мои публикации

Осипова Татьяна Геннадьевна

Предварительный просмотр:

ПРИВЯЗАННОСТЬ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К МАТЕРИ (ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Т. Г. Осипова

 МКОУ «Школа №39», магистрант кафедры общей психологии Института педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртского Государственного Университета

E-mail: missis.tatos17@yandex.ru

Статья посвящена эмоциональной привязанности ребенка с ОВЗ младшего школьного возраста (ограниченные возможности здоровья) к матери. Привязанность рассматривается в аспекте чувства надежности и уверенности ребенка, что его любят. Представлены данные собственного эмпирического исследования, в котором определяется тип привязанности ребенка с ОВЗ к матери. Полученные данные заставляют задуматься над причиной возникновения сложившихся детско-родительских отношений.

Ключевые слова: привязанность, детско-родительские отношения, эмоциональное благополучие, психологическое здоровье, ребенок с ОВЗ, типы привязанности к матери.

В настоящее время в педагогике и психологии признается решающая роль влияния детско-родительского взаимоотношений, и, прежде всего, отношений с матерью, на психическое развитие ребенка. Достаточно много и глубоко проанализированы социально-психологические, социально-экономические и социально-культурные факторы, которые оказывают влияние на психологическое здоровье ребенка.

В данной статье мы акцентируем внимание на социально-психологическом факторе, который влияет на благоприятное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Семьи, воспитывающие данную категорию детей, часто испытывают трудности в сфере межличностных отношений, обостряя супружеские и детско-родительские отношения [2].

Для эмоционального благополучия ребенка младшего школьного возраста чрезвычайно важным остается, чувство надежности и уверенности, что его любят, что он значим для родителей и, конечно же, его личное принятие родителей. Именно семья способна дать ребенку полноценное психологическое здоровье.

Одним из условий психологического благополучия ребенка является надежная эмоциональная привязанность ребенка к матери. Привязанность (attachment) – эмоциональная связь между детьми и родителями, Принято считать, что привязанность развивается на основе врожденной потребности в эмоциональной близости. Вследствие того, что дети с ненадежным типом привязанности попадают в группу риска по многим психологическим и социально-поведенческим параметрам, есть необходимость понимания феномена ненадежной привязанности у детей младшего школьного возраста.

При изучении типов привязанности у детей младшего школьного возраста сталкиваешься с проблемой весьма ограниченного круга методик, пригодных для исследования данного аспекта личностного развития ребенка. В связи с этим для определения типа привязанности к матери младшего школьника использовался опросник Е.В. Пупыревой. Автор разработала данную методику в рамках своего диссертационного исследования. В основу опросника были положены отдельные пункты из методики «Шкала для определения надёжности привязанности ребёнка к родителям» К. Кернс (1999), «Опросника привязанности подростков к родителям и сверстникам» Г. Армсдена и М. Гринберга (1996), а также опросника Э. Ходжеса, Р. Финнеган и Д. Перри на стратегии поведения подростка с матерью. Использованные вопросы этих методик были адаптированы Е.В. Пупыревой к особенностям привязанности ребенка младшего школьного возраста. Также ею были добавлены вопросы, отражающие значимые сферы привязанности младших школьников к матери.

Методика Е.В. Пупыревой состоит из двух частей. Первая часть, состоящая из 17 вопросов, позволяет определить, надёжная или ненадёжная привязанность у ребёнка к матери. Для этого выделено семь показателей:

1) эмоциональная близость с матерью;

2) взаимодействие с матерью в социальном контексте;

3) восприятие матери как источника помощи и поддержки;

4) принятие матери (условное / безусловное);

5) потребность в присутствии матери;

6) эмоциональная чуткость матери;

7) совместная деятельность (гармоничность / конфликтность).

Первая часть опросника предлагается для заполнения всем детям. На основе её применения можно определить надёжность либо ненадёжность привязанности. Детям, у которых привязанность определяется как ненадёжная, предлагают для заполнения вторую часть опросника, чтобы определить тип ненадёжной привязанности – избегающая или амбивалентно тревожная.

Вторая часть опросника содержит 15 вопросов, которые отражают стрессовые или эмоционально значимые ситуации для ребёнка младшего школьного возраста.
Вопросы представляют собой трёхчастные высказывания. В первой части вопроса даётся описание ситуации (например, «У каждого есть свои секреты»). Далее предлагается два варианта развития этой ситуации («Некоторые дети никогда не рассказывают маме свои секреты» и «Другие дети иногда делятся с мамой своими секретами»). К каждому из этих вариантов прилагается изображение двух кругов – большого и маленького. Ребёнку предлагается выбрать, на каких детей он больше похож. Если ребёнок считает, что он «очень похож» на ту или иную группу детей, то ему предлагают отметить большой кружок. Если считает, что «похож, но не очень» - выбирается маленький кружок [3].

Проведенное нами исследование в одной из коррекционных школ г. Ижевска (63 чел.), показало, следующие результаты (данные представлены в диаграмме):

Таким образом, полученные данные показали, что большинство младших школьников испытывают ненадежный тип привязанности, считая матерей недостаточно чуткими и внимательными, не чувствуя эмоциональной близости с матерями и поэтому предпочитают не открывать им свой внутренний мир.

Именно по этой причине необходимо проведение второго опросника для выявления типа привязанности у детей. При ответах выяснилось, что тревожно-амбивалентный тип привязанности имеют – 51 человек, а избегающий – 8 человека. Тревожно – амбивалентная привязанность выражается в тревожности ребенка из-за неуверенности в получении поддержки со стороны взрослого. Тревожность выступает основной характеристикой связи, поведенческих стратегий поиска контакта и близости со взрослым. Реакция на сепарацию резко негативная, на воссоединение – амбивалентное реагирование (радостью и гневом). Избегающий тип привязанности характеризуется стратегией избегания взрослого, так как он заранее настроен на отвержение со стороны последнего. При воссоединении со взрослым ребенок демонстрирует избегание или отвержение.

Несомненно, что на качество привязанности большое влияние оказывает поведение матери по отношению к ребенку. Вклад матери в характер привязанности связан как с ее личностными особенностями и свойствами ее характера, так и с историей межличностных отношений в ее семье, с длительным процессом усвоения ценностей и практического опыта в ее культуре [1].

Таким образом, для своевременного оказания психолого-педагогической помощи ребенку, психологическое здоровье которого может пострадать из-за неблагоприятной обстановки внутри семьи, необходимо вовремя выявить проблему. Для этого психологу нужен надежный инструмент обследования сферы взаимоотношений ребенка с матерью или другим близким взрослым.

Литература

  1. Бурменская Г.В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития// Журнал «Вестник Московского Университета» серия 14, Психология. 2009, №4.
  2. Васюра С. А. Психология коммуникативной активности, Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2009. – 296 с.
  3. Пупырева Е. В. Эмоциональная привязанность к матери как фактор становления автономии личности в младшем школьном возрасте. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук,  М. 2007.

ATTACHMENT OF THE CHILD WITH DISABILITIES TO HIS MOTHER AS A FORM OF PARENT-CHILD RELATIONSHIP (PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL ASPECT)

T. G. Osipova

The article is devoted to the emotional attachment of the child with disabilities of primary school age (disabled) mother. Affection is considered in the aspect of a sense of reliability and confidence of the child that he is loved. Presented data from his own empirical research, which defines the attachment type of the child with disabilities to his mother. The obtained data make us think of the cause of the current parent-child relationship.

Keywords: attachment, parent-child relationships, emotional well-being, psychological health, the child with disabilities, the types of attachment to mother.

Осипова Татьяна Геннадьевна, педагог-психолог МКОУ «Школа №39», магистрант кафедры общей психологии Института педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртского Государственного Университета

426009, Удмуртская Республика, г. Ижевск, Парковая, 18

E-mail: missis.tatos17@yandex.ru

Osipova Tatiana, psychologist, MKOU School №39", graduate student of the Department of General psychology of the Institute of pedagogy, psychology and social technologies of the Udmurt State University

426009, the Udmurt Republic, Izhevsk, Park, 18

E-mail: missis.tatos17@yandex.ru


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

УДК 159.9

Т. Г. Осипова

ПРИВЯЗАННОСТЬ КАК РЕЗУЛЬТАТ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАТЕРИ С РЕБЕНКОМ

Статья посвящена эмоциональной привязанности ребенка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) младшего школьного возраста с матерью. Представлены данные эмпирического исследования, направленного на определение типа привязанности ребенка к матери. У детей с ОВЗ выявлено, три типа привязанности к матери – надежный,  тревожно-избегающий и тревожно-амбивалентный тип.

Ключевые слова: привязанность, эмоциональное благополучие, коммуникативное взаимодействие, ребенок с ОВЗ, типы привязанности.

      В современной психологии общепризнано, что семья представляет собой сложный комплекс длительных и эмоционально насыщенных межличностных отношений [1]. Образ жизни семьи, особенности функционирования семейной системы являются той развивающей средой, которая обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он не может стать личностью.

Особенно значимо воспитательное воздействие семьи на ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. Для данной категории детей семья часто оказывается единственным институтом воспитания, средой общения. Именно на членах семьи лежит основная доля ответственности за развитие личности ребенка, имеющего психофизический дефект. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и то, что приобретается в семье, он использует для дальнейшей социализации и интеграции в общество.

С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья значительно увеличивается. Рождение ребенка с недостатками в развитии коренным образом меняет жизненные перспективы семьи и оказывает на ее членов (в наибольшей степени на мать) длительное психопатогенное воздействие. Глубина деформирующего воздействия подобного стресса на родителей зависит от различных причин (характера и степени отклонения в развитии ребенка, наличия внешних признаков нарушений и т.д.).

Отношение матери к ребенку, имеющему интеллектуальные и другие нарушения, отличается противоречивым характером. С одной стороны, она проявляет мягкость, терпение, направленность на ребенка, с другой, – раздражение, безучастность, равнодушие.

Эмоциональное благополучие каждого ребенка, в том числе и ребенка с недостатками в развитии, зависит от чувства взаимной любви в семье. Именно семья способна дать ребенку полноценное психологическое здоровье. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений и психологическим здоровьем самих родителей, образом жизни семьи, благополучием, ее счастьем. Одним из условий психологического благополучия ребенка является надежная эмоциональная привязанность ребенка к матери, которая формируется в процессе их коммуникации.

Привязанность стала предметом психологического исследования с 60-х гг. прошлого века и до сих пор вызывает большой научный интерес. Хотя понятие привязанности в различных концепциях трактуется несколько по-разному, тем не менее, общим для всех интерпретаций признается формирование тесной, индивидуально направленной эмоциональной связи младенца с матерью. Так, например, в работах М.И. Лисиной (1986) понятие привязанности фигурирует при описании формирования взаимоотношений ребенка с матерью и рассматривается как один из важнейших продуктов деятельности общения, в частности ситуативно-личностной формы общения ребенка со взрослым [1].

В работах Дж. Боулби (2003) и его последователей показано, что привязанность – это сложная система, в состав которой входят: 1) когнитивные компоненты в виде опознавательных признаков, образов и представлений, связанных с матерью (или постоянно замещающим ее близким лицом); 2) эмоциональные реакции, адресованные матери и сигнализирующие о потребностных состояниях ребенка, а также об их удовлетворении; 3) собственно поведенческие реакции – плач, улыбка, приближение, следование, цепляние и др. [1].

Взаимоотношения, основанные на привязанности, могут развиваться как с матерью, так и с другими людьми. Исследователи, изучая объекты привязанности, выделяют главные и второстепенные лица привязанности ребенка. Привязанность ребенка к матери дает чувство безопасности перед новым и сложным миром. М. Эйнсворт выделила три типа привязанности – безопасную, тревожно-амбивалентную, тревожно-избегающую. Качество привязанности к матери взаимосвязано со способностью детей адаптироваться к новым социальным условиям. Одна из существенных трудностей, которая встает перед ребенком 7-8 лет – это вхождение в новую социальную среду, начало школьного обучения. Как показали исследования Е.В. Пупыревой, привязанность к матери в младшем школьном возрасте характеризуется возрастными особенностями, которые сохраняют стабильность до подросткового возраста. Большинство школьников младшего подросткового возраста воспринимают свою мать как источник помощи и поддержки; обнаруживают выраженную потребность в участии матерей в освоении ими различных аспектов социальной жизни вне дома (в контексте школы, внеучебного общения); испытывают потребность в присутствии своих матерей; потребность в их помощи в учебе. В то же время, как установила Е.В. Пупырева, младшеклассники в меньшей степени склонны делиться своими мыслями и переживаниями с матерями, что свидетельствует о процессе постепенной интимизации душевной жизни и личных переживаний, а также о недостаточной возможности общения с матерью. Привязанность к матери наряду с возрастными особенностями характеризуется типологическим своеобразием. По данным исследовательницы, – две трети обследованных младших школьников, характеризуются надежным типом привязанности к матери, а одна треть – ненадежной привязанностью. Эти дети воспринимают своих матерей как недостаточно чутких и внимательных, не относятся к ним как к источнику помощи и поддержки в стрессовой ситуации. Такие дети, не чувствуя эмоциональной близости к своим матерям, не стремятся в ходе общения открывать им свой внутренний мир. По-видимому, ненадежная привязанность способствует преждевременной, «вынужденной» эмоциональной автономизации, создает предпосылки для разрыва эмоциональной связи с матерью в подростковом возрасте [3].

Несмотря на актуальность и практическую значимость проблемы привязанности младших школьников к матери, она остается недостаточно изученной относительно детей с ОВЗ. Проведенное нами эмпирическое исследование было направлено на выявление типов привязанности к матери у детей с ОВЗ, а также определение привязанности к другим членам семьи.  

Методики исследования

Рассмотрим данные эмпирического исследования, в котором приняли участие учащиеся 1 класса в возрасте 7-8 лет коррекционной школы г. Ижевска. Количество исследуемых – 15 человек. Методики, используемые в исследовании: «Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи» [4] и проективная методика «Рисуночный рассказ» Н. Каплан для определения особенностей эмоциональной привязанности ребенка к матери [2]. Этапы эмпирического исследования:

1) беседа; 2) диагностика привязанности ребенка к членам своей семьи с помощью соответствующей шкалы.

Текст шкалы привязанности включает 10 высказываний, каждое из которых начинается с фразы: «Если бы я был (а) волшебником…» и предложенные варианты ответов, из которых необходимо выбрать только один. Результаты исследования представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты исследования привязанности ребенка к членам своей семьи

3) изучение привязанности с помощью проективной методики «Рисуночный рассказ» Н. Каплан.

Основу методики Н. Каплан составляет задание составить рассказ, используя в качестве опоры серию картинок, на которых изображена ситуация разлуки ребенка с матерью, улетающей на самолете. Изображения носят условный характер для облегчения проекции детьми своих переживаний, мыслей и чувств на персонажей рассказа (в зависимости от пола ребенка ему предлагается набор карточек с изображением мальчика или девочки). На картинках, отражающих процесс расставания ребенка с матерью, изображен ряд действий. Процедура методики имеет три этапа:

1) психолог просит ребенка посмотреть на картинки, раскладывая их друг за другом;

2) ребенку предлагается рассказать историю и объяснить, что тут происходит;

3) ребенка просят рассказать, о чем думает маленький персонаж, какое у него настроение, что он собирается делать. В конце беседы ребенка просят описать, что произойдет, когда мама вернется.

Для более точного анализа результатов исследования задаются дополнительные вопросы относительно картинки или всего рассказа. Результаты, полученные с помощью  методики Н. Каплан, представлены на рисунке 2.

Рис. 2.  Результаты исследования особенностей эмоциональной привязанности ребенка к матери с помощью проективной методики «Рисуночный рассказ» Н. Каплан

Из диаграммы 2 видно, что в выборке преобладает тревожно-амбивалентный тип привязанности к матери. Тревожно-амбивалентная или симбиотическая привязанность к матери характеризуется неуверенностью ребенка в получении помощи и поддержки со стороны матери, тревожностью как основной характеристикой эмоциональной связи. Менее представлены в выборке детей тревожно-избегающий тип и надежный тип привязанности к матери. При тревожно-избегающем типе привязанности главной характеристикой эмоциональной связи является тревожность. Отличительная черта этих детей – чувство дискомфорта в близких отношениях, ощущение уязвимости. Как следствие, развиваются защитные механизмы в виде эмоциональной гипоактивации.  

Таким образом, анализируя данные, полученные с помощью двух методик исследования, мы выявили, что надежный тип привязанности характерен для 2-х детей, которые привязаны больше не к матери, а к отцу. Рассказ составляется ими уверенно, дети не задумываются над тем, что могут дать неверный ответ.

Тревожно-избегающий тип привязанности свойственен 5 детям, которые имеют привязанность не только к матери, но и к другим членам семьи. Во время рассказа истории дети ведут себя неуверенно, у них выражена тревожность. К тревожно-амбивалентному типу относятся дети (8 человек), имеющие большую привязанность к матери, во время рассказа истории проявляют двойственные чувства. Такие дети в процессе общения с матерью наряду с позитивными чувствами часто испытывают раздражение, неудовлетворенность.  

Несомненно, что на качество привязанности большое влияние оказывает поведение матери по отношению к ребенку, опыт коммуникативного взаимодействия. Вклад матери в характер привязанности связан как с ее личностными особенностями, и в определенной степени хроническим стрессовым состоянием.

Учитывая, что большинство обследованных детей с ОВЗ имеют тревожно-избегающий или тревожно-амбивалентный тип привязанности к матери, можно сделать вывод, что таким семьям нужна научно обоснованная психологическая поддержка. Для того, чтобы определить направление психологической помощи, требуется установить причину сложившихся отношений между матерью и ребенком, между членами семьи, выявить тип привязанности ребенка к матери, т.к. факторы, влияющие на развитие ребенка лежат не столько в его интрапсихическом пространстве, сколько в системе его значимых социальных связей.

Литература

  1. Бурменская Г. В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития // Журнал «Вестник Московского Университета» серия 14, Психология. 2009, № 4.
  2. Бурменская Г. В. Методики диагностики привязанности к матери ребенка дошкольного и младшего школьного возраста // Психологическая диагностика. 2005. №4.
  3. Пупырева Е. В. Эмоциональная привязанность к матери как фактор становления автономии личности в младшем школьном возрасте : дис. …  канд. психол. наук / Е. В. Пупырева,  М., 225 с.  
  4. Шапарь В. Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. Ростов н\Д, 2006

Осипова Татьяна Геннадьевна, педагог-психолог МКОУ «Школа №39», магистрант кафедры общей психологии Института педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртского государственного университета

426009, Удмуртская Республика, г. Ижевск, Парковая, 18

E-mail: missis.tatos17@yandex.ru

Научный руководитель

Васюра Светлана Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Института педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртский государственный университет

426034 Удмуртская Республика,

г. Ижевск, Университетская, 1 (корп. 6)

E-mail: vasyura@inbox.ru

Osipova Tatiana, psychologist, MKOU School №39", graduate student of the Department of General psychology of the Institute of pedagogy, psychology and social technologies of the Udmurt State University

426009, the Udmurt Republic, Izhevsk, Park, 18

E-mail: missis.tatos17@yandex.ru

Vasyura, Svetlana Aleksandrovna,  candidate of psychological Sciences, associate Professor of General psychology of the Institute of pedagogics, psychology and social technologies of the Udmurt State University

426034 Udmurt Republic,

Izhevsk, Universitetskaya, 1

E-mail: vasyura@inbox.ru