Проект "Успешное чтение"

Кангизер Виктория Ремуальдовна

Как сделать так, чтобы дети читали больше? Нет, не так... Чтобы читали

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока с презентацией и раздаточным материалом.

Кангизер Виктория Ремуальдовна (kangizer100@yandex.ru).

Государственное общеобразовательное учреждение средняя шкоа № 26 Невского района с углубленным изучением французского языка (ГОУ СОШ № 26 Невского района) г. Санкт-Петербурга.

География, урок-обобщения.

Урок-проект «Ошибки Жюля Верна?»

1 урок 45 минут.

7 класс.

Мультимедийная презентация, выход на Интрнет-сайты для получения информации.

Цель: выявить возможные ошибки писателя при описании природы южных материков; заинтересовать чтением романов Жюля Верна.

Задачи.

  1. Образовательные:
  1. Обобщить знания учащихся о природе южных материков;
  2. Сформировать представления о романе утопия;
  3. Определить наличие речевых ошибок переводчика
  1. Развивающие:
  1. Развивать практические умения по работе с контурной картой;
  2. Развивать речь детей;
  1. Воспитательные:

Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру посредством чтения художественной литературы.

Оборудование:

  1. Мультимедийная установка;
  2. Индивидуальные программы исследований;
  3. Выставка книг Жюля Верна;
  4. Политическая карта мира;
  5. Листы с домашним заданием;
  6. Рисунки фантастических животных;
  7. Анкета-рефлексия.

План урока.

  1. Организационное начало урока.
  2. Введение в тему проекта. Объявление темы и целей урока.
  3. Самостоятельная работа «Путь Дика Сэнда».
  4. Сравнительная характеристика природы двух стран.
  5. Повторение знаний о происхождении южных материков.
  6. Климатические особенности южных материков.
  7. Промежуточный итог.
  8. Ошибки переводчика.
  9. Итог урока. Домашнее задание.

10.     Рефлексия. Организационный конец урока

   


I. Организационное начало урока.

II. Введение в тему проекта. Объявление темы и целей урока.

- Сегодня мы с вами продолжим работу над созданием «Руководства для чтения романов Жюля Верна». Чему был посвящен наш классный час? (Предсказаниям Жюля Верна). (Обращаю внимание на выставку книг). Жюль Верн – основоположник какого литературного жанра? (Научной фантастики). Многие его предсказания сбылись. Какое на вас произвело большее впечатление? (Вертолет, Эйфелева башня, электрический стул, проходимость Северного морского пути за одну навигацию, полеты на Луну, глобальное потепление, раздел Арктики, фашизм). Какие не сбылись? ( Земля на Северном полюсе - «Приключения капитана Гаттераса» и океан на Южном – «20 000 лье под водой», всё оказалось наоборот. Подземный пролив под Суэцким каналом). Какие изобретения ошибочно считаются предсказаниями Жюля Верна? (Подводная лодка, телевидение, автомобиль, компьютер, кино). Мы объяснили на прошлом уроке почти все, кроме подводной лодки. Какое пояснение мы дадим в нашем «Руководстве…»?  (Первой подводной лодкой, получившей практическое применение, была «Тартю» («Черепаха») французского изобретателя Бюшнеля, построенная в 1776 году в США. Несмотря на свою примитивность, она имела уже все элементы настоящей подводной лодки. В 1800 году американец Фултон построил во Франции подводную лодку «Наутилус». Она имела обтекаемую сигарообразную форму при длине 6, 5 м и диаметре 2 м. В остальном «Наутилус» по своей конструкции очень напоминал «Тартю». После нескольких предварительных испытаний судно Фултона спустилось по Сене до Гавра, где состоялся его первый выход в море. Впервые подлодки получили применение во время гражданской войны в США 1861 1865 годов. В это время на вооружении у южан находилось несколько подводных лодок «Давид». Эти лодки, правда, не погружались совершенно под воду — часть рубки выступала над поверхностью моря, но все же они могли скрытно подкрадываться к кораблям северян).

- Так как были предсказания, которые не сбылись, можно сделать вывод, что писатель мог ошибаться. Мы продолжаем сегодня исправлять ошибки писателя, которые нашли группы географов, штурманов, натуралистов и лингвистов.

Слайд № 1. Тема урока у меня на слайде. Но я поставила знак вопроса. А может, он и не ошибался совсем, а только был чуть-чуть не точен. Или это не было его виной. У вас в листах-программах напишите свою фамилию. Обратите внимание, что мы с вами будем отмечать: сам ошибся, не имел достоверных научных знаний, а значит, ошибалась наука, и еще возможны ошибки переводчика.

III. Практическая работа «Путь Дика Сэнда». Слайд № 2.

Используют инструкцию, разработанную группой старшеклассников.

А) последняя запись капитана Гуля: 43° ю.ш.; 165° з.д. Цитата [2, с.118]. Отмечают координату и направление на север и восток.

Б) Негоро подложил железный брусок под компас: 43° ю.ш., 100° з.д. Цитата [2, с.140]. Используют компас на парте и магниты. Подкладывают магнит под крышку парты. Пробуют изменить курс. Отмечают направление на север и восток.

 В) «Пилигрим» меняет курс на 45° на Ю-В.

Г) Негоро убирает брусок из-под компаса: 48° ю.ш., 80° з.д. Цитата [ 2,

с. 167]. Отмечают изменения направления движения судна.

Д) Шхуна идет прежним «правильным» курсом.

- Какой вывод сделаете? («Пилигрим» в Анголу не попадет, он будет двигаться вокруг Антарктиды). Так в чем же ошибся Жюль Верн? (Негоро должен был не выбрасывать железный брусок, а переложить его, чтобы «Пилигрим» взял курс на северо-восток). Проверьте ваши рассуждения, используя компас. (Проверяют).

Слайд № 3. (Записывают вывод: переложить брусок, а не выбрасывать).

- Ошибся писатель? (Безусловно). Отмечают «сам».

IV. Сравнительная характеристика природы двух стран.

1. Анализ карт Атласа учащихся «Физическая карта мира», «Природные зоны мира».

- Дик Сэнд со своими спутниками двигается по Анголе, а думает, что по Боливии. Причем заходит вглубь материка. Мог ли пятнадцатилетний капитан догадаться сразу, что он вовсе не в том месте, где предполагает? И как Жюль Верн «помог» юноше и его спутникам  дать себя запутать?

А) Политическая карта мира. Географическое положение: поставьте (+),  если страны похожи по географическому положению. Или ( –– ), если лежат совсем в разных широтах. (Выставляют флажки на ПКМ на место Анголы и Боливии. Мы поставим (+), потому что это тропические широты, между 10º и 20º ю. ш.).

Б) Слайд № 4. Внешний вид берегов? (Перепутать вполне мог, берега очень похожи, скалистые. Поставим (+) ).

В) Слайд № 5 и «Физическая карта мира» [7, с. 2-3]. Похож рельеф? (Поставим (––). Боливия горная страна, с сильно расчлененным рельефом. Рельеф Анголы – это плоскогорье).

Г) Природные зоны? [7, с.14-15]  (Поставим (––). В Анголе -  саванны, а Боливия – горная страна, это область высотной поясности, ее невозможно перепутать, с высотой идет смена растительного покрова).

Слайд № 6. Хочу обратить ваше внимание на каучуконос гевею, которую так хочет увидеть Джек. Где произрастает каучуконос гевея? Отметьте на контурной карте ареал распространения растения. (Отмечают).

2. Выход в Интернет (ссылка на слайде) [9]. (Вблизи экватора, во влажных экваториальных лесах). Но где находится Боливия? (Южнее этого пояса). Какой вывод можно сделать? (Гевеи в Боливии быть не могло). Ее можно встретить, но только на восточных склонах, т. е. Дику Сенду и его друзьям надо было пройти перевал в горах.

3. Ссылка на слайде [10]. С таким же успехом Гаррисон мог показать малышу Джеку вот это растение (одуванчик).

- Как отметим про природу двух стран?  Кто ошибся? (Жюль Верн). Нет, не писатель, а наука его подвела. Южная Америка была слабо изучена, да и Африка тоже, во время создания романа. Только совсем недавно, 5 лет назад, нашли исток реки Амазонки, речку Уакаяли. Поэтому Жюль Верн описывал то, что предлагало ему Французское географическое общество.

- Отмечают в программе исследования «наука».

V. Повторение знаний о происхождении южных материков. Слайд № 7 . Следующая ошибка в романе «Дети капитана Гранта». Ее нашла группа географов.  (Зачитывают отрывок) Цитата [1, с. 273].

- Кто может поправить Паганеля? (Австралия – это часть Гондваны. Австралия  откололась от нее раньше всех и «уплыла» на юг). Так кто же виноват? (Роман написан в 1868 году, а теория литосферных плит Вегенера возникла в начале XX века, 1920. Думаем, что наука). Отмечают «наука».

VI. Климатические особенности Южных материков. Слайд № 8.  

1. Роман «Таинственный остров» поможет нам вспомнить климатические особенности южных материков. Остров Линкольна находится на 37◦ ю.ш., 152◦ з.д. Нанесите его на контурную карту. (Отмечают в программе исследования).

- Сравните его широту с крайней южной точкой  Африки. (Определяют по атласу для учащихся: мыс Игольный, 34◦ ю.ш.). Значит, климат мы сможем сравнить, используя климатическую карту Африки.  Но о чем нам надо помнить?  (Там все времена года будут наоборот).

 -Какая климатическая область? (Субтропический пояс, средиземноморский климат). Календарные месяцы зимы? (Июнь- август). t◦ самого холодного месяца? (+10◦ С). А как Жюль Верн описывает зиму на острове? (Зачитывают отрывки, которые нашли) Цитата [3, с. 173].

- Если такая суровая зима, то почему птицы прилетают сюда на зимовку? Вспомните какие? (Дикие утки, кулики, чирки летали стаями. Птицы северного полушария прилетают в южное на зимовку, потому что там теплая зима). Это температуры какого климатического пояса? (Умеренного, как у нас в Санкт-Петербурге или Москве). Вывод: остров находится в каких широтах? (Умеренных). Кто виноват? Затрудняетесь?

2. Анализ карт Атласа «Природные зоны мира». Тогда попробуем рассмотреть органический мир Таинственного острова.  Какая природная зона на юге Африки? (Жестколистные леса и кустарники.) А какие животные  у Жюля Верна на острове? (Кенгуру, орангутанг, гуанако, ягуар, лама, попугаи, кулики, утки). Что же случилось, что писатель поселил на острове животные и растения со всех материков, да еще и явно неправильно описал зимнюю погоду? (Выслушиваю мнения ребят).

3. Выход в Интернет, ссылка на слайде[11, 12]. (Находят отличия между жанрами фантастики, фэнтези, утопия). Напоминаю про социальную проблему, поднятую в романе. (Вывод: все ошибки про природу острова - допущение писателя.  «Таинственный остров» - роман-утопия).

Слайд № 9. Он сделал это специально, намеренно, это не ошибка, это законы жанра. Поэтому и климат, и природные зоны не те, которые нужны на этой географической широте. Если бы это был просто фантастический роман, или роман в жанре фэнтези, тогда он поселил бы на острове вот фантастических животных, которых вы создали на уроке рисования и информатики.

4. Слайд № 10,  рисунки ребят.

VII. Промежуточный итог.

- Сколько мы нашли действительных ошибок писателя? (Мы отметили  одну ошибку. В остальных ошибках виноватой оказалась наука).

VIII. Ошибки переводчика.

- Есть еще интересные ошибки писателя, которые связаны с переводом романа.  Их нашли наши лингвисты. Очень приятно, что многие из вас справились с заданием на уроке французского языка. Я вам предлагаю речевые ошибки переводчика, и посмотреть, как перевели вы.

- Слайд № 11 и 12. (Плеск волн, невосполнимая потеря, следов человеческой деятельности, будущее за нами, стать легче, сильная жара, положили). Сильная жара – это не ошибка.  Жюль Верн так и написал, скорее всего, это особенности французского языка, когда они говорят о погоде.

- Что же это за «неграмотный» переводчик? Это переводчик Михаил Салье. Основной его язык – арабский. Он удивительно перевел «Сказки Шахерезады», Омара Хаяма, арабский сказки, французский язык был его «неосновным», поэтому мог  допустить ошибки при переводе.

IX. Итог урока. Домашнее задание.

- Попробуем подвести итог. Сколько ошибок мы с вами сегодня нашли? А сколько допустил Жюль Верн сам? (Одну, случай с компасом мы опубликуем в разделе «Действительные ошибки писателя», остальные в разделе «Пояснения к романам».) Какую оценку можно поставить Жюлю Верну сегодня за урок? (4) Никто другую оценку поставить не хочет? Можно ли простить писателя?  (Выслушиваю мнения ребят). Мы сегодня составили вторую статью для «Руководства по чтению романа Жюля Верна». Есть еще ошибки, которые нашла вторая группа географов нашего класса. Попробуйте объяснить их дома:

1) Задача на нахождение высоты снеговой линии. Здесь есть небольшая инструкция;  2) задание по литературе.

X. Рефлексия. Организационный конец урока.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ                                                              

  1. По географии.  
  1. «Пятнадцатилетний капитан»

Определите координаты островов Пасхи и Тристан-да-Кунья. Сравните их. Мог ли их «перепутать»  Дик Сенд?

2.  «Таинственный остров»

Задача. Какова t° на вершине горы на острове Авраама Линкольна, если ее высота 3500 футов, а у подножия t° воздуха + 10°? (1 фут=0,3 м). Может ли на ее вершине образоваться ледник? При какой температуре у подножия может выпасть снег? Укажи приблизительно географическую широту, где действительно должно проходить действие романа «Таинственный остров»?

! Температура понижается с высотой на 1º на каждые 100м.

II. По литературе. 

  1. Приведи пример романа-утопии, его автора, вырази основную идею романа-утопии.
  2. Исправь речевые ошибки переводчика:
  1. «...колонисты сфабриковали несколько горшков...» [3, с.107]
  2. "Однако пришлось ограничиться избиением их стрелами."[3, с.173]
  3. «Это была …птица из семейства парусников, у которой ширина крыльев равна десяти футам…». [3, с.288]
  4. "...каравай…вышел немного слишком плотным..." [3, с. 333]


Список литературы и информационных ресурсов

  1. Верн, Ж. Дети капитана Гранта: роман [пер. с фр.], [Текст] / Жюль Верн; ил. Б. Аникина. – Л. : Лениздат, 1985. – 575 с. : ил.
  2. Верн, Ж. Пятнадцатилетний капитан: роман [пер. с фр.], [Текст] / Жюль Верн; ил. Г.Мейера.  – М. : Эксмо, 2011. – 608 с. : ил. – ISBN 978-5-699-37668-1.
  3. Верн, Ж. Таинственный остров : роман [пер. с фр. М.Салье], [Текст] / Жюль Верн, ил. Ю. Зайцева. – Мн. : Ураджай, 1984. – 543 с. : ил.
  4. Крылова, О. В. Интересный урок географии: Кн. для учителя. – 2-е изд., перараб. И доп. – М. : Просвещение, 2000. – 95 с. : ил. – ISBN 5-09-008805-5/
  5. Никитина, Н. А. Поурочные разработки по географии. 7 класс [Текст] / Н. А. Никитина. – М. : «ВАКО», 2005. – 288 с. – (В помощь школьному учителю). – ISBN 5-94665-242-7.
  6. Перлов, Л. Е.  География в литературных произведениях [Текст] / Л. Е. Перлов. – М. : Дрофа, 2005. – 222, [2] с. (Библиотека учителя) – ISBN 5-7107-8271-8.
  7. Мир. Политическая карта мира [Карты] : полит. устройство на 1 янв. 2001 г. / гл. ред. Н. Н. Полункина; ред. О. И. Иванцова, Н. Р. Монахова; рук. Проекта М. Ю. Орлов. — 1 : 25 000 000 ; поликон. пр-ция ЦНИИГАИК. — М. : ПКО «Картография», 2001.
  8. География. 7 кл. : атлас. – 3-е изд. стереот. – М. : Дрофа ; Издательство ДИК, 2011. -56 с. : карт., ил. – ISBN 978-5-358-09070-5 (Дрофа), ISBN 978-5-8213-0542-8 (ДИК).
  9. Натуральный каучук [Электронный ресурс] // Мир ластиков.  Режим доступа: http://www.erasersworld.com/natur.htm, свободный.
  10. Одуванчик: применение в народном хозяйстве [Электронный ресурс] // Удивительный мир растений: Дриада – Полезности.   Режим доступа: http://www.driada.net/flora.php?idart=655, свободный.
  11. Что такое утопия [Электронный ресурс] // Знаю все: литература.   Режим доступа: http://znayuvse.ru/literatura/chto-takoe-utopiya, свободный.
  12.  Шатовская, Н.Е. Что такое научная фантастика и чем она отличается от фэнтези [Электронный ресурс] / Н.Е. Шатовская // AstronomyKIDS-179. Режим доступа: http://goo.gl/6b2Zx, свободный.



Предварительный просмотр:

Кангизер Виктория Ремуальдовна, учитель географии

Меша Виктория Алексеевна, учитель литературы

ГОУ СОШ № 26 с углубленным изучением французского языка

     Невского района г. Санкт-Петербурга

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕЖПРЕДМЕТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА

   Дорога в тысячу ли

начинается с одного шага.

                                                                                 Лао-Цзы, китайский философ

Общеизвестно, что приятнее и радостнее учить того, кто хочет учиться, испытывает удовлетворение от своего учебного труда. Более того, в исследованиях, проведенных за последние годы социологами, раскрыта картина предпочтений учащихся к учебным предметам. Центр интересов – физика, информатика, английский язык. Интерес к географии и литературе падает. Недооценка школьного предмета географии в наш век интеграции наук естественно-общественной сущности может обернуться против таких наук как геология, океанология, метеорология, почвоведение и ряд других наук о Земле и обществе. Необходимо отметить и развитие сети Интернет, общую компьютеризацию общества, которая сказалась на снижении уровня читательского интереса в целом.

 И это происходит в момент необходимости исследования Арктики, демографических, этнических проблем и т.п. Как же повысить роль и престиж школьной географии? Какие формы взаимодействия найти и использовать, чтобы изменить отношение к школьному курсу географии и развить познавательный интерес? Остро стоит вопрос развития читательского интереса научно-популярной литературы. Какие способы найти для его повышения?

Синоним слова «взаимодействие» - сотрудничество, содействие, кооперация.[1] Необходимость сотрудничества для учителя географии вытекает из содержания комплексности  этой науки. Однако сама степень интеграции наук может быть различной.

1 степень. Сопряжение наук, при котором границы перехода от одной науки к другой сглаживаются (интеграция с физикой, когда рассматривается строение циклона и антициклона или с химией при рассмотрении вопроса о химическом выветривании).

2 степень. Переплетение наук, т.е. когда один объект исследуется разными науками. В школьном курсе географии – это население страны или мира.

3 степень. Методологическое заимствование. Математические методы, метод эксперимента, статистический метод, метод сравнительного анализа, исторический метод и т. д.

4 степень. Полная интеграция приводит к появлению «пограничной» науки. В этом случае возникают такие науки как биохимия, биофизика, геофизика и т.п.

Межпредметная интеграция проявляется в использовании материала одной учебной дисциплины при изучении другой. «Осуществлённая на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату как формирование целостной картины изучаемого объекта в сознании учащихся. Межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания и стимулируют учащихся к применению знаний в повседневной жизни».[2]

 Нельзя забывать, что учителя призваны не только учить, но и воспитывать тоже. В этом случае помогут литература, история, музыка, произведения изобразительного искусства. Неоспорим тот факт, что добиться цели воспитания легче, если объект, явление общественной и социальной жизни будут не только обозначены в мировоззрении человека, но и прочувствованы ими. Именно тогда человеку легче понять, принять, отвергнуть или согласиться с моральными и этическими нормами окружающей его действительности. «Воспитанию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру на уроке географии с сухими цифрами, абстрактными схемами рельефа, диаграммами климата, естественного прироста населения и т.п.  помогут предметы художественно-эстетического цикла и произведения литературы»[3]. Вышеуказанные дисциплины ориентированны на образное мышление. Психологи давно доказали, что легче, проще, запоминаются образы, а не абстракции. Схему образного мышления психологи представляют следующим образом: при восприятии объекта возникают эмоции. Они в свою очередь рождают чувства. На основе эмоций и формируется образ у субъекта.[4]

Интеграция школьных предметов географии и литературы предоставляет для этого широкие возможности. Хорошее произведение способно сделать то,  с чем не может справиться ни один учебник. Учебник «объяснит» происхождение циклона, но прочувствовать настоящий ураган сможет только художественное слово. Итак, шаг первый – интеграция двух учебных дисциплин, которому можно дать название «География в литературе». А вот заставлять читать никого не придется, если использовать проектную деятельность при проведении интегрированных уроков. Наш опыт подтверждает слова великого философа Лао-Цзы, указанные в начале статьи в качестве эпиграфа.

Сформулируем актуальность выбранного направления деятельности  «География в литературе»:

- возможность соотносить литературный и научно-теоретический материал;

- развитие познавательного интереса;

- развитие читательского интереса;

- развитие представлений по изучаемому географическому объекту, материку, региону, стране, природному району;

- углубление представлений о творчестве конкретного писателя;

- развитие умений для овладения знанием;

- развитие речи.

Цели и задачи проектной деятельности будут определяться в каждом конкретном случае.[5] Это может быть «Руководство для чтения романов Жюля Верна», где ребята объяснят «ошибки» писателя, или составление памятки  туриста для туристического агентства «Виктория», где участники проекта «прокладывают» маршрут и рекламируют его. Это может быть самостоятельная работа по созданию викторины для учащихся начальной школы и т.п.  

Объектом исследования является географический материал, предметом исследования служит всегда литературный. Интегрированные уроки, конечно, требуют большой подготовки, но работа в данном проекте дает двойной, даже тройной результат: «сухой» язык географических карт превращается в увлекательный; повышается интерес к чтению не только художественной, но и научно-популярной литературы; развивается грамотность и речь, умение образно мыслить.

Старт проекта «Руководство….» был задан случайно. На интегрированном уроке географии и литературы в 10 классе «Непроизводственная сфера. Туризм» ребятам было предложено нанести маршрут кругосветного путешествия Филеаса Фогга из романа Жюля Верна «80 дней вокруг света». Необходимо было выяснить: можно ли этот маршрут совершить за срок, указанный в романе французского писателя, используя данные туристических агентств и авиационных компаний в наш XXI век? Вывод удивил всех: сегодня путешествие Филеаса Фогга можно совершить за 92 дня! Общими усилиями было найдено объяснение этому факту.  Оказалось, что расписание авиационных пассажирских перевозок привело к результату, который и не позволил старшеклассникам выиграть пари Филеаса Фогга. Необходимо отметить, что одна из групп участников проекта «совершила путешествие» вокруг планеты за 60 дней. Но она не повторяла маршрут, описанный в романе Жюля Верна.

Ребята предложили найти ошибки Жюля Верна в других романах.  Проект старшеклассников оказался интересен семиклассникам, тем более что участвовать в нем  им предложили уже студенты-практиканты, а не учителя.

Учителя географии и литературы приступили к более тесному сотрудничеству. Работа по направлению «География в литературе» состояла из нескольких проектов: «Успешное чтение» в начальной школе, создание «Руководства для чтения романов Жюля Верна», и продолжало интенсивно «работать» туристическое агентство «Виктория».

Второй шаг к созданию «Руководства для чтения романов Жюля Верна» был сделан на уроке в 7 классе по теме «Обобщение знаний о природе южных материков». Исследование проводилось на уроке, без предварительной подготовки учащихся. Необходимо отметить, что отрывки из литературных произведений на французском языке были прочитаны и переведены на соответствующем уроке. Программа исследования состояла в следующем:

1) Самостоятельные ошибки писателя;

2) Уровень научных знаний XIX века;

3) Ошибки переводчика романа «Таинственный остров».

На этапе рефлексии ребята выразили желание дальнейшей работы над составлением «Руководства…». Выбор для чтения произведений Жюля Верна был сделан учащимися самостоятельно после уроков по изучению Антарктиды и похода в музей Арктики и Антарктики. Ребят поразила не столько природа материка, сколько люди, которые занимаются исследованиями этого материка. Семиклассники решили предложить маршрут по самому холодному материку, Антарктиде. На этом этапе проекта использовались книга Виктора Ильича Боярского  «Семь месяцев бесконечности». Стоит признаться, что сами ребята книгу не читали. Учитель литературы предложил написать небольшое эссе «Смелые люди: кто они?». Обсуждение проводилось не только на уроке литературы, но и классном часе. На нем учащиеся делились впечатлениями от повести Стефана Цвейга «Борьба за Южный полюс», соотносились цитаты из мини-сочинений и книги В.И. Боярского на уроках географии при изучении природы Антарктиды. На чтение книги Виктора Боярского создалась очередь. Пусть это был не весь класс, но 20% от общего числа учащихся считаем «широким» шагом на пути к миру литературы. Ребята, перейдя в 8 класс, решили опять вернуться к Жюлю Верну, прочитать за лето «Путешествия и приключения капитана Гаттераса» об экспедиции на Северный полюс.

 Очень помогла созданная для этого направления группа в Единой образовательной сети Дневник.ру «География в литературе». Получая в ней задания  от учителей географии и  литературы, ребята из других классов (8-го и 10-го) решили присоединиться к нашему проекту «Руководство для чтения романов Жюля Верна».   Учитель литературы представил виртуальную выставку книг «Читая Жюля Верна…».  Будущие  девятиклассники выбрали роман «Михаил Строгов», так как в нем рассказывается о путешествии  по Транссибирской магистрали, а впереди изучение экономической географии России.  Потенциальных одиннадцатиклассников заинтересовал «Париж в XX веке» как предсказание великого писателя фантаста о трансгенной продукции.  Увы, в России  полной версии этого произведения нет. Так это и замечательно! Будем читать на французском языке! Мы не только «создадим настроение», но и разовьем свои знания. Существует проблема: будет ли издан роман «Париж в XX веке» без сокращений во Франции? И как приобрести этот роман? Перед нами стоит задача  искать союзников и друзей во Франции и Бельгии, которые помогут нам приобрести удивительный  роман на французском языке.

Проведенный социологический опрос в конце учебного года показал, что отношение к географии как «второстепенному» предмету изменился в лучшую сторону. Ребята оценили значимость этой науки.  Изменилось отношение и к чтению художественной литературы: в районную библиотеку записались почти 15% опрошенных учеников.  Растет количество желающих принять участие в проекте «География в литературе». Социологический опрос среди родителей определил серьезную проблему: родители объясняют детям, что «…глаза надо беречь, но не от чрезмерной нагрузки электронного излучения  экрана компьютера, а от чтения книг при свете фонарика под одеялом». [6]

И как в этом случае не согласиться с Лао-Цзы, что «дорога в тысячу ли начинается с одного шага»?

Библиография


[1] Абрамов Н. А. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений / Н. А. Абрамов.  — Москва: Русские словари, 1999.

[2] Иванова Т.В., Лихоузова Р.Н. Интегрированные уроки [Электронный ресурс] // Мой Алтай. Краеведческий альманах.  Режим доступа http://myaltai.ru/education/s102.shtml , свободный

[3] Волкова А.С. Проблема использования произведений искусств на уроках географии. – М.: Просвещение, 2004 г.

[4] Выгодский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выгодский – Минск: Общественная мысль, 1998 г.

[5] Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2004.

[6] Перлов Л.Е. География в литературных произведениях / Л.Е. Перлов. – М.: Дрофа, 2005.



Предварительный просмотр:

Мир дому твоему! 

Здравствуй, моя дорогая внучка Коргыз! Пишет тебе твой дедушка Корбобо, Дед Мороз всех ребят из Узбекистана. Не скучай, моя девочка, я скоро-скоро приеду. Наша встреча Дедов Морозов всех стран подходит к концу, три дня осталось всего. Потерпи! А я тебе привезу много-много разных подарков!

Одзи-сан, ты его помнишь, наверное, тот, что из Японии, тебе грабельки маленькие бамбуковые передал. Говорит, что все японцы верят: если подарить их на Новый год, то счастье будут граблями загребать! Дедо Коледо, или как мы его все здесь называем Дедо Мраз, привез из Болгарии тебе и твоим друзьям кизиловые палочки. У нас в Узбекистане кизил растет, а вот и не знали, внученька, что надо обязательно 1 января, поздравляя друг друга, тронуть своего собеседника кизиловой палочкой. Это здоровье и удачу приносит в новом году, любовь и лад в семье. 

А вот португальский Дед Мороз удивил, ох, удивил! Вот мы, узбеки, когда здороваемся, друг другу что говорим? Правильно! «Салям алейкум- Мир дому твоему!» А в Португалии в канун Рождества обязательно дарят друг другу «королевский» пирог, с миндалем и цукатами. В нем хозяйка какой-нибудь «сюрприз» запечет: медальку, мелкую монетку, фигурку. Тот, кому она в куске пирога достанется, не обязательно ее есть должен! Эта фигурка у португальцев означает: «Мир дому твоему!».  С пирогом в гости обязательно придут и шотландцы. Только с собой они несут кусочек угля. Знаю, знаю, Коргыз девочка любопытная, спросит: «Зачем, дедушка?». Очень просто! Шотландцы считают, что кусочек угля обеспечит их на целый год едой, питьем и теплом, достатком.  Но кусочек угля надо обязательно бросить в новогодний камин! Непременно! Это знак дружбы к хозяевам дома. Или шведский Дед Мороз, Юль Томтен, «Рождественский Гном»…Он рассказал, что на его родине темнеет зимой рано, за полярным кругом страна-то находится, вот и принято дарить свечи, которые символизируют дружбу, гостеприимство, веселие!

Милая Коргыз! Мы такие все здесь разные: кто большой и важный, как русский Дед Мороз, а кто забавный и маленький, как финский Йолупукки; кто-то входит в новогоднюю ночь в дом через дверь, а кто-то через трубу, как итальянский Баббе Натале; Синтер Клаас из Нидерландов на корабле плывет в свою страну, а Санта из Америки на олене Рудольфе по небу летит. Засунет палец в нос и летит! Кто-то ходит по свету один, как Святой Василий из Греции, а кто-то обязательно со спутником. Одиночек меньшинство!

 У русского – внучка Снегурочка, ее-то ты хорошо знаешь. У монгольского Увлин Унгуна внучку зовут Завзан Охин, что означает «Девочка Снег». Голландского коллегу Деда Мороза обязательно сопровождает слуга мавр по имени Черный Петер.  Якутский Эхээ Дыыл тоже не один путешествует. Правда, внучки у него нет, зато есть бык. Огромный такой! Каждую осень Эхээ Дыыл выводит его из океана, и бык начинает отращивать рога. Вот чем больше рога бык отрастит, тем сильнее мороз будет!

Йолупукки обычно в гости идет с женой, которую зовут Муори. Он и на  съезд Дедов Морозов не один приехал: целое семейство гномов с собой привез! У итальянца тоже спутница есть, ее Ла Бефана зовут.  Нет, это не внучка. Это его «секретарша», помощница. Именно от нее маленькие итальянцы ждут подарков.

Не один сюда приехал и французский Дед Мороз – Пер Нуэль. С ним вечный спутник Пер Фуетар. Но только признаться тебе хочу, не нравится мне Пер Фуетар, скверный у него характер. Все подглядывает, подсматривает, подслушает. То горку ребятам песком посыплет, то подарки перепутает, то свечи на елке погасит…Зато Нуэль – замечательный! Помнишь, соседского мальчика Ибрагима? Они теперь с Пером Нуэлем лучшие друзья. Ибрагим переехал в Россию и изучает в школе французский язык. На уроках французского языка Ибрагим узнает традиции этой яркой страны.

А, кстати, о традициях!  Вот каждый Дед Мороз что-то необычное придумал для своих соотечественников. Веришь ли ты, Коргыз, что в Италии принято выбрасывать все старое из дома? Чем больше выкинешь, тем больше счастья прибудет в новом году. Нет старых вещей – выбрасывай новые! Иначе счастье обойдет этот дом стороной. А веришь ли ты, что в Ирландии накануне Нового года двери раскрываются настежь. Заходи кто хочешь! Если кто-то и зайдет, то его усадят за стол на почетное место. Гость обязательно скажет: «За мир в этом доме и во всем мире!»… Салям алейкум!

В Чехии и Исландии деда Мороза ждут не одну ночь, а целый месяц. Да-да, он может заглянуть к ним в любой день, начиная с 5 декабря.

Ты спросишь:  «Как же Деды Морозы не из Европы, а из других частей света?» Очень забавно, непривычно! Австралийский ходит все время в шортах и с доской для серфинга. Это у нас, в северном полушарии зима, а там жарко. Но шапочка с помпончиком у австралийца есть, конечно! Такой же смешной и легко одетый бразильский. В Бразилии Новый год тоже принято встречать на пляже в купальных костюмах.  Зато аргентинцы в чем-то похожи на итальянцев. Представляешь, они тоже выбрасывают под Новый год старые вещи, но не мебель, как в Италии, а календари.

Во Вьетнаме в Новый год обязательно выпускают в реки и пруды карпов. Жители этой страны считают, что на спине рыбы сидит бог. Он уплывет вместе с карпом на небеса и расскажет, как живут люди на Земле: ссорятся ли они? Живут ли дружно? В новогоднюю ночь вьетнамцы прощают друг другу все свои обиды. Салям алейкум! Твоему дому мир!

Но все-таки самая «новогодняя» страна, моя внученька, это Индия! В каждой стране Новый год встречают один, ну два раза в год, совсем как у нас в Узбекистане.  А в Индии аж четыре раза! Так много разных народов живет в этой стране! Такие разные культуры! И у каждого народа в Индии свои традиции и обычаи встречи этого праздника. На один из индийских  «новых годов» мы с тобой обязательно попадем. Отвезу! Непременно!

Да, внученька, мы с тобой живем в исламской стране, у нас не принято встречать Рождество. Но мы можем встретить Новый год и без елки, непременного атрибута праздника христиан. Но зато, как и у нас в Узбекистане, в Португалии принято съесть 12 виноградин под бой часов, а как в Испании и Колумбии  обязательно надо разбить старую треснутую посуду! Мы встретим Новый год с жителями планеты вместе: и не важно, что на Кубе с наступлением Нового года  выливают воду из бокалов в окно, а в Румынии дарят горький перец, чтобы рассмешить окружающих.  Главное, что мы все вместе, дружно, забыв все обиды и ссоры, начнем новый год жизни. И пожелаем друг другу: «Салям алейкум – Мир дому твоему!»  

До свидания, моя дорогая внучка Коргыз! Янги йилиз кутлуг булсин! С Новым годом! Алейкум асалям! Мир нашему дому!