5.Материал, содержащий педагогический опыт в образовательной технологии в сфере ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.13 КБ |
![]() | 9.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое педагогический опыт, его разновидности?
Педагогический опыт - совокупность практических знаний, умений и навыков, приобретенных педагогом в практической деятельности.
В методической литературе выделяют следующие разновидности педагогического опыта:
- Исторический - результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования.
- Массовый - результаты педагогической теории и практики, которые широко применяются в деятельности большинства учителей.
- Передовой (актуальный) - это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, это достижение наилучшего педагогического результата за счёт усовершенствования имеющихся средств и оптимальной организации учебного процесса.
- Новаторский – содержит элементы новизны, открытия, изобретения, авторства.
В работе методической службы любого уровня одно из ведущих мест занимает проблема выявления, изучения, обобщения и распространения актуального (передового) педагогического опыта.
Функции педагогического опыта
Учитывая сказанное, можно теперь подойти к выявлению функций по отношению к педагогической науке опыта работы учителей, независимо от ее успешности или неуспешности.
Одна из функций педагогического опыта в системе связи науки и практики заключается в том, что он предоставляет эмпирический материал для научного изучения, поскольку именно в нем возникают непредвиденные ситуации и проблемы, которые становятся объектами научного исследования. Именно обращение с позиций науки к практическому опыту дает педагогу-исследователю эмпирический материал.
Другая функция опыта проявляется в том случае, когда опыт удачен. Тогда он …
может служить для многих педагогов-практиков образцом хорошей работы. Однако значение таких образцов ограниченно. Они полезны не для копирования, а для осмысления и, возможно, подражания в пределах, которые волен установить каждый, кому этот опыт показался приемлемым в каком-то отношении. Непосредственное перенесение, тем более «внедрение» опыта в таком виде, как он осуществляется в определенных условиях конкретными учителями, в другие школы, как правило, не дает хороших результатов. Опыт всегда остается достижением лишь того, кто этот опыт пережил. Передается логический вывод из него, то есть теория, основанная на опыте в широком смысле этого слова. Вполне применимы здесь мудрые слова Л. Выготского о том, что искусство так же относится к жизни, как вино к винограду. То же можно сказать и о науке. В ее готовом продукте неразличимы ни кожура, ни косточки. Остается суть, извлеченная из эмпирии, общее из того сплетения общего и единичного, что ее характеризует.
Предварительный просмотр:
Анализ ООД ручной труд в образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие» в старшей группе
Проводил ООД: воспитатель – наставник: Шигурова Ирина Александровна
Тема ООД: «Заяц»
Вид ООД: конструированию из бумаги
Присутствовало детей: 22 человека
Форма организации: фронтальная, индивидуальная.
Задачи:
Образовательные.
- Формировать у детей умение планировать этапы выполнения работы, соблюдать последовательную цепочку действий. Закрепить навыки складывания листа бумаги в разном направлении, проглаживая сгибы.
Развивающие.
- Развивать общую моторную координацию и мелкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно двигательную координацию. Развивать зрительное внимание, ассоциативную память. Развивать творческое воображение, художественный вкус, фантазию, творчество. Развивать мелкую моторику, внимательность.
Воспитательные.
- Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Желание дарить подарки. Воспитывать эстетический вкус. Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Интеграция образовательных областей: «Познание»; «Коммуникация»; «Социализация».
Структура ООД:
I. Организационный момент.
III. Основная часть.
IV. Итог.
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей.
Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи: познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная.
Структура занятия: состоит из трёх частей, все они взаимосвязаны одной темой.
Первая часть занятия организационная, которая включает в себя эмоционально – психологический настрой на деятельность. Были использованы различные методы и приёмы: наглядные – для привлечения внимания детей, словесные – вопросы к детям, беседа для активизации, пояснения, повторение, обобщения - самостоятельного мышления (художественное слово).
Вторая часть – основная, были использованы: проблемные вопросы по изготовлению игрушек, показ, объяснение самой продуктивной деятельности. В течение практической работы у детей наблюдался повышенный интерес к заданию, заинтересованность детей, утомления не наблюдалось. Во время речевого общения при выполнении работы воспитанниками давала позитивную оценку детской деятельности, ответам детей. Речевая активность, умение слушать и понимать собеседника - эти умения дети получали в непринужденной форме. Интонацией голоса старалась создавать в группе доброжелательную атмосферу. При затруднениях воспитанников повторно давала инструкцию выполнения задания, развивая чувство уверенности в собственных силах.
Инструкции были четкими, понятными, доступными. Активировала каждого ребёнка для участия в анализе выполненных работ. Во время работы особых трудностей дети не испытали, так как это задание было для них не впервые. Для снятия утомления и перехода к другому виду заданий провела короткую физ. минутку.
Длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей старшего возраста – 25 минут. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Я считаю, что поставленные программные задачи в ходе занятия были решены.