Проектная деятельность.

Медведева Галина Анатольевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология проектной деятельности

Слайд 2

американский философ, психолог и педагог, один из ведущих представителей прагматизма, оказавший сильное влияние на педагогическую мысль. ДЖОН ДЬЮИ (John Dewey) (1859–1952)

Слайд 3

Более ста лет назад Джон Дьюи предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика с учётом его личных интересов и целей. Его последователь У.Х.Килпатрик стал основоположником метода проектов, разработанного на этой основе.

Слайд 4

Что нужно ученику, чтобы он воспринимал знания как действительно нужные, необходимые? - поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни; - применить для её решения определённые знания и умения. Как имеющиеся, так и приобретённые в процессе достижения поставленной цели; - получить в итоге реальный результат; Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат : опыт деятельности, соединит в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Слайд 5

Проблема проекта должна быть социально-значимой – исследовательской, информационной, практической, заказанной внешним заказчиком Планирование проекта – определение вида продукта и формы презентации, пооперационная разработка проекта с указанием сроков и ответственных Поиск информации – исследовательская работа учащихся как обязательное условие проекта Продукт является конкретным результатом проекта Презентация продукта и защита самого проекта Портфолио проекта – папка, в которой собраны все рабочие материалы (черновики, отчеты, планы, результаты исследований и анализа, материалы к презентации и т.п.) Наличие конкретного продукта на каждом этапе работы над проектом Основные требования к учебному проекту

Слайд 6

Алгоритм реализации проекта НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ И СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ ПРОЕКТА. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ. ЗАЩИТА ПРОЕКТА.

Слайд 7

1. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП (Определяю тему и цели.) Выберите тему проекта, сформулируйте его цель. Выделите ключевые составляющие темы, разбейте на этапы её изучение. Определите необходимые источники информации. Подберите рабочую группу.

Слайд 8

2. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Выбираю средства и собираю информацию.) Обсудите задание в группе. Уточните задачи и цель проекта (выделите и оставьте существенные сопоставимые задачи, отбросив несущественные). Определите коллективные средства достижения цели и источники информации (решите вопрос о справочной, дополнительной литературе и иллюстрациях, музыкальном сопровождении и т. д.). Обоснуйте свои критерии успеха. Распределите роли в команде.

Слайд 9

3. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ И СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ ПРОЕКТА (Составляю план своей работы.) Систематизируйте собранную информацию. Проведите анализ и синтез идей (прослушайте и оцените сообщения всех членов команды, отберите действительно яркий материал). Выберите оптимальный вариант деятельности рабочей группы (отдайте предпочтение той форме проекта, которая покажется целесообразной всем членам команды). Перераспределите роли (если это необходимо). Составьте и уточните план деятельности каждого члена команды, сообразно общим целям.

Слайд 10

4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ( Выполняю свою часть работы. Репетируем вместе.) Выполните намеченное исследование по своему индивидуальному плану (внимательно изучите свою часть задания, выделите его ключевые положения; соотнесите сделанное с общими задачами и целью проекта; сопоставьте результат своей работы с деятельностью других членов команды). Проведите работу над проектом. Оформите проект, завершая своё выступление четко сформулированными выводами.

Слайд 11

5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ (Справился ли я? Исправляем ошибки.) Проанализируйте свою работу, оценивая её сильные и слабые стороны. Определите научный уровень проекта. Ответьте на вопрос: удалось ли показать связь проблемы/идеи проекта с изучаемой темой. Покажите уровень самостоятельности группы при раскрытии темы. Подтвердите актуальность проекта. Внесите коррективы в проект.

Слайд 12

6. ЗАЩИТА ПРОЕКТА (Мы выступаем!) Представьте проект аудитории. Проведите самоанализ выступления. Оцените проект (устные и письменные рецензии-эссе).

Слайд 13

Алгоритм действий учителя в ходе реализации проекта Определите тему урока-обобщения. Наметьте проблемы, которые должны быть раскрыты учащимися в проектах, подберите примерные темы проектов. Обозначьте задачи, цели и планируемый результат урока-обобщения. Организуйте начало работы над проектами. Проведите индивидуальные консультации в группах, окажите методическую помощь учащимся в подборе литературы, музыки и т. д. Присутствуйте на всех этапах работы над проектами как наблюдатель-консультант. Помогите учащимся в выборе формы проекта, организации репетиций, выборе рецензента.

Слайд 14

Классификация учебных проектов по Коллингсу Проекты игр – различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.д. Цель – участие детей в групповой деятельности. Экскурсионные проекты – целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью (экологические, исторические, географические…). Повествовательные проекты – целью которых являлось получить удовольствие от расказа в самой разнообразной форме – устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на музыкальном инструменте) и т.п. Конструктивные проекты – соединение конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, строительство сцены для школьного спектакля…).

Слайд 15

Современные классификации учебных проектов

Слайд 16

На основе доминирующей, преобладающей деятельности учащихся: Практико- ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России); Исследовательский проект – исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования; Информационный проект – сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью её презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет); Творческий проект – максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт – альманахи, видеофильмы, театрализации. Произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.; Ролевой проект – литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остаётся открытым до самого конца.

Слайд 17

По комплексности, характеру контактов могут быть Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания. Межпредметные Выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания.

Слайд 18

По характеру контактов проекты бывают Внутриклассными Внутришкольными Региональными Международными два последних реализуются как телекоммунакационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.

Слайд 19

По продолжительности проекты могут быть Минипроекты –укладываются в один урок или даже его часть; Краткосрочными – на 4-6 уроков; Недельными – на 30-40 часов (предполагается сочетание классных и внеклассных фор работы, глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы); Долгосрочными – до года и больше, как индивидуальными, так и в условиях группы, выполняются во внеурочное время.

Слайд 20

По составу участников проект может быть Групповым Персональным Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.

Слайд 21

Виды презентации проектов: Научный доклад Деловая игра Демонстрация видеофильма Экскурсия Телепередача Научная конференция Инсценировка Театрализация Игры с залом Защита на учёном совете Диалог исторических или литературных персонажей Спортивная игра Спектакль Путешествие Реклама Пресс-конференция и т.д.

Слайд 22

Критерии оценки проекта Должны быть понятны и доступны участникам проекта, их должно быть не более 7–10, известны с самого начала работы над проектом. Оцениваться прежде всего должно качество работы в целом, а не только презентация.

Слайд 23

Позиция учителя: Энтузиаст Специалист Консультант Руководитель «Человек, задающий вопросы» Координатор Эксперт Позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.



Предварительный просмотр:

Доклад по теме «Метод проектов»

1 слайд

“Скажи мне и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь”. Эта китайская пословица очень точно отражает принципы современной прогрессивной школы: стимулировать интересы учащихся через творческие задачи, требующие работы воображения; развивать у учащихся умение применять и интерпретировать информацию, а не просто заучивать ее. Данные принципы гуманизации образования, то есть направленности образовательных программ на личностное и интеллектуальное развитие ребенка, могут быть эффективно реализованы посредством использования в образовательном процессе проектных технологий. При этом важно, чтобы педагоги и школьники понимали суть метода проектов, владели проектными технологиями как универсальным способом организации мышления при решении самых разных задач.

2 слайд

Для этого нам важно вспомнить основные цели современной системы образования, которые включают в себя

  1. интеллектуальное и нравственное развитие личности,
  2. формирование критического и творческого мышления,
  3. умения работать с информацией.

3 слайд

Цель реализации ФГОС общего образования - выращивание функционально грамотной личности.

Функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

4 слайд

Проще сказать, что функционально грамотная личность – это человек:

  1. ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, в частности, умеющий:
  2. способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
  3. умеющий отвечать за свои решения;
  4. способный нести ответственность за себя, своих близких;
  5. обладающий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
  6. для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;
  7. легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
  8. понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения. Что кроме личного мнения, которое надо защищать и отстаивать, существуют и другие, которые так же имеют право на существование;
  9. хорошо владеющий устной и письменной речью как средствами взаимодействия между людьми;
  10. владеющий современными информационными технологиями;
  11. обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний.

5 слайд

Компетентность учащихся в области решения проблем

Под компетентностью в области решения проблем понимается «способность учащегося использовать познавательные умения для разрешения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется. Умения, необходимые для решения проблемы, формируются в разных учебных областях, а не только в рамках одной из них – математической, естественнонаучной или чтения».

6 слайд

Общеучебные умения необходимые для решения проблем

  1. Понимать проблему (использовать знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, схемы, формулы, таблицы, пр., интегрировать информацию из разных источников);
  2. Характеризовать проблему (определять переменные, присутствующие в проблеме и связи между ними, строить гипотезы, критически оценивать информацию);
  3. Представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой);
  4. Решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели);
  5. Размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение, пр.)
  6. Сообщать решение проблемы (выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей)

7 слайд

Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Проектирование – деятельность, под которой понимается «промысливание» того, что должно быть.

Учебный проект – это специально организованный педагогом и выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решений и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую, он предполагает решение какой-то проблемы, которое предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, в реальной жизни. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Итак, метод проектов – это “педагогическая технология”, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на применение

Проект в учебной деятельности – это специально организованный педагогом и выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта.

Инструментом метода проектов является собственно учебный проект, так как обучение происходит собственно в процессе осуществления учебного проекта. Этот метод реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся.

В латыни, откуда к нам пришло слово " projectus", это причастие означает "выброшенный вперёд", "выступающий", "бросающийся в глаза". В настоящее время термины "проект" и "проектирование" чаще всего употребляются в менеджменте. В педагогике под "проектом" принято понимать особую творческую ситуацию, когда человек перестаёт быть собственником какой-то идеи: он отказывается от личного, чтобы коллективно найти решение поставленной проблемы.

8 слайд

Основоположниками "Метода проектов" являются американский философ и педагог Джона Дьюи и его ученик Уильям Херд Килпатрик. Взамен школьной системы, основанной на приобретении и усвоении знаний, Дьюи предложил, обучение "путём делания", при котором ученики извлекали знания из собственного опыта по решению той или иной проблемы, взятой из реальной жизни, тем самым определил главной задачей школы – готовить детей к столкновению с проблемами, пока ещё не проявившимися, но уже скрытыми в будущем. Учителя из лекторов, должны превратиться в консультантов: рассказывать, где искать информацию, объяснять, как полученные знания и навыки могут пригодиться детям в повседневной жизни. Важная особенность проектного метода: в результате всегда должен быть создан какой-то продукт.

В начале ХХ века идея проектного обучения возникает и в России (почти параллельно с аналогичными американскими исследованиями). В 1905 году под руководством русского педагога Станислава Теофиловича Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Первые проекты советских школ относятся к 20-м годам ХХ века. Многие из них получили политическую окраску ("Поможем подшефному колхозу в борьбе за план!", "Уничтожим кулачество как класс").

В советской школе предпринимались попытки видоизменить метод проектов, сочетать его с принципом Дальтон-плана и коллективной работой учащихся. Так возник бригадно-лабораторный метод обучения. В 1931 году в постановлении ЦК партии "О начальной и средней школе" проектный метод подвергся осуждению, и о нём забыли на десятилетия.

В настоящее время проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную технологию. Эти изменения диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Всё это потребовало широкого внедрения альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, а также разработки понятийного аппарата и методики их применения.

9 слайд

Далее перед нами встаёт другой вопрос: с какого времени ребёнка можно включать в учебную проектно-исследовательскую деятельность? Существует достаточно распространённое убеждение, что развивающий эффект проектной деятельности напрямую зависит от возраста учеников. Из этого делается вывод, что в начальной школе метод проектов вообще неприменим, в средней – применим с определёнными оговорками и при ведущей роли взрослого руководителя. И только в старшей школе его можно использовать с полным основанием. Думается, это неверно. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Даже дошкольник может осуществить самостоятельную проектную деятельность – в форме некоторых видов игр (ролевой, режиссёрской и т.д.). Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. Ребёнок не укладывается в педагогический миф о том, что собственное исследование следует начинать лишь тогда, когда человек обогатит свою память всеми знаниями, которые накопило человечество. Творец и исследователь формируется не во время поступления в аспирантуру, а значительно раньше своего прихода в детский сад. Исследования ведёт ребёнка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. И то и другое при совпадении и обобщении даёт прочный фундамент фактов (а не слов) для постепенной ориентировки детей в окружающем, для построения прочного знания и созидания в собственном сознании научной картины мира. Важно и то, что весь этот процесс окрашен положительными эмоциями, поскольку целиком отвечает потребностям активной детской натуры.

10 слайд

Для продуктивной проектно-учебной деятельности школьникам необходима особая готовность, которая заключается в следующем.

Во-первых, это формирование у учащихся ряда коммуникативных умений, к которым относятся:

  1. умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителя в ситуациях, когда нет достаточной информации);
  2. умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его доказывать);
  3. умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение).

Данные умения формируются с первых дней ребёнка в школе, когда дети в учебных ситуациях совместно с учителем «открывают» и доступно формулируют необходимые «Правила общения», которые помогут устранить излишний шум на уроке, который так часто пугает учителя, медленный темп работы учащихся, их неумение действовать совместно. Пугать и настораживать учителя должно, прежде всего, то, если ребёнок не работает в группе, старается «отсидеться», пассивен при обсуждении, неинициативен.

11 слайд

Вторым показателем готовности школьников к созданию проекта выступает развитие их мышления, определённая их интеллектуальная зрелость, которая включает в себя:

  1. развитие аналитико-синтетических действий;
  2. сформированность алгоритма сравнительного анализа;
  3. умение вычленять существенный признак;
  4. возможность выделять общий способ действий;
  5. перенос общего способа действия на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития являются широта, мера самостоятельности и обоснованности. К интеллектуальной зрелости можно отнести наличие таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

12 слайд

Третьим показателем готовности школьников является накопление опыта развёрнутой содержательной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих умений:

  1. адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
  2. обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
  3. выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания. 

13 слайд

Так в чём же феномен проектирования, почему в современном обществе необходимо применять проектный подход, решая проблему? Современный уровень развития техники и технологий таков, что все и всё взаимосвязано и результаты деятельности необходимо предвидеть, добиться оптимальности соотношения затрат и результативности.

Для чего нам нужен метод проектов

  1. Научить учащихся самостоятельному, критическому и творческому мышлению. Активизировать познавательную деятельность учащихся.
  2. Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Расширять области познания детей.
  3. Принимать самостоятельные аргументированные решения. Развивать индивидуальность.
  4. Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли. Развивать коммуникативность учащихся.
  5. Формировать активную жизненную позицию учеников.

14 слайд

Совокупность методов, используемых в проектной деятельности

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

15 слайд

И так Проект – это шесть «П».

Проблема – Проектирование – Поиск информации – Продукт – Презентация – «Портфолио».

16 слайд

Основные требования к учебному проекту

  1. Работа над проектом всегда направлена на разрешения конкретной, социально значимой исследовательской, информационной практической проблемы.
  2. Выполнение работы всегда начинается с проектирование самого проекта, т.е., планирование действий по разрешению проблемы.
  3. Исследовательская работа учащихся как обязательное условие любого проекта, заключается в поиске информации.
  4. Результатом работы над проектом является продукт, презентация продукта и защита самого проекта.

17 слайд

Требования к организации образовательных проектов

К организации образовательным проектам предъявляют следующие требования:

  1. проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся;
  2. учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер;
  3. работа учащихся должна быть осмысленной и активной;
  4. учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать поступающую информацию, участвовать в создании новых идей;
  5. для взаимодействия учащихся используется групповая форма работы.

18 слайд

Классификация проектов

Проекты достаточно разнообразны. В основу их классификации могут быть положены разные типологические признаки:

По характеру доминирующей деятельности в проекте:

  1. поисковый проект (поисковая деятельность);
  2. исследовательский проект;
  3. творческий проект;
  4. игровой проект (ролевая деятельность);
  5. прикладной (практико-ориентированный) проект;
  6. ознакомительно-ориентированный проект.

19слайд

По предметно-содержательной области:

  1. моно проекты: (осуществляемые в рамках одного предмета; работа над ним вполнеукладывается в классно-урочную систему);
  2. межпредметный проект (предполагает использование знаний, умений и навыков по двум и более предметам, чаще всего используется в качестве дополнения к урочной деятельности);
  3. надпредметный проект (выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содержания школьных предметов, используется в качестве дополнения к учебной деятельности).

20 слайд

По характеру координации проекта:

  1. непосредственный (жесткий, гибкий);
  2. скрытный (неявный, имитирующий участника проекта).

По характеру контактов:

  1. внутренние (класс, школа);
  2. региональные (город, район, регион);
  3. международные

21 слайд

По количеству участников проекта:

  1. индивидуальный;
  2. парный;
  3. групповой;
  4. коллективный;
  5. массовый

По продолжительности проекта:

  1. длительный (от месяца до нескольких месяцев);
  2. средней продолжительный;
  3. краткосрочные.

22 слайд

Организация обучения через проектирование и исследование требует кардинальных изменений в деятельности учителя.

Включению ребенка в проектно-исследовательскую деятельность будут способствовать интерактивные методы (приемы) обучения, такие как групповая дискуссия, мозговой штурм, звездочка обдумывания, ролево-деловые игры. Применение таких методов опирается на инициативность, самостоятельность и активность учащихся в ходе проектирования и исследования. Задача учителя – создать условия для их инициативы, поддержать ("фасилицировать") процесс выработки нового опыта. Чтобы ребенок был инициативен, учитель должен отказаться от роли "носителя информации" и роли арбитра. При таком обучении учитель выступает как помощник, сопровождающий собственный поиск участников.

На разных этапах организации проектно-исследовательской деятельности учащихся учитель выступает в различных ролевых позициях:

  1. проектировщик: проектирует основные вехи проектно-исследовательской деятельности учащихся до ее выполнения;
  2. фасилитатор-консультант, побуждает к самостоятельному поиску задач и их решений, владеет способами задавать вопросы исследовательского типа, при этом создает атмосферу безопасного выражения учениками своего мнения;
  3. координатор, помогает отследить движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания, а также выполняет процедурные функции (например, определение очередности высказываний).

На других этапах исследования, где учащемуся требуются дополнительные знания или навыковые операции, учитель работает в позиции мастера, помогающего приобрести недостающий теоретический или практический опыт.

Все выше названные позиции учитель может выстраивать при условии владения им соответствующими средствами. К таким средствам относятся эмоциональные позиции (например, непонимающего, сомневающегося, внимательного слушателя), игровые позиции (например, герой-вдохновитель, заказчик, спорщик.

23 слайд

Координатор проекта

Однако следует заметить, что в любом случае, преподавателю, работающему с детьми в проектной форме, следует уйти с авторитарной позиции и выработать в себе следующие качества, необходимые для личностно-ориентированного общения и партнерского взаимодействия:

Координатор проекта должен обладать определенными качествами:

  1. Иметь хорошие организаторские способности;
  2. Быть методически грамотным;
  3. Владеть навыками межкультурного общения;
  4. Уметь устанавливать доверительные, открытые, уважительные отношения с учениками;
  5. Активно сотрудничать в проектной деятельности;
  6. Уметь работать с большими объемами информации;
  7. Владеть новейшими телекоммуникационными технологиями.

Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо информативнее, чем безликая оценка.



Предварительный просмотр:

Филиал МОУ Богородской СШ Нестиарская ОШ        

Слова-паразиты в речи учащихся

                                                                        Автор:

                                                                                                                            Рябцова Яна

                                                                                                                                         учащаяся 9 класса

                                                                                                                                         Руководитель: 

                                                                                                                                       Медведева Г.А.

                                                                                                                                      учитель

                                                                                                                                       русского языка  и литературы

2018

Содержание

      Введение.

  1.     Зарождение речевой паразитологии.
  2. Список «мусорных» слов.

Слова-паразиты как часть речи.

  1. Значение некоторых слов- паразитов.
  2. Причины их употребления.

       

  1. Исследовательская работа.
  2. Как выглядит человек, когда употребляет сорные слова?
  3. Как же избавиться от них?
  4. Заключение.
  5. Приложения.

Ведение.

Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Нередко приходится слышать, когда из их уст вылетают нецензурные выражения. Но, оказывается, и нормальные слова могут «загрязнять» язык. «Как бы», «так сказать», «короче», «блин» и другие прочно укоренились в нашем лексиконе. И называются они слова-паразиты, которые наносят речи огромный смысловой урон. Ведь человек, их употребляющий, часто не замечает их или не придает значения засорению своей речи. Сегодня мы рассмотрим как зародилась паразитология, какие слова являются словами-паразитами, причины их употребления и как избавиться от слов-паразитов.

Цель данной работы – изучить проблему засоренности речи словами-паразитами в нашей школе, предложить способы борьбы за чистоту языка.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

  1. Узнать, что такое лингвистические  паразиты.
  2. Проследить, какие слова-паразиты используются в речи учащихся.
  3. Выяснить методы борьбы со словами-паразитами.
  4. Поделиться знаниями о вреде и пользе слов-паразитов.

Объект  исследования: речь учащихся Нестиарской ОШ.

Предмет исследования: слова-паразиты, используемые детьми в устной речи.

Методы исследования: изучение литературы и Интернет-ресурсов по теме, анкетирование, наблюдение, оформление результатов.

                               Зарождение речевой паразитологии

Каждый язык насчитывает бесчисленное количество слов. Откуда же берутся, по сути дела, ненужные слова-паразиты в речи? Давайте обратимся к их происхождению.

Слова-паразиты – слова для связки речевых оборотов. Они основательно закрепились в лексиконе человека, вошли как в разговорную речь, так и в привычку. В точности вредные слова ничего не значат. Они являются пустыми словами-сорняками, от которых следует избавляться. Люди, использующие их в своей речи, попросту не замечают их, поскольку привыкли к ним. Помимо того, что сорные слова мешают восприятию речи и пониманию, они еще и утомляют слушателя.

Когда зарождалась речь, зарождалась и речевая паразитология. Постепенно сорные слова пополняли свои ряды и увеличивали число своих жертв.

Актуальность данной темы вызвана тем, что наш «прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника.

                                            Список «мусорных» слов

В нашем языке все слова имеют свое лексическое значение. Существуют следующие слова-паразиты в русском языке:«как бы»,«просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э», «видите ли», «ну как вам сказать» и прочие.

Слова - паразиты как части речи

Группа

Слова – паразиты

1.

Звуки

э-э-э, мэ-э-э.

2.

Частицы

Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы

3.

Вводные единицы

Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать

4.

Местоимения, местоименные наречия

Это, это самое, как его, там

5.

Переход из одной части

речи в другую

Блин, черт

6.

Модальные слова

Конечно, наверное, вероятно, кажется

 Лексические паразиты имеют свойство выдавать секреты и характер личности, их употребляющей. Рассмотрим некоторые из них.

«Короче» - наиболее употребляется нервными, вечно торопящимися людьми. Чаще всего встречается в речи вспыльчивых холериков. Замечено, что употребление «короче» только удлиняет высказывание. Его можно заменить следующими синонимами: «одним словом», «итак».

«Вообще–то» - характерно для неуверенных особ, способных закатить скандал по малейшему поводу. Также это ходовое словечко у самоуверенных личностей, мало считающихся с мнением остальных и ставящих на первое место собственную точку зрения, которую готовы доказывать с пеной у рта. Синонимы: «собственно говоря», «в главных чертах», «в целом», «обобщенно».

«Это самое» - произносят ленивые люди, старающиеся при подвернувшейся возможности переложить свои обязанности и ответственность на плечи другого человека.

«Кстати» - любимое словечко людей, неловко чувствующих себя в компании и пытающихся таким образом обратить на себя внимание. Синонимы: «к слову», «между прочим».

«Типа», «значит» - употребляют консервативные и агрессивные люди. Синонимы: «следовательно», «таким образом», «отсюда следует».

«Как бы» - словечко подросткового поколения, а также личностей творческих, которые таким образом несознательно подчеркивают жизненную неопределенность и неуверенность в собственных словах, их приблизительность и некомпетентность. Как бы – это то ли «да», то ли «нет», то ли «не знаю».

«То есть» - самый коварный оборот. Он употребляется чаще всего и маскируется под связку речи.

Если употребление слов-паразитов войдет в привычку, то речь будет выглядеть загроможденной. В результате это обусловит ее плохое понимание собеседником. «В общем», «в целом», «так сказать» - в неумеренном потреблении являются серьезным показателем неуверенности говорящего, стремящегося оставить себе лазейку для отступления.

                                           

Причины их употребления

О причинах употребления слов-паразитов пишет писатель Петр Вайль: «Чисто говорить трудно.  Слова-паразиты упрощают речь, это слова-связки».

1) Ограниченный словарный запас

Зачастую наличием слов-сорняков страдают малообразованные люди. Но бывают и исключения: у некоторых культурных и очень грамотных людей, преобладание такого количества слов становится имиджем. Однако есть разница между сознательным их употреблением и рефлекторным.

 

2) Низкая скорость мышления

Если человек не может подобрать нужное слово, то он в большинстве случаев использует для заминки звуки-паразиты. Это всем известные: «Э-э-э», «М-м-м», «А-а-а». Стоит отметить, что такие звуки довольно сильно раздражают и «режут» слух.

3) Эмоциональность и возбужденность

Будьте спокойны – «займитесь делом».

4) Намеренное использование сорных слов

Для кого-то такой стиль общения является частью их образа. Есть люди, намеренно вставляющие слова-паразиты в свою речь. Это бывает вполне уместным.

 

5) Влияние моды

Бывает такое, что слово, получившее широкое распространение, начинает прилипать к каждому человеку. Не говорите как все – сразу же отсекайте ненужные словечки.

 

                  Как выглядит человек, когда употребляет сорные слова?

1. Он выглядит неуверенно

Слова-паразиты мешают говорить ясно и четко, не позволяют нам владеть ситуацией. Они — яркий признак неуверенности, превращающие нашу речь в поток воды.

 

2. Путается и запинается

Как известно, речь связана с мышлением. Чем больше «паразитных» слов в языке, тем больше их в голове. Очистив свою речь, ваши мысли станут простыми и ясными.

 

3. Становится неинтересным

Особенно для противоположного пола. При близком общении сорные слова очень быстро начинают нервировать слух и раздражать. А затем это раздражение переносится на сыплющего такими словами.

 

3. Не производит хорошего впечатления

Важность разговора тем выше, чем больше количество мусора в нашей речи. Хотите сделать хорошую карьеру, яркие знакомства, запоминающее публичное выступление… или все-таки употребление слов-паразитов?

                                                      Как же избавиться от них?

Общий принцип такой: вам следует повысить стоимость каждого слова-сорняка. Сейчас, кажется, что одно лишнее «э-э-э» или «ну» ничего не стоят. Но это только на первый взгляд! Они могут стоить вашей карьеры, любви, друзей…

 

Полезный совет: если вы поймали себя на ненужном слове, добавьте что-то нелепое. Например: «гав», «кря», «мяу» или бранное  слово. Такой метод, несомненно, повышает цену ошибку, поскольку глупо смотреться никому не хочется. Но этот способ вам не подойдет, к примеру, если у вас есть слово-паразит «мяу».

 

Итак, общие рекомендации, как говорить чище и прекраснее. Это сделает вашу речь понятной и поможет избавиться от слов-паразитов.

 

1. Делайте паузы

Очень часто люди применяют сорные слова и междометия, потому что боятся молчать. Смело делайте паузы — это добавит «весомости» вашей речи.

 Искусство красноречия основывается на правильно сделанных речевых паузах.

 

2. Смотрите на собеседника

Так вы увидите, что вас слушают и дают время, чтобы высказаться. Это ослабит напряжение, и говорить вам будет проще.

 

3. Практикуйтесь везде

Следите за своей речью в любом разговоре, независимо от того важный он или незначительный. Старайтесь контролировать ее и совершенствовать. Контроль поможет следить за чистотой вашей речи. Это позволит быстрее избавиться от слов-паразитов.

А вот и практические советы:

 

1. Запишите свою речь на диктофон.

Зачастую человек, употребляющий слова-паразиты, сам их не замечает. Следовательно, в первую очередь необходимо эти недостатки. Включить диктофон и прочтите любой текст. Прослушивая запись, вы осознаете проблему. И поймете, от каких слов-сорняков вам стоит избавиться.

 

2. Помощь других людей.

Попросите кого-нибудь из друзей или из членов своей семьи проследить за чистотой сказанной вами речи.

 

3. Система штрафов.

На тренингах и курсах по ораторскому искусству ученикам предлагают весьма действенный способ.  Каждый раз, произнося мусорное слово, ваш помощник, обращая свое внимание на это, получает от вас вознаграждение в виде конкретной суммы денег. Неважно сколько: 50 рублей или 500 рублей. Все зависит от ваших финансовых возможностей и желания вычеркнуть речевые паразиты.

 

4. Замените мусорное слово синонимом.

Есть такое мнение, что можно просто заменить такие слова близкими по смыслу. К примеру, вы постоянно произносите слово-паразит «это самое». Его можно заменить словами «я имею ввиду», «дело в том», каждый раз употребляя именно эти слова в речи. Однако, некоторые специалисты, критикуют данный способ. Поскольку видят не избавление от ненужного слова, а пополнение своего лексикона еще одним «сорняком».

 

5. Читайте больше классической литературы.

Регулярно прочитывая произведения вслух, вы кроме расширения словарно запаса, улучшите дикцию, отточите артикуляцию, избавитесь от грубых выражений и угловатости речи.

 

6. Учите стихотворения и рассказывайте их кому-нибудь.

 

7. Говорите медленно и думайте над словами.

 

8. Составляйте свою речь из коротких и простых предложений.

 

9. Записывайте интересные фразы, которые найдете, а затем вставляйте их в речь.

 

10. Общение с людьми, имеющими богатый словарный запас пойдет вам на пользу.

 

11. Проговаривайте различные скороговорки, пословицы и поговорки.

 

12. Работайте со словарями: орфоэпическим, фразеологическим, толковым и другими.

 

Заключение

Установлено, что слова-паразиты — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных слов вроде «блин», «чёрт», «это самое» и другие. Большинство слов-паразитов являются вводными словами, могут быть разными частями речи.   При помощи анкетирования проанали-зированы наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты. Выпущен буклет–памятка «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов–паразитов».  На основании результатов моего исследования можно сделать вывод, что слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Чаще  всего слова-паразиты используются школьниками  из-за скудности словарного запаса. Иногда  на эти слова у подростков возникает мода, поэтому их могут использовать ученики, не имеющие проблем с речью. Нужно прислушиваться  к своей речи и  прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов.

Контролируйте то, что говорите, подбирайте те слова, которые точно передают смысл высказывания. В результате, не придётся прибегать к «костылям» в виде слов-паразитов.

                                                                                                                         Приложение.

№ п/п

 

                           Вопросы анкеты

Ответы учащихся

   да

    нет

1.

Знаете ли вы что такое слова-паразиты?

    8

0

2.

Боретесь ли вы со словами-паразитами?

8

0

3.

Считаешь ли ты, что эти слова:

-засоряют речь говорящего ?

8

0

-украшают речь говорящего ?

0

0

-помогают сформулировать речь говорящего?

0

0

4.

Какие слова-паразиты вы употребляете?

М-м-м-м…

2

6

Блин…

4

4

Короче…

5

3

Э-э-э…

5

3

5.

   Для чего вы их употребляете?

Не знаю…

1

Выражаю эмоции…

1

Чтобы сказать более кратко…

2

Само получается

3

Просто так…

1

Ресурсы

 



Предварительный просмотр:

Использование в процессе обучения по русскому языку и литературе

проектной технологии.

Актуальность.

   Учащиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, а главное – рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознать, что знания - это не столько самоцель, сколько необ-ходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность.

  Умения, нарабатываемые школьником в процессе проектирования формируют осмыс-ленное исполнение жизненно-важных умственных и практических действий. Иначе говоря, формируются ключевые компетенции учащегося: трудовые, коммуникативные, социальные.

  К таковым, например, относятся: (Перечень приводится в формулировке П.С. Лернера):

  • выявление потребности в усовершенствовании предметного мира, в улучшении потребительских качеств вещей (и услуг);
  • понимание постановки задачи, сути учебного задания, характера взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требований к представлению выполненной работы или ее частей;
  • планирование конечного результата и представление его в вербальной форме, то есть, без ограничения фантазии, школьники должны дать себе и другим развернутый ответ по схеме — я хотел бы...;
  • планирование действий, то есть распоряжение бюджетом времени, сил, средств.     Составление последовательности действий с ориентировочными оценками затрат времени на этапы;
  • выполнение обобщенного алгоритма проектирования;
  • внесение коррективов в ранее принятые решения;
  • конструктивное обсуждение результатов и проблем каждого этапа проектирования; формулирование конструктивных вопросов и запросов о помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и т.п.);
  • выражение замыслов, конструктивных решений с помощью технических рисунков, схем, эскизов чертежей, макетов;
  • поиск и нахождение необходимой информации самостоятельно;
  • составление схемы необходимых расчетов (конструктивных, технологических, экономических), представление их в вербальной форме;
  • оценивание результата по достижению планируемого, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;
  • оценивание проектов, выполненных другими;
  • понимание критериев оценивания проектов и защиты, процедуры публичной защиты проектов;
  • конструирование представлений о профессиональной проектной деятельности, об индивидуальности проектировщика, проявляющейся в результате, готовом изделии;
  • расшифровывание замысла, идей, решений проектировщика по «посланию» («знаку», «смыслу»), которым является готовое изделие, появившееся на рынке.

    Таким образом, динамичное развитие в процессе практической допрофессиональной подготовки личностных качеств и ключевых компетенций становится ядром содержания образования. А ядром педагогической технологии, позволяющей реализовать новое содержание, на сегодняшний день является метод проектов.

Новизна.

  Состоит в научно-педагогическом обосновании целесообразности использования проек-тной технологии в урочной и внеурочной деятельности, в разработке методологии её использования.

Введение.

  Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.

  В 1905 году русский педагог С.Т.Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получило широ-кое распространение и развитие (особенно в 20-х – 30-х годах прошлого столетия) в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся.

  В последнее время этому методу снова уделяется пристальное внимание во многих стра-нах мира. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Осно-вой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.

  В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшен-ный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».

  В новое время это слово начинают понимать как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью.

  В настоящее время этот термин часто применяется в менеджменте, означая в широком смысле любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов.

  Объектом курсовой работы является метод проекта, как один из методов обучения рус-скому языку и литературе. Предметом является выявление роли поэтапной работы над проектом как фактор успешной организации проектной деятельности в целом.

 

Глава 1. Теоретическая часть.

1.1 Определение понятий проект, проектная деятельность, проектная технология.

   Что такое проект?

  Совокупность определённых действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, создание редкого рода теоретического продукта.

  Проектная деятельность (ПД) Проектная технология (ПТ)- это педагогическая техно-логия, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путём самообразования. Это способ организации познава-тельной деятельности учащихся для проектирования, создания и изготовления реального объекта. Не каждая деятельность может дать нужный результат - в традиционной системе обучения не всегда технология ориентирована на применение знаний, на самообразование

1.2. Цели проектной технологии.

Цели ПТ:

  Способствовать повышению личной уверенности у каждого ученика, его самореализа-ции, рефлексии.

  Развивать осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности

1.3. Составные элементы проектной деятельности.

Составные элементы ПД.

  Самоопределенческая Способность самостоятельно и обоснованно выбирать в целях деятельности, способах, средствах, путях решения.

  Коммуникативная. Способность к общению, диалогу, конструктивной критике и поиску решения.

  Имитационного моделирования (игровая). Способность решать жизненно важные проблемы.

  Проблемно-поисковая. Способность решать проблемы и проблемные ситуации.

  Деятельностная. Способность быть субъектом предстоящей деятельности: осознавать и определять черты конечного результата, проектировать (групповой, индивидуальный, коллективный проект).

  Рефлексивная. Способность к анализу и самоанализу после совершённой деятельности

1.4. Типология проектов (по Е.С.Полат)

1. По ведущему методу или виду деятельности-  поисковый. Необходимо найти ответ на вопрос в литературе и спросить у взрослых.

Исследовательский. Напоминает подлинно научное исследование. Включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвиже-ние гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.

Творческий. Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформле-нию результатов (например, альманах, театрализация, спортивная игра, видеофильм и др.).

Игровой (ролевой). Проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.

Практико-ориентированный. Нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использова-ния продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Информационный. Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете.

2. По предметно-содержательной деятельности:

Моно-проект. Проводится в рамках одного предмета или одной области знания. Руково-дитель – учитель-предметник. Можно проводить в рамках классно-урочной деятельности.

Межпредметный проект. Выполняется во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания

3. По количеству участников проекта:

1. Личностный (индивидуальный)

План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной чёткостью.

Формируется чувство ответственности.

Приобретается опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта.

Формируются важнейшие общеучебные умения и навыки.

2. Парный.

Формируются навыки сотрудничества.

Проект может быть выполнен более глубоко и разносторонне.

Каждый этап проекта имеет своего лидера.

Каждый учащийся наиболее активно включён в определённый этап работы, в зависимости от своих сильных сторон.

Соревновательный элемент.

Повышает мотивацию участников.

3. Групповой.

Формируются навыки сотрудничества.

Проект может быть выполнен более глубоко и разносторонне.

Каждый этап проекта имеет своего лидера.

Каждый учащийся наиболее активно включён в определённый этап работы, в зависимости от своих сильных сторон.

Соревновательный элемент.

Повышает мотивацию участников.

4. Коллективный (массовый).

Развивается познавательный опыт и практические навыки, способности к поисковой деятельности.

Формируются умения прогнозировать будущие изменения.

Совершенствуется стиль партнерских отношений.

Поддерживается инициатива, сообразительность, пытливость, самостоятельность путем включения в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

4. По продолжительности:

- краткосрочный (на 3-6 уроков). Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации ведётся во внеклассной деятельности и дома.

- среднесрочный.  Возможно сочетание классных форм работы с внеклассными.

- долгосрочный (1 год).  Выполняются как в группах, так и индивидуально. Весь проект выполняется во внеурочное время.

1.5. Основные требования к проектной технологии.

Основные требования к ПТ.

1. Наличие значимой проблемы, задачи, исследовательского поиска её решений ( актуаль-ность ).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов.

3. Самостоятельная деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта.

5. Использование исследовательских методов:

- определение проблемы и задач исследования;

- выдвижение гипотез и их решение;

- обсуждение методов исследования;

- обсуждение способов оформления конечных результатов;

- сбор, систематизация и анализ;

- итог;

- вывод.

6. Последовательность работы над проектом ( подготовка – планирование – исследование - вывод – представление/защита ).

Проект – это 5 «П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. 6-е «П» - Портфолио.

1.6 Структура учебного проекта.

Структура учебного проекта.

ПРОЕКТ

___________ Основная проблема, компоненты которые требуют решения

___________ Практически значимый материальный или культурный продукт

___________ Презентация продукта

1.7 Модели работы над проектом.

Модель №1.

Определение предмета, темы, цели, задачи проекта, выбор руководителя (1-2 месяца)

Выполнение работы (2-3 месяца)

Предзащита работы в своём или другом классе с целью выявления уровня понимания и владения материалом, а также выработки умения понимать вопросы и отвечать на них

 ( 1 месяц).

Собственно защита на экспертном совете школы (2 месяца)

Подведение итогов: общешкольная конференция по итогам года.

Модель №2.

Работа над проектом начинается с решения школьного парламента о защите проекта. Затем заведующие кафедр обозначают проблему, создают «мастерские», в которые имеет право включаться любой ученик школы. Группа разработчиков (заведующие кафедрами) выстраивают концепцию, выделяют приоритетные задачи проекта. Дети намечают проме-жуточные задачи, ищут пути их решения, координируют свою деятельность.

Модель №3.

В течение учебного года выполняется 4 масштабных, долгосрочных проекта. Циклограмма работы на четверть.

Педсовет, посвящённый проектной работе. Выбор направления и тем. Уточнение руководителей проектов. Планирование проектной работы на четверть (1-я неделя четверти).

Формирование состава проектных групп. Обсуждение принципов работы в творческих группах. Постановка исследовательских задач, планирование работы в группах (2-я неде-ля четверти).

Информационный этап работы над проектами. Выбор формы продукта (3-я неделя четвер-ти).

Выполнения практической части проектов, оформление продукта и портфолио проекта (4-я и последующие недели четверти).

Презентация проектов. Торжественный заключительный вечер, на котором демонстриру-ются фрагменты презентаций лучших проектов четверти (последняя неделя четверти).

Оценка преподавателями деятельности участников проектных групп и составление рейтинга участия учащихся в проекте (по 100-бальной шкале). Педсовет по подведению итогов проектной работы в данной четверти. Общешкольная линейка с вынесением благодарности активным участникам проекта (последняя неделя четверти).

Модель №4.

Базируется на «технологии проектной деятельности», разработанной Е.С.Полат.

Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов.

Стендовая информация о проектной работе.

Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций и прочее).

Консультации по выбору тематики учебных проектов, формулирование идей и замыслов.

Формирование проектных групп.

Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.

Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над ними.

Поисковый этап.

Промежуточные отчёты учащихся.

Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.

Обобщающий этап: оформление результатов.

Предзащита проектов.

Доработка проектов с учётом замечаний и предложений.

Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.

Подготовка к публичной защите проектов.

Координационное совещание лиц, ответственных за мероприятие.

Заключительный этап: публичная защита проектов.

Подведение итогов, анализ выполненной работы.

Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчётов о выполненной работе.

1.8 Формы продуктов проектной деятельности.

Формы продуктов проектной деятельности.

Web-сайт

Анализ данных социологического опроса

Атлас

Атрибуты несуществующего государства

Бизнес-план

Видеофильм

Видеоклип

Выставка

Газета

Действующая фирма

Законопроект

Журнал игра карта

Коллекция

Костюм

Макет

Модель

Мультимедийный продукт

Оформление кабинета

Пакет рекомендаций

Письмо в …

Праздник

Прогноз

Публикация

Путеводитель

Серия иллюстраций

Система школьного самоуправления

Сказка

Справочник

Сравнительно-сопоставительный анализ

Статья

Учебное пособие

Экскурсия

1.9 Паспорт проектной работы.

Паспорт проектной работы

Название проекта

Руководитель проекта

Консультант(ы) проекта

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

Возраст учащихся, на который рассчитан проект

Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс)

Тип проекта

Заказчик проекта

Цель проекта

Задачи проекта

Вопросы проекта

Необходимое оборудование

Аннотация (актуальность, значимость, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко – содержание)

Предполагаемые продукты проекта

Этапы работы над проектом

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

1.10 Оформление проектной папки

Оформление проектной папки

Паспорт проекта

Планы выполнения проекта и отдельных его этапов

Промежуточные отчёты группы

Вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета

Результаты исследований и анализа

Записи всех идей, гипотез и решений

Отчёты о совещаниях группы, проведённых дискуссиях, «мозговых штурмах» и т.д.

Краткое описание всех проблем, с которыми приходилось сталкиваться проектантам, и способов их определения

Эскизы, чертежи, наброски продукта

Материалы к презентации (сценарий)

Другие рабочие материалы и черновики группы.

В день защиты проектов оформленная папка сдаётся жюри.

1.11 Виды презентаций проектов.

Виды презентаций проектов.

Воплощение (в роль человека, одушевлённого или неодушевлённого существа)

Деловая игра

Демонстрация видеофильма

Диалог исторических или литературных персонажей

Защита на Учёном Совете

Игра с залом

Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…

Инсценировка

Научная конференция

Научный доклад

Отчёт исследовательской экспедиции

Пресс-конференция

Путешествие

Реклама

Ролевая игра

Соревнование

Спектакль

Телепередача

Экскурсия

1.12 Система оценки проектных работ.

Система оценки проектных работ

Критерии оценок

Самостоятельность работы над проектом

Актуальность и значимость темы

Полнота раскрытия темы

Оригинальность решения проблемы

Артистизм и выразительность выступлений

Как раскрыто содержание проекта в презентации

Использование средств наглядности, технических средств

Ответы на вопросы

Качество выполнения продукта

Убедительность продукта и др.

1.13 Структура деятельности учителя и ученика.

Структура деятельности учителя и ученика.

             Ученик                                                                               Учитель

Определяет цель деятельности                                   Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности        Рекомендует источники получения

                                                                                               информации

            Ученик                                                       Учитель

Экспериментирует                                     Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения                        Содействует прогнозированию результатов

Активен                                                Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности                         Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою           Помогает оценить полученный результат, выявить        деятельность.                                           недостатки.

1.14 Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности.

1. Рефлексивные умения.

Умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний

Умение отвечать на вопрос: чему нужно учиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения .

Умение самостоятельно генерировать идеи

Умение самостоятельно найти недостающую информацию

Умение запросить недостающую информацию у эксперта

Умение находить несколько вариантов решения проблемы

Умение выдвигать гипотезы

Умение устанавливать причинно-следственные связи

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве.

Умения коллективного планирования

Умение взаимодействовать с любым партнёром

Умения взаимопомощи в группе в решении общих задач

Навыки делового партнёрского общения

Умение находить и исправлять ошибки других участников группы

5. Менеджерские умения и навыки .

 Умение проектировать процесс

Умение планировать деятельность, время, ресурсы

Умение принимать решение и прогнозировать их последствия

Навыки анализа собственной деятельности

6. Коммуникативные умения.

Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми.

Умение вести дискуссию.

Умение отстаивать свою точку зрения.

Умение находить компромисс.

Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

7. Презентационные умения и навыки • Навыки монологической речи.

Умение уверенно держать себя во время выступления

Артистические умения

Умение использовать различные средства наглядности при выступлении

Умение отвечать на незапланированные вопросы

Глава 2. Практическая часть исследования.

2.1.Тематика проектов с учётом их типологии (на примере 6 класса).

Словари- наши помощники и друзья.

«Жизнь слов и фразеологизмов в языке и речи».

«Собирал человек слова» (В.И.Даль).

"Живой как жизнь”. Изменения в русском языке.

Из чего строятся слова?

Корень и "главное” правило, или "Не лезьте за словом в карман!”. Гнезда родственных слов.

Когда без словаря не обойтись? Слова с удвоенными согласными.

Кто командует корнями? Полногласные и неполногласные сочетания.

Командует ударение.

Приставки-труженицы.

Имя существительное. Несклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода.

Имя прилагательное. История имён прилагательных. Разряды прилагательных по значению.

Лингвистические рекорды. Количественная сторона слов.

Знаки препинания и другие наименования знаков препинания.

"Казнить нельзя - помиловать". Путешествие в страну Невыученных уроков.

В гостях у безударных гласных.

Орфографические сказки.

Сундучок с непроверяемыми безударными гласными.

Невидимки в тумане.

Согласные -двойняшки.

Слитно или раздельно.

Иностранные слова.

Ошибки, связанные с неправильным употреблением устаревших слов и неологизмов.

«Представляю существительное».

«Страна Глаголия».

«Для чего нужны прилагательные?».

«Знакомьтесь, местоимение».

«Заимствования в русском языке. Хорошо это или плохо?».

2.2. Система подготовки к конкретному проекту и его презентации, защита на уроке.

Базируется на «технологии проектной деятельности», разработанной Е.С.Полат.

Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих проектов.

Стендовая информация о проектной работе.

Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки, графики консультаций и прочее).

Консультации по выбору тематики учебных проектов, формулирование идей и замыслов.

Формирование проектных групп.

Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы над проектами.

Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над ними.

Поисковый этап.

Промежуточные отчёты учащихся.

Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.

Обобщающий этап: оформление результатов.

Предзащита проектов.

Доработка проектов с учётом замечаний и предложений.

Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.

Подготовка к публичной защите проектов.

Координационное совещание лиц, ответственных за мероприятие.

Заключительный этап: публичная защита проектов. Проведение внеклассного мероприятия по теме: «Владимир Иванович Даль. Диалектизмы».

Подведение итогов, анализ выполненной работы.

Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение материалов, оформление отчётов о выполненной работе.

Индивидуальный план.

Прочитать сказки.

Выписать слова с лексическим значением, которых дети не знакомы, а также цитаты из сказок, указывая страницы.

В толковых словарях В.И.Даля, С.Ожегова, Д.Ушакова и др. найти толкование этих слов.

Выписать (можно в электронном виде) только те толкования, где есть помета обл., диалектизмы.

Создать презентацию в программе Power Point. 1 страница – цитата из сказки и картина. 2 страница – толкование слова, указание словаря и его автора, картинка.

Создать словарь диалектных слов.

Написать сочинение.

Создать план презентации.

Сформулировать целей, задач, актуальности гипотезы результатов.

Создать презентацию в программе Power Point.

Создать «слово».

Паспорт проекта (образец)

Диалектные слова в русских сказках.

Иванов Иван Петрович.

---------

Образовательный проект. Предметы: русский язык, литература.

Темы:

Диалектизмы (урок, внеклассное мероприятие);

Словари (урок, внеклассное мероприятие);

Русские сказки (урок внеклассного чтения).

Возраст авторов – 13 лет. Возраст пользователей – 11-13 лет (5-6 класс).

Исследовательский.

---------

Практическая:

Цель:

Провести исследование на тему: «Диалектные слова в русских сказках».

Педагогическая:

Формирование лингвистических умений по работе с толковыми словарями и умений по созданию собственного словаря диалектных слов.

10. Задачи проекта:

Составить словарь диалектизмов из русских сказок.

Изучить литературу по теме.

Проанализировать словари диалектных слов, толковый словарь разговорного русского языка.

Выяснить, как используются в словарях русского языка диалектизмы.

11. Проблемные вопросы:

Богаты ли русские сказки диалектными ловами?

Какое место занимают диалектизмы среди других групп слов?

Востребованы ли они в наше время?

12. Необходимое оборудование:

мультимедийный проектор

компьютер

микрофон

колонки

13.Аннотация.

  Значимость проекта: возможность пользоваться словарём диалектных слов на уроках русского языка и литературы.

  Значимость проекта на уровне школы и социума: знание значений диалектных слов и понимание терминов «диалектизмы» и «диалект» поможет при подготовке к экзамену по русскому языку по разделу «Лексикология».

  Личностная ориентация: каждому человеку интересно узнать, значение и происхождение слов, которыми пользовались его предки, понять смысл русских сказок, обогатить свой словарный запас.

  Воспитательный аспект: воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к языку, к предметам гуманитарного цикла (русский язык и литература), а значит к своему краю и Родине.

Краткое содержание:

тема, эпиграф, актуальность, основополагающий вопрос, гипотеза, проблемные вопросы, цель, задачи, этапы работы, определения терминов «диалектизмы», «диалект», отрывки из сказок, диалектные слова (толкование слова, картинка), сочинение, результаты.

14. Продукт проекта: словарь диалектных слов.

Заключение.

  Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивиду-альную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется от контролера до равноправного партнера и консультанта. Собирая и анализируя информацию, учащиеся делают устные и письменные сообщения, советуются друг с другом, спорят, чтобы прийти к одному мнению.

  Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподава-теля, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям 21 века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека индустриального общества.

  Немаловажное значение имеет и тот факт, что дети работают в малых группах. В группе всегда есть учащиеся с различным уровнем языковой подготовленности. В работе над проектом каждый ученик вносит свою лепту в его реализацию в зависимости от знаний и личностных интересов. Каждый в равной мере несет ответственность за выполнение проекта и должен представить результаты своей работы.

  Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя, ведь в процессе групповой совместной деятельности они, прежде всего, учатся высказывать своё мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия.

 

Библиография.

1.Быкова, Н.Е., Суздальцева, И.А. Методика разработки учебных проектов и их использование на занятиях по русскому языку и литературе // Реализация образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе преподавания филологических дисциплин: Материалы первой областной научно-практической конференции / Сост. Г.М.Вялкова, Т.А.Чернова; под ред. Л.Н.Савиной, М.: Планета, 2010. – с.88-91.

2.Дубинина, Т.М. Метод проектов в обучении русскому языку и литературе с целью развития коммуникативной компетентности учащихся // Реализация образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе преподавания филологических дисциплин: Материалы первой областной научно-практической конференции / Сост. Г.М.Вялкова, Т.А.Чернова; под ред. Л.Н.Савиной, М.: Планета, 2010. – с.92-95.

3.Лебедев, Л.И., Иванова, Е.В. Метод проектов в продуктивном обучении // Школьные технологии. – 2000. - №5.

4.Новикова, Т. Проектная технология на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. - №4.

5.Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2003.

6.Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. – Т.1. М.: НИИ школьных технологий. – 2006. – с.228-238.

7.Сергеев, н.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М., 2005.

8.Соколова, Ю.А. Учебный проект и возможность его реализации на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 2008. - №6. – с.3-7.

9.Столбунова, С.В. Метод проекта на уроках русского языка // Приложение к газете «Первое сентября. Русский язык». – 2005. - №24.