Мои публикации

Яппарова Айгуль Вагизовна

Здесь вы можете ознакомиться с  моей  публикацией по моей методической теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:


В настоящее время проблема повышения мотивации обучающихся при изучении иностранного языка становится все более актуальной. Это обусловлено сразу несколькими причинами. Во-первых, современные обучающиеся активно пользуются сетью Интернет, и их контакты в социальных сетях вполне могут быть интернациональными, соответственно, владение иностранным языком повышает эффективность их коммуникации. Во-вторых, изучение иностранного языка открывает для обучающегося более широкие границы при чтении литературы и просмотре кинофильмов, ведь теперь ему доступны книги и фильмы зарубежных авторов в оригинале. В-третьих, владение иностранным языком является одной из базовых компетенций современного человека при обучении в вузе, трудоустройстве и взаимодействии с социальным миром. Однако, при всей обозначенной актуальности изучения иностранного языка, мотивация многих учащихся при его изучении невысока, и это представляет серьезную проблему для системы образования, заставляющую педагогов искать все новые и новые пути, методы и технологии ее решения.

В качестве одного из эффективных средств повышения мотивации учащихся при изучении иностранного языка рассматривается проектная деятельность. По мнению Г.К. Перекрестовой, «проектная деятельность — это деятельность по составлению проектов. Проекты могут быть совершенно разные по форме, цели и содержанию, и это является несомненным плюсом для воплощения цели по повышению мотивации, так как это поможет пробудить творческий потенциал и активность» [2, c.845].

Многие современные учебники английского языка предполагают модульное обучение, это благоприятствует реализации проектной деятельности, однако, не всеми учителями правильно понимаются и осознаются практические аспекты реализации проектной деятельности. В рамках данной статьи предлагается один из вариантов применения проектной деятельности на уроках английского языка с целью повышения мотивации обучающихся. Рассмотрим основные положения его реализации:

1. Методологическую основу организации и применения проектной деятельности составляют деятельный подход и принципы системности, развития, природосообразности и природообусловленности, которые распространяются как на длительность проекта и форму работы над ним обучающихся, так и на его содержание.

2. Календарно-тематическое планирование проектной деятельности обучающихся на уроках английского языка лучше всего сочетать с модульно-тематическим планированием, на основе которого построен учебник из используемого учебно-методического комплекса.

3. Формы реализации проектной деятельности обучающихся должны чередоваться в течение всего учебного года и быть представлены групповой (3-5 человек), парной и индивидуальной формами.

4. Предполагается, что с каждым учебным годом сложность проектов будет увеличиваться, однако, в каждом из них обязательно должны быть представлены такие виды деятельности обучающихся на иностранном языке, как аудирование, говорение, чтение и письмо. При этом в целом структура проектов должна быть схожей и включать такие элементы, как (см. рис.1):

Рис.1. Структура проектов

5. Реализация мотивационного компонента изучения английского языка в проектной деятельности при предлагаемом подходе к ее осуществлению происходит за счет необычной подачи материала. Обучающиеся сами становятся открывателями нового знания для себя. Они сами ищут материал, будучи увлеченными идеей подготовки итогового мероприятия, то есть изучение иностранного языка происходит при подключении культурологического компонента исподволь, на базе позитивного восприятия происходящего.

Например, в качестве новой лексической темы выступает «Флора и фауна Австралии». При реализации предлагаемого подхода, учитель посредством презентации знакомит детей с видами растений и животных, характерных для Австралии, акцентирует внимание обучающихся на новых лексических единицах, дает необходимый объем работы с грамматикой. После этого в качестве первого домашнего задания в рамках проекта обучающимся предлагается составить доклад на 1 страницу на английском языке, раскрывающий удивительные факты о каком-то растении, насекомом или животном Австралии; либо составить сравнительную таблицу флоры и фауны России и Австралии на английском языке, при этом и в первом, и во втором задании от обучающихся требуется четкое соблюдение вновь изученных грамматических правил и форм.

На следующем уроке учитель предлагает обучающимся работать с учебником и другими элементами УМК, совершенствуя тем самым их навыки аудирования, говорения, чтения и письма на английском языке. Далее в качестве домашнего задания им предлагается выполнить в групповой, парной или индивидуальной форме проект «Флора и фауна Австралии» в какой-либо из техник – скрапбукинг, лепка, аппликация (рваной бумагой, салфетками, нитками, крупой и т.п.). После выполнения обучающие сдают проекты на выставку. Чем старше класс, тем сложнее и интереснее задания для проектов и итогового мероприятия учитель может предложить обучающимся: это может быть и подготовка концерта из песен в рамках изучаемой лексической темы; и подготовка костюмированного бала; и конкурс кулинарных блюд и т.п.

Мотивация изучения иностранного языка при реализации предлагаемого подхода к организации проектной деятельности повышается в силу сразу нескольких обстоятельств. Во-первых, происходит расширение лексического словаря и грамматических навыков обучающихся в конкретной деятельности, которая органично встроена в систему других видов деятельности обучающихся. Таким образом, новый материал становится как бы частью жизни обучающихся, то есть плотно усваивается ими. Во-вторых, при реализации проектной деятельности обучающиеся оказываются регулярно, хоть и кратковременно, погруженными в языковую среду посредством аутентичного общения, текстов, песен и т.д., что также способствует повышению мотивации. В-третьих, задания для проектной деятельности обучающихся всегда тесно связаны с изучаемой темой и всегда уникальны, интересны, что обеспечивает актуализацию непосредственных форм познавательных психических процессов, то есть при таком подходе детям интересно изучать язык.

Подводя итоги, необходимо отметить, что проектная деятельность является эффективным средством повышения мотивации обучающихся при изучении иностранного языка. При этом то, насколько эффективным окажется повышение мотивации, зависит от педагога, его отношения к языку и его креативности. Главная задача педагога при применении изложенного в статье подхода к организации проектной деятельности – сделать обучение иностранному языку для учащихся максимально креативным и интересным.

Литература

  1. Пахомова В.Г. Проектная деятельность – эффективное средство повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/601616/.
  2. Перекрестова Г. Г. Проектная деятельность как способ мотивации учащихся на уроках английского языка // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 845-847.