Методическая копилка

Набиуллина Элеонора Мадисовна

Предварительный просмотр:

                                 Игры музыкальные

   Музыка и музыкальные игры помогут развить многие способности и таланты ребят.

   Музыкальные занятия в детском саду начинают проводиться с 1,5–2 лет. Этот возраст является наиболее подходящим для воспитания любви к музыке и для обучения умению слушать мелодию.

   Очень часто уже в школе учителя музыки сталкиваются с такой проблемой детей, как неумение определить характер мелодии (быстрая, медленная, веселая, грустная). Для того чтобы этого избежать, надо начинать заниматься с малышами с самого раннего возраста.

   Уже в 2–3 года дети способны не только запоминать мелодию, но и напевать ее затем самостоятельно. Через год-два ребята уже хорошо запоминают слова и поют песни даже без музыкального сопровождения.

   В раннем возрасте малыши очень любят слушать музыку, об этом тоже не стоит забывать.

   Они спокойно сидят, если это мелодичное произведение и весело прыгают или бегают, если это что-то веселое и быстрое.

   Таким образом, при воспитании всесторонне развитой личности не стоит уделять внимание только обучению чтению или сложению.

                                            Веселая песня

   Цель игры: научить детей согласовывать свои движения с текстом песни, которую они поют, прививать детям любовь к музыке, желание играть и петь в коллективе сверстников, развивать внимательность и сообразительность.

   Оборудование: игрушечный бычок или коровка, небольшая дощечка или картонный лист бумаги в форме прямоугольника, музыкальное сопровождение.

   Вздыхает на ходу (все начинают тяжело вздыхать):

   «Ох, доска кончается,

   Сейчас я упаду» (повторяют слова грубоватым голосом).

   Возраст: 3 года.

   Ход игры: руководитель предлагает детям вспомнить самые любимые их стихотворения. Когда дети расскажут некоторые из них наизусть, можно попросить вспомнить стихотворение А. Барто «Бычок».

   Ребята не только с удовольствием рассказывают его, но и переживают за то, что может случиться с главным героем этого стихотворения. Для того чтобы убедиться, насколько хорошо дети понимают смысл произведения, можно предложить им ответить на ряд вопросов, которые касаются его содержания:

   1) о ком идет речь в данном стихотворении?

   2) чего Бычок так сильно боится?

   3) как идет Бычок?

   4) как вы думаете, он упадет?

   5) и тому подобное.

   Следующим этапом ребята медленно читают стихотворение и выполняют следующие движения.

   Идет бычок, качается (ребята становятся на четвереньки и начинают медленно передвигаться по полу, раскачиваясь при этом то в правую, то в левую сторону).

                                             Осень наступила

   Цель игры: развивать быстроту реакции, ловкость, умение выполнять определенные действия (собирать листочки) в зависимости от того, продолжается игра или уже остановилась, обучить ребят играть в коллективе сверстников, ориентироваться на игровой площадке с закрытыми глазами.

   Оборудование: 30–40 листочков, вырезанных из цветной бумаги или картона (листочки могут быть разнообразной формы, похожими на кленовые, дубовые, каштановые или березовые); небольшие корзинки для 4–5 игроков, музыкальное сопровождение, несколько плотных шарфов для завязывания глаз.

   Возраст: 3–4 года.

   Ход игры: данную игру желательно проводить осенью, когда на улице деревья сбрасывают разноцветные листья и они долго кружатся на ветру. Начать соревнование на ловкость можно с небольшой беседы, во время которой руководитель показывает разноцветные листочки и просит детей сказать, какого они цвета и с какого дерева.

   Затем воспитатель объясняет правила игры, которые заключаются в том, что необходимо с закрытыми глазами собрать как можно больше листочков в корзину. Но делать это можно только тогда, когда играет музыка.

   После того как правила всем понятны, руководитель набирает команду участников из 4 или 5 человек и завязывает всем глаза, затем высыпает на пол подготовленные листочки и включает музыку. Ребята начинают быстро искать листочки и класть их в корзину. Но делают они это только в течение 30–40 секунд, затем музыка прекращается, и все снимают повязки, чтобы посчитать, какой урожай кто собрал.

   Затем набирается новая команда, и игра начинается снова. Болельщикам разрешается подсказывать, в какую сторону необходимо идти и где искать листочки. Если ребятам в данном возрасте довольно сложно находить на полу плоские предметы, то листья можно заменить объемными предметами, например шишками, орехами и т. п.

                                               Косолапый мишка

   Цель игры: научить детей согласовывать свои движения с текстом песни, которую они поют, прививать детям любовь к музыке, вызывать желание играть и петь в коллективе сверстников, развивать внимательность и сообразительность, музыкальный слух, чувство ритма и другие музыкальные качества.

   Оборудование: маски медведя для каждого ребенка, музыкальное сопровождение.

   Возраст: 3–4 года.

   Ход игры: воспитатель предлагает ребятам собраться всем вместе и встать в один большой круг. Далее все дети хором повторяют слова детского стихотворения:


Мишка косолапый
По лесу идет,
Шишки собирает,
Песенку поет.
Вдруг упала шишка
Прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился
И ногою – топ, топ, топ!

   Когда ребята вспомнят знакомое им стихотворение, руководитель начинает объяснять правила игры, которые заключаются в том, чтобы выполнять действия в соответствии с текстом.

   Музыкальный работник вполне может подобрать мелодию к данным словам, тогда ребята будут напевать песенку и показывать то, что случилось с медвежонком.

   Действия детей могут быть следующими.

   Мишка косолапый

   По лесу идет (ребята, взявшись за руки, идут по кругу в правую или левую сторону),

   Шишки собирает (дети наклоняются вперед и делают вид, что поднимают с пола шишку и кладут ее в корзину),

   Песенку поет (ребята открывают рот и изображают пение песни). Вдруг упала шишка

   Прямо мишке в лоб (малыши отводят руку в сторону, а затем показывают, как шишка упала по голове медвежонку).

   Мишка рассердился (все хмурятся и сердятся)

   И ногою – топ, топ, топ! (топают ногой 3 раза).

                                     Музыкальные прятки

   Цель игры: учить детей слушать и слышать музыку, определять ее интонацию и в зависимости от этого выполнять необходимые движения, прививать интерес к музыкальным играм.

   Оборудование: небольшая детская игрушка (медвежонок), музыкальное сопровождение.

   Возраст: 4–5 лет.

   Ход игры: воспитатель предлагает ребятам поиграть всем вместе в очень интересную игру и начинает объяснять правила, которые заключаются в том, что необходимо найти любимого медвежонка.

   Ребята становятся в ряд, поворачиваются к стене и закрывают глаза, а руководитель в это время прячет медвежонка в укромное место. Когда дети поворачиваются, то им довольно сложно сразу определить, с какой стороны нужно начинать поиск. Тут им на помощь приходит музыка, которая подсказывает, куда нужно идти, а куда – нет.

   Происходит это следующим образом: ребята начинают ходить по комнате. Если они идут в нужную сторону, то музыкальный руководитель играет плавную и мелодичную музыку. Но если они ищут не в том месте, то мелодия сменяется более грубой или грустной. Если дети уже близки к отгадке, то руководитель может сыграть веселый марш или другую подобную мелодию.

   Так дети учатся прислушиваться, отличать минорную и мажорную музыку и начинают выполнять определенные действия в зависимости от того, какая мелодия в данный момент звучит.

                                                     Пузырь

   Цель игры: обучить ребят выполнять движения под музыку и стараться, чтобы они соответствовали ее темпу, развивать фантазию и воображение.

   Оборудование: музыкальное сопровождение.

   Ход игры: руководитель собирает всех детей вместе и объясняет правила игры «Пузырь», которые заключаются в том, что необходимо выполнять различные действия, пока играет музыка, но остановиться, когда она прекратит звучать. И при этом нужно удерживаться от смеха, когда мимо будет проходить водящий и смешить всех своими действиями.

   После этого ребята выбирают себе водящего. Это можно сделать как при помощи счита-лочки, так и по желанию ребят. Когда музыка начинает играть, все дети стараются медленно или быстро (в зависимости от темпа мелодии) передвигаться по игровой комнате. Нельзя забывать о том, что щеки должны быть постоянно надутыми, ведь они «пузырики».

   Как только музыка прекращается, все игроки должны замереть на месте в той позе, в которой оказались, и стоять так как можно дольше, не шевелясь и не смеясь, чтобы щеки оставались надутыми.

   Водящий подходит к каждому и заглядывает ему в глаза, строит рожицы, в общем, пытается рассмешить любым способом. Как только ребенок сдул щечки, т. е. «лопнул», он выходит из игры.

   Побеждает тот малыш, который продержался дольше всех. Он-то и становится водящим в следующем туре.

                                               

   Цель игры: развивать чувство ритма у детей, умение передвигаться в соответствии с темпом мелодии, воспитывать эмоциональный отклик на музыку.

   Оборудование: круг диаметром 50–60 см с небольшими отверстиями по краю, хорошо установленный шест высотой около 1,5 м, 20 ленточек разного цвета длиной около 1 м, прикрепленных к кругу, который в свою очередь свободно вращается на шесте. Композиция должна напоминать карусели, которые будут приводить в движение сами дети. Музыкальное сопровождение.

   Возраст: 4–5 лет.

   Ход игры: воспитатель собирает детей вместе и говорит, что сегодня они будут кататься на каруселях, но сначала их нужно сделать из небольшого круга и разноцветных ленточек.

   Сначала дети привязывают разноцветные ленточки за отверстия в круге. Потом круг необходимо закрепить на шесте, чтобы он мог вращаться.

   Затем руководитель объясняет правила игры, которые заключаются в том, что необходимо «кататься» на каруселях (ходить по кругу, держась за разноцветные ленточки) то быстро, то медленно в зависимости от музыки. Если в данный момент звучит медленная мелодия, то ребята медленно идут друг за другом, если заиграла музыка веселая, то все начинают передвигаться вприпрыжку, но если мелодия прекратилась, то все участники должны остановиться.

   Воспитатель в процессе игры помогает ребятам сориентироваться и подсказывает, в каком темпе нужно двигаться. Такая игра развивает у детей не только чувство ритма, но и внимательность.

                                         Хоровод

   Цель игры: развитвать творческие способности детей, музыкальный слух, тренировать музыкальную память, обучить детей двигаться в соответствии с предложенными указаниями, не забывая о ритме.

   Оборудование: магнитофонная запись мелодии, знакомой детям, или фортепианное сопровождение.

   Возраст: 5–6 лет.

   Ход игры: руководитель собирает ребят вместе и предлагает им встать в большой круг, взявшись за руки. Затем ребята начинают водить хоровод под знакомую им песню (например, «В лесу родилась елочка» или «Улыбка») и напевать ее слова.

   После того как дети споют первый куплет, воспитатель говорит, что просто так ходить каждый умеет, и предлагает держаться не за руки, а за коленки своих друзей. Ребята приседают и пытаются ухватиться за колени соседей и продолжают движение, но уже в обратную сторону.

   Все поют второй куплет песни.

   Во время третьего куплета руководитель меняет задание: теперь необходимо держаться не за колени, а за уши своих друзей. Движение хоровода меняется в противоположную сторону.

   Воспитатель может предложить и следующие задания во время движения в хороводе:

   1) держаться за нос своего соседа;

   2) обнимать своего соседа за плечи;

   3) шагать на согнутых в коленях ногах, словно утята и др.

                                                   Колпак

   Цель игры: учить ребят выполнять те действия, о которых они поют, развивать воображение и фантазию детей, а также творческие способности.

   Оборудование: рисунки, изображенные на альбомных листах (колпак, треугольник); музыкальное сопровождение.

   Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в очень интересную игру, правила которой заключаются в том, что необходимо вместо некоторых слов в песне показывать определенные жесты.

   Слова песенки следующие:


Колпак мой треугольный,
Треугольный мой колпак.
А если не треугольный,
То это не мой колпак.

   Как правило, малыши очень легко запоминают слова, но в процессе пения можно показывать картинки, подготовленные заранее.

   Следующим этапом следует разучить жесты, которые потом будут заменять определенные слова. Их всего четыре:

   «колпак» – ребята кладут руку себе на голову;

   «мой» – подносят ладонь к своей груди;

   «треугольный» – руками вырисовывают в воздухе треугольник;

   «не» – машут головой в знак отрицания.

   Так песня, после того как ее споют в четвертый раз, становится немой, и это очень нравится детям.

   

                                            Игра со стульями

   Цель игры: развивать быстроту реакции, ловкость, умение слушать музыку и выполнять определенные движения в зависимости от того, продолжает она играть или уже остановилась. Обучить ребят играть в коллективе сверстников.

   Оборудование: 7 детских стульев, музыкальное сопровождение.

   Возраст: 5–6 лет.

   Ход игры: подобная игра довольно хорошо проходит во время детских утренников и всегда доставляет ребятам большое удовольствие.

   Для начала мероприятия необходимо выбрать 8 участников. Сделать это можно следующим образом: бросить на пол 8 небольших бумажек или карамелек.

   Тот, кто окажется самым быстрым и внимательным, успев схватить одну из них, и становится участником игры.

   Затем руководитель расставляет стулья равномерно на всей игровой площадке и просит выйти участников в центр.

   Теперь, когда заиграет музыка, они должны бегать, прыгать, передвигаться на корточках (в зависимости от задания руководителя), но внимательно слушать, когда музыка прекратится.

   Как только это произойдет, ребята должны как можно быстрее занять место на стуле. Тот малыш, который не успеет этого сделать, выходит из игры, забирая с собой один стул.

   Так в игре остается только 7 участников и 6 стульев. Таким образом мероприятие продолжается до тех пор, пока не определится финалист. Но прежде чем победитель получит небольшой приз, он должен будет выполнить одно шуточное пожелание, которое ему загадают зрители.

   После проведения данной игры ее можно повторить, набрав детей, которые еще не участвовали в конкурсе.

                                                Угадай мелодию

   Цель игры: развивать музыкальный слух и голос детей, внимание, воспитывать нравственные качества ребят, привлечь внимание ребят к содержанию музыки, обучить слушать и различать произведения исключительно по мелодии.

   Оборудование: магнитофонные записи мелодий таких детских песен, как «В лесу родилась елочка», «Песенка кота Леопольда», «Маленькой елочке…», «Смешной человечек», «Улыбка», «Песенка Львенка», «Песенка Ма-монтенка» и других, нотные значки.

   Возраст: 6–7 лет.

   Ход игры: воспитатель предлагает ребятам весело провести время. А для этого необходимо закрыть глаза и посчитать до 10. Когда дети открывают глаза, то видят, что обстановка в игровой комнате изменилась: кругом появились нотные значки, играет приятная мелодичная музыка.

   Следующим этапом руководитель предлагает детям сыграть в очень интересную игру, которая называется «Угадай мелодию». Для этого все ребята должны разделиться на две команды и придумать каждой название.

   Далее руководитель объясняет всем правила игры, которые заключаются в том, чтобы правильно назвать услышанную мелодию, пропеть часть песенки. Если команда отгадывает мелодию, то ее капитан должен быстро поднять руку и сказать, кто из участников будет отвечать.

   Если ребенок правильно напел слова песни, то команда получает 3 очка. Если же малыш помнит только мелодию, которую верно напевает, то команда получит только 1 очко. В игре побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

   В старшей группе детского сада можно использовать не только мелодии песен, которые дети изучают на музыкальных занятиях, но и современные шлягеры, с которыми малыши, как правило, очень хорошо знакомы.

   Если у воспитателя нет фонограмм необходимых мелодий, то он вполне может воспользоваться помощью музыкального руководителя.

                                                 Веселый мяч

   Цель игры: развивать эмоциональность у ребят, умение играть в коллективе, слушать музыку, выявлять творческие способности ребят.

   Оборудование: небольшой мяч.

   Возраст: 6–7 лет.

   Ход игры: воспитатель предлагает ребятам встать в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Затем руководитель дает одному из ребят мяч, который он передает по часовой стрелке по кругу. Все это происходит, пока звучит мелодия.

   Но как только музыка прекращается, ребенок, у которого на данный момент остался мяч в руках, должен или рассказать стихотворение, или спеть любую песенку, или станцевать.

   Если малыш стесняется выходить в центр круга, то вместе с ним это могут сделать и его друзья, особенно если он поет знакомую всем песню.

   Когда ребенок выполнит данное задание, он должен выйти из игры. Далее все продолжается подобным образом.

   В игре побеждает тот малыш, который остался последним в этом конкурсе. Если количество ребят, участвующих в игре, больше 10, то игроки, у которых в руках оказывался мяч, продолжают игру.

   Особым правилом конкурса является то, что нельзя повторять песни и стихи, а исполнять нужно каждый раз новые. Это не только повысит интерес детей к игре, но и поможет им проявить фантазию.

   Данная игра очень хорошо проходит на детских утренниках. Этому способствует не только положительный настрой детей, но и то, что обычно ребята стараются заранее подготовить к ним несколько номеров (стихотворений или песен). Именно поэтому почти не бывает ситуаций, когда ребята не знают, что показать своим друзьям, если у них в руках остается мяч во время игры.

                                                  Пантомимы

   Цель игры: учить ребят выполнять действия, необходимые в игре, развивать воображение и фантазию детей, а также творческие способности.

   Оборудование: нарисованные на альбомных листах чайник, крышка от него, та же крышка, но только большего размера, пар, идущий из чайника при закипании воды; музыкальное сопровождение.

   Возраст: 7 лет.

   Ход игры: воспитатель предлагает ребятам выучить небольшую песенку, которая наверняка многим уже знакома, со следующими словами:


Чайничек – крышечка,
Крышечка – шишечка,
Шишечка – дырочка,
Дырочка – пар идет.

   Когда ребята хорошо будут знать слова, руководитель может объяснить правила игры, которые заключаются в том, чтобы во время пения заменять определенные слова жестами.

   Делается это следующим образом: ребята все вместе поют данную песенку под музыкальное сопровождение, затем слово «чайничек» заменяется жестом (дети показывают руками, какой формы чайник).

   Во время показа никто не говорит название предмета. В этом и заключается главная идея игры.

   Затем песенка повторяется второй раз, только теперь жестами заменяется не только слово «чайничек», но и «крышечка» (ребята подводят правую руку к груди, держа ладонь вертикально).

   После этого все поют песню, которая стала еще сложнее, так как в ней нельзя произносить уже три слова (слово «шишечка» заменяется таким жестом, как пальцы, сжатые в кулак). И последнее слово показывается следующим образом: дети совершают указательным пальцем небольшие круговые движения, будто идет пар.

   Такая игра довольно сложна, но всегда вызывает положительные эмоции.

   В случае, если ребята впервые встречаются с подобным типом песенки, то можно им помочь. Для этого следует показывать для каждый жеста, который выполняется во время пения, рисунок того слова, которое заменяется жестом.

   Это поможет малышам не растеряться и выполнить задание правильно.

   Подобную игру можно проводить и со следующей детской песенкой:


У оленя дом большой,
Он глядит в свое окошко.
Зайка по лесу бежит,
В дверь к нему стучит:
«Тук, тук, дверь открой,
Там, в лесу охотник злой».
«Зайка, лапу мне давай,
в домик забегай».

   Эта игра немного сложнее предыдущей и требует от детей хорошей памяти, но если они легко справились с «Чайничком», то смогут выучить и движения к данной песне.

   Во время исполнения одно из слов заменяется жестом, а происходит это следующим образом:

   вместо слова «олень дети показывают рога на голове, приставляя руки к затылку;

   при слове «дом» ребята показывают крышу над головой двумя руками;

   «глядит» – необходимо сделать вид, что смотришь в бинокль;

   «окошко» – дети вырисовывают в воздухе небольшой квадрат;

   «зайка» – малыши показывают «ушки на макушке»;

   «бежит» – все изображают бег на месте;

   «стучит, тук» – дети делают вид, что стучат по двери;

   «открой» – жест рукой, показывающий открывание двери;

   «там в лесу» – все поворачиваются назад и показывают рукой вдаль;

   «лапу» – протягивают вперед руку;

   «мне» – показывают пальцем или рукой на себя.

   Данную игру можно проводить не сразу, а разучивать по частям, тогда детям будет легче, а значит, и интереснее.

                                             Детки, мои детки

   Цель игры: развивать музыкальный слух и голос детей, внимание; воспитывать нравственных качеств ребят.

   Оборудование: фортепьяно, магнитная доска с начерченными нотными линейками; вырезанные из бумаги животные: курица с цыпленком, утка с утенком и кошка с котенком (курица, утка и кошка уже должны быть на доске).

   Возраст: 3–5 лет.

   Ход игры: воспитатель или музыкальный руководитель предлагает ребятам сыграть в игру «Детки, мои детки». Он рассказывает детям: «В одном домике жили уточка с утенком, кошка с котенком и курочка с цыпленком. Однажды все пошли гулять на речку.

   Ребятишки начали играть в прятки. Им это так понравилось, что они стали убегать все дальше и дальше от своих мам, прятаться все лучше и лучше, пока не поняли, что совсем потерялись и не смогут найти дорогу домой.

   Мамы стали по очереди звать своих малышей. Первой это сделала кошка (воспитатель на ноте фа поет «мяу-мяу»). Ребята, давайте позовем тоже. Котенок услышал свою маму и откликнулся». Руководитель помещает на доске котенка рядом с кошкой и на ноте си поет «мяу-мяу», а ребята подпевают.

   Так же находят своих детишек утка и курица, при этом дети поют «кря-кря» и «ко-ко-ко». Во время пения необходимо следить, чтобы дети пели не столько громко, сколько правильно. Игру можно разнообразить и продлить, если ввести большее количество персонажей.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Игры, обучающие детей музыкальной выразительности  посредством  культуры движений

                                

Игра «Воротики»

Цель игры:  Обучить детей восприятию ритмического разнообразия  / долгие, короткие звуки/   посредством  движений под музыку.

Музыкальный материал:  «Марш» И. Дунаевского,

                                        «Полька» С.Рахманинова.

Движения, используемые в игре:

                Энергичный шаг  на полной стопе.

                Легкий бег на носочках.

Методика  проведения игры:

Дети делятся на первые и вторые номера.

  • Дети с одинаковыми номерами делятся на пары, образуют круг. Пары под первыми номерами чередуются с парами под вторыми номерами.
  • Под звучание марша все дети парами идут по кругу энергичным шагом  на полной стопе /высоко поднимая колени/, Свободно и энергично взмахивая руками.

  • С окончанием звучания музыки /в паузе между музыкальными отрывками/ педагог дает команду, например: «Первые номера!» -  и это значит, что дети, стоящие под этими номерами, должны быстро поднять сцепленные руки вверх, образуя  «воротики».

  • Под звучание польки  не названные номера легким бегом пробегают в  «воротики», образованные названными номерами.

  • Далее игра поводится сначала, но  «воротики» могут образовывать  другие номера. С целью концентрации внимания детей педагог может называть одни и те же номера несколько раз подряд.

            « Передай мяч»

Цель игры: обучить детей восприятию контрастных динамических оттенков в движении.

Музыкальный материал:  « Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского   «Щелкунчик».

Движения, используемые в игре: плавные движения рук влево и вправо в процессе  передачи мяча с соответствующим поворотом корпуса и головы.

Методика организации игры

  • Дети стоят, образуя круг.

  • Педагог оговаривает с ними условия игры: под громкое звучание музыки мячик передавать вправо, под тихое - влево.

  • Игра продолжается столико, сколько она вызывает эмоциональный отклик у детей.

Примечания:

1. Педагог перед началом игры обязательно должен напомнить детям о динамике звука, т.е. о силе звучания музыки /тихо-громко/.

2 . В процессе игры очень важно, чтобы  дети реагировали на смену динамики без суеты и разговоров, внимательно слушали музыку.

3. музыкальному руководителю необходимо объяснить детям, что под громкую музыку движения рук могут быть более энергичными и  волевыми, а если музыка звучит тихо – более нежными и плавными.

             

                   Игра  « Жмурка»

Цель игры: обучить детей восприятию  смены темпа в музыке и                                  точной реакции на нее  посредством движения.

Музыкальный материал: русская народная песня «Из-под дуба». медленный и быстрый вариант.

Движения, используемые в игре:  легкий бег и приседания на одно колено с прямой спиной.

Методика  организации игры:

  • Музыкальный руководитель выбирает среди детей «жмурку», а остальных детей  настраивает на определенные движения, то есть под медленное исполнение музыки они должны сидеть на одном колене с прямой спиной, под быстрое – двигаться легким бегом по залу.

  • Звучит медленная часть песни «Из-под дуба»; дети опускаются на одно колено, Жмурка ходит между ними.

  • Под быструю часть музыки дети легким бегом передвигаются вокруг жмурки, задирают «спящего» жмурку.

  • С окончанием музыки жмурка  ловит детей.

  • Если жмурка догоняет кого-либо, то они меняются ролями.

  •  Игра повторяется несколько раз.

 

Примечания:

1. Музыкальный руководитель перед началом игры  напоминает детям о музыкальном темпе и его разнообразии.

2. Передвигаться легким бегом и «задирая»  жмурку, дети должны вести себя этично, следить за своими движениями.

3. Избегать столкновений.

                          Игра  «Верные друзья».

Цель игры: обучить детей восприятию многочастного музыкального  произведения  и согласовывать свои движения  с музыкой каждой части.

Музыкальный материал: Попурри на тему русских народных песен: «Ах, вы сени…», «Во саду ли, в огороде…», «Ой, то не вечер».

Движения, используемые в игре: притопы одной ногой, хлопки с притопом;  «пружинки», «ковырялочка»; подскоки на месте, кружение вокруг себя.

Методика организации игры

  •  Звучит песня «Ах, вы сени», под которую дети простым шагом идут по кругу, взявшись за руки.

  •  Звучит песня «Ой, то не вечер», под которую каждый ребенок ищет себе пару и, найдя, кружится с нею.

  •  Звучит песня «Ах, вы сени», под которую дети идут по кругу, но уже парами.

  •  Звучит «Частушка». Дети останавливаются, разворачиваются в парах лицом друг к другу и выполняют пляску по показу.

  •  Под звучание песни «Ах, вы сени» два круга двигаются противоходом, руки на поясе.

  •  Под звучание песни «Во саду ли» дети легким бегом разбегаются в разные стороны.

  •  Под музыку песни  «Ах, вы сени» дети бегут и ищут себе пару, поднимают сцепленные  руки.

  •  Побеждает та пара, которая  сделает это первой.

Примечания

1. Педагог предварительно рассказывает детям, что музыка иногда бывает из двух и более частей, которые различны по динамике   настроению и темпу.

2. В процессе игры музыкальный руководитель напоминает сюжет игры.

3. Когда игра усвоена, можно обойтись без реплик.

 Игры, формирующие у детей представление о жанровом разнообразии в танцевальной музыке.

   

               Игра     «Круг и кружочки».

Цель игры: формирование  у детей представления о вальсе на основе некоторых его элементов.

Музыкальный материал: «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Движения, используемые в игре: шаг вальса /вперед-назад/ и плавные движения рук и корпуса.

Методика организации игры

  •  Педагог делит детей на 3-4 равные подгруппы по 5-6 человек, производя в каждой из них расчет по номерам.

  •  На вступление дети встают в круг, лицом к центру и выполняют движения:

  - плавное поочередное движение рук вверх и вниз перед собой.

       - плавное  поочередное движение руками в стороны.

  •  По сигналу музыкального руководителя вызываются определенные номера, которые перестраиваются в маленькие кружки. Движение продолжается шагом вальса со сцепленными руками.

  • Далее педагог вызывает другие номера.

Примечания

1. Если музыкальный руководитель почувствовал, что вальсовые движения представляют трудность для детей, то их можно заменить простым легким шагом, а шаг вальса отрабатывается индивидуально.

2. Избегать «шаркающего шага.

           

                           Игра  « Змейка».

Цель игры:  формирование у детей представления о польке на основе некоторых ее элементов.

Музыкальный материал: «Полька» С. Рахманинова(1часть),      

                                            «Вальс» А. Грибоедова (11 часть).

Движения, используемые в игре:

           1. Шаг польки.

           2. Шаг вальса

           3. Плавные движения рук.

           4. Покачивание корпуса.

 Методика организации игры

  •  Педагог делит детей на три группы и выстраивает в колонны в указанных местах зала.

  • Под звучание польки все дети передвигаются по залу «змейкой».

  • Под музыку вальса, стоя на месте, дети выполняют:

 -  плавные движения руками вверх-вниз перед собой.

 -  шаг вальса вперед-назад или в стороны.

  • Выигрывает та команда, которая построилась раньше других.

Примечания

1. Музыкальный руководитель может предоставлять детям свободу выбора движений под музыку вальса, оговорив предварительно с ними варианты движений.

2. Выстраивая колонны в конце игры, дети не должны суетиться, не толкаться и не создавать хаос, иначе жажда победы может возобладать над нравственно-этическими задачами игры.

                     Игра «Цветные звездочки».

Цель игры:  формирование у детей представление об элементах народного танца.

Музыкальный материал:  «Из – под дуба» р.н.п.

Движения, используемые в игре: 

                                                1. Переменный шаг.

                                                2.Шаг с подскоком.

Атрибуты:  Разноцветные  звездочки.

 

Методика организации игры

  •  Музыкальный руководитель расставляет в зале  2ряда стульев параллельно друг другу. Расстояние между рядами  2метра, равное количество с обеих сторон.

  •  Дети рассаживаются на стулья напротив друг друга.

  •  В начале образованного коридора стоит воспитатель и держит в руках разноцветные звездочки.

  • Звучит  1 часть песни  «Из – под дуба» в умеренном темпе. Дети, сидящие последними в каждом ряду двигаются к воспитателю переменным шагом, их места занимают соседние дети.

  •  Под более подвижное звучание музыки дети, бегом оббегают каждый свой ряд, стараясь первым прибежать к воспитателю.

  •  Победителю вручается звездочка. Если дети прибегают одновременно, даются обоим.

  •  Играют все дети.

  •  Побеждает команда с большим количеством звезд.

Примечание

     

 1. Оценивать не только скорость, но и качество исполнения

     

 2. Подгруппы можно создать девочки – мальчики, или смешанные.

                               Игра   «Забавная игра.

Цель: расширение знаний детей о народных танцах с помощью новых элементов.

Музыкальный материал:  1. «Во саду ли, в огороде» р.н.п.

                                            2. «Ах. Вы сени» р.н.п.

Движения, используемые в игре:

                                             1. «Ковырялочка» с притопом.

                                             2. Полуприседание с выбросом ног.

                                             3. Переменный шаг.

Методика организации игры

  • Все дети стоят  в кругу со сцепленными руками, образуя  «воротики».

  •  Заранее назначенные  солисты под музыку пробегают в воротики

  • С окончанием музыки «воротики» опускаются, а оставшиеся в кругу дети пляшут под музыку  «Ах, вы сени», импровизируя знакомые движения русского танца. Остальные хлопают в ладоши.

  •  Игра повторяется несколько раз.

Примечания:

     

   

 1. Назначать солистов можно считалкой, или по желанию.

   

 2.Пробегая в воротики, дети не должны суетиться, или толкаться

   

 3. Солисты – нарушители ставятся в общий круг.

 

   4.Если дети используют в танце собственные движения, не оговоренные игрой, останавливать их не нужно,  а наоборот, нужно подбодрить доброжелательной оценкой.

Игры,  развивающие у детей творческие                  

                                        способности.

Игра-импровизация «Веселый паровозик»

Цель игры:   Изображение   посредством   движений

паровозика с вагончиками и разнообразной растительности.

Музыкальный материал: аудиозапись « В деревню к бабушке поеду». Муз. Протасова.

Движения, используемые в игре:

                                1.Топочущий шаг.

                                2.Поступательные движения руками,                                                            согнутыми в локтях и с зажатыми кулачками.

                                3.Импровозационные движения детей.

Методика организации игры

  •  Педагог беседует с детьми о видах транспорта во время путешествия, опираясь на жизненный опыт. После чего предлагает детям превратиться в веселый паровозик с вагончиками.

  •  Педагог распределяет роли по желанию детей.

  • Обсуждает вместе с детьми характерные черты того или иного образа, например кустики- маленькие и густые, деревья большие и крепкие, паровозик веселый и гордый, а вагончики- любопытные.

  • Воспитатель создает мизансцену, определяет месторасположение станций, располагает деревца и кусты.

  • Звучит первая часть, во время которой паровозик и вагоны  «едут» мимо деревьев и кустов, те приветливо наклоняются к ним.

  • На вступление  деревья образуют круг- густой лес, паровоз стоит на станции.

  • Исполняется вторая часть паровозик проезжает по лесу в любом направлении.

   

  Игра – импровизация  «Щенок и бабочка».

Цель игры: Создание образов щенка и бабочек посредством движений.

Музыкальный материал: аудиозапись «Щенок и бабочка». Сборник «Ладушки».

Движения, используемые в игре:

                                                1  Бег на носочках.

                                                2. Плавные взмахи руками

                                                3. Бег с подскоками.

                                                4. Импровизированные движения.

Атрибуты: Шляпки, шапочка для щенка, обруч.

Методика организация  игры:

  • Педагог предлагает детям отправиться на летнюю лужайку с множеством цветов, бабочек и маленьким щенком.

  • Домик щенка отмечен обручем.

  • Вступление – щенок просыпается в своем домике, он радуется. Музыка А – щенок скачет вокруг своего домика, машет лапкой солнышку. Птички летают около него.

  • Музыка Б – к щенку подлетают любопытные бабочки, кружатся около него, поддразнивают и красуются своими крыльями.

  • Музыка В – Щенок догоняет бабочек.

  • Бабочка, которую он поймал, становится щенком.

 Примечание: Важно, чтобы, убегая от щенка, бабочки не выходили из образа (легкий бег, плавные взмахи крыльями, нежность, хрупкость).

           

           Игра- импровизация  «Звездопад»

Цель игры: Создание посредством движений образов цветов и звезд.

Музыкальный материал: аудиозапись  «Падают белые звезды» муз. Протасова.

Движения, используемые в игре:

  1. Легкий  бег на носочках.
  2.  Бег с подскоками.
  3. Переменный  шаг в сторону и вперед.
  4. Свободные движения руками.
  5. Имповизационные движения

Атрибуты: «Звездные короны», цветочные веночки.

Методика организации игры:

  • 1-й  этап. Педагог беседует с детьми о любимых цветах и приглашает их на чудесную полянку, где растут прекрасные и нежные цветы.

  •  Распределяются роли по желанию детей.

  • Музыка А – свой танец исполняют цветы, импровизируя движения.

  • Музыка Б – к цветам слетаются звездочки, кружась, летая и вдыхают аромат цветов

  • Под звучание проигрыша цветы  испуганно садятся на корточки и опускают головки.

  • Вторая часть. Каждая звездочка танцует возле своего цветка, хочет ему понравиться и подружиться с ним. Если цветку понравился танец звездочки, он может по своему желанию поднять головку и покачивать ею, или подняться и потанцевать со звездой.

  • На окончание машу друг другу ладошками.



Предварительный просмотр:

                       Подготовительная группа 

                            Фома и Тимошка

Задача: развитие слухового внимания, ритмичности.

Стучит, бренчит по улице,     Топающий шаг вперёд по кругу

Фома едет на курице.

Тимошка на кошке                    Лёгкий бег по кругу

Туда же по дорожке.

                                            

                      Лиса по лесу ходила

 

Задача: развитие ритмичности, координации, внимания.

Лиса по лесу ходил,

Звонки песни заводила.

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки сплела.

Дробный шаг по кругу

На последний слог – разворот лицом в круг

Хлопки-тарелки

Поочерёдное выставление ног на пятку

                         Скок-скок-поскок

 

Задача: Развивать внимание, ритмичность, координацию движений.

 

Скок-скок-поскок,       ритмичные поскоки по кругу,

Сколочу мосток,         в руках – деревянные ложки или кубики, на них

Серебром замощу,      отстукивается ритм стиха

Всех ребят пущу.

В конце все останавливаются, ведущий вступает в диалог с кем-нибудь из участников («ритмический разговор»).

 

                   

                           На стене часы висели

Задача: закреплять слуховые представления о равномерной пульсации, о долгих и коротких звуках. Использование звучащих жестов и шумовых инструментов.

 

На стене часы висели:

«Тик-так, тик-так».

Тараканы стрелки съели,

«Хрум-трак, хрум-трак».

Мыши гири оторвали,

«Бом-бом, бом-бом».

И часы ходить не стали:

«Динь-стон, динь-стон».

Качание

Хлопки        

Качание

Хлопки-тарелки

Качание

Шлепки

Качание

Притопы

 

Деревянные палочки

 

Рубель, ксилофон

 

Тарелка

 

Треугольник

                          

                               Капельки

Задача: Развитие внимания, выразительности движений, координации.

Побежали капельки в синеньких сапожках (лёгкий бег),

Превратились капельки в ручейки-дорожки,

Бежал ручей по камешкам, по камешкам бежал (бег),

Потом в прозрачной лужице лежал, лежал, лежал (дети приседают: «засыпают»),

Вот снова он помчался вскачь и громко зажурчал (подскоки с перестроением в круг),

Увидел речку- прыг туда (прыжки вперёд),

И сразу замолчал (дети садятся на ковёр).

                   Осенние листочки

Задача: почувствовать и воспроизвести в движении ритм качания, заложенный в стихе.

                                      Листья осенние тихо кружатся,

     Листья нам под ноги тихо ложатся

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

 

                      Снежинка

 

Цель:  развитие внимания, координации слова и движения. Тренировка плавного длительного выдоха.

Кружатся снежинки

В воздухе морозном.

Падают на землю

Кружевные звёзды.

Вот одна упала

На мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка,

Подожди немножко!

Кружение на носочках

 

Медленно присесть, показать плавное падение снежинок

Встать, поймать воображаемую снежинку на ладошку

 

Бережно прикрыть рукой снежинку другой ладошкой

 

В конце игры дети легко дуют на воображаемую снежинку.

 

                   

                       Снежная баба

 

Задача: развитие координации, внимания, плавно, напевной речи.

Сегодня из снежного мокрого кома

Мы снежную бабу слепили у дома.

Стоит эта баба у самых ворот –

Никто не проедет! Никто не пройдёт!

 

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка всё лает: «Чужой во дворе  дворе».

Идти по кругу, катить воображаемый ком.

Пружинки, руки на пояс

Грозить пальцем пр. и л. руки поочереди

Хлопки с прыжками

Притопы



Предварительный просмотр:

Старшая группа 

 Хлопаем в так

Задача: чувствовать и воспроизводить в хлопках метрический пульс речи (стихов) и музыки.

Методика проведения: педагог читает стишок или исполняет музыкальную пьесу, дети улавливают и воспроизводят хлопками метрическую пульсацию.

 

                         

                             Сенокос

 

Задача: читать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными движениями. Развитие внимания, координации, метроритмического чувства.

Старый заяц сено косит,

А лиса сгребает.

Муха сено к возу носит,

А комар кидает.

Довезли до сеновала.

С воза муха закричала:

«На чердак я не пойду,

Я оттуда упаду,

Ноженьку сломаю,

Буду я хромая.

«косит»

«сгребает»

«носит»

«кидает»

вращение колёс

 

движение головы вправо-влево

притопы

4 прыжка на одной ноге

«хромает»

 

                             Помидоры

Задача: чувствовать и воспроизводить в хлопках ритм стихов.

Методика проведения: педагог и дети читают стишок  и воспроизводят хлопками ритм.

 

В огороде за забором

Созревают помидоры.

Держатся за колышки,

Греются на солнышке.

 

                           

                                   Ай, дуду

Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова.

Ай, дуду, дуду, дуду,

Сидит ворон на дубу.

Он играет во трубу,

Во трубу серебряну.

Через мышкин, мышкин дом

Идёт дым столбом, столбом.

Кошка с мышкой подрались,

В одной ямке собрались.

Пружинка с разворотом

 

Имитация игры на трубе

 

Изображают дым

 

Выброс пальцев кистей рук («брызги»)

Сужение круга в центре, присесть

                                   Волк

Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова.

Через речку, через мост            приставной шаг с пружинкой

Серый грозный волк идёт.     

Страшный волк-волчи-ще,        выбрасывание пальцев рук вперёд, 

                                                      раскрывая кулачки

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.             4 хлопка

Острые зуби-щи,                        выбрасывание пальцев рук вперёд,

                                                     раскрывая кулачки

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.              4 хлопка

 

                     Ты, мороз!

Задача: развитие слухового внимания, ритмичности.

Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уноси с собой.

А мы саночки возьмём

И на улицу пойдём.

Сяде в саночки-самокаточки,

С горки –Ух!

Сужение круга

Расширение круга

Сужение круга

Расширение круга

Лёгкий бег по кругу на носочках, держась за руки

 

Присели

 

                  Как на горке снег

Задача: развивать внимание, чувство ритма, координацию.

Как на горке снег, снег,

И под горкой снег, снег.

А под снегом спит медведь,

Тише, тише, не шуметь.

4 хлопка

4 шлепка по коленкам

7 притопов

«тс» - показать 4 раза

 

                     

                        Тили-бом!

Задача: развивать внимание, чувство ритма, координацию.

Тили-тили, тили-бом!

Сбил сосну зайчишка лбом!

Жалко мне зайчишку –

Носит зайка шишку.

Поскорее сбегай в лес,

Сделай заиньке компресс!

Прист. шаг, пружинка (2 раза)

3 хлопка, «ударить» ладонями по лбу

наклоны головы вправо-влево

 

лёгкий бег по кругу

на последнее слово - присесть

 

                           

                             

                              Тук-тук

Задача: развивать ритмичность, координацию, умение воспроизводить ритм стиха в звучащих жестах и на деревянных палочках.

 

Тук-тук-тук-тук-

Это что за стук?

Деревянный это звук:

Тук-тук-тук-тук.

 

Тук-тук-тук-тук-

Это что за стук?

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом.

 

 

Кулачок о кулачок

Хлопки

Шлепки

Кулачок о кулачок

 

Кулачок о кулачок

Хлопки

Шлепки

Кулачок о кулачок

 

                                    Маляр

Задача: развивать плавность движений, чувство ритма, координацию движения и речи.

Есть у мастера сноровка:

Водит кистью очень ловко,

Тянет следом за собой

Ленту краски голубой.

Удивлялась птичья стая,

Мимо дома пролетая:

«Вот так крыша! Чудеса!

Голубей, чем небеса».

Плавные движения рук, будто красим кистью

 

 

 

«Незнайка»

 

Хлопки

 

                       

                     Едет мышка на ежах

Задача: развивать внимание, координацию, чувство ритма.

Трах-трах-тарарах!

Едет мышка на ежах.

 - Подожди, колючий ёж!

Больше ехать невтерпёж!

Больше ехать невтерпёж!

Очень колешься ты, ёж!

Хлопки

Шлепки по коленкам

Щелчки-клювики

Притопы

Хлопки – «тарелочки»

Хлопки

 

                     

                      Котенька-коток

Задача: развивать внимание, чувство ритма, координацию.

Ах ты, котенька-коток,

Котя – серенький хвосток.

Приди, котик, ночевать,

Нашу деточку качать.

Я тебе коту, коту

За работу заплачу.

Дам кусочек пирога

Полну миску молока.

Шаги по кругу, «вышагивать» ритм.

 

«Зовут» ручками

плавные движения качания

Шаги по кругу в другую сторону

 

Будто держат пирог и миску на ладошках,делают пружинки в это время



Предварительный просмотр:

                               Средняя группа 

 

                         Что ты, ёж?

Задача: развивать координацию (движение и слово). Учиться выполнять боковой приставной шаг, сужать и расширять круг.

Методика проведения: Дети выполняют движения, стоя в кругу, произнося чётко текст.

   Что ты, ёж, такой колючий?       (2 приставных шага с «незнайкой»)

   Это я на всякий случай.                  (4 раза грозят пальчиком)

   Ведь в лесу мои соседи                    (сужение круга, 4 шага)

  Лисы, волки да медведи.                (расширение круга, 4 шага)

 

                     

                           Настали стужи

Задача: учить детей читать стихи в ритме, сопровождая их движением; развивать ритм и координацию.

Методика проведения: дети сидят на стульях, выполняют ритмизацию текста с движениями.

 Наконец настали стужи.             4 хлопка

 Во дворе замёрзли лужи.              (будто шлёпают ладошками по льду)

 И, чирикая, детей                        («клювики»)

 Поджидает воробей.                (повороты головы вправо-влево  с кивком на 4 счёта)

 

                                Утята

Задача: освоить равномерный ритм на барабане и глиссандо на металлофоне; выполнять ритмизацию текста с движением.

Методика проведения:

1) дети выполняют ритмизацию текста с хлопками, затем с движением.

2) добавляются барабан и металлофон, задания распределяются между группами детей.

  Вышли с мамой налегке                          шаг + игра на барабане

  Малые ребята.        

  И поплыли по реке                               «плывут» + глиссандо на металлофоне

  Жёлтые утята.

 

                              Капли

Задача: передать смену ритмической пульсации в движении.

Методика проведения:

Капли раз, капли два,

Капли медленно сперва –

Кап-кап, кап-кап,                              (ладошки-капельки  )

Кап-кап, кап-кап.

Стали капли поспевать,          

Капля каплю догонять –

Кап-кап, кап-кап,                                 (ладошки-капельки  )

Кап-кап, кап-кап.

 

Зонтик поскорей раскроем,        

От дождя себя укроем.                        (имитируют крышу)

 

 

                             Ёж

Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением.

По дорожке ёж, ёж                           шаги

Собирает, фош-фош,

Яркие листочки,                              пружинка с разворотом

Вкусные грибочки.                                       ( 4 раза)

 

                               Волк

Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением.

Через речку, через мост                     приставной шаг с пружинкой

Серый грозный волк идёт.      

Страшный волк-волчи-ще,                 выбрасывание пальцев рук вперёд,

                                                               раскрывая кулачки

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.                      4 хлопка

Острые зуби-щи,                                  выбрасывание пальцев рук вперёд,

                                                                раскрывая кулачки

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.                       4 хлопка

 



Предварительный просмотр:

Упражнения для развития ориентировки в пространстве.

«Вот такие звери»

Цель: Развитие слухового внимания, выполнение подражательных движений.

Содержание: Дети с помощью педагога подбирают движения, характерные для данного животного и соответствующие характеру музыкальных отрывков. В дальнейшем педагог предлагает детям выполнять знакомые подражательные движения, меняя их со сменой музыки.

« Запомни своё место в колонне».

Цель: Развитие зрительной  и двигательной памяти, ориентировки в пространстве.

Содержание: И.П.  Дети стоят в колонне. Педагог предлагает им запомнить своё положение в колонне. Под маршевую музыку дети маршируют в колонне. Под лёгкую музыку дети разбегаются врассыпную. На музыку марша дети вновь должны выстроиться в колонну в том же порядке и продолжать движение шагом. (Движения и музыку можно варьировать).

«Попрыгаем и похлопаем»

Цель: Развитие чувства ритма и координации движения.

Содержание: Дети выполняют ритмичные прыжки на двух ногах,  одновременно хлопая в ладоши. Ритмичность прыжков с хлопками соответствует ритму музыки. Постепенно упражнение можно усложнить: выполнять прыжки, чередуя хлопки над головой и по бокам.

« Разные движения»

Цель: Развивать умения согласовывать движения с музыкой.

Содержание: Педагог предлагает детям прослушать три разные пьесы и придумать к ним движения. Менять движения  в соответствии со сменой музыки. Полька – подскоки, вальс – кружение, русская народная пляска – «распашонка».

Но развивать способности можно и по средствам дидактических игр,  которые я  изготовила с картотекой по возрастам.  Например:

Игра «Прогулка»

(для младшего возраста)

Цель: развитие чувства ритма.

Материал: палочки - стукалочки

Содержание игры:  Музыкальный  руководитель предлагает  детям совершить прогулку прямо в зале и   взять с собой палочки - стукалочки, которыми дети  будут  отстукивать ритм  в соответствии с предложенной педагогом ситуации (спуск по лестнице, бег,  прыжки,  редкие и частые  капли дождя и т.д.)

карточки – схемы (приложение), подобрала соответствующую музыку (картотека аудиокассет)

Игра «Учитесь танцевать»

( для старшего дошкольного возраста)

Цель: развитие чувства ритма.

Материал: Большая и маленькие деревянные матрёшки.

Содержание игры:  М.р.  предлагает детям научить танцевать своих  матрёшек. Педагог держит в руке большую матрёшку и отстукивает ей ритмический рисунок, который должны повторить дети,  отстукивая  его своей маленькой матрёшкой.  Ритмический рисунок должен постоянно меняться. При повторении игры ведущим может стать ребёнок, правильно выполнивший задание.

Игра «Снеговики и Снежинки»

(для младшего возраста игра проводится сидя на стульях; для старшего – в движении).

Цель: Различать разнохарактерные мелодии, согласовывать движения с музыкой.

Содержание: (для младших) На музыку польки мальчики – «снеговики» должны хлопать в ладоши. Под музыку вальса девочки - «снежинки» должны плавно вращать кистями рук.

(Для старших) При звучании польки мальчики – «снеговики» движутся подскоками. При звучании вальса девочки - «снежинки» выполняют лёгкий бег или  танцевальные движения.



Предварительный просмотр:

67

Ценность в пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи. Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы. Текст находит здесь не буквальное отражение: определённая жесто-смысловая символика «взывает» к своей расшифровке и интерпретации.

Пальчиковые игры:

• развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;

• «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений);

• повышают общий уровень организации ребёнка.

• направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.

Начинаем работу над пальчиковыми играми с самого раннего дошкольного возраста, используя короткие по объему и несложные по содержанию тексты, доступные детям. Текст проговаривается взрослым выразительно, несколько утрированной интонацией с жестовым сопровождением. Дети на этом этапе сопровождают жестами речь взрослого, подговаривая текст по желанию, в основном в самые любимые моменты. В старшем дошкольном возрасте пальчиковые игры усложняются, жесты становятся наиболее символичными, в результате чего игры превращаются в настоящий пальчиково-речевой театр.

                 МАЛЬЧИК-ПАЛЬЧИК

На вступление указательными пальчиками изображаем стрелочки часиков и говорим : «Тик – так, тик – так»…

Мальчик - пальчик лёг поспать

Указательный палец смотрит вверх, остальные поджаты

На ладошку, как в кровать.

Положить указательный палец на ладонь второй руки. Большой палец второй руки прижат к ладони (подушка)

А когда прохладно стало,

Он укрылся одеялом. горим два раза

Обхватить указательный палец одной руки остальными пальцами другой

На проигрыш детки говорят : «Баю-баю, баю-бай»

И всю ночь так пролежал,

А когда он утром встал,

Исходное положение

Начал братьев поднимать,

Поочерёдно разжимаем остальные пальцы, начиная с большого

Чтобы с ними поиграть.

Шевелим пальцами и последние две строчки повторяем два раза

                          ГУСЕНИЦА

На вступление скрещенные ручки-бабочки летают

Маленькая гусеница по листу ползёт,

Указательный палец правой руки – гусеница. «гусеница» ползёт по листочку (ладони левой руки)

Листик, как конфеточку, целый день грызёт.

«Скребём» пальцем правой руки (гусеница) по ладони и пальцам левой.

Наконец накушалась, кокон вдруг свила.

Пальчиками – «моталочка» перед собой

В коконе, как в домике, зиму проспала.

Прячем указательный палец правой руки в кулаке левой руки.

(Гусеница в коконе)

А весной той куколке надоело спать.

Превратилась в бабочку, чтоб везде летать.

Ладони раскрываем, скрещиваем руки в области кистей (бабочка), «машем крылышками».

                         ДВА КОЗЛИКА 

                                  (делаем в парах)

На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные, делаем «рожки» левой рукой. А правые руки дети кладут на плечо друг другу- это «мостик».

Как-то раз к кому-то в гости

Шёл козлёнок через мостик,

Держим кисти горизонтально, сближаем руки.

А навстречу шёл другой,

Возвращался он домой.

На первый слог каждой строчки

соединяем руки с размаха – «козлики бодаются»

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

Вот с разбега лбами - бух!

На слово "бух" - хлопаем в ладоши

И с моста в водичку - плюх!

«моталочка» руками перед собой

Шлепок руками по коленям. И затем поза «удивления» глядя вниз, как в речку.

                        ПОМОЩНИКИ

Без вступления

Маленькая Катя умница была:

В комнате работу всем зверям дала.

Чашечки собачка моет язычком,

Левая рука - чашечка, скребём пальцами правой руки по её ладони

движение "от себя" тыльной стороной пальцев

Мышка подбирает крошки под столом.

Щипают пальцами правой руки ладонь левой

Кошка коготками лавочку скребёт,

Скрести согнутыми пальцами (коготками) ладонь левой руки

Курочка рябая пол крылом метёт.

Скользящее движение ребром ладони одной руки по другой

Катя варит кашу для зверят своих

Указательным пальцем правой руки

вращательные движения в ладони левой руки

За работу хвалит, с ложки кормит их

"Зачерпываем кашку из кастрюльки" левой рукой (ложкой),

протягиваем левую руку вперёд (кормим зверят)

                             ПЕРЧАТКА

Весёлая мышка перчатку нашла,

Ладонь раскрыта, пальцы растопырены (перчатка)

Поворачивают руки то ладонью, то тыльной стороной вперёд.

Гнездо в ней устроив,

Ладони смыкаются "ковшом"

Мышат позвала.

Ладони раскрываются, смыкаясь боковыми сторонами

Сгибают - разгибают пальцы ("зовущий" жест)

Им корочку хлеба дала покусать,

Кончиком большого пальца поочерёдно стучат по кончикам

остальных пальчиков.

Погладила всех

Большой палец гладит остальные (скользящим движением

от мизинца к указательному.

И отправила спать. Ладони прижаты друг другу, кладутся под щёку (спят).со слов "им корочку хлеба...." повторить два раза.



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ ☼

 

 

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.

Во всех существующих комплексных программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития и двигательной подготовленности.

Однако, современные тенденции в обществе свидетельствуют об обратном - растет число детей с различными проблемами в состоянии здоровья с рождения, раннего или дошкольного возраста.

Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду.

Сохранить здоровье ребенка – главная задача, стоящая перед всем персоналом детского сада. Опыт показывает, что только совместная работа педагогов и медицинских работников по оздоровлению детей может дать необходимый эффект.

Сущность (значение) опыта: музыка-это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей - в наших силах. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. 

                                                   

  Это заключение и послужило толчком для создания опыта работы, соединяющей традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями.

   Целью музыкально-оздоровительного воспитания в дошкольном образовательном учреждении является: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни.

 В результате работы над данной проблемой была создана система музыкально-оздоровительной работы, объединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями. В рамках системы музыкально-оздоровительной работы разработаны формы организации музыкально-оздоровительных мероприятий.

Новизна: На музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.

Доступность: Система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Результативность: Повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы детей. Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений.

 Основа данного опыта базируется на программах и методических пособиях:

по музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Праздник каждый день» И.Каплуновой, «Музыкальное воспитание в детском саду» М.Зацепиной, «Музыкальное воспитание дошкольников» О. Радыновой, Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнниковой, Программа «Ритмическая мозаика», «Топ-хлоп, малыши» А. Бурениной; технологии Е.Железновой «Ритмика для малышей», «Пальчиковые игры», «Развивающие музыкальные игры», «Игры для здоровья», Т. Лобановой «развивающие игры, как здоровьесберегающая основа», В.В.Емельянов «Фонопедическое развитие голосового аппарата», Е.А.Алябьева «Коррекционные занятия»,  А.П.Зарина «Музыка и движения в коррекционной работе»

 

        Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги и медики ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление в музыкальном воспитании дошкольников.

Цель проводимой работы: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Помимо образовательных и воспитательных задач, такая работа ставит перед собой и оздоровительные задачи:
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
3. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).


Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.


Результатами этой работы являются:

1. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка
2. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями)
3. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей
4. Повышение уровня речевого развития
5. Стабильность физической и умственной работоспособности.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование разнообразных здоровьесберегающих технологий. Среди которых валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия. На некоторых технологиях остановимся подробнее.

Валеологические песенки – отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.



Доброе утро!
Доброе утро! /Поворачиваются друг к другу
Улыбнись скорее! /Разводят руки в стороны
И сегодня весь день /Хлопают в ладоши
Будет веселее.

Мы подгладим лобик /Движения по тексту
Носик и щечки
Будем мы красивыми /Постепенно поднимают руки вверх,
Как в саду цветочки / выполняя «фонарики»

Разотрем ладошки /Движения по тексту
Сильнее, сильнее
А теперь похлопаем
Смелее, смелее.

Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем
Улыбнемся снова
Будьте все здоровы!

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Медиками доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении (в том числе и легочной ткани), способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

Основными задачами дыхательных упражнений являются:

1.  Укреплять физиологическое дыхание детей

2. Тренировать силу вдоха и выдоха
3. Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох)
4. Развивать продолжительный вдох.

       Работа над дыханием предваряет пение песен, а также может быть и самостоятельным видом деятельности. В игровой форме, с помощью несложных упражнений, я учу детей дышать правильно. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие.


   В работе с дошкольниками я использую несложные упражнения Александры Николаевны Стрельниковой, разработавшей известную методику дыхательной гимнастики для оздоровления. Принципы этой методики – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движением и пассивный выдох.


Упражнение «Ладошки»

(по А.Н.Стрельниковой)

Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки
Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем, то спокойно выдыхаем.

(На счет «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки), одновременно с движением шумно вдыхаем носом. Сразу после короткого вдоха, ладошки разжимаются – выдох)

Чудак
Там, на холмах, сидит чудак,
Сидит и дует так и сяк.
Он дует вверх,
Он дует вбок,
Он дует вдоль и поперек.

Затем педагог кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги осенний листок (снежинку, тучку, птичку, воздушный шарик) и подносит его ко рту ребенка. Называя имя ребенка, он аккуратно сдувает листок. Ребенок ловит его и, сдувая, называет имя следующего ребенка.


 

      Еще один интересный элемент музыкально-оздоровительной работы  – игроритмические упражнения. Это специальные упражнения для согласования движений с музыкой. Игра и движение - важнейшие компоненты жизнедеятельности детей. Подобные упражнения способствуют развитию воображения, музыкально-творческих способностей ребенка, формированию процесса восприятия и включению в работу обоих полушарий мозга, снимает мышечную закрепощенность, улучшает физическое самочувствие, повышает общительность детей. Через игроритмические упражнения ребенок выражает свои чувства и высвобождает накопленную энергию, превращая её в акт творчества.

Дождь
Дождик слабенький бывает, вот такой… /тихо и редко хлопает в
/ладоши (половинные)
Ну-ка, хлопайте, ребятки, все со мной! /дети повторяют движение

А бывает дождик сильный, вот такой… /хлопает в ладоши сильней
/(четвертные)
Снова хлопайте, ребятки, все со мной! /дети повторяют движение

А ещё бывают в небе чудеса –
гром гремит и начинается ГРОЗА! /топает и хлопает
/одновременно (восьмые).
/Дети подхватывают движения


Лужи
Шлеп-шлеп-шлеп - /Дети ритмично постукивают
Иду по лужам. / ладонями по ногам.
Хлюп-хлюп-хлюп — / Ритмично притопывают ногами.
Вода в ботинках.
Кап-кап-кап — /Поднимают руки вверх и рит-
                           / мично щелкают пальцами —
Мне зонтик нужен. с /одновременным движением рук сверху вниз.
Оп-оп-оп — /Скрещивают руки на груди и
Вода по спинке. / ритмично похлопывают по предплечьям.

Буль-буль-буль — /Выполняют ритмичную пру-
Упала шапка. / жинку.
Ой-ой-ой, / Качают головой, руки к голове.
Кругом вода.
Да-да-да, / Ритмично кивают головой.
Себя так жалко.
Одевайтесь в дождь всегда!


 
Игровой массаж.  Почему нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком? Почему всем – и взрослым, и детям – нравится массаж? Все дело в том, что, массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, желудку и другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека.  Ребенок может легко научиться этому в игре.  На музыкальных занятиях игровой массаж проводится под музыку – слова пропеваются (или же используется ритмодекламакция), или же музыка звучит просто фоном.

Использование игрового массажа А.Уманской, М. Картушиной повышает защитные свойства всего организма. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.


Дождик
(дети встают друг за другом «паровозиком»)

Дождь, дождь, надо нам
Расходиться по домам /хлопают ладонями по спине

Гром, гром, как из пушек
Нынче праздник у лягушек /поколачивают кулачками

Град, град, сыплет град
Все под крышами сидят /постукивают пальчиками

Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин /поглаживают спинку ладошками

(дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж еще раз)


Вот на улице мороз

Вот на улице мороз! /Поглаживают руки
Ну-ка, все потрите нос! /Трут кончик носа.
Ни к чему нам бить баклуши /Грозят правым указательным пальцем.
Ну-ка, взялись все за уши:
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели! /Указательным и большим пальцами /держатся за мочки ушей
                                    /и вращают их вперед, затем назад.
По коленкам постучали, /Стучат ладонями по коленям.
По плечам похлопали, /Руки — скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.
Ножками затопали! /Топают ногами.


         Важное место на музыкальных занятиях 
занимают пальчиковые игры.  Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизмы речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Несложная, легко запоминающаяся мелодия и доступные движения позволяют включать пальчиковые игры в занятия с трехлетнего возраста (вторая младшая группа). Тексты для этих игр должны быть довольно-таки простыми -  русские народные песенки, потешки, считалки, короткие стихотворения.

Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, рисованию), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.


Кошка

Посмотрели мы в окошко /делают пальцами обеих рук «окошко»
По дорожке ходит кошка / «бегают» указательным и средним пальцами
                                          /правой руки по левой руке.
С такими усами /показывают «длинные усы»
С такими глазами /показывают «большие глаза»
Кошка песенку поет
Нас гулять скорей зовет /»зовут» правой рукой


Песочный домик

Вот песочница большая /разводят руки в стороны
С крышею в горошек /руки «домиком» над головой
Из песка мы строим дом /стучат кулачком о кулачок
В доме пять окошек /показывают раскрытую ладошку – «пять»
Первое – для зайчика /загибают по очереди пальчики
Второе – для совочка
В третьем куколка стоит
В четвертом – два грибочка.
В пятом кругленьком окошке
Уложили спать мы кошку /ладошки «спят» под щечкой
Только кошке места мало /грозят пальчиком
Прыг! И домик наш сломала /шлепают ладошками по коленям.



       
Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в работе логопеда и воспитателя, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с младшего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.   Речевые игры, сопровождающиеся движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками и др.), звуками детских музыкальных инструментов, прекрасно развивает чувство ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми, а поддержка текса движениями или музицированием способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевых играх побуждают детей импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал 

Листопад

Осень, осень! Листопад! (ритмичные хлопки)

Лес осенний конопат (щелчки пальцами)

Листья рыжие шуршат (трут ладошкой о ладошку)

И летят, летят, летят! (качают руками)


          
Музыкотерапия - одно из перспективных направлений оздоровительной работы в ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдом М.Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
        Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности, физически взбодрить. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце, а вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.

       В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием классической и специальной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы.


Зайчата
(комплекс упражнений для пробуждения)

Вот пушистые зайчата мирно спят в своих кроватках
Но зайчатам хватит спать, пора сереньким вставать.

Ручку правую потянем, ручку левую потянем.
Глазки открывает, с ножками играем.

Поджимаем ножки, выпрямляем ножки
А теперь бежим скорей по лесной дорожке.

С боку на бок повернемся,
И уже совсем проснемся!

 

 

     

       Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача ДОУ. Организация в детском саду музыкально-оздоровительной работы с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает в комплексе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.  Ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.