Сетевой проект "Янтарь: вчера, сегодня, завтра"

Кангизер Виктория Ремуальдовна

Замысел и содержание проекта, основополагающий вопрос, цели и задачи, опыт реализации, информация к размышлению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сетевой проект «Янтарь: вчера, сегодня, завтра»

Место рождения: Россия, Санкт-Петербург, ГБОУ СОШ №26 с углубленным изучением французского языка Невского района.

Дата рождения: май 2015 года.

Возраст участников: 14+

Интернет-адрес проекта: http://proekt-yantar.ru/

Возраст участников: 14+

C:\Users\Вика\Desktop\Воспитательная работа\Янтарь\Янтарь объединяет\Творческая мастерская\q9Dm2jtxo4U.jpgЗамысел и содержание: сетевой проект не является новым как способ совместной деятельности. Для участников проекта предлагается не историческая дата, деятель, явление природы. Новым является объект изучения: янтарь. Необходимо учесть, что организаторы проекта балтийский самоцвет поставили в один ряд с нефтью и газом, национальным достоянием России, чтобы попытаться возродить у России статус янтарной державы, изменить представление в мире о России как основного поставщика энергоресурсов. Язык общения участников международного проекта – русский. Это будет средством достижения основной цели проекта – популяризация русского языка за рубежом. Знания о самоцвете, способы его переработки, использование человеком лежат в основе различных профессий, что поможет подросткам определиться с выбором своей будущей трудовой деятельности, а также развитии метапредменых знаний, умений и навыков в ходе работы над проектом.

 Основополагающий вопрос: место России и других стран на мировом рынке янтаря.

Первый ответ на поставленный вопрос был дан без особых усилий: в гостях у старшеклассников в мае были гимназисты из чешского города Кромержижа. Именно чешские друзья и определи будущее проекта «Янтарь: вчера, сегодня, завтра»: через небольшой город Чехии проходил янтарный путь, который носит в истории название «Моравский янтарный путь».

C:\Users\Вика\Desktop\Воспитательная работа\Янтарь\Янтарь объединяет\Творческая мастерская\lO-rUAaq838.jpgОпыт реализации: проект рассчитан на два года. Старт проекта: проведение творческих мастерских «Янтарь: какой он?» по составлению кроссвордов на янтарную тему. Приняли участие ученики школы №26 Невского района г. Санкт-Петербурга и ученики гимназии №22 г. Калининграда. Калининградские гимназисты стали участниками Первого экономического форума янтарной отрасли, который проходил в Светлогорске Калининградской области.

Примечание: предполагаемыми  партнерами проекта являются гимназия № 22 г. Калининград; гимназия № 2 г. Старая Русса Новгородская область; гимназия № 2065, г. Москва; гимназия № 165 г. Казань; гимназия № 1 г. Кромержиж, Чехия; гимназия № 6, Вильнюс, Литва; ГБОУ ДОД «Взлет» г. Санкт-Петербурга; Гимназический союз России; МО «Оккервиль» Невского района г. Санкт-Петербурга; Калининградский янтарный комбинат.

C:\Users\Вика\Desktop\Воспитательная работа\Янтарь\Янтарь объединяет\Творческая мастерская\j53nvoJz4L4.jpgИнформация к размышлению: образное название янтаря – «кусочек солнца», но  лозунга «Пусть всегда будет солнце!» сегодня уже недостаточно, необходима совместная практическая деятельность, которая поможет ребятам разных стран больше узнать друг о друге, культуре, традициях.  Янтарь станет предметом общего исследования и изучения, станет символом мира и согласия. Девиз сетевого проекта: «Янтарь объединяет!». 

Название сетевого проекта совпадает с темой пленарного заседания Первого экономического форума янтарной отрасли «Янтарь: вчера, сегодня, завтра». Вряд ли это можно назвать случайным совпадением. Работа над сетевым проектом предполагает глубокое изучение янтаря и его месторождений, национальные и культурные особенности участников, так как проблемные вопросы, поставленные перед ними, будут учитывать их географическое положение.

Виртуальное общение в ходе работы над сетевым проектом превратится в живое взаимодействие и общение на фестивале культур «Янтарь объединяет», который предполагается провести на родине янтаря в Калининграде.

Контактная информация:

Семенова Елена Евгеньевна, директор школы, e090965@yandex.ru ;

Кангизер Виктория Ремуальдовна, учитель географии, kangizer100@yandex.ru ;

Литвиненко Галина Андреевна, учитель химии, litvinenko_gala@inbox.ru

Демченко Сергей Петрович, учитель информатики, hostel_2016@mail.ru



Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС  «ЯНТАРЬ: КАКОЙ ОН?»

Кангизер Виктория Ремуальдовна,

учитель географии, ГБОУ СОШ №26

Невского района г. Санкт-Петербурга;

Литвиненко Галина Андреевна,

учитель химии, ГБОУ СОШ №26

Невского района г. Санкт-Петербурга.

Цель: создание кроссвордов о янтаре для страниц сборника «Волшебник Янтарь».

Задачи:

  • Сформировать представление о янтаре как неотъемлемой частью культуры разных стран и народов;
  • Способствовать созданию высокой мотивации к изучению истории и культуры родного края;
  • Развитие потребности в интеграции школьных дисциплин;
  • Формирование способностей у учащихся искать, оценивать, отбирать и организовывать информацию;
  • Организация на командную работу учащихся над решением задач.

Планируемый педагогический результат:

  • развитие логического и критического мышления, творческих способностей, познавательной активности, самостоятельности учащихся, коммуникативных умений, умения осуществлять поиск, анализ и преобразование необходимой информации;
  • формирование умений кратко излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • формирование умения  работать в группе на общий результат;
  • формирование умения  общаться, слушать, обосновывать свое мнение, проявлять толерантность по отношению друг к другу.

Оборудование:

  1. Компьютер, мультимедийная установка. Презентация с возможностью просмотра видео.
  2. Переносная магнитная доска.
  3. Маркеры, выделители текста.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

  1. Организационный момент.

Представление, знакомство

- Участники сидят по командам. На столах файлы с заданиями. Фломастеры, цветные карандаши. В «Технологическую карту» внести имена и фамилии.

  1. Погружение в тему (вводная беседа).

Зачем, почему мы здесь?

Ребята, вы теперь смело можете говорить, что являлись участниками Первого экономического форума янтарной отрасли. Мы пригласили вас на встречу, которая называется «Янтарь: вчера, сегодня, завтра». Почему «янтарь», очевидно, мы на родине янтаря, вы – жители Калининграда. Почему мы – жители Петербурга здесь, с вами? В прошлом году наши старшеклассники  принимали участие  в издательском проекте «Янтарь – дар солнца!». Детский иллюстрированный справочник нам помог издать Калининградский янтарный комбинат. Конечно, мы не могли не приехать на родину янтаря, не побывать на янтарном комбинате. Мы были у вас в Калининграде в апреле прошлого года. Статьи справочника составляли сами ребята, они «перевели» непростой язык научно-популярной литературы, энциклопедий так, чтобы сложные тексты о янтаре стали понятны обычному школьнику. Иллюстрации в справочнике – это победители Всероссийского конкурса «Я люблю янтарь», который проводил янтарный комбинат. Но есть рисунки и наших ребят. Есть стихи и сказка, которую сочинили ребята помладше.

Проект «Янтарь: вчера, сегодня, завтра»

Когда мы с ребятами держали книгу в руках, мы были счастливы. Но справедливую критику в свой адрес услышали: если это книга для школьников, то в ней нет занимательности, что здесь не хватает комиксов, ребусов, загадок, кроссвордов. И вот тогда мы, учителя, поняли, что наш издательский проект продолжается, но уже название он получит другое. Старшеклассники решили выйти в сеть, расширить круг общения, рассказать сверстникам, и не только им, об удивительном самоцвете, янтаре. Теперь мы с ребятами участвуем в сетевом проекте «Янтарь: вчера, сегодня, завтра». У нас уже есть друзья из Чехии, из Москвы, Старой Руссы, Риги. Надеемся, что присоединитесь и вы, и ребята из Вильнюса. Наши ребята создали сайт нашего проекта. Помогал им наш учитель информатики Сергей Петрович Демченко.

Вы можете сразу возразить, что создание кроссвордов это слишком просто. Однако задания сетевого проекта будут разные, вплоть до серьезных исследований по технологии обработки янтаря, которые может предложить Институт прикладного искусства при Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна, где открылась кафедра «Технология художественной обработки материалов и ювелирных изделий»,  или по истории искусства и просто истории. Например, проследить янтарный путь в вашем городе. Над таким заданием уже работают ребята из Кромержижа (Чехия). Они прослеживают Моравский янтарный путь.

  1. Объявление целей и задач.

Итак, цель нашей встречи. Во-первых, мы надеемся, что вы что-то новое для себя о янтаре узнаете, полюбите его также как наши ребята.

Во-вторых, вы сегодня попробуете создать кроссворды о янтаре для будущего сборника «Волшебник Янтарь»», ведь такие кроссворды будут создавать ребята не только из нашей страны, но и за рубежом. Созданное вами сегодня, можно включать в любой путеводитель по городу, где есть янтарь (комбинат, музей, мастерские и т.п.) в целях более полного представления для путешественника о достоянии России, балтийском самоцвете.

В-третьих, нам хотелось бы, что вы попробовали создать образы героев будущего мультфильма Янтаринки и Янтарика. Сюжет – тема открыта. Вдруг кто-то из вас после нашей встречи загорится желанием и напишет сценарий. Готовы рассмотреть любые варианты. Мы заручились поддержкой руководства Калининградского янтарного комбината. Его директор, Михаил Иванович Зацепин , готов поддержать все ваши идеи.

  1. Постановка проблемы.

Прежде чем мы с вами начнем работу, я хочу предложить вам небольшой видеофрагмент, погрузить вас в янтарную тему.

1.  Ассоциации «Янтарь»

- Какие ассоциации у вас вызывает слово «янтарь»? 1 минута обсуждение в группах. Обсуждение ответов, запись на плакат.

2. Химические и физические свойства янтаря (видеофрагмент)

- Ребята, как многого и как мало вы знаете о янтаре! Давайте попробуем знакомство с самоцветом начать с определения его свойств янтаря.

- Комментарии видеофргамента учителем химии.

  1. Решение проблемы.
  1. Работа в группах. «Колесо фактов».

Обратить внимание на технологическую карту: записать имена участников, есть «Колесо фактов», на обратной стороне вопросы к кроссворду. Кто-то один из вас работает «секретарем-стенографистом», записывает ваши умные и веселый мысли.

- Чтобы создать кроссворды, мы создали для вас рабочие группы. Назовите их.

- О чем были статьи, расскажите, когда прочитаете тексты справочника, который создали ваши сверстники. Единственное отступление: кому-то из вас достанутся тексты, которые не вошли в справочник после редакции. Ребята посчитали их либо сложными, либо лишними. Ваша первая задача: прочитать тексты, определить тему, т.е. о чем был текст. Выбрать для команды четыре самых-самых значимых, на ваш взгляд,  феномена о янтаре по предложенной вам теме.

Обсуждение (10-12 минут).

«Янтарная биография». Происхождение названия, как и при каких условиях образуется янтарь, месторождения янтаря в мире.

«Янтарная отрасль». Калининградский янтарный комбинат, перспективы развития отрасли, торговые пути янтаря в Европе.

 «Янтарные сокровища». Янтарные музеи мира. Музей янтаря в Калининграде. Восстановление янтарной комнаты.

 «Янтарные страницы». Отрывки из произведений писателей. Мифы, легенды, сказки о самоцвете.

  1. Промежуточный итог.

- Теперь, когда вы поближе познакомились с янтарем, поделились новым с друзьями,  давайте попробуем вместе составить портрет янтаря. Какой он?

-Запись ответов на плакат: теплый, древний, необычный, солнечный, дорогой, загадочный, балтийский, наш, калининградский, восхитительный, мудрый и т.п.

  1. Работа в группах «Кроссворд», образы Янтарики и Янтарика

- Сейчас можно приступать к составлению кроссворда. Образцы сетки кроссвордов перед вами. Если у вас в группе есть участник с художественными способностями, то можете ему доверить создание образа будущего героя мультфильма.

- 15 минут.

- Итак, кроссворды составлены. Наши дизайнеры все отредактируют, подготовят к печати. А вы попробуйте задать вопросы вашего кроссворда своим одноклассникам. (10 минут)

Я же предлагаю вам кроссворд, который уже создали наши ребята. Попробуем отгадать его вместе.

- Интерактивный кроссворд с картинками.

  1. Подведение итогов.

Ребята, мы благодарим вас за проделанную работу. Вы сделали большое дело. Если вас заинтересовал янтарь, наш проект, то будем рады видеть вас союзниками. Мы очень надеемся, что кто-то из вас после нашей встречи свяжет свою профессию, свой жизненны путь с янтарем. И знайте, что у вас есть союзник совсем рядом. Это янтарный комбинат в поселке Янтарный. И наша встреча, в любом случае, будет считаться исторической. Она состоялась благодаря тому, что на родине янтаре проходил Первый экономический форум янтарной отрасли.

  1. «Голосование ногами».

- Прежде чем получить заслуженную награду, я предлагаю немного размяться. Ваш выбор: да или нет на поставленный вопрос. Голосуем ногами, т. е. переходим в ту сторону, где ваше мнение совпадает с положительным или отрицательным ответом.

1) Кто сегодня узнал о янтаре что-то новое?

2) Кто сегодня или завтра готов рассказать о янтаре и нашей встрече своим близким?

3) Кто испытывает чувство гордости за то, что живет в «янтарной столице» мира?

- Призы, сувениры.