Внеурочная деятельность

Шебанова Маргарита Александровна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеурочная деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО. Лекция Ивановой И.В.

Слайд 2

СОДЕРЖАНИЕ Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Требования ФГОС НОО к организации внеурочной деятельности. Разработка программ внеурочной деятельности НОО.

Слайд 3

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС.

Слайд 4

Основная цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Проблемы России Стратегия 2020 Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

Слайд 5

Стандарт как социальная конвенциональная норма, реализующая общественный договор ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность

Слайд 6

Основы школьного стандарта ФГОС НОО общественный договор – социальный запрос семьи, общества и государства Научная основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход Стратегия 2020

Слайд 7

Цель начального образования, определенная в ФГОС НОО : Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности , т.е. овладение учебной деятельностью как ведущей в младшем школьном возрасте. Её сформированность предполагает: умение учиться («умею себя учить»); наличие развитых познавательных интересов («люблю учиться, всё интересно»); внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»); элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»).

Слайд 8

« Начальное образование должно обеспечить «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития». «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».– М., 2009, с. 6.

Слайд 9

Основные результаты начального образования формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий , обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познава- тельной, саморегуляции Развитие личности учащегося, формирование «компетентности к обновлению компетенций»

Слайд 10

Метапредметные Предметные Личностные Требования к результатам освоения основной образовательной программы Результаты образования Развитие «компетентности к обновлению компетенций»

Слайд 11

Личностные самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоидентификация, самоуважение и самооценка) смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания») морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков) Регулятивные управление своей деятельностью контроль и коррекция инициативность и самостоятельность Познавательные работа с информацией работа с учебными моделями использование знако-символичес-ких средств, общих схем решения выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие Коммуникативные речевая деятельность навыки сотрудничества

Слайд 12

ФГОС НОО « В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план предусматривает время: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; на внеурочную деятельность » .

Слайд 13

Главный целевой ориентир внеурочной деятельности Содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности . Результативность воспитательного процесса Достижение педагогом такого качества организации совместной деятельности воспитанников, ее видов и форм, при котором обеспечивается реальная возможность: разностороннего личностного проявления , обогащения личного опыта социально и личностно-значимым содержанием, продуктивности их деятельности, выражаемой в соответствующих предметно-практических достижениях.

Слайд 14

Задачи внеурочной деятельности внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию; внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся; происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения. учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся

Слайд 15

ФГОС НОО « Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Время , отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов » . « При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта . В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей » .

Слайд 16

2. Требования ФГОС к организации внеурочной деятельности.

Слайд 17

Нормативные документы по организации внеурочной деятельности Закон РФ «Об образовании» (ст.9, ст. 14, ст.32) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ( утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373) Приказы Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 № 2357 об изменениях, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения (инф. письмо ДОН 06.04.2010 № 47-3315/10-10 Приложение к письму Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей». Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16). Постановление г лавного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. №27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин2.4.41251-03». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Слайд 18

Ориентиры в организации внеурочной деятельности запросы родителей, законных представителей первоклассников; приоритетные направления деятельности школы; интересы и склонности педагогов; возможности образовательных учреждений дополнительного образования; рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.

Слайд 19

Требования ФГОС к организации внеурочной деятельности школьников Предоставление учащимся возможности выбора широкого спектра занятий , направленных на всестороннее развитие личности. Проводится в формах, отличных от урочной системы . Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение . Ориентированность на образовательные потребности и запросы обучающихся и их родителей при проектировании программ внеурочной деятельности Все виды внеурочной деятельности должны быть ориентированы на достижение воспитательных результатов Занятия могут проводиться не только учителями одного общеобразовательного учреждения, но и другими преподавателями , в том числе педагогами учреждений дополнительного образования, работниками культуры и спорта.

Слайд 20

ФГОС НОО У чебный план определяет: Общий и максимальный объем нагрузки учащихся; состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности. Части учебного плана: 1. Обязательная 2. Формируемая участниками образовательного процесса (вариативная) 3. Внеурочная, ее характеристики: - это вариативная часть; - она не входит в максимально допустимую недельную нагрузку; - обязательная для финансирования.

Слайд 21

ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА Базисный учебный план Фундамен- тальное ядро Программа формирования универсальных учебных действий Примерные учебные программы Образовательный процесс Планируемые результаты обучения Система оценивания: критерии, процедуры, методы О П Е Р А Ц И О Н А Л И З И Р О В А Н Н Ы Й П Е Р Е Ч Е Н Ь А в т о р с к и е у ч е б н ы е п р о г р а м м ы и У М К

Слайд 22

Основная образовательная программа НОО должна содержать следующие разделы: 1) пояснительная записка; 2) планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы НОО ; 3) учебный план начального общего образования ; 4) программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени НОО ; 5) программы отдельных учебных предметов, курсов; 6) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО ; 7) программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; 8) программа коррекционной работ ы; 9) с истема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО. ИЗМЕНЕНИЯ, которые внесены в ФГОС НОО , утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373

Слайд 23

Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Организационный раздел включает: учебный план начального общего образования; план внеурочной деятельности ; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы начального общего образования . ИЗМЕНЕНИЯ, которые внесены в ФГОС НОО (приказ № 2357 от 22.09. 2011 г. ) План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности .

Слайд 24

Внеурочная деятельность как часть учебного плана организуется по направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Размещение внеурочной деятельности в учебном плане подчеркивает ее связь с учебной нагрузкой учащихся. Два варианта проектирования внеурочной деятельности: один УМК или несколько УМК.

Слайд 26

Направление внеурочной деятельности Факультатив, кружок, Общественно полезная практика класс I II III IV Общеинтеллектуальное «Удивительный мир слов» – 1 1 1 «В мире книг» 1 1 1 1 «Занимательная математика» 1 1 1 1 Шахматы 1 1 1 1 Социальное «Дом, в котором я живу: моя первая экология» «Все цвета кроме черного» «Экономика: первые шаги» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Духовно-нравственное Праздники, традиции и ремесла народов России «Этика: азбука добра» 1 1 1 1 1 1 1 1 Спортивно-оздоровительное «Я – пешеход и пассажир» 1 1 1 1 «Юный турист: изучаю родной край» 1 1 1 1 Основные направления внеурочной деятельности ( Начальная школа ХХ I века». Рук. Виноградова Н.Ф.

Слайд 27

«Перспективная начальная школа» предлагает программы внеурочной деятельности: 1. Программы научных клубов младших школьников «Мы и окружающий мир» и «Ключ и заря». Направления - научно-познавательное, общественно-полезное, проектное. 2. Программу кружковой (факультативной) работы по теме: «Музей в твоем классе» (художественно-эстетическое и научно-познавательное направление). 3. Программу факультатива по математике „Изучаем окружающий мир. Решаем Практические задачи“ (научно-познавательное направление). 4. Программы проектной исследовательской деятельности: «Изучаем родной край» (проектная деятельность, патриотическое направление); «Занимательная информатика» (проектная деятельность)

Слайд 28

Направления Формы организации внеурочной деятельности Часов в неделю по классам Всего I II III IV Спортивно-оздоровительное Конкурсы, соревнования, кружки, секции 2 2 2 2 8 Художественно-эстетическое «Музей в твоем классе» 2 2 2 2 8 Научно-познавательное направление и общественно-полезная деятельность* Научный клуб школьников «Мы и окружающий мир»(проектная деятельность) Научный клуб школьников «Ключ и заря» «Факультатив по математике» 3 3 3 3 12 Военно-патриотическое Экскурсии, конференции, игры, поисковые исследования 2 2 2 2 8 Проектная деятельность Программа «Изучаем родной край» «Занимательная информатика» 1 1 1 1 4 Итого 10 10 10 10 40 Сетка часов внеурочной деятельности (на примере «Перспективной начальной школы» *Научно-познавательное направление и общественно-полезная деятельность в сетке часов объединены в связи с интеграционным характером задач, решаемых предлагаемыми формами организации внеурочной деятельности

Слайд 29

Сетка часов внеурочной деятельности (на примере нескольких УМК) Направления Кол-во часов 2а (Перспективная начальная школа) 2б (Перспективная начальная школа) 2в (Школа 2100) 2г (Система Л.В. Занкова) Спортивно-оздоровительное направление (всего 8 часов) Лечебная физкультура 2 По выбору учащихся всех классов* Каратэ 1 Аэробика 1 Ритмика 4 1 1 1 1 Научно-познавательное направление (всего 12 часов) Клуб «Юный исследователь» 4 1 1 1 1 Факультатив по математике 1 По выбору учащихся всех классов НОУ «Юный эколог» 1 «Детская риторика» 1 1 «Экономика для малышей» 1 1 Клуб «Ключ и Заря» 2 1 1 Клуб «Мы и окружающий мир» 2 1 1

Слайд 30

Сетка часов внеурочной деятельности (на примере нескольких УМК) Направления Кол-во часов 2а (Перспективная начальная школа) 2б (Перспективная начальная школа) 2в (Школа 2100) 2г (Система Л.В. Занкова ) Проектная деятельность (всего 4 часа) «Изучаем родной край» «Занимательная информатика» 4 1 1 1 1 Художественно-эстетическое направление (всего 9 часов) Драматический театр 1 По выбору учащихся всех классов Хор 1 Клуб «Юный художник» 1 НОУ «Экскурсовод» 1 Кружок «Умелые ручки» 1 «Музей в твоем классе» 4 1 1 1 1 Общественно полезная (социальная) деятельность (всего 4 часа) Военно-патриотическое направление (всего 3 часа) Клуб «Поиск» 1 По выбору учащихся всех классов Круглый стол «Моя родословная» 2 Всего на 4 класса: 40 часов 40 часов

Слайд 31

3. Разработка программ внеурочной деятельности НОО.

Слайд 32

Работа на уроках в классе Внеурочные = внеучебные= занятия Работа по выполнению домашних уроков Учреждения ДО детей Учебный процесс Школьное образование Внешкольное образование

Слайд 33

Работа на уроках в классе Внеурочные = внеучебные= занятия Работа по выполнению домашних уроков Учреждения ДО детей Учебный процесс ГПД В-У занятия Школьное образование Внешкольное образование Дополнительные учебные программы Педагоги-руководители творческих объединений

Слайд 34

Работа на уроках в классе Внеурочные = внеучебные= занятия Работа по выполнению домашних уроков Учреждения ДО детей Учебный процесс ГПД В-У занятия Дополнительные учебные программы Педагоги – руководители творческих объединений Внешкольное образование Школьное образование Школьное дополнительное образование

Слайд 35

Виды организации деятельности школьников условно можно классифицировать по следующим признакам: 1 . по месту проведения (классная и внеклассная деятельность - школьная и внешкольная); 2 . по времени проведения (урочная и внеурочная деятельность);. 3 . по отношению к решению учебных задач (учебная и внеучебная деятельность). 1. По месту проведения 2. По времена проведения 3. По отношению к уч. задачам урочная классная учебная внеклассная внеурочная внеучебная школьная внешкольная

Слайд 36

Основные направления внеурочной деятельности Спортивно - оздоровительное Художественно - эстетическое Научно – познавательное Военно – патриотическое Общественно – полезная деятельность Проектная деятельность

Слайд 37

Виды внеурочной деятельности как основа разработки и реализации конкретных форм внеурочной деятельности Познавательная деятельность Игровая деятельность Проблемно-ценностное общение Досугово-развлекательная деятельность Художественное творчество Социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность) Трудовая (производственная) деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность Туристско-краеведческая деятельность

Слайд 38

Формы организации внеурочной деятельности Экскурсии Кружки Секции Круглые столы Конференции Диспуты Школьные научные общества Олимпиады Соревнования Поисковые и научные исследования Общественно-полезные практики и др.

Слайд 39

Результаты и эффекты Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата.

Слайд 40

Результаты и эффекты Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка, благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственное приобретения на процесс развития личности ребенка .

Слайд 41

3-й уровень результатов 1-й уровень результатов 2-й уровень результатов Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма. Форсирование результатов недопустимо.

Слайд 42

Уровни воспитательных результатов Первый уровень – приобретение школьником социального знания ( об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) Достигается во взаимодействии с педагогом

Слайд 43

Уровни воспитательных результатов Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества(человек, семья, Отечество, мир, знания, труд, культура) Достигается в дружественной детской среде (коллективе)

Слайд 44

Уровни воспитательных результатов Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия Достигается во взаимодействии с социальными субъектами за пределами школы

Слайд 45

Выделение трех уровней результатов внеурочной деятельности позволит Разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким представлением о результатах подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому диагностировать результативность и эффективность внеучебной деятельности оценивать качество программ внеурочной деятельности по достижению результатов, соответствие избранных форм предполагаемым результатам

Слайд 46

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Занятия детских объединений художественного творчества Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе Художественные акции и проекты школьников в окружающем школу социуме

Слайд 47

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Занятия спортивных секций, участие в оздоровительных процедурах Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции Спортивные и оздоровительные проекты школьников в окружающем школу социуме

Слайд 48

Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 49

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности 1. Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ, также можно использовать литературу используемых в учреждении УМК 2. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы или комплексные, тематические программы для всего периода обучения школьников с выделенными этапами для каждой ступени. 3. В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия.

Слайд 50

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности 4. В программе должно указываться количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных, в том числе активных (подвижных) занятий. При этом рекомендуется : количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий. 5. Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников как одновозрастной, так и разновозрастной группы. 6. Все программы внеурочной деятельности должны быть приняты решением педагогического совета (или методического) и утверждены директором образовательного учреждения.

Слайд 51

Типы образовательных программ по форме организации и процессу педагогической деятельности: комплексные образовательные программы , предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности; тематические образовательные программы , направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.);

Слайд 52

Типы образовательных программ по форме организации и процессу педагогической деятельности: образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности; возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников); индивидуальная образовательная программа младшего школьника.

Слайд 53

Программы внеурочной деятельности школьников Примерные ; модифицированные (измененная с учетом особенностей и формирования групп детей, режима и т.д.); экспериментальные (изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знаний, внедрение новых педагогических технологий); авторские (программа полностью написана педагогом или коллективом педагогов, ее содержание – это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью).

Слайд 54

Методические рекомендации по содержанию и оформлению образовательных программ Закон РФ «Об образовании» (ст.9, ст. 14, ст.32) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373) Приложение к письму Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. №27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин2.4.41251-03»

Слайд 55

Титульный лист Вышестоящие органы образования (по подчиненности учреждения). Название образовательного учреждения, в котором разработана программа. Ф.И.О. ответственного работника, утвердившего программу с указанием даты утверждения. Дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации. Название программы (по возможности краткое и отражающее суть программы). Возраст детей, на который рассчитана программа. Срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана). Автор программы (Ф.И.О, занимаемая должность). Название города. Год создания программы

Слайд 56

Пояснительная записка Раскрываются цели образовательной деятельности, обосновывается отбор содержания и последовательность, изложения материала, дается характеристика формам работы с детьми и условиям реализации программы. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс. Цель и задачи программы. Отличительные особенности программы. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа. Режим занятий. Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

Слайд 57

Учебно-тематический план (с определением основных видов учебной деятельности обучающихся) Раскрывается последовательность тем курса, указывается число часов на каждую тему, соотношение времени теоретических и практических занятий.

Слайд 58

Содержание программы Это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описание темы включает: ее название; основные узловые моменты; формы организации образовательного процесса (теоретические, практические). Содержание излагается в виде констатации вопросов, выносимых на обсуждение. Изложение ведется в именительном падеже. Обычно первая тема – введение в программу.

Слайд 59

Методическое обеспечение программы Описание основных методов организации учебно-воспитательного процесса. Перечень дидактических материалов.

Слайд 60

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Краткая характеристика средств, необходимых для реализации программы: кадровых — перечислить педагогов, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора; материально-технических — дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов (в расчете на число обучающих.

Слайд 61

Список литературы: используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса; рекомендуемая для детей и родителей.

Слайд 62

Экспертиза образовательной программы К любой программе, предлагаемой к реализации, за исключением примерной (типовой), прилагается рецензия. Должно быть две рецензии: внутренняя; внешняя.

Слайд 63

Творческих успехов в работе!



Предварительный просмотр:

        Новый стандарт вводит внеурочную деятельность как важнейшую сферу школьной жизни. Под понятием ВД попадают все те виды Д школьников кроме учебной Д на уроке, с помощью которых возможно решать задачи их воспитания и социализации.

        В стандартах ВД рассматривается в 2 планах: как сфера индивидуализации (где ребенок может выстроить свою образовательную траекторию) и сфера воспитания – формирования российской индентичности школьников.

        Выделяются основные направления ВД …

        Эти направления являются содержательными ориентирами при организации ВД. При всей их значимости они не покрывают всего видового многообразия деятельности детей в школе. Поэтому с направлениями ВД целесообразно выделять и виды ВД.

        Этих видов выделяется 9…

        Организовывать ВД целесообразно вокруг этих видов деятельности, т.е. в зависимости от вида деятельности выбирать конкретные формы деятельности.

При  организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

        В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьезная путаница понятий «результат» и «эффект». Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т.д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребенка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от воспитательных «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов. То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и социализации (в том числе, сам ребенок) достигли своих результатов. Тогда в чем же результат воспитательной деятельности педагога?

Выделяются три уровня воспитательных результатов ВД школьников.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2 й уровень – школьник ценит общественную жизнь

3 уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее страновом, этническом, гендерном и других аспектах.

Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков граждановедения, занятий по изучению прав человека и т.п. Даже самый лучший урок граждановедения может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не все). А вот если школьник приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе), и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.

Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности. Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее – тип образовательной формы, то есть ряд содержательно и структурно близких форм).

Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.  

Трудовая Д Кружок по технологии – изготовление из цветной бумаги кормушки, скворечника (приобретение знаний о том, что птицам нужна помощь) Знать – знают, но необязательно будут применять.

Изготовление на занятиях кружка из подручных материалов кормушки, вывешивание во дворе школы, подкармливание птиц.

Самостоятельно изготовление, с родителями. Вывешивание во дворе, акция в дет.сад или др.

Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности» (табл.) 

Опираясь на взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности, был разработан Методический конструктор. Он может быть использован педагогами для разработки образовательных программ внеурочной деятельности с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения

 

 Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель. Внеурочная деятельность может осуществляться через

Опираясь на данную базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:



Предварительный просмотр:

Воспитательные

результаты

Приобретение школьником  социальных знаний

(1 уровень)

Формирование ценностного отношения к реальности

(2 уровень)

Получение опыта самостоятельного общественного действия

(3 уровень)

Формы внеурочной деятельности

 

 

 

______________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Программа летнего оздоровительного лагеря

«Колобок»

МКОУ «Серпейская средняя школа»

http://serpeisk-adm.ru/tinybrowser/images/foto/2017/01/_full/_26.jpg

                                                        колобок.jpg

                                Разработчик программы:

                                                             Шебанова Маргарита Александровна

ИНФОРМАЦИОННАЯ  КАРТА  ПРОГРАММЫ

Название

Программа летнего оздоровительного лагеря «Колобок».

Тематика  

Организация летнего досуга детей  в целях укрепления их физического и нравственного здоровья.

Наименование организации

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Серпейская средняя общеобразовательная школа »

Адрес организации

Калужская область, Мещовский район, с. Серпейск ул. Ленина д.17

Телефон

8-48446-95646

Ф.И.О. руководителя организации

Филонов Евгений Николаевич, директор МКОУ «Серпейская средняя школа»

Разработчик программы  

 Шебанова Маргарита Александровна, заместитель директора по воспитательной работе. 

Нормативно-правовое

обеспечение

  1. Конституция РФ;
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании»
  3. Федеральный закон  «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ
  4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ;
  5. Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ;
  6. Федеральный Закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1;
  7. Трудовой Кодекс РФ
  8. Конвенция ООН о правах ребенка
  9. Устав образовательного учреждения;
  10. Положение о детском оздоровительном лагере;
  11. Правила внутреннего распорядка в детском оздоровительном лагере.

Концепция программы

В основе концепции лагеря «Колобок» лежит  эффективно построенная воспитательная система, направленная на самореализацию  ребенка посредством  включения его в  различные виды деятельности.

Концепция основана на следующих идеях:

  • Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин).
  • Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский).
  • Идея развития личности в процессе деятельности (В. Бехтерев, И. Блонский, Л.С. Выготский).
  • идея формирования педагогической среды, способствующей самореализации личности (Н. Ф. Талызина, В. А. Ясвин);
  • идея повышения эффективности дополнительного образования через развитие творческого потенциала учащихся (А. И. Щетинская).  

Цель программы

Создание благоприятных условий для полноценного отдыха, оздоровления детей.

Задачи программы

  1. Содействовать формированию краеведческой культуры, гражданско-общественной и коммуникативной компетентности воспитанников
  2. Способствовать развитию  личностного потенциала каждого ребенка.  
  3. Организовать сотрудничество  детей и взрослых на основе соуправления.

Принципы программы

  1. Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность, создание ситуации успеха; поощрение достигнутого.
  2. Принцип включенности подростков в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня.
  3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
  4. Принцип сочетания оздоровительных, развивающих, воспитательных и развлекательных мероприятий предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня.
  5. Принцип гуманизации отношений (построение отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху)
  6. Принцип  дифференциации  воспитания (отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей).
  7. Принцип сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
  8. Принцип личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
  9. Принцип уважения и доверия.
  10. Принцип  безопасности 

Механизм реализации программы

  1. Подготовительный период (формирование пакета документов, разработка программы, создание условий для реализации программы,  разработка маршрутов экскурсий, программ творческих мастерских, объединений, установление внешних связей, согласование плана с сельским домом культуры и сельской библиотекой, приобретение необходимого инвентаря, проведение инструктивных совещаний с сотрудниками лагеря и т.д.)
  2. Основной период (изучение природы, культуры и истории своего края, турниры, соревнования, экскурсии, тематические  мероприятия).
  3. Заключительный период (рефлексивно-аналитический). Подведение итогов работы. Диагностика. Рефлексия и анализ.

Методическое обеспечение программы

В основе реализации программы лежит деятельностный подход.

Основными методами организации деятельности являются:

  • Коллективная  творческая деятельность (КТД)
  • Игры (сюжетно-ролевые, спортивные, интеллектуально-познавательные)
  • Театрализация  (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы)
  • Творческие  мастерские
  • Состязательность (распространяется на все сферы творческой деятельности)

Основные направления

Краеведческое: экскурсионная деятельность «Памятные места села Серпейск», познавательная деятельность по изучению природы родного края «Экологическая тропа», «Я живу в Серпейске», «Летопись села».

Спортивно-оздоровительное:

 развитие навыков гигиены, организация  полноценного рационального питания, приобщение детей к здоровому образу жизни; вовлечение воспитанников в активную спортивно-оздоровительную деятельность;

Содержательно-досуговое: организация тематических мероприятий (праздники, игры, конкурсы,  шоу – программы), организация работы пресс-центра.

Содержательно-досуговая деятельность также имеет краеведческую направленность.

Ожидаемые результаты. Критерии результативности

Воспитанник с заложенными основами  ценностных отношений культурно-регионального сообщества (культурных и нравственных ценностей «малой» родины):

  1. Изучающий природу родного края с целью бережного отношения к природным ресурсам (узнаю сам – познакомлю других – сохраним природу вместе), пропагандирующий бережное отношение к природе края.
  2. Способный самореализоваться в личностно-значимой деятельности:
  • разработать и провести экскурсию ( по селу)
  • подготовить и провести викторину по краеведческим темам
  • изготовить поделки, рисунки в различных техниках
  • организовать подвижные игры для друзей.

  1. любознательный, активнопознающий мир;
  2. владеющий навыками сотрудничества;
  3. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Сроки реализации

Краткосрочная программа (1-я смена 2018г.). Программа рассчитана на 21 день.

Категория участников программы

Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Возраст участников программы: 7-12 лет.

Кадровое обеспечение программы

  1. Начальник лагеря
  2. Воспитатели
  3. Инструктор по физической культуре

 

Материально-технические условия реализации программы

  1. Игровые комнаты с необходимым набором оборудования
  2. Спортивный зал
  3. Открытая спортивная площадка
  4. Кабинет с мультимедийным оборудованием
  5. Шахматный уголок
  6. Библиотека
  7. Столовая

Социальное партнерство

  1. Сельская библиотека
  2. Сельский ДК
  3. Школьная библиотека.
  4. Музей г. Мещовск
  5. Никольский храм с Серпейск


  1. Обоснование актуальности программы.

Лагерь – это место, где каждый ребенок

может состояться как уникальная личность…

Лагерь – это большая, умная Игра,

которая помогает детям радоваться жизни,

праздновать жизнь практически ежечасно.

С.А.Шмаков

   Летние каникулы – благоприятный  период для развития творческого потенциала детей, приобщения к культурным ценностям, вхождения в систему социальных связей, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Для педагогов это время связано с особой ответственностью. Им необходимо решить непростой вопрос: как, с помощью каких форм и методов, организовать каникулярное время так, чтобы дети хорошо отдохнули, поправили здоровье, набрались сил, пополнили свои знания, научились чему-то новому, приобрели   новых друзей и при этом находились в поле зрения взрослых. Важно и также, чтобы выбранные формы и методы занятости и отдыха детей были реалистичны с точки зрения условий конкретного образовательного учреждения.

Цель оздоровительного лагеря «Колобок» с дневным пребыванием - не просто создание условий для летнего отдыха ребёнка, а содействие в реализации потребности ребенка отдыхать с пользой для себя и социума.

Деятельность летнего оздоровительного лагеря способствует не только укреплению и сохранению здоровья учащихся, но играет важную роль в социальном воспитании подрастающего поколения. Воспитательные задачи направлены на формирование гражданственности, трудолюбия,  нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, к семье, к природе.

Условия формирования патриотизма и гражданственности включают в себя возрождение национального самосознания, возрождения национальных идеалов, народных традиций, обычаев, обрядов.  Патриотизм начинается с малого – с любви к своей семье, к своей школе, к своему селу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, к прошлому и настоящему, ко всему.

 Родной край – частица нашей огромной страны. Интерес ребёнка к природе и истории родного края не следует замыкать рамками школы. Воспитание любви к Родине должно основываться не на отвлечённых понятиях, а на конкретных примерах, изучение которых позволит сложить воедино общую картину образа малой Родины.


  1. 2. Цель, задачи программы.

ЦЕЛЬ: Создание благоприятных условий для полноценного отдыха, оздоровления детей.                                                                                                

ЗАДАЧИ: 

  1. Содействовать формированию краеведческой культуры, гражданско-общественной и коммуникативной компетентности воспитанников
  2. Способствовать развитию  личностного потенциала каждого ребенка.  
  3. Организовать сотрудничество  детей и взрослых на основе соуправления.

  1. Механизм реализации программы.

Учитывая возрастные особенности младшего и среднего школьного Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства.

В. А. Сухомлинский

    Перед детьми ставятся цели и задачи, успех в достижении которых требует напряжения сил и дает возможность подтвердить или изменить свою самооценку, предоставляют ребенку «поле успеха» в различных видах деятельности, предложенных игровыми ситуациями. Учет достижений ребенка на  праздниках, конкурсах, играх – создает  условия для самореализации и развития личности ребенка. Являясь развлечением, отдыхом, игра перерастает в обучение, творчество, в модель человеческих отношений.

Структура участников лагеря

структура колобок.jpg

Структура соуправления.

Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей. Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.

САМОУПРАВЛ ЛАГЕРЯ.jpg

Каждую поляну возглавляет  хозяин поляны. У хозяина есть также помощники. Воспитатели являются гидами. Хозяева полян, помощники и гиды – главный органа самоуправления (сбор).

Воспитанники по итогу каждого мероприятия получают «колобки», по их количеству определяется самый активный ребенок .

Промежуточные результаты участия в проводимых мероприятиях подводятся на еженедельных заседаниях общего сбора, окончательные – на итоговом сборе участников, где будут подведены итоги, вручены грамоты участникам в зависимости от номинации (личностные результаты).


  1. Содержание программы. План мероприятий.

Содержание программы имеет направления:

Направления программы

Краеведческое                                                    Содержательно-

                                                                            досуговое

Краеведческое: экскурсионная деятельность «Памятные места села Серпейск», познавательная деятельность по изучению природы родного края «Экологическая тропа», «Я живу в Серпейске», «Летопись села».

Спортивно-оздоровительное:

 развитие навыков гигиены, организация  полноценного рационального питания, приобщение детей к здоровому образу жизни; вовлечение воспитанников в активную спортивно-оздоровительную деятельность;

Содержательно-досуговое: организация тематических мероприятий (праздники, игры, конкурсы,  шоу – программы), организация работы пресс-центра.

Содержательно-досуговая деятельность также имеет краеведческую направленность.

Каждый день смены – имеет единую направленность, все дела дня объединены темой.

Мероприятия по реализации данной программы

№ дня

Дата

Название мероприятия

Содержание

1 день

День знакомства.

Тренинги, игры на знакомство, самопрезентация «Знакомьтесь, это я». Входная диагностика детей.

Легенда смены – путешествие по родному краю.

Выбор хозяев полян и помощников.

Оформление штаба.  Творческая работа полян.

2 день

Праздник открытия смены «Лагерь начинается».

Маршрутная карта путешествия. Представление ступеней личностного роста.

Презентация творческих работ.

Творческая презентация каждой поляны.

Театрализованное представление.

3 день

День серпейского эколога «Экологическая тропа»

Всемирный день эколога.

Подготовка экологической тропы. «Экологический десант» (игра-путешествие по тропе).

Выпуск экологических плакатов, листовок. Благоустройство территории.

Выпуск листовок «Школьный двор – экологически чистая территория».

4 день

День спорта «Попрыгайка»

Знакомство с забавами и подвижными играми.

Спортивный праздник. Игра «Лапта»

Викторина о спорте.

5 день

День безопасности «Серпейск– территория безопасности»

Игровая программа «Безопасность на дорогах». Акция «Письмо водителю – письмо пешеходу» (знаем сами – научим других).

Веревочный курс «Сильные, ловкие, спортивные».

6 день

 День друзей «Мы – юное поколение Серпейска»

Международный день друзей.

Игровая программа «Сто затей для ста друзей» (конкурсы, викторины о крае, организация игр).

7 день

День песни и танца «Детская душа».

Фестиваль песен «Песни нашего края». Танцевальный калейдоскоп. Мастер-классы игры на народных национальных инструментах.

8 день

День  космоса.

Вертуальная экскурсия «Калуга космическая».

Познавательно-развлекательная игра «Путешествие в космос»

Кокурс рисунков «Все о космосе».

Театральная постановка «Иннопланетяне»

9 день

День села «Мой Серпейск-моя гордость»

День России. «Праздник родного села»

(экскурсия ; конкурс идей «Сделаем родное село лучше»;  конкурс рисунков на асфальте; литературный монтаж «Мой город»)

10 день

День живой природы. «Красная книга Калужской области».

Презентация «Красная книга Калужской области». Выставка рисунков и поделок «Редкие животные и растения родного края». Акция «Сохраним природу родного края вместе» (выпуск и распространение листовок).

Праздник живой природы.  

11 день

День туриста «Туристическая тропа».

Игра по станциям. Этапы:1. Обучающие- как правильно поставить палатку, собрать рюкзак, преодолеть препятствия (река, рукоход и пр.), перевязать и перенести раненого и т.д.

2. Соревнования туристов.

3. Разучивание  туристических песен.  

12 день

День шахмат и шашек

Из истории шашек и шахмат. Большой шахматный турнир, турнир по шашкам. Выбор шахматного короля и королевы, шашечного принса и принцессы.

13 день

День сказки.

«Русские народные сказки»

Типы сказок. Из истории сказок.

Конкурс инсценированных сказок

Викторины на знание сказок; загадок, легенд.

Сказки и мультипликация. Конкурс творческих работ «Я автор сказки»

 

14 день

 День профессий

Встречи с интересными людьми. Праздник «Калейдоскоп профессий моих родителей».

Выставка рисунков и сочинений «Моя будущая профессия на благо малой родины».

15 день

День районного центра

«Родина двух цариц» — город Мещовск...

Экскурсия на родину двух цариц (реальная или вертуальная) Посещение музея г. Мещовск. Просмотр видеофильма «Мещовский край»

16 день

День этнографии  «Путешествие в прошлое»

Этнографический праздник «Этнос»  Знакомство с обычаями, обрядами, ремеслами, культурой народов, населяющих Калужскую область. Театрализованное представление.  Экскурсия в сельскую библиотеку.

17 день

День Памяти «Серпейск в годы ВОВ»

Линейка Памяти (у памятника воинам-серпеянам). Конкурс чтецов «Завтра была война».  Просмотр документального фильма «Мещовский край в тяжелые годы войны»

Трудовой десант (уборка территории Братской могилы).

18 день

День движения «Серпейск спортивный»

История олимпийских игр. Летние виды спорта.

«Юные чемпионы». Большой спортивный праздник.

19 день

 «Мой край будет лучшим».

 (благоустройство территории, конкурс рисунков)

Создание видео-клипа «Серпейск - моя родина»

20 день

День мальчиков и девочек «Богатырь Югры», «Краса Югры»

Шоу-дефиле с элементами соревнований в силе, ловкости, сообразительности и творчестве (готовятся костюмы из подручного материала в национальном стиле).

21 день

Закрытие смены «Памятные дни»

Праздник закрытия смены  (костюмы, песни, танцы)  подведение итогов – вручение грамот, призов с номинациями).


  1. Условия реализации программы.

1.    Нормативно-правовые условия:

                  *  Закон «Об образовании РФ»

                  * Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.

   * Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и                  

          развития  детей 30.0 9.1990г

                                               

                    *  Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.

                     * Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению

                       несчастных случаев с детьми в   школьном оздоровительном лагере.

                     * Инструкции по организации и проведению туристических походов,    

                       прогулок и экскурсий.

                      *  Приказы Отдела  образования

                     *  Должностные инструкции работников.

                     * Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.

                     *  План работы, заявления от родителей.

 

                 

2.   Кадровые условия.

Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря.

       В реализации программы участвуют опытные педагоги школы.

Штатное расписание лагеря подразумевает следующие категории работников лагеря: начальник лагеря, воспитатели, завхоз, техперсонал, повар.

Должность

Обязанности

Начальник лагеря

определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.

Воспитатель

несѐт ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение распорядка дня, норм санитарной и пожарной безопасности, организацию и содержание оздоровительно – воспитательной и досуговой деятельности, работу органов самоуправления и проведение досуговых мероприятий в рамках Программы, анализирует деятельность детей.

Завхоз

Ведет хозяйственную и финансовую деятельность, несет ответственность за организацию питания: составляет примерное 10-дневное меню, осуществляет закупку продуктов в магазине, в конце смены делает отчет по питанию;  

Повар

в организации питания обязательно соблюдают среднесуточные наборы продуктов и используют примерное 10-дневное меню, имеющее заключение Начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Калужской области в Бабынинском, Козельском, Сухиничском, Перемышльском, Мещовском районах; осуществляют двухразовое питание с достаточным количеством свежих фруктов, овощей, зелени.

Техперсонал

осуществляют влажную уборку лагерных помещений, коридоров, пищеблока, мест общего пользования согласно графику 2 раза в день.

Педагогические условия:

  • добровольность включения детей в разработку, подготовку общих дел, в организацию жизни лагеря;

  • сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные виды деятельности (творческие, развивающие, интеллектуальные);

  • систематическое информирование о результатах состязаний, конкурсов, об условиях участия в том или ином деле;

  • организация различных видов стимулирования детей и взрослых;

  • многообразие предлагаемых видов деятельности (право выбора посильного участия в деле);

  • отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих обеспечению успешной самореализации ребенка;

  • создание ситуации успеха в избранных ребенком видах деятельности, индивидуальное и публичное поощрение достигнутого;

  • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой.

Материально- техническая база 

  1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
  2. Материалы для оформления и творчества детей.
  3. Наличие канцелярских принадлежностей.
  4. Настольные игры.
  5. Спортинвентарь.
  6. Аптечка.
  7. Средства личной гигиены

 

Применение

Источник финансирования и материальная база

Ответственные

1

2

3

4

Кабинеты

Комната отдыха, игровые комнаты

Материальная база школы.

Средства на закупку канцелярских принадлежнос-тей для творческих мастерских

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Спортивный

зал

Занятия спортом, линейка (в случае плохой погоды)

Материальная база

школы

физрук

Спортивная площадка

Линейка, проведение общелагерных  игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания

Материальная база школы

Воспитатели, физрук

 

Школьный двор

Тематические мероприятия, игры-путешествия

Материальная база

школы

Воспитатели

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря

Материальная база

школы

Библиотекарь

Школьная столовая

Завтрак, обед, полдник

Районный  бюджет

Повара

Комнаты гигиены

Туалеты, раздевалка

Материальная база школы

технический персонал

Методическое обеспечение программы

  • наличие программы лагеря, плана мероприятий;
  • должностные инструкции, приказ об организации лагеря на базе МКОУ «Серпейская СОШ»
  • проведение установочного семинара для воспитателей до начала смены;
  • подбор методического материала в соответствии с программой лагеря;
  • подбор реквизита для проведения мероприятий;
  • разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности воспитанников лагеря, подведение итогов, обеспечение гласности

           

. Социальное партнерство (взаимодействие с учреждениями культуры, спорта и общественными организациями): соц партнерство.jpg


  1. Диагностика (контроль эффективности реализации программы)

п/п

Мероприятие

Срок проведения

1

Входное анкетирование детей в организационный период с целью выявлениях их интересов, мотивов пребывания в лагере.

1 день смены

Воспитатели

2

Методика «Выбор» (выявление степени удовлетворенности детей работой лагеря)

15 день смены

Воспитатели

3

Цветограмма «Итоги дня»

Ежедневно  

Воспитатели

4

Рефлексия мероприятий

Ежедневно

Воспитатели

5

Итоговое анкетирование детей, позволяющее выявить оправдание ожиданий.

Последний день смены

Воспитатели

ВХОДНАЯ АНКЕТА

Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:

  1. Твои ожидания от  лагеря?
  2. Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
  3. В каких делах ты хочешь участвовать?
  4. Какие творческие объединения и мастерские хочешь посещать?
  5. Чему ты хотел бы научиться за время пребывания в лагере?
  6. Чему ты мог бы научить других?
  7. Интересна ли тебе история, культура, природа родного края?
  8. Назови животных и растения, которые входят в красную книгу Калужской области.
  9. Умеешь ли ты собирать палатку?
  10. Какие русские народные сказки тебе знакомы?
  11. Можешь ли ты подготовить и провести экскурсию?
  12. Умеешь ли ты брать интервью, готовить репортажи, делать презентации?
  13. Есть ли у тебя навыки экологического поведения в природе?

МЕТОДИКА «ВЫБОР»

Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен, 3 – в основном согласен,  2 – трудно сказать, 1 – в основном не согласен, 0 – совершенно не согласен.

1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.

2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.

3. У нас хорошие вожатые.

4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.

5. У меня есть любимый взрослый в нашем лагере.

6. В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.

7. У меня есть любимые занятия в нашем лагере.

8. Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.

Обработка полученных данных.

Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов на общее количество ответов. У = общая сумма баллов / общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это - средняя и низкая степени удовлетворённости детей жизнью в лагере.

ИТОГОВАЯ АНКЕТА

  1. Что ты ожидал (а) от лагеря?
  2. Что тебе особенно понравилось в лагере?
  3. Самое важное событие в лагере?
  4. Что тебе не понравилось?
  5. В чем лагерь не оправдал твоих ожиданий?
  6. Было ли скучно в лагере?
  7. Ты пойдѐшь на следующий год в лагерь? Если нет, то почему?
  8. Тебе хотелось бы остаться на вторую смену?
  9. Что из того, чему ты научился в лагере, ты сможешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
  10. Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятѐрки» до «двойки»).
  11. Какую оценку ты бы поставил за организацию досуга в лагере?
  12. Какие мастерские и творческие объединения ты посещал с интересом?
  13. Появились ли у тебя друзья среди ребят, среди взрослых?
  14. Чему ты научился в лагере?
  15. Что нового узнал?
  1. Ожидаемые результаты.

Воспитанник с заложенными основами  ценностных отношений культурно-регионального сообщества (культурных и нравственных ценностей «малой» родины):

- Изучающий природу родного края с целью бережного отношения к природным ресурсам (узнаю сам – познакомлю других – сохраним природу вместе), пропагандирующий бережное отношение к природе края.

- Способный самореализоваться в личностно-значимой деятельности:

  • разработать и провести экскурсию ( по селу)
  • подготовить и провести викторину по краеведческим темам
  • изготовить поделки, рисунки в различных техниках
  • организовать подвижные игры для друзей.

- любознательный, активнопознающий мир;

- владеющий навыками сотрудничества;

           - выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

  1. Список использованной литературы.

  1. Воронкова, Л.В.    Как организовать воспитательную работу в отряде: Учебное пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2007. – 304 с.
  2. Григоренко Ю.Н.Кипарис-3: Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере: Уч. пособие по организации детского досуга в лагере и школе.- М.: Педобщество России, 2008. – 160 с.
  3. Здравствуй, лето!: В помощь организаторам летнего отдыха детей и подростков. Вып.5 /Сост. О.Л.Иванова, Е.Б.Шарец. - Екатеринбург: Дворец Молодежи, 2005.-40 с.
  4. Летний отдых: идея - проект - воплощение: Из опыта работы детских оздоровительно-образовательных центров (лагерей) Нижегородской обл. / Ред. Л.Г.Нещербет. - Н.Новгород: Педагогические технологии, 2008. – 96 с.
  5. Оздоровление и занятость детей в период каникул    // Нормативные документы образовательного учреждения. - 2007.-№12.-С.16-69.
  6. Панченко, С.    Как подготовить ребят к активной жизни в летнем лагере    // Народное образование. - 2009.-№3.-С.217-223.
  7. Панченко, С. Планирование лагерной смены    // Народное образование. - 2008.-№3.-С.212-220.
  8. Правовое и методическое обеспечение деятельности летнего оздоровительного лагеря: Регламентирующие документы. Примеры оздоровительных проектов: Практическое пособие / авт.-сост. В.Д.Галицкий, И.А.Кувшинкова. - М.: АРКТИ, 2008. – 112 с.
  9. Сысоева М.Е.    Организация летнего отдыха детей: Учебно-методическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 1999. – 176 с.
  10. Сысоева М.Е. Дневник воспитателя детского лагеря. - М.: Центр гуманитарной литературы, 2002. – 80 с.
  11. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.: Новая школа, 2004.- 240 с.
  12. Шмаков С.А. Летний лагерь: вчера и сегодня. Методическое пособие. - Липецк, ГУП «ИГ «Инфол»,2007.-384 с.

  1. Приложение 1. Символика детского оздоровительного лагеря «Колобок»

Девиз: 

«Наш девиз - не унывать

Вместе что-то узнавать

Дома мы не усидели

Колобки всегда при деле».

Эмблема: 

эмблема колобок.png 

Законы жизни в лагере

Закон  добра   (не  навреди  себе, не  навреди  другому).

  • Закон   « О:О»  (не  опаздывать).
  • Закон уважения (к старшим, к сверстникам, к малышам).
  • Закон вежливости.
  • Закон  поднятой  руки.
  • Закон   бережного  отношения  к  окружающей природе.
  • Закон  чистоты (чисто  там, где не сорят).
  • Закон  культуры   речи  (не  сквернословить).
  • Закон территории (не покидать  без  разрешения).

Песня:

Ты да я, да мы с тобой,

Ты да я, да мы с тобой,

Здорово, когда на свете есть друзья!

Если б жили все в одиночку,

То уже давно на кусочки

Развалилась бы, наверное,  Земля.

Ты да я, да мы с тобой,

Ты да я, да мы с тобой,

Землю обойдем, потом махнем на Марс!

Может, у оранжевой речки –

Там уже грустят человечки

Оттого, что слишком долго нету нас.

Ты да я, да мы с тобой,

Ты да я, да мы с тобой,

Нас не разлучит никто и никогда.

Даже если мы расстаемся,

Дружба все равно остается,

Дружба остается с нами навсегда.

Ты да я, да мы с тобой,

Ты да я, да мы с тобой,

Здорово, когда на свете есть друзья!

Даже если мы расстаемся,

Дружба все равно остается,

Дружба остается с нами навсегда.


  1. Приложение 2. Распорядок дня.

ВРЕМЯ

ЗАНЯТИЕ

8.30.

Утренний сбор в лагере.

Утро. Солнышко встает – спать ребятам не дает.

8.35.

Утренняя зарядка.

Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку.

8.50.

Утренняя линейка. План на день. Ритуал «Благо».

Горн зовет, пора-пора на линейку, детвора!

9.00.

Завтрак.

Каша, чай, кусочек сыра – вкусно, сыто и красиво.

9.30. – 11.30.

Занятия творческих объединений. Организация деятельности мастерских.

11.30 – 12.30.

Игры на свежем воздухе; массовые мероприятия, экскурсии.

Вместе с отрядом сил не жалей – бегай, прыгай, мяч метай в цель.

12.30.

Обед.

Нас столовая зовет, суп отличный и компот.

13.00 – 14.00

Тихий час.

К нам приходит тишина, отдыхает детвора.

14.00. – 15.00

Час развлечений. Праздники. Соревнования. Конкурсы.

Ждет нас много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных.

15.00. – 15.30

Библиотечный час (чтение книг, просмотр кинофильмов).

Книга – наш отличный друг. Это знают все вокруг.

15.30.

Полдник.

Вот уже в который раз повара встречают вас.

16.00.

Вечерний сбор отряда. Подведение итогов дня. Ритуал «Берегиня».

Заполнение дневника экспедиции. Выпуск бюллетеня по итогам дня.  

16.30.

Дети расходятся по домам.

За день очень мы устали. «До свидания» друг другу сказали.