Конспект занятия

Зиганшина Лилия Ильсуровна

План - конспект индивидуального логопедического занятия логопеда

 I кв.категории  Зиганшиной Л. И. на тему: «Дифференциация звуков [с], [ш].

на методическом объединении учителей -логопедов на базе" Высокогорский детский сад -" Сандугач"Высокогорского района Р.Т.

Цель: Формирование правильного звукопроизношения звуков [С] и [Ш] в слогах, словах.

Задачи:

• развитие артикуляционных движений.
• уточнить артикуляцию звуков [с], [ш];
• закреплять правильное произношение звуков [с], [ш];
• учить различать эти звуки на слух;

•учить различать звуки по моторике.
• развивать фонематический слух;

•  развивать пальчиковую гимнастику;

• развитие анализа и синтеза

• согласование существительного с числительным

Оборудование: предметные картинки на звуки [с], [ш]; артикуляционная гимнастика в картинках; игра «Помоги Соне и Мише собрать игрушки»; игра "Что спрятано в игрушках Мышка и Собачка"; карточки на звуко- слоговой анализ и синтез слова ; мяч, массажный шар.

 

Ход занятия:

I.  Организационный момент.

- Здравствуй, Саша! Как у тебя дела? Как настроение? Сегодня на занятие к нам пришли гости! Посмотри внимательно на картинки. Этих веселых ребят зовут Соня и Миша

- В имени Маша мы слышим звук [ш]

- В имени Саня мы слышим звук [с]

- Сегодня мы будем продолжать учиться различать эти два звука.

II. Основной этап

1. Упражнения для расслабления мышц органов артикуляции.

 Самомассаж языка

Сделаем полезный массаж языку - чтобы наш язычок стал, послушным, спокойным, расслабленным и ему легко было произносить разные звуки. В этом помогут тебе твои губы и зубы. Они будут язык поглаживать, похлопывать, постукивать. А теперь внимательно посмотри на рисунки - подсказки и постарайся их запомнить.

 

Лопаточка языка

лопаточка

делаем движения губами

губы

делаем движения зубами

зубы

поглаживаем

утюг

похлопываем (постукиваем)

ладоши

 

Сначала надо сделать язык лопаточкой, а потом делать так:

Язычок мы наш погладим ласково губами

лопаточка

утюг

губы

А теперь мы постучим бережно губами:

лопаточка

ладоши

губы

Язычок мы наш погладим ласково зубами

лопаточка

утюг

зубы

нежно покусаем (похлопаем) мы его зубами

лопаточка

ладоши

зубы

и опять погладим ласково зубами

лопаточка

утюг

зубы

а потом мы будем хлопать бережно губами

лопаточка

ладоши

губы

и в конце мы их погладим ласково губами

лопаточка

утюг

губы

Сделай массаж язычку еще раз. Чувствуешь как понравился язычку такой массаж? Какой он стал спокойный, расслабленный, готов тебя слушаться и делать все так, как ты ему велиш

2. Положение органов артикуляции при звуках С и Ш.

Мы  сегодня позанимаемся со звуками С и Ш.

1 этап . Работа по картинкам. уточнение уклада органов артикуляции при произнесении звуков С и Ш

Логопедические упражнения для домашних заданий - Для Вас - Родители - Каталог статей - ЛОГОПЕД ДОМА

Обучение грамоте звук ш буква ш презентации

"Сказочные герои"

Здоров'я. . Как пережить сердечный приступ в одиночестве - ч…

Попробуй произнести звук С. (произносит)

-Расскажи мне, что делают губы,

 когда ты произносишь звук С?(Губы улыбаются)

-Что делают зубы?(зубы сближены, остается узкая щель)

-Язычок что делает?(язычок упирается кончиком в нижние резцы,

 спинка его выгнута, а боковые края прилегают к верхним коренным зубам.)

-А воздух какой выходит?(воздух холодный) 

-А где проходит воздух?(воздух проходит по середине языка.

-А теперь произнеси звук Ш. (произносит)

Что делают губы?(губы слегка округлены)

-А зубы?(Зубы сдлижены)

-Про язычок что скажешь?(язычок похож на чашечку.

 Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам и не пропускают по бокам воздушную струю.)

-А воздух какой выходит?(Воздух теплый выходит)

-Где идет воздушная струя?(она идет по середине языка)

2 этап. Дифференциация по моторным признакам.

Я беззвучно называю звуки с или Ш , ребенок должен угадать по моим губам и языку какой звук я сказала.

3 этап. Дифференциация по акустическим признакам

Я закрываю рот экраном и называю звуки С или Ш ,затем вразброс слоги на С и Ш. Ребенок не видит мою артикуляцию, но слышит ее ,и на слух должен угадать какие звуки я называю и какие слоги.

3. Сравнение звуков С, Ш.

 Скажи, звук С какой? Гласный, согласный?(звук С согласный)-Еще какой?(он глухой, твердый)

-Молодец, знаешь.

 А звук Ш какой? Полностью характеристику попробуй сказать.(звук Ш- согласный, глухой, твердый) Молодец!

-Давай немного поиграем. Когда я подниму руку вверх, ты произносишь Ш, а когда опущу, ты произносишь С. Понял почему вверх и вниз?

(потому что при произнесении звука С язычок внизу, а при звуке Ш наоборот.)

Логопед поднимает и опускает руку раз 5-6.

Вспомни, что такое звук? Что такое буква?

(звук это то, что мы говорим и слышим. Буква это то, что мы пишем и читаем.)

4. Произношение слогового ряда.

-Повтори за мной:

СА-ША-СА     ША-СА-ША     АСА-АША

СО-ШО-СО     ШО-СО-ШО      АСЫ-АШИ

СУ-ШУ-СУ     ШУ-СУ-ШУ

5.Работа на уровне слова.

-Соня и Миша  очень хорошие друзья и любят играть вместе. Сегодня они опять перепутали все свои вещи. Помоги друзьям разделить их. Вещи Сони начинаются со звука [с], а вещи Миши  со звука [ш].

image

- Какие вещи возьмет себе Миша ? (Мишку, лошадку , шары, машинку).
- Какие вещи возьмет себе Соня? (самокат, сумка, лиса, бусы).

6. Физминутка (Игра с мячом) .

Логопед и ребенок встают.

- Саша, давай вспомним, какие вещи были у ребят? Логопед называя слово и передавая мяч ребенку, предлагает определить, какой звук в названном слове. (шапка – [ш]; cанки – [с] и т. д.)

7. Пальчиковая гимнастика.

Работа с массажными шариками и с шариком суджок.

Этот шарик не простой                        

Этот шарик не простой 
Весь колючий, вот такой.                                                  
Меж ладошками кладём 
Им ладошки разотрём.
Вверх и вниз его катаем 
Свои ручки развиваем! 
Можно шар катать по кругу 
Перекидывать друг другу. 
1, 2, 3, 4, 5 – Все пора нам отдыхать!

8. Развитие анализа и синтеза.

а) Перед тобой схема  , звук ш в начале слова, в середине и в конце и к ним идут картинки . Подбери к каждой схеме свою картинку.

Перед тобой схема звук с  стоит в начале слова, в середине и в конце и к ним идут картинки . Подбери к каждой схеме свою картинку.

б) Посмотри на эти домики. В одном домике живет звук Ш , а в другом живет звук С.

Я даю тебе картинки  в названиях которых есть Ш и С. Тебе нужно эти картинки правильно разложить по домам и сказать - например: если слово собака ,то эту картинку нужно положить в домик ,где живет звук С . И скажи, где стоит этот звук в слове.

9. Согласование существительного с числительным

Перед тобой мягкая игрушка серая  Мышка ,а внутри есть сюрприз. Хочешь посмотреть, что находится в мышке?

Ребенок вытаскивает игрушки и называет их ,все игрушки имеют в слове звук ш. Ребенок должен правильно все назвать. Давай  теперь посчитаем?

Две лягушки, 5 машин ,одна шишка и т.д.

А теперь вторую игрушку Собачку, в которой спрятались игрушки на звук  С.

Ребенок вытаскивает игрушки и называет их ,все игрушки имеют в слове звук с. Ребенок должен правильно все назвать. Давай  теперь посчитаем? Три собачки и т.д.

III. Итоги занятия.

-Какие два звука мы с тобой сегодня изучали?

-Какие упражнения делали?

-Что тебе понравилось?  Наше занятие закончилось, до встречи!

Самоанализ индивидуального  занятия

по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено дифференциации  звуков и букв С Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной . Оно спланировано в соответствии с перспективным планом. Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно органично связано с предыдущими занятиями и опирается на них и является подготовительным к следующей теме. Дифференциация звуков и букв С Ш происходит после того, как дети усвоили звуки  и буквы С и Ш на предыдущих занятиях.

Разрабатывая конспект занятия, я, прежде всего, учитывала речевые заключения ребенка особенности психического развития и  индивидуальные возмож­ности  ребенка.

Учитывая все это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приемы и средства, необходимые для получения положительного результата.

Цель занятия: учить слухо-произносительной дифференциации звуков С и  Ш в слогах, словах .

Задачи

Коррекционно-образовательные:

формировать умение различать звуки с — ш по акустическим и артикуляционным признакам;

активизировать словарный запас .

упражнять в согласовании су­ществительных с числительными.

Коррекционно-развивающие:

совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов;

развитие  мелкой и артикуляционной моторики;

улучшение зрительного восприятия

При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д.) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).

В основу обучения было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Процессу овладения детьми фонетической системой языка придавался осознанный характер. Осознанный контроль за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах занятия сочетался с развитием фонематического восприятия.  

Сознательный звуковой анализ, понимание конкретно-лексического значения слова - с одной стороны, умение вслушиваться в звучание слов, внимание к изменениям отдельных его элементов – с другой позволяет качественно подготовить детей к усвоению грамоты. 

В ходе занятия использовала наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.

Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности: сначала дети произносили изолированные звуки, затем слоги и слова с изучаемыми звуками .

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчи­нены заданной теме и целям занятия.

Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким то одним видом деятельности.

Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия, дидактический раздаточный материал. Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия.

В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи детей,  осуществляла дифференцированный подход в обучении. Карточки с заданиями имели различную сложность. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены  практически в полном объеме и цель достигнута

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_s-sh_plan_konspekt.doc615.5 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект индивидуального логопедического занятия логопеда

 I кв.категории  Зиганшиной Л. И. на тему: «Дифференциация звуков [с], [ш].

на методическом объединении учителей -логопедов на базе" Высокогорский детский сад -" Сандугач"Высокогорского района Р.Т.

Цель: Формирование правильного звукопроизношения звуков [С] и [Ш] в слогах, словах.

Задачи:

• развитие артикуляционных движений.
• уточнить артикуляцию звуков [с], [ш];
• закреплять правильное произношение звуков [с], [ш];
• учить различать эти звуки на слух;

•учить различать звуки по моторике.
• развивать фонематический слух;

•  развивать пальчиковую гимнастику;

• развитие анализа и синтеза

• согласование существительного с числительным

Оборудование: предметные картинки на звуки [с], [ш]; артикуляционная гимнастика в картинках; игра «Помоги Соне и Мише собрать игрушки»; игра "Что спрятано в игрушках Мышка и Собачка"; карточки на звуко- слоговой анализ и синтез слова ; мяч, массажный шар.

Ход занятия:

I.  Организационный момент.

- Здравствуй, Саша! Как у тебя дела? Как настроение? Сегодня на занятие к нам пришли гости! Посмотри внимательно на картинки. Этих веселых ребят зовут Соня и Миша

- В имени Маша мы слышим звук [ш]

- В имени Саня мы слышим звук [с]

- Сегодня мы будем продолжать учиться различать эти два звука.

II. Основной этап

1. Упражнения для расслабления мышц органов артикуляции.

 Самомассаж языка

Сделаем полезный массаж языку - чтобы наш язычок стал, послушным, спокойным, расслабленным и ему легко было произносить разные звуки. В этом помогут тебе твои губы и зубы. Они будут язык поглаживать, похлопывать, постукивать. А теперь внимательно посмотри на рисунки - подсказки и постарайся их запомнить.

Лопаточка языка

лопаточка

делаем движения губами

губы

делаем движения зубами

зубы

поглаживаем

утюг

похлопываем (постукиваем)

ладоши

 

Сначала надо сделать язык лопаточкой, а потом делать так:

Язычок мы наш погладим ласково губами

лопаточка

утюг

губы

А теперь мы постучим бережно губами:

лопаточка

ладоши

губы

Язычок мы наш погладим ласково зубами

лопаточка

утюг

зубы

нежно покусаем (похлопаем) мы его зубами

лопаточка

ладоши

зубы

и опять погладим ласково зубами

лопаточка

утюг

зубы

а потом мы будем хлопать бережно губами

лопаточка

ладоши

губы

и в конце мы их погладим ласково губами

лопаточка

утюг

губы

Сделай массаж язычку еще раз. Чувствуешь как понравился язычку такой массаж? Какой он стал спокойный, расслабленный, готов тебя слушаться и делать все так, как ты ему велиш

2. Положение органов артикуляции при звуках С и Ш.

Мы  сегодня позанимаемся со звуками С и Ш.

1 этап . Работа по картинкам. уточнение уклада органов артикуляции при произнесении звуков С и Ш

Логопедические упражнения для домашних заданий - Для Вас - Родители - Каталог статей - ЛОГОПЕД ДОМА

Обучение грамоте звук ш буква ш презентации

"Сказочные герои"

Здоров'я. . Как пережить сердечный приступ в одиночестве - ч…

Попробуй произнести звук С. (произносит)

-Расскажи мне, что делают губы,

 когда ты произносишь звук С?(Губы улыбаются)

-Что делают зубы?(зубы сближены, остается узкая щель)

-Язычок что делает?(язычок упирается кончиком в нижние резцы,

 спинка его выгнута, а боковые края прилегают к верхним коренным зубам.)

-А воздух какой выходит?(воздух холодный)  

-А где проходит воздух?(воздух проходит по середине языка.

-А теперь произнеси звук Ш. (произносит)

Что делают губы?(губы слегка округлены)

-А зубы?(Зубы сдлижены)

-Про язычок что скажешь?(язычок похож на чашечку.

 Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам и не пропускают по бокам воздушную струю.)

-А воздух какой выходит?(Воздух теплый выходит)

-Где идет воздушная струя?(она идет по середине языка)

2 этап. Дифференциация по моторным признакам.

Я беззвучно называю звуки с или Ш , ребенок должен угадать по моим губам и языку какой звук я сказала.

3 этап. Дифференциация по акустическим признакам

Я закрываю рот экраном и называю звуки С или Ш ,затем вразброс слоги на С и Ш. Ребенок не видит мою артикуляцию, но слышит ее ,и на слух должен угадать какие звуки я называю и какие слоги.

3. Сравнение звуков С, Ш.

 Скажи, звук С какой? Гласный, согласный?(звук С согласный)-Еще какой?(он глухой, твердый)

-Молодец, знаешь.

 А звук Ш какой? Полностью характеристику попробуй сказать.(звук Ш- согласный, глухой, твердый) Молодец!

-Давай немного поиграем. Когда я подниму руку вверх, ты произносишь Ш, а когда опущу, ты произносишь С. Понял почему вверх и вниз?

(потому что при произнесении звука С язычок внизу, а при звуке Ш наоборот.)

Логопед поднимает и опускает руку раз 5-6.

Вспомни, что такое звук? Что такое буква?

(звук это то, что мы говорим и слышим. Буква это то, что мы пишем и читаем.)

4. Произношение слогового ряда.

-Повтори за мной:

СА-ША-СА     ША-СА-ША     АСА-АША

СО-ШО-СО     ШО-СО-ШО      АСЫ-АШИ

СУ-ШУ-СУ     ШУ-СУ-ШУ

5.Работа на уровне слова.

-Соня и Миша  очень хорошие друзья и любят играть вместе. Сегодня они опять перепутали все свои вещи. Помоги друзьям разделить их. Вещи Сони начинаются со звука [с], а вещи Миши  со звука [ш].

- Какие вещи возьмет себе Миша ? (Мишку, лошадку , шары, машинку).
- Какие вещи возьмет себе Соня? (самокат, сумка, лиса, бусы).

6. Физминутка (Игра с мячом) .

Логопед и ребенок встают.

- Саша, давай вспомним, какие вещи были у ребят? Логопед называя слово и передавая мяч ребенку, предлагает определить, какой звук в названном слове. (шапка – [ш]; cанки – [с] и т. д.)

7. Пальчиковая гимнастика.

Работа с массажными шариками и с шариком суджок.

Этот шарик не простой                        

Этот шарик не простой 
Весь колючий, вот такой.                                                  
Меж ладошками кладём 
Им ладошки разотрём.
Вверх и вниз его катаем 
Свои ручки развиваем! 
Можно шар катать по кругу 
Перекидывать друг другу. 
1, 2, 3, 4, 5 – Все пора нам отдыхать!

8. Развитие анализа и синтеза.

а) Перед тобой схема  , звук ш в начале слова, в середине и в конце и к ним идут картинки . Подбери к каждой схеме свою картинку.

Перед тобой схема звук с  стоит в начале слова, в середине и в конце и к ним идут картинки . Подбери к каждой схеме свою картинку.

б) Посмотри на эти домики. В одном домике живет звук Ш , а в другом живет звук С.

Я даю тебе картинки  в названиях которых есть Ш и С. Тебе нужно эти картинки правильно разложить по домам и сказать - например: если слово собака ,то эту картинку нужно положить в домик ,где живет звук С . И скажи, где стоит этот звук в слове.

9. Согласование существительного с числительным

Перед тобой мягкая игрушка серая  Мышка ,а внутри есть сюрприз. Хочешь посмотреть, что находится в мышке?

Ребенок вытаскивает игрушки и называет их ,все игрушки имеют в слове звук ш. Ребенок должен правильно все назвать. Давай  теперь посчитаем?

Две лягушки, 5 машин ,одна шишка и т.д.

А теперь вторую игрушку Собачку, в которой спрятались игрушки на звук  С.

Ребенок вытаскивает игрушки и называет их ,все игрушки имеют в слове звук с. Ребенок должен правильно все назвать. Давай  теперь посчитаем? Три собачки и т.д.

III. Итоги занятия.

-Какие два звука мы с тобой сегодня изучали?

-Какие упражнения делали?

-Что тебе понравилось?  Наше занятие закончилось, до встречи!

Самоанализ индивидуального  занятия

по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено дифференциации  звуков и букв С Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной . Оно спланировано в соответствии с перспективным планом. Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно органично связано с предыдущими занятиями и опирается на них и является подготовительным к следующей теме. Дифференциация звуков и букв С Ш происходит после того, как дети усвоили звуки  и буквы С и Ш на предыдущих занятиях.

Разрабатывая конспект занятия, я, прежде всего, учитывала речевые заключения ребенка особенности психического развития и  индивидуальные возможности  ребенка.

Учитывая все это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приемы и средства, необходимые для получения положительного результата.

Цель занятия: учить слухо-произносительной дифференциации звуков С и  Ш в слогах, словах .

Задачи

Коррекционно-образовательные:

формировать умение различать звуки с — ш по акустическим и артикуляционным признакам;

активизировать словарный запас .

упражнять в согласовании существительных с числительными.

Коррекционно-развивающие:

совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов;

развитие  мелкой и артикуляционной моторики;

улучшение зрительного восприятия

При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д.) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).

В основу обучения было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Процессу овладения детьми фонетической системой языка придавался осознанный характер. Осознанный контроль за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах занятия сочетался с развитием фонематического восприятия.  

Сознательный звуковой анализ, понимание конкретно-лексического значения слова - с одной стороны, умение вслушиваться в звучание слов, внимание к изменениям отдельных его элементов – с другой позволяет качественно подготовить детей к усвоению грамоты.  

В ходе занятия использовала наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.

Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности: сначала дети произносили изолированные звуки, затем слоги и слова с изучаемыми звуками .

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.

Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким то одним видом деятельности.

Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия, дидактический раздаточный материал. Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия.

В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи детей,  осуществляла дифференцированный подход в обучении. Карточки с заданиями имели различную сложность. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены  практически в полном объеме и цель достигнута