ходьба с изменением длины и частоты шагов. Бег с заданным темпом Игра «Смена сторон» Инструктаж по технике безопасности (ТБ). | 1 | |
Челночный бег. Эстафета с мячами. Встречная эстафета | 1 | |
Бег с ускорениями. Игра «Невод». Развитие скоростных способностей. | 1 | |
Прыжки с доставанием подвешенных предметов, с преодолением препятствий, напрыгивание, прыжки в глубину | 1 | |
Подвижные игры (13 часов) | ||
Обучение подаче мяча сбоку. Игра «Космонавты» | 1 | |
Совершенствование подачи мяча. Игра «Космонавты», | 1 | |
Игра «Белые медведи», верхняя подача мяча. Эстафеты с обручами | 1 | |
Верхняя подача мяча. Отработка. | 1 | |
Розыгрыш мяча на 3 пасса. Эстафета «Веревочка под ногами». | 1 | |
Игра «Прыжки по полоскам». Розыгрыш мяча на 3 пасса. | 1 | |
Игра «Прыгуны и пятнашки». | 1 | |
Игра «Зайцы в огороде». | 1 | |
Гимнастика (13 часов) | ||
Ходьба по гимнастической скамейке. Кувырок вперед. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | |
Кувырок назад и перекат. | 1 | |
Лазание по вертикальному канату | 1 | |
Общеразвивающие упражнения с обручами. Эстафеты «Не ошибись» | 1 | |
Перелезание через препятствие. Игра «Лисы и куры». | 1 | |
Совершенствование. Общеразвивающие упражнения на гимнастических скамейках. Кувырок назад. | 1 | |
Подвижные игры на основе пионербола, баскетбола (23 часа) | ||
Игра «Гонка мячей по кругу». Развитие координационных способностей. | 1 | |
Боковая подача мяча. Игра «Гонка мячей по кругу». | 1 | |
Расстановка игроков, их взаимодействие, пас в три приёма, передвижения на площадке. | 1 | |
Боковая подача мяча. Ловля и передача мяча двумя руками над головой. | 1 | |
Ловля и передача мяча в парах через сетку. Розыгрыш мяча на 3 пасса. | 1 | |
Розыгрыш мяча на 3 пасса. Эстафеты. Игра «Овладей мячом». | 1 | |
Ловля и передача мяча в квадрате. Эстафеты с мячами. Игра. | 1 | |
Броски мяча в кольцо. Ловля и передача мяча в кругу. | 1 | |
Действие нападающих и защитников. Игра в мини – баскетбол. | 1 | |
Легкая атлетика (7 часов) | ||
Встречная эстафета. Метание мяча на дальность. Игра «Кот и мыши» Развитие скоростных способностей. | 1 | |
Челночный бег. Развитие скоростных способностей. | 1 | |
Прыжки в длину с места. Игра «Бездомный заяц». | 1 | |
Челночный бег. Круговая эстафета. | 1 | |
32 | Игра «Прыжок за прыжком». | 1 |
33 | Броски теннисного мяча на дальность. Игра «Прыжок за прыжком». | 1 |
34 | Бросок мяча в горизонтальную цель. Игра «Гуси-лебеди». | 1 |
- ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты включают овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, спортивные достижения Российской Федерации;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре, спортивным достижениям других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных физических возможностях;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире средствами физической культуры;
5) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия на уроках физической культуры;
6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности средствами физической культуры;
7) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях средствами физической культуры;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты.
Предметные результаты определяются основными задачами реализации содержания предметной области «Физическая культура»:
- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни, соблюдение индивидуального режима питания и сна;
- воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта;
- формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и др.;
- формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать;
- овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и другими) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью);
- коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы;
- воспитание нравственных качеств и свойств личности.
Минимальный уровень:
- участие в подвижных играх под руководством учителя;
- взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований;
- знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием;
- соблюдение требований правил безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Достаточный уровень:
- знание спортивных традиций своего народа и других народов;
- знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности их применение в практической деятельности;
- знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;
- знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни;
- соблюдение требований правил безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для подготовительного и 1-4 классов. Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2013.
- Примерные рабочие программы по учебным предметам для 4 класса, адресованные обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1) – раздел «Физическая культура». (Одобрено решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 17 сентября 220 г. №3/20).
- В.И.Лях «Мой друг - физкультура»/ Учебник для учащихся 1-4 классов. – М.: Просвещение, 2016
- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Мячи для метания
Палка гимнастическая
Скакалка
Обруч
Мячи баскетбольные, футбольные, волейбольные
Мячи резиновые разных диаметров
Предварительный просмотр:
Рассмотрено | "Согласовано" | "Утверждаю" |
на заседании ЭС | зам.директора по НМР | директор ОУ |
протокол № ______ | _____________________ /расшифровка подписи/ | ___________________ /расшифровка подписи/ |
"__" _________ 202_ г. | "__" _________ 202_ г. | "__" _________ 202_ г. |
Рабочая программа
по социально-бытовой ориентировке
учащихся 1-4 класса
(с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
Учитель начальных классов
Селиверстова В.А
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная адаптированная программа по социально – бытовой ориентировке для подготовительного, 1 – 4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составленная разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / Под ред. В.В.Воронковой, с учетом психо-физических возможностей детей с ОВЗ и рекомендаций специалистов, прописанных в заключении ПМПК. Темы программы могут использоваться в индивидуальной работе с учащимися.
В данном курсе изучаются следующие разделы: «Здравствуй, школа!», «Мой класс», «Я и моя семья», «Моя школа», «Мой класс», «Общение и культура поведения», «Улица. Правила поведения на улице», «Транспорт», «Телефон. Радио. Телевизор», «Магазины», «Организация общественного питания», «Культурные места отдыха», «Почта», «Бытовые электроприборы», «Больницы. Поликлиники», «Занятия людей в городах и деревне».
1.1.ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Образовательно-коррекционная работа в школе позволяет обучающемуся освоить специальные умения и навыки, повышающие его сенсорно-перцептивные, предметно-практические, ориентировочные, двигательные, коммуникативные возможности, повышать свои компенсаторные, адаптационные возможности в условиях коррекционной деятельности.
Цель: формирование у учащихся знаний о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам..
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации;
- воспитание эмоциональной адекватности поведения, базовых эмоций личности, освоение социальной личностной позиции;
1.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Коррекционный курс «Социально-бытовая ориентировка» является неотъемлемой частью коррекционного процесса в обучении учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Важную роль в разработке коррекционного курса выполняет диагностика детей, которая выявляет психофизические особенности учащихся, их возможность восприятия изучаемого программного материала. Это позволяет педагогу составлять программу, опираясь на:
- Индивидуальные психологические особенности развития ребенка.
- Сильные стороны личности ребенка.
- Сохранные механизмы психики ребенка и его компенсаторные возможности.
- Эффективность используемых методов развития и обучения.
- Предполагаемый потенциал коррекции.
Исходя из возможностей учащихся, необходимо применять поэтапное обучение умениям и навыкам. Например, учить ребенка: делить действие на более мелкие, включая упражнения по развитию мелкой моторики. Также необходимо сопровождать процесс обучения постоянной речевой поддержкой, используя следующие методы: «рука на руке», «совместное выполнение действия», «повторение за учителем», «самостоятельное выполнение».
Практическая работа по освоению того или иного навыка включает в себя инструктаж, демонстрацию правильных приемов выполнения действия, отработку учащимися этого действия по алгоритму. В работе используются натуральные объекты.
Беседа является важным методом при проведении занятий по социально-бытовой ориентировке. Она может быть вводной, а так же может использоваться для закрепления полученных знаний или повторения пройденного. Беседа всегда должна сопровождаться использованием средств наглядности с учетом особенностей восприятия материала данной категорией детей.
Сюжетно-ролевые игры занимают важное место при обучении социально-бытовой ориентировке. Игры облегчают детям усвоение правил поведения и навыков общения.
Овладение навыками социально-бытовой ориентировки облегчает социально-психологическую адаптацию детей с нарушением зрения к современным условиям жизни.
Прохождение отдельных разделов программы предполагает определенную свободу учителя в организации времени занятий: допускается объединение двух или нескольких занятий в одно, если это необходимо. Поэтому количество часов, выделяемое на изучение каждой темы, является приблизительным.
Основной организационной формой обучения социально-бытовой ориентировке является коррекционное занятие. В начале и конце учебного года осуществляется диагностика уровня сформированности знаний, умений и навыков по социально-бытовой ориентировке, позволяющая выявить пробелы в знаниях, умениях и навыках с целью их дальнейшей отработки в школе и в семье. Уровень сформированности знаний, умений и навыков определяется с помощью:
- выполнения практических заданий индивидуально и в парах;
- деловых игр;
- сюжетно-ролевых игр.
1.3.ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Федеральный государственный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья определяет коррекционную деятельность как неотъемлемую часть образовательного процесса. Коррекционно-развивающие занятия по социально-бытовой ориентировке являются составной частью этой деятельности. Продолжительность коррекционного занятия не более – 30 минут, 1-4 класс по 0,5 часа в неделю. В случае надомного обучения на занятие отводится: 0,25 часа на взаимодействиие учащего с учителем и 0,75 часа на самостоятельное изучение материала обучающимся .
Подготовительный класс: 1 час в неделю, 33 часа в год.
1 класс: 1 час в неделю, 33 часа в год.
2 класс: 1 час в неделю, 34 часа в год.
3 класс: 1 час в неделю, 34 часа в год.
4 класс: 1 час в неделю, 34 часа в год.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Содержание. 1 класс
Я и моя семья. 4 часа
Моё имя, фамилия. Мой возраст. Моя семья. Мои родители.
Общение и культура поведения. 4 часа
Я – ученик школы. Правила приветствия и прощания. «Волшебные слова».Правила безопасного поведение в школе.
Моя школа. 3 часа
Школа (адрес, близость к остановке транспорта). Учитель, воспитатель, другие работники школы.
Правила приветствия работников школы, родителей, одноклассников.
Мой класс. 3 часа
Местонахождение класса в здании школы (экскурсия). Рабочее место ученика, подготовка к уроку.
«Что такое хорошо, что такое плохо» (правила поведения в классе).
Улица. Правила поведения на улице. 5 часов
Улица, части улицы (тротуар, проезжая часть, пешеходный переход). Назначение тротуара, проезжей части, пешеходного перехода. Тротуар, движение по тротуару, выход со школьного двора. Экскурсия по улице, на которой расположена школа. Правила поведения на улице. Соблюдение чистоты и порядка.
Транспорт. 5 часов
Виды транспорта. Правила дорожного движения. Светофор. Переход. Поведение пешеходов на дороге.
Следование от дома до школы и обратно (экскурсия).Правила поведения пассажиров в транспорте.
Организация общественного питания. 4 часа.
Буфет. Школьная столовая. Правила поведения в столовой, за столом. Работники столовой (кто готовит пищу, моет посуду). Уборка за собой грязной посуды. Правила безопасного поведения.
Культурные места отдыха. 5 часов
Парк, сквер. Отличие леса от парка, сквера. Правила безопасного поведения на прогулке в парке, сквере. Правила безопасного поведения на водоеме в разное время года. Правила поведения в общественных местах (театр, кинотеатр, игровая площадка).
Содержание. 2 класс
Я и моя семья. 5 часов
Моё имя, фамилия, отчество. Мой возраст. Чем я занимаюсь (я – ученик школы).Моя семья (родители, брат, сестра, бабушка, дедушка). Профессии родителей. Где учатся мои брат и сестра.
Общение и культура поведения. 4 часа
Правила диалога. Упражнения в ведении диалога с одноклассниками. Полный ответ на поставленный вопрос, обращение с вопросом. Обращение с просьбой или предложением к одноклассникам. Обращение с просьбой или предложением к учителю.
Улица. Правила уличного движения. 4 часа
Улица, на которой расположена школа. Улица, на которой я живу. Дорога в школу и обратно. Правила безопасного поведения на улице (дорога, тротуар, дорога во дворе). Нахождение дома по адресу, нахождение заданного подъезда и квартиры (экскурсия).
Транспорт. 6 часов
Виды транспорта. Остановки транспорта вблизи школы (экскурсия). Таблички указателя остановки транспорта и перехода дороги вблизи остановки. Правила входа и выхода из транспорта. Проезд в транспорте. Оплата проезда. Безопасное поведение в транспорте.
Организация общественного питания. 6 часов
Школьная столовая. Правила дежурства в столовой. Правила поведения за столом. Уборка за собой посуды. Общественное питание вне школы (буфет в театре, кинотеатре, детское кафе). Правила поведения в кафе.
Телефон. 6 часов
Телефон. Назначение телефона. Виды телефонов (домашний, мобильный, телефон – автомат).Правила пользования телефонами. Правила разговора по телефону. Домашний телефон, телефон родителей, родственников. Телефон экстренных служб.
Культурные места отдыха. 3 часа
Места культурного отдыха (театр, кинотеатр, развлекательный центр). Места культурного отдыха (аквапарк, каток). Правила поведения в местах культурного отдыха.
Содержание. 3 класс
Я и моя семья. 4 час
Профессии родителей, сестры и брата.
Общение и культура поведения. 8 часов
Правила приветствия с незнакомыми людьми. Разговор с незнакомцем. Я умею сказать «нет». Культура поведения на улице. Культура поведения в общественных местах. Поручения в семье. Забота о младших. Забота о бабушке.
Улица. Правила уличного движения. Транспорт. 12 часов.
Улица. Площадь. Название улиц, площадей, расположенных вблизи школы и местожительства (экскурсия). Номера домов, подъездов, квартир. Мой домашний адрес. Безопасность в подъезде, лифте. Перекрёсток. Переход. Указатели на перекрёстках «Идите», «Стойте».Правила перехода. Узнавание дороги у прохожих, полицейского. Помощь старым людям в переходе через дорогу. Транспорт. Виды транспорта. Правила выхода из транспорта и обход его. Остановки транспорта (экскурсия).
Телефон. Радио. Телевизор. 5 часов
Телефон. Назначение телефона. Как разговаривать по телефону правильно. Телефон родителей, экстренных служб. Радио. Радиоприёмники. Телевизор. Умение пользоваться телевизором.
Магазины. 8 часов
Виды магазинов: специализированные, универсальные. Магазины самообслуживания и с прилавочной системой (экскурсия). Покупка в магазине товаров первой необходимости. Складывание покупки в магазине. Отчет о покупке дома. Организация общественного питания. Знакомство с предприятиями общественного питания (экскурсии)
Содержание. 4 класс
Транспорт. 4 часа
Правила проезда и приобретения билета в автобусе. Правила пользования проездным месячным билетом.
Почта. 7 часов
Почта. Почтовые отправления: письма, посылки. Почтовое отделение. Почтальон (экскурсия). Почтовые ящики. Конверты, почтовые карточки, открытки.
Бытовые электроприборы. 5 часов
Электричество. Розетка, выключатель, провод. Электрическая лампочка. Люстра, настольная лампа. Утюг. Электроплита. Электрочайник.
Больницы. Поликлиники. 4 часа.
Запись в регистратуре. Талон для посещения врача. Игра «На приёме у врача».
Магазины. 8 часов
Виды магазинов: промтоварный, продовольственный, магазин «Книги», «Канцелярские товары». Игра «Магазин». Стоимость покупки, сдача, размен денег. Практические упражнения в подсчёте стоимости покупки, сдачи.
Занятия людей в городах и деревне. 6 часов
Значение слов: город, деревня. Предприятия в городе, деревне. Профессии городские и сельские.
Содержание. 4 класс (дополнительный)
Транспорт. 4 часа
Железнодорожный и автомобильный транспорт. Воздушный и водный транспорт.
Почта. 7 часов
Знаки почтовой оплаты. Марки, приклеивание марок. Отправление писем и открыток (экскурсия). Перевозка почты.
Бытовые электроприборы. 5 часов
Пылесос. Стиральная машина.
Правила техники безопасности при пользовании электроприборами.
Больницы. Поликлиники. 4 часа.
Запись в регистратуре. Талон для посещения врача. Игра «На приёме у врача».
Магазины. 8 часов
Практические упражнения в подсчёте стоимости покупки, сдачи. Закупка товаров в магазине с прилавочной системой (экскурсия). Закупка товаров в магазине самообслуживания (экскурсия).
Занятия людей в городах и деревне. 6 часов
Что даёт город деревне. Что даёт деревня городу. Кем работают мои родители, родственники.
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ п/п | Название темы | Содержание темы | Всего (из них на взаимодействие \на самостоятельное изучение) |
1 | Я и моя семья | Моё имя, фамилия. Мой возраст. Моя семья. Мои родители. | 4 (1\3) |
2 | Общение и культура поведения | Я – ученик школы. Правила приветствия и прощания. «Волшебные слова». Правила безопасного поведение в школе. | 4 (1\3) |
3 | Моя школа | Школа (адрес, близость к остановке транспорта). Учитель, воспитатель, другие работники школы. Правила приветствия работников школы, родителей, одноклассников. | 3 (0,75\2,25) |
4 | Мой класс | Местонахождение класса в здании школы (экскурсия). Рабочее место ученика, подготовка к уроку. «Что такое хорошо, что такое плохо» (правила поведения в классе). | 3 (0,75\2,25) |
5 | Улица. Правила поведения на улице. | Улица, части улицы (тротуар, проезжая часть, пешеходный переход). Назначение тротуара, проезжей части, пешеходного перехода. Тротуар, движение по тротуару, выход со школьного двора. Экскурсия по улице, на которой расположена школа. Правила поведения на улице. Соблюдение чистоты и порядка. | 5 (1,25\3,75) |
6 | Транспорт. | Виды транспорта. Правила дорожного движения. Светофор. Переход. Поведение пешеходов на дороге. Следование от дома до школы и обратно (экскурсия). Правила поведения пассажиров в транспорте. | 5 (1,25\3,75) |
7 | Организация общественного питания | Буфет. Школьная столовая. Правила поведения в столовой, за столом. Работники столовой (кто готовит пищу, моет посуду). Уборка за собой грязной посуды. Правила безопасного поведения. | 4 (1\3) |
8 | Культурные места отдыха | Парк, сквер. Отличие леса от парка, сквера. Правила безопасного поведения на прогулке в парке, сквере. Правила безопасного поведения на водоеме в разное время года. Правила поведения в общественных местах (театр, кинотеатр, игровая площадка). | 5 (1,25\3,75) |
Итого: | 33 часа |
2 класс
№ п/п | Название темы | Содержание темы | Кол-во часов |
1 | Я и моя семья | Моё имя, фамилия, отчество. Мой возраст. Чем я занимаюсь (я – ученик школы).Моя семья (родители, брат, сестра, бабушка, дедушка). Профессии родителей. Где учатся мои брат и сестра. | 5 (1,25\3,75) |
2 | Общение и культура поведения | Правила диалога. Упражнения в ведении диалога с одноклассниками. Полный ответ на поставленный вопрос, обращение с вопросом. Обращение с просьбой или предложением к одноклассникам. Обращение с просьбой или предложением к учителю. | 4 (1\3) |
3 | Улица. Правила уличного движения | Улица, на которой расположена школа. Улица, на которой я живу. Дорога в школу и обратно. Правила безопасного поведения на улице (дорога, тротуар, дорога во дворе). Нахождение дома по адресу, нахождение заданного подъезда и квартиры (экскурсия). | 4 (1\3) |
4 | Транспорт | Виды транспорта. Остановки транспорта вблизи школы. Таблички указателя остановки транспорта и перехода дороги вблизи остановки. Правила входа и выхода из транспорта. Проезд в транспорте. Оплата проезда. Безопасное поведение в транспорте. | 6 (1,5\ 4,5) |
5 | Организация общественного питания | Школьная столовая. Правила дежурства в столовой. Правила поведения за столом. Уборка за собой посуды. Общественное питание вне школы (буфет в театре, кинотеатре, детское кафе). Правила поведения в кафе. | 6 (1,5\ 4,5) |
6 | Телефон | Телефон. Назначение телефона. Виды телефонов (домашний, мобильный, телефон – автомат). Правила пользования телефонами. Правила разговора по телефону. Домашний телефон, телефон родителей, родственников. Телефон экстренных служб (01,02,03,04). | 6 (1,5\ 4,5) |
7 | Культурные места отдыха | Места культурного отдыха (театр, кинотеатр, развлекательный центр). Места культурного отдыха (аквапарк, каток). Правила поведения в местах культурного отдыха. | 3 (0,75\2,25) |
Итого: | 34 часа |
3 класс
№ п/п | Название темы | Содержание темы | Кол-во часов |
1 | Я и моя семья | Профессии родителей, сестры и брата. | 4 (0,25\0,75) |
2 | Общение и культура поведения | Правила приветствия с незнакомыми людьми. Разговор с незнакомцем. Я умею сказать «нет». Культура поведения на улице. Культура поведения в общественных местах. Поручения в семье. Забота о младших. Забота о бабушке. | 8 (2\6) |
3 | Улица. Правила уличного движения. Транспорт. | Улица. Площадь. Название улиц, площадей, расположенных вблизи школы и местожительства (экскурсия). Номера домов, подъездов, квартир. Мой домашний адрес. Безопасность в подъезде, лифте. Перекрёсток. Переход. Указатели на перекрёстках «Идите», «Стойте». Правила перехода дороги. Узнавание дороги у прохожих, полицейского. Помощь старым людям в переходе через улицу. Транспорт. Виды транспорта. Правила выхода из транспорта и обход его. Остановки транспорта (экскурсия). | 12 (3\9) |
4 | Телефон. Радио. Телевизор. | Телефон. Назначение телефона. Как разговаривать по телефону правильно. Телефон родителей, экстренных служб. Радио. Радиоприёмники. Телевизор. Умение пользоваться телевизором. | 5 (1,25\3,75) |
5 | Магазины. | Виды магазинов: специализированные, универсальные. Магазины самообслуживания и с прилавочной системой (экскурсия). Покупка в магазине товаров первой необходимости. Складывание покупки в магазине. Отчёт о покупке дома. Организация общественного питания. Знакомство с предприятиями общественного питания (экскурсия). | 5 (1,25\3,75) |
Итого: | 34 часа |
4класс
№ п/п | Название темы | Содержание темы | Кол-во часов |
1 | Транспорт. | Правила проезда и приобретения билета в автобусе. Правила пользования проездным месячным билетом. | 4 (1\3) |
2 | Почта. | Почта. Почтовые отправления: письма, посылки. Почтовое отделение. Почтальон. (экскурсия). Почтовые ящики. Конверты, почтовые карточки, открытки. | 7 (1,75\5,25) |
3 | Бытовые электроприборы. | Электричество. Розетка, выключатель, провод. Электрическая лампочка. Люстра, настольная лампа. Утюг. Электроплита. Электрочайник. | 5 (1,25\3,75) |
4 | Больницы. Поликлиники. | Больницы для детей и взрослых. Поликлиники для детей и взрослых. Поликлиника по месту жительства. | 4 (1\3) |
5 | Магазины. | Виды магазинов: промтоварный, продовольственный, магазин «Книги», «Канцелярские товары». Игра «Магазин». Стоимость покупки, сдача, размен денег. | 8 (2\6) |
6 | Занятия людей в городах и деревне. | Значение слов: город, деревня. Предприятия в городе, деревне. Профессии городские и сельские. | 6 (1,5\ 4,5) |
Итого: | 34 часа |
4 класс (дополнительный)
№ п/п | Название темы | Содержание темы | Кол-во часов |
1 | Транспорт. | Железнодорожный и автомобильный транспорт. Воздушный и водный транспорт. | 4 (1\3) |
2 | Почта. | Знаки почтовой оплаты. Марки, приклеивание марок. Отправление писем и открыток (экскурсия). Перевозка почты. | 7 (1,75\5,25) |
3 | Бытовые электроприборы. | Пылесос. Стиральная машина. Правила техники безопасности при пользовании электроприборами. | 5 (1,25\3,75) |
4 | Больницы. Поликлиники. | Запись в регистратуре. Талон для посещения врача. Игра «На приёме у врача». | 4 (1\3) |
5 | Магазины. | Практические упражнения в подсчёте стоимости покупки, сдачи. Закупка товаров в магазине с прилавочной системой (экскурсия). Закупка товаров в магазине самообслуживания (экскурсия). | 8 (2\6) |
6 | Занятия людей в городах и деревне. | Что даёт город деревне. Что даёт деревня городу. Кем работают мои родители, родственники. | 6 (1,5\ 4,5) |
Итого: | 34 часа |
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА»
Важным условием организации образовательного пространства является соблюдение требований к дидактическим средствам обучения и прочим материалам.
Методический материал | ЦОР | Дидактичес-кий мате-риал | Дополнительная литература |
В.В. Гладкая. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2003г. | http://school-collection.edu.ru/ ЕДИНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ http://ru.wikipedia.org/wiki/ Заглавная_страница ВИКИПЕДИЯ http://1sentyabrya.ru/ О ШКОЛЕ (КОНСПЕКТЫ УРОКОВ, ПРАЗДНИКИ, ПОДЕЛКИ) http://festival.1september.ru/subjects/12/ http://festival.1september.ru/subjects/12/ Будьте добрыми и человечными http://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv14.htm http://festival.1september.ru/articles/411926/ - правила поведения с незнакомыми людьми | плакаты, иллюстрации, карточки, натуральный дидактический материал, | Словарь–справочник по специальному образованию: / авторы- сост. О. Л. Алексеев, В.В. Коркунов, И. А. Филатова – Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2008г. Б.П. Пузанова, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. М.: Академия, 2000г. Урок и экскурсия во вспомогательной школе. Кузнецов Ю.Ф. Учеб - метод. пособие -Екатеринбург: УГПУ, 1998. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. Санкт-Петербург, 1998г. Матвеева Н.Б., Попова М.А., Куртова Т.О. Живой мир. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1,2,3, 4 класс. – М: Просвещение, 2014г.
Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1 класс. / Е.А. Поторочина – М.: ВАКО, 2008г. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 3 класс. / Т.Н. Максимова – М.: ВАКО, 2008г Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007г. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие. / Т.Н. Гущина – М.:АРКТИ,2008г. Правила дорожного движения. Занимательные материалы. / Сост. Л.Б. Поддубная. – Волгоград:ИТД «Корифей», 2008г. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток (1 – 4 классы), В.И. Ковалько. – М.: Эксмо, 2007г. |
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
После изучения курса «Социально - бытовая ориентировка» обучающиеся должны:
Знать:
- своё имя, фамилию, свой возраст, имена своих ближайших родственников, профессии родителей;
- свои обязанности в семье, домашний адрес;
- местонахождение класса, гардероба, столовой, спортивного зала, мест общего пользования в здании школы;
- правила приветствия работников школы, родителей, одноклассников, незнакомых людей;
- правила поведения в школе, классе, обязанности дежурного в классе, столовой;
- названия частей улицы (тротуар, проезжая часть, пешеходный переход), правила поведения на улице;
- правила безопасного поведения в подъезде, лифте;
- указатели на перекрёстке «стойте – идите», правила перехода дороги;
- виды транспорта, правила выхода из общественного транспорта, правила обхода транспорта;
- остановки транспорта вблизи школ;
- правила проезда и приобретения билета в автобусе;
- дорогу из дома в школу и обратно;
- правила безопасного поведения на прогулке в парке, сквере, общественных местах;
- правила безопасного поведения на водоеме в разное время года;
- назначение телефона, номера домашнего телефона, телефона родителей, номеров экстренных служб;
- назначение радиоприёмника, телевизора, других бытовых электрических приборов; правила
техники
безопасности при пользовании электроприборами;
- виды магазинов;
- виды поликлиник и больниц;
- организации общественного питания (столовая, кулинария, детское кафе);
- предприятия в городе, деревне, профессии городские и сельские,
Уметь:
- выполнять поручения родителей, заботиться о младших и старших членах семьи;
- обращаться за помощью в экстремальной ситуации, сказать «нет» в случае опасности;
- переходить дорогу по пешеходному переходу, на перекрёстке;
- оплатить проезд в транспорте;
- безопасно выйти из транспорта, обойти транспорт;
- слушать телефонный разговор, негромко говорить направленно в микрофон;
- пользоваться телевизором, другими бытовыми электроприборами (настольная лампа, пылесос, утюг);
- покупать в магазине штучный товар первой необходимости, фасованных товаров;
- считать стоимость покупки и сдачи;
- сложить купленный товар в сумку, сделать отчёт о покупке дома;
- адекватно вести себя на приёме у врача;





