Воспитательная работа

Наталья Леонидовна Бредихина

Предварительный просмотр:

ПРОВЕДЕНИЕ БРЕЙН-РИНГА

Оборудование: красочные плакаты с высказываниями о русском языке, подписанными под портретами авторов; словари, имеющиеся в школе (орфографические, толковые, иностранных слов, фразеологизмов и др.); презентация.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выра зителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А. И. Куприн

Перед вами громада - русский язык. Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его...

Н. В. Гоголь

Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью...

А. Н. Толстой

Чтец 1.        Выучи русский язык

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

 Если нуждаешься в твердой опоре, -

Выучи русский язык!

Ч т е ц 2,        Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Чтец 3.        Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

(С. Абдулла, узбекский поэт.)

Ведущий 1. В школе продолжается Неделя русского языка и литера туры. А сегодня в нашем зале в игре "Брейн-ринг" встречаются сильнейшие представители 8 классов - знатоки русского языка.

Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка!

Девиз нашей игры: Выучи русский язык!

Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки; в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!

Правила игры: в каждом туре игра идёт до трёх очков. Время размыш ления над вопросом -. одна минута. Команда, не отвечающая на вопросы, выбывает из игры. Победительницей будет признана команда, одержавшая победу в последнем туре,

А теперь жеребьёвка. После жеребьёвки команд начинается игра. В пе рерывах между турами - разгадывание болельщиками кроссвордов или реклама литературы (о русском языке.)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИГРЫ

1. О каких знаках препинания идёт речь?

Когда слова гремели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало –

Оно меня и свергло с пьедестала.

(Восклицательный знак.)

Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу.

(Вопросительный знак.)

Известно миру с давних пор,
        Что знак и я немаловажный

И не окончен разговор... И начинает думать каждый.

(Многоточие.)

Он очень вежлив...

Не любит споров он и драк.

Он всем старается помочь,

                            Он в слове "мать" и в слове "дочь"

И в тихом лунном слове "ночь".

Чтоб никого не огорчить,

Он всё старается смягчить...

(Мягкий знак)

2.        Какой знак препинания впервые был введён Н. М. Кармазинным? Что означает сейчас этот знак препинания?

(Тире. Слово "тире" заимствовано из французского языка, - "тя нуть", что вполне соответствует форме знака.)

3.        Как во времена М. В. Ломоносова называли восклицательный знак, чёрточку, скобки?

(Во времена Ломоносова восклицательный знак называли удивитель ным, чёрточку — единительным, а скобки - вместительным.)

4.        Какие знаки препинания ставятся в начале предложения?
(Многоточие, тире, кавычки.)

5.        Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением?
(Буква ё.)

6.        Составьте предложение, каждое слово которого должно начинаться
на букву
к (или я, о, н). Например, буква п. Прасковья Петровна пригласила Порфирия Павловича поужинать пирогами.

7.        Расставьте знаки препинания, объясните их.
Отколе умная бредешь ты голова.

(И. А. Крылов.)

 (Отколе, умная, бредёшь ты, голова? Разорванное обращение - умная голова.)

8.         Запишите под диктовку предложение, расставь те знаки препинания.

На углу, на террасе, сидит Аввакум Кириллович и потчует ветчиной, винегретом коллежского асессора Фадея Аполлоновича.

9.        Слово красный в древнерусском языке имело значение "красивый,
нарядный, парадный, ласковый, добрый". Какое из этих значений оно име ет в следующих предложениях?

а)        Пустил стрелу средний брат - полетела стрела к богатому купцу во
двор и упала у
красного крыльца.

б)        Стали жёны кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы
пособили им ткать ковры.

в)        Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто вёрст в
земле раскинул, ветками
красное солнце закрыл.

10.        Что означают выражения? Когда мы их употребляем?

а)        шиворот-навыворот;

б)        спустя рукава;

в)        точить лясы.

(Шиворот-навыворот означает "совсем наоборот, наизнанку". Раньше это выражение связывалось с позорным наказанием. Преступника или пой манного вора одевали в вывороченную одежду. Шиворот на выворот озна чало "одежда, вывороченная наизнанку в наказание".

Спустя рукава означает "трудиться неохотно, небрежно". Раньше ста ринная русская одежда была с длинными, спускавшимися до земли рукава ми. Поэтому во время работы приходилось подбирать их, засучивать. От сюда и пошло выражение "работать спустя рукава, т. е. неохотно, небрежно".

Точить лясы - "весело и почти без пользы проводить время, вести шумную беседу". Раньше из осиновых плах резчики дерева (балясники) выделывали различные фигурные балясины или деревянные украшения для перил, балконных поручней, оконных рам. Работа эта нетрудная. Обтачи вая дерево, балясники вели разговор или пели. Постепенно промысел ба лясников исчез, но память о них осталась в живой речи.)

11.        Подберите пословицы и поговорки, связанные с временами года или
отдельными месяцами, или закончите пословицы и поговорки.

Весна красна цветами,...(а осень снопами).

Весною час упустишь -... (годом не наверстаешь).

Осень прикажет, а ... (весна своё скажет).

Декабрь год кончает, а ... (зиму начинает).

В зимний холод ... (всякий молод).

Ни в марте воды,... (ни в апреле травы).

Лето припасает, а ...(зима поедает).

Где в апреле река, ... (там в июле лужица).

12.        Объясните написанные словосочетания.

Грамотный инженер, грамотное сочинение, грамотный чертёж, грамот ный ученик.

(Грамотный инженер — "обладающий знаниями в определённой облас ти". Грамотное сочинение - "не содержащее ошибок". Грамотный чер тёж — "выполненный со знанием дела". Грамотный ученик - 'умеющий правильно, без ошибок, писать и говорить".)

13.        Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не
называя ни числа, ни названия дня?

(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

14.        Превратите слово мел в мелкое место, угол - в топливо, шест - в
число?

(Сделать мягким конечный согласный: мель, уголь, шесть.)

15.        Являются ли однокоренными слова гимнаст, гимн, гимназист, гим настёрка? Используйте толкования этих слов в "Словаре русского языка"
С. И. Ожегова.

(Гимн - торжественная песня - символ, гимназист - учащийся гимна зии, гимнаст - спортсмен, занимающийся гимнастикой, гимнастёрка -верхняя рубашка, военная форменная одежда. Данные слова не являются однокоренными.)

16.        Определите, где предлоги, а где наречия?

а)        Вокруг стояла тишина;

б)        Туристы расположились вокруг костра;

в)        Не мешай слушать, после расскажешь;

г)        После небольшого отдыха все запели.

(Предложения под буквами а, в— с наречиями. Предложения под буква ми б, г - с предлогами.)

17.        Укажите существительное женское рода.
Профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь.
(
Вермишель.)

18.        Как называются люди, живущие в Пскове, Уфе, Томске, Курске,
Туле?

(Псковичи, уфимцы, томичи, куряне, туляки.)

19.        Отгадайте загадки.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает.

(Книга.)

Стоит дом, кто в него войдёт,

Тот ум приобретёт.

(Школа.)

Какая водица только для грамотного годится?

(Чернила, паста.)

В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься, скажу. (Дневник.)

 Чёрные, кривые, от рождения немые,

Станут в ряд - сразу заговорят.

(Буквы.)

20.        С числительными оба, обе составьте несколько предложений, к ко торым рядом напишите в любом падеже одно из данных существительных:
ясли, клещи, ножницы, щипцы.

(Составить такие предложения нельзя, так как имена числительные оба, обе не связываются с существительными, употребляющимися во множественном числе.)

21. Вам приходилось не раз смотреть кинокартины, в названии которых встречаются имена числительные.

Победителем будет та команда, которая последней назовёт кинокар тину.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ



Предварительный просмотр:

                                «За культуру речи!».

                                             Цель: 1. развивать правильное произношение ,

                                                          употребление слов в речи;

                                                       2. прививать любовь к русскому языку;

                                                       3. воспитывать у учащихся культуру речи и

                                                          поведения.

                                              Оборудование: 1. плакаты

                                                                         2. рисунки

                                                                         3. названия станций

                                   

Нет мысли ,которую нельзя  было бы высказать просто и ясно.

                                                      А.И.Герцен

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся,-

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать.  

              Ф.И.Тютчев

Слово хорошо тогда, когда оно верно выражает мысль.

                             К.Д.Ушинский

Язык народа и богат и точен,

Но есть ,увы, неточные слова,

Они растут как сорная трава

У плохо перепаханных обочин.

                И.Рыленков

Язык особенно  требует тщательного отбора всего лучшего, что в нём есть, ясного, звучного, и дальнейшего любовного развития этого лучшего.

                                            М.Горький

Вед.1      Мы живём в знаменательное время, когда особенно остро человек

               осознаёт своё место в мире, осознаёт землю как единый дом для

               всего на ней живущего. Происходит глобальное понимание связи

               всего со всем, взаимозависимости и взаимовлияний, о которых не

               думали ещё совсем недавно.  Широко развивается наука экология,

               обсуждаются последствия вмешательства человека в природу. При-

               шла пора поговорить и об экологии общения, поскольку часто обща-

               емся мы неумело, плохо, невразумительно , порой нанося друг другу

               почти смертельные раны!  

Вед.2    Человек рождается ,растёт и очень быстро овладевает языком, не зная

              его строения. Но потом, уже в школе, он знакомится  и с тем, как ус-

              троен язык , из чего состоит и как функционирует. Если же человека

              этому не учить , в его осмыслении, понимании  культуры вообще, и

             своей национальной культуры в частности, наступит глубокое зияние.

Вед.1    Ребята! Нашу встречу мы посвящаем культуре речи! Культура речи в

             огромной степени определяет культуру человека. Но как овладеть

         языком, как    сделать так, чтобы родная речь была нашей стихией, в

         которой  мы ориентировались бы быстро и безошибочно?

Вед.2   Нельзя думать, что существует рецепт, который поможет правильно

            высказать свою мысль во всех случаях жизни. Язык-море необъятных

             размеров, со множеством рифов и мелей, во многом неизвестных

            течений и глубин. Всеобщей лоцманской карты этого моря ещё не

            существует, но на ней уже нанесены многочисленные маршруты.Надо

            непременно знать их, чтобы как можно меньше ошибаться в речи.

            Мы  хотим вас познакомить с отдельными маршрутами ,которые

            ведут к точности и выразительности общения.

Ученик 1.      Слово о словах.

             Когда ты хочешь молвить слово, мой друг,

             Подумай- не спеши.

             Оно бывает то сурово,

             То рождено теплом души.

             Оно то жаворонком вьётся,

             То медью траурной поёт.

             Покуда слово сам не взвесишь,

             Не выпускай его в полёт.

             Им можно радости прибавить,

             И радость людям отравить.

             Им можно лёд зимой расплавить

             И камень лёд зимой расплавить,

             И камень в крошку раздолбить.

             Оно одарит и ограбит,

             Пусть ненароком, пусть шутя.

             Подумай, как бы им не ранить

             Того, кто слушает тебя.              

Вед.1      Ребята, как бы вы определили искусство общения?

               Все почти считают, что общение –это умение общаться с людьми, а

               дар общения - это умение пользоваться речью( вести беседу, спо –

               рить,  пользоваться формулами речевого этикета). Мы исходим из

              того, что язык- главное средство общения.  

Вед.2    Но общаться можно не только с помощью языка, поэтому  мы пред-

              лагаем вам посетить 1 станцию:

                       ЖЕСТЫ  И  МИМИКА

              Жесты и мимика точнее позволяют передать содержание высказы-

              вания, они   тесно связаны со словом, но и предупреждают слово.   

Вед.1     (конкурсная работа с иллюстрациями).

              Отгадайте, какие жесты изображены на плакатах:

               1.высунут язык (жест-дразнилка)

               2. стукнуть по лбу (жест-воспоминание)

               3. грозить кулаком (жест-угроза)

               4. поднять брови (жест-удивление)

               5. обхватить голову руками (жест-испуг)

Ученик 2    Многие жесты имеют свою историю и связаны с националь-

                    ными особенностями. Вам ,без сомнения, знаком такой жест:

                    палец, пОднятый  или опущенный вниз, как знак одобрения или

                    неодобрения, подводил итог поединка гладиатора: таким

                   образом, император показывал, оставляет он жизнь гладиато-

                    рам или нет.

Ученик 3.   Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест

                   сейчас понятен всем. Хотя, например , китайцы в старые времена,

                  здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим

                  жестом оратор приветствует слушателей.

Ученик 4   При встрече тибетцы снимают свой головной убор правой рукой,

                 левую прикладывают за ухо, да ещё высовывают язык. Это озна-

                 чает: «Я ничего не замышляю против тебя, будь спокоен». Но вряд

                 ли стоит пользоваться этим жестом ,если вы не в Тибете.

Ученик 5      А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг

                  друга кулаком по голове и плечам. Лапландцы трутся носами.

Вед.2          Владимир Левин, известный психолог, определил искусство

                общения  ,как искусство быть другим, т.е. вживаться в образ того

               человека, с которым вы общаетесь. Попробуем это сделать.

                                      Конкурс.

                   (приглашаются желающие 3-4 чел.)

              1. Улыбнитесь, как улыбается очень вежливый японец;

                   Собака своему хозяину;  кот на солнышке; мать –младенцу.

             2.   Не сходя со стула, посидите так, как сидит председатель экзаме-

                   национной комиссии, пчела на цветке, наказанный Буратино,

                 наездница на лошади, побитая собака.

Ученик 6                 О языке.

                  Я с ученицей был знаком:

                  Выписывая цифры,

                  Она водила языком,

                   Как обезьяна в цирке.

                   Нельзя об этом промолчать,

                   Ведь это очень грустно!

                   Нам дан язык, чтоб отвечать,

                   Не письменно, а устно.  

                                (Ю. Поринец)

Вед.2.      Продолжаем путешествие. Следующая станция

                         СТРАНА  «ОШИБЛИКА».

Вед.1             Это новое государство предоставляет убежище всем ошибкам.

               В этой стране они перестают быть ошибками и живут нормальной

              полноценной жизнью. По улицам Ошиблики ходят она-девочка, оно-

              «девочко», он-«девочк».В столовой можно купить  то вкусный

             Компот, то невкусную компоту, то непонятно какое «компото».

Вед.2    Добро пожаловать в Ошиблику! Здесь вы встретитесь со многими

             своими ошибками-живыми и здоровыми, даже процветающими.

           Только должны предупредить: как раз из-за этого много в стране

          странного и загадочного, много невероятного. Но очень надеемся,

          Что вы во всём разберётесь.

Вед.1  Вот первое, что вы можете увидеть ,подъезжая к Ошиблике:

            Очень-очень

            странный вид:

             Речка за окном

             Горит,

            Чей-то дом

            Хвостом виляет,

            Пёсик

            Из ружья стреляет,

            Мальчик

            чуть не слопал мышку,

            Кот в очках

            читает книжку,

           Старый дед

           влетел в окно,

           воробей

           схватил зерно

           да как крикнет, улетая:

           -Вот что значит

           Запятая!

                (Б.Заходер)

Вед.1  Интересно, а при чём тут запятая?(ответы учащихся).

          Как все нормальные люди, жители этой страны любят домашних

          животных, ухаживают за ними, кормят. О своих заботах по этому

         поводу Стёпа Непонимайлов рассказывает вот что:

Ученик 7   Мне с постели вставать неохота:

                  Я боюсь наступить на КАВОТА,-

                  У меня под кроватью живёт

                  Симпатичнейший в мире КАВОТ.

                  И ещё с ним такая забота:

                  Накормить невозможно КАВОТА,

                  Так как каждый кусок почему-то

                  Попадает в желудок КАМУТА.

                              (Б. Заходер)

Вед.1   Почему  КАВОТА и КАМУТА так зовут?

              (ответы уч-ся)

Вед.2   Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне

            человека, как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаём об

            их мыслях, чувствах, но и получаем сведения об общем развитии, гра-

            мотности, начитанности.

                Прежде всего речь должна быть грамматически правильной. Доста-

            точно услышать  «У меня ухи болят» или «бежи к ихнему дому»,что-

          бы составить самое неблагоприятное мнение о культуре человека.

Вед.1  Одно из требований ,которое предъявляется к устной речи- это

            правильное литературное произношение. Поэтому следующая наша

           станция «РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ И
                             УДАРЕНИЕ».

Ученик 8               Рассказ школьного портфеля.

                   Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.

                    Ему уже 12-ть лет.

                    Но говорит он до сих пор

                    Не «коридор»,а «колидор».

                   «Дилектор» входит в кабинет…»

                   «Закрой магАзин на обед….»

                   «Хозяйка моет стаканЫ…»

                   «Секёт свеклу…»

                   «Пекёт блины…»

                   И до меня дошёл черёд:

                   Портфель он пОртфелем зовёт.

                   Но мне не зря родную речь

                   Судьбой доверено беречь.

                   И я придумал не шутя:

                   Пусть и его зовут ПетЯ.

                  - ПетЯ!- несётся со двора,-

                    Тебе домой идти пора!

                  - Не трогай малыша, ПетЯ!

                   Ведь ты большой ,а он дитя!

                    ПетЯ обижен на ребят:

                   -Скажите, в чём я виноват?

                   Я не ругался, не грубил

                   И никого не оскорбил.

                   За что же среди бела дня

                   Отняли имя у меня?

                                        (Ю.Тимянский)

Ученик 9            Чтобы овладеть литературным произношением, надо внима-

                   тельно прислушиваться к речи артистов, дикторов радио и телеви-

                   дения, читать больше книг. Надо следить за ударением в словах,

                   почаще заглядывать в словарь.

Ученик 10  Ну, вот, отсюда, значит, следует, знаете ли… вывод, что необхо-

                   димо понимаете, обращаться ,так сказать, за помощью, понимаете

                   ну и того ,значит, за справками, ну вот ,к этому…к словарю. Что

                  вы ,знаете ли, на меня, так сказать странно смотрите? Может быть,

                  я так сказать, говорю неправду?

Ученик 11    Беда в том, что из 30-ти сказанных слов достаточно было 9-ти,

                      Чтобы сказать: «Необходимо обращаться за помощью и за

                      справками  к словарю», а остальные слова лишние, слова-

                     паразиты.

Вед.2       Слова в разговоре следует произносить ясно и отчётливо, чтобы

                всякий вас  мог понять и не было у вас во рту каши, какая была у

                Саши.

Ученик 12            Сашина каша.

                  Живёт на свете Саша.

                  Во рту у Саши каша-

                  Не рисовая каша,

                  Не гречневая каша,

                  Не манка,

                  Не овсянка

                  На сладком молоке.

                  С утра во рту у Саши

                  Слова простые наши-

                  Слова простые наши

                  На русском языке.

                  Но то, что можно внятно

                 Сказать для всех понятно,

                 Красиво, чисто, ясно-

                 Как люди говорят,-

                 Но Саша так корёжит,

                 Что сам понять не может.

                 Произнесёт словечко-

                 И сам тому не рад!

                 Он скажет: «До свидания!»

                А слышится : «До знания!»

                Он спросит: «Где калоши?»

                А слышно: «Это лошадь!»

                Когда он вслух читает, поймёшь едва-едва;

                И буквы он глотает, и целые слова.

                Он так спешит с налёта

                Прочесть, спросить, сказать,

                Как будто тонет кто-то,

                А он бежит спасать…

                Он может, но не хочет

                За речью последить.

                Нам нужен переводчик

                 Его переводить.

Сценка.    Несуразные вещи.

             - Здравствуй!

              - Привет!

              - Что ты несёшь?

              - Несу разные вещи.

              - Несуразные?! Почему они несуразные?

              - Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные !  

               

             Понял? Вот несу мел.

           - Что не сумел?

           -Отстань.

           - Да ведь говоришь: «Не сумел? Что не сумел?»

           -Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.

          - Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несёшь?

          - Какая жена? Это у Мишки жена? Ах, ты ,шутник. Я сказал: «Ему же

           Надо будет. Понадобится значит.

          -Вот оно что…

          - А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, кото-

           рую он давно искал.

          -Тамарка?

          -Ага.

          - И ничего, симпатичная?

          - Красивая, зелёная такая…

          - То есть как?

          - Зелёного цвета.

          - Постой-постой… Это что же у ней волосы что ли зелёные стали?

          - У кого волосы?

          - Да у Тамарки-то.

          -Что?

          - Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка!»

          - Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая ,которую Миша давно ищет

            Понял? Зелёная такая… Там арка нарисована.

         - Ага, всё-таки нарисована Тамарка. На марке ,значит ,Тамарка, нари-

           сована,да? Так бы и говорил.

         - Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова. Там арка

           нарисована.Арка!!! Неужели ты даже этого понять не можешь?

           Прощай, некогда мне.

         - Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

         - А, ну тебя…

         - Да ,стой, стой!

         - Ну что ещё?

         - Привет передавай.

         - Кому?

         - Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

Вед.1 Русский язык является одним из наиболее развитых и красивых языков

          современности. И все мы должны  бережно и требовательно относиться

          к родному языку.

Вед.2   Говорить правильно, красиво- это значит не только соблюдать  прави-

            ла произношения, но и умело строить предложения, подбирать

           нужные по смыслу слова, в логической последовательности излагать

           свои мысли. Иначе у вас может появиться болезнь, которой болел Петя

           Крутилкин.

Сценка.  (на сцену выходит доктор в белом халате, в очках и Петя. Доктор

                жестом предлагает Пете стул и сам усаживается напротив).

       Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?

        Петя:    Захворнул я малость, доктор. Только делов, что в роте что-то

                     пухнет и в горлу дерёт.

       Доктор:  Во рту говоришь? Сейчас посмотрим. (ставит Пете термометр)

                       А в каком классе учитесь, молодой человек?

        Петя:      В 8-м «Бы»

        Доктор:   В 8 –м «Бы». Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в

                         своём  классе?

        Петя:     Ужасно дружно. У нас всегда  жутко весело…

       Доктор: Жутко и весело! Да… А учитесь как?

       Петя:      Порядочек! Железно! Особенно девчонки жмут… Их учитель-

                     ница в пух и прах хвалит…

        Доктор:  Порядочек… Железно… (берёт у Пети термометр) .Ну-ка,

                        открой рот. (Петя открывает рот,  высовывает язык).Я так и

                      знал. У тебя серьёзно болен язык. И врач тут ничем не поможет.

                      Вылечиться  ты можешь только сам. Я тебе дам хороший

                      рецепт. Вот он. ( извлекает из стола и показывает грамматику

                      русского языка). Из неё ты узнаешь, как нужно говорить.

                       (доктор и Петя уходят).

Вед.1         Ясность и точность мысли нарушается при неправильном выборе

             слов или неудачном  сочетании их. Нелепо  звучат  сочетания слов

             « ужасно дружно», «жутко весело»,которые употреблял Петя. Слова

            «  ужасно, страшно, жутко» обозначают тяжёлые, гнетущие чувства,

              и их нельзя использовать для оценки положительных явлений.

Вед.2   Какие же отрицательные привычки, связанные с культурой пове-

             дения, мы особенно часто наблюдаем у школьников ,не только

             младших, но и старших классов. Прислушаемся прежде всего к речи

           некоторых подростков.

Сценка.      – Петька, экзамен сдал?

                   - Запросто.

                   - А что у тебя за книга?

                   - Книга-зверь! Хочешь дам почитать?

                   - Железно.

Вед.1   Какое ужасное коверкание нашего чудесного русского языка мы ,

            к сожалению, нередко слышим из уст школьника. Некоторые пере-

            сыпают свою речь бранными  словами, усиленно жестикулируют,

            громко смеются, толкаются, друг друга перебивают. Всё это очень

             дурные привычки, демонстрирующие отсутствие культуры.

Вед.2  Большой вред наносят слова-сорняки. Они делают речь смешной и

           бессмысленной.  Это ярко показал А.П.Чехов в пьесе «Предложения».

           Помещик ЧубукОв встречает гостя такими словами: «Голубушка моя!

           Я так рад и прочее, вот именно  и тому подобное» Упавшему в об-

           морок гостю он пытался дать воды и восклицает: «Выпейте!», «Нет,

            не пьёт … Значит, умер и тому подобное».

Ученик 13.  Слова бывают разные.

               Слова бывают разные,

             

                 Слова бывают всякие,

                 Слова бывают ясные,

                 Твёрдые и мягкие,

                 Слова бывают смелые,

                 Упрямые, суровые,

                 Но непременно дело стоит за каждым словом.

                                    (С.Баруздин)

           

Сценка      Сильное кино.                       

                        Заранее, заранее

                       Всё было решено:                

                       У школьников собрание,

                           

                         Потом у них кино.

                         Домой придёт мой старший брат,

                         Он мне расскажет всё подряд.

                         Он объяснит мне, что к чему,

                         А я большая, я пойму.

                         И вот он начал свой рассказ:

          Брат             Они ползут, а он им- раз!

                               А тут как раз она ползла,

                               А он как даст ему со зла!

                               Она им- раз!

                               Они ей- раз!

                               Но тут как раз её он спас,

                               Он был с неё заодно.

                               Ух, сильное кино!

         Сестра         Нет, видно я ещё мала,

                               Я ничего не поняла.

Вед.1             Наше путешествие продолжается ,отправляемся в страну

                   «Вежливость».

Вед.2           Очень важно, каким тоном говорит человек. Иногда самые обык-

                    новенные слова могут стать грубыми и обидными.

   Ученик  14      Горят ,как жар слова.

                           Горят ,как жар, слова

                           Иль стынут ,словно камни,-

                           Зависит от того,

                           Чем наделил их ты,

                           Какими к ним в свой час
                          Притронулся руками

                           И сколько отдал им

                           Душевной теплоты.

                                     (Н. Рыленков)

Вед.1    Очень важно умение употреблять в речи местоимение ВЫ как форму

              вежливого  обращения к одному лицу. Послушайте историю упот-

              ребления  в русском языке местоимений ВЫ и ТЫ.

Вед.2       Местоимение Вы  в обращении  к одному лицу появилось в русской

                речи в 18 веке и употреблялось ,главным образом, среди образован-

                ных людей дворянского происхождения. К простолюдинам, кресть-

               янам, слугам  обращались только на ты, как бы подчёркивая это со-

               циальное неравенство. Например, в разговоре с нищей черницей

               «Сказка  о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина моло-

               дая  царевна обращается к ней только на ты:

             «… бабушка, постой немножко,-

               Ей кричит она в окошко,-

               Прикажу сама ей псу

              И кой-что тебе снесу».

Вед.1        В рассказе И.С. Тургенева «Муму» барыня ко всей прислуге обра-

                  щается только на ты.

Ученик 15   – Скажи, пожалуйста , начала она, как только Гаврила , не без некоторого внутреннего трепетания, приступил порог её кабинета, -что это за собака у нас во дворе всю ночь лаяла? Мне спать не  дала!

             - Собака-с… Какая-с… может быть немного  собака-с, -произносит он не совсем твёрдым голосом…

            - Чтоб её сегодня же здесь не было … Слышишь!

            - Слушаюсь-с…

            - Сегодня же. А теперь ступай. К докладу я тебя потом позову.

Вед.2           Сейчас таких различий в употреблении местоимений нет, но

                   всё же есть определённые правила употребления местоимений

                  ВЫ и ТЫ, и можно обидеть человека, если нарушить эти правила  

                  и неоправданно использовать местоимение ТЫ вместо ВЫ.  

Ученик 16  Друзья, вот вам на всякий случай

                    Стихи о школьнике одном.

                     Его зовут …а  впрочем лучше

                     Мы здесь его не назовём.  

                     «Спасибо, здравствуйте ,простите»

                     Произносить он не  привык  ,

                     Простого слова «извините»

                     Не одолел его язык…

                     Ему бывает часто лень

                     Сказать при встрече «Добрый день!»

                     Казалось бы, простое слово,

                     А он стесняется , молчит…

Вед.1      Некоторые ученики следят за своей речью только в школе. Но стОит

               им выйти из класса, как появляются ненужные слова, а подчас и

               грубые выражения. Когда ребята писали сочинение о весне, то

               лучшая работа была у Серёжи. Всем она понравилась. Прочти нам,

               Серёжа, свое сочинение.

Сценка.

        Серёжа. Пришла весна. Почернели сугробы, подул тёплый ветер, и солн-

                     це ласково засветило на голубом небе. Наконец и речка не

          выдержала и освободилась ото льда. Побежали прозрачные ручейки по  

         дорогам и оврагам.

          (Серёжа уходит за кулисы и сразу возвращается. Шапка у него сбита

           набок, в руках расстёгнутый портфель)

Вед.2     Хорошо  написал Серёжа о наступлении весны, интересно было

            слушать его сочинение. Но вот кончились уроки, и во дворе вы не

             узнаете Серёжу.

Серёжа   (взмахивает портфелем). Эй, Миша, да оглох ты что ли? Вали сюда!

              (На сцене появляется Миша).

  Миша      Ну как контрольная работа прошла?

  Серёжа   Классно! На все пять! Ну что, Миша, махнём сегодня в кино?

                Там, говорят , фильм идёт такой- блеск!

Миша     Что это ты, Серёжа, так странно заговорил?

Серёжа.  А у меня два языка: один для занятий, а другой – для приятелей.

               Гудбай! Мы отчаливаем.

                (Серёжа и Миша уходят).

Ученик 17. Есть слова пострашнее ,чем порох,

                    Чем снаряд над окопными рвами.

                     Я советую людям при ссорах

                     Осторожнее быть со словами.

        (звучит музыка Б.Окуджавы «Давайте восклицать»).

Ученик 18        Папа разбил драгоценную вазу.

                       Папа разбил драгоценную вазу.

                       Бабушка с мамой нахмурились сразу.

                       Но папа нашёлся:

                      Взглянув им в глаза,

                      И робко, и тихо «простите» сказал.

                      И мама молчит, улыбается даже:

                     - Мы купим другую,

                       Есть лучше в продаже…

                       «Простите!»-

                      Казалось бы, что в нём такого?

                      А вот ведь какое чудесное слово!

                                  (Н.Юсупов)

Вед.1     Великий писатель А.М.Горький говорил: «Я выражаю протест

             против засорения нашего языка хламом придуманных слов».

                         ( Все участники выходят на сцену).

Ученик 1. Л.Н.Толстой говорил: «Где нужно- нежный, трогательный,  где

                  нужно-строгий, серьёзный, где нужно- страстный, где нужно-

                  бойкий и живой,- таков наш русский язык».

Ученик 2     Великим, могучим ,правдивым и свободным называл наш рус-

                     ский язык И.С.Тургенев. Он призывал беречь «чистоту языка как

                    святыню».

Ученик 3        Язык свободный, мудрый и простой.

                        Нам поколения в наследство подарили:

Ученик 4          Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой

                          Его в своих твореньях сохранили.

                 

Ученик 5         Язык писателей нам служит образцом,

                         Он мудростью народною отмечен.

Все                  Овладевайте же литературным языком!

                         Боритесь за культуру речи!

 

           

                   

 

       

 

   

 

       

   

 

   

   

       

             

 

 

     

                         

                 

     «За культуру речи!»

                           Внеклассное мероприятие

                           по русскому языку .

                           Разработала учитель высшей

                           категории

                           МКОУ «Гимназия №13»

                           Г. Черкесска

                           Ольховская Е.Н.

       

 

     

         

   

               

   

                     

           

           

           

     

 

             

       



Предварительный просмотр:

Лингвистические сказки

 

Сказка первая  -  о безударных гласных

         В одной стране, в чудной стране появился злой волшебник. В саду гуляли прекрасные гласные. Их-то волшебник и заколдовал. Да так сильно, что они стали друг на  друга похожи. Буква «о»  стала копией буквой « а», «е» на «и» и т.д. Колдун захохотал и исчез,  а у жителей страны началась путаница. Все от неё так устали! И тут на  помощь всем пришло доброе  Ударение, хотя  ударять оно никого не собиралось, так, пошлёпать только… Достаточно было ему только  ударить над гласной буквой в ладоши, как  с неё слетала маска и она становилась сама собой. Буква под ударением ясна и понятна. И стала она называться Ударная Гласная. Но не всех удалось ещё расколдовать, поэтому мы можем помочь им. Они ждут нашей помощи, ждут своего часа! Запомните: ударение над гласной  может сделать  букву ясной!

Сказка вторая  -   о непроизносимых  и сомнительных согласных

В стране  Орфографии жили - были  согласные, настолько скромные, что  любили прятаться в словах, особенно  между буквами СН, а иногда вместо себя звучать напарника заставляли. Трудно  было ученикам с такими скромниками. Напишут они слово «лук», а оказывается, что нужно было писать «луг». Не напишут  согласный в слове, а он обидится. Как же быть?  Решил тогда Король  страны Орфографии пригласить к себе красавиц – гласные буквы. Удивились согласные, влюбились сразу (ведь их  в стране больше, чем гласных, всем может и не хватить). Гласные  вставали за согласными, вперёд не лезли, а согласные переставали скромничать, сразу зазвучали как надо! Луг- луга, вкусный- вкусить, сердце- сердечко. И никакой путаницы! Запомните: Буквы гласные прекрасны, правописание  сделали ясным!

вкусный                     интересный                 прекрасный

Сказка третья- личные окончания глагола

Однажды из страны страхов учеников (Ошибкоопасной страны) прибыли хулиганы Е и И в страну Глаголию. Стали хулиганы в личные окончания глаголов вставать, да  так, как им вздумается.Полились тут красной рекой чернила в ученических тетрадях. Не понравилось это королю Глаголу, обратился он к принцессе страны Русского Языка Грамотейке с просьбой, чтобы издала она такой закон, по которому Е и И знали бы всегда свое место в окончаниях глаголов. Подумала, подумала Грамотейка и издала такой указ:

Вы, ребята, не глупите,

В глаголах 1 спряжения

Букву «Е» всегда пишите.

А во втором пишите «И».

Все! Внимательно пиши!

А дядюшка Спряжение решил уточнить и сообщить ребятам, что ко второму спряжению относятся все глаголы на –ИТЬ, а к первому – все остальные глаголы.

Е и И ничего не оставалось делать, как подчиниться данному указу, но все же иногда они вопреки всем правилам меняются местами, создавая глаголы -исключения. Запомните глаголы,  все их заучите, личные окончания правильно пишите!

Терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть.

Слышать, дышать, держать, гнать.

Сказка четвёртая -о, ё  после шипящих

Это случилось давным-давно в стране Орфографии. Появилась там новая буква – Ё, да такая  вредная, просто  жуть. Хотела она из всех  слов  вытеснить букву  О, особенно в  словах, где есть шипящие. Но буква О не  такая уж простушка, ни за что не хотела уступать своё место. Мучились с ними, мучились, да и решили: в корнях под ударением будет слышатся О, а писаться Ё, если  можно будет проверить. А вот в словах – исключениях и иноязычных словах и писаться, и слышатся будет О на законных основаниях и никакой проверки для этого не нужно. Вот так!

Сказка  пятая –«Н»  и «НН» в суффиксе причастий

                                   «Как Н, НН делили причастия»

В  некотором царстве, в Лингвистическом государстве  жили родственники - буква Н и её двоюродная сестра НН. Жили они рядышком, были очень похожи друг на друга, поэтому их часто путали. Но букву Н модельной  внешности  всё это очень раздражало: не хотела она, чтоб её путали с толстушкой НН, поэтому и предложила разделить  сферу влияния в суффиксах прилагательных и причастий. Добрая НН согласилась. С прилагательными быстро разобрались. Н встала в суффиксы –ан-, ян-, ин-, потому что они показались ей более миниатюрными. Уступила сестре только три слова-исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.  Сестрице  также разрешила писаться в суффиксах прилагательных – онн-, -ённ-,   а ещё в словах, которые  уже имели Н в наследство от существительных. А вот  с причастиями повозиться пришлось и даже  призвать на помощь глагол. Он как  истинный джентльмен не хотел никого обидеть и поделил  сферы влияния практически поровну. Н стала писаться в словах, образованных от глагола несовершенного вида (что делать) и  в случае отсутствия зависимого слова; отсудил глагол  букве Н и краткую форму причастия. А вот  НН  стала писаться в словах, образованных от глагола совершенного вида         ( что сделать) и  в случае наличия зависимого слова; ещё НН подружилось с суффиксами –ова-,-ева-, кроме слов жёваный и кованый.  Вот так и живут теперь, но иногда нет-нет, да и  позабудутся и  перехватят чужое словцо. Но ученики  не спят и ворон не считают: помнят все слова - исключения!

Много  сказок про страну Лингвистику, всех  и не перескажешь, и не переслушаешь. Если же хочешь стать грамотным, попробуй и сам сочинить. До новых встреч!!!  ( см задание №2- стихи собсв. соч)



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса

«Умники и умницы»

 

Цель: 1.Прививать детям любовь к родному языку

              2. Развивать дух соревновательности, умения принимать собственные решения.

              3.Совершенствовать основные психические процессы, креативность мышления.

Оборудование: Карточки для индивидуальной работы, ордена умников.

Пояснения: Игра проходит в два этапа, участвуют по 3 ребенка из каждого пятого класса в два потока. При отсутствии или неправильном ответе право ответа переходит к зрителям, отвечает тот, кто первым поднимает руку.

Участники выходят на дорожки( на красной два этапа, но ни разу нельзя ошибаться, на желтой три этапа, но ошибку можно допустить лишь один раз, на зеленой дорожке 4 этапа, но при этом можно допустить две ошибки).

Ход мероприятия:

1 тур: участники получают карточки со словами, куда надо вставить пропущенные буквы (10 слов) – на работу 5 минут, в это время зрители отвечают на вопросы разминки

      Карточка

  1. Уча…ствовать
  2. Сверс…ник
  3. Во…зал
  4. Шос…е
  5. Инт…рьер
  6. Параш…т
  7. Тер…аса
  8. Ар…мат
  9. Бат…рея
  10. Магн…тофон

1 вопрос:

Определяю я предметы,

Они со мной всегда приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

( Имя прилагательное)

2 вопрос:

Вспомните точное название картины художника Васнецова о трех богатырях.

(Богатыри)

3 вопрос:

Как пишется слово кое-кто?

(Через дефис)

Участники на основании выполненных заданий выбирают получают места и право выбирать дорожки.

Задания для красной дорожки

1.Почему в старину говорили: «Аз, буки и веди страшат, как медведи»?

( Обучение грамоте на Руси было очень трудным, давалось зубрежкой)

2. Какая грамматическая ошибка допущена учеником в высказывании?

Учитель:  Приведи пример трения.

Ученик: Человек на льду скользит, чтобы не скользил, его посыпают песком.

(Неверное употребление местоимения «его» создает в предложении двусмысленность. Нужно заменить местоимение существительным: Чтобы человек не скользил, лед посыпают песком.)

Задания для желтой дорожки

1.Сколько падежей в русском языке?

( Шесть падежей)

2.Слова базар и рынок – синонимы, но в некоторых сочетаниях отличаются друг от друга. Что означают выражения птичий базар и птичий рынок?

(Птичий базар – место массового сбора птиц на берегу, пустая болтовня (перен.)

Птичий рынок – место, где продают птиц и другую живность)

3.Грамотный человек должен знать названия букв своего алфавита. Поэтому вспомните, названия каких букв составляют целую эпоху?

(ЭР-А)

Задания для зеленой дорожки

1.Вспомните последнее слово в пословице: Того, кто любит труд, дела не …

(Затрут или перетрут)

2.Сколько звуков в слове «ВЬЮГА»?

( Пять звуков)

3. О чем ведется разговор:

- Это черная?

-Нет, это красная.

- А почему она белая?

- Потому что еще зеленая.

( О смородине)

4. Какие две формы речи существуют в языке?

( Устная и письменная формы речи)

2 тур: участники получают карточки со словами, куда надо вставить пропущенные буквы (10 слов) – на работу 5 минут, в это время зрители отвечают на вопросы разминки

Карточка

  1. Чу…ствовать
  2. Ровес…ник
  3. Э…замен
  4. Комис…ия
  5. Веет…ран
  6. Брош…ра
  7. ак…вариум
  8. Трен…р
  9. Сан…торий
  10. Ф…нтастика

1 вопрос

Чтобы отгадать метаграмму, нужно заменить одну букву другой, тогда вы получить новое слово:

С К в полях меня найдете.

С Г романсы запоете.

С В косички заплетете

( Колос, Голос, Волос)

2 вопрос

Имеют ли наречия окончания?

( Не имеют)

3 вопрос

Назовите подлежащее в предложении:

Сегодня с утра подморозило.

( Нет подлежащего)

Задания для красной дорожки

1.Почему по-разному можно понять предложение?

Из дома бабушки смех доносился.

(Из дома / бабушки смех доносился, то есть бабушкин смех.

Из дома бабушки/ смех доносился, то есть смеялись в бабушкином доме)

2.Найдите загаданный звук:

Я – в озерах и реках, но в воде меня нет.

Я – в арбузах и огурцах, но в дыне меня нет.

( Это звук «Р»)

Задания для желтой дорожки

1.Сколько в русском языке служебных частей речи?

(Четыре части)

2.Что объединяет следующие слова: Тбилиси, Дели, Токио, кофе?

( Все эти существительные мужского рода)

3.Отгадайте загадку:

Я от солнца, от огня,

Яркий луч несет меня,

Но бывает смысл иной:

Весь огромный шар земной.

(Свет)

Задания для зеленой дорожки

1.Вспомните пословицу, по которой создан следующий газетный заголовок:

Каков факт, таков и акт.

(Каковы сани, таковы и сами)

2.Сколько звуков в слове ХЛОПЬЯ?

( Шесть звуков)

3.Пословицы есть только в русском языке или эти выражения интернациональные? Докажите.

( Это интернациональные выражения, при переводе чаще всего подбирается эквивалент пословицы в другом языке)

4. О каком языковом явлении идет речь?

Много разных есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.

( Слова с разными значениями  - это омонимы)

Подведение итогов игры, награждение победителей.



Предварительный просмотр:

Выпускной вечер 2011

Мчится время полным ходом!

За собою нас зовет!

Пролетели год за годом

 Много дней уже и вот…

Добрый вечер, дорогие друзья, -

Гости, родители, учителя!

Мы очень рады видеть вас

В этот день, и в этот час.

Вот он настал, заветный день,

Все чуточку грустны,

И словно где-то бродит тень.

И всем не до весны.

У всех наступит день, когда

Из школы уходить пора.

Прочь грусть! И праздник чтоб начать,

Выпускников пора нам приглашать!

Где-то высоко в небе засияет сегодня для каждого  звезда вашего детства. Недостижимая и прекрасная, она будет озарять всю вашу жизнь, а  у вас останутся о ней только воспоминания. Сегодня последняя встреча с  планетой детства у наших выпускников. Приветствуем их в этом зале!

(Под музыку Б. Гребенщикова «Город золотой» выпускники проходят в зал)

Выпускники идут, а ведущие читают слова:  

Приветствуем выпускников 11 класса! Среди них – будущие инженеры и врачи, экономисты и программисты, военные и строители, педагоги и спортсмены! Они добры и отзывчивы, обожают физику и лирику, ведут здоровый образ жизни и занимаются спортом! Среди них есть победители олимпиад и конкурсов сочинений, певцы и танцоры, музыканты и автолюбители. Юноши – в меру активные и прогрессивные,  спортивные и неагрессивные. Любимый школьный предмет – перемена, когда жизнь бьет ключом!  Девушки – загадочные и красивые, в меру серьезные и совсем не стервозные! Любимый школьный предмет – зеркало, а самый трудный вопрос – в чем завтра идти в школу. Девушки прекрасно выполняют упражнения по  стрельбе: без промаха стреляют глазами направо и налево.    Приветствуем выпускников 2011 года!

(Выпускники садятся в зале)

Обычно в июне, по школьной традиции

 проводится  незабываемый бал

И вы разлетитесь, как вольные птицы

Не разорвав многолетний контакт.

Вы ждете, волнуясь, вот этой минуты:

И вот она – воля! В руках аттестат!

Но сердце, не знаю, стучит почему-то

Не только у девушек – и у ребят.

Стучит… Ведь, наверно непросто

Из школы уйти в неизведанный путь,

И вы повзрослели, хоть дело  не в росте:

От цели своей никуда не свернуть!

А позади оценки, ответы,

И дневники, и отблески зарницы,

 Все позади: зачеты и билеты,

И вот вы разлетаетесь, как птицы…

А пока вы молоды, красивы и счастливы вместе, поэтому  сейчас слово предоставляется  главному дирижеру и распорядителю бала  Редько  Нине Васильевне. (Поздравление директора).

Ведущий: У каждого праздника есть свое название. У нас Выпускной бал, а девиз  нашего бала – БУКЕТ ТАЛАНТОВ! Думаю, все согласятся с этим, ведь все дети талантливы, а особенно наши выпускники Они талантливы, неповторимы, как неповторим и прекрасен букет цветов!

Итак, начинаем церемонию выдачи аттестатов!

Ведущий:     Мальчик-раскрасавец в нашей школе жил

Очень симпатичным этот мальчик был .

В школе не шалил он, вел всегда дневник.

В общем, был любимый всеми ученик!

Изучал он химию, алгебру  любил

В конкурсах участвовал, в  спорте победил,

Прочитал огромную гору умных книг

Это Любчич Женя – лучший выпускник!

Жаль, Менделеева  здесь нет,

Тебе он сам сказал бы честно,

Что химию ты изучил весьма небезуспешно!

(Вручение аттестата)

Ведущий:     Гавер Елена  тиха и скромна

Но твердый характер имеет она.

Желаем  здоровья, учебы отличной,

Семейного счастья, зарплаты приличной,

И пусть освещает дорогу всегда

Тебе путеводная в небе звезда.

 Ведущий:     Теплым солнышком согрета

Алена Гамбург, словно отзвук лета.

Так светла ее улыбка,

Что прощаешь все ошибки.

Пожелаем ей удачи,

Разве может быть иначе?

К счастью пусть ведет тебя

Богом данная судьба.

Ведущий:   Гнатюк Оля  редко промолчит

Если правды не добьется,

То не ест, не пьет, не спит.

  Мы желаем тебе, Оля

Все на свете успевать,

Никогда не унывать.

Чтоб друзья тебя ценили,

Чтоб цветы тебе дарили,

Чтоб без всякой лишней муки

Грызть тебе гранит науки.

Ведущий:     Максим Гриценко – просто класс!

Красив, умен и хорошо воспитан

Не сомневаюсь в том , что не одно

Им будет сердце девичье разбито.

Общаться  с ним всегда легко:

Симпатичный и приятный,

Спокойный он и деликатный.

Ведущий:     Добижа Настя любит помечтать

И может стенгазеты рисовать,

Добра, обаятельна и к людям внимательна.

Пусть любовь, удача, счастье

Дружат с Настею всегда,

А тревоги и ненастья

Все исчезнут навсегда.

Ведущий:     Без Жмаевой Юли 

трудно представить наш класс

Что бы с нею ни случилось,

Все спокойно принимает

Никогда не ссорится,

Заняться спортом успевает.

 Остается пожелать

Ей студенткой вуза  стать.

Ведущий:   Все могут: петь и смеяться, как дети,

Прийти на помощь готовы всегда.

Они такими родились на свете,

Что не сдадутся нигде и никогда!

Вы, конечно, поняли,

Это Лысаченко Артем и Вадим!

Нет в школе нашей человека,

Кто б их не знал и не любил!

Артему аттестат вручаем.

И  сегодня верим мы:

Сбудутся крутые планы,

Может скоро Артем станет

Президентом всей страны!

У Вадима цель не меньше.

Пятерок в аттестате – целый ряд.

Мы верим, что тебе они помогут

Студентом  политеха  стать!

  Ведущий:      С Витей Мацаковым 

приятно пообщаться

Ни одна девчонка с ним

не откажется встречаться.

Уважаем всеми в классе

Он в своих решеньях твердый

Будет из него юрист независимый  и гордый.

Ведущий : Молокова Настя – умница, красавица,

Все, за что берется,

Отлично получается.

На нашу Настю многие хотели б быть похожими

Про компьютеры все знает,

Все программы понимает.

Ведущий : Фруба Саша наш хорош:

Друга лучше не найдешь

В помощи он не откажет,

Всем поможет, всем подскажет.

Он такой у нас спортсмен – настоящий супермен!

О Российской армии он давно  мечтал

Вот отслужит Саша,

Будет генерал!

Ведущий :  Миша Эртман – джентельмен

Очень нравится он всем:

Никому не доставляет

никаких  проблем!

Мы надеемся, что Мише

Все болезни нипочем,

Потому что очень хочет

Миша Эртман стать врачом.