5.Материал, содержащий педагогический опыт в образовательной технологии в сфере ДОО

Худашова Надежда Николаевна
Что такое педагогический опыт, его разновидности?
Анализ ООД ручной труд в образовательной области

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое педагогический опыт, его разновидности?

Педагогический опыт - совокупность практических знаний, умений и навыков, приобретенных педагогом в практической деятельности.

В методической литературе выделяют следующие разновидности педагогического опыта:

  • Исторический - результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования.
  • Массовый - результаты педагогической теории и практики, которые широко применяются в деятельности большинства учителей.
  • Передовой (актуальный) - это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, это достижение наилучшего педагогического результата за счёт усовершенствования имеющихся средств и оптимальной организации учебного процесса.
  • Новаторский – содержит элементы новизны, открытия, изобретения, авторства.

В работе методической службы любого уровня одно из ведущих мест занимает проблема выявления, изучения, обобщения и распространения актуального (передового) педагогического опыта.

Функции педагогического опыта

Учитывая сказанное, можно теперь подойти к выявлению функций по отношению к педагогической науке опыта работы учителей, независимо от ее успешности или неуспешности.

Одна из функций педагогического опыта в системе связи науки и практики заключается в том, что он предоставляет эмпирический материал для научного изучения, поскольку именно в нем возникают непредвиденные ситуации и проблемы, которые становятся объектами научного исследования. Именно обращение с позиций науки к практическому опыту дает педагогу-исследователю эмпирический материал.

Другая функция опыта проявляется в том случае, когда опыт удачен. Тогда он …
может служить для многих педагогов-практиков 
образцом хорошей работы. Однако значение таких образцов ограниченно. Они полезны не для копирования, а для осмысления и, возможно, подражания в пределах, которые волен установить каждый, кому этот опыт показался приемлемым в каком-то отношении. Непосредственное перенесение, тем более «внедрение» опыта в таком виде, как он осуществляется в определенных условиях конкретными учителями, в другие школы, как правило, не дает хороших результатов. Опыт всегда остается достижением лишь того, кто этот опыт пережил. Передается логический вывод из него, то есть теория, основанная на опыте в широком смысле этого слова. Вполне применимы здесь мудрые слова Л. Выготского о том, что искусство так же относится к жизни, как вино к винограду. То же можно сказать и о науке. В ее готовом продукте неразличимы ни кожура, ни косточки. Остается суть, извлеченная из эмпирии, общее из того сплетения общего и единичного, что ее характеризует.



Предварительный просмотр:

Анализ ООД ручной труд в образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие» в старшей группе  

Проводил ООД:  воспитатель – наставник: Шигурова Ирина Александровна

Тема ООД: «Заяц»

Вид ООД: конструированию из бумаги

Присутствовало детей: 22 человека

Форма организации: фронтальная, индивидуальная.

Задачи: 

Образовательные.

- Формировать у детей умение планировать этапы выполнения работы, соблюдать последовательную цепочку действий. Закрепить навыки складывания листа бумаги в разном направлении, проглаживая сгибы.

Развивающие. 

- Развивать общую моторную координацию и мелкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно двигательную координацию. Развивать зрительное внимание, ассоциативную память. Развивать творческое воображение, художественный вкус, фантазию, творчество. Развивать мелкую моторику, внимательность.

Воспитательные. 

- Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Желание дарить подарки. Воспитывать эстетический вкус. Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Интеграция образовательных областей: «Познание»; «Коммуникация»; «Социализация».

Структура  ООД:

I. Организационный момент.

III. Основная часть.

IV. Итог.

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей.

Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи: познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная.

Структура занятия: состоит из трёх частей, все они взаимосвязаны одной темой.

Первая часть занятия организационная, которая включает в себя эмоционально – психологический настрой на деятельность. Были использованы различные методы и приёмы: наглядные – для привлечения внимания детей, словесные – вопросы к детям, беседа для активизации, пояснения, повторение, обобщения - самостоятельного мышления (художественное слово).  

Вторая часть – основная, были использованы: проблемные вопросы по изготовлению игрушек, показ, объяснение самой продуктивной деятельности. В течение практической работы у детей наблюдался повышенный интерес к заданию, заинтересованность детей, утомления не наблюдалось. Во время речевого общения при выполнении работы воспитанниками давала позитивную оценку детской деятельности, ответам детей. Речевая активность, умение слушать и понимать собеседника - эти умения дети получали в непринужденной форме. Интонацией голоса старалась создавать в группе доброжелательную атмосферу. При затруднениях воспитанников повторно давала инструкцию выполнения задания, развивая чувство уверенности в собственных силах.

Инструкции были четкими, понятными, доступными. Активировала каждого ребёнка для участия в анализе выполненных работ.   Во время работы особых трудностей дети не испытали, так как это задание было для них не впервые. Для снятия утомления и перехода к другому виду заданий провела короткую физ. минутку.

  Длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей старшего возраста – 25 минут. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Я считаю, что поставленные программные задачи в ходе занятия были решены.