Для родителей

Набиуллина Элеонора Мадисовна

Предварительный просмотр:

Охрана детского голоса  при обучении пению

Консультация для родителей

Я хотела бы поговорить об охране детского голоса 4-5 лет при обучении пению. Почему это важно?

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребёнка. Голос - естественный инструмент, которым  ребёнок обладает с ранних лет. Вот почему пение всё время присутствует в его жизни, заполняет  досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры.

Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, ещё не понимая до конца её содержание. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребёнка, возрастает интерес как к самой песне, так и к её воспроизведению. Но мы не должны забывать о том, что детский певческий аппарат в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться  - связки ещё тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное, и поэтому задача охраны детского певческого голоса является главной.

Дети должны петь легко и звонко, музыкально и выразительно и при этом пение должно быть удобным, доставлять детям удовольствие. В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм ребёнок испытывает напряжение гортани, у него устаёт голос, который будет звучать тяжело и некрасиво. В этих условиях могут возникнуть серьёзные заболевания голосового аппарата.

Для того чтобы научить детей петь правильно, сформировать у них основные певческие навыки и не принести серьёзный ущерб голосу, вы должны понимать базисные механизмы вокализации и обладать особой способностью - вокальным слухом, чтобы услышать, правильно ли поёт ребёнок и как его нужно поправить.

Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала - репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.  Заботясь о формировании певческого голоса ребёнка, необходимо оберегать его  от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определённых певческих навыков, громкого, форсированного звучания. Дети никогда не должны петь громко! Громкое пение - "пение-крик", ставит под угрозу здоровье певческого аппарата. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.

Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребёнка и стремиться систематически его укреплять, чтобы большинство детей могли свободно владеть своим голосом. Многие исследователи отмечают, что в возрасте 4-5 лет детские голоса звучат ненапряжённо, естественно в пределах от звука ре до звука си первой октавы, хотя многие ребята могут воспроизводить и более высокие звуки. Наряду с этим важно создать благоприятную "звуковую атмосферу", способствующая охране голоса и слуха ребёнка. Дети в возрасте 4-5 лет знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих методический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, распевки.  Распевки "разогревают" певческий аппарат, на них легче формировать певческие навыки и интонационный звуковысотный слух.

Известно, что занятия пением, если они включают постановку певческого голоса и строятся грамотно и природосообразно, способствуют физическому развитию детей, укреплению их здоровья. В противном случае они могут нанести вред детскому организму, привести к заболеваниям певческого аппарата.    

Предлагаю несколько советов для родителей, как петь с ребёнком, чтобы не навредить голосу:

- пойте не громко;

- не позволяйте детям петь на улице в холодную или сырую погоду;

- пойте не очень быстро и не слишком медленно;

- пытайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни: например, колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; весёлые песни - оживлённо;

- пойте чаще;

- разучивайте песни "с голоса"; если есть возможность, чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения;

-помните: чем понятней ребёнку содержание песни, тем больше она ему нравится.



Предварительный просмотр:

КАК РАЗВИВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ У ДЕТЕЙ

Этот вопрос интересует многих родителей и в первую очередь тех, которые хотят учить своих детей музыке. К музыкальной деятельности способны все дети и если умело ими руководить, они овладеют интонированием песен с некоторыми нюансами, ритмическими музыкальными движениями, приучатся слушать музыку. Эстетическая восприимчивость к музыке не развивается сама по себе: нужно, чтобы ребёнок систематически общался с музыкой. В детском саду есть для этого все возможности: 2 раза в неделю, для каждой группы проводятся музыкальные занятия, вечера досуга, дни рождения, ежедневно, по утрам, гимнастика под музыку.

Как видите, дети музыкой в саду заняты достаточно. Ребёнок 3-х лет, ещё не умеет слушать музыку, не может сохранить внимание долгое время, поэтому лучше слушать короткие песенки, пьесы с ярким музыкальным образом. Для детей этого возраста характерно выражать свои чувства в движении, игре. Исполняется «Колыбельная» и все дети качают куклу, зазвучала весёлая музыка и все дети начинают приплясывать.

Чем дети становятся старше, тем у них больше музыкально-слуховой опыт, вырабатывается музыкальные представления, развивается логическое мышление. Научившись в движении слушать музыку, ребёнок начинает понимать настроение, переданное композитором. Так, например, в подготовительной группе при прослушивании пьесы Чайковского «Болезнь куклы» дети очень тонко подмечают настроение.

Музыка нужна детям не только на занятиях, но и в быту. Можно при обычной прогулке заметить, как шелестят листики, поют птицы и т.д. Музыкальное воспитание влияет на умственное развитие детей.



Предварительный просмотр:

Правила поведения родителей на детском празднике

Добро пожаловать на детский праздник к нам!
И с правилами ознакомиться мы предлагаем Вам.
Мы в музыкальном зале рады видеть всех,
Всегда звучат здесь песни, детский смех.

И чтобы праздник был спокойней, веселей,
Не надо брать с собой грудных детей.
Устанут, будут плакать, и кричать,
Нехорошо артистов огорчать.

В день праздника Вы постарайтесь раньше встать,
Чтобы на утренник в детсад не опоздать,
Чтоб ваша дочка или ваш сынок
Костюм надеть спокойно смог.
А вот фотоаппарат иль камеру возьмите,
И обязательно весь праздник наш снимите.

А что же можно? - спросите вы нас.
Мы очень просим, дорогие, Вас
Аплодисментами поддерживать детей,
Чтобы артисты стали посмелей.

А если уж пришлось Вам опоздать,
То постарайтесь никому не помешать.
Вы между номерами паузу дождитесь,
Пройдите в зал и у дверей садитесь.

И не забудьте снять пальто и шапки,
Снимите сапоги, наденьте тапки,
А лучше туфли на высоких каблуках.
Чтоб все вокруг сказали: «Ах!»

Ещё хотим, друзья, Вам предложить
Свои таланты в зале проявить.
Читать стихи, петь песни, танцевать,
Шутить, на сцене роль сыграть,
Танцуйте, пойте, веселитесь с нами
И знайте, ждем всегда мы встреч приятных с Вами!



Предварительный просмотр:

         

Какое место занимает музыка в жизни маленького ребёнка?

      В любом человеке есть свои ритмы организма, например, сердце бьётся со своим ритмом, лёгкие создают свои колебания. Поэтому у каждого внутри есть способность воспринимать ритмику, а значит, и музыку. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок правильно воспринимал музыкальные произведения, не расстраивайтесь, что сами не имеете музыкального образования. Научить ребёнка слушать, а затем и понимать хорошую музыку можно и не зная нот. В повседневной жизни мы всегда окружены разнообразной музыкой – колыбельная перед сном, эстрадные мелодии, доносящиеся отовсюду и т.д. Уже чуть подросший малыш, хватается за погремушку, трясёт её, устраивая шум и веселясь по-своему. Можно использовать и самодельные погремушки, для этого могут пригодиться пластиковые баночки с насыпанной в них крупой. Разная крупа издаёт свой звук. Погремушка – первый музыкальный инструмент, взятый в руки ребёнком. Малыша ещё привлекает звон бокалов и стеклянной посуды.

     С ребёнком постарше очень интересно будет поиграть в разнообразные игры, которые помогают развивать чувство ритма. Самое простое – похлопать в ладоши, игра “Ладушки” тоже подходит для этого. Или делайте хлопки ладошами с определённым ритмом, а ребёнок должен запомнить и повторить этот же ритм. Можно, чуточку пофантазировав, придумать много разнообразных игр, которые будут развивать ритмичность и ваш ребёнок будет очень доволен.

         Очень важный элемент в музыке, и о котором нельзя забывать – это интонация, тональность. Ребёнку необходимо, понятным для него языком, рассказать, что всё это означает, ну и, конечно, надо учить его внимательно слушать, уловить интонацию и попробовать повторить.

      Как это лучше сделать, чтобы было правильно? Всё оказывается не так трудно сделать, как подумалось вначале. Необходимо только, почаще читать ребёнку разными голосами его любимые сказки. Для ребёнка будет большим разнообразием и развлечением услышать любимое произведение во всех голосовых красках. После этого можно будет заметить, как быстро ребёнок освоил технику владения интонациями и, как она ему помогает.

    Когда слышите песни, говорите ребёнку, в каком музыкальном темпе она исполняется. Желательно, чтобы были разные по темпу и тематике произведения. Лучшим вариантом может стать музыка, в которой есть смена темпов – медленный – быстрый – медленный. А под такую музыку необходимо двигаться, танцевать вместе с ребёнком.

    Частенько родителей интересует вопрос, нужно ли ребёнка обучать музыке, если у него нет интереса, и музыкантом он не будет? Всё-таки, музыка должна присутствовать в жизни ребёнка. Музыка отлично влияет у детей на речь, на правильное дыхание во время пения. Дети, которые знают и понимают музыку, лучше ладят с друзьями, они отвечают за свои слова. Поэтому знакомьте ребёнка с музыкой, ничего, кроме пользы, от этого не будет.



Предварительный просмотр:

Озвучь явления       природы

Цель игры: Развитие ассоциативного мышления.

Ход игры: Из имеющихся музыкальных инструментов выбрать наиболее подходящие для озвучивания явлений природы ,заполнив пустую клеточку внизу природного явления.

Картинка 95 из 967

                                 

Музыкальные и немузыкальные звуки

Цель игры: Закрепление знаний о музыкальных и немузыкальных звуках.

Ход игры: Из предложенных рисунков выбрать музыкальные и немузыкальные звуки и разместить по рядам.

Музыкальные загадки

Цель игры: Развитие тембрового слуха.

Ход игры: Играющие сидят перед импровизированной ширмой, за которой разложены музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок – ведущий (или взрослый) проигрывает  ритмический рисунок на инструменте. Остальные дети угадывают инструмент и повторяют на слух мелодию.

http://image.shutterstock.com/display_pic_with_logo/437/437,1234276936,17/stock-vector-musical-kids-vector-24855205.jpg

Любим мы играть в                 оркестр

 Цель игры: Учить детей    самостоятельно объединяться   в ансамбль.

Ход игры: Дети стоят по кругу, перед ними лежат инструменты  (треугольники,  бубны, палочки, колокольчики).  Звучит музыка, дети идут по кругу.  С окончанием музыки дети берут инструменты, кому не досталось инструмента, выходит дирижировать.

Музыкальное лото

Цель игры: Развитие звуковысотного слуха.

Ход игры:  Ребенок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.

Музыкально-дидактические игры

для старшего дошкольного возраста.



Предварительный просмотр:

«Вместе с родителями».

(ранний возраст).

              Как привить детям музыкальный вкус, как занять их, как поставить домашний спектакль, организовать веселый праздник дома, какую музыку слушать с детьми в прямом смысле с колыбели?

              Важную роль в становлении личности ребенка, в развитии его творческих способностей, как известно, играет общение с взрослым. Уважаемые родители! Не жалейте на это ни времени, ни душевных сил.

Разумеется, в вашей фонотеке необходима музыка - народная, авторская, классическая, адресованная самым маленьким. Важно, чтобы музыка вошла в жизнь ребёнка, стала неотъемлемой частью его существования, чтобы вызывала только положительные эмоции. Каждое общение с музыкальным произведением - полюбившимся, знакомым и новым - должно вызывать радостные чувства.

Неоценимую помощь окажут вам русские народные потешки - песенки. Вы с успехом можете применять их в любых жизненных ситуациях: умывая ребёнка, причесывая, гуляя с ним, во время кормления, играя с ним. Песенок - потешек очень много. Вот некоторые из них, которые сделают общение с ребенком более интересным и содержательным. Напевайте песенку, выполняйте вместе все движения, о которых идет речь в потешке.

«Водичка, водичка»

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

«Расти, коса, до пояса»

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынька, до пят -

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся -

Маму, дочка, слушайся.

Для развития ритма «Ноги и ножки»

Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ!

Маленькие ножки

бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ!

(можно отстукивать ритм кубиками или деревянными ложками)

«Ты, мороз-мороз-мороз»

Ты, мороз-мороз-мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Уводи стужу с собой.

А мы саночки возьмём,

Мы на улицу пойдём.

Не вари кашу круту

А тпру, тпру, тпру!

А тпру, тпру, тпру!

«Ладушки, ладушки»!

Ладушки, ладушки!

- Где были? - У бабушки!

- Что ели? – Кашку.

- Кашка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Шу, полетели,

На головку сели,

Ладушки запели.

 «Мы идем»

 Мы идем, мы идем,

Громко песенку поем!

Прыгнем раз, да прыгнем два,

Прыгать рады мы всегда!

Мы идем, мы идем,

Громко песенку поем!

(Ю. Островский)

Укладывая куклу, зайчика или мишку можно спеть им колыбельную песенку.

Баю, баюшки–баю,

Не ложись ты на краю.

Придёт серенький волчок

И ухватит за бочок.

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток!

Баю, баюшки-баю,

Под ракитовый кусток.

Или

Баю, баю, баю-бай,

Спи, мой мишка, засыпай.

Ты закрой, закрой глазок,

Ты поспи, поспи часок.

Баю, баю, баю-бай,

Спи, мой мишка, засыпай.


Детские музыкальные инструменты.

Хорошо, если вы купите ребёнку музыкальные игрушки - погремушку, или маленький барабан, или бубен. Эти простейшие музыкальные инструменты помогают развивать музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, умение слушать музыкальное произведение. Аккомпанируя себе на бубне (или барабане, деревянных ложках, других детских шумовых музыкальных инструментах), вы можете разучить песенки различного характера. Вот некоторые из них.

  1. Зашагали ножки - Топ, топ, топ!

Прямо по дорожке - Топ, топ, топ!

  1. Ну-ка, веселее - Топ, топ, топ!

Вот как мы умеем - Топ, топ, топ!

  1. Топают сапожки - Топ, топ, топ!
  2. Это наши ножки - Топ, топ, топ!

(напевая, играть на барабане или ложках).

«Погремушка»

Погремушка, погремушка.

Вот весёлая игрушка

Громко, громко так звенит

Всех ребяток веселит.



Предварительный просмотр:

"Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников"

Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям.

Игровая деятельность под музыку радует ребенка и поддерживает его интерес к занятиям.

Развитие мелкой моторики активизирует у детей работу мозга, способствует развитию речи и помогает дошкольникам подготовить руку к письму. Пальчиковые игры помогут вашему малышу:

- Развить внимание и терпение; - Стимулировать фантазию, проявление творческих способностей; - Научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе "телесных координат", что предотвратит возможность возникновения неврозов.

Музыка становится понятней и интересней для детей именно через движения. Поэтому основой музыкальной деятельности для малышей от года и старше должны быть танцы, жестовые, подвижные игры и музицирование. Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:

  1. Взрослый сам выполняет движения - ребёнок смотрит. 2. Взрослый выполняет движения ручками ребёнка. 3. Ребёнок выполняет движения своими ручками.

Никогда не следует принуждать ребёнка играть. Если игра понравится малышу, он будет пытаться участвовать, просить повторения. Если ребёнок показывает движения по-своему, его не следует исправлять. Наоборот, пусть он покажет другим, как, например, прыгает его зайчик. Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? 

  1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи. 2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. 3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять. 4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. 5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. 6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. 7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

У ОЛЕНЯ У оленя (изображаем рога) Дом (изображаем крышу над головой) Большой (разводим руки в стороны, показывая какой большой у него дом) Он глядит в свое окно. (держим одну руку горизонтально на уровне груди, ладонью второй руки подпираем голову, локоть стоит на первой руке) Зайка по лесу бежит (пальцами изображаем бегущего зайца) В дверь к нему стучит: -Тук-тук, дверь открой, (изображаем стук в дверь) Там в лесу (показываем через плечо за спину большим пальцем сжатого кулака) Охотник (показываем, как охотник целится из ружья) Злой (корчим страшную рожицу) — Поскорее забегай, (имитируем открывание двери) Лапку мне давай. (жмем малышу руку) ТУК, ТОК Тук, ток, туки ток, бьёт кулак как молоток. Тук, тук, тук, туки, застучали две руки. Тук, тук, туки ток, застучал мой каблучок. Тук, тук, тук, туки, застучали каблуки. Тук, тук, тук туки, две ноги и две руки, Тук, тук, тук туки, бьют и бьют как молотки. Тук, тук целый день (Стучат произвольно, “как больше всего нравится”). Мне стучать совсем не лень. ВОТ ЛЯГУШКИ (Ладони “прыгают” по коленям). Вот лягушка по дорожке (При этом необходимо при соприкосновении с

поверхностью делать ладонями хороший толчок вверх)

Скачет вытянувши ножки «Ква, ква. Ква, ква. (Руки то сжимаются в кулак, то резко раскрываются пальцы (приговаривают “ква-ква”)

ПАУЧОК (Руки скрещены. Пальцы каждой руки “бегут” по предплечью, а затем по плечу другой руки) Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик). Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу/коленям.) Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками (солнышко светит) Паучок ползёт опять, А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке. 

ПЧЁЛКИ

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). “Улей” прижат к “ёлке”) Домик маленький на ёлке, (Дети заглядывают в “улей”) Дом для пчёл, а где же пчёлки? Надо в дом постучать, (Сжимают кулачки, стучат ими друг о друга) Раз, два, три, четыре, пять. Я стучу, стучу по ёлке, (Стучат кулаками друг о друга, чередуя руки) Где же, Где же эти пчёлки? Стали вдруг вылетать: (Разводят руками, растопыривают пальцы и шевелят ими (пчёлки летают) Раз два, три, четыре, пять!

ПАЛЬЧИКИ (В соответствии с текстом, дети поочерёдно сгибают и разгибают один из пальцев, при этом стараясь не шевелить остальными.) Вот это самый толстый пальчик у меня, (Сгибают и разгибают большой палец) Вместе с ним танцуют все его друзья. (Сжимают и разжимают кулачки) Этот самый ловкий пальчик у меня (Указательный палец) И, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья. Вот этот самый длинный пальчик у меня, (Средний палец) Вместе с ним танцуют все его друзья, А вот этот пальчик лодырь у меня, (Безымянный палец) Но, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья. А этот пальчик-мальчик лучший у меня, (Мизинец) Вместе с ним танцуют все его друзья. Все мои пять пальцев дружная семья, (Выполняют движение “фонарики”) И, когда они танцуют, танцую с ними я (Хлопки в ритме текста.)

ЧЕРВЯЧКИ (Ладони лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы). Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять. Раз, два, три, четыре, пять Червячки пошли гулять. Вдруг ворона подбегает (Идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони). Головой она кивает, (Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз) Каркает: "Вот и обед!" (Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх) Глядь (Разводим руками), а червячков уж нет! (Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди).



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей  "Несколько причин, почему детям полезно заниматься музыкой"

  1. Дети, которые постоянно слушают или исполняют музыку гораздо быстрее осваивают языки, быстрее овладевают правилами грамматики, пунктуацией.
  2. Музыка отлично влияет на развитие математических способностей, потому что при разучивании мелодии нужно много считать, сопоставлять продолжительность звуков, соотносить это с графическим изображением - нотами, ключами, нотным станом.
  3. Музыка всегда четко структурирована и логично построена, поэтому дети обретают навыки структурировать и систематизировать любую информацию, даже если не достигли высот на музыкальном поприще.
  4. Музыка учит формировать привычку распределять внимание между несколькими занятиями сразу, что очень пригодится в обучении в общеобразовательной школе.